Города волго вятского района

Волго-Вятский экономический район СССР, один из крупных экономических районов СССР. Включает Горьковскую и Кировскую области, Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР. Площадь 263,3 тыс. км2. Население (1970) 8348 тыс. чел. В.-В. э. р. один из многонациональных в РСФСР. 3/4 его населения составляют русские, живут также чуваши (в Чувашской АССР), марийцы (в Марийской АССР и пограничных районах Кировской и Горьковской областей), мордва (в Мордовской АССР и Горьковской области), татары. Средняя плотность населения 31,7 человек на 1 км2. Наиболее плотно заселены правобережные низовья Оки и Чувашской АССР. Городское население 53%. Район обладает значительными трудовыми ресурсами, часть которых он отдаёт другим районам страны.

Расположен в восточной половине Восточно-Европейской равнины, на стыке лесной и лесостепной зон. Имеются небольшие возвышенности: на С. — отроги Северных Увалов, на С.-В. — Верхнекамская и на Ю.-В. — Приволжская (высшая точка 338 м). Почти весь район принадлежит бассейну Волги. Волга делит территорию на две неравные части: большую левобережную — Заволжье и меньшую — Правобережье. Основные природные богатства — лес (1,8% общесоюзных запасов) и фосфориты (Вятско-Камское месторождение — 18,8% общесоюзных запасов по категориям А+В+С1 и 28% общесоюзных балансовых запасов). Топливно-энергетические ресурсы представлены торфом (1,0% общесоюзных разведанных запасов) и гидроэнергией (0,4% общесоюзных потенциальных ресурсов). Имеются крупные залежи гипса (9,2% общесоюзных запасов).

Географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны и районами потребления. В.-В. э. р., занимая 1,2% территории, сосредоточивает 3,5% населения и 4,4% промышленно-производственного персонала СССР. Это часть старопромышленного Центра страны, одна из основных баз обрабатываемой промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки (их удельный вес в промышленности 37%). В районе сложился крупнейший в стране комплекс автомобильной промышленности, на долю которого приходится 45% общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 1/5 легковых, около 1/4 автобусов, свыше 85% автонормалей. Головное предприятие автостроения — Горьковский автозавод. Кроме того, район выделяется в народном хозяйстве страны другими видами машиностроения (производство судов, моторов, дизелей, газомотокомпрессоров, металлорежущих станков, электротехнического оборудования и приборов, кабеля, электроламп и светотехнических средств, радиоприборов и аппаратуры и др.), химической промышленностью (автомобильные шины, фосфоритная мука, основная химия, синтетические материалы), а также вывозкой древесины, производством бумаги, картона, пиломатериалов. В 1969 вывозка древесины составила 30,2 млн.

плотных м3, производство пиломатериалов 8,5 млн. м3, бумаги 519,9 тыс. т, картона 147,3 тыс. т. На долю района приходится свыше 8% общесоюзной добычи топливного торфа. Производство электроэнергии составило 14456 млн. квт·ч (1969). На металлоломе и привозной мартеновской шихте работают металлургические заводы (Горький, Выкса, Кулебаки, Омутнинск). В.-В. э. р. — район старинных промыслов, возникших на базе переработки металла и древесины. Особенно развиты художественные и декоративные промыслы (хохломская роспись, дымковская игрушка, павловские металлоизделия и др.).

Крупнейший промышленный узел района — Горьковский: г. Горький с городами-спутниками Дзержинск, Бор, Кстово, Балахна, Городец, Заволжье, Богородск и др.; здесь расположены Горьковский автозавод, заводы «Красное Сормово», фрезерных станков, Горьковский телевизионный им. В. И. Ленина, «Красная Этна», Новогорьковский нефтеперерабатывающий, Чернореченский химкомбинат, Ба-лахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, Заволжский моторный завод, Горьковская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др. Другой крупный промышленный узел — Кировский: г. Киров с городами-спутниками Нововятск, Кирово-Чепецк, Слободской (металлообрабатывающая, химическая, кожевенно-обувная, деревообрабатывающая промышленность). В послевоенные годы сформировались новые крупные промышленные узлы: Чебоксарский (электротехника, текстиль), Саранско-Рузаевский (производство светотехнических изделий, экскаваторов, самосвалов, резинотехнических изделий), Йошкар-Олинский (радиодеталей, приборов и др.). В Саранске вошли в строй крупный резиновый комбинат, литейный завод, в Новочебоксарске мощный химкомбинат. На Волге строится Чебоксарская ГЭС. Развивается промышленность в небольших и средних городах, расположенных вне крупных промышленных узлов, — Арзамасе, Павлове, Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Вятских Полянах, Котельниче, Волжске, Алатыре, Канаше, Шумерле. Валовая продукция промышленности района за 1960—69 выросла более чем в 2 раза.

Сельское хозяйство специализируется на производстве продовольственного и фуражного зерна, картофеля, технических культур — льна-долгунца (в Заволжье), конопли (на Правобережье), хмеля (в Чувашии), молочно-мясном животноводстве; развивается пригородное хозяйство вблизи крупных промышленных центров. С.-х. угодья составляют 10,8 млн. га (41% территории района), в том числе пашня 7,8 млн. га, сенокосы и пастбища 2,8 млн. га. Площадь земель с осушительной сетью 118,3 тыс. га (1969). Посевные площади занимают (1969) 6,5 млн. га, из них 59% под зерновыми, 30,3% — кормовыми культурами. Сеют рожь (один из самых высоких удельных весов в посевах по сравнению с другими районами РСФСР), пшеницу, гречиху, зернобобовые, из технических — лён, коноплю, сахарную свёклу, хмель, махорку. По берегам Волги и Оки развито товарное садоводство. На начало1970 в районе было 2,9 млн. голов крупного рогатого скота (в том числе 1,4 млн. коров), 1,5 млн. свиней и 2,4 млн. овец и коз. Удельный вес района в РСФСР составляет (1969, в %): по производству зерна — 3,2, картофеля — 12, овощей — 5,8, молока — 7,1, мяса —6,0.

Железнодорожный и речной транспорт благодаря положению района на важнейших транзитных путях страны является одной из отраслей общесоюзной специализации. Транспортная сеть района радиальная с центром в г. Горьком. Судоходство по Волге, Оке, Вятке, Ветлуге. Развивается трубопроводный транспорт (нефте- и газопроводы из Поволжья).

В В.-В. э. р. ввозится большое количество топлива и промышленного сырья, в особенности угля (из Кузбасса, Донбасса, а также месторождений Урала), нефти и газа (из Волго-Уральской нефтегазоносной области), чёрных металлов (с Урала и Юга). Вывозятся машины и металлоизделия, промышленные товары широкого потребления, химические продукты, картофель, хмель. В Центральное Поволжье, на Украину и Северный Кавказ отправляются лесоматериалы.

Лит.: Матвеев Г. П., Приваловская Г. А., Хорев Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географическая характеристика, М., 1961; Волго-Вятский район. Экономико-географический обзор, , 1964; Хорев Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географический очерк, М., 1964; Хорев Б. С., Узловые вопросы развития и размещения производительных сил Волго-Вятского экономического района, в сб.: Развитие и размещение производительных сил экономических районов СССР, М., 1967; Средняя полоса Европейской части СССР, М., 1967.

Б. С. Хорев.

Волго-Вятский экономический район.

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН (ВВЭР)

2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов.

Климат района континентальный. Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических рай­онов России. Среди полезных ископаемых промышленное зна­чение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Камского месторож­дения Кировской области. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер. Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую об­ласть. Его запасы имеются также в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется. Территория района признана высокоперспек­тивной по запасам нефти, газа и кимберлита.

Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для произ­водства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. Важное значение для развития промышленности строитель­ных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья. Запасы их сконцентрированы в Мордовии и Кировской области. Среди месторождений большими промышленными запасами мергельно-меловых пород выделяется Алексеевское (Республика Мордовия). К важнейшим природным богатствам района отно­сят лесные ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд. м3, что со­ставляет около 2% всех запасов древесины Российской Федера­ции. 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую область и север Нижегородской.

Волго-Вятский экономический район выделяется среди ев­ропейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами.

4. Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса

Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского райо­на являются машиностроение и металлообработка (более 37%), неф­техимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес лег­кой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечис­ленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промыш­ленности Волго-Вятского района. Главная отрасль специализации района — машиностроение со слож­ной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, представленное, прежде всего Нижегородским машиностроительным ком­плексом.

Среди предприятий автомобиле­строения выделяются акционерное общество «АвтоГАЗ», голов­ное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает лег­ковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники в малых и средних городах региона: моторный завод — в Завол­жье, завод тормозных узлов — в Канаше, шинный завод — в Кирове, заводы автофургонов — в Шумерле, автосамосвалов — в Саранске, в Павловске выпускают автобусы для сельской мест­ности.

Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное веду­щим предприятием страны АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Судостроение представлено также в городах Нижегородской области — Навашино и Городец.

Одной из ведущих отраслей специализации Волго-Вятского эко­номического района является многоотраслевая химическая промышлен­ность, работающая в основном на привозном сырье и материалах, вы­пускающая сотни наименований полупродуктов и конечных продук­тов для основной и органической — полимерной химии. В структуре химической про­мышленности повысился удельный вес производства минеральных удо­брений на базе используемых местных Верхне-Камских фосфоритов (Кировская область), продукции нефтепереработки на Нижегородском и Кстовском нефтехимкомбинатах, в Новочебоксарске, а также про­изводства резинотехнических изделий на Саранском промышленном предприятии. Сырьевой базой для нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности и органической химии является нефть и нефтепродукты, поступающие по нефтепроводам из Поволж­ского и Западно-Сибирского нефтедобывающих и нефтеперерабаты­вающих районов. Центры производства химической и нефтехимичес­кой продукции — Кстово, Нижний Новгород, Дзержинск.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации яв­ляется лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Основные заготовки леса ведутся в Киров­ской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов органи­зована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе полу­чила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России. Крупнейшим предприятием от­расли является Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.

Топливно-энергетическое хозяйство формируется в основном на привозных топливно-энергетических ресурсах (ТЭР): угле Печорского, Подмосковного, Кузнецкого бассейнов и природном газе и нефти, поступающих из Поволжского и Западно-Сибирского районов по ма­гистральным трубопроводным транспортным артериям.

Гидро­энергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской и Нижегородской. Атом­ная станция теплоснабжения — Горьковская АСТ.

Легкая промышленность Волго-Вятского экономического района представлена швейной, хлопчатобумажной, льняной, шерстяной, ко-жевенно-обувной, меховой отраслями, народными промыслами. В районе производятся хлопчатобумажные ткани (Чебоксары) на при­возном хлопке, льняные (в Кировской и Нижегородской областях и в Мордовии) — на собственном сырье. Кожевенное и овчинно-шубное производство размещается в Нижнем Новгороде, Кирове, Богородске, Йошкар-Оле, Слободском, Вахруши.

Раз­мещена пищевая промышленность по территории района повсемест­но, включает в себя мясную, маслодельную, крупяную, заготовку гри­бов, лесных ягод. Основывается пищевая промышленность преимуще­ственно на собственном сельскохозяйственном производстве.

Сельское хозяйствоВолго-Вятского района располагает зна­чительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России.

Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — пред­ставлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины по­севных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные — гречиха, просо.

Главная техническая культура — лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области). Выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство.

Животноводство ВВЭР представлено скотоводством, овцевод­ством, свиноводством, а также кролиководством, птицеводством и пче­ловодством.

5. Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский регион рас­полагает всеми видами транспорта — железнодорожным, реч­ным, автомобильным, трубопроводным, воздушным.

Речной транспорт обеспечивает внешние и внутренние связи рай­она по таким судоходным рекам, как Волга, Ока, Вятка, Ветлуга.

Круп­ные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары.

6. Территориальная организация хозяйства

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Ниже­городская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленно­сти. Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются ма­шиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.

В экономике Республики Марий Эл преобладает промышлен­ность. В структуре промышленного производства на долю ма­шиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре машиностроения наи­больший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным районам. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития име­ет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промыш­ленности в республике является машиностроение, на долю ко­торого приходится более 50% объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полу­проводников. Велика доля пищевой промышленности — почти 1/5 всей промышленной продукции республики.

В Чувашской Республике в структуре производства промыш­ленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства. Здесь производятся ткацкие станки и бульдозеры. Среди маши­ностроительных предприятий Республики выделяется АО «Промтрактор» — единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного исполь­зования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В структуре промышлен­ного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химиче­ская отрасли.

Добавить комментарий

Закрыть меню