Горе от ума проблемы

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.

Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим «высоким и прекрасным».

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.

В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.

Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали. И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».

Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.

Автор, таким образом, на примере главного героя утверждает, что «горя от ума» не будет, когда в человеке соединится зрелость, глубина проникновения в суть вещей и разумность во всех отношениях.

Вопрос 3. Проблематика и идейный смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть отрывка из комедии

ПЛАН ОТВЕТА
1. Конфликт комедии — конфликт века.
2. Основные противоречия «века нынешнего» и «века минувшего»:
— отношение к службе;
— отношение к просвещению;
— отношение к феодально-крепостнической системе.
3. Зарождение новых, прогрессивных сил будущего:
— двоюродный брат Скалозуба;
— родственник Тугоуховской;
— Чацкий.
4. Чацкий — победитель или побежденный?
5. Значение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
1. Комедия «Горе от ума» была написана А.С. Грибоедовым в начале XIX
века, а эпоха смены веков, как правило, сопровождается глубокими
изменениями в социальной среде и характерным для этого времени быстрым
нарастанием противоречий между представителями двух веков. Грибоедов уловил
главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812
года. В комедии ставятся самые жгучие вопросы той поры: положение русского
народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами,
самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние
просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода
личности, национальная самобытность.
2. Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух
общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого,
крепостнического, и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого
и провозглашении передовых идей того времени. Борьба «века нынешнего» с
«веком минувшим» — это борьба Чацкого, передового человека своего времени,
и отсталого фамусовского общества.
Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских
мыслей и интересов. Смысл жизни они видят прежде всего в обогащении, они
карьеристы и завистники. Они стоят у власти, занимают высокое общественное
положение. Службу они рассматривают только как источник доходов, как
средство получить незаслуженные почести. Очень показательно признание
Фамусова:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
В обществе московских дворян распространены такие явления, как
кумовство, семейственность. Фамусов говорит:
Ну как не порадеть родному человечку,
и не скрывает тот факт, что у него
…служащие чужие очень редки:
Все больше сестрины, свояченицы детки.
Это люди, лишенные чувства гуманности, враги свободы, душители
просвещения, их сокровенное желание — «забрать все книги бы да сжечь». Один
из них выменивает на три борзые собаки толпу своих слуг, которые «и честь и
жизнь его не раз спасали». Другой, ради пустой забавы, сгоняет на
крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродает
их поодиночке.
3. Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально-
крепостническую систему, А. С. Грибоедов ясно видел и положительные
общественные силы своей эпохи, зарождение и рост новых, прогрессивных
стремлений и идей. Так, Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный
брат, набравшийся «каких-то новых правил», пренебрег следовавшим ему чином,
оставил службу и «в деревне книги стал читать». Княгиня Тугоуховская
рассказывает, что ее родственник, учившийся в педагогическом институте,
«чинов не хочет знать!». Фамусов, имея в виду широкое распространение
вольномыслия, называет свое время «ужасным веком». Но с наибольшей полнотой
пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе
Чацкого. Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный воин против
крепостничества и деспотического самовластья, мужественный рыцарь правды,
беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому,
что стоит на пути разума. Он клеймит невежество, обличает барство и
выступает пламенным пропагандистом науки, просвещения, искусства. Грибоедов
писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и
этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим».
Глубоко веря в правоту своих идей, Чацкий убежден, что его мечтания
осуществятся, что будущее принадлежит новым людям, его собратьям по духу.
4. В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого
сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги,
которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми,
в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда
принадлежал. Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий
оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву. В столкновении
с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он
остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком
минувшим», его нормами, идеалами, жизненной позицией.
5. Изображая в комедии «Горе от ума» социально-политическую борьбу
консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и
быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны.

«Горе от ума» —
это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными
противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выражение идей первого этапа
русского освободительного движения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какой можно представить дальнейшую судьбу Чацкого?
2. Каково значение «говорящих фамилий» в тексте комедии?

Добавить комментарий

Закрыть меню