Горе от ума общество фамусова

Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» была написана в годы острой борьбы между старым, реакционным барством и революционной молодежью, видевшей в крепостнических порядках бедствие страны. Эта борьба между прошлым и будущим и явилась главной темой комедии. В «Горе от ума» описаны оба лагеря – отжившее, крепостническое фамусовское общество и его противники (Чацкий с немногочисленными сторонниками).
Яркий представитель «века минувшего» — так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова – богатого, знатного барина. Сюда входят князь и княжна Тугоуховские, старуха Хлёстова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь: они все жесткие крепостники. У них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их жизнь, а хозяева могут выменять крестьян даже на борзых собак… Главное для фамусовского общества – это богатство. Идеалами для них являются люди в чинах.
Людей этого круга также характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов – «управляющий в казенном месте», за целый день он обращается к делам только один раз: по настоянию Молчалина чиновник подписывает бумаги, не обращая внимания на то, что в них «противоречье есть, и многое недельно».
Еще одна черта, объединившая всех «отцов», — преклонение перед всем западным, в частности, французским. Они считают, что нет в мире лучше края, чем Франция, искренне верят, что им «нет спасенья» без иностранцев.

Представители «старого мира» пытаются перенимать язык, культурные обычаи французов, сами не сознавая, как нелепо у них это получается.
Итак, люди фамусовского круга – эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают, лицемерят друг перед другом. Они низкопоклонники и дельцы, льстецы и подхалимы. Фамусов вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо послужиться, и он сгибался в перегиб».
Самым большим страхом для фамусовского общества является просвещение. Фамусов считает, что ученость — «чума», и уверяет, что надо «забрать все книги бы, да сжечь», а Скалозуб мечтает о школе, где «книги сохранят для больших оказий».
Главный вопрос для фамусовского общества – вопрос о службе. Все в этом кругу мечтают «достигнуть степеней известных», обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например, к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий по его шкале ценностей – «пропащий» человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. «Но захоти – так был бы деловой», — замечает Фамусов.
Фамусовское общество – это общество со своими идеологическими представлениями, взглядами на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством», — говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство Фамусовых.

Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Кто входит в фамусовское общество, изображённое Грибоедовым в «Горе от ума»? К типичным представителям общества, с которым приходится бороться Чацкому, относятся Фамусов, Молчалин, Софья, Скалозуб, Хлестова, Загорецкий, Хрюмины, Тугоуховские. Всем им, в одинаковой степени, присуща боязнь заслужить дурную славу в «свете». Здесь, в этом «обществе», прежде всего, стараются жить, «как все» – это главная его характеристика.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

«Как можно против всех» – восклицают княжны Тугоуховские, и это восклицание может быть поставлено эпиграфом ко всей пьесе. «Грех не беда, молва нехороша!» – говорит служанка Лиза, и в этих словах открывает затаенную боязнь этого общества не перед злом, а перед злой молвой. Мысль, «что скажет княгиня Мария Алексевна?» – для Фамусова страшнее, чем убеждение в провинности его дочери. Эта боязнь «общественного суда» заставляет представителей фамусовского общества все усилия прилагать к тому, чтобы жить, «как все», – не отличаясь ни в чем: ни в платье, ни в образе мыслей, ни в складе жизни. Вот почему это общество представляет собой такую сплоченную силу.

Глубоко невежественное, оно с враждой относится к просвещению, – к этому «злу», которое ему хотелось бы «пресечь», не останавливаясь даже перед сожжением всех существующих книг.Понятно, что такое общество, лишенное всех высших интересов, живет бессодержательною жизнью: обеды, ужины, свадьбы, балы, карты, крестины и похороны, – вот те «дела», которые наполняли собою праздную и сытую жизнь этих тунеядцев, беспечно живущих насчет труда крепостных и на средства государства.

Пугливо относится это общество к суду своих сочленов, но оно отважно клеймит презрением людей не своей «касты» – тех, кто смеет иметь свое собственное суждение. Кто принадлежал к «касте», – тому, как Загорецкому, прощалось все: даже и то, что он был «лгунишка, картежник, вор…». «Будь плохонькой», говорит Фамусов про московских женихов, – а в семью все-таки включат, если жених удовлетворял той мерке, которая прилагалась к «женихам» в этом обществе.

Типичным представителем московского общества является в комедии прежде всего сам Фамусов (см. Образ Фамусова и Характеристика Фамусова). Типичны для этой среды также Молчалин, Скалозуб и Софья.

Молчалин – это Фамусов в юности: он старательно выполняет все требования того общества, в котором он рассчитывает найти свое благополучие. Свою «личность» он готов поработить этому обществу до того, что отказывается «сметь свое суждение иметь», говоря, что он «в чинах небольших». Он заискивает не только у влиятельных стариков и старух, но, перещеголяв своего патрона Фамусова, заискивает даже у низших.

Правило его жизни –

Угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, – для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Весь поглощенный заботами о своей «карьере», он усердно торит к ней дорожки не одну, а несколько зараз, низкопоклонничая направо и налево, часто без нужды, в расчете на то, что «частенько там мы покровительство находим, где не метим». В погоне за покровителями, он играет с влиятельными старушками в карты, ухаживает за дочерью начальника. Он – лицемер, как все это лживое общество, замаскированное приличиями и строгостью «общественного суда».

Такой же карьерист – Скалозуб, но хитрость, лукавство, низость Молчалина у него сменяются глупостью и грубостью аракчеевского фрунтовика. Цель его жизни – скорее попасть в генералы. К этой цели он идет решительно и успешно:

Довольно счастлив я в товарищах моих –
Вакансии как раз открыты:
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты!

К просвещению он относится отрицательно, как и все его друзья из фамусовского круга, – из всех наук он признает одну и ставит ее выше всех: военную муштровку и выправку.

Софья – существо двойственное. Она презирает общество, в котором живет, но бороться с ним не станет: её, как Горича, засосала эта жизнь, отравила ее и своей ложью, и своим «непротивлением злу». Она выполняет все, что требует от неё это общество, но спасается от него в интимном мире своей внутренней жизни.

Она – мечтательница, любительница чувствительных романов, создала себе уголок жизни, куда пустила одного Молчалина; в нем она увидела своего героя: его угодливость, податливость представились ей тем «прекраснодушием», которым богато были наделены многие герои тогдашних романов (ср. Грандисона). С Молчалиным она просиживает ночи за роялем, за чтением, – а он, в угоду ей, играет роль сентиментального, романического любовника: вздыхает, пожимает ей руку, а за глаза ее именует в насмешку «печальной кралею».

Чацкий не годился бы на роли героя такого странного романа: он слишком был самобытен и не пошел бы «статистом». Вот почему когда появился Чацкий. Софья испугалась мысли, что он вторгнется в её мирок, разобьёт его, – и она попыталась защитить себя ложью и клеветой – оружием, позаимствованным у фамусовского общества. Убедившись в низости идеализированного ею Молчалина, она переродилась, – она поняла и свою ошибку по отношению к Чацкому, и то ужасное фальшивое положение, в которое она втянута была жизнью в доме отца и в московской среде.

Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Произведение Грибоедова «Горе от ума» было создано в период зарождавшейся борьбы между «веком нынешним» и «веком прошлым». Это противостояние является главной темой произведения. В комедии Грибоедов показывает нам два противоборствующих лагеря. Это общество помещиков и дворян, чтивших крепостное право и все старое, отжившее, другими словами фамусовское общество, и общество молодых людей которые выступали против старых порядков. Одним из таких революционно настроенных молодых людей был Чацкий.
Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.
Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию Молчалина. Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

Также, представителей фамусовского общества объединяет страсть ко всему иностранному, а точнее французскому. Для них французское общество – эталон жизни. Они свято верят в то, что иностранная культура сможет их спасти. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.
И так, основными чертами представителей фамусовского общества являются алчность, жажда власти, эгоизм. Даже в общении друг с другом они распускают сплетни, лицемерят друг другу, сквернословят. Основное их занятие – развлечение. Больше всего они боятся прихода чего-то нового, боятся изменений. Фамусов даже выступает против образования, сравнивая его с чумой.
Единственная цель в жизни таких людей – это продвижение по карьерной лестнице. Карьера — главный смысл их жизни.

Именно по этому, Фамусов хвалит Скалозуба, ставит его в пример другим, и презирает Чацкого, хотя видит в нем потенциал для хорошей карьеры.
Можно сказать, что для фамусовского общества оно само для себя было идеалом, ведь только в нем чтились традиции дворянства, богатство и признание.
В комедии «Горе от ума» Грибоедов открыл нам утопичность фамусовского общества и показал, куда оно может привести Россию.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Фамусовская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • «Мильон терзаний» Чацкого (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Анализ сцены бала в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Анализ заключительного эпизода комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Происхождение героя

    Главным героем новаторской комедии А. Грибоедова является молодой дворянин – Александр Андреевич Чацкий. Он вырос в среде богатых помещиков, да и сам получил в наследство 300 или 400 душ крепостных крестьян. Оставшись рано без родителей, Александр воспитывался в семье друга отца, Фамусова. Однако общество крепостников ему было чуждо и не интересно, поэтому, повзрослев, он отправляется странствовать по свету.

    Семейное положение

    Чацкий – молодой холостой мужчина. Семьи у него нет, поэтому он очень одинок. Возможно, это и стало одной из причин его возвращения в дом Фамусовых. Он хочет жениться на Софье, дочери Фамусова. Они вместе росли, и были в детстве дружны. Герой считает, что искренне влюблен в девушку. Однако, она справедливо упрекает его в том, что за три года отсутствия он не написал ей и строчки. Желание заполучить руку Софьи у героя подкрепляется ревностью. Чацкий замечает, что она влюблена в другого мужчину, секретаря Молчалина. Этот человек кажется герою крайне низким и раболепным существом, недостойным Софии. Однако в обществе того времени больше ценились такие, как Молчалины. Это разочаровывает главного героя — и он так и не женится на любимой девушке.

    Положение в обществе

    Некоторое время Александр Чацкий, как было принято у дворян, находился на военной службе. Но скоро ему это надоело и он ее оставляет. Вариант служить чиновником он тоже отбросил. Герою претило, что в их обществе приветствовалась только военная и чиновничья карьера. Чацкий считал, что передовой человек лучше реализует себя в творчестве или науке. Однако на него смотрели с недоумением, узнав, что он отставной.

    Качества героя

    Чацкий показан весьма умным человеком.

    Но его передовой ум приносит ему скорее горе в обществе невежественных дворян.

    В разговоре с другими героями Александр возвышается благодаря своему красноречию и остроумию. Однако, далеко не все могли это оценить. А его колкие замечания скорее воспринимали, как прямую обиду, потому что не понимали истинного посыла слов. Даже его возлюбленная Софья, которая считает себя умной девушкой, не воспринимает шуток Чацкого. Именно она распространяет слух, что он сумасшедший.

    Чацкий прослыл гордецом, потому что не желал раболепствовать и притворяться ради чина. «Вот то-то, все вы гордецы!», — восклицает Фамусов.

    Александр – независимый, ценящий свободу человек. В отличие от Молчалина, который считал, что все должны от кого-то зависеть, главный герой считал себя свободной личностью. В этом и было их главное отличие.

    Чацкий всегда обо всем имеет собственное мнение, что выдает в нем сильную личность.

    Конфликт героя с обществом

    Московское фамусовское общество считает Чацкого опасным человеком из-за вольнодумства и передовых взглядов. А его нежелание преклоняться и притворяться вообще расценивается, как признаки сумасшествия.

    Несмотря на то, что герой любит свой народ и страну, он ненавидит людскую толпу. Общество, таких людей, как Фамусовы и Молчалины, кажется ему ограниченным и морально падшим.

    Прототип главного героя

    Есть несколько версий, кто же является прототипом Александра Чацкого. Современники Грибоедова полагали, что им мог быть П.Я. Чаадаев или же В.К. Кюхельбекер. Но изучив биографию Александра Грибоедова, становится ясной связь между его личностью и личностью героя. Во фразах Чацкого отчетливо слышны слова автора, выражающие его идеи и взгляды на общество.

    / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»

    Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»

    “В группе двадцати лиц отразилась…
    вся прежняя Москва…”
    И.А.Гончаров
    Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время.
    А.С.Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.
    Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”.

    Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.
    Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.
    Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.
    Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.
    Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.
    Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина.
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
    Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.
    Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С.Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.

    Беру!

    Добавить комментарий

    Закрыть меню