Голова человека пропорции

Министерство образования и науки Российской Федерации

Курганский государственный университет

Педагогический факультет

Реферат

на тему:

«Пропорции головы человека»

Выполнил:

Студент: Усольцева Н.А.

Группа: ПЗ-3938/б/с

Специальность: Профессиональное

Обучение (дизайн)

Курган 2009г.

Большое значение для рисования головы человека имеют пропорции. Чтобы правильно нарисовать голову, сначала нужно понять, как ее построить и какие у нее академические пропорции.

В соответствии с классическим каноном изображения человеческой головы, ее размер соответствует трем с половиной модулям, равным высоте лба, поэтому мы разделим голову на три с половиной части.

Вид лица в фас.

Форма головы напоминает форму яйца, верхняя часть которого формируется сводом черепа, а нижняя — челюстью. В фас голова симметрична, и эта линия симметрии представляет собой первую опору для художника. Если мы проведем вертикальную линию, разделяющую лицо на две части, мы получим ось симметрии, которая позволяет соблюсти пропорции при изображении черт лица.

В соответствии с каноном изображения головы человека, ее размер равен трем с половиной отрезом, равным высоте лба. Первая линия отмечает расположение волос, вторая — глаз, третья — носа и подбородка.

Голова в профиль

В профиль голова представляется более круглой, чем в фас. По классическому канону, ее размер также равен трем с половиной модулям. Но для рисунка моды будет достаточно создать вертикальную ось, разделяющую голову на две одинаковые части. Эта ось послужит вспомогательной линией для правильного расположения ушей. Канон, установленный для изображения головы в фас, служит также для изображения ее в профиль. Вспомогательные горизонтальные линии, созданные для построения головы в фас, используются и для головы в профиль. Треугольник — геометрическая фигура, помогающая изобразить глаз в профиль, а также подходящая для изображения губ.

Размер головы в профиль также состоит из трех с половиной отрезков, которые соответствуют затылку, расположению ушей, основанию шеи и кончику носа. Горизонтальные вспомогательные линии не отличаются от вертикальных.

В изображении лица существуют определенные соотношения между его частями. Лицо можно разделить по горизонтали на три сегмента, соответствующих размеру глаза. Расстояние между глазами равно глазу, это же расстояние определяет ширину носа. Глаза должны находиться на той же высоте, что и уши. По вертикали лицо строится тоже из трех частей, самая верхняя — удвоенная ширина нижних секций, она определяет длину носа. Две нижние секции показывают положение губ и подбородка. При рисовании губ нужно учитывать, что верхняя губа всегда тоньше нижней. Если к этим элементам добавить дуги бровей, мы получим приемлемую схему для рисования лица.

Схема головы.

Когда академический канон рисования головы человека освоен, мы должны научиться обобщать. Можно упростить форму головы, рисуя ее в виде овала. На него наносится вертикальная ось симметрии. На этой вертикальной оси отмечаются черты лица, наносятся четыре линии, соответствующие линии волос, высоте глаз, носу и губам. При этом линия высоты глаз должна находиться практически в центре головы. По этим линиям мы схематически рисуем различные части

Когда академические пропорции головы человека усвоены, мы должны научиться обобщать их, сводить к нескольким базовым размерам и простым геометрическим формам.

Пример канонизации пропорций лица по Штратцу приведен В. П. Воробьевым в 1932г. Горизонтальная линия (3), проведенная на уровне зрачков глаз, делит размер высоты головы на равные верхнюю и нижнюю половины. Верхняя половина в свою очередь делится на лобный отдел (2—3) и область (1—2), соответствующую волосяному покрову. На границе между ними по срединной линии находится точка трихион обозначающая границу волос.

Расстояние от этой точки до подбородка соответствует одному условному модулю и определяет высоту лица. Мы сослались на данный пример разделения пропорций лица, чтобы представить, какой не соответствующей действительности была бы картина всего человечества, при условии, что все лица были бы построены по такому однообразному стандарту. Однако такие канонизированные пропорции лица человека создавались только для обучения в мастерских художников и ваятелей.

В разные времена у разных народов требования к изображению человека диктовались религиозными и сословными представлениями и обусловленными ими эстетическими правилами. Не случайно, как свидетельствует история искусства, в разные исторические эпохи были созданы многочисленные и строгие каноны изображения людей, отклонения от которых строго карались. Однако, поскольку каноны чаще всего только схематизировали реально существующего человека, сегодня они имеют лишь историческое значение как для науки, так и для искусства. Создание геометрической модели лица, универсального для всех людей, не только сложно, но и бесперспективно. Ни одна из них не может учитывать бесконечного числа индивидуальных форм лица у людей одной расовой принадлежности и тем более у многочисленных народов, населяющих Землю. Однако антропометрические модели остаются в какой-то мере приемлемыми в академических классах рисования.

Научная антропология в описании типов лица опирается на объективные критерии, учитывающие индивидуальные особенности. Одним из показателей, характеризующих лицо человека, является лицевой индекс I (лицевой указатель). Он определяется по формуле: 1 = Высота лицевого черепа/Скуловой диаметр * 100%

Высота лицевого черепа измеряется между точками назион — местом пересечения носолобного шва с межносовым (точка лежит на корне носа) и гнатион — наиболее выступающей книзу точкой нижнего края нижней челюсти. Учитываемый в формуле скуловой диаметр — это расстояние между точками зигион, т. е. наиболее выступающими точками на латеральной поверхности скуловой дуги.

Связь формы лица с формой черепа

а — брахицефалический тип черепа;

б —долихоцефалический тип. Краниометрические точки:

1 — глабелла;

2 — эурион;

3 — эпистокраниум к фото.

По величине лицевого индекса у взрослых различают:

· обладателей очень широких лиц (гипер-эврипрозопы, индекс меньше 79,9%);

· широколицых (эврипрозопы, индекс 80—84,5%);

· среднелицых (мезоп-розопы, индекс находится в пределах 85—89,9%);

· длиннолицых (лептипрозопы, индекс 90—94,9%);

· очень длиннолицых (гиперлептипрозопы, индекс 95% и более).

Лицевой индекс может быть рассчитан и без точки на нижней челюсти, а по величине выраженного в процентах частного от деления верхней высоты лицевого черепа на скуловой диаметр. Высота верхней части лицевого черепа является расстоянием от точки назион до точки простион, выступающей кпереди точки между средними резцами верхней челюсти.

Величина этого показателя определяет следующие типы лицевого черепа: мезоны (50—54,9%), эврионы (45—49,9%), лептоны (55—59,9%). Бывают также гиперэврионы (менее 45%) и гиперлептоны (свыше 60%).

Возрастные изменения пропорций головы и лица относительно общей длины тела.

Согласно утверждению греческого скульптора Поликлета Сикионского, жившего в V веке до н. э., лицо должно составлять 1/10 от длины всего тела человека. Леонардо да Винчи считал, что высота головы составляет 1/8 от длины тела. По мнению Фритша размер головы человека по высоте укладывается 73/4 раза в размере длины тела. Эти наблюдения относятся к взрослому человеку.

В понимание законов строения лица большой вклад сделал художник Альбрехт Дюрер. В 1528 г. он издал четыре книги о пропорциях тела человека, в которых большое внимание было уделено лицу.

А. Дюрер предложил систему координат, в которой определялось точное положение каждой анатомической детали. Пропорции человеческого лица оказались не только строго индивидуальными, но и чрезвычайно стабильными, сохраняющимися на протяжении всей жизни индивида, несмотря на органические трансформации, которые происходят непрерывно. В силу того что они захватывают все отделы лица, гармония отношений не изменяется.

Интересно рассмотреть данные, опубликованные Куетельтом в 1848 г. Он измерил расстояния от верхушки головы до верхнего края орбиты и до ротовой щели, а также — дистанцию между медиальными углами глаз и длину ротовой щели у взрослых людей. Выяснилось, что все величины в группе людей в возрасте 18—20 лет и в группе лиц в возрасте 30—50 лет оставались без изменений. Эти данные свидетельствуют о сохранении пропорций между отделами лица. Однако пропорции головы и лица с возрастом изменяются. Так, у новорожденного размер головы в высоту (в среднем 12 см) составляет 1/4 часть от всей длины тела.

У ребенка в возрасте 7 лет голова занимает меньшую часть длины тела, а именно 1/6. У взрослого при средней высоте головы 22,5 см ее доля в длине тела составляет 13%.

Совершенно очевидно, что размеры туловища и конечностей увеличиваются после рождения быстрее, чем размер лица в высоту.

У новорожденного высота лица составляет примерно 1/5 часть длины тела, а у взрослого человека — немного более 1/8. Следует, однако, заметить, что эти пропорции довольно условны, а индивидуальные отклонения весьма значительны.

Есть люди очень высокого роста с обычными для их возраста размерами головы и лица: высота лица у таких людей составляет не 8, а 9 частей и более от общей длины тела.

Чтобы верно изобразить человека, необходимо знать соотношение отдельных частей его фигуры между собой и к целому.

Рис. 15

Поискам идеальных пропорций фигуры было уделено много времени художниками разных времен и народов. Первые пропорции были выработаны еще в Древнем Египте, где за единицу измерения была принята величина среднего пальца руки (рис. 15). Выработкой пропорций занимались и в Древней Греции. Много внимания уделяли пропорциям художники эпохи Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюфер и др. (рис. 16). Внесли свою лепту и представители нашего времени: Ле Карбюзье, И.В. Жолтовский, М.Я. Гинзбург. За это время были выработаны самые разнообразные каноны построения фигуры, основанные на глубоком изучении человека и представлении об идеале той или иной эпохи. Художник Возрождения Д. Вазари замечает: «Так как рисунок является отцом наших трех искусств – архитектуры, скульптуры и живописи, – то он, происходя от разума, извлекает из множества вещей всеобщее суждение, подобное форме, или же идее всех природных вещей, которая вполне естественная по своим меркам. Из этого следует, что не только в телах людей и животных, но даже в растениях, в постройках, статуях и картинах распознается пропорциональность, которая объединяет целое с частями, а также взаимоотношения частей друг с другом и со всем целым».

Рис.

Конечно, все люди разные и встретить человека, сложенного по идеальным пропорциям, трудно, но зная эти пропорции, легче определить отличие одного человека от другого, выявить характерное.

Основные пропорции взрослого мужчины среднего роста на современном этапе по отношению к фигуре (рис. 17): серединой вертикально стоящей фигуры человека является лонное сращение – лобок, делящий ее на две ровные части. Серединой фигуры при взгляде сбоку является большой вертел бедра, а сзади – нижняя точка крестца.

Длина позвоночника мало отличается у людей высокого и низкого роста. Высокий и низкий человек, сидя рядом, часто выглядят людьми одного роста, так как разница в росте в основном получается за счет длины ног. Высота головы укладывается в вертикаль фигуры 7-8 раз.

Рис. 17

Нижняя конечность делится на две равные части в области коленного сустава. Длина бедра равна длине голени вместе с высотой стопы. Бедро всегда длиннее костей голени, голень длиннее стопы. При согнутом колене на сидящей фигуре длина бедра воспринимается вместе с тазом, а высота голени со стопой еще увеличивается за счет толщины нижнего конца бедра. Сзади ноги кажутся короче, так как зрительно воспринимаются от ягодицы. Длина голени со стопой равна примерно двум головам. В длину бедра от коленного сустава до большого вертела также укладываются две высоты головы.

Расстояние от лобка до яремной ямки несколько больше длины бедра. Плечо от акромиального отростка до локтевого сустава равно расстоянию от яремной ямки до талии (или пупка).

Рис.

Ширина таза примерно составляет 1/5 от высоты фигуры, а плечи равны 1/4 или почти двум размерам головы.

Плечевая кость всегда длиннее костей предплечья, а предплечье длиннее кисти.

Локоть на свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне подвздошного гребня таза. Опущенная рука равна примерно трем размерам головы, а средний палец кисти достигает середины бедра.

Длина шеи со спины равна высоте лопатки.

Кисти и стопы у людей одного и того же роста могут быть самых разных размеров. Нередки случаи, когда у людей высоких кисти и стопы малы, а у низких и низкорослых, напротив, велики. В целом длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров. Длина стопы равна длине предплечья.

Средний рост женщины меньше мужского. Руки, и в особенности ноги, относительно всего роста у женщин короче, чем у мужчин.

Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже.

У женщины шея более тонкая и длинная, чем у мужчин. Стопа и кисть значительно меньше мужских.

Торс женской фигуры более длинный относительно мужской. Поясница более изогнута вперед, ягодицы выступают значительно сильнее назад. Грудная клетка женщин уже и короче по сравнению с мужской, а живот длиннее.

При равных условиях развития у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировая ткань отлагается в большем количестве и более равномерно распределена. Поэтому женская фигура имеет более округлые формы.

В детской фигуре в возрасте от 3 до 5 лет по сравнению с фигурой взрослого голова больше, туловище длиннее, шея и ноги короче.

При рисовании фигуры человека в сложном ракурсе линейные размеры отдельных частей сильно сокращаются, и если на рисунке передать все именно так, как это заснял бы фотоаппарат, то мы получим неверное представление о пропорциях фигуры, поскольку они будут сильно искажены. В таких ситуациях для создания убедительного образа натуры мы сознательно идем на нарушение законов конической перспективы.

Рисуя фигуру в сложном ракурсе, необходимо хорошо представлять её в «исходных» позициях, то есть без искажений (рис. 18). Для этого потребуется определенный опыт в изображении фигуры в фас, профиль, сзади, в трехчетвертном повороте. Такие рисунки помогают лучше воспринимать форму тела человека, его пропорции, изучать изменения его в различных ракурсах.

Мастер-класс преподавателя МАОУДО «Детская художественная школа №19» Кальмаева Константина Александровича

«Методика построения и изучения конструкции черепа»

В основе академического рисунка головы человека лежит метод, основанный на конструктивном рисовании черепа. Череп — костная основа головы.

Его особенности, строение и пропорции обуславливают общий характер головы, портретное сходство. Чтобы приступить к рисованию головы человека надо принять одно важное утверждение. В общих своих чертах голова – это ящик, то есть прямоугольная призма, имеющая шесть основных поверхностей: переднюю, две боковые, верхнюю, заднюю или затылочную, нижнюю. Конструктивно голова, так же как и любой другой предмет в трехмерном пространстве подчиняется правилам линейной перспективы. Параллельные прямые, связывающие парные симметричные точки по обе стороны лицевой оси симметрии, имеют одну точку схода на линии горизонта.

Это правило также верно в отношении боковой плоскости. Она сокращается в глубину от вертикальной границы с лицевой (передней) плоскостью в направлении затылочной.

Несколько слов надо сказать о пропорциях головы. Середина расстояния от подбородка до макушки приходится на осевую линию глаз.

По вертикали голова делится на семь отрезков. Два приходится на нижнюю часть, то есть на расстояние от подбородка до основания носа, два на среднюю: от основания носа до бровей, и два на высоту лба до границы волос. Один отрезок- от границы волос до макушки.

Расстояние между глазами равно длине глаза. Разрез рта располагается на одной трети расстояния от основания носа до подбородка. Ширина рта в среднем равна расстоянию между зрачками. Ухо расположено в промежутке между линиями брови и основания носа. Длина шеи в среднем равна половине высоты головы.
В зависимости от положения линии горизонта пропорции головы могут сильно изменяться. При высокой линии горизонта раскрывается верхняя плоскость макушки головы, а лицевая плоскость начиная от лба сокращена в глубину. Ракурс при низкой линии горизонта наоборот раскрывает нижнюю плоскость подбородка, а верхняя часть лица максимально сокращена в глубину. Схематично на яйцеобразной форме головы легко передать ракурс с помощью двух сечений: вертикального по оси симметрии и горизонтального по осевой для глаз.

На практике конструктивный рисунок черепа ведется с натуры. Моделью служит муляж или гипсовый слепок черепа.
Череп делится на два отдела: мозговой и лицевой.
Мозговой отдел состоит из восьми костей:

  1. это лобная
  2. теменная
  3. затылочная
  4. височная
  5. клиновидная
  6. решетчатая

При линейном построении выделяют опорные точки, особенно выраженные анатомические точки на поверхности черепа. Эти точки:
14 — лобные бугры — наиболее выпуклые в лобной части, на форме черепа являются границей между лицевой и верхней плоскостями.
8 — надбровные дуги — образуют верхнюю границу глазниц, в средней своей части имеют две симметричные выпуклости, называемые надбровными бугорками.
10 — скуловые бугры — наиболее выпуклая часть щеки, в боковой плоскости скуловой бугор имеет продолжение в виде скуловой дуги.
13 — грушевидное носовое отверстие в верхней части ограничено выступающей вперед 7 носовой костью.
17 — височная бороздка — справа и слева ограничивают ширину лба.
3 — теменной бугор — задняя верхняя выпуклая поверхность черепа, линия, связывающая височную бороздку и теменной бугор, является границей верхней и боковой плоскостей.
19 — сосцевидный отросток — костный вытянутый вырост, помещается под ушным отверстием.
11 — нижняя челюсть — подковообразная в плане кость, имеющая в дальней границе изгиб, называемый углом нижней челюсти, в верхней части — 15 венечный и 16 — суставной отростки,
12 — подбородочные бугорки в передней нижней выступающей части,
6 (1)- глазницы — отверстия, место расположения глазного яблока.

Порядок ведения конструктивного рисунка черепа:
— Располагаем в листе будущий рисунок. Ограничиваем двумя горизонталями и вертикалями общие пропорции.

— Рисуем вертикаль осевой линии симметрии примерно на глаз. Горизонталями отмечаем положение деталей передней плоскости. Линии имеют одну точку схода.
— Попарно на горизонталях строим лобные бугры, надбровные дуги, носовое отверстие, границу рта и подбородочные бугорки. Средняя ось симметрии слегка изменяется, повторяя изгибы лицевой части.

— Строим попарно вертикальные границы лицевой плоскости: височные бороздки, скуловые бугры, ширину верхней- нижней челюсти по линии клыков и т.д. Линией обозначаем связь височной бороздки с теменным бугром.

— Продолжаем построение боковой и задней частей черепа.
— Уточняем формы отдельных деталей.

— Начало работы с тоном. Легко прокладываем светотень по ее передней границе.
-Уводим в тон всю теневую часть.

-Усиливаем контрасты в теневой части, прорабатываем тоном детали.
— Доводим до окончания полутона в световой части передней плоскости. Завершаем работу.

Размеры головы

· продольный диаметр — наибольшая длина головы. Прямое расстояние от глабеллы до затылочной точки. Измеритель стоит справа от того, кого измеряет (рис 2 – 1);

Рис. 1. Основные точки и размеры головы (по Л.И.Тегако, 2003).

Размеры в анфас: 1 — поперечный диаметр, 2 — наименьшая ширина лба,
3 — расстояние между внутренними углами глаз, 4 — скуловой диаметр,
5 — ширина носа, 6 — ширина нижней челюсти.

Размеры в профиль: 1 — линия, проходящая через козелковую точку
и нижний край орбиты, 2 — продольный диаметр, 3 — высота головы, 4 — длина уха, 5 — ширина уха, 6 — высота носа, 7 — высота средней части лица,
8 — морфологическая высота лица, 9 — физиономическая высота лица

· поперечный диаметр — наибольшая ширина головы. Расстояние между боковыми стенками мозговой коробки. Определяется эмпирически. Измеритель стоит спереди того, кого измеряет (рис. 2 – 2);

1 2 3

Рис. 2. Диаметр головы: продольный (1), поперечный (2) и скуловой(3)

· скуловой диаметр (средняя, скуловая ширина лица)- наибольшее расстояние между наружными поверхностями скуловых дуг. Определяется эмпирически. Измеритель стоит перед тем, кого измеряет, перемещая ножки циркуля по скуловой дуге, отыскивает наибольший размер (рис. 2 – 3);

· высота лица физиономическая — расстояние от трихиона до подбородочной точки (рис. 1, 3 – 1);

· высота лица морфологическая — расстояние от верхненосовой до подбородочной точки (рис.1, 3 – 2);

· средняя высота лица (высота средней части лица) — расстояние между носовой и ротовой точками (рис. 1);

· высота лба — расстояние определяется вычитанием из физиологической высоты лица его морфологической высоты (рис. 3 – 3).

1 2 3

Рис. 3. Физиономическая (1) и морфологическая (2) высота лица, высота лба (3)

· наименьшая ширина лба — наименьшее расстояние между фронтотемпоральными точками над скуловыми отростками;

· нижнечелюстная ширина (нижняя ширина лица) — расстояние между наиболее выступающими в стороны точками углов нижней челюсти (рис. 4).

1 2

Рис. 4.

Наименьшая ширина лба (1), нижнечелюстная ширина (2)

Измерение мягких частей лица.Наибольшее значение в антропометрии мягких частей лица имеют измерения носовой области, губ и ушной раковины.

Форма и размеры носа обусловлены строением его костной основы, хрящей и мягких тканей (рис. 5):

1 2

Рис. 5. Высота (1) и ширина (2) носа

· высота носа — расстояние между верхненосовой и субспинальной точками (рис. 1, 5 – 1);

· ширина носа — наибольшее расстояние между наружными краями грушевидного отверстия или крыльями носа (при этом крыльев носа лишь касаются, не сдавливая их). Для оценки пропорций носа используются его длина (иногда ее называют высотой) и ширина крыльев (рис. 1, 5 – 2).

Губы имеют кожную и слизистую части. Слизистая часть подразделяется на внутреннюю и наружную (переходную, или красную кайму губ). В антропологии, рассматривая внешнее строение губ, переходную часть обычно называют просто слизистой.

1 2 3

Рис. 6. Высота верхней губы (1), измерение толщины (2) и ширины (3) рта

Характерной особенностью губ человека является наличие на срединной линии верхней губы более или менее развитого желобка — фильтра. Обычно измеряются (рис 6):

· высота верхней губы — от подносовой точки до верхнего края красной каймы верхней губы;

· толщина губ — высота красной каймы обеих губ при закрытом рте;

· ширина рта — расстояние между углами губ.

Ушная раковина человека имеет ряд специфических особенностей строения. Измерения ушной раковины:

· высота ушной раковины — расстояние от верхней точки ушной раковины до нижней точки мочки уха;

· ширина ушной раковины — расстояние от козелковой точки до наружного края ушной раковины.

Соотношения основных диаметров выражают с помощью указателей (индексов), вычисляя величину одного в процентах другого.

Общий лицевой указатель определяется как отношение физиономической высоты лица к скуловому диаметру, выраженное в процентах.

Носовой указатель у исследуемого вычисляется как отношение ширины носа к высоте носа, в процентах.

Губной указатель равен толщине губ, деленной на ширину рта и помноженной на 100%.

Искусство и развлечения

Добавить комментарий

Закрыть меню