Гоголь о Петербурге

Петербург в жизни и творчестве Гоголя сочинение

В сознании величайшего классика Николая Васильевича Гоголя всегда присутствовал созданный лично яркий образ идеального для него города, который имел приятную атмосферу и радовал душу. Главными местами на протяжении всей жизни для поэта были Петербург и Рим, но остановиться стоит на первом из них.

Ещё со времён школьной скамьи драматург бредил Петербургом и во сне, и наяву. Побывав впервые в городе-мечте в далёкой юности, Гоголь столкнулся с многочисленными трудностями на и без того нелёгкой стезе писателя. После жизни в Украине, озарённой в его воображении солнечными лучами, Петербург казался безжизненно серым и тусклым, а сам поэт смотрел на город уставшими глазами, провожая взглядом копошащихся людей, ассоциирующихся с муравейником. Спустя года у поэта всё же сложилось, по меньшей мере, чёткое впечатление о городе, атмосфера которого была не из лучших, но Петербург словно манил Гоголя и завораживал.

Затуманенный город в голове поэта преобразился, заполнив собой ключевые моменты творчества. Практически во всех произведениях Гоголя имеется хотя бы одно упоминание о нём, от «Мёртвых душ» до «Вечеров на хуторе…». Описывался Петербург так, как виделся поэту ещё в минуты юности: город с царицей, которая исполняет желания, объятый невиданными ранее чудесами. Одновременно с этим, Петербург предстаёт перед глазами читателя призрачным городом, вобравшим в себя как прекрасное, так и безобразное, не имеющее даже чётких границ и очертаний.

В произведениях Николая Васильевича также есть место реализму, где Питер выступает в качестве города, охваченного правлением чиновников, существующих, ведя образ жизни бюрократов.

Здесь поэту на помощь в подаче приходила сатира.

В одной из многочисленных повестей Николая Васильевича «Невский проспект», Гоголь описывает Петербург, раскрывая две его стороны и «два лика». Начиная повествование, заявляет, подобно впервые увидевшему город-гигант деревенщине: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге…», когда по серому проспекту движутся безликие люди, односторонняя красота Питера выставляется вперёд, а за её очертаниями скрывается пустота и бездуховность, вперемешку с грязью.

Драматург выражает согласие с таким фактом, что город живёт по собственноручно созданным законам пафоса, трагедии, наигранности, фарса, а, завершая своё повествование, с уверенностью повидавшего многое в своей многогранной жизни человека, делает предупреждение будущему читателю: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».

Исходя из творчества драматурга, можно сделать вывод: Петербург поэт связывает с людьми, потерявшими истинный свой лик, с нереальностью и, порой, аморальностью всех событий в городе, владычество мёртвого над ныне живущим периодически мелькает в произведениях, а иллюзорность всего описанного — подтекст каждой из строчек.

>Также читают:

← Моё отношение к Чичикову ГогольПо повести Невский проспект →Образ и характеристика Андрия в повести Тарас Бульба →

>Картинка к сочинению Петербург в жизни и творчестве Гоголя

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Анализ произведения Палата № 6 Чехова

    Рассказ Чехова палата №6 является одним из наиболее популярных и популярность эта обуславливается в основном абсурдным сюжетом, который парадоксальным образом довольно точно описывает действительность.

  • Сочинение Смерть Обломова в романе Гончарова анализ эпизода

    Илья Обломов оставляет эту жизнь, так и не сумев перебороть свои привычки и установки и не достигнув в своей жизни никаких высот. Его же фамилия Обломов совсем не исправляет ситуацию

  • Характеристика и образ Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого сочинение

    Андрей Болконский является одним из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Личность Болконского очень сложная и интересная

  • Сочинение по картине Нисского Февраль. Подмосковье 5 класс

    Тихий и спокойный вечер изображен на картине Г.Г. Нисского «Февраль Подмосковье». Картина написана народным художником, живописцем, чьё творчество поражает многих, на большинстве его картин изображена природа, со всей ее непревзойдённой красотой

  • Анализ произведения Распутина Женский разговор

    В произведении Женский разговор автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье.

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, — писал Гоголь, — в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н. В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Николай Васильевич Гоголь приехал в Петербург после окончания Нежинского лицея в декабре 1828 года вместе с однокашником А.Данилевским и слугой Якимом. Ещё лицеистом он мечтал о служении «для блага государства» на поприще юстиции именно в Петербурге, где будет жить «в весёлой комнатке окнами на Неву». Но поселился юноша не на набережной Невы, а на Гороховой улице вблизи Фонтанки. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее», – писал он матери. Вскоре молодые люди переехали в дом аптекаря Трута, находившийся на набережной Екатерининского канала (канал Грибоедова) между Кокушкиным и Вознесенским мостами (сейчас – участок дома 74). Хотя здание не сохранилось, из письма Гоголя к матери можно судить о том, в каких условиях жил девятнадцатилетний юноша, покинувший родительский дом. «За квартиру мы платим 80 руб. в месяц, за стены, дрова и воду. Она состоит из двух небольших комнат и права пользоваться на хозяйской кухне. Съестные припасы также не дёшевы. Это всё заставляет меня жить, как в пустыне, я принуждён отказаться от лучшего своего удовольствия – видеть театр». Молодому человеку пришлось испытать нужду и все тяготы, связанные с жизнью в большом городе без родных и близких, без поддержки и опоры.

Прожив более полугода в доме Трута, в апреле 1829-го Гоголь поселился на Большой Мещанской улице (Казанская,39), напротив Столярного переулка, в тесной квартире на четвёртом этаже дома известного во всём Петербурге каретного мастера Иохима. В этом доме жили два портных, сапожник, красильщик, повивальная бабка.

Здесь же находились кондитерская, мелочная лавка, магазин сбережения зимнего платья, табачная лавка, поэтому всё здание было облеплено вывесками.

Интересно заметить, что в этом же доме с 1828 года по май 1829-го жил и польский поэт Адам Мицкевич, принятый в круг известных русских поэтов (Крылов, Жуковский, Вяземский, Плетнёв, Пушкин, Грибоедов), ни один из которых тогда, весной 1829 года, не знал ещё имени Николая Васильевича Гоголя. Живя в доме Иохима, Гоголь под псевдонимом В.Алов издал поэму «Ганс Кюхельгартен», холодно встреченную критикой. Подавленный своей неудачей, он забирает экземпляры своей поэмы у книготорговцев, снимает на один день номер в гостинице «Неаполь» на Вознесенском проспекте ( в настоящее время – участок дома 79/23), куда вместе со слугой Якимом переносит книги и сжигает их. Но тяга к литературному труду остаётся. Здесь, в этом доме, появляются первые наброски будущих «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

С конца 1829 года до мая 1831-го Н.В.Гоголь живёт в доме Зверкова на углу Столярного переулка и Екатерининского канала (Наб. канала Грибоедова,69/18), «самом высоком в Петербурге». В это время он предпринимает неудачную попытку поступить на сцену. Другая попытка как-то устроить свою жизнь увенчалась успехом: в конце 1829 года Гоголь получает место чиновника в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Одновременно писатель продолжает работать над «Вечерами…». В начале 1830 года в журнале «Отечественные записки» появляется безымянная повесть «Вечер накануне Ивана Купала», обратившая на себя внимание литераторов. Появилась она как раз в то время, когда в обществе возрос интерес к фольклору, особенно к народной жизни и преданиям Украины. После первого небольшого успеха Гоголь начинает печататься в изданиях барона Дельвига «Северные цветы» и «Литературная газета», где впервые обнародуется его имя.

Дельвиг, лицейский товарищ А.С.Пушкина, человек умный и добрый, заметив талант в начинающем писателе, познакомил его с В.А.Жуковским, который, в свою очередь, принял участие в судьбе Гоголя. Жуковский препоручил устройство Гоголя Плетнёву, поэту и критику, занимавшему в то время должность инспектора Патриотического института благородных девиц. Усилиями Плетнёва Гоголь получил место младшего учителя в этом учебном заведении, находившемся на Васильевском острове (10-я линия, д.3/30, у Большого пр.). Плетнёв познакомил будущего автора «Мёртвых душ» с А.С.Пушкиным. «Надобно познакомить тебя с молодым писателем, который обещает что-то хорошее, – писал он поэту. – Жуковский от него в восторге. Я нетерпеливо желаю подвести его к тебе под благословение». Знакомство состоялось 20 мая 1831 года на квартире у Плетнёва, жившего вблизи Сенной площади (Московский пр., участок дома 8). Эта встреча коренным образом изменила жизнь Н.В.Гоголя: двадцатидвухлетний писатель вошёл в круг виднейших русских поэтов.

Татьяна Подрезова.

См. также отрывок из книги Н.П.Анциферова «Непостижимый город»: «Петербург Гоголя » Произведения Н.В.Гоголя (библиотека сайта)

Н.В.ГОГОЛЬ В ПЕТЕРБУРГЕ

Ночь Перед Рождеством

Один из самых необычных памятных знаков в Петербурге установлен на доме номер 38 по Вознесенскому проспекту. Он посвящен носу майора Ковалева – герою знаменитой повести Николая Васильевича Гоголя. Именно на Вознесенском проспекте, в доме цирюльника Ивана Яковлевича и был обнаружен нос, сбежавший от коллежского асессора Ковалева. Дальнейшие события этого загадочного происшествия также привязаны к петербургской топографии. С наплавного Исаакиевского моста, что находился недалеко от Сенатской площади, Иван Яковлевич выкинул в Неву завернутый в тряпицу нос майора, а через некоторое время нос уже видели разгуливающим по Невскому проспекту, в районе Гостиного двора. Точно обозначена автором и траектория метаний майора Ковалева, обнаружившего пропажу своего носа. Сначала он бросился к обер-полицмейстеру на Морскую 22, затем в Управу благочиния на Садовую 55, а потом в редакцию газеты (скорее всего, “Северной пчелы”), находившейся на набережной Мойки в районе Почтамтского моста. К конкретным местам города привязаны события и других петербургских повестей Гоголя. Например, в “Портрете” драматические действия разворачиваются в мастерской художника, расположенной на 15-ой линии Васильевского острова, а затем переносятся в тихую и сонную Коломну. В этом районе города, куда по выражению писателя, “не заходит будущее”, живет герой повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин. А в повести “Невский проспект” главная улица Петербурга выступает уже наравне с другими героями. Это про нее Гоголь говорит, что она “лжет во всякое время” и что именно на Невском происходит “главная выставка всех лучших произведений человека”. «О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» — восклицает писатель. Но чары Невского уже околдовали художника Пискарева, ослепили и увлекли к гибели.

Петербург со страниц произведений Гоголя предстает фантастичным и одновременно узнаваемым и реалистичным. Путешествовать по нему вслед за героями писателя необыкновенно интересно и увлекательно. Поддаваясь магии Гоголя, начинаешь верить, что в этом городе возможно все… Так, вероятно, считал Гоголь, который обычно направлял своих героев в те места, где бывал сам.

Например, Поприщева – героя повести “Записки сумасшедшего”, Гоголь повел путем, каким сам возвращался со службы, когда жил в доме Зверкова возле Кокушкина моста. Мы и сегодня можем видеть этот огромный дом, стоящий на углу канала Грибоедова и Столярного переулка. Гоголь поселился здесь в 1829 году. Были и другие адреса: писатель жил на набережной Мойки, на Казанской улице, в районе Сенной площади и на Малой Морской. Часто Гоголю приходилось селиться там, где обитали, главным образом, мелкие чиновники, которые снимали тесные квартиры в верхних этажах доходных домов. Впечатления, которые получил писатель от этих мест, нашли свое отражение в его произведениях. Гоголь тонко чувствовал Петербург, понимал его двойственный характер. С одной стороны Петербург представал вполне прозаическим городом, полным суеты и тяжелого быта, с другой стороны – местом необыкновенных превращений, где стираются грани между сном и явью.

Из сорока трех лет жизни Гоголь провел в Петербурге всего восемь. Но именно здесь он написал “Миргород”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”, с которыми ему суждено было войти в русскую литературу. В Петербурге завязались первые литературные знакомства Гоголя, здесь он был представлен Пушкину, здесь Гоголь создал “Ревизора” и “Тараса Бульбу”, здесь возник замысел “Мертвых душ” и были написаны первые главы этого великого романа.

Взглянуть на Петербург глазами Гоголя, пройти маршрутами его героев и посетить места, где жил писатель вы сможете с помощью экскурсии “Гоголь в Петербурге”. Это необыкновенное путешествие во времени поможет вам почувствовать душу Петербурга и узнать о непростых отношениях одного из самых мистических русских писателей и самого мистического русского города.

Из цикла “Литературный Петербург”.

Продолжительность экскурсии — 3 часа

Просмотреть другие экскурсии из цикла Литературный Петербург в расписании.

Посмотреть видео по теме Доклада

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства. Я перебрал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. – Я видел, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду полезен для человечества.»

Итак. Гоголь приехал в Петербург. Первые же недели пребывания в столице принесли Гоголю горечь разочарования. Ему не удалось осуществить свою мечту. В отличии от Пискарёва, героя повести «Невский проспект», крушение своих мечтаний Гоголь не воспринимает так трагически. Переменив множество других занятий, он всё таки находит своё призвание в жизни. Призвание Гоголя – это быть писателем. «… Мне хотелось, — писал Гоголь, — в сочинении моём выставить преимущественно те высшие свойства русской природы, которые ещё не всеми ценятся справедливо, и преимущественно те низкие, которые ещё недостаточно всеми осмеяны и поражены. Мне хотелось сюда собрать одни яркие психологические явления, поместить те наблюдения, которые я делал издавна сокровенно над человеком». Вскоре была закончена поэма, которую Гоголь решил предать гласности. Вышла она в мае 1829 года под названием «Ганц Кюхельгартен». Вскоре в печати появились критические отзывы. Они были резко отрицательны. Гоголь очень болезненно воспринял свою неудачу. Он уезжает из Петербурга, но скоро опять возвращается.

Гоголем овладела новая мечта: театр. Но экзамен он не сдал. Его реалистическая манера играть явно противоречила вкусам экзаменаторов. И здесь снова неудача. Гоголь едва не впал в отчаянье.

Через немного времени Гоголь получает новую должность в одном из департаментов министерства внутренних дел. Через 3 месяца он здесь не вытерпел и написал прошение об отставке. Он перешёл в другой департамент, где затем работал писцом. Гоголь продолжал приглядываться к жизни и быту своих сослуживцев-чиновников. Эти наблюдения легли затем в основу повестей «Нос», «Шинель». Прослужив ещё год, Гоголь навсегда уходит из департаментской службы.

Между тем его интерес к искусству не только не угас, но с каждым днём всё больше и больше одолевал его. Горечь с «Ганцом Кюхельгартеном» забылась, и Гоголь продолжал писать.

Вскоре выходят его новые сборники и произведения. 1831 – 1832 Гоголь пишет сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1835 – сборник «Миргород», в этом же году приступает к созданию «Мертвых душ» и «Ревизора», в 1836 – напечатана повесть «Нос» и состоялась премьера комедии «Ревизор» в театрах Москвы и Петербурга.

Уже потом, после его смерти, некоторые повести, изображающие Петербург «во всей его красе», с чиновниками, с взяточниками объединили в «Петербургские повести». Это такие повести как: «Шинель», «Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». В петербургских повестях нашли отражения как высокие, так и отнюдь не лучшие свойства русского характера, быт и нравы разных слоёв петербургского общества – чиновников, военных, ремесленников. Литературный критик А. В. Луначарский писал: «Подлые рожи быта дразнили и звали к оплюхе». Такой оплюхой и стала повесть «Невский проспект» с её Пироговым, Гофманом и Шиллером, с дамами, генералами и чиновниками департаментов, фланирующими по Невскому проспекту «от двух до трёх часов пополудни…»

В Петербурге у Гоголя была сложная жизнь, полная разочарований. Он не мог никак найти своего призвания. И наконец нашёл. Призвание Н.

В. Гоголя – быть писателем, изображающим пороки души человеческой и природу Малороссии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

В декабре 1828 года попрощался Гоголь с родными украинскими местами и взял путь на север: в чужой и заманчивый, далёкий и желанный Петербург. Ещё до своего отъезда Гоголь писал: «Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламен

Добавить комментарий

Закрыть меню