Гофрокартон

Как и когда появился гофрокартон

История гофрокартона насчитывает уже более 170 лет с того момента, как в Германии была впервые разработана технология получения бумаги из древесной целлюлозы (именно она является первичным материалом для производства гофрокартона). Изначально гофрокартон представлял собой один слой гофрированной бумаги, которую использовал американец Альберт Джонс для дополнительной защиты стеклянной тары. В том виде, который он известен нам сегодня, гофрокартон был получен и запатентован в США в 1881 году Оливером Лонгом, который приклеил слой гофры к плоскому слою картона, получив тем самым двухслойный гофрокартон. Через год изобретение Лонга было усовершенствовано другим американцем — Робертом Томпсоном, добавившим еще один слой картона, сделав его трехслойным.

К началу XX века в США было налажено производство коробок из гофрокартона с использованием машин для биговки (сгиба) и автоматического склеивания картона. В СССР гофрокартон пришел спустя несколько десятилетий, в 1930-х годах, постепенно заменив традиционные деревянные ящики. В наше время лидерами в мировой промышленности по производству гофрокартона являются США, Япония и Италия.

Производство и использование гофрокартона в наше время

Сегодня гофрокартон изготавливается из небеленой сульфатной целлюлозы, а также вторичного сырья — макулатуры (в этом случае продукция получается более насыщенного коричневого цвета). Для склеивания слоев картона используются силикатный клей, а также клейстер, получаемый из картофельного крахмала. Наиболее распространенной гофротарой считаются стандартные четырехклапанные гофроящики, гофролотки для различной пищевой продукции (молочной, кондитерской), а также вспомогательные упаковочные изделия (вкладыши, амортизаторы, обечайки, решетки, перегородки для коробок).

Технология, благодаря которой получается высококачественная упаковка из гофрокартона, подвергается постоянному совершенствованию. Одним из нововведений является применение несбалансированных лайнеров, благодаря которым картонная упаковка для пищевых продуктов и других целей приобретает более низкую стоимость и более высокую конкурентоспособность.

Бумагоделательная машина (БДМ) в непрерывном режиме производит широкое полотно, сматываемое в рулоны, которые разрезают и наматывают при заданном натяжении на бумажные гильзы с внутреннем диаметром, подходящим для держателей рулона в гофроагрегате.

Более высокую плотность бумага имеет по центру ленты бумагоделательной машины, а не с краёв. Это проявляется в рулонах характерными влажными полосами. Если края не будут защищены, рулон впитает слишком много влаги при транспортировке его по воде.

Разберёмся, какие процессы при этом происходят в структуре самого материала.

Бумага являет собой продукт природного происхождения, способный расширяться при повышении влажности и сжиматься – при её понижении. Оба эти эффекта в большей степени проявляются поперёк волокон.

В редких случаях, когда бумага изготавливается из сульфатной целлюлозы с длинным волокном, в ширину бумага может увеличиться почти вдвое.

Конструкция и принцип действия практически всех современных БСМ разрабатываются так, чтоб волокна бумаги приобрели произвольную ориентацию вопреки их природному стремлению выровняться в направлении потока движения машины.

При возрастании влажности, расширении бумаги и её последующем сужении, она получает усадку сразу в обоих направлениях, уменьшаясь до размеров не превышающих исходные. Такой эффект носит название эффекта гистерезиса. При каждом последующем его проявлении на одном и том же листе бумаги происходит её дальнейшая усадка всё с меньшей степенью.

Бумага также может растягиваться при натяжении. Что примечательно: её более легкие виды растягиваются сильнее. К этому нельзя не добавить также возрастание объёмов производства лёгких видов бумаги для гофрокартона.

При высушивании бумаги на специальном цилиндре до уровня, не превышающего значение оптимальной влажности, в процессе её повторного увлажнения изделие впитывает меньше влаги и уменьшает свои размеры. Как показали многочисленные опыты, усадку дают все виды бумаги. Фактически то же самое происходит с лайнером при проведении процесса её гофрирования.

Добавить комментарий

Закрыть меню