Германия в послевоенные годы

Введение

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищный вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, в то же время более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Пруссии и земель по Одеру и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. По тогдашним расчетам оккупационных властей, доходы среднего немца позволяли приобрести пару обуви раз в двенадцать лет, а костюм – раз в пятьдесят лет. Более того, оккупационные власти начали демонтаж и вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда».

Тем острее стояла тогда перед Германией задача восстановления экономики, возрождения промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, финансовой и банковской системы, возвращения жизни народа к мирному укладу и нового развития системы государственного управления.

Весь комплекс задач по восстановлению страны оккупационное, а затем новое немецкое руководство Германии (в дальнейшем – ФРГ) должно было решать под давлением политической ситуации, когда существенно обострились противоречия между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции и фактически произошло разделение Германии.

Вошедшее в историю «немецкое экономическое чудо», т.е.

быстрый рост экономики ФРГ в пятидесятых – шестидесятых годов XX века, представляет собой пример успешного выхода из острейшего кризиса как результата умелых действий политического руководства, сохранившего политическую стабильность, и сбалансированного вмешательства государства в экономическую жизнь страны, направленного на создание фундамента для быстрого развития экономики, в сочетании с внешней экономической поддержкой.

Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения.

Социально рыночная экономика — обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Министр экономики Германии Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, заложил фундамент социальной рыночной экономики, начав в 1948г. экономическую и денежную реформу.

1. Политическая обстановка и экономическая ситуация в Германии первых послевоенных лет

Когда 25 апреля 1945 года у Торгау на Эльбе советские и американские солдаты подали друг другу руки, у изученного войной мира появилась надежда на то, что наступает новая эпоха примирения и безопасности. Однако конфликты, существовавшие в антигитлеровской коалиции, в частности, по вопросу о послевоенном устройстве Германии, проявились уже в 1943 году, и лишь усугубились после победного окончания войны.

США стремились к созданию либерального мирового хозяйственного порядка, при котором им как бесспорно сильнейшей в экономическом плане державе принадлежало бы и политическое лидерство, СССР, напротив, настаивал на принципе обеспечения стабильного мира посредством раздела сфер влияния между двумя сверхдержавами.

Одним из проявлений этого политического противостояния стало разделение Германии.

В июле 1945 года в Потсдаме, недалеко от Берлина, начал работу конференция руководителей СССР, США и Великобритании. Главное место в работе конференции заняли вопросы, связанные с денацификацией, демилитаризацией и демократизацией Германии. Было установлено, что власть в Германии будет осуществляться Главнокомандующими оккупационными силами СССР, США, Великобритании и Франции. Среди объявленных Потсдамской конференцией целей оккупации Германии, имевших первоочередные экономические последствия, были: полное разоружение и демилитаризация Германии, включая ликвидацию всей ее военной промышленности или установление контроля над ней, а также право народов, пострадавших от германской агрессии, на получение репараций, в частности, демонтаж промышленных предприятий и раздел всего немецкого флота между СССР, США и Великобританией.

Раздел Германии на оккупационные зоны соответствовал бывшим границам административно-территориального деления Германии (за исключением Пруссии). Бывшая столица Пруссии – Берлин – был поделен на четыре зоны, США контролировали земли Гессен, Баден-Вюртемберг, Бавария, и южную часть Западного Берлина. Британская зона включала земли Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, и западную часть Западного Берлина.

Советская администрация была установлена над землями Мекленбург, Бранденбург, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, и Восточный Берлин (составлявший почти половину всей территории города). Вскоре выяснилось, что действия оккупационных властей в разных зонах существенно различались друг от друга.

В частности, Франция, не участвовавшая в Потсдамской конференции, и в меньшей части считавшая себя связанной ее решениями, стремилась извлечь максимальную сиюминутную выгоду из оккупации и, в противовес решениям Потсдама, не поддерживала идею сохранения экономического единства Германии (что, равно как аннексия Саарской области, в немалой степени способствовало впоследствии политическому разделению страны).

Советское оккупационное командование рассматривало в первую очередь возможности получения максимальной компенсации Советскому Союзу за потери, понесенные в ходе войны. Доля сохранившихся промышленных предприятий, демонтированных и вывезенных в СССР, составила в Советской зоне 45% (в зонах других государств-победителей она не достигла 10%). Одновременно СССР поддерживал политические преобразования, направленные на ориентацию Германии на коммунистический (социалистический) путь развития.

Первоначальные планы администрации США по максимальному экономическому ослаблению Германии с сохранением ее как сельскохозяйственной страны (план Моргентау) быстро подверглись коррекции, в первую очередь по политическим причинам: для противодействия складывавшемуся в Восточной Европе коммунистическому блоку необходимо было сформировать политический и экономический противовес. В сентябре 1946 г. в Штутгарте государственный секретарь США Бернс провозгласил, что Соединенные Штаты не собираются бесконечно дискриминировать Германию. Генерал Клей распорядился о прекращении репарационных поставок Советскому Союзу, генерал Дрейпер, руководитель экономического отдела американского военного правительства, заявил, что для строительства немецкой демократии необходимо для начала вновь передать немцам ответственность за их экономическую судьбу. Правительства США и Великобритании приняли решение о создании совместных бизональных хозяйственных управлений.

Поскольку к началу 1947 года Британия присоединила свою оккупационную зону к зоне США (Бизония), в 1948 к первым двум присоединилась и французская зона (Тризония), а в марте-апреле 1947 года Московская конференция Совета Министров иностранных дел стран-победительниц продемонстрировала полное расхождение во взглядах на ближайшие необходимые действия оккупационных властей в Германии (западные союзники предлагали планы возрождения экономики Германии, СССР настаивал на увеличении репараций и всенародном референдуме об унитарном или федеративном устройстве Германии), фактически разделение Германии можно считать совершившимся. С марта 1948 года прекратил свою деятельность Союзный контрольный совет, а в июне 1948 года СССР перекрыл сухопутные и речные пути между Западным Берлином и Западной Германией.

Таким образом, к 1948 году Германия оказалась расколотой политически и несостоятельной экономически. Товары, приток которых и без того был скуден, в основном оседали на складах и лишь незначительная их часть попадала на рынок. Неимоверно разбухшая (в 5 раз) денежная масса — следствие главным образом безудержного финансирования военных проектов — не давала никакой возможности проводить разумную валютно-финансовую политику. Хотя путем тотального рационирования, замораживания цен и заработной платы кое-как удавалось сохранять внешний порядок, все попытки обуздать инфляцию (600% к довоенному уровню) при замороженных ценах были обречены на провал и экономика впала в примитивное состояние меновой торговли. Процветал черный рынок и бартерный обмен. Ухудшению экономического положения способствовал приток в западные зоны оккупации беженцев из восточной зоны и стран Восточной Европы.

2.1. План Маршалла

В рамках наметившейся ориентации Запада на восстановление экономики Германии был разработан план, который Джордж Катлетт Маршалл, тогдашний госсекретарь США, огласил 5 июня 1947 г. Программа восстановления Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году. Этот план предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года, общая сумма ассигнований, выделенных в рамках экономической помощи странам Европы составила с апреля 1948 по декабрь 1951 около 12.4 млрд. долл., из которых основная часть пришлась на Великобританию (2.8 млрд. долл.), Францию (2.5 млрд. долл.), Испанию (1.3 млрд. долл.), Западную Германию (1.3 млрд. долл.), Голландию (1.0 млрд. долл.).

Германия / Послевоенное устройство Германии

Разделённая страна: ФРГ и ГДР. В 1945 году нацистский режим в Германии был уничтожен. Однако ситуация, в которой оказалась ещё недавно могущественная страна, была удручающей — поражение в войне, огромные человеческие жертвы, оккупация войсками иностранных государств всей территории, экономический упадок, кризис самосознания жителей и репутация страны-агрессора, развязавшей кровавую войну. Судьба Германии как государства всецело зависело от политических решений стран-победительниц: СССР, США, Великобритании, а также Франции. В 1945 году конференции в Ялте и Потсдаме определили принципы послевоенного устройства Германии.

Вся страна и отдельно Берлин были разделены на 4 оккупационные зоны, контроль над которыми получили СССР, США, Великобритания и Франция. Он осуществлялся через совместный орган главнокомандующих войск стран-союзниц, который получил название Союзного Контрольного Совета. Берлин также был разделён на четыре зоны влияния и управлялся четырьмя военными комендантами. Были существенно изменены границы Германии. Восточная Пруссия была разделена между СССР (северная часть стала Калининградской областью) и Польшей, граница между Польшей и Германией пролегла по рекам Одер и Нейсе. Также были аннулированы территориальные приобретения Германии на западе.

Однако уже в первые месяцы после завершения войны стало очевидно, что взгляды союзников на послевоенное устройство Германии кардинально отличаются. Компромисс едва ли мог быть найден в условиях начавшейся холодной войны. Альянс между коммунистическим Советским Союзом и либерально-демократическими США и Великобританией объяснялся лишь крайне тяжёлым военным положением, а в мирное время принципиальные противоречия двух политических систем вновь вышли на первый план. Стороны не могли договориться ни об экономическом, ни о политическом устройстве Германии. Постепенно отчуждение между бывшими союзниками все возрастало, а западная и восточная части некогда единого государства все больше отдалялись друг от друга.

Уже в середине 1946 года британские и американские власти начали вести сепаратные переговоры об объединении своих зон оккупации и создании так называемой «Бизонии».

Соответствующее соглашение было подписано в Нью-Йорке 2 декабря 1946 года. В 1948 году Франция приняла решение о присоединении своей зоны оккупации к «Бизонии», которая таким образом была преобразована в «Тризонию». Таким же образом Берлин оказался разделён на Западный и Восточный. Проведение западными государствами самостоятельной экономической политики в «Тризонии» привело к таможенному разделению «двух Германий» и блокаде Западного Берлина в 1948–1949 годах.

23 мая 1949 года было создано государство Федеративная Республика Германия (дата обнародования Основного закона). В сентябре 1949 года — после выборов в бундестаг — были сформированы органы государственной власти.

7 октября 1949 года советская зона оккупации была преобразована в Германскую Демократическую Республику.

После разгрома нацистской Германии развитие государственности в двух частях ранее единой страны пошло разными путями.

← Назад | Послевоенное устройство Германии | Вперёд →

После окончания Второй мировой войны Германия не исчезла только лишь потому, что эти людоедские планы наших западных союзников по антигитлеровской коалиции не поддержал Сталин.

Парадокс? Ничуть…

Соглашение в Тегеране

Ещё при первой встрече на высшем уровне в Тегеране лидеры «Большой тройки» задумались о будущем нацистской Германии. Хотя ещё шла война, но никто уже не сомневался в её исходе.

Вопрос о послевоенном территориальном устройстве Центральной Европы подняли в последний день конференции – 1 декабря 1943 года. По предложению президента США Франклина Рузвельта, Германию условно поделили на пять независимых государств:

  1. государство в пределах значительно уменьшенной в размерах Пруссии;
  2. северо-западные территории Германии, включая Ганновер;
  3. Саксония плюс район Лейпцига;
  4. Гессен, Дармштадт, Кассель, южный Рейн;
  5. Бавария и Баден-Вюртемберг.

Районы Рура, Саара, Гамбурга и зона Кильского канала переходили под управление ООН.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль тоже имел свой план раздела Германии. Согласно ему от Германии следовало отделить южные земли (Баварию, Баден-Вюртемберг, Палатинат), создав из них «Дунайскую федерацию» – что-то вроде Австро-Венгрии, и полностью изолировать Пруссию. Промышленный же Рур британцы хотели взять под свой контроль.

Верховный главнокомандующий советскими вооружёнными силами Иосиф Сталин настаивал лишь на разделе Восточной Пруссии между СССР и Польшей, а также на передаче Польше Силезии и Померании.

«План Моргентау»

В 1944 году Великобритания и США договорились о том, что Германию после окончания войны надо разделить на части, уничтожить тяжёлую промышленность, а само население переориентировать на сельское хозяйство. Это был так называемый «план Моргентау». Его предложил тогдашний министр финансов США Генри Моргентау. В сентябре 1944 года на 2-й квебекской конференции план вынесли на обсуждение. План приняли Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. К нему прилагалась записка Гарри Уайта, члена «финансового интернационала» и «архитектора» Бреттон-Вудской системы, в которой говорилось о том, что при выполнении «плана Моргентау» население Германии сократится как минимум на 25 миллионов человек в течение нескольких лет. Но план всё равно приняли.

В августе 1944 года было выпущено «Руководство для военной администрации в Германии», которое должно было стать политическим руководством для оккупационных войск в этой стране.

Но данное руководство Моргентау «забраковал»: он считал, что дневной рацион в 2000 калорий для немецких рабочих слишком велик! Рузвельт приветствовал эти «предложения по улучшению», заявив:

«Нам следует быть жёсткими с Германией; я имею в виду немецкий народ, а не только нацистов. Нужно либо кастрировать немцев, либо обращаться с ними так, чтобы они не могли воспроизводить потомство, которое захочет вести себя так, как они вели себя в прошлом».

Интересно, что «план Моргентау» вскоре «всплыл» в прессе. Упомянутый выше Гарри Уайт по «совместительству» был агентом СССР, и он передал эти документы в Советский Союз. А там Сталин дал указание по дипломатическим каналам передать их в Третий рейх, чтобы в Берлине было меньше желающих идти на сепаратный мир с Англией и США. Немецкая газета «Фёлькишер Беобахтер» вышла с заголовком: «Рузвельт и Черчилль согласились с еврейским убийственным планом». Геббельс во всеуслышание объявил о плане «превратить Германию в одно огромное картофельное поле». Резкой критике «план Моргентау» подвергли газеты Англии и США.

Разгорелся скандал. Правительства США и Англии были вынуждены отклонить план в первом его варианте, но в целом его идеи были сохранены и воплощены на территориях западных зон оккупации. Так, оккупационные власти США на территории Германии:

  • провели децентрализацию банковской системы, создав одиннадцать отдельных банковских округов со своими ЦБ;
  • разрушили единую производственную систему, произвели демонтаж и вывоз многих промышленных предприятий: было разрушено 918 немецких предприятий, причём из них военными были только 368;
  • запретили внешнюю торговлю, ограничили импорт;
  • запретили немцам морское рыболовство, запретили производить азот для минеральных удобрений, демонтировали и уничтожили 13 химических заводов. В итоге производство удобрений упало на 82%, а продовольствия – на 65%;
  • планировали вырубить все леса в Германии, но из-за протеста союзников и ослабления (!) от недоедания немецкой рабочей силы отказались от этой идеи;
  • вели жёсткую налоговую политику, изымая 58% валового национального продукта.

В итоге уровень жизни немцев, оказавшихся в зоне оккупации союзников, резко упал даже по сравнению с военным временем. До двух третьих населения постоянно недоедали, половина немецкого рабочего населения была на грани полного истощения — их просто недокармливали.

«Это можно было назвать одним словом – кошмар…»

Положение усугубилось миллионами беженцев и депортированными немцами, высланными из Эльзаса и Лотарингии – провинций, возвращённых Франции. Канадский писатель и телепродюсер Роберт Аллен в своей статье «Письмо из Берлина» (февраль 1946 года) так описал прибытие беженцев на берлинский вокзал:

«Все они были смертельно усталые, голодные, несчастные… Полуживой ребёнок… Женщина в отчаянии, которого мне ещё не приходилось наблюдать… Даже если вы видите все это, невозможно поверить… Бог ужасен».

Некоторые из рассекреченных бумаг Мерфи, главного дипломатического советника США в Германии, показывают, каким катастрофичным был уровень смертности в стране. В одном из своих докладов Мерфи писал, что иммиграция и официальный уровень смертности показывают, что через три года население Германии будет составлять 71 миллион, если же основываться на реальном уровне смертности, то лучше использовать цифру в 69 миллионов.

«Начиная с 1945 по середину 1948 года мы наблюдали порабощение, унижение, уничтожение целой нации», – это слова офицера медицинской службы ВМС США. Капитан Альберт Бенке сравнил немецкий и голландский голод: на протяжении многих месяцев в некоторых областях Германии рацион, установленный союзниками, составлял 400 калорий в день; в большинстве областей он был чуть ниже 1000 калорий в день. Установленный же наместником Третьего рейха в Голландии Артуром Зейсс-Инквартом рацион составлял 1394 калории в день, который голландцы получали всегда. Именно за устроенный в Голландии голод Зейсс-Инкварта повесили союзники.

Всё это можно было бы назвать геноцидом. Но сейчас предпочитают пугать немцев, родившихся уже после войны, жуткими сказками о «зверствах русских варваров, грабивших несчастных немцев и насиловавших их женщин». Однако никто не вспоминает о том, что именно из-за противодействия Сталина Германия не была возвращена в добисмарковские времена, раздроблена и превращена в конгломерат небольших аграрных государств. Кстати, забыто и то, что в своей зоне оккупации советское командование прилагало огромные усилия для того, чтобы накормить немцев и восстановить промышленность. То есть дать работу жителям оккупированных немецких земель. Советский Союз, который должен был получить значительную долю репараций с Германии путём передачи ему оборудования демонтированных немецких предприятий, скоро убедился, что ему гораздо выгоднее создавать на месте, в Германии, акционерные общества и вывозить в счёт репараций готовую продукцию этих обществ.

Так же обстояло дело и со снабжением продовольствием немецкого населения. Никто из немцев не ожидал, что правительство СССР проявит такую заботу о них. Тем более никто не надеялся и не мог мечтать о таких нормах питания. Прочитав листовку о новых нормах, католический священник доктор Панге заявил:

«О, это прекрасно! Таких норм Германия не знала даже в первый год войны».

Немцы быстро почувствовали разницу между восточной и западной зонами оккупации. И скоро многие сбежали с Запада на Восток, спасаясь от «демократии», принесённой на штыках наших союзников.

Загадки истории, спецвыпуск №16/с, апрель 2015 года, С. 43-43

Добавить комментарий

Закрыть меню