География населения мира

Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира:

1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика.

Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения:

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония, Мексика.

Подсчитайте долю этих стран в общей численности населения Земли.

4188936984:7000000000=0,598*100%=60% (доля этих стран в общей численности населения Земли)

Задание 2.

Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:

1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан; 7) Тад¬жикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.

Страны I типа: Австрия(1), Италия(1), Эстония(2)

Страны II типа: Индия(2), Филиппины(2), Иордания(2), Мозамбик(2), Судан(2), Уганда(2), Таджикистан(2).

Укажите, какие из них относятся к экономически развитым и какие — к развивающимся странам.

1 – экономически развитые страны;

2 – развивающиеся страны.

Задание 3. Укажите, какое из приведенных ниже утверждений следует считать правильным:

1) естественный прирост населения в мире составляет 13%;

2) естественный прирост населения в зарубежной Европе составляет 10%;

3) естественный прирост населения в Африке составляет 35%.

Задание 4. Дайте определение понятия «демографическая политика»:

Демографическая политика — это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение в желательном для себя направлении.

Приведите примеры стран, которые проводят такую политику наиболее активно.

Франция, Япония, Россия, Китай.

Задание 5. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.

Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества. Чем выше благосостояние и культура, чем больше женщины вовлечены в производственную и общественную деятельность, тем ниже рождаемость. Пример: экономически развитые страны. В развивающихся странах очень высокий уровень рождаемости.

Задание 6. В приведенном ниже перечне определите страны с наибольшей и наименьшей долей детей во всем населении.

Страны с наибольшей долей детей во всем населении: Ирак, Йемен, Уганда, Сомали.

Страны с наименьшей долей детей во всем населении: ФРГ, Италия, Швеция, Болгария, Япония.

Объясните причину различий.

Главная причина – причина социально-экономического характера. Чем ниже уровень жизни, тем выше смертность, значит, значительную долю населения будут составлять дети и подростки.

Задание 7. Подберите примеры стран к возрастно-половым пирамидам на рисунке 5.

I тип воспроизводства: Россия, Испания, Эстония, Япония;

II тип воспроизводства: Индия, Судан, Филиппины, Нигерия.

Задание 8. Укажите два из перечисленных ниже языков, имеющих наиболее широкое распространение в мире:

английский; хинди и урду.

Объясните почему.

По числу стран – английский, французский. По численности населения – английский, хинди и урду. Английский – международный язык общения, на хинди разговаривают в Индии (2 место по численности населения).

Задание 9. На разных языках индоевропейской семьи говорят:
1) англичане; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5) персы; 6) румыны; 7) рус¬ские; 8) французы; 9) хиндустанцы; 10) шведы.
Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:

Славянская — русские
Балтийская — латыши
Романская – румыны, французы
Германская – немцы, шведы, англичане
Иранская — персы
Индоарийская — бенгальцы, хиндустанцы.

Укажите, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи.

Албанская (албанский язык), греческая (греческий язык), армянская (армянский язык), кельтская (бретонский язык).

Задание 10. Определите, по какому признаку проведена следующая группировка народов:

I группа: итальянцы, испанцы, французы, ирландцы, поляки, хорваты, бразильцы, аргентинцы, перуанцы, филиппинцы — католики

II группа: албанцы, узбеки, таджики, азербайджанцы, пакистанцы, иракцы, иранцы, египтяне, алжирцы, индонезийцы — мусульмане

III группа: китайцы, японцы, монголы, тибетцы, вьетнамцы, лаосцы, камбоджийцы, малайцы, буряты, калмыки — буддисты.

по регилиозному.

Задание 11. Закончите фразу: «Ислам исповедуют большинство жителей

Ирана, Афганистана, Палестины, Индонезии, Марокко».

Задание 12. Выберите правильный показатель средней плотности населения в мире:

а) 10 человек на 1км.кв;

б) 45 человек на 1 км.кв;

в) 80 человек на 1 км.кв.

Проверьте себя с помощью расчета.

Число жителей: приблизительно 7000000000, S Земли=132774000 кв км; Плотность=7000000000:132774000=52,72 ч/кв км = 52 ч/кв км.

Задание 13. Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех—пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:

Задание 14. Дополните следующие фразы:

1. Яркими примерами стран, привлекающих трудовую миграцию, могут служить США, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ.

2. «Утечкой умов» называется переманивание иностранных учёных, инженеров и других специалистов высокой квалификации.

Задание 15. Укажите страну, которая за свою историю приняла наибольшее количество иммигрантов:

США

Задание 16. Расставьте следующие крупные регионы мира в соответствии с общей численностью их городского населения по убывающей. Для этого впишите порядковый номер региона в квадратики первой колонки. Расставьте те же регионы в соответствии с уровнем их урбанизации (порядковый номер следует вписать в квадратики второй колонки).

Объясните различия.

Чем выше экономический уровень региона и его численность, тем ниже уровень урбанизации, потому что в современном обществе начинается обратный процесс – люди стремятся жить поближе к природе. В развивающихся регионах наоборот – городское население быстро увеличивается, т.к. уровень жизни здесь на порядок выше.

Задание 17. Среди перечисленных ниже государств подчеркните те, в которых уровень урбанизации превышает 90%:

1) Австралия;
2) Аргентина;
4) Великобритания;
6) Кувейт.

Определите, какие страны являются «рекордсменами» по этому показателю, и нанесите их на контурную карту (рис. 6).

Бельгия – 97%, Кувейт – 96%, Великобритания – 90%.

Задание 18. На контурную карту (рис. 6) нанесены крупнейшие города (агломерации) мира с населением свыше 10 млн человек. Надпишите на картосхеме их названия. Сравните экономически развитые и развивающиеся страны по числу таких городов, распределив последние следующим образом:

1 Города экономически развитых стран: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Токио, Осака, Париж, Лондон

2. Города развивающихся стран: Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Каир, Карачи, Москва, Дели, Мумбаи, Дакка, Манила, Джакарта, Пекин, Шанхай, Мехико, Калькутта, Сеул.

Задание 19. Объясните, что изучает геоурбанистика:

1) Основные исторические этапы развития городов.

2) Главные особенности современного процесса урбанизации.

3) Географические процессы урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон.

4) Сети и системы городов.

5) Основы проектирования городов и градостроительства.

В наши дни население Земли является самым большим за всю ее историю. Человек активно вмешивается в процессы, происходящие в атмосфере, добывает полезные ископаемые и изменяет природные условия в соответствии со своими нуждами.

Воздействие на ландшафт

С древнейших времен образ жизни человека во многом определялся особенностями рельефа и ландшафта той или иной местности. Люди основывали поселения в местах, где они могли найти пищу, воду и где чувствовали себя в безопасности. Многие общины и поселения возникли на берегах рек, около источников, в оазисах или на возвышенных местах, не затопляемых при разливах рек. Плодородные почвы и полезные ископаемые, например уголь, также издавна привлекали к себе человека. На вершинах холмов и скал, где было легко обороняться от врагов, строились замки и крепости. Вокруг них возникали деревни, жители которых добывали продовольствие и укрывались в замках в случае нападения неприятеля.

Рост населения Земли

В середине XX века наука о народонаселении мира получила дальнейшее развитие в связи с небывалым ростом населения Земли в некоторых странах. Появился даже широко подхваченный периодической печатью новый термин «демографический взрыв». Вполне естественно, что это породило ряд прогнозов о темпах роста населения мира, причем весьма различных — от 15 до 35 миллиардов к 2035 году. Появились сторонники английского экономиста, священника Т. Р. Мальтуса, который в своей книге «Опыт о законе народонаселения» объяснял бедственное положение трудящихся и безработицу «абсолютным избытком людей»: «Надо делать в городах узкие улицы, перенаселять дома и способствовать повторению эпидемий чумы… Но прежде всего нам следует осудить применение особых лекарств для лечения смертельных болезней». Справедливую и резкую критику теории Мальтуса дал Ф. Энгельс, который вместе с тем не отрицал, что когда-то, возможно, возникнет необходимость нормирования населения Земли.

Возвращаясь к прогнозам роста населения Земли, мы должны отметить, что наиболее реальный прогноз составлен институтом демографии Организации Объединенных Наций, в котором указывается, что к 2050 году население Земли достигнет 9,4 миллиарда человек.

Жизненное пространство

По мере увеличения численности населения все более остро встает проблема жизненного пространства. В 2000 году население Земли достигло 6 миллиардов, тогда как в 1980 году оно составляло около 4 миллиардов. В странах с высоким приростом населения все больше людей вынуждены существовать в условиях перенаселенности или в малопригодных для жизни местах, таких, как остров в дельте Ганга или домики на лодках в Гонконге. Гонконг настолько перенаселен, что многие тысячи его жителей ютятся в домиках на лодках.

Проблемы городов

Во всем мире происходит процесс переселения сельских жителей в город в поисках работы. Этот процесс именуется миграцией. Он создает много серьезных проблем, связанных с быстрым ростом численности городского населения (см. статью «Воспроизводство населения»). Жилья для всех не хватает, движение становится перенасыщенным, что приводит к росту загрязнения окружающей среды. На окраинах крупных городов часто возникают целые районы лачуг и палаток. В районах лачуг жители возводят свои хрупкие жилища из различного мусора. В таких районах часто нет ни водопровода, ни электричества, ни канализации.

Изменение природных условий

С древности люди стремились сделать те или иные земли более удобными для проживания — например, вырубали леса и расчищали земли для полей. Там, где численность населения невелика, эти процессы не оказывают серьезного влияния на экосистему. Но постоянный рост населения создает массу серьезных проблем. Природные ландшафты и экосистемы разрушаются при расчистке земель для сельского хозяйства и транспортных магистралей, так как потребность в зерне и в землях для его выращивания постоянно увеличивается. Вырубаются огромные массивы лесов, осушаются болота и низменности, создаются оросительные системы в засушливых районах. Благодаря ирригации в пустынях можно выращивать финики и инжир.

Все это создает очень серьезные проблемы. Например, во многих местах, где были вырублены леса, погибли плодородные черноземные почвы, уничтоженные ветровой или водной эрозией.

Это называется эрозией почв. Эрозия приводит к резкому снижению плодородия и падению урожайности. Часто такая эрозия в сочетании с засухой приводит к голоду. В 1985 г. в Африке перед 35 миллионами человек возникла угроза голода, что явилось следствием засухи и интенсивной эрозии почв. Большинство земель в этих странах утратил и плодородие в результате истощения и эрозии почв.

Как растения защищают почву от эрозии

Сильные ливни интенсивно размывают почву, лишенную растительности. Для опытов вам потребуются два одинаковых пластиковых лотка, лейка с частой насадкой, оберточный полиэтилен, земля и торф. Если вам не удастся достать торф, вы можете выращивать кресс-салат в земле, но тогда потребуется 12-14 минут на то, чтобы он смог пустить корни и связать ими землю.

Как доставить опыт:

1. С одной стороны каждого лотка прорежьте отверстие. Постелите па дно лотков пищевой оберточный полиэтилен и вырежьте его по форме лотка.

2. Наполните один из лотков землей и плотно утрамбуйте ее. Другой лоток наполните землей до половины, а поверх нее положите слой торфа. Плотно утрамбуйте торф.

3. Установите оба лотка с небольшим наклоном, а под отверстия лотков подставьте по небольшой баночке.

4. Налейте в лейку 2 литра воды и полейте торф, тщательно и равномерно. Затем полейте землю в другом лотке. Корни растений свяжут почву, препятствуя ее размыванию. Из первого лотка будет стекать вода, содержащая частицы почвы. Из второго лотка вода будет стекать меньше, и в ней не будет частиц земли.

УРОК 9. ЯЗЫКОВОЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ. РЕЛИГИИ НАРОДОВ МИРА

Учебная цель: сформировать знания о величайшие народы и самые распространенные языки мира, способствовать пониманию современных этнических и религиозных процессов в мире, ознакомить с классификацией стран по национальному составу населения, наиболее распространенными языковыми семьями и группами; развивать умение работать с картами атласа, анализировать столбиковые и круговые диаграммы.

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы, карта «религии мира», таблицы, диаграммы.

Основные понятия: этнос, племя, народность, нация, языковая семья, религия, христианство, ислам, буддизм.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Задача 1

1. Объясните, что такое миграции и на какие сферы жизни общества они влияют.

2. Приведите примеры влияния миграций на происхождение народов.

3. Вспомните, что означают понятия «этнос», «нация».

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Проблемный вопрос. Нужны социально-экономической географии знания о этнический и религиозный состав населения? Обоснуйте свои мысли конкретными примерами.

Этнический состав населения имеет очень большое значение в политической и экономической жизни страны и мира. Так, в некоторых многонациональных странах случаются межэтнические конфликты.

Этнический состав населения существенно влияет и на хозяйственную жизнь стран. Несмотря на то, что народы, которые проживают на территории одного государства, интегрированные в общественную жизнь, они, как правило, сохраняют свои национальные традиции в быту, поведении, питании, работе и т.д. Эти особенности нельзя не учитывать, поскольку они важны для эффективной работы хозяйственных объектов, рационального использования трудовых ресурсов.

IV. Изучение нового материала

1. Этнический состав населения

Этнос — устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, где люди имеют собственный язык, культуру, понимание своего единства и отличия от других этносов. Основными формами этноса являются племя, народность, нация.

Культуру, быт, происхождения и расселения народов изучает наука этнография.

По разным данным на Земле насчитывается 3-4 тыс. народов и народностей, 7 народов насчитывают более 100 млн.: (китайцы (ханьцы) — 1 млрд. 190 млн., хиндустанци — 265, бенгальцы — 225, американцы — 205, бразилианке — 175, русские — 150, японцы — 123 млн.).

2. Классификация стран по национальному составу населения

По национальному составу выделяют три группы стран: однонациональная (более 90 % населения являются представителями одной нации, около 20 государств, Дания, Швеция, Португалия, Италия, Ирландия, Греция и др.), двонаціональні (Бельгия: фламандцы, валлоны) и многонациональные. Большинство стран мира являются многонациональными.

3. Языки народов мира

Главным признаком народа является общность языка. В современном мире насчитывается от 2,5 до 5 тыс. различных языков. По степени родства языки объединяются в языковые семьи.

Задание 2. Проанализируйте карту народов мира в атласе. Определите, какие языковые семьи являются наиболее распространенными, где они распространены.

Самая большая по численности языковая семья — индоевропейская, на нем говорят более 150 народов (45 % населения мира, в Европе — 94,5 %). Китайско-тибетская языковая семья — вторая по численности (22,6 % населения мира); ее языках (китайском, тибетском, бирманской) разговаривают более 1,1 млрд. чел.

К наиболее распространенным языкам мира относятся: китайский (1,3 млрд. человек), английский (450 млн. человек), хинди и урду (350), испанский (300), русский (240), бенгальский, индонезийский, арабский (по 180), португальский (170), японский (123), немецкий и французский (по 100). На этих языках разговаривает почти 70 % населения мира.

Задача 3. Объясните, чем, по вашему мнению, объясняется распространенность этих языков.

4. Религии народов мира

Религия — это мировоззрение и мироощущение и соответствующее поведение человека, основывающееся на вере в существование сверхъестественного. Для общества религия является объединением общечеловеческих ценностей и норм, неотъемлемой частью культуры и отдельного человека и этноса в целом.

В зависимости от распространения и численности верующих выделяют традиционные религии (фетишизм, тотемизм, шаманизм), этнические (индуизм, иудаизм, даосизм, синтоизм, конфуцианство), мировые (христианство, ислам, буддизм).

Задача 4. Проанализируйте карту и диаграммы религий мира в атласе. Определите территории распространения мировых религий.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопрос для обсуждения. Приведите примеры влияния этнического и религиозного состава населения на политическую, экономическую и духовную стороны жизни человека. Объясните, как вы понимаете выражение: «Человек входит в мир через свою национальность».

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

· Проработать § .

· Обозначить на контурных картах страны с наибольшим количеством верующих основных религий мира.

, буддизм.

География населения мира

1. Численность и воспроизводство населения

2. Состав и структура населения

Размещение и миграция населения

4. Этнический состав населения мира

5. География религий. Три мировых религии

6. Основные ветви христианства — католицизм, православие и протестантизм

1. Численность и воспроизводство населения

География населения изучает численность, структуру и размещение населения, рассматриваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодействия с окружающей природной средой. В последнее время в географии населения прослеживается два направления. Первое — геодемографическое, которое изучает численность и структуру населения, главные демографические показатели (смертность, рождаемость, средняя продолжительность жизни) и воспроизводство населения, демографическую ситуацию и демографическую политику в мире, отдельных регионах и странах. Второе — собственно географическое, которое изучает общую географическую картину размещения населения в мире, отдельных регионах и странах, и в особенности географию расселения и населенных мест. На этом направлении наибольшее развитие получила геоурбанистика.

На протяжении всей истории человечества численность населения росла очень медленно. Ускорение роста численности наступило в период новой истории, особенно в XX в. В настоящее время годовой прирост населения составляет около 90 млн. человек. На конец 90-х гг. численность населения мира составляла 6 млрд. человек. Но в различных регионах мира население растет неравномерно. Это объясняется различным характером воспроизводства населения.

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. На воспроизводство оказывают влияние социально-экономические условия жизни людей, взаимоотношения между людьми и отношения в семье.

В настоящее время выделяют два типа воспроизводства. Для первого типа характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Характерен этот тип для экономически развитых стран, где естественный прирост или очень низкий, или преобладает естественная убыль населения. Демографы называют это явление депопуляцией (демографическим кризисом ). Второй тип воспроизводства характеризуется высокими показателями рождаемости и естественного прироста населения. Этот тип характерен для развивающихся стран, где завоевание независимости привело к резкому сокращению смертности, а рождаемость осталась на прежнем уровне.

В конце XX в. самый высокий показатель рождаемости и естественного прироста наблюдался в Кении, где рождаемость составила 54 человека на каждую тысячу, а естественный прирост — 44 человека. Такой феномен быстрого роста населения в странах второго типа воспроизводства называют демографическим взрывом. В настоящее время на такие страны приходится более 3/4 населения мира. Абсолютный годовой прирост составляет 85 млн. человек, т.е. развивающиеся страны уже оказывают и будут оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения мира. В этих условиях большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. Демографическая политика — это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательных для себя направлениях.

В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и естественного прироста (страны Западной Европы, Россия и др.); в странах второго типа воспроизводства — на сокращение рождаемости и естественного прироста (Индия, Китай и др.).

Важной научной основой проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Схема такого перехода включает четыре сменяющие друг друга этапа. Первый этап охватил почти всю историю человечества. Для него характерны высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост. Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости. Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности, а рождаемость начинает снижаться, но несколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения. При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие качество населения. Это комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развитие демократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.

Одним из главнейших обобщающих показателей состояния здоровья той или иной нации служит показатель средней продолжительности жизни. В конце XX в. этот показатель в среднем для всего мира составлял 66 лет (63 года для мужчин и 68 лет для женщин). Еще один важный показатель качества жизни населения — это уровень грамотности.

2. Состав и структура населения

Население разделяют по нескольким категориям.

1. По половому составу населения страны делят на три группы. Первая группа стран, где численность мужчин и женщин одинакова (страны Африки и Латинской Америки). Вторая группа стран, где численность женщин превышает численность мужского населения (относятся более половины стран мира, особенно страны Северной Америки). Это объясняется двумя причинами: большей средней продолжительностью жизни женщин и потерей мужского населения в периоды первой и второй мировых войн. Третья группа — где численность мужчин преобладает над численностью женщин (страны Азии, Индия, Китай).

2. По возрастному составу . Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения — трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения. Типы возрастного состава соответствуют типам воспроизводства. Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля людей детских возрастов и высокая доля людей пожилых возрастов. В Европе дети до 14 лет составляют 24%, люди в возрасте 15-59 лет — около 59%, пожилые — около 17%. Такая структура называется старением нации . Для стран второго типа воспроизводства характерна высокая доля детских возрастов и низкая доля пожилых. Например, в странах Африки дети до 14 лет составляют 44%, пожилые — 5%. Такую структуру населения называют омоложением нации .

3. Этнолингвистический состав . Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов. Этносами называют сложившиеся, устойчивые общности людей.

Классификацию этносов проводят по их численности. Подавляющее большинство народов малочисленно. Народов, насчитывающих более 1 млн. человек в мире, около 310, но они составляют 96% населения мира. Более 100 млн. человек насчитывают 7 народов: китайцы, хиндоиндустанцы, американцы США, русские, бразильцы, японцы и бенгальцы. В структуре населения выделяют также языковую и лингвистическую классификацию. Эта классификация позволяет объединять народы в языковые группы с родственными языками. Самая большая языковая семья — индоевропейская. На языках этой семьи говорят более 150 народов мира, общей численностью 2,5 млрд. человек. Свыше 1 млрд. человек говорят на языке китайско-тибетской языковой семьи. В зависимости от того, насколько национальные границы совпадают с политическими, возникают однонациональные государства (Западная Европа, Латинская Америка) и многонациональные государства (Индия, Россия).

4. По религиозному составу выделяют три мировые религии: христианство (исповедуют около 1 млрд. человек), ислам, или мусульманство (около 800 млн. человек), и буддизм (около 200 млн. человек). В последнее время выделяют в отдельные религии индуизм (Индия) и синтоизм (Япония).

5. По уровню образования населения выделяют страны с высоким уровнем образования и страны с низким уровнем образования. На начало 90-х гг. XX в.27% населения мира относилось к неграмотным. Из этого количества 4% приходится на развитые страны, а 96% — на развивающиеся. Уровень образования оказывает огромное влияние на качество жизни населения.

3. Размещение и миграция населения

На земном шаре население размещается неравномерно. Около 70% населения проживает на 7% территории земной суши. Около половины всей обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел. на км2 ; 15% территории суши — это области совершенно не освоенные людьми. На размещение населения оказывают влияние несколько факторов: это природные условия, занятость в сельском хозяйстве и тяготение к транспортным и торговым путям.

В мире наблюдается постоянный процесс перемещения населения, или миграция. Она может быть внутренней или внешней. Внешняя миграция возникла в глубокой древности и до середины 20-х гг. XX в. главными очагами мировой миграции были Европа и Азия. В настоящее время очагами миграции стали США, Латинская Америка и Австралия. Во второй половине XX в. появилась новая форма мировой миграции «утечка умов». Особенно отрицательно «утечка умов» сказывается на развивающихся странах.

Внутренняя миграция — это перемещение населения из сельской местности в города, колонизация и освоение новых земель.

Лекция 5. География населения мира

Население размещается на нашей планете крайне неравномерно: более 85% населения Земли сосредото­чено в восточном полушарии, 90% — в Северном, более половины людей проживает на низменностях (до 200 м над уровнем моря) и в приморских районах (на рассто­янии, не превышающем 200 км от моря). Примером неравномерности размещения может быть и характер распределения людей по частям света: 60% населения сконцентрировано в Азии, около 12% — в Европе, 14% — в Африке, 13,5% — в Америке (Северной и Южной), 0,5% — в Австралии.

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью.

Считается, что для сохранения простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на 100 супружеских пар приходилось 258 детей.

Естественное движение населения — это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающих возобновления и смену людских поколений. В естественное движение населения иногда включают изменение половозрастной структуры населения. Когда рассматривают естественное движение населения, то часто рассматривают брачность и разводимость.

Разница между рождаемостью и смертностью – естественный прирост (убыль). Рождаемость — это массовый процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение или в совокупности поколений. Совокупность поколений — население. Рождаемость- частота рождений в определенной социальной среде (число рождений живых детей). Смертность. Это процесс вымирания поколения и её рассматривают как массовый статистический процесс, складывающийся из множества единичных смертей, информация о смертности долгое время основывалась на церковной регистрации умерших. Сейчас в большинстве стран мира существует гражданская регистрация смертных случаев.


В настоящее время демографами выделяются два типа воспроизводства.

Первый тип воспроизводства является господствующим в развивающихся странах, характеризуется высокой рождаемостью и средним уровнем смертности, вызванных улучшением условий жизни, снижением смертности от голода, повышением рождаемости (облегчение положения беременных женщин, подбор брачных пар, ранние браки, подкрепление многодетности не только традициями, но и законодательными актами, установками большинства религиозных систем).

Второй тип воспроизводства характеризуется низкой рождаемостью и низким уровнем смертности, высокой продолжительностью жизни, характерен для развитых стран. Результатом этого типа воспроизводства является старение населения.

Демографический взрыв —это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости. Особенности современного демографического взрыва: в развивающихся странах наблюдается быстрый рост населения, значительно опережающий их социально- экономическое развитие, усугубляя и без того сложные проблемы занятости, социальной сферы, обеспечения продовольствием, экономики. Современный демографический взрыв не только происходит в большом числе стран, непосредственно охватывая значительную часть мирового населения, но, по существу, прямо или косвенно затрагивает всё мировое сообщество, превращая локальную демографическую проблему в одну из глобальных проблем современности.

Расовый и этнический состав земного шара. Человеческие расы — исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое отражается в общих наследственных и физиологических признаках. По внешнему облику всех людей можно разделить на 3 расы: европеоидная(47%), монголоидная (37%), негроидная(6%).

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладает общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Крупнейшие этносы мира по численности:

1. Китайский этнос — Хань.

2.Хиндустанцы (Индия).

З.Американцы и Бенгальцы.

4.Пенджабцы(Пакистан).

5. Бихарцы.

6.Русские.

7.Бразильцы.

8.Японцы.

9.Яванцы.

Одним из главных признаков этнического единства служит разговорный язык. По этому признаку все народы мира распределяются на 15 языковых семей и 45 языковых групп, которые, в свою очередь, делятся на языковые ветви. Есть обособленные языки, которые не входят ни в одну языковую семью (японский, корейский, язык басков).

Более 40 % всего населения мира говорит на языках индоевропейской семьи, в состав которой входят 11 языковых групп (в том числе славянская, балтийская, германская, романская, иранская). Эти языки получили широкое распространение практически во всех регионах мира. Около 20 % населения мира общается на языках сино-тибетской или китайско-тибетской семьи. Ее весомость определяется китайской языковой группой. Около 8 % человечества использует языки нигеро-кордофской семьи, которые представлены только в Африке. Еще 5-7 % населения мира разговаривает на языках афразийской (или семито-хамитской) семьи, получивших распространение преимущественно в странах Африки и Азии. Главным из языков данной семьи является арабский. Таким образом, на языках этих четырех семей говорит почти 4/5 всего человечества. К наиболее распространенным языкам мира принадлежат следующие: китайский — более 1 млрд. человек, английский — 400-500 млн. чел., хинди — более 350 млн. чел., испанский — около 300 млн. чел., русский — около 200 млн. чел., бенгальский — около 170 млн. чел., индонезийский — около 170 млн. чел., арабский — 160 млн. чел., португальский — 140 млн. чел., японский — 125 млн. чел., немецкий — около 100 млн. чел., французский — 100 млн. чел. Таким образом, на 12 языках говорит 2/3 человечества.

Религиозный состав

В зависимости от распространения в мире и роли все религии разделяют на мировые и национальные (этнические). Значительная часть населения мира сохранила свои давние родоплеменные верования. К ним относятся тотемизм, магия, анимизм, шаманизм. Племенные культы сохранились в Центральной Америке, Амазонии, Африке, среди народов севера и аборигенов Австралии.

Сегодня существует три основные религии, которые принято называть мировыми: буддизм (Китай, Япония, Непал), ислам (Ближний Восток, Юго-Восточная Азия), христианство. Христианство — самая распространенная из мировых религий, которую исповедует почти 2 млрд. человек, включает три направления: православие (Россия, Беларуссия, Сербия, Греция), католицизм (Франция, Испания, Италия, Польша), протестантизм (Германия, Англия, Северная Америка, Австралия).

Половой состав, т. е. соотношение мужчин и женщин.

В целом в мире число мужчин примерно на 20—25 млн превышает число женщин. Но это происходит, главным образом, за счет преобладания их в Китае, Индии, некото­рых других странах Азии. В остальных частях света и в подавляющем большинстве стран мира мужчин меньше, чем женщин. Наибольший перевес женщин наблюдается в России — на 9—10 млн. Женщины везде преобладают над мужчинами в старших возрастных группах.

Возрастной состав.

Каждому из двух типов воспро­изводства населения соответствует свой тип его возрас­тного состава, т. е. соотношения возрастных групп. В развитых странах и государствах с переходной эконо­микой отмечается низкий удельный вес детей (в сред­нем 20%) и повышенный — людей пожилого возраста (65 лет и старше), В развивающихся странах, напротив, вследствие малой продолжительности жизни велика доля детей (в среднем 40%) и низка доля людей стар­ших (трудоспособного и пожилого) возрастов. Низкий удельный вес лиц трудоспособного возраста отрицательно сказывается на экономике развивающихся стран.

Возраст является главным критерием при определе­нии трудовых ресурсов, т. е. части населения, обладаю­щей физическим развитием, умственными способностя­ми и знаниями, необходимыми для трудовой деятельно­сти или, попросту, способной к труду (трудоспособное население). В международной статистике трудоспособным населением принято считать людей в возрасте 16-64 лет. Кроме того, в трудовые ресурсы включают работающих подростков (до 15 лет) и лиц пенсионного возраста. В разных странах границы трудоспособного возраста не­одинаковы: в США и для мужчин, и для женщин он составляет 16-65 лет; в России — 16-54 (включительно) для женщин и 16—59 для мужчин; в Финляндии, Герма­нии, Канаде, Японии и некоторых других странах его отсчет начинается с 15 лет.

В целом верхняя граница рабочего возраста опреде­ляется средней продолжительностью жизни, а также материальными возможностями государства обеспечить пенсиями пожилых людей.

О степени вовлечения трудовых ресурсов в производ­ство свидетельствует показатель экономически актив­ного населения. К экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в общественном производстве и желают в нем участвовать, т. е. ищут работу.Экономически неактивное население — это лица, способные к труду (в состав трудовых ресурсов они включаются), но в рыночной экономике они не могут быть отнесены ни к занятым, ни к безработным. Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Согласно определению Международной организации труда, человек признаётся безработным, если на момент обследования населения по проблемам занятости он одновременно: не имел работы, искал работу, был готов приступить к работе немедленно. Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общей численности экономически активного населения или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодёжи, сельского населения и т. п.). Чаще всего выражается в процентах. Миграции населения — это переселение людей из одной области проживания в другие. Миграции бывают внешние и внутренние.

Внешние миграции — эмиграция (выезд из страны) и иммиграция (въезд в страну). Известно несколько волн эмиграции из России: перед началом первой мировой войны — в США, Канаду; в годы революции и гражданской войны — в Европу, США, Канаду; в 80—90-е годы — в Израиль, США, Германию.

Причины миграций могут быть экономические, политические, религиозные, национальные, личные и др. Внешние миграции оказывают влияние на состав и структуру населения. Вынужденные миграции — насильственное переселение заключенных, депортация народов.

Рабочая сила мигрирует в основном из стран с низ­ким уровнем жизни в страны с более высоким уров­нем. Главное направление межстрановой миграции рабочей силы:

1) из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны мира (исполь­зование иностранной рабочей силы в промышленно развитых странах стало обычным делом, непремен­ным условием нормального функционирования их на­циональных хозяйств. Наибольший приток иммигран­тов в настоящее время имеют США и страны Запад­ной Европы — ФРГ, Франция, Бельгия, Швеция, Швейцария, Люксембург и др.);

2) между развивающимися странами (крупными цен­трами иммиграции являются страны Латинской Аме­рики — Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла; неф­тедобывающие страны Азии — Саудовская Аравия, Ку­вейт, Оман, ОАЭ, Бахрейн и др.);

3) между промышленно развитыми странами (огромный размах приняла «утечка умов» из развитых стран Европы в США, миграция рабочей силы в рамках ЕС и др.).

Улучшение условий жизни людей в разных регионах, преодоление социально-экономических трудностей — важное условие предотвращения миграций.

Урбанизация — процесс повышения роли городов и городского образа жизни в развитии общества. Предпосылки урбанизации — рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Процесс, обратный урбанизации, называется рурализацией.

Процесс урбанизации идёт за счёт: преобразования сельских населённых пунктов в городские; формирования широких пригородных зон; миграции из сельской местности (провинции) в городскую. По степени людности города классифицируются как: малые — до 20 тыс. жителей, средние — от 20 до 100, большие — от 100 до 500, крупные — от 500 тыс. до 1 млн, крупнейшие — более 1 млн.

человек.

Численность населения в некоторых крупнейших го­родах достигает 10 млн и выше. За исключением Авст­ралии и Океании такие города есть во всех регионах мира: Нью-Йорк и Лос-Анджелес (США) в Северной Америке; Мехико (Мексика), Сан-Паулу и Рио-де-Жа­нейро (Бразилия), Буэнос-Айрес (Аргентина) в Латинс­кой Америке; Каир (Египет) в Африке; Шанхай, Чунцин и Пекин (Китай), Сеул (Корея), Джакарта (Индоне­зия), Токио и Осака (Япония), Бомбей и Калькутта (Ин­дия) в Азии; Лондон и Париж в Европе; Москва в СНГ. Для современного этапа урбанизации характерны следующие особенности:

• быстрые темпы развития (если в 1900 г. в городах проживало около 14% населения мира, то в настоящее время — около 50%);

• концентрация населения в больших городах (в го­родах с населением 100 тыс. и выше в настоящее время проживает более 1/3 жителей нашей планеты);

• переход от простых к групповым формам городско­го расселения, т. е. от обычных «точечных» городов к их территориальным скоплениям — городским агломе­рациям (самые крупные агломерации мира — Токий­ская, Нью-Йоркская, Большой Мехико; население каж­дой из них превышает 20 млн человек).

Новые формы урбанизации — мегаполисы, являю­щиеся результатом слияния агломераций в пределах тер­риторий, соседствующих районов, зон, стран. Крупней­шие в мире мегаполисы — Токайдо, объединяющий 20 агломераций от Токио до Осаки с населением около 60 млн. человек; Бостваш, объединяющий 40 агломера­ций от Бостона до Вашингтона с населением около 50 млн. человек; Чините, включающий 35 агломераций от Чикаго до Питсбурга с населением 35 млн человек; Сансан — 15 агломераций от Сан-Франциско до Сан-Диего с населением около 20 млн человек; Английский — 30 агломераций от Лондона до Ливерпуля с населением 30 млн. человек; Рейнский — 30 агломераций от Рандстадта до Майна с населением 30 млн человек.

Наиболее высокий уровень урбанизации — в разви­тых странах мира (в среднем 73% по этой группе стран). В Великобритании и ФРГ он превышает 90%, в Шве­ции равен 88%, в Австрии — 86, во Франции — 79, в Японии, США и Канаде — 77% и т. д.

В большинстве развивающихся стран уровень урба­низации невысок (в среднем 34% по этой группе стран). В Республике Чад он равен 6%, в Эфиопии — 16, в Ни­герии — 22, в Индонезии — 22, в Индии — 25%.

Несмотря на быстрый рост городов, более половины населения мира живет в сельской местности.

Добавить комментарий

Закрыть меню