Функция исполнительной власти

Что является функцией исполнительной власти?

Профиль «Реклама и связи с общественностью»

ДЕМО-ВЕРСИЯ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть А включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный. За каждый правильный ответ дается один балл. Максимальное количество баллов за часть А составляет 30 баллов.

Часть В состоит из 12 заданий с кратким ответом. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. За каждый правильный ответ дается от одного до двух баллов в зависимости от сложности задания.

За выполнение всех заданий части В вы можете получить 20 баллов.

Часть С включает задание с развернутым свободным ответом. Это задание требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. Задание оценивается в 20 баллов.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Всего за 2 этап «Творческого конкурса в Державинском университете» вы можете получить 70 баллов. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть А

Часть А состоит из 30 заданий с выбором одного верного варианта ответа из предложенных. Задания части А отражают шесть содержательных линий курса по обществознанию: общество; человек и познание; экономика; социология; политология; право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в шесть блоков-модулей. При выполнении заданий внимательно прочитайте вопрос и варианты ответа к нему. Отметьте кружком верный на ваш взгляд вариант ответа. Верно выбранный вариант ответа оценивается в один балла.


Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1) добывающей промышленности

2) обрабатывающей промышленности

3) сельского хозяйства

4) информации и информационных технологий

Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи

1) цивилизации и религии

2) общества и природы

3) средств производства и отношений собственности

4) экономики и политики

Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой

2) искусством

3) образованием

4) творчеством

Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной

2) политической и экономической

3) социальной и духовной

4) экономической и духовной

Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1) выдвижением целей

2) механизмом самоконтроля

3) осознанным выбором средств

4) удовлетворением потребностей

Труд в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4) предполагает наличие цели

Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, – это

1) общение

2) понимание

3) творчество

4) познание

Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность

1) прогностическую

2) социально-преобразовательную

3) материально-производственную

4) ценностно-ориентировочную

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Основным признаком командной экономики является

1) производство товаров в соответствии с государственным планом

2) управление экономикой рыночными методами.

3) наличие экономической самостоятельности товаропроизводителей

4) многообразие форм собственности на средства производства

Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка

1) средств производства

2) труда

3) товаров

4) сырья и материалов

Увеличение налогов на производителя

1) снижает расходы потребителя

2) увеличивает прибыль производителя

3) снижает рост производства

4) увеличивает производительность труда

Какой из приведенных примеров является иллюстрацией рационального поведения потребителя?

1) поиск информации о продукте

2) поиск наиболее популярного продукта

3) оценка качества продукта по его цене

4) следование рекламе

Верны ли следующие суждения о монополии?

А. Экономическая жизнь современного государства включает в себя элементы и конкуренции, и монополии.

Б. Государство стремится ограничить правовыми методами деятельность монополий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

По территориальному признаку выделяют такую социальную общность, как

1) немцы

2) горожане

3) рабочие

4) предприниматели

Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию

1) воспитательную

2) репродуктивную

3) эмоционально-психологическую

4) социально-статусную

Какие социальные нормы отражают представления о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту?

1) политические нормы

2) правовые нормы

3) обычаи и традиции

4) эстетические нормы

Одним из условий гармонизации межнациональных отношений в демократическом обществе является

1) соблюдение прав и свобод человека

2) развитие частного предпринимательства

3) усложнение социальной структуры общества

4) ограничение социальной мобильности

Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Отклоняющееся поведение всегда имеет противоправный характер.

Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Сущность демократии проявляется в

1) запрете политических партий

2) отмене выборов в парламент

3) участии граждан в альтернативных выборах

4) усилении контроля за личной жизнью граждан

Что является функцией исполнительной власти?

1) создание законов

2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия

4) разработка предвыборных программ

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Часть 1. Уровень А.

А1 К организационной подсистеме относится:

1) государство 2) нация 3) класс 4) идеология

А2 Что является функцией исполнительной власти?

1) создание законов 2) разработка государственного бюджета 3) осуществление правосудия 4) разработка предвыборных программ

А 3. Для консервативной идеологии характерно признание

1) ценностей традиций, преемственности 2) классовой борьбы в качестве двигателя истории 3) государственной собственности как основы экономики 4) имущественного равенства

А4 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством 3) свободные от цензуры средства массовой информации 4) развитое гражданское общество

А 5.

Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса. Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

А 6. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим 2) форма правления 3) форма административного устройства 4) государственный суверенитет

А 7 Ведущими принципами какой идеологии являются поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков?

1) консервативной 2) либеральной 3) социал-демократической 4) радикальной

А 8. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти 3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства

А 9. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. – унитарное?

1) Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения. 2) В государстве действует единая система законодательства. 3) В составе государства выделены только административно-территориальные единицы. 4) Высшие органы государства формируются выборным путем

А 10.Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.


1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

А 11.Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием 2) думским комитетом 3) Государственным Советом 4) всенародным референдумом

А 12 Функцией государства является

1) разделение властей 2) суверенитет 3) поддержание общественного порядка 4) наличие государственного аппарата

А 13 Любую политическую партию характеризует

1) широкий круг сторонников 2) наличие в партийных рядах членов правительства 3) близость политических позиций 4) критика правительственного курса

А 14. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии 2) обязанность граждан подчиняться законам 3) невмешательство государства в дела гражданского общества 4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

А 15 Верны ли суждения о государстве?

А В любом государстве существует верховенство права. Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А 16 К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

1) государственном контроле средств массовой информации 2) финансировании органов местного самоуправления 3) приоритете частной формы собственности 4) политическом и идеологическом многообразии

А 17. Любое государство характеризуется

1) верховенством права 2) наличием аппарата управления 3) политическим плюрализмом 4) соблюдением прав человека

А 18. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы

1) мажоритарной 2) пропорциональной 3) прямого делегирования 4) многопартийной

А 41. Власть опирается на


1) авторитет 2) силу 3) право 4) на все вышеперечисленное

А 48. Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Правящими политическими партиями являются все партии, получившие места в парламенте. Б. Одной из функций политической партии, является идеологическая.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

Часть 1. Уровень А.

А1 К организационной подсистеме относится:

1) государство 2) нация 3) класс 4) идеология

А2 Что является функцией исполнительной власти?

1) создание законов 2) разработка государственного бюджета 3) осуществление правосудия 4) разработка предвыборных программ

Функции исполнительной власти

Главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления. Однако исполнительная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей государственной власти, выполняет и собственные функции, задающие основные направления деятельности ее органов, которые реализуют особые государственно-властные полномочия. В данном случае исполнительная власть рассматривается как политико-государственное явление, как средство обеспечения публичных интересов.

Сущность функций исполнительной власти выявляется и посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти:

  1. исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;
  2. «правозащитная», т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости — защищать их;
  3. социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления.

    Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

  4. функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
  5. регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;
  6. нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;
  7. охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.

Главные цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства

2) создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства, развитию экономики страны;

3) создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной, духовной жизни людей.

Государственная администрация сама обеспечивает безопасность страны и ее жителей, осуществляет защиту слабых, создает систему административной опеки. И она же создает условия для того, чтобы механизмы саморегуляции действовали во всех сферах общественной жизни.

Исполнительная власть — инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Общество, создавая государственную администрацию, оплачивая ее содержание, выполняя ее требования, ожидает, что деятельность этого инструмента будет эффективной, т. е. поставленные цели будут достигнуты в оптимальные сроки и с наименьшими затратами.

Чтобы быть эффективной, государственная администрация должна действовать целесообразно, рационально используя свои полномочия и ресурсы. И в то же время она должна строго соблюдать закон. Целесообразность в рамках закона, законная целесообразность — основной принцип административной деятельности. И чем последовательнее он осуществляется, тем она эффективнее. Специфика целей и принципов — одна из существенных особенностей исполнительной власти.

Признаки исполнительной власти:

1. Первый признак административной власти — ее вторичность, ее подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

2. Второй признак — ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Административная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет государственная администрация, имеющая дело с действительными явлениями жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и общественными процессами.

3. Административная деятельность — это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие.

4. Административная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти проявляется и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.). Как композитор из существующего разнообразия звуков создает мелодию (хорошую или не очень), так и администраторы, используя существующие способы воздействия на волю людей, создают организованность, порядок в обществе (хороший или не очень).

Государственная администрация сама обеспечивает безопасность страны, руководит многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает условия для того, чтобы в обществе действовали муниципальные, общественные, частные механизмы саморегуляции.

5. Существенный признак административной власти — наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных субъектов правами, выделяет им ресурсы, осуществляет правоприменительное, правонаделение.

6. Ведая огромными ресурсами, государственная администрация непосредственно их не использует, она не производит продукцию, не лечит, не учит. Она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др.

Административная власть — это исполнительно-распорядительная власть, в процессе исполнения велений вышестоящей власти она издает огромное количество распоряжений — административных актов (о выделении, приеме, призыве, поощрении, наложении взысканий и др.).

7. В непосредственном ведении государственной администрации находятся вооруженные силы, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты административной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке — важная черта административной власти.

8. Названные выше признаки содержания государственной административной власти -универсальность, принудительность, организующий характер — детерминируют ее организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную администрацию. Единство многоуровневой административной машины — важнейшая основа единства государства.

Известно, что и законодательная, и судебная власти не обладают организационным единством, иерархией, подчинением нижестоящих звеньев вышестоящим. В отличие от других властей, административная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

9. Непосредственная повседневная организация разнообразных социальных связей, реальное осуществление принуждения требуют большого количества работников аппарата. Несомненно, что численный состав административного аппарата, количество лиц, занимающихся административной деятельностью, намного превосходит общее число работников всех иных государственных органов вместе взятых. Реализация административной власти требует большого числа профессионалов и рациональной организации их труда. Основная фигура в администрации — чиновник.

Административная власть — власть чиновников. Как соотносятся близкие по содержанию понятия «административная власть» и «исполнительная власть». Исполнительная власть — это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества.

Мировой опыт свидетельствует о том, что административная власть всегда стремится к расширению своего влияния, своих полномочий, своего аппарата, числа чиновников. Ее бесконтрольность влечет бюрократизацию общества, коррупцию, административный произвол. Поэтому при последовательной реализации принципа разделения властей организующая, универсальная, профессиональная иерархическая административная власть приобретает два новых признака: она становится подзаконной и подконтрольной.

10. Административная власть выступает как вторичная по отношению к представительным (законодательным) органам, которые определяют ее структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираются непосредственно народом (президент, губернатор и т. д.). Издаваемые ими властные акты (даже указы Президента) подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке закон. Действия администрации не могут противоречить закону, являются его исполнением. Поэтому органы называют исполнительными, а власть — исполнительной.

Конечно, администрация всегда служила высшей власти, исполняла ее веления, подчинялась ей. В правовом государстве его администрация подчиняется не другой власти, а закону. Она исполняет не акты монархов, а законы, то есть она становится подзаконной.

11. В условиях правового государства значительно изменяются объем и формы контроля за деятельностью исполнительной власти. Ее подконтрольность приобретает качественно иной характер.

В прошлом ее контролировал монарх и уполномоченные им чиновники: прокуроры и иные представители высшей власти. Это был контроль за подчиненными, осуществляемый свыше, чаще всего, контроль одних чиновников за другими. В правовом государстве исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламенты, и суды, и иные органы, не при- надлежащие ни к одной из трех ветвей государственной власти (прокуратура, счетная палата, уполномоченный по правам человека и др.). В России огромные контрольные полномочия принадлежат президентской власти, занимающей особое положение в российской системе разделения властей.

Уровень подконтрольности государственной администрации резко возрастает в условиях развитой демократии и ее проявлений: свободы слова, права на получение информации, многопартийности и др.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «исполнительная власть»: исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

2. Функции исполнительной власти

Государственную администрацию можно рассматривать и как совокупность государственных служащих, и как систему органов государственной исполнительной власти. Они (органы, служащие) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, содержанием которой является непосредственная, повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства, стоящих перед ним задач.

Административная деятельность (управление) объективно необходима. В соответствии с законом разделения труда она делится на более простые, специальные виды организационной деятельности. Их принято называть функциями управления (административной деятельности).

Объясняя функциональную природу деятельности исполнительной власти, мы тем самым раскрываем ее содержание.

В юридической литературе чаще всего функция понимается в двух смыслах:

1. Функция связывается с объектом административного воздействия (предметный подход). Соответственно различают такие функции государственной администрации:

а) Обеспечение безопасности личности, общества, государства:

* обеспечение обороны;

* обеспечение общественного порядка;

* осуществление разведки и контрразведки;

* обеспечение охраны государственной границы и др.

б) Обеспечение развития экономики, осуществление административно-хозяйственной деятельности:

* руководство промышленностью;

* руководство транспортом;

* руководство сельским хозяйством;

* сбор налогов;

* содействие развитию предпринимательства;

* антимонопольная деятельность и др.

в) Обеспечение реализации социальной политики государства:

* организация образования;

* организация здравоохранения;

* организация научных исследований;

* организация социальной защиты и др.

г) Осуществление связей с другими государствами, с международными организациями (политических, экономических, культурных, научных, спортивных и т. д.).

2. Функция понимается как один из общих способов организации, административного воздействия исполнительной власти на подвластных (инструментальный подход). В литературе такие функции чаще всего называют общими функциями управления.

Общие функции — это всеобщие, типичные способы информационного взаимодействия между субъектами и объектами социального управления. Это устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды административной деятельности вообще. Каждая общая функция объективно необходима. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией.

К числу общих функций можно отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Организовывать, осуществлять исполнительную власть — это значит прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. Каждый субъект административной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.

Функциональное разделение труда закрепляется структурно, т. е. создаются особые звенья, которые занимаются планированием, учетом, контролем и т. д. Организационная обособленность — важный признак развитой и значительной по объему функции.

Поскольку общие «беспредметные» функции — это всего лишь научная абстракция, а в реальной жизни определенные субъекты воздействуют на конкретные объекты особым образом, то общие функции в реальной жизни конкретизируются, приобретают специфические черты. Так, существует не контроль вообще, а финансовый, внутриведомственный контроль, инспектирование и т. д. Особенности объектов и субъектов, их взаимоотношений, внешней среды серьезно влияют на административные функции, видоизменяют их, наполняют конкретным содержанием, обусловливают многообразие форм осуществления.

Отмечая специфику каждой общей функции, ее структурную обособленность, необходимо подчеркнуть, что в то же время все они являются частями одного целого. Их объединяет единая конечная цель, единая информационная природа, организационное единство осуществляющего их субъекта. Каждая часть активно взаимодействует с целым, а также с другими частями. Административная деятельность — целостная система, комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных функций.

Функции, лежащие в основе построения системы органов исполнительной власти, это функции по выработке государственной политики в той или иной сфере государственного управления, функции правового регулирования, функции контроля и надзора, лицензирования, регистрации, функции по оказанию государственных услуг.

Все указанные виды функций предусмотрены Концепцией административной реформы. Данные виды функций имеют различное правовое регулирование и отличаются по степени детальности их правовой регламентации. Наибольшее юридическое значение имеют функции государственного контроля и надзора, поскольку они связаны с вмешательством в права граждан и юридических лиц. Поэтому в данной лекции они будут предметом специального рассмотрения.

Функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию – функции стратегического характера (определение основных направлений развития подведомственной отрасли или сферы деятельности, разработка концепций, деклараций, проектов, ведомственных программ и т.п. документов) осуществляется федеральными министерствами, а также министерствами, департаментами и иными органами субъектов РФ.

К функциям федеральных министерств отнесен также нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Функции государственного контроля и надзора. Контроль как функция в самом общем виде представляет собой проверку соответствия фактического состояния дел на подконтрольном объекте заданному.

По времени осуществления выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений; текущего — в выяснении состояния законности, в вынесении оценки правильности совершаемых действий объектами контроля; и последующего — в проверке реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

По субъектам, осуществляющим контроль, и соответственно, по его охвату или объему контроль органов исполнительной власти можно разделить на виды:

а) общий (осуществляется органами общей компетенции –Правительством РФ и т.д.);

б) специальный (надведомственный);

в) внутриведомственный (он похож на общий, но осуществляется не органами общей компетенции, а любыми органами за подведомственными им объектами).

Общий контроль предполагает обследование целого (всего) комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ и ст.ст. 4, 19, 44 ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и Указами Президента. Оно в пределах своей компетенции организует исполнение законов, Указов Президента и международных договоров, осуществляет систематический контроль за федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства. Правительств может отменить или приостановить действие актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложение Президенту РФ о приостановлении действия этих актов в случае их противоречия Конституции РФ, законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль – контроль вышестоящих федеральных органов за подведомственными объектами, входящими в его систему. Это элемент управленческой деятельности (функция органа и метод) любого органа исполнительной власти. Так, федеральное министерствоосуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. (Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет контроль за Федеральной миграционной службой).

Специальный (надведомственный) контроль осуществляется, в основном, органами специальной компетенции – федеральными службами и подведомственными им территориальными органами (чаще всего, инспекциями), а также уполномоченными службами субъектов РФ. В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность, но существуют юридическая подвластность (отношения «власти-подчинения»). В литературе указанный специальный (надведомственный) контроль также называется административным надзором. В данном случае контроль является функцией государственного управления, реализуемой органами специальной компетенции.

Административный надзор состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (например, правила дорожного движения, норм санитарии и т.д.).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.

контроль и надзор осуществляют федеральные службы. Например, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

— выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам (предварительный контроль);

— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов (внешнее выражение контрольно-надзорной деятельности).

Полномочия по осуществлению контроля и надзора:

— проведение проверок с целью выявления нарушений законодательства, составление актов;

— вынесение предписаний об устранении нарушений действующего законодательства;

— составление протоколов об административных правонарушениях;

— привлечение к административной ответственности;

— применение иных мер административного принуждения.

Концепция административной реформы о проблемах и задачах контроля и надзора:

— недостатки в системе контроля и надзора состоят в том, что действующие в настоящее время методы государственного контроля и надзора в неполной мере соответствуют задачам обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и обременительны для бизнеса;

— система требований избыточна, не прозрачна и противоречива — контрольные полномочия (исследования, обследования, экспертиза, анализ первичной информации) соединены с надзорными полномочиями (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности).

Задачи совершенствования:

— оптимизация контрольных и надзорных функций;

— обеспечение создания единого правового поля реализации государством контрольных и надзорных функций;

— упрощение разрешительных процедур;

— сокращение лицензируемых видов деятельности;

— передача части функций по контролю и надзору субъектам РФ и органам местного самоуправления, а также создаваемым саморегулируемым организациям (коллегии адвокатов, нотариальные конторы, иные объединения по профессиональному принципу);

— разграничение функции по контролю и надзору и унификация терминологии законодательных и других нормативных актов (надзор сосредоточить в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых субъектами рынка, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке);

— организационные меры (выделение из действующих надзорных органов лабораторий, исследовательских и испытательных центров, сокращение численности государственных служащих);

— закрепление в нормативных правовых актах коллегиальных принципов управления надзорными органами, эффективных механизмов досудебного обжалования их действий и решений.

Функции по предоставлению публичных услуг и управлению государственным имуществом – это функции позитивного управления, осуществляемые федеральными агентствами и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. В отличие от функции контроля и надзора они влекут благоприятные последствия для объектов, которым адресованы (регистрация прав, констатация факта или статуса, назначение пенсий или стипендий, предоставление прав, льгот, компенсаций, субсидий и т.п.).

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Добавить комментарий

Закрыть меню