Функции социальных институтов

Понятие социального института

Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.

Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.
Современный термин «институт» происходит от латинского institutum — установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.

Социальный институт — это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт — это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

Типология социальных институтов

Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Структура социальных институтов

Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты — это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией. Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
— возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
— осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
— выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
— появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
— установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
— создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
— набор социальных ролей и статусов;
— социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
— совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
— необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.

Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

Функции социальных институтов

Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее.

Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

Дисфункции социальных институтов

Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией.

Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.

В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.

Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

Примеры.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты.

    Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества. Что регулируют Примеры
Экономические институты Регулируют производство и распределение товаров и услуг. Собственность, рынок, производство
Политические институты Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институты Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институты Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.
  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  • 1. Понятие социального института
  • 2. Виды социальных институтов
  • 3. Функции социальных институтов
  • 4. Базовые характеристики социальных институтов
  • 5. Развитие социальных институтов и институциализация
  • ЛЕКЦИЯ № 17. Социальные институты

    1. Понятие социального института

    Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

    Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:

    1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;

    2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;

    3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;

    4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.

    Например, когда мы говорим, что школа – это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении – организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.

    2. Виды социальных институтов

    Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

    1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

    2) потребности в безопасности и порядке (государство);

    3) потребности в добывании средств существования (производство);

    4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

    5) потребности в решении духовных проблем (институт религии). Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

    1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг.

    Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

    2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;

    3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

    4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

    5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

    3. Функции социальных институтов

    Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:

    1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

    2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

    3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

    4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

    4. Базовые характеристики социальных институтов

    Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюрк-гейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

    1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности – даже деревьями, столами и телефонами, – каждая из которых находится вне индивида;

    2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;

    3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;

    4) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию – т. е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

    5. Развитие социальных институтов и институциализация

    Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость – это, пожалуй, самый верный критерий зрелости и надежности общества. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, возникновение новых социальных институтов; во-вторых, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

    Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.

    Важнейшими предпосылками институциализации – формирования и становления нового института – являются:

    1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;

    2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;

    3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей – своих и соотносимых с ними).

    Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Следовательно, инсти-туциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.

    Функции социальных институтов в обществе.

    Социальные институты имеют два типа функций: явные и латентные (скрытые).

    Явные функции легко распознаются как часть признанных целей института. Одна из важнейших черт института является его соответствие «социальной потребности». Современные исследователи Г. Ленски и Дж. Ленски (США) предлагают такой перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

    1. Коммуникация между членами общества. Всегда есть разговорный язык.

    2. Производство товаров и услуг.

    3. Распределение товаров и услуг.

    4. Защита членов общества от физической опасности, биологических организмов и врагов (других людей).

    5. Замена выбывающих членов общества (путем биологического размножения и воспитания (социализация).

    6. Контроль над поведением членов общества.

    Эти потребности и удовлетворяют социальные институты. Производство — потребности № 2 и 3, семья и институты образования — потребность № 5, правовые и правительственные институты — потребность № 6.

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, стандартизирующих поведение своих членов и делающих его предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок, поддерживает соблюдение норм и правил. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Так институт семьи стремится обеспечить состояние каждой отдельной семьи, ограничивает возможности её распада (в прежние времена даже партийные органы занимались этой проблемой). Общество стремится сделать процедуру развода как можно более болезненной.

    2. Регулятивная функция. Она состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области.

    3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения членов социальных групп. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов:

    а) консолидация и совмещение усилий;

    б) мобилизация (каждый вкладывает свои ресурсы в достижение целей);

    в) конформность личных целей индивидов с целями других. Интеграция – это одно из условий выживания организаций.

    4. Транслирующая функция. Заключается в передаче социального опыта. Приходят новые поколения, в связи с этим в каждом институте есть механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам, ролям.

    5. Коммуникативная функция. Суть этой функции состоит в распространении информации как внутри социального института, так и во взаимоотношениях с другими институтами. Коммуникативные возможности институтов неодинаковы. СМИ специально предназначены для передачи информации, другие имеют ограниченные возможности. Одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

    21. Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности.
    Семья – это общность людей, которая может быть основана на браке,на кровном родстве, на юридическом договоре, образованная для моральной и экономической поддержки друг друга и выполнения ряда общественных функций по воспроизводству населения и эмоционально-психологической стабилизации взрослых индивидов, а также для удовлетворения в наиболее приемлемой форме комплекса индивидуальныхпотребностей — биологических и социальных.
    Типологизация семьи и брака как объектов исследования осуществляется по разным основаниям:

    1. Популярно деление семей по типу поселения: городские и сельские семьи. Городские, в свою очередь, подразделяются на семьи, проживающие в крупных, средних и малых городах.

    2. По количественному и межпоколенному составу социологи выделяют семьи нуклеарные, расширенные, бинуклеарные (сводные).

    3. По наличию родителей: полные (с двумя родителями) и неполными (с одним родителем, т.е. или материнские, или отцовские).

    4. По наличию и количеству детей: бездетные, однодетные, двухдетные (среднедетные), трехдетные (многодетные).

    5. По социальному положению и статусу родителей: рабочие, крестьянские, пенсионеров, студентов, беженцев и т.д.

    6. По этапам жизненного цикла выделяют молодые, зрелые и семьи -«опустевшие гнезда».

    7. По принципам организации семейной жизни: авторитарные (патриархальные или матриархальные), демократические (эгалитарные), анархические (разобщенные).

    8. По национальному составу, национальной принадлежности родителей:однонациональные, межнациональные.

    Рассмотрим некоторые общие понятия, которые необходимо уяснить как ключевые при социологическом изучении брака и семьи. Эти понятия изложил американский ученый Дж. П. Мэрдок в работе «Социальная структура». Формы семьи: нуклеарная и расширенная. Нуклеарная (nucleus – англ. ядро) семья – такая, которая состоит из ядра: двух поколений, родителей и детей. Расширенной (extended) называют многопоколенную семью, включающую в свой состав помимо супружеской пары и их детей других родственников. Формы брака: моногамия и полигамия, т.е. единобрачие и многобрачие. Моногамия предполагает половую связь между одной женщиной и одним мужчиной. Полигамия имеет две разновидности: полигинию, или многоженство, когда один мужчина имеет несколько жен, и полиандрию, или многомужество, когда одна женщина имеет несколько мужей. Историческим человеческим сообществам присуще большее распространение полигинии, нежели полиандрии. Кроме этого, известна такая форма как групповой брак, когда одновременно в половых отношениях состоят несколько мужчин с несколькими женщинами. Выбор брачного партнера в исторических сообществах людей определялся двумя принципами: экзогамией (вне определенной группы) и эндогамией (внутри определенной группы). Выбор места жительства вновь образованной парой может быть патрилокальным (по месту жительства родителей мужа), матрилокальным (по месту жительства родителей жены) и неолокальным (отдельно от родителей). Ранее самым распространенным было патрилокальное поселение молодой пары. В настоящее время отмечается тенденция распространения неолокального поселения молодоженов. Чем же отличается брак от других социальных отношений?

    1. Прежде всего, тем, что включает в себя естественно-биологический элемент – половую связь, интимные отношения.

    2. Ведущим мотивом брака в наше время в нашей стране по-прежнему (как во всей второй половине ХХ века) является любовь.

    3. Социальное содержание брака включает экономический и эмоционально-психологический аспекты. Экономическая сторона предполагает разделение труда и обязанностей между мужем и женой по материальному обеспечению друг друга. Эмоционально-психологическая составляющая охватывает чувства супругов друг к другу, их духовную близость и нравственное сознание.

    4. Как социальное отношение брак предполагает выбор партнера. Принцип избирательности состоит в том, что в брак вступают с избранником (избранницей), а не со случайным человеком. При этом критерии выбора, диапазон предпочтительных качеств женихов и невест задает общество, и индивид делает выбор в этих заданных рамках.

    5. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями. Он находится под воздействием культурных норм, норм морали и религиозных предписаний, социальной политики государства и юридических законов. Когда общество и государство санкционируют брак, они берут на себя определенные обязательства, чтобы охранять его. Юридический брак защищается нормами брачно-семейного права. Фактические сожительства – нормами морали.

    6. Семья может быть основана на браке (и чаще всего так и происходит), близком (кровном) родстве и на факте усыновления/удочерения (юридическом акте). Три типа отношений характерны для семьи: супружество, родительство, родство.

    7. Социальное содержание семьи определяется ее основными функциями, которые она выполняет в обществе.

    Исследователи единодушны в том, что хотя современная семья утратила некоторые функции, скреплявшие её в прошлом (например, производственную, охранительную, образовательную), однако многие функции являются довольно устойчивыми, они не исчезают, а только видоизменяются, и в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним относятся: 1) репродуктивная – для большинства семей важнейшей целью является деторождение. При этом в одних странах государство озабочено как повысить рождаемость (например, Беларусь, Германия, Россия, Япония), а в других (например, Индия, Камерун, Китай) – как ее снизить. Принципиальным отличием современной семьи является то, что сегодня репродуктивная функция отделена от сексуальной, она существует довольно самостоятельно. Сексуальные потребности мужчины и женщины, как правило, отделены от стремления к детопроизводству; 2) экономическая – осуществление деятельности по материальному обеспечению семьи, ее благосостоянию, формированию семейного бюджета. Эта деятельность связана с обеспечением семьи жильем, получением доходов, как для удовлетворения текущих потребностей, так и сбережений для больших приобретений или запланированных больших трат в будущем; традиционно выполнялась мужчинами, в современных обществах женщины также активно включены в выполнение этой функции. В богатых семьях существует такой важный аспект экономической функции как передача наследства, имеющегося материального богатства. 3) хозяйственно-бытовая – включает обеспечение членов семьи приемлемыми условиями быта и деятельностью по удовлетворению их биологических потребностей в пище и питье, в тепле, одежде, обуви и т.д. Это приготовление еды, уход за одеждой и постельными принадлежностями (стирка, чистка); приобретение и содержание домашнего имущества, а также одежды, обуви, поддержание чистоты в доме и благоустройство жилища, создание домашнего уюта, т.е. в целом организацию жизни и быта семьи. Видоизменение в выполнении этой функции связано с уровнем развитости инфраструктуры в стране, производством новой бытовой техники и возможностями населения ее приобретать, совершенствованием технологий промышленного производства продуктов питания; новым распределением обязанностей в семье и т.д.; 4) коммуникативная, которая пронизывает всю семейную жизнь, в том числе включает духовное общение; с ее помощью сегодня происходит развитие личностей членов семьи, их духовное взаимообогащение; осуществление этой функции, ее наполненность (круг обсуждаемых вопросов) зависит от типа общества и семьи, а также от индивидуальных особенностей ее членов.

    В контексте этого вывода становится очевидной ограниченность в формировании личности ребенка в малодетной нуклеарной семье по сравнению с семьей расширенной и многодетной. В этом случае нужно прилагать усилия по компенсации недостающего общения вне семьи; 5) социализационная – включает деятельность по подготовке и приобщению подрастающего поколения к жизни в обществе, а также воспитательную функцию, связанную с целенаправленным формированием определенных качеств у детей; 6) социально-статусная функция тесно связана с социализационной, так как означает предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; это касается как детей, так и взрослых; во всех обществах семья предопределяет социальное положение своих детей, она же должна способствовать социальному продвижению мужей и жен; 7) первичный социальный контроль как функция семьи означает определенный уровень «присмотра» семьи за каждым своим членом; это связано с регламентацией поведения членов семьи в различных сфера жизнедеятельности, регламентацией ответственности и обязательств супругов в сексуальной сфере. Самыми яркими примерами выполнения данной функции в современном обществе является осуществление контроля за несовершеннолетними детьми, их времяпрепровождением, друзьями, а также действенный интерес супругов к сексуальному поведению друг друга (соблюдению супружеской верности); 8) рекреационная функция (лат. recreatio — восстановление) направлена на восстановление физических и моральных сил членов семьи. Осуществляется во время ежедневного отдыха, проведения досуга в выходные и праздничные дни, во время отпуска и каникул. Выражается также в заботе о здоровье и хорошем самочувствии всех членов семьи: детей, взрослых, старшего поколения; 9) эмоционально-психологическая функция тесно связана с рекреационной, так как позволяет членам семьи удовлетворять потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии, уважении, признании, психологической защите, в восполнении своих духовных сил. Эта функция призвана предотвращать эмоционально-психологическую дезинтеграцию личности, способствовать формированию уверенности в себе, повышению личностной самооценки и т.д.

    22. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования

    Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.После индустриальной революции во всех странах мира — западных и восточных — наблюдаются общие тенденции в изменении института семьи, происходящие, впрочем, с разной скоростью. Молодые люди получают свободу в выборе себе брачного партнера и осво­бождаются от контроля родителей. Они основывают отдельный от родителей дом. Развод становится все более легким. Основой супружеского союза все чаще теперь выступает не долг, а взаимная привязанность и чувства. Возраст вступающих в брак снизился с 22 лет в 1890 г. до 20,5 в 1966 г. Возраст начала трудовой деятельности уве­личился с 11 до 25 лет. Большинство людей, в отличие от прошлых эпох, начинают трудиться после обзаведения семьей. Число детей в одной семье сократилось с 4,3 в 1910 г. до 2,3 в 1960 г. Женщина стала рожать последнего ребенка в возрасте 25,8 лет против 31,9 в прошлом. Возросла роль и помощь мужа в домашнем хозяйстве и воспитании детей. Увеличение времени, требуемого на получение образования, приводило к более позднему вступлению в трудовую жизнь. В то же время развивающаяся экономика стала предоставлять все больше мест для женщин по сравнению с тем, что было в про­шлом. Техника все больше освобождала женщину от занятий домашним трудом. Изменения в институте семьи, которые западные социологи обнаружили еще в середине XX века, во многом актуальны и для этого столетия и сводятся к следующему: Установки и поведение: 1) Отказ от двойного и переход к одинарному (сингулярному) стандарту: то, что можно для мужа, разрешено и для жены. 2) Большая терпимость к добрачному сексуальному опыту обоих партнеров — но еще меньшая к адюльтеру (измене в браке). 3) Секс — ценность сам по себе, а не просто средство воспроизве­дения потомства. Он отделен от создания и воспитания потомства. 4) Женщина — такой же активный участник общественной жизни, как и мужчина. 5) Терпимое отношение к работе женщины вне дома, прежде всего на раннем этапе семейной жизни. 6) Стремление женщины меньше заниматься тяжелым домашним трудом и быть экономически более независимой от мужчины.
    Символические черты: 1)Различия в стиле одежды замужних и незамужних женщин начинают исчезать. 2)Уменьшается символическое значение обручальных колец: если пара не может себе позволить их, брак заключается без колец. 3)Сдвоенная постель символизирует равенство и независимость супругов. 4)Пришедшие из прошлого атрибуты свадебного обряда типа свадебного пирога, искусно отделанных костюмов, цветов и др. теперь считаются излишними. 5)Развод воспринимается терпимо.
    Утилитарные черты: 1. В браке активно используются контрацептивные средства. 2. Жилище становится меньше и компактнее, кухонные комбай­ны стали обязательной принадлежностью дома, получают распростра­нение небольшие кухни, складывающиеся кровати и т. п., особенно в молодых семьях. 3. Супруги активно пользуются химчисткой, прачечной, булочной, в то время как раньше женщине приходилось выполнять сервисные работы самой. 4. Законодательство о браке и бракоразводе становится более либеральным. 5.Неформальный медовый месяц вытесняется ритуализированным и тщательно обставленным. Цели и тенденции брака: 1.Романтическая любовь, хотя и с оттенком реалистического понимания тягот семейной жизни.2. Все большее вторжение прагматических соображений в процессе создания семьи и рождения детей.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню