Функции бизнес плана

Описание осиновых функций в бизнес-плане

У каждого бизнес-плана существует несколько функций:

  1. Внутренняя организация проекта. Позволяет детально разделить стратегию на логическую последовательность оперативных планов. Организовывает порядок работы реализация проекта внутри предприятия.
  2. Внешняя организация проекта. Например: формирования клиентской базы; поиск поставщиков; поиск партнеров и налаживание контактов с ними.
  3. Учет финансовых средств. К функциям контроля финансов относятся: определение объема необходимого капитала; определение рентабельности и сроков окупаемости проекта; контроль доходов и расходов в период выхода на самоокупаемость.
  4. Привлечение инвестиций. Презентация концепции проекта для поиска заинтересованных инвесторов.

В бизнесе планирование выполняет важную функцию. Успешные проекты требуют больше времени на планирование чем на реализацию. Планирование приносит бизнесу наибольшую пользу, которую многие предприниматели недооценивают. Недостаточно уделенное внимание бизнес плану главная причина статистики банкротств предприятий, которая показывает, что 9 из 10-ти новых фирм закрываются уже в первые два года существования.

Эффективное управление функционирует по бизнес-плану

Успешное функционирование бизнеса с его дальнейшим развитием не может обходиться без четко разработанного плана проекта. Как правило, на стадии разработки самого бизнес проекта, в предложениях и последующей сделки обнаруживается много слабых мест, с пробелами и недочетами, которое устраняется и является предметом последующей работы предпринимателя. Где с такими проблемами не удается справляться выявляются факты, которые позволяют предпринимателю принять быстрое решение об отказе осуществления определенного бизнес проекта до того, как в него вложатся определенные средства и он уже будет функционировать частично.

Управление бизнесом подразумевает четкое формулирование предпринимательских целей, для достижения его организации и дальнейшей реализации. Для этого нужен план четко определяет поставленные задачи и оценивает результаты достижения цели. Задачи бесспорно должны быть измеримы, а поставленные цели с требованиями должны выполняться.

Фирма должна функционировать в соответствии со сформулированным на начальном периоде планом, представленном в перечне достижений совокупных показателей, которые имеют количественную оценку.

Из практики мирового опыта следует: успешное развитие бизнеса не возможно без вложений дополнительных средств, не говоря уже о его расширении. При этом стоит помнить, что проект предполагает до 30 процентов займа, а остальные 70 процентов должны быть собственным капиталом.

В планировании бизнеса риски напрямую связанны со временем

Как выше уже упоминалось, что любое планирование бизнеса должно ограничиваться сроками выполнения. Поэтому важному показателю бизнес план следует разделять на условные временные периоды:

  • краткосрочный;
  • среднесрочный;
  • долгосрочный.

Масштабный проект, с большим объемом инвестиций планируется в долгосрочном бизнес плане, так как требует больше времени на более сложную реализацию. Сегодня сложно привлекать внешние финансовые средства для долгосрочного инвестирования, а также стимулировать применение прибыли для инвестирования научных проблем. Первое препятствие в долгосрочном планировании – это плохое законодательство. До тех пор пока для бизнеса не будет четко сформулированного законодательства, не будет доверительного отношения крупных инвесторов. Привлекать деньги населения в таком бизнес-климате также сложно. Следовательно, предприятия не сможет нацеливаться на прибыль в долгосрочном периоде.

В хорошо спланированном бизнесе вдвое меньше работы на его реализацию.

ЛЕКЦИи по

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЮ

Тема 1. Актуальность планирования в современных условиях и роль бизнес — планирования в его совершенствовании

В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.

Планирование – закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных инструментов и способов своего исторического развития и выживания.

Планирование производственной и коммерческой деятельности необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Деятельность предприятия без плана есть реакция на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления. «Собственник предприятия, который неудачно планирует, планирует неудачу».

Наиболее совершенной формой планирования в условиях рынка является бизнес-планирование.

Бизнес-план – это целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности – получения максимальной прибыли от нее.

Таким образом, бизнес-план представляет собой модель деятельности предприятия, которая использует все элементы традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики – бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии безубыточности и необходимого уровня рентабельности.

Грамотно разработанный бизнес-план, позволяет эффективно развивать предпринимательскую деятельность, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы; используется для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования деятельности.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. В нашей стране необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне, и в настоящее время он все чаще становится продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования предприятия, как правило, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Бизнес-план – это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения и дополнения, связанные с переменами во внутренней и внешней средах предприятия.

Мировой опыт свидетельствует, что бизнес-план – документ общепринятый в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие «бизнес-план» появилось в начале 90-х годов и с тех пор прошло своеобразную эволюцию: первоначально бизнес-план рассматривался лишь как инструмент, позволяющий привлечь иностранные инвестиции; на сегодняшний же день необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне и используется для обоснования деятельности всех предпринимательских структур. Важнейшей вехой в процессе развития бизнес-планирования явились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана: Success, Project Expеrt, Pro-Invest-consulting и т.д.

Тема 2. Задачи, функции и принципы бизнес-планирования

Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое как в зарубежной, так и в отечественной практике, основывается на бизнес-плане.

Назначение бизнес-плана состоит в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:

1. Бизнес-план показывает, какими методами и с помощью каких средств можно достичь поставленных целей.

2. С помощью бизнес-плана можно получить желаемые вложения капитала от потенциальных инвесторов. Ведь именно на основе бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса.

3. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.

4. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.

5. Обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.

6. Определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.

К их числу основных функций бизнес-планирования следует отнести:

  • обоснование стратегии (общей концепции) и тактики развития предприятия;

  • планирование, позволяющее оценивать и контролировать процесс развития деятельности предприятия;

  • привлечение денежных средств со стороны (ссуды, кредиты);

  • привлечение инвесторов и расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект.

При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования:

  • необходимость;

  • непрерывность;

  • эластичность и гибкость;

  • единство и полнота (системность);

  • точность и детализация;

  • экономичность;

  • оптимальность;

  • связь уровней управления;

  • участие;

  • холизм (сочетание координации и интеграции).

Формирование бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов (рис. 1, 2):

  • определение миссии предприятия;

  • формирование цели и задач проекта;

  • установление общей структуры бизнес-плана;

  • сбор необходимой информации;

  • составление бизнес-плана (процесс планирования).

Рисунок 1 — Порядок и особенности разработки бизнес-план

Рисунок 2 — Последовательность этапов составления и подготовки бизнес-плана

Тема 3. Назначение бизнес-плана и его основные элементы

Рисунок 3 – Схема назначения и основные элементы бизнес-плана

Исходя из целевой функции бизнес-плана, формируется концепция бизнес-плана, его логическое развитие, идеология построения, соответствующая определенному типу бизнес-плана. В настоящее время принята следующая типология бизнес-планов:

  • бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта;

  • бизнес-план как инструмент внутрифирменного планирования;

  • бизнес-план структурного подразделения (с целью обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли);

  • бизнес-план как заявка на кредит (для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора);

  • бизнес-план как заявка на грант (для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов);

  • бизнес-план развития региона – обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями;

  • бизнес-план финансового оздоровления.

При составлении бизнес-планов каждого вида (типа) должно быть уделено внимание определенным вопросам, связанным с целью его составления. Следует отметить, что объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нем целями, его временным и пространственным масштабом. Таким образом, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его типа, бизнес-план должен содержать информацию следующего содержания:

  • цели бизнес-плана;

  • характеристика сути предлагаемого проекта;

  • описание предприятия, продукции (услуг);

  • оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых;

  • учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.);

  • потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне;

  • система (схема) управления производственно-хозяйственной деятельностью контроля за ее функционированием.

Необходимо особо отметить, что бизнес-план пишется на перспективу, и составлять его следует на 3-5 лет вперед, при этом для первого года основные показатели следует рассматривать в месячной разбивке, для второго — поквартально и, лишь начиная с 3-го года, следует ограничиться годовыми показателями.

Рекомендуется излагать содержание бизнес-плана простым, доходчивым, живым языком, исключая использование сленга, (т.

е. условных слов, принятых в профессиональной сфере). В бизнес-плане целесообразно привести цифровую информацию, систематизированную по определенным критериям (показателям) и представленную в аналитической (табличной) или графической формах.

Тема 4. Структура бизнес-плана и методические рекомендации по его написанию

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана. Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

Структура должна быть построена так четко, чтобы потенциальный инвестор (или тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом) смог сразу оценить глубину и разносторонность, заложенную при подготовке бизнес-плана.

Следует отметить, что необходимо ориентироваться на разработку бизнес-плана нового предприятия или действующего предприятия, работающего над созданием и производством нового изделия, внедрением новой технологии. Исходя из вышеуказанной типологии бизнес-планов, следует и рекомендуемая структура бизнес-плана.

Структура бизнес-плана может быть следующей:

  • титульный лист;

Составление порядка последовательности в бизнес-плане

Процесс организации порядка при составлении бизнес плана происходит последовательно:

  1. Перед составлением плана начинается подготовка к его составлению с тщательного анализа:
    • перспектив финансового, материального, трудового и интеллектуального поля ресурсов предприятия;
    • источников получения эти же перспектив;
    • точные расчеты максимальной эффективности ресурсной реализации в процессе деятельности фирмы.
  2. В состав документа входит вся информация о товарах, услугах, которые предлагает или намеревается предлагать новое предприятие. Важно раскрыть в полной мере потенциал предприятия на рынке, исследование возможной конкуренции (продукция такого же порядка, качества или же ассортимента, эквивалент-заменитель), ресурсное обеспечение, необходимое производственным мощностям. В эту группу включают персонал, производственная недвижимость, материальную базу, оборудование, техническую базу.
  3. Важным сегментом считается расчет необходимого капитала, а именно — инвестиций, операционных ресурсов и имеющегося капитала, потребностей в финансах.
  4. В данном документе должны быть включены:
    • детально изложены идеи группы инициаторов;
    • подготовлен выкуп;
    • указаны стратегические направления и спланированы задачи для анализа результатов работы компании.

Для составления бизнес-плана необходимо привлекать специалиста или профессионального консультанта. При составлении плана с порядком последовательности действия обязательно используют отчеты о прибылях и убытках, данные баланса и отчетов о динамике наличных ресурсов, согласно прогнозов на будущее.

Экспертиза проекта.

Проверяется стойкость и чувствительность показателей проекта к изменению разных факторов.

В бизнес-плане определяются результаты всех трех этапов. При самостоятельной подготовке бизнес-плана помощь может понадобиться уже на этапе сбора информации, потому что даже бухгалтерская отчетность оказывается недоступной — информацию придется собирать по крошкам. Иногда возникают трудности и с оценкой эффективности проекта и его экспертизой.

При формировании бизнес-плана особенное внимание необходимо уделить языку и стилю. В пределах подготовки плана правильно избранный стиль изложения времена» являются залогом успеха. Особенное внимание следует обратить на вдвойне устремление бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой стороны — средство рекламы. В соответствии с этими особенностями следует избрать и язык бизнес-плана.

Он должен быть понятен всем. Часто специалист, который составляет бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды, который понятен только людям, которые работают в той же отрасли, но малопонятный для других. Стоит также сказать и об орфографии и пунктуации. Ошибки могут вызывать у читателя негативное отношение к автору плана, а в будущем и к бизнесу в целом.

Таким образом, бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключенное использование профессиональных сроков, непонятных неспециалисту в данной отрасли.

При составлении бизнес-плана необходимо помнить, что информация в нем должна быть полной, четкой и в то же время короткой. Часто при составлении бизнес-плана используют прилагательные очень экспрессивной расцветки, но лучше избегать лишней эмоциональности изложения, но непременно включить в план цифровые показатели.

Они намного более лаконичны, и более эффективно влияют на заинтересованные лица. Однако, при большом количестве разных цифровых материалов, их восприятие и оценка усложняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации : ее классифицируют по определенным категориями (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а потому — более результативно.

Бизнес-план должен быть лаконичным и легко читаться, быть понятным, без грамматических ошибок и отображать перспективы выхода на большой и прибыльный рынок. Текст может быть проиллюстрирован графическим материалом и диаграммами.

Рекомендуется, кроме того, привести цитаты авторов, которые подчеркнут вашу идею, которая выкладывается в проекте. Конечно, ссылка на авторитетный источник не сможет заменить творческую мысль, но цитату уместно привести для того, чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомого материала или определенного количества цифровой информации.

Относительно полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя составляющие разделов плана могут варьироваться автором по его усмотрению, это не значит, что по желанию составителя могут не наводиться важные разделы, которые касаются, например, цифровых значений доходов. Напротив, чем полнее и более достоверной будет подобная информация, тем эффективнее будет влиять бизнес-план на потенциального участника бизнеса, в частности инвестора.

Следовательно, бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты будущей деятельности.

Бизнес-план должен создавать впечатление точности и надежности, быть профессиональным и реалистичным.

Бизнес-план можно условно разделить на три основных части: резюме, основной текст, который включает большинство стандартных разделов и финансовый план с финансовыми или другими необходимыми таблицами.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой предпринимательской деятельности, размерами предложенного рынка сбыта товаров (предоставление услуг), наличием конкурентов, перспективами развития бизнеса и может видоизменяться в зависимости от типа заданий. По объему план должен быть не менее 30-40 страниц, не включая дополнений.

Однако, в нем обязательно следует отобразить основную идею, цели бизнеса, специфику предпринимательской деятельности, организационную и производственную структуру, стратегию финансирования, предложения по инвестициям, перспективы развития и тому подобное.

Особое внимание стоит уделить резюме. Лаконичное описание вашей бизнес — концепции следует подать уже на первой странице резюме. Именно от этого фрагмента во многом зависит, заинтересовались ли вашим проектом. Резюме в короткой форме должно повторять содержание всех основных разделов проекта. Здесь целесообразно отобразить основные выигрышные моменты проекта. В первых трех-пяти абзацах необходимо подать короткую информацию о том, кто инициирует бизнес, который планируется делать, преимущества относительно конкурентов и тому подобное.

В основной части необходимо охарактеризовать продукцию (услугу) и описать сравнительные преимущества относительно изделий конкурентов (данные о них тоже должны быть приведены). В центре внимания бизнес-плана не инженерные детали, а маркетинговое описание продукции (услуги). Технические характеристики и цифровые данные целесообразно объяснять. У читателя должно сложиться четкое представление об особенностях продукции (услуги).

Добавить комментарий

Закрыть меню