Фрейд о бессознательном

1. Понятия и виды бессознательного……………………………………………………3

1.1. Проявления бессознательного……………………………………………………3

1.2. Фрейд о бессознательном…………………………………………………………3

1.3. Юнг о бессознательном…………………………………………………………..5

2. Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность .7

2.1. Исторический обзор проблемы поощрения и наказания………………………7

2.2. Виды и формы поощрения и наказания……………………………………….10

2.3. Меры поощрения………………………………………………………………..10

2.4. Меры наказания…………………………………………………………………11

2.5. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции…………12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..15

1.Понятия и виды бессознательного

1. 1. Проявления бессознательного

Бессознательное в самых общих чертах можно определить как совокупность психических явлений, процессов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное начало в той или иной мере представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения: зрительные, слуховые, мышечные. Они вызывают неосознаваемые реакции на неощущаемые раздражители (например, реакция на ультра- и инфразвуки). Образы восприятия также могут быть неосознаваемы. Такие образы появляются, например, в узнавании чего-либо ранее виденного или слышанного, когда человек не может вспомнить, что он уже воспринимал данный объект и при каких обстоятельствах это происходило. Или всем известный 25-й кадр – его восприятие происходит на бессознательном уровне, а сознанием не фиксируется. Бессознательные движения – это те, которые в прошлом были сознательными, но в связи с частым повторением стали автоматическими и поэтому неосознаваемыми (например, человек, который длительное время носил очки и имел привычку их поправлять, сменив очки на контактные линзы, еще долго будет машинально тянуться к переносице, пока автоматизм за ненадобностью не исчезнет). В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации. Существует бессознательная память. В ней представлены генетическая память и некоторая часть долговременной. Она неосознаваемо влияет на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации, отношения к людям. Например, вы беспричинно испытываете негативные эмоции по отношению к человеку, с которым даже мало знакомы. А истинная причина может скрываться в том, что он чем-то напоминает вам ранее знакомого очень неприятного человека, воспоминание о котором сохранилось лишь в бессознательной памяти. Бессознательным может быть мышление. Это особенно ярко проявляется при решении творческих задач или при так называемых мозговых штурмах. Бессознательной речью является наша внутренняя речь, которая в состоянии бодрствования не прерывается, но осознается нами очень редко. Подводя итог, можно сказать, что в зону ясного осознания человека попадают объекты или ситуации, препятствующие выполнению цели, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения. Но, как только решение принято и затруднение устранено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание становится свободным для разрешения следующих проблемных ситуаций. Например, обычно процесс ходьбы не контролируется сознанием. Но если человек запнулся о камень или увидел перед собой лужу, т. е. возникли сигналы, привлекшие осознанное внимание, то сознание включается, чтобы проконтролировать процесс ходьбы, после чего она вновь продолжает осуществляться автоматически. Таким образом, в каждый момент времени лишь очень малая часть всех процессов регулируется осознанно. Однако сознание может оказывать влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное же объединяет все те механизмы, которые обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном участии сознания .

Итак, из приведенных выше описаний проявлений феномена бессознательного следует, что никак нельзя отождествлять психику с сознанием. Присутствие в ней обширной сферы бессознательного – неоспоримый факт. Но ученые разных областей человекознания не сразу пришли к пониманию этого.

1.2.Фрейд о бессознательном

Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании.

По мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».

Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.

В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.

Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.

Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.

Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я. Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.

Но тут нужно понимать, что мы говорим о весьма эфемерных вещах, и что не нужно овеществлять эти отдельные психические механизмы. На самом деле их нет, просто со стороны все выглядит так, как если бы они были. В действительности же, психика больше похожа на рассол, где много всяких примесей, но в то же время нельзя сказать, что вот здесь один компонент, а там другой.

Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.

Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.

Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд. Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать. Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.

Таким образом, бессознательное изначально возникает на почве внутреннего конфликта между естественной природой человека и искусственными требованиями социума, принятыми слишком близко к сердцу. При правильном воспитании, этот конфликт можно минимизировать, но это требует от родителей преодоления своего собственного внутреннего конфликта, что является большой редкостью. На практике родители обычно идут по проторенной дорожке, выращивая в ребенке мощное жесткое Супер-Эго по своему образу и подобию.

Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия. Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняют не так много хлопот, как подавленные нравственными запретами желания или свойства личности. По крайней мере, если речь не идет о каких-то исключительных ситуациях, когда душевные шрамы содержат в себе.

1.3. Юнг о бессознательном

Будучи учеником Фрейда, его последователем и чуть ли не наследником в передаче психоаналитического учения, Юнг достаточно долго разделял фрейдовские взгляды на устройство человеческой психики. Но со временем между ними наметился раскол, когда Юнг со своим аналитическим аппаратом перестал умещаться в рамках психоаналитической теории.

В какой-то момент Фрейд стал заложником своего учения и превратил психоанализ чуть ли не в секту, где от каждого адепта-аналитика требовалась вера в ортодоксальное учение, а не научное рвение и поиск истины. Фрейд сделал первый шаг, но отказался делать второй даже тогда, когда изначальная теория начала трещать по швам. Второй шаг за него сделал Юнг. Третьего шага после Юнга не сделал никто — возможно, дальше шагать уже некуда.

Юнг не спорил с Фрейдом относительного того, что бессознательное содержит вытесненные из сознания переживания, он считал, что помимо этого в нем содержится что-то еще, что попало туда не в процессе индивидуальной жизнедеятельности, а по наследству от всего человечества. Что-то такое, что объединяет всех людей на земле, совершенно независимо от их места рождения, языка и воспитания.

Юнг привел множество примеров тому, как в некоторых случаях люди из совершенно разных культур демонстрируют совершенно одинаковые психические реакции. Он объехал весь мир и нашел массу подтверждений тому, что всех людей на психическом уровне объединяет какая-то психическая наследственность, и назвал ее коллективным бессознательным — в отличие от личного бессознательного, которое полностью тождественно фрейдовскому пониманию этого термина.

Так же как физический организм и его генетическая наследственность содержат в себе опыт многих тысяч лет выживания, коллективное бессознательное содержит в себе опыт выживания психологического за те же тысячи лет. Менялись условия обитания, менялись культуры, менялся уровень сознания, но проблемы, стоящие перед человеком разумным во все века оставались теми же, что и сейчас — отношения с людьми, отношения с окружающим миром, отношения с собой.

Все это неизбежно отложило отпечаток на устройство психики. Ребенок, рождаясь на свет, начинает жизнь не с чистого листа — он содержит в себе мудрость всего человечества, как биологического вида. От правильного и эффективного функционирования психического аппарата выживание человека зависит ничуть не меньше, чем от эффективности его физиологического устройства.

При такой точке зрения на природу психики не остается места суждениям о добре и зле, о сражении сознания против бессознательного. Никакой конфронтации между ними нет. Задача бессознательного не в том, чтобы вредить сознанию или служить отстойником для всего грязного и недостойного, бессознательное — это механизм выживания и саморегуляции психики, без которого не было бы и сознания. Бессознательное никогда не действует во вред сознанию, оно лишь стремится к балансу психического метаболизма.

Коллективное бессознательное содержит в себе изначальные матрицы, пустые поведенческие шаблоны, которые человек в течение своей жизни наполняет своим личным опытом выживания.

Личное бессознательное содержит в себе только локальные проблемы, конфликты, порожденные в течение одной отдельной жизни. Рождение, воспитание, выживание… круговорот жизни и проблемы одного человека в масштабах всего человечества — это ничто.

Коллективное бессознательное ставит перед человеком проблемы иного — экзистенциального — уровня, решение которых даже в индивидуальном порядке важно для выживания и эволюции всего вида. Единичные случаи преодоления экзистенциальных конфликтов откладываются в коллективном бессознательном так же, как удачные комбинации генов постепенно закрепляются в генетическом коде всего человечества.

И точно так же, как генетическая программа требует от человека выживания и продолжения рода, так и коллективное бессознательное требует от человека выполнения программы психического развития. В человеке самой природой заложена потребность в достижении более высоких уровней сознания, в обретении «коллективного» счастья, и бессознательное, играя роль то ангела, то демона, постоянно человека к этому подталкивает.

Коллективное бессознательное — не друг и не враг. Это безликая сила, которая в одно мгновение может разбить в щепки утлое суденышко человеческого сознания. Ей нет дела до личных проблем и амбиций, так же как нет дела до выживания индивидуальной личности. Стоять у нее на пути — себе дороже, однако можно прислушаться к ее требованиям, поймать волну, и она сама принесет человека на порог величайших открытий.

Понятие бессознательного.

Бессознательное – это психические процессы, которые не входят в сферу сознания человека. Бессознательное преимущественно изучается психологией, а также психоанализом, родоначальником которого стал Зигмунд Фрейд. Наша цель – пройтись по поверхности этого понятия, собрать все важное для обществознания содержимое и попытаться не увязнуть в дебрях фрейдовского психоанализа.

В классической психологии синонимом бессознательного является подсознание, как противоположность сознанию. Теперь, с появлением теории психоанализа, этот термин устарел, так как Фрейд не противопоставлял бессознательное сознательному. В его теории он выделил три понятия:

  • Я (Эго) – личность человека, которая осознается как «Я», одна из форм сознания;
  • Сверх-Я (Супер-Эго) – моральные и нравственные принципы личности;
  • Оно (Ид) – собственно бессознательное.

В любом случае, во всех теориях, бессознательное лежит за пределами сознательного понимания действительности. Некоторые психологи выделяют еще одно понятие – неосознаваемое, по сути вид бессознательного, который характерен только для рефлекторных действий.

Основные проявления бессознательного.

  1. Поведенческие автоматические процессы. Их также называют стереотипами. Они настолько отработаны, что человек их даже не замечает. Пример стереотипа – радостный возглас, когда твоя команда забивает гол. Не следует путать их с социальными стереотипами – общепринятой реакцией на что-либо (типа «блондинки глупее брюнеток» и т.д.).
  2. Неосознаваемые процессы. Побудительные мотивы, неосознаваемые человеком, поскольку противоречат другим мотивам или социальным нормам. Когда в жару вы проходите мимо фонтана, вам хочется плюхнуться, но вы этого не делаете, потому что оштрафуют. Ключевой момент в том, что вы не спрашиваете себя «Можно ли? – Нет!», вы думаете о другом, а этот вопрос-ответ проходит на бессознательном уровне.
  3. Подпороговое восприятие. Условные рефлексы на неосознаваемые раздражители. Для примера вспомните собак Павлова.
  4. Надсознательные процессы. Они же – сверхиндивидуальные процессы психики: вдохновение, озарение, интуиция.

Главное отличие бессознательного от сознательного в том, что бессознательное ориентировано на физиологические потребности, получение удовольствий, на психический комфорт. У адекватной личности сознание держит бессознательное в социальных рамках и не позволяет ему взять контроль над деятельностью.

Библиотека студента

3.10. Фрейдизм и неофрейдизм

Фрейдизм и неофрейдизм представляют собой этапы развития психоаналитической философии, возникшей в 20-е годы XX столетия в Австрии, а затем в других странах Европы и в Америке. Эмпирической базой этого философского направления является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса (самоочищения). Постепенно из медицинской методики он «вырос» до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.

Основоположником психоанализа является австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его заслуга — открытие особой области человеческой психики — бессознательного. Фрейд исследовал структуру бессознательного, его влияние на индивидуальную и общественную жизнь. Он выделял в человеческой психике три взаимодействующих уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.

Бессознательное Фрейд считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное — лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. Первый элемент — «Оно», глубинный слой бессознательного влечения, психическая «самость», основа деятельности индивидов. Второй элемент — «Я», сфера сознательного, посредник между «Оно» и «высшим миром», в том числе природными и социальными институтами. Третий элемент – «Сверх-Я», внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта между ними. «Сверх-Я» является как бы высшим существом в человеке, это внутренне усвоенные индивидом социальные запреты власти родителей и авторитетов.

Глубинный слой человеческой психики, по мнению Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов «первичных влечений» с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их более общим понятием «либидо», которое стало охватывать всю сферу человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и любовь к родине.

Согласно З. Фрейду, в конечном счете деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений. Доминирующую роль играют «инстинкт жизни» — эрос и «инстинкт смерти» — танатос.

Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательное влечение «Оно», и направить их в русло социально одобренного поведения. Для этого «Я» обращается за помощью к «Сверх-Я». Человек, по З. Фрейду, может владеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа состоит в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания и подчинить своим целям.

Идеи психоанализа развивал Карл Густав Юнг (1875-1961), который в отличие от Фрейда, считал, что инстинкты имеют не биологическую, а символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, имеющие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека.

Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Эти формальные элементы, неотъемлемо присущие всему человеческому роду, носят название «архетипы». Они представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, в реальной жизни соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно.

К.Г. Юнг проводил четкое разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется, выходит на поверхность у современных людей через сновидения.

Основоположники психоаналитической философии 3. Фрейд и К.Г. Юнг ставили перед собой задачу — прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты — А. Адлер (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), Э. Фромм (1900-1980) стремились на основе базовых идей этой философии объяснить социальное устройство жизни людей. В частности, А.Адлер считал, что для объяснения мотивов поведения личности необходимо знать конечную цель ее устремлений, «бессознательный жизненный план», при помощи которого человек старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.

Согласно Адлеру, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов, несовершенства человеческой природы испытывает чувство неполноценности или малоценности.

Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свою творческую потенцию. Эта актуализация носит название компенсации или сверхкомпенсации. Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе «вырастают» крупные личности, великие люди, отличающиеся исключительными способностями.

К. Хорни считала основным побудительным мотивом личности стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, согласно Хорни, являются базовыми для поведения индивидов и сопровождают человека на протяжении его жизни. Они могут быть вызваны недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.

Хорни выделяет три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

1) к людям;

2) от людей;

3) против людей.

При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

а) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой;

б) пытающаяся отрешиться от общества;

в) агрессивная, жаждущая престижа и власти.

Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не исчезает, а нарастает, рождая все новые и новые конфликты.

Крупнейшим представителем неофрейдизма считается Э. Фромм, который попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного, а все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования, имеющего две составляющие — экзистенциальную и теоретическую. К экзистенциальной составляющей он относит два факта:

1) человек изначально находится между жизнью и смерть, он брошен в этом мире в случайном месте и времени и выбирается из него опять же случайно;

2) существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, и тем, что он не может реализовать их в силу кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами сообразно своему характеру и культуре.

Исторические противоречия, согласно Фромму, имеют совершенно иную природу. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Психоаналитическое направление в психологии и культурологии возникло как вполне рациональное учение об особенностях психики человека, объясняющее глубины его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатлений на поведение и особенности культуры человека.

Однако учение основателей психоанализа 3. Фрейда, К. Юнга, А. Арпера было истолковано в иррационально-мистической плоскости. Взяв за точку отсчета идеи психоаналитиков о врожденности и наследственности «первичных влечений» человека, сексуальных комплексов, природы бессознательного, как внутреннего и сущностного ядра человека, ряд их последователей (В. Рейх, К. Хорни) заговорили о принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы и негативном разуме человечества, исключающем рациональность.

2009-05-06 13:21:16 Учебники — вернуться к списку

1.Понятия и виды бессознательного……………………………………………………3

1.1. Проявления бессознательного……………………………………………………3

1.2. Фрейд о бессознательном…………………………………………………………3

1.3. Юнг о бессознательном…………………………………………………………..5

Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность .7

2.1. Исторический обзор проблемы поощрения и наказания………………………7

2.2. Виды и формы поощрения и наказания……………………………………….10

2.3. Меры поощрения………………………………………………………………..10

2.4. Меры наказания…………………………………………………………………11

2.5. Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции…………12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..15

1.Понятия и виды бессознательного

1. 1. Проявления бессознательного

Бессознательное в самых общих чертах можно определить как совокупность психических явлений, процессов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное начало в той или иной мере представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения: зрительные, слуховые, мышечные . Они вызывают неосознаваемые реакции на неощущаемые раздражители (например, реакция на ультра- и инфразвуки). Образы восприятия также могут быть неосознаваемы. Такие образы появляются, например, в узнавании чего-либо ранее виденного или слышанного, когда человек не может вспомнить, что он уже воспринимал данный объект и при каких обстоятельствах это происходило. Или всем известный 25-й кадр – его восприятие происходит на бессознательном уровне, а сознанием не фиксируется. Бессознательные движения – это те, которые в прошлом были сознательными, но в связи с частым повторением стали автоматическими и поэтому неосознаваемыми (например, человек, который длительное время носил очки и имел привычку их поправлять, сменив очки на контактные линзы, еще долго будет машинально тянуться к переносице, пока автоматизм за ненадобностью не исчезнет). В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации. Существует бессознательная память. В ней представлены генетическая память и некоторая часть долговременной. Она неосознаваемо влияет на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации, отношения к людям. Например, вы беспричинно испытываете негативные эмоции по отношению к человеку, с которым даже мало знакомы. А истинная причина может скрываться в том, что он чем-то напоминает вам ранее знакомого очень неприятного человека, воспоминание о котором сохранилось лишь в бессознательной памяти. Бессознательным может быть мышление. Это особенно ярко проявляется при решении творческих задач или при так называемых мозговых штурмах. Бессознательной речью является наша внутренняя речь, которая в состоянии бодрствования не прерывается, но осознается нами очень редко. Подводя итог, можно сказать, что в зону ясного осознания человека попадают объекты или ситуации, препятствующие выполнению цели, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения. Но, как только решение принято и затруднение устранено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание становится свободным для разрешения следующих проблемных ситуаций. Например, обычно процесс ходьбы не контролируется сознанием. Но если человек запнулся о камень или увидел перед собой лужу, т. е. возникли сигналы, привлекшие осознанное внимание, то сознание включается, чтобы проконтролировать процесс ходьбы, после чего она вновь продолжает осуществляться автоматически. Таким образом, в каждый момент времени лишь очень малая часть всех процессов регулируется осознанно. Однако сознание может оказывать влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное же объединяет все те механизмы, которые обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном участии сознания .

Итак, из приведенных выше описаний проявлений феномена бессознательного следует, что никак нельзя отождествлять психику с сознанием. Присутствие в ней обширной сферы бессознательного – неоспоримый факт. Но ученые разных областей человекознания не сразу пришли к пониманию этого.

1.2.Фрейд о бессознательном

Ключевой вопрос в понимании того, что из себя представляет бессознательное, — это вопрос о том, чем оно наполнено и почему. Основной тезис Фрейда по этому поводу звучит примерно так — в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании.

По мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Возможно это была одна мимолетная мысль, а может это целый пласт переживаний, которые по какой-то причине покинули сознание, точно так же, как если бы просто «забылись».

Разница с обычной пассивной памятью в том, что бессознательные содержания несут в себе определенный заряд активной психической энергии и, находясь вне поля зрения обычного повседневного сознания, продолжают оказывать на него свое скрытое влияние. И чем выше заряд этой подавленной энергии, тем сильнее или даже агрессивнее ее влияние на сознательные процессы.

В этом смысле, фрейдовское бессознательное находится во враждебном конфликте с сознанием, иллюстрируя древний мотив борьбы добра со злом.

Теперь к вопросу о том, почему вообще что-то оказывается в бессознательном. В бессознательное попадают те психические содержания, которые неприемлемы для доминирующей сознательной позиции или просто душевно болезненны и не имеют должного выхода.

Большую часть бессознательного составляет как раз то, что сознание сочло неприемлемым. Прежде всего, это те желания, мысли или потребности, которые возникают в сознании, но не проходят внутреннюю морально-политическую цензуру. Сознание стремится к добру, в своем субъективном понимании, и потому старается подавить в себе все зло — опять же в своем субъективном понимании.

Фрейд выделил в психике отдельную инстанцию, которая отвечает за нравственную чистоту всей личности и назвал ее Супер-Эго или Сверх-Я . Это та самая штука, которая создает у человека ощущение стыда, его совесть.

Но тут нужно понимать, что мы говорим о весьма эфемерных вещах, и что не нужно овеществлять эти отдельные психические механизмы. На самом деле их нет, просто со стороны все выглядит так, как если бы они были. В действительности же, психика больше похожа на рассол, где много всяких примесей, но в то же время нельзя сказать, что вот здесь один компонент, а там другой.

Внутренний нравственный цензор формируется под давлением воспитания — его целенаправленно развивают в ребенке. Поверхностная мотивация — это стремление вырастить «хорошего человека», такого, который будет четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом будет разделять общие для данного общества критерии добра и зла.

Менее осознаваемая мотивация — это создание механизма контроля над ребенком и будущим членом социума. То, что выгодно родителю и обществу, есть «хорошо», а то, что им не выгодно — это «плохо». А привитая совесть в дальнейшем служит для него внутренним полицейским, который достает свою палку и наказывает за «недобрые» поступки даже тогда, когда этого никто не видит.

Вот с того самого момента, когда ребенок начинает разделять добро со злом, в нем начинает формироваться бессознательное. По крайней мере, та его часть, которой заинтересовался Фрейд. Все, что ребенок обнаруживает в себе злого, он, с этого момента, старается скрыть, спрятать. Сначала он прячет это только от окружающих, а потом, когда его совесть крепнет и набирает силу, начинает прятать это и от себя самого.

Таким образом, бессознательное изначально возникает на почве внутреннего конфликта между естественной природой человека и искусственными требованиями социума, принятыми слишком близко к сердц у. При правильном воспитании, этот конфликт можно минимизировать, но это требует от родителей преодоления своего собственного внутреннего конфликта, что является большой редкостью. На практике родители обычно идут по проторенной дорожке, выращивая в ребенке мощное жесткое Супер-Эго по своему образу и подобию.

Меньшую часть бессознательного составляют воспоминания и переживания, причиняющие сильную душевную боль — утрата близких людей или, например, истории сильно задетого самолюбия. Эти содержания приобретаются позже, уже в течение взрослой сознательной жизни и причиняют не так много хлопот, как подавленные нравственными запретами желания или свойства личности. По крайней мере, если речь не идет о каких-то исключительных ситуациях, когда душевные шрамы содержат в себе.

1.3. Юнг о бессознательном

Будучи учеником Фрейда, его последователем и чуть ли не наследником в передаче психоаналитического учения, Юнг достаточно долго разделял фрейдовские взгляды на устройство человеческой психики. Но со временем между ними наметился раскол, когда Юнг со своим аналитическим аппаратом перестал умещаться в рамках психоаналитической теории.

В какой-то момент Фрейд стал заложником своего учения и превратил психоанализ чуть ли не в секту, где от каждого адепта-аналитика требовалась вера в ортодоксальное учение, а не научное рвение и поиск истины. Фрейд сделал первый шаг, но отказался делать второй даже тогда, когда изначальная теория начала трещать по швам. Второй шаг за него сделал Юнг. Третьего шага после Юнга не сделал никто — возможно, дальше шагать уже некуда.

Юнг не спорил с Фрейдом относительного того, что бессознательное содержит вытесненные из сознания переживания, он считал, что помимо этого в нем содержится что-то еще, что попало туда не в процессе индивидуальной жизнедеятельности, а по наследству от всего человечества. Что-то такое, что объединяет всех людей на земле, совершенно независимо от их места рождения, языка и воспитания.

Федеральное агентство по образованию

Новокузнецкий филиал — институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра философии

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

Тема «Фрейд З. Сознание и бессознательное»

Вариант 1

Выполнил: студент гр. ГМЗС-08 Проверил: Иванова Наталья

Абдульманов Руслан Александровна

Новокузнецк 2008

Задание

Тема 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М., 2000.

1 Что, по мнению З. Фрейда, являлось основным недостатком предшествующей психологии?

2 Каковы два основных положения «психоанализа»?

3 Какова природа (происхождение) культуры, по мнению З. Фрейда?

4 На какие три сферы делит З.

Фрейд психический аппарат личности?

5 Дайте характеристику «бессознательному».

6 Охарактеризуйте сферу «Я».

7 Как соотносится «Я» и «Оно»?

8 Почему Фрейд определяет «Я» как несчастное и бедное?

9 Как реагирует «Я» на зависимость от других сфер психики?

10 Что такое «Сверх – Я»? Каковы его функции?

11 Какова цель психоанализа?

1). Что, по мнению З. Фрейда, являлось основным недостатком предшествующей психологии?

Согласно первому утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное. Именно сознание считается у нас основной характерной чертой психического, а психология — наукой о содержании сознания. Да, это тождество кажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против него представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и психического. Согласно его определению, психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания. Но данное утверждение сразу же роняет его в глазах всех приверженцев трезвой научности и заставляет подозревать, что психоанализ — фантастическое тайное учение, которое бродит в потемках, желая ловить рыбу в мутной воде. Пока еще непонятно, по какому праву столь абстрактное положение, как «психическое есть сознательное», Фрейд считает предрассудком, и что могло привести к отрицанию бессознательного, если таковое существует, и какие преимущества давало такое отрицание.

2). Каковы два основных положения «психоанализа»?

Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но автор заверяет, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке.

Тесная связь существует между этим первым смелым утверждением психоанализа и вторым. Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать.

3). Какова природа (происхождение) культуры,

по мнению З. Фрейда?

Культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Среди этих влечений значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются, т. е. отклоняются от своих сексуальных целей, и направляются на цели социально более высокие, уже не сексуальные. Эта конструкция, однако, весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому, кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения.

Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений и их возврат к изначальным целям. Итак, общество не любит напоминаний об этом слабом месте в его основании, оно не заинтересовано в признании силы сексуальных влечений и в выяснении значения сексуальной жизни для каждого, больше того, из воспитательных соображений оно старается отвлечь внимание от всей этой области. Поэтому оно столь нетерпимо к вышеупомянутому результату исследований психоанализа и охотнее всего стремится представить его отвратительным с эстетической точки зрения и непристойным или даже опасным с точки зрения морали. Но такими выпадами нельзя опровергнуть объективные результаты научной работы. Если уж выдвигать возражения, то они должны быть обоснованы интеллектуально. Ведь человеку свойственно считать неправильным то, что ему не нравится, и тогда легко находятся аргументы для возражений. Итак, общество выдает нежелательное за неправильное, оспаривая истинность психоанализа логическими и фактическими аргументами, подсказанными, однако, аффектами, и держится за эти возражения-предрассудки, несмотря на все попытки их опровергнуть.

4). На какие три сферы делит З. Фрейд психический

аппарат личности?

«Бессознательный» — Оно. Это безличное местоимение кажется, особенно подходящим для выражения основного характера этой области души, ее чуждости Я. Сверх — Я, Я, и Оно – вот три царства, сферы, области, на которые можно разложить психический аппарат личности.

5). Дайте характеристику «бессознательному»

Понять Оно можно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем психическое выражение, но мы можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Оно не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и, не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии, под давлением экономического принуждения объединяясь в компромиссные образования. В Оно нет ничего, что можно было бы отождествить с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Оно нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.

Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если может, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами. Все эти инстинкты, требующие выхода, находится в Оно.

Кажется даже, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в другом состоянии, чем в иных душевных областях, она белее подвижна и способна к разрядке, потому что иначе не могли бы происходить те смещения и сгущения, которые характерны для Оно и совершенно не зависят от качества заряженного — в Я мы назвали бы это представлением.

6). Охарактеризуйте сферу «Я»

К характеристике Я приблизимся, если принять во внимание его отношение к самой внешней поверхностной части психического аппарата, которую можно обозначить как систему W-Bw. Эта система обращена к внешнему миру, она опосредует его восприятие, во время ее функционирования в ней возникает феномен осознания. Это орган чувств всего аппарата, восприимчивый, между прочим, к возбуждениям, идущим не только извне, но и из недр душевной жизни.

7). Как соотносится «Я» и «Оно»?

Я является той частью Оно, которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывая в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха.

Сознание и бессознательное

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отноиении определенным образом воздействовать на сознание.

Концепция бессознательного во фрейдизме.Одним из первых в истории науки данный вопрос на базе большого опытного материала пытался решить австрийский невропатолог, психиатр и психолог 3. Фрейд (1856 — 1939).

Фрейд пришел к выводу о существенно важной, порой даже решающей роли бессознательного (особенно в этиологии ряда психических заболеваний). Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека («комплекс Эдипа», «комплекс Электры», «комплекс вины» и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена. Разработанный 3.

Фрейдом метод обнаружения комплексов, метод терапевтического лечения больных был назван психоаналитическим. Составными элементами фрейдовского психоанализа были представление о сексуальном (по преимуществу) характере вытесненного, а также методика свободных ассоциаций и толкование снов как средства обнаружения конкретных структур бессознательного, вызвавших болезнь.

На основе выработанных представлений о бессознательном 3. Фрейд сформировал свое специфическое миропонимание, а также свой взгляд на психику человека, на соотношение сознания («Я») и бессознательного («Оно»).

Психика человека, как считал 3. Фрейд, имеет три сферы: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — это глубокий слой бессознательных влечений; здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» — сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром; здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» — внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура; это, так сказать, социальность внутри сознания человека.

43 Функциональное значение «Я» выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. Этот момент характеризует мировоззрение 3. Фрейда как содержащее внутри себя тенденцию к преувеличению бессознательного начала (в данном случае — в системе психических структур). Еще более противоречащим основным взглядам З.Фрейда является утверждение, будто «все душевные процессы по существу бессознательны»

Не последовательность его позиции по проблеме соотношения психического и физиологического. Кроме того, хотя Фрейд и затронул вопрос о социальной стороне сознания, он не раскрыл важной роли социального фактора в формировании и развитии сознания и психики человека вообще.

З.Фрейд нанес серьезный удар по концепциям, сводившим психическое к сознанию; он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным, «снимаемая» с возникновением сознания и затем растворяемая в сознании, всецело определяемая им в своем существовании и функционировании.

44. Соотношение сознания и материи. Проблема идеального в философии.

Материя и сознание — элементы бытия, рассматривающиеся с позиций религиозно-идеалистического мировоззрения как принципиально разные, причем сознанию отводится определяющая роль по отношению к материи. Теологи объясняют сознание проявлением деятельности независимой от тела бессмертной души, данной человеку Богом. Назначение человеческого сознания религия усматривает в том, чтобы человек открывал для себя Бога, постигал его волю и направлял свою деятельность на осуществление ее.

Анализируя понятие материи, мы так или иначе касались и сознания, его связи с материей. В истории мировой философии существуют две исторически сложившиеся и прямо противоположные друг другу концепции со­знания — материалистическая и идеалистическая. Материалисты считают сознание естественным свойством материи, появившимся на определенной ступени ее развития. Идеалисты, напротив, про­должая традиции, идущие от религиозно-мифологического миро­понимания, утверждают, что сознание (дух, мышление, психиче­ское) есть особая, чуждая материи духовная субстанция.

Добавить комментарий

Закрыть меню