Фрейд его теория

Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет (Сибстрин)

Реферат по психологии

На тему:

«Теория личности З.Фрейда»

Выполнила: студентка 100 группы

Ковалёва Д.

Проверила: Адаменко И.М

Новосибирск 2010г

Введение

Термин «психоанализ» имеет три значения:

1) теория личности и психопатологии;

2) метод терапии личностных расстройств;

3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Это соединение теории с терапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностями лежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которых отражается психоаналитический подход Фрейда к личности.

Уровни сознания

Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировке, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь в течении короткого периода времени, а за тем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного., иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

В отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательное жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания.

Структура личности

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго, суперэго.

Ид (перевод с лат. – оно) по Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивными и биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Немедленная разрядка напряжения получила название – принцип удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям для индивидуума и для общества.

Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности.

Первичные процессы – нелогичная иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, «себя» и «не-себя». Трагедия поведения в соответствии с первичными процессами заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность. Такого рода смешение может привести к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности.

Эго (от лат.»ego» — я) – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей ид, эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Эго использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

Эго подчинятся принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивиду тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивида. Эго, по контрасту с ид, различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логических мышлений, эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворились безопасным для самого индивидуума и для других людей. Эго является «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго. (от лат.

«super» — «сверх» и «ego» — «я»). Для того чтобы человек эффективного функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми , что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования суперэго.

Суперэго – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно! И «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно и безнравственно. Первоначально суперэго отражает только родительские ожидания относительного того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. По мере того как, социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии, группам сверстникам), сфера суперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать.

Поощрительный аспект суперэго – эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменятся самоконтролем. Однако этот контроль не служит целям принципа реальности. Суперэго, пытаясь затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Структура личности по Фрейду

Что представляет собой личность человека? Ответы на этот вопрос не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий. Самые популярные среди них: аналитическая теория К. Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С. Л. Рубенштейна и ряда прочих исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. О последнем пункте в этом списке и наиболее ярком среди прочих примере исследования структуры личности мы и поговорим более подробно.

Зигмунд Фрейд – структура личности

До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

В тот период, когда Фрейд активно развивал свою гипотезу, достаточно распространенным было применение в психологической практике метода гипноза. Однако, по мнению отца психоанализа введение человека в состояние гипноза делает невозможной попытку вывести бессознательный опыт в осознанное состояние. Именно поэтому психолог создал свои методы работы с пациентами. Ими стали знаменитая и сегодня интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций.

Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

  1. «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
  2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
  3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.

Отдельное место в психологической структуре личности по Фрейду занимают стадии развития, которые прежде чем повзрослеть проходит ребенок.

  • оральная – характеризуется с получением удовольствия через ротовую полость. Любое ощущение дефицита этих удовольствий в детстве может во взрослой жизни привести к проявлению алкоголизма, курения или обжорства;
  • анальная – связана с контролем над испражнениями. Возможно возникновение специальной задержки вывода кала из организма ради получения удовольствия от последующего облегчения. В старшем возрасте это может иметь последствия в виде жадности или частых запоров;
  • генитальная – стадия, которая проявляется в личной половой идентификации.

    Особенностью здесь является то, что ребенок, осознавая свой пол, рассматривает родителя как потенциального полового партнера. С этим явлением связаны такие введенные Фрейдом понятия как комплекс Эдипа и комплекс Электры. То есть мальчики рассматривают мать как полового партнера и ревнуют к ней отца как соперника, а у девочек то же самое проявляется по отношению к отцам с ревностью к матери.

Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.

Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:

  • отрицание – подавление внутренних импульсов, исходящих от «СуперЭго»;
  • рационализация – возможность разумного оправдания поступков, которые противоречат внутренним нормам морали;
  • формирование реакций – неприятный мотив выражается в мотиве противоположного типа;
  • проекция – приписывание другим людям собственных недостатков;
  • замещение – частичное удовлетворение неприемлемого мотива способом, допустимым личными нормами морали и нравственности.

Структура личности по Фрейду имеет множество граней. Недаром психоанализ до сих пор является одним из ведущих направлений в психологии. Хотя многие десятилетия труды Фрейда не издавались и всячески подвергались критике, они дошли до наших дней, и служат прекрасным примером того, как развить в себе гармоничную личность, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания.

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 в городе Фрайберг, это территория современной Чехии. Врач-психиатр, невропатолог, основатель психодинамического направления в психологии и психоаналитического подхода в психотерапии.

Во второй половине 19 века психология начала отделятся от философии. Первая психологическая лаборатория, возглавляемая Вильгельмом Вундтом, изучала исключительно сознательные процессы, поэтому психологи были в недоумении когда Зигмунд Фрейд предложил радикально новый подход. Зигмунд Фрейд заговорил о бессознательном и сравнил психику с айсбергом, по его мнению большая часть психических процессов находится в области неосознаваемого.

Методы исследования, используемые Фрейдом в его работах, это наблюдение и анализ. Теории, описанные Фрейдом, стали фундаментальной основой знаний, вызвали огромный интерес у современников.

Уже лишь тот факт, что Доктор Фрейд появился в переломеый момент психологии, дает ему славу. Колоссальная популярность Фрейда подкреплена значительным числом ассоциаций с его трудами, такими как: «бессознательное», «психологические защиты», «проекции» и др. Теория Зигмунда Фрейда очень авторитетна и в наши дни. Фрейду даже приписывают то, к чему он имел косвенное отношение.

В то время как Фрейд со своей теорией набирал популярность во всем мире к нему стали примыкать другие специалисты, изучающие проблемы души человека. Часть из них модернизировали представления Фрейда, дополнив их своим пониманием, уже позднее создавали свои школы.

Отметим, что особого ажиотажа по поводу психоанализа среди русскоязычных специалистов не существует. Теорию Фрейда чаще используют в историческом ключе, в обучении студентов психологов, «для общего развития».

Во всей этой картине ясно одно — психоанализ был «местом толчка» для всех. Равнодушных к направлению не существовало.

За сто лет существования психоанализ собрал огромный багаж научных трудов, и заслужил звание эмпирически обоснованного направления. Регулярно на международных конгрессах специалисты со всего мира обсуждают проблемы психоанализа, выпускаются рецензируемые издания.

Биография

Как и у любого другого известного человека у Зигмунда Фрейда был очень сложный жизненный путь. Родился в Австрии в еврейской семье. Около восьмидесяти лет своей сознательной жизни он прожил в Вене. Рос в многодетной семье. С детства отличался наблюдательностью и желанием к познанию, много читал.

В детстве Зигмунд мечтал быть министром, но в связи с антисемитскими настроениями в обществе, дорога еврейскому мальчику была ограничена, он выбрал медицину.

Теория личности Зигмунда Фрейда

Ключевым моментом в теории Фрейда является ПСИХОАНАЛИЗ. Психоанализ рассматривается как:

  • теория личности и психопатологии;
  • метод изучения неосознаваемых мыслей и чувств;
  • метод терапии личностных расстройств.

Не смотря на всю сложность понятия «психоанализ» в его основе лежит небольшое число исходных концепций и принципов.

Организация психики по принципу «топографической модели»

Согласно топографической модели психики, Фрейд выделял три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Сознательное (conscious) – это ощущения и переживания, осознаваемые на текущей момент. Определенная информация обычно осознается в течении короткого времени, далее по мере перехода внимания на другой объект, информация погружается в предсознательное или вытесняется в бессознательное.

Предсознательное (preconscious) – это доступная память, включает в себя опыт, которые не осознается в настоящий момент, но легко может вернуться в фокус сознания.

Бессознательное (unconscious) – это самая значительная и глубокая часть психики человека. Бессознательное хранит в себе примитивные инстинкты, также воспоминания и эмоциональные переживания, угрожающие сознанию, по этой причине вытесненные в бессознательное. В бессознательном могут находить покой подавленные желания, в том числе и сексуального характера.

Доктор Фрейд верил что поведение любого взрослого человека направляется некими импульсами, находящимися вне пределов осознания. В этой связи он утверждал, что неосознаваемые импульсы могут маскироваться в символической форме, или в виде фантазий, снов, игр и тд.

Чуть позднее Фрейд представил миру новый взгляд на структуру личности и к пониманию осознаваемого и бессознательного добавил следующие компоненты: Ид, Эго и СуперЭго.

Ид (лат. «Id» — «Оно») – инстинктивные, врожденные импульсы, лишенные способности различать реальное и нереальное, «себя» и «не себя». Ид не ведает страха и тревоги, поэтому может быть опасно. Импульсы Ид задают поведению лишь энергию, но не подчиняются каким-либо законам, не следуют установленным правилам, они хаотичны. В раннем детстве эти импульсы свободны ото всяких ограничений, а по мере социализации и развития функций Эго и Суперэго все больше поддаются контролю.

Фрейд представлял Ид как элемент взаимодействующий с соматической составляющей. Нервно-гуморальные процессы в организме, по мнению доктора Фрейда, оказывают сильное энергетическое воздействие, стимулируют импульсы Ид, заставляют их аккумулироваться и вырваться с под контроля.

Таким образом в теории Фрейда появляется представление о некоей психической энергии, и каналах ее реализации.

Эго (лат. «ego» — «Я») – структурный элемент психики ответственный за принятие решений. Питается энергией ИД и смотрит, чтобы побуждения ИД соответствовали текущим социальным нормам. ЭГО строго следует принципу реальности, направляет импульсы ИД к реализации таким образом, чтобы не нарушить целостность организма. Задача сохранения целостности достигается путем приостановки, перенаправления грубой энергии ИД в рамках существующих социальных норм.

Эго способно отличить фантазию от реальности, и меняется в зависимости от нового опыта. ЭГО формирует поведение человека, направляет его в нужное русло, является исполнителем личности.

Внутри ЭГО протекают все интеллектуальные процессы идет анализ проблемной ситуации и поиск путей выхода из нее.

Суперэго (лат. «super» — «сверх» и «ego» — «Я») — компонент психики, осуществляющий контроль за поведением. В структуре Супер Эго хранятся и культивируются ценности, нормы, этические моменты, принятые в окружении, все что приобретается в процессе социализации личности. Развитие этой надстройки психи происходит путем общения с родителями, учителями и другими авторитетными фигурами. Энергия Супер Эго формируется в процессе запретов.

Супер эго – это морально-этическая сила личности, вместе с тем это компонент часто подвержен включению из вне установок и принципов, способных существенным образом нарушить адаптивное функционирование организма в среде. Включение Супер Эго происходит в момент усвоения ребенком понятий «Хорошо» и «Плохо», «Правильно» и «Неправильно». Супер Эго заканчивает свое формирование после того как родительский контроль заменяется самоконтролем. Сфера Супер Эго прогрессивно увеличивается по мере расширения социального мира ребенка, соответственно усиливается контроль Супер «Я» над поведением человека.

Супер Эго старается сделать человека совершенным, соответствующим своей идеальной картинке.
В итоге, конфликтные ситуации между требованиями к поведению и желаниями очень часто выражаются в виде внутри личностного напряжения, и являются поводом для обращения за психотерапевтической поддержкой.

Таким образом мы видим, что доктор Фрейд, вводит представление о психической энергии, рассказывает о источнике ее возникновения, в итоге мы видим сложную энергетическую систему.

Далее, Фрейд говорит о этой энергии, как о движущей силе поведения, он постулирует:

  • у каждого индивида свое определенное количество психической энергии;
  • цель любой формы поведения – уменьшение психического напряжения, вызываемого скоплением этой энергии;

Мотивация человека основана на энергии возбуждения, производимой телесными потребностями. Любая активность человека обуславливается инстинктами, инстинкты – это конечная причина поведения. (Зигмунд Фрейд)

В этой связи Зигмунд Фрейд выделял две основные группы инстинктов:

Инстинкты жизни – либидо (лат. «хотеть»), инстинкты смерти – танатос. Фрейд утверждал: «Целью жизни – это смерть».

Теория личности Зигмунда Фрейда

Введение

1. Личность как триединство

2. На грани внутреннего взрыва

Заключение

Список литературы

Введение

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь.

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вундта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызывало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности, представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического – в неосознанном.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Личность как триединство

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — “Оно”, которая фактически является энергетической основой личности. “Оно” — бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В “Оно” содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — “Я” по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании.

Таким образом мы всегда можем осознать осознать свое “Я”, хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание “Оно” расширяется, то содержание “Я”, наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с “океаническим чувством я”, включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое “Я” до своего тела, сужая, таким образом, объем “Я”.

Третья структура личности — “Сверх-Я” не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием “Сверх-Я”. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в “Оно” стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе.

“Сверх-Я”, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “Сверх-Я”. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “Сверх-Я”.

Защитные механизмы – внутренний предохранитель. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение или (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая поинстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение “психопатологии обыденной жизни”, то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением “Сверх-Я” хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Заключение

В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспорна), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию личности, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы развития личности, согласно теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъективное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.

Добавить комментарий

Закрыть меню