Франция после второй мировой войны

Содержание

2. Четвертая республика и ее крах.

Конституция Четвертой республики была принята в октябре 1946 г.. Это конституция парламентской республики (органы власти: Национальное собрание, сенат (Совет республики), избираемый парламентом президент). Выборы в Национальное собрание 10 ноября 1946 г. по пропорциональной системе принесли победу ФКП (28% голосов), МРП (26%), СФИО (17%). В мае 1947 г. коммунисты были удалены из правительства.
Многопартийность была одной из причин неустойчивости режима, — за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. Другая причина — колониальные войны: во Вьетнаме (1946 — 1954), в Алжире (1954 — 1962).
В 1948 г. промышленное производство было восстановлено. В 50-е гг. наблюдается экономический подъем. Об активном вмешательстве государства в экономику свидетельствовал план модернизации и реконструкции (план Монне). Развиваются наукоемкие отрасли.
Рабочее движение привело к принятию закона о коллективных договорах, повышению зарплаты, введению гарантированного минимума зарплаты (СМИГ).
Во внешней политике Франция вынуждена была следовать в фарватере политики США, в том числе по германской проблеме, участвовала в создании НАТО (1949 г.). План Плевена о создании европейской армии был похоронен Национальным собранием (1954 г.). План Шумана привел к созданию ЕОУС (1951). В 1957 г. Франция стала соучредителем ЕЭС. Война в Алжире расколола общество на сторонников ультраколониализма и неоколониализма. Выборы в парламент 1956 г. привели к поражению правых партий. Формируется правительство «республиканского фронта» (глава Ги Мюлле, СФИО). Правительство провело ряд социальных мероприятий, признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжило войну в Алжире, участвовало в агрессии против Египта.
Война в Алжире расколола французское общество на сторонников продолжения войны и сторонников предоставления Алжиру независимости. К началу 1958 г. возник заговор «ультра», требующих «сильной власти», возврата к власти де Голля. 13 мая 1958 г. в Алжире был поднят мятеж. 1 июня Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля, предоставив ему чрезвычайные полномочия и дав согласие на разработку новой конституции, после чего прекратило свою деятельность. Это был конец Четвертой республики.

3. Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду.

Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г.. На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали «Союз в защиту новой республики» (ЮНР), который вместе с «независимыми» получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в «вождя нации». Был установлен режим его «личной власти».
Выборы 1965 г. — первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу.
Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за «Европу отечеств». Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР.
Социально-экономической доктриной голлизма стал «третий путь» общественного развития — концепция «ассоциации труда, капитала и кадров».
Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.
Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом «личной власти» и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов «красного мая» было удовлетворение основных требований участников выступлений («Гренелльский протокол» — увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ — для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г..
Новым президентом был избран сподвижник де Голля Ж. Помпиду. Свой курс он назвал «Преемственность и диалог» (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).
Первоначально речь шла о программе «нового отечества», проектах в социальной сфере. Между государственниками — «этатистами» и «автономистами» развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к «восстановлению эффективности рыночных отношений». Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.
Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к «атлантизму» (при сохранении Франции вне НАТО).

4. Франция в середине 70-х — начале 80-х гг.

Отказ от политики социального партнерства привел к потере ЮДР 4 млн. голосов на выборах 1973 г.. Это было первым открытым кризисом голлизма. Смерть Ж. Помпиду в 1974 г. завершила этот процесс.
В мае 1974 г. президентом был избран Ж.Д’Эстен — лидер группировки «независимых республиканцев» и других мелких партий (СФД). Пост премьер-министра занял Жак Ширак (ОПР). Ширак решил спасти остатки партии голлистов и объединить вокруг себя правые политические силы.
В обстановке экономического кризиса середины 70-х г.г. усиливается процесс «биполяризации» партий, ослабления центристских группировок. На парламентских выборах 1978 г. в борьбе участвовали 4 главных партии — 2 правые (ОПР и СФД) и 2 левые (ФКП и ФСП).
Ж. Д’Эстен выступил с идеей создания передового «либерального общества» без революций, путем реформ. Неоднократно повышалась зарплата, снижен избирательный центр с 20 до 18 лет, разрешены аборты. Правительством Р. Барра проводились антикризисные мероприятия.
Ж. Д’Эстен выступал в поддержку западноевропейской интеграции. Франция в 1979 г. участвовала в выборах в Европарламент. Проводился курс на участие Франции в военных маневрах НАТО. Активизировались отношения с арабскими странами, Ираном, Китаем. Укрепились позиции Франции в Центральной Африке.
Франция участвовала в СБСЕ. Продолжался политический диалог с СССР. Но введение советских войск в Афганистан встретило осуждение. Поддерживалось «двойное решение» НАТО о евроракетах.

6. Франция во второй половине 80-х — середине 90-х гг.

На парламентских выборах в марте 1986 г. правые партии одержали победу. Правительство возглавил Ж. Ширак. Обнаружились противоречия между правым большинством Национального собрания и сохранившим президентский пост Ф. Миттераном. Добившись вотума доверия правительства, правые партии провели денационализацию ряда корпораций и банков. Активизировались рыночные механизмы в экономике. Это был французский вариант консервативной политики — монетаризма, «политики равенства шансов».
Государственное регулирование социального страхования и социального обеспечения были сохранены — не без активной защиты социальных завоеваний со стороны трудящихся. Президентские выборы весной 1988 г., привели к избранию на очередной срок Ф. Миттерана, а внеочередные парламентские выборы летом 1988 г. — к поражению ОПР и СФД и формированию правительства социалистов в коалиции с буржуазными центристскими группами. Правительство М. Рокара продолжило курс на «жесткую экономику», отказалось от распродажи национализированных предприятий, но и не расширило национализированный сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, сокращены налоги на прибыль.
В мае 1991 г. правительство возглавила Э. Крессон, которой было поручено создать условия для интеграции Франции в ЕС, что ей в полной мере не удалось, а после поражения социалистов на региональных выборах она была заменена П. Береговуа. На парламентских выборах 1993 г. победу одержали правые силы. Пост премьер-министра занял Э. Балладюр (ОПР). Был взят курс на либерализацию экономики, возобновление приватизации, интеграцию в ЕС.
Во внешней политике в начале 80-х проводился курс на интеграцию стран Западной Европы. Укреплялись связи с НАТО (сессия Совета НАТО в 1983 г. в Париже). Отношения с СССР были достаточно прохладными. В середине 80-х президент Миттеран поддержал «перестройку» в СССР. В октябре 1990 г. с СССР был подписан «Договор о согласии и сотрудничестве».
После распада СССР в феврале 1992 г. был заключен «Договор между РФ и Францией».

В 1996 г. Франция выделила России кредиты, а Россия согласилась компенсировать французским держателям займов царской России 400 млн. долларов. Франция участвовала в подписании Маастрихтского договора.

7. Франция в конце ХХ века — начале XXI века.

В мае 1995 г. Ж. Ширак выиграл президентские выборы и занял место тяжелобольного Миттерана, не выставившего кандидатуру на переизбрание. Премьер-министром стал А. Жюппэ.
Новое правительство правых сил повело борьбу с инфляцией путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. 15 ноября 1995 г. Жюппе представил парламенту план сокращения дефицита касс социального страхования и дефицита госбюджета как условие для введения единой европейской валюты. Речь шла о росте налогов, уменьшение компенсаций за лечение, замораживание зарплаты в госсекторе.
Ответом стала всеобщая стачка почти всех работников госсектора в декабре 1995 г.. Доверие к правительству сильно упало.
Понимая, что правые силы рискуют проиграть парламентские выборы в 1998 г., Ж. Ширак в апреле 1997 г. решил распустить Национальное собрание и провести досрочные выборы с надеждой на победу. Однако в мае-июне 1997 г. на выборах в Национальное собрание победу одержал «розово-красно-зеленый альянс» (ФСП, ФКП, экологисты + левые радикалы). Крайне правый Национальный фронт Ле Пена набрал более 15% голосов.
Начался новый виток «сосуществования» — правый президент и левое правительство Л. Жоспена (ФСП) (18 социалистов, сторонников умеренных реформ и интегрированной Европы, 3 коммуниста, 3 левых радикала, 1 экологист)
СМИК был увеличен на 4%, пособия для школьников — с 500 до 1600 франков. Начался переход к 35-часовой рабочей неделе. Правительство и местные органы власти расширили занятость в госсекторе, рассчитывая создать 350 тыс. новых рабочих мест за счет мелких служащих, оплачиваемых на уровне СМИК.
Экономическое развитие страны ускорилось. Темпы роста ВВП = 3% в г., инфляция = не более 1%, дефицит госбюджета 3% ВВП, но проблема массовой безработицы остается.
Франция, которая сделала ряд шагов в сторону укрепления отношений с НАТО, не вернулась, однако, в ее военную организацию. Весной-летом 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО против Югославии.

После окончания Второй мировой войны экономика Франции находилась в тяжелом положении. Ущерб от военных действий и бомбардировок дополнялся последствиями от оккупации. Почти на 70% сократилось промышленное производство, в 2 раза уменьшилось производство продукции сельского хозяйства, был практически ликвидирован торговый и военный флот, более 100 тыс. торговых и промышленных предприятий обанкротились, полностью была разрушена транспортная система.

Во Франции в послевоенный период значительно возросла роль государства в хозяйственной жизни. Восстановление экономики в 1945-1947 гг. Франция начала на основе национализации таких отраслей, как электроэнергетика, добыча угля, газовая и авиационная промышленность, судоходство и воздушный транспорт, а также ряда банков, сберегательных касс и страховых компаний. Было национализировано примерно 20% производственных мощностей страны. Управление национализированными предприятиями осуществляли административные советы, в состав которых входили представители рабочих. Национализация проводилась на основе компенсации, а полученные от нее средства вкладывались в наиболее рентабельные и прибыльные отрасли.

К 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, 80% авиационного производства и электроэнергетики, более 40% автомобильной промышленности. Помимо этого государство осуществляло активное финансирование НИОКР в области атомной энергетики, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, держало акции ряда авиационных и морских транспортных компаний.

Значительную помощь в послевоенном восстановлении Франции сыграл план Маршалла. Франция получала от США помощь не только в натуральной, но и в денежной форме. За период с 1948 по 1958 г. суммарная помощь США составила 12 млрд долл. Основными потребителями кредитов стали автомобильные компании, металлургические и химические тресты. Большая часть этих средств была использована для импорта новейшего оборудования. Реализация плана Маршалла и меры, проводимые правительством страны, позволили осуществить модернизацию производственного потенциала страны, ускорить темпы промышленного производства, и к лету 1947 г. достигнуть довоенного уровня.

Возрастающая роль американского капитала в известной степени ограничивала экономический суверенитет страны и приводила к финансовой зависимости. Усилилось влияние США на экономическое развитие Франции. Монополиям США стали доступны сырьевые ресурсы Франции, они также получили возможность покупать французские предприятия и создавать филиалы и дочерние фирмы своих компаний.

В послевоенный период во Франции были внесены позитивные изменения в трудовое законодательство: восстановлена 40-часовая рабочая неделя, введена более высокая оплата за сверхурочные работы, установлены двухнедельные оплачиваемые отпуска для рабочих и трехнедельные для служащих. Повысился уровень оплаты труда, была создана система государственного страхования.

С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, рост инвестиций в реальный сектор экономики. Необходимость переоснащения и модернизации основного капитала предприятий была связана с «почетным возрастом» оборудования. К концу войны срок службы станков и оборудования составлял в среднем 30 лет, а в некоторых отраслях — более 40 лет.

Основная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х гг. общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным периодом в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в два раза. Большая доля инвестиций направлялась на развитие тяжелых отраслей промышленности. С середины 50-х гг. инвестиционные потоки были переориентированы на модернизацию химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения.

Возросла интенсивность процесса концентрации производства, появились финансово-промышленные группы, которые со второй половины 60-х гг. стали основной формой монополистических объединений во Франции. 10% финансово-промышленных групп распоряжались 40% частного имущества, производили 11% промышленной продукции и концентрировали более 35% производственных капиталовложений.

Финансово-промышленные группы имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности.

Необходимость развития национальной экономики привела к значительному уменьшению вывоза капитала за границу. К началу 60-х гг. размер вывозимого капитала был почти в 6 раз меньше вложений французского капитала в национальную промышленность, транспорт и торговлю. Экспорт капитала стал осуществляться преимущественно частными предпринимателями.

В сельском хозяйстве завершился технический переворот, широко стала применяться сельскохозяйственная техника, возросла концентрация производства. Крупные хозяйства, составлявшие 5%, обрабатывали более 25% земли.

Развитие научно-технической революции, превращение науки в непосредственную производительную силу в 60-х гг. требовало структурной перестройки промышленности. Быстрое развитие получают авиационная, химическая, автомобилестроительная промышленность, создаются новейшие отрасли военно-промышленного комплекса — аэрокосмическая, ракетная, атомная. Значительно возросли темпы экономического роста. За периоде 1958 по 1968 г. темпы роста продукции промышленности составили 5,5%, а объем промышленного производства увеличился на 60%.

Большое влияние на экономическое положение страны оказали начавшиеся в Западной Европе интеграционные процессы. Первым шагом реализации интеграционных тенденций стало создание в 1951 г. шестью странами (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург) Европейского объединения угля и стали, в рамках которого были постепенно отменены таможенные пошлины. В марте 1957 г. Франция подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Включение Франции в интеграционные процессы и расширение ее участия в международных экономических отношениях способствовали дальнейшему развитию экономики страны.

Похожие главы из других работ:

Адвокатура в Германии, Франции, США

2 Адвокатура Франции. Поступление в адвокатуру. Структура адвокатуры во Франции. Организационные формы деятельности адвокатов во Франции. Оплата адвокатских услуг. Предоставление бесплатной юридической помощи. Ответственность адвокатов

Современная адвокатура Франции переживает период реформ. Первого января 1992 г. вступили в действие поправки к Основному закону о статусе адвокатов…

Государственное управление России в период Первой мировой войны

Глава 1. Общие предпосылки формирования новой системы организации государственной власти на кануне Первой мировой войны

Фундаментальная модификация основ российской государственности с учетом предшествовавших в XIX в. реформ осуществлялось в последний период истории империи, начиная с 1904 г. Процесс нового этапа реформ отсчитывается от указа 12 декабря 1904 г…

Государство и право в начале XX века

6. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Война с Германией обусловила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии…

Государство и право от Древней Руси до конца ХХ века

2.3. Государство и право России в период первой мировой войны (1914-1917)

В период Первой мировой войны существенных изменений в правовом положении социальных групп не произошло. Обладая экономическим господством, буржуазия по-прежнему не имела той политической власти, которой так добивалась…

История государства и права зарубежных стран

1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ ФРАНЦИИ 1804 ГОДА И ГЕРМАНСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ УЛОЖЕНИЮ 1900 ГОДА (СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АНАЛИЗ)

В настоящее время вопрос взаимоотношения полов являются чрезвычайно актуальными. Изменению положения женщины в немалой степени способствует деятельность современных феминистских организаций. Успехи…

История отечественного государства и права

2. Изменение государственного аппарата России в годы Первой мировой войны

Война с Германией обусловила процесс милитаризации экономики России. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что правительство стало осуществлять курс…

Конституционные проекты преобразования России ХІХ в.

Глава 2 Развитие конституционно-правовых проектов в России после разгрома наполеоновской Франции

Конституция Французской Республики

5.

Социально-экономическое и политическое положение Франции c 1968 года по 2006 год

Выборы 1969 г. Правительство Помпиду. В результате отставки де Голля во Франции были проведены внеочередные президентские выборы. На них победил бывший премьер-министр Жорж Помпиду…

Обвиняемый в уголовном процессе

1.3 Досудебное производство и положение обвиняемого в уголовном процессе во Франции, Германии, Англии и США

Досудебное производство во Франции состоит из трех стадий: дознания, возбуждения уголовного преследования и предварительного следствия, а предание суду входит в стадию предварительного следствия…

Образование СССР

3.2 Внутриполитическая ситуация после окончания гражданской войны

Окончание Гражданской войны на территории бывшей Российской империи ознаменовало не только победу радикальной партии, придерживавшейся коммунистических взглядов. Война закончилась полной разрухой в экономике, не работали предприятия…

Опыт модернизации государственного управления в Соединенных Штатах Америки

5. Показатели мировых индексов и положение США на мировой арене как результат модернизации государственного управления

Для того чтобы понять, как модернизация государственного управления в США влияет на положение дел в стране, определить ее позиции на мировой арене исходя из различных показателей, перспективы дальнейшего развития страны…

Понятие и виды объектов гражданского права

Решением администрации Октябрьского района г. Омска Смирновой в связи с беременностью был снижен брачный возраст до 16 лет, после чего она вступила в брак с Поповым. В связи с переездом к мужу она решила продать перешедший к ней по завещанию после смерти отца дом. Но ее мать, считая себя законным п

Ш Что представляет собой гражданская дееспособность? Ш Перечислите виды гражданской дееспособности. Ш Какие сделки несовершеннолетние в возрасте до 14 до 18 лет вправе совершать самостоятельно, без согласия законных представителей…

Судебная система РФ

Мировой суд

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то…

Трудовое законодательство (1945-1953)

1.1СССР после войны: геополитическая ситуация,социально-экономическое развитие

1945 год открыл новую страницу в истории XX в. События на мировой арене после окончания войны развивались столь кардинально и стремительно и привели к таким переменам во всей системе международных отношений…

Трудовое законодательство (1945-1953)

Глава 2.Основные направления изменений трудового законодательства после окончания Великой Отечественной войны (с 1945 по 1953 г.)

Принятые в 1940 г. и в военное время нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, в особенности касающиеся режима рабочего времени, времени отдыха, жестких мер ответственности за нарушение трудовой дисциплины…

Добавить комментарий

Закрыть меню