Формы возникновения государства

Причины и формы возникновения государства

Изучим причины и формы возникновения государства.

Государство – это особая политическая структура, которая появилась на определенном этапе общественного развития в силу определенных причин. Она представляет собой центральный институт власти в политической системе общества.

Причины возникновения государства раскрываются в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, общественный договор); психологической (психология человека); органической (биологические факторы); материалистической (социальные и экономические причины); теории насилия (военно-политические причины) и т.д.

В каждой из представленных теорий есть свои рациональные элементы, которые соответствуют действительности в определенной степени. При этом в них есть и свои слабые стороны и недостатки.

Разложение первобытного общества и формирование государственной власти в различных исторических обстоятельствах обладали своими специфическими особенностями и формами. Возникновение государства – это длительный процесс, который у различных народов мира происходил по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, которая являлась следствием развития азиатского способа производства (Египет, Китай, Индия и т.п.).

Данная форма возникновения государства во многом обусловлена необходимостью проведения масштабных работ (возведение крупных ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.).

По этой причине здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры и формы родового строя (земельная община, коллективная собственность и т.д.), которые в большей мере соответствовали характеру подобных проблем.

Первые формы государства, которые возникли на Древнем Востоке, были доклассовыми.

Они одновременно эксплуатировали сельские общины и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

Иным образом происходило становление государств в Афинах и Риме. Здесь рабовладельческое государство возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

Афины являются классической формы возникновения государства, так как оно появилось непосредственно из классовых противоположностей, которые развивались внутри родового строя. Две революции, которые произошли на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), способствовали крушению старого родового устройства и форм правления, территориальному разделению населения, образованию политической власти с ее законодательными и исполнительными органами, постоянным войском, полицией и другими государственными учреждениями.

Особенности формирования Римского государства заключались в том, что данный процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью – патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но находились вне римских родов и не являлись частью римского народа. Победа плебеев в данном противостоянии разрушила устаревшую родовую организацию и способствовала становлению государственного устройства, основанного на территориальном и имущественном делении.

Становление древнегерманского государства в огромной степени связано с завоеванием германскими племенами значительных территорий – западной части Римской империи. Эти племена с родовым устройством не имели возможности с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, так как для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Поэтому был необходим специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник становился монархом, а народное достояние – королевским имуществом. Органы родового строя были оперативно трансформированы в государственные органы.

Формирование государства – это объективно закономерный процесс, который обусловлен внутренним развитием общества, а также различными социально-экономическими, военно-политическими, культурными, историческими, этническими, религиозными, географическими и иными факторами. В зависимости от тех или иных причин набор указанных факторов изменялся, однако он неизменно представлял собой сочетание указанных факторов при обязательном преобладании одного из них.

В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Однако процесс возникновения новых государств не завершен. Одни страны распадаются (Югославия, Чехословакия и т.д.); другие – объединяются в более крупные страны (Германия, Йемен и т.д.).

В мире существуют народности и нации, которые не имеют собственных государств, однако прилагают значительные усилия для их создания (курды, тиморцы и т.д.).

Таким образом, проблема возникновения государств будет сохранять свою актуальность в обозримой перспективе. Возможно появление новых причин и форм возникновения государств, что только обогатит теорию.

Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:

1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;

2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;

3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;

4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.

На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения государства.

1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов).

А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании.

Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

Формы возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

  • азиатская;
  • рабовладельческая;
  • прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.


По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

  • древнегреческая;
  • древнеримская;
  • древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

3. Теории происхождения государства: основные положения, достоинства и недостатки Основные теории возникновения государства и права

Значение темы. Изучение процессов происхождения государства и права:

1) позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты;

2) дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития;

3) позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.

Теологическая теория. Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – продукт божественной воли;

2) государственная власть вечна и незыблема;

3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, «посредников» между богом и государственной властью;

4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;

– способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория:

– не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

– не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

– в принципе недоказуема, ибо построена на вере;

– не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.

Патриархальная теория. Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – это результат развития и разрастания семьи;

2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

3) власть государя, отца неограниченна;

4) власть «патриарха» имеет божественное происхождение;

5) сопротивление такой власти недопустимо;

6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назнача­ется и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– создает ореол святости, уважения государственной власти;

– утверждает единство народа, «родственность» всех в единой стране.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория:

– упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории «отец», «члены семьи» с категориями «государь», «подданные»;

– не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;

3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

– признавала приоритет естественного права над позитивным;

– была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

– имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория:

– дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

– недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономи­ческие, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.

Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:

1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.

Достоинства органической теории состоят в том, что она:

– исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

– вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

– обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она:

– переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

– отрицает революционные переходы от одного качества к другому.

Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:

1) врожденной потребностью жить вместе;

2) осознанием массой своей зависимости от власти;

3) деятельностью той или иной «сильной» личности;

4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.

Достоинства психологической теории.

Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

Недостатки психологической теории:

– она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

– не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.

Теория насилия утверждает, что государство возникло путем:

1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).

Достоинства теории. Положительное в данной теории:

– государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

– многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия:

– доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

– никак не объясняет возникновение самого насилия;

– оправдывает агрессию, войны, расизм;

– провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.

Материалистическая теория.

Основные положения данной теории:

1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;

2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;

3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствую­щего класса, диктатура этого класса.

Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений:

– признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;

– признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;

– появление государства лишь на определенной стадии развития общества.

Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Форми держави.

План

1. Виникнення держави і права.

2. Поняття і ознаки держави.

Форми держави.

4. Функції держави.

5. Механізм (апарат) держави.

6. Правова держава і громадянське суспільство.

1. Виникнення держави і права.

Існує багато теорій виникнення держави і права. Перша теорія, соціально-економічна, вважається класичною. Згідно з цією теорією, держава і право виникли поступово внаслідок впливу економічних і соціальних чинників. Людина почала відокремлюватися від тваринного світу за науковими даними близько 3 млн. років тому. Протягом тривалого часу люди жили у бездержавному суспільстві, не маючи уявлення про державу і право у сучасному розумінні. Уже в епосі первісно-общинного ладу люди практикували колективні форми існування. Спочатку це були невеликі групи людей – стада, які спільно добували їжу, виготовляли одяг, зброю, полювали. Згодом первісне стадо замінила досконаліша форма об‘єднання людей – первісна родова община-рід, яка базувалася на кровному спорідненні людей, наявності єдиного пращура. Вже тоді первісному суспільству були притаманні владні інститути (збори племені, вождь племені). Але через простоту економічної і соціальної організації первісного суспільства публічна влада ще не потребувала спеціального апарату управління і примусу, відокремлених від суспільства.

Тоді ж сформувалися і суспільні норми, які були покликані забезпечувати порядок і стабільність. Такими соціальними нормами у первісному суспільстві виступали:

— мораль;

— звичаї;

— традиції;

— сакральні (релігійні) норми;

— табу (заборони).

Згодом первісні люди почали переходити від привласнювального господарства до виробництва. Мисливство, збиральництво і рибальство почало витіснятися скотарством і землеробством. Ремесло відокремилося від землеробства, а торгівля від виробництва. Ці три великі суспільні поділи праці, перехід від колективної родової власності до приватної і поява надлишкового продукту призвели до того, що родова організація суспільства перестала відповідала вимогам часу і виникла необхідність у державному апараті та загальнообов‘язкових суспільних нормах, виконання яких би забезпечувалося цим апаратом.

Поряд з цією теорією на протязі століть пропонувалися інші теорії виникнення держави, зокрема:

1. Класова теорія. Основні представники: Маркс, Енгельс, Ленін.

Прихильники цієї теорії вважають, що держава виникла в результаті розпаду первісного суспільства і пов‘язують її виникнення з розподілом суспільства на класи з неоднаковими, нерідко протилежними інтересами. На їх думку, в основі виникнення держави була класова боротьба.

2. Теологічна теорія. Основні представники: Фома Аквінський і Августин Блаженний.

Представники цієї теорії обгрунтовують виникнення держави вольою бога. Виходячи з цього, держава є вічною і непорушною. Висловлюють думку про те, що будь-які дії керівництва держави є правильними, оскільки вони обгрунтовані вольою бога, а основним обов‘язком підданих є підкорення владі правителя. Непідкорення правителю виражене підданими в будь-якій формі є гріхом і тому завідомо приречене на невдачу.

3. Патріархальна теорія. Основні представники: Арістотель, Роберт Фільмер.

Полягає в тому, що основою держави є сім‘я; вона є результатом історичного розвитку і зростання останньої. Влада монарха визнається абсолютною, оскільки вона є продовженням батьківської влади. Роберт Фільмер у своїй роботі «Патріархія чи природна влада короля» доводив, що держава виростає з сім‘ї; влада короля не підпорядкована ніяким людським законам, оскільки бере свій початок безпосередньо від Адама, який в свою чергу отримав її від бога.

4. Теорія суспільного договору. Представники: Томас Гоббс, Бенедикт Спіноза, Жан-Жак Руссо.

Представники цього напрямку пояснюють виникненя держави об‘єднанням людей на основі добровільної згоди про те, що одні з них будуть управляти, а інші виконувати рішення перших.

Правителі взамін за отриману владу, беруть на себе зобов‘язання зберігати порядок в суспільстві, забезпечувати нормальні умови для існування та охороняти власність його членів. Відповідно, якщо правитель не справляється з цими завданнями, то народ має право скинути його.

5. Психологічна теорія. Основний представник: Петражицький.

Виникнення держави пояснював інстинктом підкорення, який властивий людській психіці. Народ є інертною масою, а тому не здатен самостійно приймати рішення і потребує постійного керівництва. Будь-яка особа відчуває потребу в підкоренні сильній особистості, яка здатна приймати рішення і управляти.

6. Органічна теорія. Основний представник Герберт Спенсер.

Проводив аналогію між державою і живим організмом. Вважав, що подібно молекулам, які об‘єднують в молекулярні ришітки окремі елементи, люди об‘єднуються в державу. Як і живий організм держава народжується, розмножується, старіє.

7. Теорія насильства. Представники: Гумплович, Каутський.

За цією теорією держава виникла в результаті насильства і завоювання. Одне плем‘я завойовувало інше, що призводило до рабства. Рабство стимулювало виникнення приватної власності і люди перейшли від кочового до осілого способу життя. Відповідно виникла держава.

Держава відрізняється від організації влади у первісному су­спільстві за такими ознаками:

— поділ населення за територіями, а не за родовою ознакою. Виникає політико-правовий зв’язок населення з територією, який оформ­люється в інститут громадянства чи підданства;

— поява спеціальних органів (апарату) управління та примусу;

— поява податкової системи, мета якої – накопичувати засоби для утримання органів управління.

2. Поняття і ознаки держави.

Існують різні визначення держави.

Після буржуазних революцій 17-18 -го століть широке поширення отримало визначення держави як сукупності (союзу) людей, території, що займають ці люди, та влади. Маркс, Енгельс і Ленін були прихильниками класової теорії держави, відповідно вони вважали, що держава – це машина для підтримування панування одного класу над іншим, у їх період – буржуазії над пролетаріатом. За Рабіновичем (відомий вчений-юрист зі Львова) держава – це організація політичної влади домінуючої частини населення соціально неоднорідного суспільства.

В сучасній літературі дається таке визначення: Держава – це політико-територіальна суверенна організація публічної влади, яка має спеціальний апарат з метою управління суспільством і здатна зробити свою волю обов‘язковою для всього населення. За Алесеєвим (сучасний російський вчений), держава – це політична організація суспільства, яка забезпечує його єдність та цілісність, здійснює за допомогою державного механізму управління справами суспільства, суверенну публічну владу, яка придає праву загальнообов‘язкове значення, гарантує права, свободи громадян, законність і правопорядок.

Якщо коротко, то держава – це сучасна політико-територіальна форма організації суспільства, яка характеризується принаймні такими ознаками як:

1) територія;

Добавить комментарий

Закрыть меню