Формы современного российского государства

ФГБОУ ВПО

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Естественно – научный институт

Кафедра “СРиС”

Реферат

Тема: Современное российское государство: основные характеристики

Дисциплина “Политическая социология”

Выполнил:

Студент 935 гр.

Проверил:

Аникеева Н.С.

Хабаровск, 2012

План.

Введение……………………………………………………………………………31.Основыне характеристики государства……………………………………..4-5 2.Этапы становления государства российского………………………..……..5-8 3.Политический режим в России……………………………………………..9-10 4.Практика становления правового государства в современной России…11-12 Заключение…………………………………………………………………….…13Библиографический список……………………………………………………..14

Введение.

Приступая к анализу современной формы, российского государства, прежде всего следует иметь ввиду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса. Современная история как никогда характеризуется динамизмом, неравномерностью, противоречивостью социальных процессов.
Период с 1993 года до наших дней является, пожалуй, по значению для России, по драматизму произошедших событий, по мировому резонансу одним из важнейших исторических событий. За этот период произошли серьёзнейшие преобразования во всех областях нашей жизни. Да и наше время далеко от стабильности.

На очередном историческом переломе в России проявилось сочетание почти всех кризисов одновременно. Официальный отказ от марксистско-ленинской идеологии, переход страны от планово-социалистической к рыночной экономике сопровождались системным кризисом российского социума. Появилась необходимость рассмотрения и переосмысления собственного недавнего прошлого, без идеологической окраски, в контексте совершенно новой экономической и социальной ситуации в мире (глобализация, постиндустриальное общество, новые информационные технологии). На пороге нового века перед страной стояли важнейшие политические, социальные и экономические задачи: консолидация общества, укрепление государственности, решение острейших социальных проблем. Это механизм обеспечения стабильности государства, его безопасности, баланса интересов центра и регионов. Данные обстоятельствами и обусловлена актуальность темы настоящей работы.

1.Основые характеристики государства.

Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения другими государствами и народами. В отличие от страны, государство не имеет национальных требований к своим гражданам.. Государство обладает Конституцией и определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности. В современных развитых государствах, его основными целями трактуются:

  • сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;
  • реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.

Признаки государства

  • Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
    • конституция,
    • военная доктрина,
    • законодательство.
  • Публичная власть:
    • глава государства (правительство),
    • парламент,
    • суд.
  • Управление и планирование:
    • нормирование жизни общества (система права),
    • государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,
    • хозяйственная деятельность (экономика),
      • собственная денежная система,
      • налоговые сборы,
      • государственная казна;
  • Собственность (ресурсы);
  • Территория;
  • Население;
  • Наличие подчиненных организаций:
    • охрана правопорядка,
    • вооружённые силы,
    • периферийные административные организации.
  • Наличие государственного языка (языков);
  • Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо);
  • Гражданство;
  • Государственные символы.

2.Этапы становления российского государства.

По форме государственного устройства современное российское государство является федерацией.

В Конституции Российской Федерации (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другими специфическими чертами президентской республики являются внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства. В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства. В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К числу этих стран относится и Российская Федерация.

Исследователи выделяют различные этапы в становлении современного российского государства. Так, О.Смолин выделяет четыре основных периода в социально-политическом процессе, в результате которых произошло формирование новой российской государственности: реформистский (апрель 1985 г. – август 1991 г.); революционный (август 1991 г. – август 1996 г.); постреволюционный (август 1996 г. – декабрь 1999 г.); период стабилизации и реформирования постреволюционного политического режима (январь 2000 г.

В.Согрин разделяет современный период российской истории на три завершенных этапа: 1985-1986 гг., 1987-1991 гг., 1991-1999 гг. — и один незавершенный (начался с приходом к власти В.Путина).

В качестве отправной точки для периодизации становления современного российского государства можно выделить 12 июня 1990 г., когда Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Правда, это была всего лишь декларация, не имеющая юридических последствий, однако ее принятие означало потенциальную возможность в случае определенных обстоятельств создать свою государственность. Поэтому первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования современного российского государства. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н.Ельцина. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств (12.06.1990 г. – декабрь 1991 г.).

Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти.

На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы.

Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для государства, так и для общества.

Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим интересам.

Не сбылась надежда реформаторов на то, что эффективным регулятором экономических отношений в стране станет «саморазвивающийся» рынок. Напротив, в течение этого периода усилилась тенденция к социально-экономическому кризису в стране. Государство, лишившись значительной части своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса.

Этот кризис проявился в неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшее порой чрезвычайно острые формы; в невыполнении важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения; в неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванный переделом собственности; в деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность; в перманентных кризисах правительства; в падении внешнеполитического престижа и влияния российского государства; в неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после дефолта.

Четвертый этап (сентябрь 1998 г. – декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е.Примаков, заявивший о необходимости корректировки курса реформ.

Основная цель этой корректировки — повысить роль государства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов. Это не означало возврата к методам жесткого государственного регулирования, свойственным советской эпохе. Необходимы были методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования, неизбежного для сложно организованных социально-экономических систем.

Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В.Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носят в значительной степени авторитарный характер, но не вызывают резких протестов основной части общества. Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентирует внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества. .

Особенности формы государства в современной России

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Россия является государством с республиканской формой правления (ст. 1). Что касается вида республики, установленной в РФ, в литературе отмечают, что она является смешанной с сочетанием черт как парламентской, так и президентской республики с доминирующим положением Президента в системе разделения властей (в силу чего нередко ее называют суперпрезидентской республикой).

Среди типичных признаков парламентской республики, имеющих место в РФ, следует назвать наличие наряду с Президентом председателя Правительства, и возможность, хотя и ограниченную, отстранения от власти Правительства парламентом (это отличает ее от президентской республики), хотя и в этом случае его судьбу будет решать Президент. Вместе с тем, Президент РФ избирается всеобщим голосованием (в этом отличие от парламентской формы). Кроме того, Президент обладает своими собственными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства.

Со времени своего учреждения в 1991 г. институт президентства играл и играет в России большую роль. В формально-юридическом плане Президент не входит ни в одну из ветвей власти и не доминирует ни над одной из них. Он является главой государства, выступает как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики России, обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти в РФ.

Практически же налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней. Кроме того, как отмечают в литературе, президентская власть в действительности выступает как центральное звено власти исполнительной. Этот вывод подтверждается тем, что Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти.

В частности, Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; ряд министров (так называемых «силовых» и министра иностранных дел) назначает лично.

Хотя согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента, Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент. Если Государственная Дума в третий раз не удовлетворяет предложенную кандидатуру, Президент распускает ее и назначает новые выборы.

В России установлен институт парламентской ответственности правительства (когда Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия), однако его реализация на практике затрудняется тем, что для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента (причем в течение трех месяцев, в противном случае первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не является неизбежной – Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Даже если вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, и Государственная Дума в доверии отказывает, то и в этом случае Президент имеет право окончательного выбора: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу.

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются -заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы:

1) предметы ведения Федерации (ст. 71); 2) предметы ведения субъектов Федерации (ст. 73); 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. (ст. 72)

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

Отраслевые семьи в праве.

Для каждой отрасли права определяются свои предмет и метод правового регулирования. Сочетание этих критериев носит юридически своеобразный, неповторимый характер, в связи с чем единое право подразделяется на отрасли.

Отраслевые семьи — совокупность отраслей права, объединенные предметом и методом правового регулирования.

Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней.

В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т.н. базовые (или профилирующие) отрасли, которые используют один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права.

Прочие отрасли пользуются различными сочетаниями этих методов на основе какого-либо ведущего метода. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т.к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями.

С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права.

Учредительная отрасль права — конституционное право — основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т.к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права.

Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местного самоуправления.

Метод отрасли — императивный.

Основные источники — Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др.

Базовые (профилирующие) отрасли выделяются на основе методов правового регулирования, эти отрасли используют какой-либо из основных методов в чистом виде.

Гражданское право.

Предмет — сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений.

Метод — диспозитивный.

Основные источники — Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и др.

Уголовное право.

Предмет — отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства.

Метод — охранительный.

Основные источники — Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.

Административное право.

Предмет — общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Метод — императивный.

Основные источники — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Семьи отраслей права.

К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на использовании методов, сконцентрированных в профилирующих отраслях. Эти отрасли имеют юридически своеобразный предмет правового регулирования, но при этом пользуются сочетанием основных методов правового регулирования, что роднит их с какой-либо из профилирующих отраслей. Эти группы отраслей образуют семьи отраслей права.

Уголовно-правовая семья — уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс.

Административно-правовая семья — административное право, финансовое право, налоговое право, земельное право и др.

Гражданско-правовая семья — гражданское право, семейное право, трудовое право, наследственное право и др.

В зависимости от роли, назначения в системе права отрасли права делятся на

— Основополагающая отрасль — состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (конституционное право);

— Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.);

— Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).

В зависимости от функций права отрасли можно разделить на

— Регулятивные — выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (гражданское, трудовое, экологическое право и т.д.);

— Охранительные — выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (уголовное право).

По предметному единству отрасли делятся на

— Основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское и др.);

— Комплексные — состоят из норм, входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.).

Характеристика современного российского государства

Конституция РФ содержит характеристики российского государства как демократического, социального, правового, федеративного. Фактически же российское государство из-за объективных причин трудного переходного периода не в полной мере удовлетворяет некоторым этим характеристикам (на уровне современных стандартов). Доминирование исполнительной власти и недостаточный контроль за ее деятельностью, частые силовые санкции по наведению конституционного порядка (что само по себе необходимо), принижение роли парламента и законодательных органов субъектов Федерации, слабость судебной системы, малое влияние общественного мнения на государственные дела — все это снижает демократическийпотенциал государственного управления.Россия не является развитым социальным,государством. Примерно 1/3 населения (по другим данным — около 1/4) находится за чертой бедности, а доход «верхних» 10% населения в 14 раз превышает доход 10% «нижних» — разрыв, невиданный в цивилизованных странах. Правда, в последнее время ситуация улучшается.Российское государство не является полностью правовым.Правовые акты субъектов Федерации часто не соответствуют федеральным законам, а конституции некоторых субъектов Федерации — Конституции РФ. Престиж судов низок. Многое в этом отношении исправлено, но еще далеко не все.

Россия — светскоегосударство. Религиозная свобода и право атеизма обеспечены в целом, хотя в некоторых случаях эти принципы нарушаются. В государственном гимне есть упоминание о боге, имеют место факты освящения (по христианским обрядам) военных (государственных) объектов (например, кораблей) и т.д.

Россия — федерация.Однако ее федеративная организация несовершенна, число субъектов Федерации велико (85), субъекты не вполне равноправны (республики обладают правами, которых не имеют другие субъекты Федерации, некоторые субъекты РФ (девять автономных округов) входят в другие «равноправные» субъекты РФ). Форма правленияв России сочетает черты парламентской республики (например, возможность вынесения вотума недоверия Правительству РФ, необходимость согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ) и президентской (назначение министров по воле Президента РФ, возможность увольнения Председателя Правительства по усмотрению Президента). Юридически это смешанная форма правления, полупарламентарная, полупрезидентская республика. Однако в реальной жизни доминируют признаки президентской республики.

10.Переходы к демократии. Проблемы становления демократии в России.

Демократия в современном мире распространялась и утверждалась неравномерно. В целом исследователи выделяют три волны демократизации, каждая из которых имеет свою географию, генезис, характеристики развития. Сэмюэль Хантингтон дает следующую периодизацию:1. Первая волна демократизации (1828—1926 годы) обусловила становление 29 демократий, в основном либеральных по духу, с партийными системами, широким избирательным правом, парламентаризмом. Попятное движение (1922—1942) было связано с возникновением и распространением фашизма и возвращением ряда стран к авторитарным и даже тоталитарным методам управления.2. Вторая волна демократизации (1943—1962) возникает с окончанием Второй мировой войны; она была обусловлена победой над фашизмом и подъемом антиколониальных движений. К началу 1960-х годов более 35 государств были включены в демократическую «орбиту», однако и здесь наблюдались попятные процессы, которые в ряде случаев привели к оформлению авторитарных или военных режимов (например, в Греции, Португалии, Испании, Чили). Особенность второй волны состояла в том, что либеральные традиции в затронутых ею странах были слабее, а политические партии, напротив, пользовались большим авторитетом. 3. Наконец, третья волна демократизации (1974 год) начинается с разрушения авторитарных режимов на юге Европы во второй половине 1970-х годов. Затем она охватывает Латинскую Америку, некоторые государства Азии (например, Турцию и Филиппины), после чего перекидывается на Восточную и Центральную Европу (Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, республики бывшего СССР в этом регионе). Важнейшими предварительными условиями выступают наличие национальной идентичности и государственного единства, экономические факторы — уровень индустриализации, степень урбанизации, показатели грамотности, развитие средств массовой информации, определенные культурные условия, прежде всего распространение в обществе ценностей и ориентиров, способных противостоять патриархальным или коллективистским установкам и базирующихся на идеях личной свободы, индивидуализма, рационализма.

В хронологии демократического транзита формально выделяются три стадии: либерализация, демократизация и консолидация. На этапе либерализации происходит закрепление некоторых гражданских свобод без коренного преобразования режима, то есть сама политическая система еще остается недемократической, хотя ее контрольные механизмы работают все менее эффективно. Либерализация может проводиться как по инициативе верхов, так и под давлением низов. При этом конфликт в отношении выбора дальнейших путей развития общества постоянно обостряется, и с целью предотвращения его крайней эскалации главные элитные группировки, как правило, заключают формальное соглашение об основных правилах своего поведения — политический пакт.С этого момента начинается вторая стадия — стадия демократизации, содержанием которой является создание новой системы политических институтов. Для их запуска необходимо присоединение к пакту новых элитных групп и поддержка его максимально широкими общественными кругами. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность проведения первых, основополагающих, выборов, в ходе которых крайне важно поддерживать состязательность и представительность. Если это удается сделать, можно говорить о консолидации демократии.От успеха третьей стадии транзита — консолидации — зависит, станет ли переход к демократии временным или устойчивым. На этой стадии переходному обществу предстоит решить несколько ключевых проблем: а) проблемы перехода; б) контекстуальные проблемы; в) системные проблемы.

Проблемы перехода включают успешное становление новой избирательной системы, трансформацию законодательства, замену чиновников старого режима и так далее. Контекстуальные проблемы определяются самой природой переходящего к демократии общества и, следовательно, имеют резко выраженную специфику в каждой из стран. Среди них — бедность, инфляция, региональные конфликты. Наконец, системными проблемами выступают внутренние проблемы самой демократии. Современный политический режим в России напоминает ≪идеальный тип≫ делегативной демократии, имеющий вполне внятную социальную направленность. Это чрезмерно персонифицированная версия ≪управляемой демократии≫ (скорее ≪авторитарной демократии ≫), разнящейся с либеральными вариантами. В. Путин создал модель успешного рыночного авторитаризма. Институты российской политической системы при В.

Путине не очень заметно изменились, однако система власти стала более централизованной, а ресурсы сконцентрированы. Во-первых, произошла концентрация медиаресурсов. Из рук олигархов в руки власти перешли- все крупные общенациональные телеканалы, что позволило внятно формулировать и доводить до населения политические решения и тем самым обеспечить их народную поддержку. Была ограничена автономия региональных властей. В. Путин создал семь более крупных округов и поставил во главе их бывших генералов и офицеров КГБ. Была преобразована верхняя палата Федерального Собрания—Совет Федерации. Его состав стал формироваться по представлению президента: были выведены избранные губернаторы, вместо них президентом РФ стали вноситься кандитатуры глав исполнительной власти субъектов РФ, которые утверждались Законодательными собраниями регионов.

С февраля 2005 г. губернаторов стали назначать, а не избирать. Произошло также дальнейшее ослабление самостоятельности парламента. Ныне≪Единая Россия≫ и ее союзники контролируют две трети мест в парламенте. Правда, из публичной политики ушли либеральные партий ≪Яблоко≫ и СПС, что ослабляет ростки демократии, не формируя политической конкуренции. Однако режим ≪управляемой≫, или ≪суверенной≫, демократии успешно отвечал на вызовы времени. Мировые цены на энергоносители и сырьевые товары обеспечивают рост российской экономики в предвидимом будущем.

Форма российского государства (общая характеристика государственного строя в современной России).

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Глава IКонституции РФ закрепляет формы правления и государственного устройства, политический режим России. Так, согласно Конституции РФ, РФ – государство суверенное, демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское с республиканской формой правления.

Суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны и независимость её на международной арене. Носитель суверенитета – многонациональный народ РФ.

По форме государственного (политического) режима РФ–демократическое, правовое государство.

Демократическое государство – это государство, в котором единственным источником власти выступает народ, а отдельная личность, её права и свободы являются высшей ценностью. Признаки: верховенство (господство) права во всех областях жизни общества; приоритет прав и свобод личности; политическое многообразие (многопартийность); разделение властей.

Правовое государство – это форма организации и деятельности публично-политической власти, обеспечивающей свободы гражданского общества и автономию граждан. Признаки: связанность государства и его органов правом; разделение властей; верховенство конституции; реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность государства и личности; независимость суда.

По форме государственного (политико-территориального) устройства РФ–федеративноегосударство.

Федерация – это форма государственного устройства, в состав которого входят государственные образования – субъекты федерации, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов. Все они перечисляются в ст. 65 Конституции РФ: Республики – 21; Края – 9; Области – 46; Города федерального значения – 2; Автономная область – 1; Автономные округа – 4.

Принципы федеративного построения РФ:

— Государственная целостность;

— Единство системы государственной власти;

— Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти её субъектов;

— Принцип равноправия и самоопределения народов;

— Равноправие субъектов РФ.

По форме правления РФ–смешанная республика.

Определяющие признаки: выборность и сменяемость высших органов государства (президент, депутаты Гос. Думы).

С одной стороны имеет признаки президентской республики. Президент – центральная фигура во всём механизме государства. Он представляет государство внутри страны и за её пределами, обладает правом роспуска Гос. Думы, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых Федеральным собранием законов. Президент обладает законодательной инициативой, имеет широкие полномочия по формированию Правительства РФ и контролю за его работой (назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ).

С другой стороны имеет признаки парламентской республики. Не Президент, а Премьер-министр является главой правительства. Федеральное собрание может выразить вотум недоверия Правительству. Председатель Правительства назначается Президентом именно с согласия ГосДумы.

Социальное государство– государство, политика которого направлена на образование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство обязано: создать условия для обеспечения граждан работой; обеспечить гражданам прожиточный минимум; охранять наёмный труд; поддерживать развитие образования, здравоохранения, культуры и др.; проводить социально-ориентированную экономическую политику; проявлять заботу о семье, охранять материнство и детство.

По соотношению с церковью и религией РФ — светское государство.

Признаки: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной; признаётся свобода вероучений и атеизм; церковь отделена от государства, религиозные объединения не участвуют в формировании органов гос.

власти.

51. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции.

Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; в) ученый, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к пониманию права. Для идеалистическогохарактерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. В рамкахматериалистическогоподхода разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обеспеченность его принудительной силой государства.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования,— государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Естественно-правовые взглядыберут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.

Основные положения данной теории следующие: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, данная теория различает право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.

Позитивистская теория права(К. Бергбом; Г. В. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теорияоснована на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой: а) право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах); б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека.

Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Социологическая теория правазародилась в серединеXIXстолетия (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Статья 1 Конституции РФ провозгласила: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее.

Форма правления. Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных современному государству, республики и монархии, в стране действует республиканская форма правления, что означает выборность главы государства.

Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти РФ — Федерального Собрания, а также избрании главы государства — Президента РФ (ст. ст. 81, 96 Конституции). Необходимо отметить, что разработчики Конституции не определили вид республиканской формы правления. Если сравнить нынешнюю российскую форму правления с выше приведенными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская республика французского типа.

Форма государственного устройства. В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации, т.е. государственных образований, являющихся членами данного единого государства. Конституция закрепила следующие принципы федеративного устройства России: 1) суверенитет РФ; 2) верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; 3) целостность и неприкосновенность территории РФ; 4) равноправие субъектов РФ, в частности, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; 5) единство российского гражданства; 6) наличие у субъектов РФ собственной правовой системы (конституции и законодательства — у республик, устава и законодательства — у краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов); 7) единство системы государственной власти; 8) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации; 9) равноправие и самоопределение народов РФ.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект РФ является частью Федерации, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории РФ, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Указание в Конституции на то, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий, означает, что в РФ ее субъекты имеют право на принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их определение зависит от ряда факторов. Прежде всего, объем принадлежащих исключительно РФ предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность.

11. Функции государства: понятие и классификация

Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

Функции государства отличаются от функций органов государственной власти, которые специально созданы для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:

Отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;

4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.

В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:

Экономическая функция — направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;

Политическая функция — связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;

Социальная функция — согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 4

§1. Многообразие форм государства 4

§2. Политический режим как элемент формы государства 14

Глава 2. ФОРМы современного российского государства 17

§1. Форма государственного устройства современного российского государства 17

§2. Российская форма правления. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

литература 27

ВВЕДЕНИЕ

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Форма государства обычно рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Термин «устройство государства» в общей теории государства и права понимается в различных смыслах. Речь может идти об устройстве государства как о форме государства, об устройстве как о форме правления, об устройстве как административно-территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет об устройстве государства (организации государственной власти), но только в разных аспектах: политико-правовом, структурно-функциональном, административно-территориальном.

Государство — это структурированная организация, строящая свою деятельность на основе права.

Форма государства неразрывно связана с его сущностью. Однако последняя предопределяет форму государства не непосредственно, а через его содержание, обусловливаемое уровнем культуры, традициями, характером развития экономических отношений, внешнеполитическими отношениями, существующими в определенных исторических условиях. Форма государства — это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства — это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе.

Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

§1. Многообразие форм государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства. Все эти правоотношения, взятые вместе, образуют публичный правопорядок, который называется государственным устройством.

Форма государства рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима

Форма государства — это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.

Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались «законная монархия» — царская власть и «незаконная» — олигархия.

О многообразии форм государства говорил и Аристотель — ученик Платона и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы — тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Цицерон, например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть — монархию, власть оптиматов — аристократию, а также народную власть — демократию) и смешанную форму.

В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

В настоящее время в юридической и политологической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления).

Некоторые авторы, например, помимо названных элементов, выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент — отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая) . При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления.

На сегодняшний день конституция каждой страны четко закрепляет и регламентирует структуру, способы формирования и правовое положение высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 устанавливает, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что Россия по форме государственного устройства — федерация, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления — республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей. Государственный режим осуществляется демократическими методами управления и гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина. Некоторые важнейшие признаки Российской Федерации содержатся и в других статьях Конституции. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального (ст. 7) и светского (ст. 14) государства.

Государство — это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия — это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • главой государства является монарх;

  • власть монарха передается по наследству, или династически;

  • деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно.

Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства — монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти.

Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

Дуалистическая монархия — это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:

Добавить комментарий

Закрыть меню