Формы проявления психики

Формы проявления психики человека

Предмет общей и юридической психологии

Термин «психология» переводится с древнегреческого языка как «слово о душе». Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Предметом изучения психологии является психика, которая имеет сложное строение и содержание, неоднозначно понимаемое представителями психологической науки.

Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя также сферу неосознаваемого.

Сознание – высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку. Оно представляет собой единство всех форм познания человека его переживаний и отношений к тому, что он сознает. Ощущение, память и другие психические процессы, состояния и свойства человека – это различные проявления его сознания.

Психологическая наука развивается как постоянно разветвляющаяся система самостоятельных отраслей научного знания. Выделяются отрасли психологии: педагогическая, медицинская, юридическая, военная, дифференциальная, возрастная, социальная, психология личности и др.

Юридическая психология по своим целям и задачам является прикладной, практически ориентированной отраслью научного знания.

Предмет юридической психологии – психология людей в отношениях с системой права.

Обычно говорят о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета.

По форме существования все психические явления делятся на психические процессы (динамические проявления психики), психические состояния (особенности психических процессов, протекающих у личности в данный момент или за определенный отрезок времени) и психические свойства (закрепившиеся в психике человека психические явления)

Формы проявления психики человека

Процессы Состояния Свойства
Познавательные: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Эмоциональные: эмоции и чувства. Волевые: воля. Мотивационно-познавательные: желание, интерес, намерение, любопытство, понимание, удивление и т.д. Эмоциональные: эмоции и чувства (тревога, радость и т.д.); интегративные эмоциональные состояния (настроение, аффект, страсть, стресс, фрустрация). Состояния саморегуляции поведения: внимательность, произвольность, волевые состояния (ответственность, дисциплинированность, настойчивость, упорство и т.д.). Темперамент. Способности. Характер. Направленность.

К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, личность, норма, статус, роль, ценность, установка, общность (группа), стратификация, стереотип, конфликт, традиции, ритуалы. Они классифицируются по различным основаниям. По содержанию они бывают нормальными и деформированными. Критерием нормальных выступает их позитивное, стабилизирующее влияние на состояние политики, экономики и общества. Критерий деформации – в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. В зависимости от субъекта они делятся на межличностные, групповые, межгрупповые, массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые явления. По степени устойчивости они подразделяются на динамичные, динамико-статичные и статичные.

В качестве основного механизма возникновения социально-психоло­гических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и т.д.

Также к универсальным механизмам социально-психологических явлений относят: подражание – следование какому-либо примеру, образу; внушение – процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания; заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивидуума к другому; убеждение – метод воздействия на сознание личности; идентификация – процесс объединения или, точнее, отождествления.

Все психологические явления оказывают заметное влияние на решение вопросов укрепления законности и правопорядка. От того, как юридические органы считаются с ними, понимают их и умеют влиять на них, во многом зависит успех.

Целью обучения юридической психологии является теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в условиях правовых отношений. Оно направлено не только на овладение способами преобразования поведения и образа мыслей других людей, но и на умение преобразовывать себя.

Выделяются следующие задачи юридической психологии:

1) разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно-трудового, семейного законодательств;

2) психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации;

3) исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям;

4) изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений;

5) совместное с криминологами изучение личности тех, кто совершает преступления;

6) изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей негативного характера, групповой и организованной преступности, круговой поруки и т.п., влияния этих явлений на личность, поведение людей;

7) исследование проблем правового сознания в нашем обществе;

8) дальнейшее развитие института судебно-психологической (комплексной психолого-психиатрической) экспертизы, расширение ее возможностей, разработка новых направлений ее исследований;

9) совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране.

Психические явления: процессы, свойства, состояния.

Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.

Психические процессы — это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография.

Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.

Выделяют три класса психических процессов:
— познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение);
— эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);
— коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:
— уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
— уровню интенсивности (активационные);
— уровню психофизиологического ресурса (тонические);
— уровню психического напряжения (тензионные);
— продолжительности состояния (временные);
— знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).

Психические свойства личности — это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.


Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.

Понятие восприятия. Классификация видов восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения. Примеры.

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
Классификация: 1) по органам чувств: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное;2) по форме существования материи: восприятие пространства, времени, движения.

Иллюзия восприятия – искажённое восприятие реальности предметов. Зрительная причина: 1)прошлый опыт человека 2) функциональная составляющая анализатора 3)психоэмоциональная составляющая человека 4)изменение условий восприятия. Примеры: 1)иллюзия стрелы 2)ваза и два профиля .

Психические явления: процессы, свойства, состояния.

Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.


Психические процессы — это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.

Выделяют три класса психических процессов:
— познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение);
— эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);
— коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:
— уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
— уровню интенсивности (активационные);
— уровню психофизиологического ресурса (тонические);
— уровню психического напряжения (тензионные);
— продолжительности состояния (временные);
— знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).

Психические свойства личности — это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.

Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.

Психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

Научная трактовка психики сводится к следующим основным положениям:

1) Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных, организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась их психика, пройдя 2 этапа: инстинкты и индивидуальное научение.

2) Психика человека, сознание – высший этап её развития; возникновение которой обеспечено трудовой деятельностью человека при их коллективном общении.

3) Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа — в регулируемое им действие.

4) Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, так как обусловлена социокультурными факторами.

5) Психические явления имеют чёткую структуру и системную организацию.

2. Мозг и психика.

Структура психики и её функции

Психика человека – социально обусловленный феномен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом. Взаимоотношение психики и физиологических процессов – взаимоотношение идеального и материального.

Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности. Специфика работы человеческого мозга состоит в особом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике. Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является ее основным признаком.

Психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психика не только многоуровнева, но и многомерна, то есть у нее множество свойств и функций. Психические функциональные системы могут выстраиваться в иерархию по различным основаниям. А система характеризуется: структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием и системными свойствами.

Психика как система также обладает определенной организацией. В ней выделяются психические процессы, психические состоянияипсихические свойства. Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на: экзопсихику, эндопсихикуи интро-психику. Экзопсихика– это та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к организму реальность. Эндопсихика– это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. Интропсихика– это часть психической реальности, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.

По У. Джемсу главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека. А.Я. Пономареввыделяет две функции психики по отношению к внешнему миру: 1) творчество(создание новой реальности); 2) адаптация(приспособление к реальности). Антитезой творчества является разрушение – уничтожение созданной другими людьми реальности (культуры). Антитезой адаптации является дезадаптация в ее различных формах (неврозы, наркомания, преступное поведение и т. д.).

Б. Ф. Ломов по отношению к поведению и деятельности человека и других людей выделяет три основные функции психики: познавательную(когнитивную), регулятивную(регуляция поведения и деятельности) и коммуникативную(обеспечивает передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми).

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федерально государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Оценка работы

(подпись, дата)

Преподаватель

(курс, специальность, группа)

Преподаватель

Студент

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Введение. 2

Понятие «психика человека». 2

Структура психики человека. 3

Психические процессы человека. 3

Основные состояния психики человека. 14

Основные характеристики человеческой личности. 16

Заключение. 22

Список литературы. 23

Приложение. 24

Введение.

Тема данной работы » Основные формы проявления психики человека» является важным звеном при изучении психологии человека в рамках дисциплины «Психология и педагогика».

Безусловно, данная тема актуальна. В нашем мире необходимо владеть знаниями о психики человека, ведь порой, именно они помогают нам сориентироваться в той или иной жизненной ситуации. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Очень важно, чтобы человек оставался психически здоровым. Но как это сделать, находясь, порой, в невыносимых условиях? В данной работе мне хотелось бы разобраться в таком понятии как стресс. По возможности перечислить основные методы борьбы с данным явлением и упомянуть о критериях психического здоровья человека.

Цель работы: изучить формы проявления психики человек

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    • Разобрать понятие психики человека
    • Определить составляющие психики человека и дать описание каждой из них;

Психические процессы человека.

Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века4.

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс. Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки5.

Психические процессы делят на:

    • Ощущение
    • Восприятие
    • Внимание
    • Мышление
    • Память
    • Речь
    • Воображение

Ниже я изложу характеристику каждого их этих процессов. Стоит начать с ощущения. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Как мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действительности, нужно, чтобы

мы его прочувствовали, ощутили все его свойства. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. В данной работе указана наиболее распространенная классификация ощущений И. Шеррингтона6:

1) экстерорецептивные – возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные – сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль);

3) проприорецептивные – расположены в мышцах и сухожилиях.

Общую массу экстерорецептивных ощущений И. Шеррингтон позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, прикосновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые; и особенно зрительные системы рецепторов.

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятие. К основным качествам восприятия относят следующие: 1) восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Фактор аперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время.

Факты о восприятии человеком окружающей стреды:

За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.7

Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и позволит нам «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него восприятие невозможно8.

Объекты внимания:

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нем. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в нее. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.

Функции внимания:

  • обнаружение сигнала
  • бдительность
  • поиск
  • избирательное внимание
  • распределенное внимание

Виды внимания:

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное).

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

    • Неожиданность раздражителя.
    • Относительная сила раздражителя.
    • Новизна раздражителя.
    • Движущиеся предметы.
    • Контрастность предметов или явлений.
    • Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание.

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или послепроизвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Послепроизвольное внимание.

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).9

Формы внимания:

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

  1. внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;
  2. внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;
  3. моторное (двигательное) внимание;

Добавить комментарий

Закрыть меню