Формы физического воспитания

Формы организации физического воспитания в школе

Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Содержание и структура урока включают:

учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания);

организационно-управленческую и контролирующую деятельность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов);

учебно-познавательную деятельность учеников, результат которой является главным критерием оценки качества проведения уроков.

Урок физической культуры состоит из трех частей:

· Вводно-подготовительная часть (5—12 мин). Цель — организация класса, сообщение цели, задач урока, подготовка организма к решению задач основной части урока. Используются строевые упражнения на месте и в движении, различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты.

· Основная часть (30—35 мин). Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется комплексной программой.

· Заключительная часть (3—5 мин). Цель — приведение организма в оптимальное, для последующей деятельности, состояние. Задачи и содержание применяемых средств направлены на снижение физиологического возбуждения, регулирование эмоционального состояния. Включаются малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на внимание, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания.

Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение общей и моторной плотности урока (формулы расчета показателей ОП и МП представлены в гл. 5, с.66).

Классификация уроков физической культуры. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической культуры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок обладает несколькими характерными признаками.

С учетом основной направленности:

урок общей физической подготовки — организуется с людьми любого возраста от детского сада до групп ОФП для взрослых и характерен разнообразием учебного материала, умеренными физическими нагрузками;

спортивно-тренировочные уроки типичны для занятий избранным видом спорта (легкая атлетика, гимнастика и т.д.) и требуют специфической методики проведения;

урок профессионально-прикладной физической подготовки проводится для обучения прикладным двигательным действиям и воспитания способностей, адекватных содержанию профессионального труда;

урок лечебной физической культуры применяется при каких-либо заболеваниях, включает специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на пострадавший орган и весь организм больного.

По характеру учебной работы выделяют:

урок освоения нового материала, характеризуемый относительно малой моторной плотностью, вследствие большой траты времени на объяснение, демонстрацию, исправление первых грубых ошибок в движениях;

в уроках совершенствования и закрепления учебного материала моторная плотность возрастает до максимальных величин;

контрольные уроки проходят обычно по типу соревнований (проверка знаний, умений, навыков, уровня физической подготовленности);

урок смешанного типа наиболее характерен дляфизического воспитания, поскольку совмещает в одном занятии изучение нового материала, совершенствование и проверку ранее освоенного.

По признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений выделяют уроки гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и др., а также комплексные уроки (сочетающие гимнастику и легкую атлетику, гимнастику и игры и др.).

В младших классах уроков смешанного типа 60—90%, в старших классах — только 9—10%. Одноцелевых уроков в младших классах 17—40%, а в старших — до 80—90%.

В младших классах противопоказан однообразный учебный материал, так как он не обеспечивает повышенную эмоциональность, высокую эффективность, дети быстро утомляются. В младших классах до 90% уроков могут содержать в себе одновременно 2—4 вида учебного материала программы.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают гимнастику до учебных занятий, физкультминуты, физические упражнения на удлиненной перемене. Они используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значение их повышается с увеличением интенсификации учебного процесса.

Гимнастика до учебных занятий проводится ежедневно перед первым уроком каждой смены. Она способствует организации учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учащихся, сокращает время врабатывания. Комплекс включает 5—8 упражнений, которые меняются через 2—3 недели.

Физкультурные минутки включают 3—5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2—3 мин) или урока труда (5—7 мин). Первые упражнения даются преимущественно для мышц шеи, спины и плечевого пояса, далее — для мышц туловища и ног. Физкультминутка позволяет снять утомление, активизировать внимание учащихся. Физиологический механизм физкультминутки аналогичен активному отдыху. Она проводится, когда появляются признаки утомления учащихся, обычно через 20—30 мин после начала урока. Особое внимание физкультминутке необходимо уделять во второй половине дня и недели.

Физические упражнения на удлиненных переменах проводятся преимущественно на открытых площадках (в это время в классе проводят проветривание).

Цель этого оздоровительного мероприятия — организация отдыха учащихся в процессе учебного дня для повышения работоспособности и снятия утомления. Могут быть использованы подвижные игры, простейшие игры-соревнования (прыжки в длину с места, метания в цель и т.п.), упражнения игрового характера с мячами, скакалками.

Внеклассные формы занятий физическими упражнениями — этот система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время. Они способствуют более полному и качественному решению задач физического воспитания, содействуют проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом физических упражнений.

Отличительные особенности — добровольное начало. Мероприятия проводятся на основе широкой активности занимающихся при контроле и руководстве их деятельностью со стороны членов педагогического коллектива и родителей. Внеклассные занятия физическими упражнениями организуются в двух формах — групповые занятия и массовые физкультурные мероприятия.

Групповые занятия проводятся по твердому расписанию с относительно постоянным составом занимающихся (кружок физической культуры, секции ОФП, спортивные секции по видам спорта).

Кружок физической культуры организуется для учащихся младших классов группой 20—30 человек. Занятия проводятся 1—2 раза в неделю по 45 минут. Основное внимание уделяется формированию правильной осанки и навыков выполнения основных движений. Материал заимствуется в основном из школьной программы и проводится преимущественно в игровой форме.

Секции ОФП являются переходной ступенью к занятиям спортом. Группы организуются по 20—25 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 45—60 минут. Направленность занятий — повышение уровня общей физической подготовленности школьников.

Спортивные секции организуются предпочтительнопо видам спорта, не требующих сложного оборудования (легкая атлетика, спортивные игры, туризм). К занятиям в спортивных секциях допускаются школьники, относящиеся к основной медицинской группе.

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, чаще всего традиционные, носят эпизодический характер, в них участвует неоднородный контингент, охватывается или вся школа, или часть классов, или один класс (туристические походы, соревнования, праздники физической культуры). Главный признак — простота условий участия, доступность содержания каждому учащемуся школы.

Туристические походы способствуют разностороннему воспитанию физических качеств, закаливанию, формированию прикладных навыков.

Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения (пешие и лыжные походы).

Туристические походы делятся на самодеятельные и плановые. Самодеятельные путешествия организуются и проводятся отдельными группами туристов или учебных заведений. Этот вид путешествий отвечает целям и задачам туристической работы в школе. Плановый туризм — это путешествие по путевкам по заранее разработанному маршруту под руководством опытного инструктора.

Соревнования в школе могут проводиться внутри класса (кружка физической культуры, секции ОФП или спортивной секции), между классами одной параллели, между различными классами (гандикап) и по виду могут быть личные, командные и лично-командные.

Соревнования наиболее эффективны при соблюдении следующих условий:

своевременное ознакомление учащихся с положением о соревновании;

простота организации соревнований и системы зачета;

красочное оформление и подготовка мест соревнований;

быстротечность соревнований и квалифицированное судейство;

соблюдение санитарно-врачебных требований.

Праздник физической культуры — массовое зрелищное мероприятие показательного и развлекательного характера, чаще всего приуроченное к какому-нибудь событию. В программе праздника необходимо предусмотреть торжественное открытие и закрытие, показательные выступления спортсменов, массовые соревнования, конкурсы, аттракционы, подвижные игры, награждение физкультурного актива и победителей соревнований. Общую продолжительность целесообразно планировать в пределах 1,5—2 часов.

Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников

Физическое воспитание учащихся в школе осуществляется в форме: обязательной учебной дисциплины «Физическая культура»; в режиме учебного дня; в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Урок физической культуры (по учебной дисциплине «Физическая культура») является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях.

Уроки физической культуры (учебная работа), внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся — формированию физической культуры личности.

Физическую культуру личности характеризуют:

> мотивация физкультурных или спортивных занятий;

> необходимые для занятий знания, двигательные умения и навыки;

> разносторонняя физическая подготовленность;

> активное участие в физкультурной деятельности.

В результате осуществления этой деятельности необходимо добиться самостоятельной двигательной активности в режиме учебного дня и свободного времени, что должно обеспечить биологическую потребность учащегося в движениях.

В типовой программе (см. список литературы) изложено содержание учебных занятий и мероприятий в режиме учебного дня.

Содержание учебных занятий для основной и подготовительных медицинских групп изложено в разделе «Уроки физической культуры».

Оно включает в себя базовый и вариативный компоненты.

К базовому компоненту относится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений; двигательных умений и навыков; развития физических качеств.

Школа, независимо от ее типа и формы собственности должна обеспечить условия для освоения базового компонента всеми учащимися с учетом состояния их здоровья и других индивидуальных особенностей (недостаточное физическое развитие, избыточная масса тела, недостаточная физическая подготовленность).

Вариативный компонент — включает материал по развитию физических качеств, а так же примерные домашние задания, что облегчает дифференцированный подход к решению задач физического воспитания.

Конкретное содержание используемого вариативного компонента в каждом классе определяет учитель, проводящий урок физической культуры с учетом:

> материально-технической базы;

> своих творческих возможностей;

> состояния здоровья, физической подготовленности учащихся;

> интересов занимающихся;

Для допуска к занятиям физической культурой все учащиеся проходят врачебное обследование не реже одного раза в год.

По результатам обследования они подразделяются на медицинские группы:

> основная — занимаются по учебной программе в полном объеме, а так же в одной спортивной секции.

> подготовительная — занимаются по учебной программе с учетом их индивидуальных особенностей и рекомендаций врача; им так же

рекомендуются дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности.

> специальная медицинская группа — занятия проводятся по специальным программам, согласованным с Министерством образования РБ и учителями, прошедшими специальную подготовку.

В соответствии с Законом РБ «О физической культуре и спорте» занятия по физической культуре проводятся не менее 3-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другими видами учебной или неучебной деятельности является нарушением Закона.

Билет 17.

Физическое воспитание взрослых

значение и условия физического воспитания зрослого населения

основные факторы, определяющие особенности физического воспитания

■взрослых

ШшШшш

1|1§1 ■Специфика задач, форм организации, средств и методов физического воспитания различных контингентов взрослого населения обусловлена как возрастными особенностями их, так и социальными факторами.

Людей в возрасте старше 18 лет с некоторой условностью можно подразделить на следующие возрастные группы: 19—28 лет — молодежный возраст; 29—39 лет (мужчины) и 29—34 года (женщины) — зрелый возраст (первый период); 40—60 лет (мужчины) и 35—55 лет (женщины) — зрелый возраст (второй период); 61— 74 года (мужчины) и 56—74 года (женщины) — пожилой возраст; 75—90 лет (мужчины и женщины)—с тарший возраст; 91 год и старше (мужчины и женщины) — долгожители. Такая группировка несколько схематична, так как процесс возрастных изменений в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей организма и условий жизни. Установить у взрослых границы возрастных изменений с такой же определенностью, как в детском и юношеском возрасте, не представляется возможным. И все же указанное деление на возрастные группы не лишено оснований.

Примерно в течение первой трети жизни человека (до 25—30 лет) происходит поступательное развитие организма, а затем этот процесс постепенно замедляется, приспособление систем и органов к новым условиям существования затрудняется. В возрасте 18—20 лет в основном заканчивается возрастное созревание важнейших органов и систем организма, происходит почти полное окостенение скелета, замедляется рост тела в длину и усиливается в ширину, увеличивается вес тела, происходит силовое развитие мышц, создаются благоприятные условия для проявления силы и выносливости. Организм человека приобретает высокую работоспособность. Его биологические возможности позволяют заниматься всеми видами спорта. В этом возрасте добиваются выдающихся результатов в видах спорта, характеризующихся демонстрацией искусства движений (фигурное катание на коньках, художественная и спортивная гимнастика), а

также в плавании и в скоростных видах спорта. В упражнениях, требующих проявления значительной силы и выносливости, наиболее высоких результатов добиваются в возрасте 25—30 лет и старше. В целом можно, считать, что для больших достижений в абсолютном большинстве видов спорта особенно благоприятен возраст от 21 до 30 лет. Ясно при этом, что возможность достижения высоких результатов в том или ином виде спорта зависит от присущих ему особенностей двигательной деятельности, индивидуальных особенностей спортсмена, условий его жизни, методики тренировки. При прочих равных условиях наилучших результатов добиваются те, кто систематически занимался физическими упражнениями с детского возраста.

Примерно в 31—40 лет отмечается стабилизация функциональных возможностей организма, а после 40 лет их постепенное уменьшение.

У людей, не занимающихся физическими упражнениями, быстрее нарастает процесс инволюции, чем у спортсменов, ухудшаются двигательные фукции , изменяются показатели физического развития. При нарушении нормального образа жизни, заболеваниях и относительной малоподвижности (гипокинезии) эти возрастные изменения могут наступить еще раньше. Однако подавляющее большинство возрастных отклонений в той или иной мере поддаются коррекции. В принципе можно управлять процессом возрастной инволюции, замедляя регресс организма. Одним из наиболее эффективных факторов жизнедеятельности организма в течение всей жизни человека является, как уже говорилось, физическая культура.

На содержание и формы физического воспитания взрослых существенно влияют особенности выполняемых ими социальных функций и условия быта. В возрасте 18—30 лет люди вступают на самостоятельный путь жизни, приобретают профессии в средних специальных, высших и других учебных заведениях, приступают к трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях, в сельском хозяйстве; многие учатся в вечерних и заочных учебных заведениях, совмещая учебу с работой; юноши проходят службу в Советской Армии.

В этом возрасте формируются профессиональные интересы, складывается семейная жизнь. Именно в этот период наиболее ярко раскрывается один из принципов советской системы физического воспитания — принцип ее связи с трудовой и военной практикой. Физическое воспитание для обучающихся в учебных заведениях и проходящих службу в армии является обязательным и осуществляется на основе государственных учебных планов, программ и наставлений, приобретая четко выраженную профессионально и военно-прикладную направленность.

Люди зрелого и пожилого возраста — основной контингент, занятый в производственном труде. Обладая большим запасом знаний, ценным производственным и жизненным опытом, они представляют для общества

огромную ценность. Мужчины в возрасте до 50—55 лет состоят в запасе Советской Армии. Физическое воспитание этих людей должно обеспечивать высокий уровень их общей, а при необходимости и специальной физической подготовленности к выполнению трудовых функций наряду с профилактикой неблагоприятных возрастных изменений в организме и возможных профессиональных заболеваний. В этом возрасте продолжается всесторонняя физическая подготовка и усиливается профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическое воспитание людей, перешедших на пенсионное обеспечение (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), приобретает главным образом оздоровительно-профилактический характер, а в случае заболеваний — лечебный характер.

Физическое воспитание трудящихся имеет, кроме всего прочего, серьезное экономическое значение. По данным массовых социологических исследований (ВНИИФКа , ЛНИИФКа и др.), производительность труда у физкультурников, как правило, выше, чем у не занимающихся физической культурой. Воздействие физической культуры на экономику производства проявляется, однако, не только в росте производительности труда, но и в снижении травматизма и числа заболеваний среди рабочих. Статистические данные показывают, что у физкультурников благодаря повышенной сопротивляемости организма заболеваниям в несколько раз сокращаются потери рабочего времени из-за болезни. Экономический эффект повышения производительности труда и снижения заболеваемости в результате внедрения физической культуры на производстве и в быт трудящихся выражается в увеличении годового объема продукции до 7—8 и более процентов.

Физическая культура все в большей мере становится органической частью рациональной организации труда и все полнее входит в быт трудящихся. Это, как следует из сказанного, обусловлено фундаментальными потребностями общества и в то же время личностными потребностями людей в здоровье, гармоническом развитии, творческом долголетии.

В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упраж­нениями.

1. Урок физической культуры. Основной формой занятий фи­
зическими упражнениями в школе является урок физической
культуры. По сравнению с другими формами физического вос­
питания урок физической культуры имеет ряд преимущества,
так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систе­
матических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной
программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возра-
стно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому
совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двига­
тельных способностей, спортивных результатов, распределения
на медицинские группы и т.д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40—45 мин каждый. Их основное содержание — двигательная деятельность.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного
дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероп­
риятий решаются следующие задачи: активизация двигательного
режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры
в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уров­
ня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоро­
вья и совершенствование культуры движений; содействие улучше­
нию физического развития и двигательной подготовленности уча­
щихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической
культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям отно­
сят несколько разновидностей (форм) занятий.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель — способство­вать организованному началу учебного дня, улучшению самочув­ствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий — это комплексы из 7—9 физических упражнений динамического характера, воз­действующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6—7 мин (в младших классах — не более 5—6 мин). Ком­плексы упражнений обновляются через 2—3 недели, т.е. 2—3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом возду-

хе, а при неблагоприятной погоде — в помещении (в проветрен­ных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в дан­ном классе.

Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Их цель — снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физи­ческой работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультми­нутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3—5 упражнений (потя­гивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полу­приседы и приседы с различными движениями руками), повто­ряемых по 4—6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1—2 мин.

В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являют­ся хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебно­го дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготов­ленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и обо­рудования. Как правило, во всех играх дети участвуют доброволь­но, по желанию.

Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повы­шение уровня физической и умственной работоспособности; под­держание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспи­тание привычки самостоятельно заниматься физическими упраж­нениями.

Физкультурные занятия в группах продленного дня проводят­ся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подго­товленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть — подготовительная (10—15 мин). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть — основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия).

Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а

также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физи­ческие упражнения). Третья часть — заключительная (5—7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсив­ные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической на­грузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организа­ция физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.

3. Внеклассные формы организации занятий.К внеклассным фор­мам физического воспитания школьников относятся: 1) спортив­ные секции по видам спорта; 2) секции общей физической под­готовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) празд­ники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содейство­вать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой ос­нове выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, ак­тивный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

Добавить комментарий

Закрыть меню