Формирование толерантности у подростков

Толерантность подростков


Вернуться назад на Толерантность
Сегодня проблема толерантности является одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых во всем мире. «Толерантность (от лат. “tolerantia” – терпимость) – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.).
Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие». Толерантность, как основа культуры общения, на сегодняшний момент является необходимым условием взаимопонимания и единения внутри общества с различными культурными традициями, религиозными и политическими убеждениями.
Вопрос толерантности привлекает большое внимание не только на международном, но и на государственном уровне, поскольку Россия – это многонациональное государство с разнообразным этническим и религиозным составом населения. Современное состояние общества нередко характеризуется как нестабильное: в ряде регионов страны существует межэтническая напряженность, проявляющаяся в повышении уровня агрессии, этнической и религиозной нетерпимости.
В таких условиях особое внимание стоит уделять воспитанию толерантности в подростковом возрасте, поскольку в этот период жизни процессы личностного формирования и адаптации в социуме протекают наиболее активно.
«Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе».
По словам Г.У. Солдатовой, «…подростковый возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов».
Значительную роль в воспитании толерантности у подростков играет педагог, который должен владеть культурой межнационального общения, придерживаться гуманистических норм межличностного взаимодействия, учитывать особенности и культурные традиции того региона, в котором протекает образовательный процесс.
М. И. Рожков, Л. В. Байбородова и М. А. Ковальчук утверждают, что успешное воспитание толерантности зависит от реализации в педагогической деятельности ряда принципов, наиболее важными из которых являются следующие. «Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.

Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме.
Принцип индивидуальности предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации, самораскрытия. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах. Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности».

По мнению А. А. Погодиной, стратегия формирования толерантности выглядит следующим образом:
• создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию убеждений и взглядов, навыков толерантного поведения в микросреде – семье, в учебном заведении, на рабочем месте и т.д.;
• способствование реализации идей привития детям и юным гражданам полинационального государства, открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в различных сферах;
• распространение позитивного подхода к этническим вопросам и предотвращение проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии и др. через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов.
Таким образом, толерантность, выступающая в качестве активной нравственной позиции, а также психологической готовности к терпимости и взаимопониманию между этническими и социальными группами, для мирного и конструктивного взаимодействия с людьми различной социальной, культурной, религиозной или национальной принадлежности, является основополагающим фактором формирования личности в подростковом возрасте. Основная задача педагога в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности учащихся, готовности к открытому диалогу, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения индивидуума, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим.

Политическое поведение
Политические факторы
Политический процесс
Политический уровень
Политическое общество
Политическое сознание
Политическое участие


Назад | | Вверх

Размещено на http://www.allbest.ru/

Формирование толерантности среди подростков и молодёжи

Солдатова Светлана Юрьевна

МБОУ «Ливенская средняя общеобразовательная школа №1» Красногвардейского района Белгородской области

педагог-психолог

Аннотация

толерантность уважение подросток поступок

Тема толерантности — способности благожелательно, без раздражения и ненависти относиться к внешнему виду, поступкам и мнениям другого человека — становится все более актуальной и в школьной среде. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных путей развития толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя людей. Применение педагогом-психологом интерактивных форм работы позволяет развивать толерантность подростков и молодёжи.

Ключевые слова: психодрама, ролевая игра, толерантность, тренинг, условия формирования толерантности в деятельности школьного педагога-психолога

Рубрика: Психология

Мы живём в эпоху глобализации. Сложные процессы, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных культур. Миграция населения привела к тому, что многие образовательные учреждения становятся микрокосмом культурного многообразия. Когда взаимопроникновение принимает всё большие масштабы вопрос о формировании толерантности стоит достаточно остро. Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Формирование толерантности в качестве ценностной и мировоззренческой установки у школьников становится актуальной задачей системы современного образования.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности .

Толерантность — это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром .

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения.

Другим фактором формирования толерантной личности считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе, делают их более позитивными и адекватными.

Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующимся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному разрешению конфликтных ситуаций путем переговоров.

Сензитивным к воспитанию толерантности является подростковый возраст . Именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире Мышление подростка ещё впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из неё.

Формированию толерантности в этом возрасте способствуют: интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по многим волнующим взрослых проблемам, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности.

При этом препятствовать формированию толерантности могут повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм некоторых школьников как следствие не разрешаемых вовремя противоречий — между потребностью подростка в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных условий для этого.

У подростков при ещё слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу).

Поэтому процесс формирования толерантности требует создания специальных психолого-педагогических условий.

В основной школе при обучении толерантности выбор необходимо отдавать комплексу познавательных и практических заданий, которые опираются на интересы и жизненный опыт учащихся. Привитие толерантности предполагает освоение норм и ценностей, составляющих само понятие толерантность.Здесь происходит переход от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию, осознание нравственных основ толерантности, ее исторических корней, связи с традициями, особенностями жизни народа.

Основываясь на том, что для учащихся старшей школы характерен переход к рационально-логическому восприятию мира, целесообразнее использовать исследовательский метод и деятельностную практику. В этот период учащиеся способны вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявлять различия между культурами, понимать причинную обусловленность этих различий.

Формирование принципов толерантностив подростковом и юношеском возрасте наиболее возможно через применение интерактивных форм работы.

Психологический тренинг — это личностный тренинг, который проводится психологом, с использованием психологических категорий, целью которого является формирование умений, навыков, установок, развитие и коррекцию системы отношения личности .

Достаточно широко и успешно для формирования толерантности применяется тренинг общения. Это вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Тренинг помогает учащимся:

а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;

б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;

в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;

г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Групповой тренинг представляет более высокий уровень социально-психологической подготовки, специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе.

Тренинг может включать три блока. Первый блок- “Понятие толерантности”. Второй блок — “Толерантность по отношению к себе и к участникам группы” — в этом блоке на занятиях происходит развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; формирование позитивного отношения к своему народу; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы. Третий блок — “Толерантность по отношению к другим” — направлен на обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Однако главная задача тренинга — не просто научить подростка толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество его личности, которое можно обозначить как активная толерантность индивида. Её формула: понимание плюс сотрудничество, плюс дух партнёрства.

Развития толерантности возможно с применением технологии ролевой игры, с помощью которой учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведением. Её можно применять старших классах. Направленность на развитие этнической толерантности осуществляет за счёт подбора содержания. Учащиеся делятся на две группы, участники которых говорят не только на разных языках, но имеют много различий в поведении, жестах, традициях, устоях, или это будут люди с ограниченными возможностями здоровья, которые затрудняют общение друг с другом. Игра позволяет участникам:

приобрести практический опыт пребывания в иной группе, этногруппе;

проанализировать свои стереотипы;

критически оценить уровень своей толерантности.

Для формирования толерантности применяют и психодраму. Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна для подростков; так как в игре они воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное — допускается «проигрывание» конфликтных ситуаций.

Такие формы работы позволят развивать процесс становления толерантности. Кто-то из школьников может стать более терпимым к «странностям» других, научиться видеть и признавать наличие других взглядов на мир, кто-то будет симпатизировать им, пытаться понять, а кто-то сможет не только удерживать их в своем сознании, но при необходимости и учитывать в общении и деятельности.

Толерантность укореняется в школе, формируется отношение к ней как к важнейшей ценности общества. Современные школьники становятся открытыми к восприятию других культур, способны ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Библиографический список

Декларация прав человека и гражданина// Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА- М., 2008.

Солдатова Г.М. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. — 2003. — № 3 . С. 60-78.

Подросток в контексте воспитания толерантной личности // Теоретические исследования в 2001 году: Материалы научно-практической конференции / Под ред. В.А. Мясникова. — М., ИТОП РАО, 2002. — с. 249-257.

Гончукова, Авидон — Тренинги формирования команды, — Изд.: Речь, 2008. — 280 с.

Размещено на Allbest.ru

Введение

Толерантность – новое понятие, требующее большой работы для того, чтобы стать обязательным условием поведенческих установок молодежи. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности или ущемлению собственных интересов. В первую очередь, толерантность предполагает взаимность и является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути «инакости», отличности от других.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Предмет исследования: формирование толерантности старшего школьника.

Цель исследования: выделить пути и обосновать необходимость формирования толерантности у старших школьников.

Задачи исследования:

    • рассмотреть понятие и принципы толерантности;
    • охарактеризовать уровни развития толерантности в образовании;
    • определить значение учителя в воспитании толерантности;
    • рассмотреть методику воспитания толерантности в школе.

Гипотеза исследования строится на предположениях:

-о значительном социально-педагогическом потенциале общества как фактора социализации и средства воспитания толерантности, механизмами

реализации которого в процессе взаимодействия с личностью являются идентификация старшего школьника с окружающими его людьми обогащающие его опытом жизни людей, непохожих на него.

-о том, что содержание воспитания толерантности как интегративного личностного качества должно отражать ее структурные компоненты (образовательный, ценностно-нормативный, эмоциональный, поведенческий), обеспечивая, таким образом, их развитие.

-об условиях, способствующих эффективности реализации возможностей педагогического воздействия как средства воспитания толерантности у старших школьников.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии, психологии и педагогики о взаимосвязи и взаимозависимости явлений социальной действительности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии индивида; о единстве сознания и деятельности; о личности как субъекте деятельности и общения; о социальной среде и различных институтах общества как факторах социализации.

Методами исследования являются: анализ, синтез, анализ литературы посвященной теме толерантности, анализ применения идей воспитания толерантности у старших школьников на практике.

1.1. Понятие толерантности

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции.

Толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми.

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений? Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.

1.2. Принципы толерантности

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО – толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Психологический уровень

а) добровольный индивидуальный выбор;
б) приобретается через воспитательную информацию;
в) личный жизненный опыт.

Политический уровень

а) активная позиция намеренного невмешательства;
б) добровольное согласие на взаимную терпимость разных и
противодействующих в несогласии субъектов.

Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

2.1. Уровни развития толерантности в образовании

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

    • Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.
    • Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры.

    • Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий.

    • Cтановление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные черты и отличия:

1. Знание самого себя.
Толерантные люди

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди.

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность.
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении.
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).
5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
6. Чувство юмора.
Толерантный человек способен посмеяться над собой. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
7. Авторитаризм
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Курсовая работа

по теме:

Способы формирование толерантности у подростков

Введение.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе. Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей

Объект исследования — дети подросткового возраста (13 -15 лет).

Соответственно предметом нашей работы мы считаем определение способов формирования толерантности в подростковом возрасте

Гипотеза: 1. формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через игру;

2. формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через дискуссии.

В ходе нашей работы мы собираемся решить следующие задачи:

1. раскрыть подходы к пониманию толерантности и путей ее формирования;

2. создать эффективный тренинг формирования толерантного поведения для подросткового возраста;

3. поиск способов диагностики толерантности.

Для решения данных задач мы используем следующие исследовательские методы: анализ литературы, наблюдение, тестирование, опрос, тренинговые упражнения.

Структура нашей работы выглядит следующим образом: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у подростков как фактора предупреждения конфликтов.

1.1. Проблема толерантности и путей ее формирования.

Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert, а также некоторые университеты. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему — интолерантности.

Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность — это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение. «

В России проблема толерантности также очень молода, однако ее появление на наш взгляд связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так Щеколдина С. Д. опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов.

Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира:

— tolerance (англ.) — готовность быть терпимым, снисходительным;

— to tolerance (англ.) — быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

— tolerance (фр.) — убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

— tolerencia (исп.) — способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

— kuan rong (кит.) — принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

— tasamul’ (араб.) — снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

— толерантность, терпимость (рус.) — умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо. «

Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская — снисходительность, китайское — великодушие, русское — умение терпеть.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В соответствии с вышесказанным есть необходимость конкретизировать качества толерантной личности. Это даст возможность для лучшей диагностики и составлению тренинга толерантности. Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:

— «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше — на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

— потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

— меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

— способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

— предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);

— знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

— ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

— защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться) «.

Щеколдина также выделяет критерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения), эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).

Выделяется несколько уровней толерантности:

1. Цивилизационный — отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

2. Международный — условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

3. Этнический — терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям , традициям, нравам, мнениям и идеям.

4. Социальный — партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;

5. Индивидуальный — уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.

Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Как отмечает Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих «.

Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов.

Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному., толерантному взаимодействию.

1.3. Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса.

Как уже отмечалось ранее вопрос о формировании толерантность стоит достаточно остро, что отмечено и на государственном уровне. Так когда же имеет смысл формировать данное качество личности и на что следует делать акцент.

Учитывая, что толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности. Так как данные нравственные ценности приобретаются еще в дошкольном возрасте с процессом социализации и адаптации в современном обществе. Однако как показывают множественные наблюдения, не все дети достаточно верно принимают данные нормы поведения. Это естественно обусловлено неправильными подходами в воспитании, деструктивными влияниями общества, повышенной агрессивностью и борьбой за выживание в достаточно жестких мировых условиях.

Методы диагностики толерантности
В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки. Однако, несмотря на все многообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается некоторая неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследовательность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые проявляются в эмоциональной сфере, поведенческой и когнитивной.
В 2001 году правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
В соответствии с неоднозначностью выделения признаков и проявлений толерантности для ее изучения применяются и существенно, различные методы.

Методы исследования толерантности можно поделить на специфические, т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности).
К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:

  1. Методика измерения уровня толерантности у подростков;
  2. Индекс толерантности;
  3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений;
  4. Диагностический тест отношения;
  5. Культурно-ценностный дифференциал;
  6. Типы этнической идентичности;
  7. Этническая аффилиация;
  8. Этническая толерантность личности;
  9. Тест личностных конструктов Дж.Келли (модификация);
  10. Метод измерения социального расстояния;
  11. Метод приписывания качеств;
  12. Психосемантика (описание этнических авто- и гетеростереотипов);
  13. Техника построения семантических пространства на базе фразеологизмов;
  14. Диагностика общей коммуникативной толерантности.

Неспецифические методы диагностики, используемые при исследовании толерантности, направлены на изучение личностных особенностей людей, отнесенных к «типам» толерантной (интолерантной) личности, например:

  1. Направленность личности в общении;
  2. Стиль педагогического общения;
  3. методика на выявление авторитарности — F-шкала (Р.Н. Сэнфорд, Т.В. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Дж. Левинсон);
  4. тесты на ассертивность;
  5. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина;
  6. Методика биоценочной поляризации (модификация методики Фидлера);
  7. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана;
  8. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;
  9. Тест поведения в конфликте К.Томаса;
  10. Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И.Киршбаум)
  11. MUST-test (П. Иванов и Е. Колобова) и др.

Конечно, это лишь небольшой обзор возможных методов исследования толерантности и ее личностных характеристик. Кроме вышеназванных в зарубежных исследованиях встречаются ссылки на следующие психологические и социологические методики изучения толерантности:
Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. С нашей точки зрения, необходимо не только совершенствование и расширение имеющегося методического обеспечения исследования, но также создание и апробация проективного инструментария, существенно увеличивающего возможности исследователя и дающего богатый материал для интерпретации и понимания установок толерантного сознания.
В самое последнее время в российской психолого-педагогической литературе появилось большое число работ, в которых предлагаются более или менее целостные диагностические комплексы. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности» группы авторов. Предлагается такая дефиниция: «толерантность — это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» (Солдатова Г.У., 2003). Данная трактовка вполне может служить в качестве одной из отправных точек для разработки некоторых разделов психодиагностического комплекса. В данном случае авторы предлагают такой набор методик:

  1. Опросник определения нервно-психической устойчивости;
  2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге);
  3. Миссисипская шкала ПТСР (Т.М.Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор);
  4. Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов);
  5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);
  6. Вопросник для измерения толерантности (В.С.

    Магун, М. С.Жамкочъян, М.М.Магура);

  7. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);
  8. Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман);
  9. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А Мехрабиан, Н. Эпштейн);
  10. Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский);
  11. Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер);
  12. Методика ТАТ;
  13. Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);
  14. Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);
  15. Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер);
  16. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);
  17. Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);
  18. Опросник «Типы этнической идентичности» (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);
  19. Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;
  20. «Евробарометр».

Итак, толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом — именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов.
Ниже приведен список «компонентов» и принципов антирасистского воспитания, разработанный Фондом Анны Франк (Нидерланды).

  • Ответственность школы за воспитание толерантности.
  • Позитивное отношение к национальному своеобразию.
  • Развитие понимания другого.
  • Поликультурное образование.
  • Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.
  • Последовательное противостояние проявлениям расизма.
  • Создание позитивной атмосферы в школе.

Хорошо, если школа сама выработает для себя эти принципы и нормы. Одним из методов для подобной работы может быть избрана дискуссия, которая потребует согласования позиций. Как концепцию толерантности можно применить к конкретным условиям вашего сообщества или класса?
Какие в вашей школе существуют возможности для развития конфликтной компетентности, изучения путей и способов разрешения конфликтов, для практического применения этих знаний и умений? Обучали ли методам разрешения конфликтов учителей вашей школы?
Какие вопросы и проблемы в сфере прав человека являются для вашей школы и вашего сообщества наиболее важными?
Как ваш класс или ваша группа оценивает свою готовность к теоретическому и практическому освоению направлений ориентированного на культуру мира учебного процесса? Каким образом вы можете расширить учебный и практический процесс по освоению культуры мира, не ограничиваясь исходной ценностью толерантности?

На сегодня в психолого-педагогических исследованиях нет единого взгляда на само понятие «толерантность»; различия носят не принципиальный характер, но часто весьма существенны, что означает необходимость осуществления выбора исходных концептуальных оснований до того, как приступить к разработке прикладных аспектов концепции гуманитарной экспертизы толерантности в образовании.
В исследовательской литературе выделение признаков и проявлений толерантности происходит по разным основаниям, и относятся они к различным предметным областям: наиболее подробно операционализированы те из них, которые раскрывают сущность понимания и особенности построения индивидом взаимоотношений с Другими. С нашей точки зрения, необходимо уделить большее внимание личностным основаниям проявления толерантности.
Несмотря на имеющиеся многочисленный диагностический инструментарий, не все методы адекватны целям гуманитарной экспертизы толерантности в образовании, поэтому есть потребность в создании надежного и апробированного методического комплекса как для диагностики, так и для формирования и развития толерантности. Для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте «породившей» его специфической теоретической концепции — возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.
В отношении сферы образования проблема толерантности и развития толерантного сознания становится все более актуальной и требует существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики. Концепция толерантности и культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления
а) содержания образования;
б) методов и технологий обучения;
в) сложившихся принципов взаимоотношений «учитель — ученик»,
г) всей атмосферы школьной жизни.
В основном, как мы видим, диагностика толерантности осуществляется посредством измерения уровня развития качеств и характеристик, присущих интолерантной личности. Как пишет Г.У. Солдатова, «в психологии чаще принято диагностировать и исследовать негативные проявления и негативный полюс личности, поэтому и аспекты толерантности исследуются, как правило, через обратную сторону толерантности – интолерантность» (Практикум по психодиагностике…, 2003, с.30).
Таким образом, для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте одной специфической теоретической концепции — возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.
Рекомендуемая литература по проблеме толерантности

  1. АндрияхинаН.В.Семинар-тренинг»Толерантностьучителя»//Классныйруководитель. – 2006.- № 4. – С.20-34(инет)
  2. Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности
    старшеклассников // Школьный психолог. — 2002, №4.
  3. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ — М.: 2003 – 240с.
  4. Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. – СПб., 2007.
  5. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении//Вопр. психол. — 2006. — №2. – С.3-12
  6. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. Дис. … канд. психол. наук – М., 2005. – 189 с.

Добавить комментарий

Закрыть меню