Формирование системы европейских сообществ

2.1. Этапы развития Европейского Сообщества

«Европейское Сообщество существует почти 50 лет: его официальная дата рождения 18 апреля 1951 г., когда 6 государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция) подписали в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)» .

Европейское Сообщество прошло несколько этапов развития.

1945 -1950 гг.

Данный этап связан с восстановлением довоенного (1936 г.) уровня экономического развития региона, который был достигнут уже в 1949 г. Не следует, однако, забывать, что удельный вес Западной Европы в промышленном производстве капиталистического мира сократился с 38% в 1937 г. до 31% в 1948 г., а в экспорте товаров — с 35 до 28%. Западноевропейские страны сразу же после войны оказались в экономической и политической зависимости от США, их золотовалютные резервы сократились с 9 млрд. долл. в 1939 г. до 4 млрд. в 1948 г. и были в 6 раз меньше, чем в США.

США решили оказать реальную помощь в восстановлении экономики стран Западной Европы и предложили «план Маршалла» для этой цели (7 июня 1947 г.). Общая сумма государственных ассигнований по этому плану составила 17 млрд. долл. (около 90 млрд. долл. в нынешних ценах), что было весьма существенной величиной. Более половины этой суммы получили Великобритания, Франция и Западная Германия. Кроме того, в Западную Европу направился поток частного американского капитала в форме прямых инвестиций и кредитов.

Экономическая помощь предоставлялась западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений при условии предоставления свободы предпринимательской деятельности в странах-реципиентах. И хотя 70% этой помощи относилось к американским поставкам продовольствия, топлива и удобрений, главный смысл «плана Маршалла» был направлен на развитие западноевропейской промышленности, внутриевропейской торговли и на укрепление валют западноевропейских стран.

Важным событием в течение рассматриваемого периода явились экономические реформы в Западной Европе, получившие название «шоковой терапии». Реформы эти связаны с именем директора Управления хозяйства объединенных зон оккупации Людвига Эрхарда. Уже в 1948 г. как модель экономического сотрудничества между несколькими странами начал действовать

Таможенный союз Бенилюкса, в который вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург .

Первые шаги по пути интеграции были сделаны благодаря Жану Монне. Возглавляя Французский национальный совет по планированию, он предложил, чтобы управление сталелитейной и угледобывающей промышленностью двух стран, Франции и Германии, было передано наднациональному органу.

План создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), обнародованный 9 мая 1950 г. тогдашним министром иностранных дел Франции Робертом Шуманом, стал отправной точкой на пути к новой Европе.

«План Шумана» стал первым и важным шагом, делающим невозможной подготовку к войне, поскольку ставил отрасли промышленности, имеющие решающее значение для производства вооружений, под международный контроль через обязательства, зафиксированные в договоре .

1950 -1957 гг.

Второй этап послевоенного экономического развития Западной Европы связан с формированием процесса широкой экономической интеграции. Уже в 1951 г. была создана интеграционная система в рамках черной металлургии и угольной промышленности (Европейская организация по углю и стали — ЕОУС), Италия и страны Бенилюкса практически сразу же поддержали план, и 18 апреля 1951 г. Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды поставили свои подписи под Парижским договором. 10 августа 1952 г. начали функционировать ЕОУС и его Парламентская ассамблея. Первым председателем высшего руководящего органа новой организации стал видный французский государственный деятель Жан Монне.

Те же шесть стран, учредивших ЕОУС, 29 мая 1956 г. одобрили доклад бельгийского государственного деятеля Поля-Анри Спаака о предпосылках общего экономического союза в области использования ядерной энергии в мирных целях. Это привело к подписанию «шестеркой» 25 марта 1957 г. Римских договоров, учреждающих Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом появились три сообщества.

Цели Европейских договоров состояли в содействии экономическому росту и повышению жизненного уровня населения, в предотвращении войны и укреплении мира и свободы, а также в создании «еще более тесного союза народов Европы».

За период с 1950 по 1958 г. был создан Европейский платежный союз (ЕПС), отменивший многие таможенные пошлины в торговле между странами «шестерки» и назначивший единый таможенный тариф на импорт продукции из других стран .

1957 — 1971 гг.

Этот этап характеризуется длительным, почти 15-летним подъемом экономики стран Западноевропейского региона на здоровой конкурентной основе практически без серьезных перерывов или спадов. За весь период прирост совокупного ВНП стран Западной Европы увеличился почти в 4 раза. Помимо внутренних экономических причин и «плана Маршалла» важнейшим фактором этого роста стало стремление региона выстоять и занять свое прочное место в начавшемся соревновании и противостоянии СССР и США. Западная Европа находилась как бы посредине двух центров развернувшейся «холодной войны». Кроме того, западноевропейские страны вынуждены были в разное время предоставить независимость своим колониям, в которых начались национально-освободительные движения.

В итоге, опираясь на собственные ресурсы и опыт, а также помощь США, Западная Европа прочно встала на ноги, добилась серьезных экономических, научно-технических и политических достижений. При этом была исполнена давняя мечта европейцев к объединению, ослаблению национальных границ и многостороннему сотрудничеству.

Однако высокие темпы экономического роста Западной Европы в этот период носили экстенсивный характер и требовали значительного наращивания применяемых в процессе производственной деятельности ресурсов капитала и труда. Вложения в основной капитал увеличивались ежегодно на 5,3% (в США — на 4,8% за те же годы).

Экономика Западной Европы ориентировалась в рассматриваемый период в основном на дешевое импортное сырье и иностранную рабочую силу. Поток эмигрантов хлынул в Западную Европу из Югославии, Турции и других государств. Экстенсивное расширение производства вело к строительству новых предприятий, созданию дополнительных рабочих мест. Одновременно быстрыми темпами нарастал экспорт продукции, укреплялись валюты западноевропейских стран. На такой основе была достигнута обратимость национальных валют, налажен широкий экспорт капиталов.

Однако, опираясь на количественные факторы экономического роста, Западная Европа в отличие от США меньше внимания уделяла таким качественным процессам, как НТП, преимущественное развитие высокотехнологичных отраслей, укрепление связи науки с производством. В этом нет ничего удивительного, поскольку данные качественные аспекты более присущи не экстенсивному, а интенсивному типу экономического развития. Доля затрат на НИОКР в ВНП главных стран Западной Европы за период с 1960 по 1971 г. лишь приблизилась к 2%, тогда как в США составила 2,7%.

Члены ЕЭС создали свой бюджет, начали унифицировать налоговую структуру. Интеграция постепенно распространялась на денежную, кредитную и валютную сферы. Вначале возник Европейский инвестиционный банк, затем Европейский фонд валютного сотрудничества. После длительных дискуссий в 1970 г. был принят «план Вернера», который ставил целью создание Европейского валютного фонда и европейской денежной единицы. Центральные банки стран — членов ЕЭС наладили постоянные встречи для согласования своей кредитно-денежной и валютной политики.

Однако объективные процессы экономической интеграции не всегда подкреплялись согласованием вопросов на политическом уровне. В 1965 г. в рамках ЕЭС разгорелась борьба вокруг функций его руководящих органов. Столкнулись федералисты и конфедераты.

Сторонники федерализма считали, что необходимо усиливать наднациональные полномочия институтов сообщества и переходить к принятию решений не на основе консенсуса, а на базе большинства голосов. Они стремились, следовательно, к более жесткой политической интеграции. Однако Президент Франции де Голль решил не уступать национальных прерогатив, и Франция в 1965 г. объявила бойкот работе органов ЕЭС. В течение семи месяцев их деятельность была парализована. Лишь в 1966 г. был, наконец, достигнут Люксембургский компромисс, согласно которому принцип консенсуса сохранился, но позиции КЕС были ослаблены, права Европейского парламента не расширены. Сторонники конфедерализма на данном этапе взяли верх .

1972 -1978 гг.

Этот период начался с первого нефтяного шока в 1973 г. и последующего мирового экономического кризиса. В результате роста хозяйственных и социальных трудностей ослабли интеграционные тенденции в Западной Европе. Под угрозой оказалось само существование ЕС. Именно тогда в международную политико-экономическую лексику вошли термины «евросклероз» и «европессимизм». Это было время испытания Сообщества на прочность. Проверку проходило все: политическая воля к единству, степень заинтересованности западноевропейского делового мира, стратегия интеграции, механизмы и методы «европейского строительства». Сообщество выдержало испытание. Более того, уже в конце того же десятилетия появились признаки выхода из кризиса: в 1979 г. была учреждена ЕВС, состоялись первые прямые выборы в Европейский парламент. В январе 1973 г. в ЕС вступили: Дания, Ирландия, Соединенное Королевство. Число членов сообщества выросло до девяти.

Пройдя через длительные и трудные испытания, ЕС прибавило в собственной устойчивости и дееспособности; политические, деловые и общественные круги западноевропейских стран, выступающие за интеграцию, укрепились в своей правоте, в стремлении двигаться дальше. Все это создало благоприятную психологическую атмосферу для возобновления динамичной интеграции, для разработки новой стратегической программы развития ЕС .

1979 — 1986 гг.

Этот этап связан с серьезным замедлением, как темпов экономического роста, так и интеграционных процессов. Среднегодовые темпы роста ВНП сократились до 1,7%, промышленного производства — до 0,8%.

Причины столь неблагополучного периода в развитии экономики Западной Европы, который продолжался целых 8 лет, до конца не ясны. Специалисты обычно ссылаются на «нефтяные шоки» 1973 — 1974 и 1978 — 1979 гг., которые создали члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Резко ухудшились условия внешней торговли для Западной Европы, что вызвало необходимость срочного перераспределения инвестиционных и иных ресурсов в энергосбережение, закупку и переработку сырой нефти. Одновременно усилилось государственное регулирование экономики, более отчетливо проявились циклические факторы в развитии экономики. Возник эффект импорта инфляции из США. Страны Западной Европы ввели плавающие курсы валют, повысили темпы роста социальных расходов, которые стали обгонять рост производительности труда, и т.д.

Тем не менее, начался переход с экстенсивного на интенсивный тип экономического развития. Несмотря на падение нормы прибыли, ухудшение общих условий воспроизводства, усилился процесс обновления и модернизации основного капитала. Все это сопровождалось сокращением сроков морального и физического износа основного капитала, ускорением его обновления. Однако доля расходов на расширение основного капитала сокращалась, что негативно сказывалось на расширении числа рабочих мест и обостряло проблему безработицы.

Несмотря на снижение темпов роста производства, темпы роста экспорта оставались высокими. Тем не менее в результате неблагоприятного общего экономического положения, а также территориального расширения ЕЭС (в 1973 г. в него вступили Англия, Ирландия и Дания, в результате ЕЭС из «шестерки» превратилось в «девятку», а в 1981 г. в Сообщество была принята Греция, и «девятка» стала «десяткой») в этот период нарушались принципы функционирования «Общего рынка». Стал практиковаться скрытый и даже открытый протекционизм внутри ЕЭС. Члены ЕЭС начали создавать нетарифные барьеры во взаимной торговле. И все же определенный прогресс имел место в области создания Европейской валютной системы (ЕВС) и региональной денежной единицы — ЭКЮ. А в январе 1986 г. к сообществу присоединились Испания и Португалия. ЕЭС стало насчитывать 12 государств-членов .

Важной чертой этого этапа экономического развития Западной Европы является всплеск инфляции, вызванный развалом Бреттон-Вудской валютной системы в 1971 -1973 гг. Как только были сняты ограничения на обесценение денег, начался бурный рост цен и не только в Западной Европе. Однако инфляция в странах этого региона развивалась более быстрыми темпами, чем, скажем, в США и Японии. Среднегодовой рост розничных цен за период с 1979 по 1983 г. в Западной Европе составил 11,7%, тогда как в США — 7,5%, в Японии -5,5%. В основе этого процесса лежали такие факторы, как рост денежной массы и издержек производства, монопольное ценообразование, дефициты государственных бюджетов, кредитная экспансия, подогреваемая разросшимся мировым рынком ссудных капиталов. Возникло такое явление, как стагфляция, или инфляция в условиях стагнации экономики .

1986 -1992 гг.

В этот период вновь начался довольно быстрый экономический рост Западной Европы, стали укрепляться ее позиции в мировой экономике. Завершился переход к интенсивному типу экономического развития, Западная Европа укрепила свои позиции в области НИОКР, приступила к широкомасштабному выпуску собственной наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Значительно расширились и укрепились интеграционные процессы на континенте. Практически было завершено создание Европейского внутреннего рынка (ЕВР) и стало форсироваться создание ЕВС.

Особенностью экономического подъема с середины 80-х гг. в Западной Европе являются его гармоничность и сбалансированность. Положительные сдвиги происходили по многим макроэкономическим параметрам: быстрый рост ВВП и промышленного производства, уменьшение безработицы, падение темпов инфляции, стабильный курс национальных валют, форсирование экспорта, рост прибылей предпринимателей и реальных доходов населения, облегчение налогового бремени, снижение бюджетных дефицитов. На рабочих совещаниях ЕЭК ООН, проходивших в 1986 — 1990 гг. в Женеве, эксперты с удивлением отмечали, что реальные темпы экономического роста стран Западной Европы, как правило, превышали их прежние самые оптимистические прогнозы и ожидания.

Что касается инфляции, то при снижении темпов ее роста и темпов роста денежной массы происходил процесс выравнивания темпов роста цен по странам. Если в начале 80-х годов дисперсия цен по группе наиболее развитых стран (отклонение роста цен по странам от среднего их роста по группе стран в целом) составляла в ЕЭС около 8%, то к 1990 г. этот показатель снизился до 3%. Сократился и разрыв в темпах роста денежной массы по странам. Если в начале 80-х годов он составил в странах ЕЭС 4,1%, то в 1989 г. — 2,6%. Это важный пункт на пути к «общеевропейскому экономическому пространству» .

Объединение Германии вызвало необходимость переориентации значительной части финансовых ресурсов Западной Германии в целях поддержки рыночной трансформации на территории бывшей ГДР. На эти цели в 1991 г. было направлено около 125 млрд марок, или 4,5% ВНП Западной Германии. Этот поток продолжался и в последующие годы, продолжается он и теперь, хотя и в значительно урезанных масштабах.

Объединение Германии дорого обошлось не только Западной Германии (возрос ее бюджетный дефицит, сократился экспорт), но и всей Западной Европе: выросли безработица и инфляция, ухудшилось состояние платежного баланса и бюджетного дефицита. Но это лишь в краткосрочном плане. В долгосрочном же плане воссоединение двух Германий существенно усилило новую Германию, ЕС и всю Западную Европу, дало новые рынки сбыта, дополнительные ресурсы. Впоследствии экономическое развитие Восточной Германии стало происходить даже более высокими темпами, чем Западной.

В этот же период во весь рост встал вопрос о создании Европейской валютной системы (ЕВС). В декабре 1991 г. главы государств ЕЭС договорились на встрече в Маастрихте (Нидерланды) о том, что ЕВС станет реальностью до конца текущего столетия. А это значит, что ЕВС на огромном пространстве, включающем 15 европейских стран, будет функционировать единая денежная единица, что снимет вопросы о дисперсии роста цен и денежной массы, унифицирует проблемы инфляции. Одновременно это означает полное «замораживание» или фиксирование курсов национальных валют.

Маастрихтский договор предусматривает постепенный переход к ЕВС. Вначале его осуществляют страны, которые уже готовы выполнить установленные параметры по темпам инфляции, размерам бюджетного дефицита и государственного долга. Затем к ним постепенно присоединяются и другие государства. Окончательный срок вступления в силу ЕВС определен на 1 января 1999 г.

В рассматриваемый период позитивно развивались интеграционные процессы, улучшались отношения со странами ЦВЕ. В 1991 г. по инициативе ЕС был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с уставным капиталом в 10 млрд ЭКЮ, главной задачей которого стало финансовое содействие реформам в странах ЦВЕ, а также в СССР. Восточноевропейским государствам было оказано содействие в восстановлении активного участия или в приеме в такие международные финансовые организации, как МВФ, МБРР. Им начали выделять кредиты из Европейского инвестиционного банка. Парижский и Лондонский клубы — объединения западных официальных (государственных) и частных кредиторов, среди которых главную роль играют страны ЕС, — списали Польше и Болгарии половину их внешних долгов, доставшихся от прежних режимов. На страны ЦВЕ распространялись таможенные преференции по довольно большому кругу товаров, предоставлявшихся ранее только развивающимся странам .

1993 -1995 гг.

После предшествующего экономического подъема этот этап экономического развития Западной Европы начался с экономического кризиса. Промышленное производство стало сокращаться, затем этот процесс набрал ускорение (с -0,9% в 1992 г.

до -2,6% в 1993 г.). Особенно значительным падение промышленного производства оказалось в западной части Германии. С 1991 г. началось снижение объемов капитальных вложений и их доли в ВНП, достигшее в 1993 г. высоких размеров (-5%). В целом за период экономического кризиса 1991-1993 гг. падение капвложений в Западноевропейском регионе составило 6,4%.

Однако с 1994 г. экономика Западной Европы вступила в фазу оживления и подъема. Вновь начался здоровый экономический рост, дополняемый важными позитивными сдвигами в развитии интеграционных процессов.

ВВП Западной Европы в 1994 г. вырос на 2,5%, что перекрыло его падение в период экономического кризиса. После стагнации и некоторого снижения вновь стала расти численность занятых. Однако уровень безработицы также заметно возрос и превысил 10% от общей численности рабочей силы. Важным фактором экономического роста Западной Европы, начиная с 1994 г., является расширение ее внешней торговли. Темпы роста экспорта по-прежнему заметно опережали темпы роста ВВП. Тем не менее, как и в прошлые периоды экономического подъема, главным фактором экономического роста являлся внутренний спрос, прежде всего на товары народного потребления, доля которых в структуре ВНП превышает, как правило, 70%. В январе 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к Европейскому Союзу, после того как успешные переговоры о вступлении были подтверждены на национальных референдумах. Таким образом, ЕС довел число своих членов до 15. Норвегия, которая принимала участие в переговорах, решила не вступать в ЕС ввиду отрицательных результатов национального референдума в ноябре 1994 г.

2011-05-26 09:00:22 Учебники — вернуться к списку

Европейский Союз (ЕС) образовался как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций:

· Европейское объединение угля и стали;

· Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС;

· Европейское сообщество по атомной энергии.

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихстского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный процесс в ЕС идет в двух направлениях — вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. В начале ХХI в. участниками ЕС являются 15 государств Западной Европы: с 1957 г. — Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. — Великобритания, Дания, Ирландия; с 1981 г. — Греция; с 1986 г. — Испания, Португалия; с 1995 г.

— Финляндия, Австрия, Швеция. Кроме того, в период с 1991 по 1995 гг. были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР. Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации.

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС (Римский) определил последовательность мероприятий:

отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

проведение общей аграрной и транспортной политики;

создание валютного союза;

координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

унификация налоговых законодательств;

выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

Первый этап (1958-1966 гг.) в эволюции ЕЭС — это этап создания зоны свободной торговли. На нем были достигнуты цели 1 и 2, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) — создан единый аграрный рынок. С подписанием в 1963 г. Яундского соглашения, ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕЭС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. В 1965 г. три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.

Второй этап (1968-1986 гг.) — формирование таможенного союза. Происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984-1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы — «Эврика». Данная программа имеет важное значение для научно-технической интеграции стран ЕС.

В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли). В 1975, 1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66.

К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах (+2,25 — «валютная змея»), а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система.

Третий этап (1987-1992 гг.) — создание общего рынка. На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Paper» о программе создания внутреннего рынка, страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

· устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;

· устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;

· введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

· открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Четвертая Ломейская конвенция 1989 г. расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. В 1991 г. было подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы.

Четвертый этап(с 1993 г. по настоящее время) — создание экономического союза. Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 г. в голландском городе Маастрихте договора о ЕС (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Сложность данного этапа связана с необходимостью сочетать рост интеграции «вглубь» и «вширь». Обсуждение этого началось в 70-е годы после первого расширения ЕС, когда к нему присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Идея «Европы двух скоростей» стала предметом активных дебатов накануне приема в ЕС Испании и Португалии. Еще до последнего расширения (когда в 1995 г. в ЕС вступили Австрия, Швеция и Финляндия) бывший тогда председателем Комиссии Европейского Союза Ж.Делор выступил с идеей так называемых «концентрических кругов». Он впервые предлагал модель неравномерного развития интеграции, основанную на индивидуальных программах для каждой из нескольких групп участников ЕС.

Маастрихтский договор стал первым в истории ЕС законодательным актом, предусмотревшим возможность развития интеграции на принципах разных скоростей. Сделано это было именно применительно к валютному союзу, поскольку с самого начала было ясно, что выполнить к установленному сроку критерии конвергенции и ввести единую валюту смогут не все участники ЕС.

Проблема фрагментации ЕС в связи с переходом к единой валюте не ограничивается отношениями между участниками «зоны евро» и остальными государствами Союза. Внутри самого валютного союза могут возникнуть более или менее постоянные коалиции. Одна из них — традиционный тандем Германии и Франции, который активно заявляет о себе и в валютной сфере.

Создание Европейских Сообществ и их развитие до создания Евросоюза

Создание первого сообщества

Предложение об объединении государств Европы высказывались давно. В практическую плоскость реализация этих предложений перешла только после окончания II Мировой. 09 мая 1950 года министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с заявлением, в котором он предложил поставить производство угля и стали во Франции и ФРГ под контроль наднациональных органов. Также он предложил другим государствам присоединиться к этому союзу. 18 апреля 1951 года в Париже представители

— Франции,

— ФРГ,

— Италии,

— Бельгии, Нидерландов и Люксембурга

подписании соглашение, учреждавшее Европейское объединение угля и стали. Это стало первым Европейским Сообществом, коих далее было еще 2.

Попытки объединить Европу были частыми, но носили характер создания империй (Римская, Испанская империи, Наполеон, Гитлер), т.е. военным путем.

Мирная же интеграция явно запаздывала. А поле II Мировой сие было какбе актуально. Страны Старого света лишились производства как промышленной продукции, так и продуктов питания. Доминировать стали США и СССР, которые попилили между собой Германию, в т.ч. Берлин. Также рушатся колониальные империи Европы. Встал вопрос о сохранении полит значения суверенных государств Европы.

Поэтому 9 Мая во всех этих ваших Европах отмечают не День победы (который у них все равно 8 Мая), а национальный праздник Европейского Союза – День Декларации Шумана. Благодаря ей сформировалось первое Европейское Сообщество. Никогда до этого не пытались создать международные руководящие экономические органы.

Почему именно угля и стали?! Потому что сие – основа военной промышленности. Большинство оружия и сейчас производится из стали. А война – дело прибыльное. А еще опасное. Так что двух зайцев: можно не позволить промышленникам производить больше, чем нужно для мирных целей. А еще третья цель: реальное примирение с Германией и экономической основой этого мира.

По решениям Тегерана’43 года Германия распилена на 4 части. Центральные органы управления ликвидированы, высшие органы власти у оккупационных войск, демилитаризующие страну. Когда на землях Германии были проведены выборы для локального управления, встал вопрос о центральных органах управления.

Франция и Великобритания тем не менее опасались возникновения нового конкурента – сильной Германии. И тоже стремились к ее разделению. Даже СССР склонялся к единой демократической капиталистической нейтральной Германии как посреднику между Западом и Востоком. До середины 1948 года в разделенной Германии была даже единая валюта. Но потом ВНЕЗАПНО вводится в обращение новая валюта, которая не охватила советскую зону оккупации. Т.е. только в советской зоне старая валюта осталась в обращении => туда хлынула масса денег => опасность полного краха экономики. Территории с новой валютой оккупировавшие союзники объединили в единое государство – ФРГ, Союзу осталось же в ответ на это ничего не оставалось, кроме как образовать ГДР. Именно поэтому ГДР и другим государствам Восточной Европы вступить в Сообщество не предлагали.

Великобритании же предлагали, но она отказалась.

Соглашение о создании ЕОУС предусматривало создание единого рынка угля и стали для государств-участников. Были отменены все импортные и экспортные пошлины, а также количественные ограничения на ввоз и вывоз продукции сталелитейной промышленности.

Для управления Объединением были созданы спец руководящие органы:

— Спец совет министров. Состоял из министров государств-членов. Его задачей было согласование общей экономической политики государств-участников и политики в сталелитейной промышленности, определяемой Верховным органом.

— Верховный орган. Главный исполнительный орган ЕОУС. Состоял из 9 членов, 8 из которых назначались государствами-участниками, а 9-й назначался ими самими.

— Общая Ассамблея. Представители Парламентов государств-участников. Должна контролировать деятельность Верховного органа.

— Суд. Рассмотрение споров, возникавших между государствами по исполнению договора об ЕОУС и рассмотрение жалоб на решения Верховного органа.

Договор был заключен на 50 лет, в 2002 утратил силу, полномочия перешли в ЕЭС.

Итак, первое межгосударственное экономическое объединение. Пусть и в рамках одного сектора экономики. с первой схемой управления интеграционного сообщества, сохранившейся во многих органах и сегодня. По модели ЕОУС существует 4 географических союза в Африке, 4 – в Америке. СНГ и ЕвразЭс – не так.

Особенность руководящей структуры – в ее «двухголовости» — Верховный орган (будущая Комиссия Евросоюза) и Совет министров. Реализация действий Верховного органа – развитие Сообщества в целом, они не представляют свои государства. Это представитель центростремительной тенденции, который пытается загрести себе как можно больше власти, повышая тем самым власть собственную.

Этой тенденции противостоит Совет Министров. Они олицетворяют центробежную тенденцию, отстаивая интересы отд государств. В конкуренции между двумя органами и развивается сообщество.

Второе и третье сообщество

27 мая 1952 государства-участник ЕОУС (в лице исполнительных органов) подписали соглашение о создании Европейского Оборонного Сообщества. Им предусматривалось создание единой армии, составленной из контингентов стран-участников во главе с европейским министром обороны. Одновременно начались переговоры о создании Европейского политического сообщества. Но в августе 1954 года Французский парламент (законодательный орган) отказался ратифицировать соглашение об оборонном сообществе.

В этом соглашении предусматривалось создание единой армии. А вместе с полит сообществом — шаг до единого государства. Причина создания оборонного союза – Корейская война, в связи с которой опасались перехода Холодной войны в горячую. США жаждало привлечения в эту войну немецкой армии, солдат. Но не прокатило: полит интеграция вызывает сильное отторжение в общественном мнении. До сих пор у Европы нет единой армии, министра обороны и пр.

В мае 1955 года министры иностранных дел Бенилюкса выступили с совместным меморандумом, в котором призвали углублять экономическую, а не политическую интеграцию. Государства-члены ЕОУС создали спец комиссию, которая подготовила проекты соглашений о создании еще двух Европейских Сообществ:

— Европейского сообщества по атомной энергии.

— Европейского экономического сообщества. Все, что не охватывалось первыми двумя.

Эти соглашения были подписаны в Риме 25 марта 1957 года (римские договоры).

Основной целью учреждения экономического сообщества было провозглашено создание общего рынка государств-участников и сближение их экономик. Общий рынок основывается на предоставлении всем гражданам государств-участников свободы

— передвижения товаров,

— капиталов,

— предоставлении услуг

— личном передвижении, включая право на трудоустройство на всей территории Сообщества.

Государства-члены Экономического сообщества создали таможенный союз единую таможенную границу, а также согласились проводить единую политику в ряде секторов экономики, в т.ч. в с\х, транспорта, внешней торговли.

Таможенное пространство – первый шаг на пути интеграции. С точки зрения западных экономистов, чем больше рынок – тем лучше. И преимущество США объясняли тем, что там огромное пространство рынка. А в Европе каждый рынок замкнут небольшой гос территорией. Например, а\м Форд побеждает в свободной конкурентной борьбе на всей территории США, большие объемы продаж => прибыль, которая вкладывается в новые разработки. В Европе Рено побеждает на французском рынке, но продает намного меньше, чем Форд на территории огромных США => меньше дохода, а для выхода на рынок иного государства нужно платить таможенные пошлины, кот устанавливаются для защиты отечественного производителя и сохранения рабочих мест, даже если при свободной конкуренции Рено победило бы Фиат, Фольксваген и пр. Единое таможенное пространство предоставляет более широкие возможности для свободной конкуренции => входящие в него государства рискуют в одних секторах и надеются отыграться в других. Интегрироваться должны государства, находится примерно на одном уровне экономического развития. Например, Греция, возможно, зря вошла в ЕС. Да и союз «Россия – Таджикистан» выглядит сомнительно.

В общем, экономический союз, сложившийся у них стал реально удобен => к ним потянулись другие.

Для реализации задач, стоящих перед сообществом, были созданы специально руководящие органы:

— Совет. Состоит из представителей правительств государств-членов. Определяет основные направления политики сообщества и принимал нормативные акты сообщества.

— Комиссия. Лица, назначенные туда Советом персонально, т.е. опять-таки лично заинтересованные в развитии Сообщества. Функции, которые учредительными соглашениями были возложены на Экономическое сообщество.

— Парламент (Ассамблея)

— Суд.

Ассамблея и суд выполняли те же задачи, что и Ассамблея и Суд ЕОУС. В 1965 подписано соглашение об объединении руководящих органов всех трех сообществ в единые. Теперь это Суд Европейских Сообществ, Комиссия Европейских сообществ и Ассамблея.

Европейское сообщество по атомной энергии. Целью создания было создание условий, необходимых для быстрого развития атомной промышленности. Для достижения этой цели предусматривалось

— развитие совместных научных исследований,

— установление единых стандартов безопасности для работников и населения

— создание благоприятных условий для капиталовложения в атомную энергетику

— гарантирование использования атомной энергетики в целях, определяемых законом.

Значение состоит в потенциальной возможности создания атомного оружия. Создание союза – попытка поставить атомную энергетику Германии под контроль соседних государств, а не только МАГАТЭ. Впрочем, сегодня ЕСАЭ особо ничем не занято.

В 1972 году в Европейские Сообщества вступили Великобритания, Ирландия и Дания. Соответствующий договор подписала также и Норвегия. Но на референдуме большинство участников выступило против вступления страны в Сообщества.

В 1979 впервые прошли прямые выборы в Европейский Парламент. С тех пор его депутаты избираются населением, а не назначаются парламентами государств-участников.

В 1981 году в Сообщества вступила Греция, в 1986 – Испания и Португалия. Итого 12 государств. Эти государства стали учредителями Евросоюза.

В 1986 же в учредительные договоры Сообществ были внесены первые существенные изменения. В феврале подписан т.н. Единый Европейский Акт. В преамбуле стороны заявили о своем желании создать Европейский союз на базе Европейских Сообществ.

Создание Евросоюза

Договор о создании подписан 6 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерданды). 18 статей, обозначенных латинскими буквами, начиная с буквы «А». Этот договор содержит как положения, относящиеся к Евросоюзу, так и изменения, вносимые в учредительные договоры трех Сообществ.

Ст. «А» урождает Европейский союз, основывающийся на Сообществах и их институтах. При этом ЕЭС переименовывается просто в «Европейское Сообщество». При этом Европейский союз основывается на 3 опорах:

— сообщества.

— совместная внешняя политика и политика безопасности

— сотрудничество в сфере юстиции и охраны правопорядка.

В соответствии с Маастрихтским догом был создан экономический и валютный союз государств-участников, в рамках которого было решено ввести в обращение единую валюту для государств-участников.

Было учреждено гражданство Евросоюза.

Сообщества сохраняют свое существование, становятся опорой Союза. Они занимаются только экономической интеграцией. Создание Евросоюза – еще одна попытка дополнить экономическую интеграцию политической (2 и 3 опоры).

В 1989 году с пяденями коммунистических режимов в Европе падает Берлинская стена. Жители Восточной Германии жаждут в ФРГ. Руководство страны поддается и проводит процесс объединения страны. А чтобы остальная Европа снова не начала бояться Германии, этому процессу был придан вид объединения всей Европы.

Добавить комментарий

Закрыть меню