Формирование двигательного навыка

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.
Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка.

Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега. По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие. Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели. Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях.

Принципы обучения

Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи, (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.


Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно; двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно. Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в характере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обязывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия.


Принцип систематичности. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия наслаивался на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок. Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо постепенно овладевать более сложными движениями. Большой запас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка становится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям.

Формирование двигательных умений и навыков

В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая кропотливая работа по усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков.

Двигательное умение — это способность выполнять двигательные действия на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений и двигательное умений переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.

В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию.

Она может проявляться в двух случаях:

1) когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий;

2) когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих двигательных действий, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков.

Формируемые двигательные навыки стабилизируются тогда, когда система необходимых воздействий воспроизводится часто и относительно стереотипно. Основные положения стабилизации спортивных навыков следующие:

1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандартнее в процессе повторного выполнения действия воспроизводятся его закрепляемые черты. Отсюда следует правило: вначале закрепления навыков целостного выполнения действий следует по возможности исключать факторы, способные вызывать отклонения от оптимальных параметров техники движения (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическая напряженность) и создавать условия, уменьшающие вероятность таких отклонений путем регулирования нагрузок и отдыха, распределения упражнений в структуре занятий, способствующих закреплению навыков, использования соответствующих технических средств, тренажеров, лидирующих устройств, стандартизации условий внешней среды.

2. Обеспечение положительного характера стабилизации, т.е. чтобы все усилия, которые направлены на стабилизацию навыков, не теряли смысла, если при этом закрепляются ошибки. Поэтому стандартность упражнений относительна: повторять их следует без ошибок и с точностью закрепляемых параметров движения. На этапе стабилизации и на всех других этапах техническую подготовку необходимо сочетать с воспитанием способности точно регулировать и определять пространственные, временные и динамические параметры движения, рационально чередовать мышечные напряжения и расслабления, управлять переменными моментами действия в целом.

3. Закреплять навыки соревновательных действий целесообразно в той мере, в какой это придает им необходимую стабильность, но не превращает в стереотипы и согласуется с общей тенденцией развития тренированности на данном этапе большого (годичного) цикла тренировки.

4. В процессе закрепления сформированных навыков соревновательных действий все параметры упражнений, обеспечивающие стабилизацию, должны постепенно приближаться к целевым, к достижению, намеченному в данном цикле тренировки. При этом в скоростно-силовых видах спорта на первый план выдвигается проблема стабилизации навыков в условиях всевозрастающих проявлений скоростно-силовых качеств. Применяют прием «позонного освоения интенсивности». Так, если на первом этапе упражнения без отягощений выполнялись в основном с интенсивностью, не превышающей 90%, то на этапе стабилизации интенсивность значительной части этих упражнений смещается вначале в зону 90-93%, а затем и в более близкую к соревновательной. При закреплении навыков в видах спорта, не требующих предельных проявлений скоростно-силовых способностей, можно сразу же обеспечивать стабилизацию главных черт техники движений применительно к целевому уровню по интенсивности.

Надежность спортивной техники зависит от возможности изменять сформированные навыки соответственно меняющимся условиям состязаний, а следовательно, и от вариативности навыка. Однако стабильность и динамичность навыка представляют собой не только противоположные, но и взаимообусловленные свойства. Их взаимосвязь проявляется в том, что заданные кинематические параметры действия могут оставаться одними и теми же при его выполнении в различных условиях.

Целесообразная вариативность техники соревновательных действий характеризуется их оправданной изменчивостью, которая одинакова в условиях соревнований и способствует сохранению результативности действий. Она допускает отклонения от закрепленных форм движений, но не больше, чем это необходимо для достижения соревновательной цели. Степень вариативности в различных видах спорта неодинакова. Одна из основных задач технической подготовки спортсмена при совершенствовании закрепленных навыков состоит в том, чтобы обеспечить вариативность, соответствующую особенностям вида спорта. Это достигается путем направленного варьирования отдельных характеристик, фаз, форм упражнения, а также внешних условий их выполнения. Исходная основа различных приемов варьирования заключается в сочетании постоянной установки на результативность соревновательных действий и целесообразно изменяемых оперативных установок в тренировке. Наиболее широкий диапазон направленных вариаций установок характерен для видов спорта с нестандартным составом действий, непрерывно меняющимся по ходу изменения соревновательных ситуаций (спортивные игры, единоборства). В футболе, например, эффективность соревновательных действий зависит от того, насколько широко используются в тренировке упражнения с установками на быстроту, стабильность, высоту траектории (полета) мяча, точность, дальность удара и т.д.

Наряду со стабильностью и вариативностью навыков необходима также их надежность. Она определяется психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью координации и других способностей спортсмена. Надежность действий спортсмена в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий вопреки возникающим внешним и внутренним сбивающим факторам (помехоустойчивость) (смотрите схему).

Закономерности формирования двигательных навыков

Двигательный навык – произвольное действие, сфор­мированное по механизму временных связей и доведенное до автоматизма. В гимнастике при овладении техникой элемента обучаемый вначале осваивает упражнение, затем выполняет его более уверенно. Далее навык реализуется в более сложных условиях (например, в обстановке, тре­бующей проявления высокого мастерства).

В начале образования двигательного навыка у обучае­мых создается установка на овладение элементом, дей­ствием. Она сопровождается созданием ориентировочной основы действия, т.е. восприятия будущей техники дви­же­ния и всей его структуры. Например, при изучении прыжка ноги врозь через коня в длину обучаемый оцени­вает длину разбега, удаление мостика от снаряда, высоту и длину коня, место приземления. Все это создает образ целостного действия.

На этом этапе происходит явление генерализации, воз­буждение большого количества нервных клеток, захватывающее двигательные центры тех мышц, которые не дол­жны выполнять главные функции в изучаемом движении. Занимающиеся испытывают при этом напряжение, выпол­няют много лишних и ненужных действий, допускают не­точности и ошибки.

По мере повторения элементов уточняется программа действий, устраняются ненужные движения, уменьшаются затраты энергии, происходит экономизация функций, уси­ливается роль двигательного анализатора.

При становлении навыка приобретается способность осуществлять действие при ведущей роли мышления в уп­равлении движениями. С помощью четкой терминологии и словесного объяснения обучаемый может ясно предста­вить структуру элемента.

Это создает благоприятные пси­хические условия для формирования условнорефлекторных процессов, лежащих в основе выполняемого движе­ния. Представление фаз движения и мысленное их проду­мывание называют идеомоторной тренировкой. Она ока­зывает существенное влияние на ход обучения упраж­нениям.

Автоматизация навыка не исключает в гимнастике контроля сознания при выполнении двигательных дей­ствий. С образованием навыка вырабатывается умение, внимание занимающегося сосредоточивается на соедине­нии, комбинации, более высоком качестве выполнения от­дельного элемента, сознательном вмешательстве в проте­кание целостного двигательного акта. Гимнастика с ее многообразием движений является таким разделом физи­ческой подготовки и видом спорта, в которых ярко прояв­ляется органическое сочетание автоматизированного и со­знательного управления движениями.

В обучении гимнастическим упражнениям большое зна­чение имеет положительный перенос двигательных навы­ков. Перенос или влияние одних действий (движений) на другие по принципу их сходства может существенно об­легчить выполнение нового упражнения. Перенос по ха­рактеру влияния может быть прямой и опосредованный, по направленности – положительный и отрицательный. В гим­настике широко используется это явление. Установлено, что в так называемой базовой гимнастике существует це­лый ряд элементов, уверенное выполнение которых помо­гает гимнастам изучать сложные упражнения. Так, освое­ние точных положений рук, туловища, ног в вольных упражнениях, подъемов, соскоков на снарядах, простых прыжков через козла способствует выполнению более сложных элементов и соединений. Положительный пере­нос наблюдается при освоении подъема разгибом на пере­кладине, если до этого обучаемые выполняли поднимание ног к перекладине. Вообще большинство подготовительных упражнений, подбираемых по принципу схожести струк­туры движений, – яркое проявление положительного пе­реноса.

Перенос может быть и отрицательным, когда движение не сходно по структуре с изучаемым. Не рекомендуется, например, изучать подъем верхом сразу после освоения подъема завесом, где перекладину нужно захватывать согнутой ногой.

Процесс формирования двигательных навыков в спорте состоит из трех стадий.

1. Ознакомление с общей структурой упражнения.

Создание на этой основе необходимых понятий и представлений : о технике выполнения двигательного действия. На этой стадии спортсмен отчетливо понимает цель действия, но имеет смутное понимание о способе ее достижения, поэтому, выполняя задание, делает достаточно грубые ошибки, много лишних движений, у него отсутствует двигательный навык. Зрительный контроль тренера над выполнением упражнения необходим.

2. Овладение приемами формирования навыка. На этой стадии важны поиск и закрепление наиболее эффективных движений, необходимых для правильного выполнения упражнения. В результате двигательные представления становятся более полными и точными, мышечно-двигательные ощущения и восприятия более четкими и осознанными. Зрительный контроль за выполнением упражнения перестает быть ведущим, большая роль отводится двигательным и вестибулярным компонентам контроля.

Спортсмен постепенно освобождается от ряда ошибок, так что лишних движений становится меньше. Усваивается ряд элементов, формирующих автоматические двигательные действия. Вызывается положительная психическая реакция на навык.

Закрепление и совершенствование навыка. Представление об упражнении на этом этапе становится ясным и отчетливым. Двигательное действие выполняется быстро, точно и экономно. Необходимость зрительного контроля исчезает. Контроль осуществляется в основном при помощи мышечно-двигательных ощущений. Эта стадия не имеет завершения. Она продолжается до тех пор, пока спортсмен тренируется и выступает на соревнованиях.

Экспериментальным путем доказано, что процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:

  1. образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);
  2. рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;
  3. результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами;
  4. на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов.

Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.

В дошкольные годы дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества (Clark, Phillips, 1985). Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику — способность совершать движения большой амплитуды, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов. Развитие мелкой моторики — способности совершать точ-ные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой, проис-ходит медленнее.

У дошкольников сложно провести границу между физическим, моторным и перцептив-ным развитием, с одной стороны, и когнитивным — с другой. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования после-дующих двигательных навыков, но и для когнитивного, социального и эмоционального развития.

Например, когда дошкольник где-нибудь на пляже идет по бревну, он, с одной стороны, учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой — усваивает когни-тивное понятие узости и эмоциональное понятие уверенности.

Некоторым эволюционным рядам поведения свойственна функциональная подчинен-ность (функциональная субординация). Действия, которые первоначально совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного навыка. Так, сначала ребенок может просто играть с мелком и листом бумаги. Но за-тем изображение им на бумаге ка-ких-то знаков становится функционально подчиненным выполнению более сложных за-дач, таких как рисование, письмо и даже выполнение чертежа.

Истоки сложных мыслительных процессов не всегда очевидны. Мы вернемся к этой мыс-ли позднее, после обзора того, как в дошкольные годы развивается грубая и мелкая мото-рика. В табл. 7.1 представлены основные достижения дошкольников в области моторного развития. Следует напомнить, что возрасты, указанные в таблице, представляют собой средние значения; развитие каждого ребенка может значительно отличаться от этих норм.

Таблица 7.1 Моторное развитие дошкольников

2 года 3 года 4 года 5 лет
Ходят широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. При ходьбе и беге ставят ноги гораздо ближе, чем раньше. Могут менять темп бега. Могут ходить по гимнастическому бревну.
Могут карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко цепляться за что-либо дву-мя руками. Лучше удерживают равновесие при ходьбе и беге; передвигаются более плавно и ловко. Неуклюже передвигаются скачками; прыгают. Ловко скачут; стоят на одной ноге.
Обладают малой выносливостью. Берут предметы одной рукой. Демонстрируют большую силу, выносливость и координацию движений. Могут застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.
Берут предметы двумя руками. Рисуют на бумаге разводы и каракули; складывают в кучку кубики. Рисуют карандашом простые формы и фигуры; рисуют красками; делают из кубиков постройки. Умеют пользоваться письменными принадлежностями, посудой и другими предмета-ми домашнего обихода.

По сравнению с младенцами двухлетки являются поразительно умелыми существами, но им все равно еще предстоит многому научиться.

Они могут ходить и бегать, но до сих пор кажутся приземистыми и полноватыми. В 2 года дети обычно ходят широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. Они также норовят пустить в ход обе руки или ноги, даже если достаточно одной. Если 2-летнему ребенку предложить печенье, он, скорее всего, протянет за ним обе руки.

В 3-летнем возрасте дети во время ходьбы и бега начинают ставить ноги гораздо ближе одну к другой, им уже не требуется постоянно контролировать взглядом свои движения (Cratty, 1970). Таким образом, в их грубой моторике уже проглядывают элементы автома-тизма — способности реализовывать моторное поведение без осознанного контроля (Shiffrin, Schneider, 1977). Они бегают, поворачиваются и останавливаются на ходу с большей легкостью, чем это удавалось им в 2-летнем возрасте. Однако голеностопные су-ставы и кисти рук у детей еще не та-

кие гибкие, какими они будут через год или два. 3-летние малыши уже начинают отдавать предпочтение правой или левой руке и, скорее всего, протянут за предложенным печеньем одну, а не две руки.

К 4 годам дети уже могут менять темп бега. Многие из них умеют также совершать прыж-ки, правда, довольно неуклюжие, выполняя их на бегу или с места. 5-летний ребенок лов-ко прыгает, уверенно ходит по гимнастическому бревну, стоит в течение нескольких се-кунд на одной ноге и имитирует танцевальные движения. Многие дети в этом возрасте умеют подбрасывать вверх и ловить брошенный кем-то большой мяч (Cratty, 1970). Но должно пройти несколько лет, чтобы они научились точно бросать и хорошо ловить (Rob-ertson, 1984).

В то время как трехлетки толкают коляску с куклой или большой игрушечный грузовик лишь ради забавы, 4-летние дети функционально подчиняют эти действия играм в ку-кольный дом или в гараж, хотя иногда они все еще совершают некоторые действия ради самих действий.

Двигательная активность детей достигает пика, когда им исполняется 2-3 года, и посте-пенно снижается на протяжении оставшейся части дошкольного возраста. У девочек она снижается быстрей, чем у мальчиков, так что 5-летний мальчик может доставлять больше хлопот, чем его сверстница, спокойно играющая в детском саду (Eaton & Yu, 1989).

Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста

В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения техникой действия, которая отличается повышен­ной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие. Двигатель­ное умение постепенно переходит в навык.

Двигательный навык — это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Формирование двигательно­го навыка представляет собой процесс образования динамического сте­реотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с пре­обладающим значением второй сигнальной системы. Характерными осо­бенностями двигательного навыка являются; автоматизированный харак­тер как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота действия; стабильность итогов действия; надежность и прочность — на­вык не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Закономерности формирования двигательных навыков.

1. Формирование первоначального умения — стадия, короткая по вре­мени, когда дети знакомятся с новым движением, характеризуется широ­ким иррадиированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей на­блюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускула­туры, наличие лишних движений, неточности в пространстве.

2. Процесс специализации условного рефлекса — стадия, более продол­жительная по времени. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается.

Это происходит в силу уточнения от­ дельных двигательных рефлексов и всей системы в целом.

3. Стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребенок владеет навы­ком. Движения его делаются произвольными, экономными. Он самостоя­тельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной зада­чи, может творчески применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации.

Наряду с формированием двигательных умений и навыков, развитие физических качеств является одной из сторон физического воспитания. Физические качества связаны с морфофункциональными, психофизиче­скими и биологическими особенностями организма ребенка. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего орга­низма, дети быстрее усваивают новое, проявляют творческую самостоя­тельность. Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость) происходит в тесной связи с формирова­нием двигательных навыков.

Быстрота рассматривается как комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции. Практически это проявляется в способности вы­полнять двигательное действие в минимальный срок.

Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой повторения движений. Для развития скоростных ка­честв следует использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на коротких дистанциях с пере­ходом на другой темп. Кроме того, на занятиях и в игровой деятельности используются подвижные игры и бег из условных разных исходных по­ложений (сидя, лежа, на спине, на корточках и т. д.).

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями. У ребенка воспитание ловкости связано с развитием координации движе­ний, умением согласованно, последовательно выполнять движения. Лов­кость является необходимым компонентом любого движения. Для воспи­тания ловкости у детей используются многообразные физические упраж­нения в основных движениях (ходьба, бег между предметами; с преодо­лением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись на скамей­ке; перепрыгнуть через предмет). Наилучшие условия для совершенство­вания ловкости создаются в подвижных играх: ребенок должен проявлять быстроту, сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться ме­жду предметами. Целесообразны задания с предметами. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

Сила — способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мы­шечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют час­тоту, степень и объем мышечных сокращений.

Существует несколько понятий силовых способностей человека. Аб­солютная сила — способность проявлять максимальное напряжение в от­носительно короткий отрезок времени, эта способность оценивается обычно с помощью динамометра и выражается она в кг. Относительная сила, которую может проявить человек безотносительно к собственному весу, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг веса человека. Относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошкольного возраста она состав­ляет 1,5-1,8 условных единиц (Е. Н. Вавилова). Это значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его личный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и стано­вую силу.

Для развития силовых показателей можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх, вперед, вспрыгива­ние на возвышение с места, с небольшого разбега, разновидности прыж­ков, ходьба по лестнице, умеренный или быстрый темп выполнения уп­ражнений, ускорения, прыжки со скакалкой и др.

Выносливость — способность противостоять утомлению, длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности, в чем заключается физиологическая сущность качества выносливости. В теории и практике физического воспитания широко распространено де­ление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты.

Воспитание выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, дли­тельный бег).

Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его сочленений. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок. Учитывая, что у дошколь­ников опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличается пластичностью, следует на физкультурных занятиях, утренней гимнасти­ке включать упражнения на вращения, повороты, наклоны, махи, пру­жинные движения для увеличения подвижности суставов. Объем и ин­тенсивность упражнений на развитие гибкости должны увеличиваться постепенно.
63.Методы и приемы обучения движениям, их характеристика и классификации.

Метод – система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения. Наглядный метод. (показ физических упражнений (правильная, четкая, красивая демонстрация – показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов);использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, диафильмы, кинофильмы);имитация (подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни);тактильно-мышечная наглядность – включение физкультурных пособий в двигательную деятельность детей, которые дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку;непосредственная помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса);слуховая наглядность, музыка (песня) – вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.)Целью наглядного метода является создание зрительного, слухового, мышечного представления о движении. При этом важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка. Словесный метод.(приемыобъяснения;пояснения;указания;подача команд, распоряжений, сигналов;вопросы к детям;образный сюжетный рассказ;беседа;словесная инструкция)Целью данного метода является обращение к сознанию детей, которое помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.Практический метод. (прием-повторение упражнений без изменения и с изменениями;проведение упражнений в игровой форме;проведение упражнений в соревновательной форме)Целью данного метода является закрепление на практике знаний, умений и навыков в основных движениях, что способствует созданию мышечных представлений о движениях.Приемы. Наглядно-зрительные:показ физических упражнений;использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);имитация (подражание);зрительные ориентиры (предметы, разметка поля).Наглядно-слуховые:музыка, песни.Тактильно-мышечные:непосредственная помощь воспитателя. Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям,Задачи обучения движениям-охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;создание условий для целесообразной двигательной активности детей;формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;формирование широкого круга игровых действий;развитие двигательных качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню