Формальные и неформальные отношения

Первичные и вторичные группы

ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Влияние особенностей социализации на пенсионное обеспечение

Сегодня это, должна быть, одна из самых острых демографических и социальных проблем. Юношество вступает в трудовую жизнь значительно (на 5—15 лет) позднее, чем в серединœе прошлого века. Тогда трудовая жизнь начиналась с 13 лет (срок поступления в ремесленное училище).

Вместе с тем, сегодня масса молодежи поступает работать в непроизводящий сектор экономики (торговля, офисы ничего не производящих фирм и т.д.). Между тем срок выхода на пенсию остался неизменным с 30-х годов: 60 лет для мужчин, 55 — для женщин.

Фактический трудовой стаж обеспечения собственной старости сокращается еще больше, ибо у нас существует масса профессий, дающих право на досрочный выход на пенсию. Так называемые ʼʼСписки I и IIʼʼ, а также северный стаж. Работники, попадающие в Список I, выходят на пенсию в 45 лет. Т.о.

если принять начало активной трудовой жизни 20 лет, то общий срок составит 25 лет. Это почти в два раза меньше, чем в серединœе прошлого века.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общая масса живого труда, обеспечивающего совокупную старость, сокращается. Но общество не готово к переменам (увеличение срока выхода на пенсию и уравнивание сроков для мужчин и женщин). По этой причине перспектива пенсионного благополучия тех, кто сегодня держит на своих плечах экономику страны, еще более призрачна.

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство).

Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

— с формальными и неформальными институтами;

— с первой и второй половиной жизни.

В мировой социологии традиционно употребляются термины ʼʼпервичнаяʼʼ и ʼʼвторичнаяʼʼ. В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины ʼʼпервичная группаʼʼ (знакомые люди) и ʼʼвторичная группаʼʼ (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы — ϶ᴛᴏ малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют личностные, неформальные, доверительные отношения (семья, сосœедская община, группа ровесников).

Вторичные группы — это большие социальные множества людей (армия, школа, институт, производство, суд). Вторичные социальные группы — ϶ᴛᴏ сфера деловых отношений, то есть формальных контактов.

Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия со всœеми ее уставами.

Неформальные – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

Таким образом:

— первичная социализация протекает в первичных группах, связанных неформальными отношениями

— вторичная – во вторичных группах, связанных формальными отношениями.

Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла.

Неформальные институты, также как и формальные, действуют на протяжении всœей жизни человека. При этом воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой проявляется в серединœе жизни.

Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. При этом время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип социализации: чем разнообразнее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает. Когда бизнесмен создает собственное предприятие, то в соратники он привлекает людей проверенных, тех, на кого можно положиться и кому стоит доверять. Кто они? Агенты первичной социализации – родственники, друзья, знакомые. А в кого нередко превращаются агенты вторичной социализации, то есть начальники и коллеги? В агентов первичной социализации – друзей и знакомых. Таков еще один закон или принцип социализации – кругооборот вещей в природе, закон взаимопревращения.

Тема: Формальные и неформальные отношения в хозяйственной организации

Раздел: Бесплатные рефераты по теории менеджмента (история управленческой мысли)

Тип: Курсовая работа | Размер: 262.16K | Скачано: 22 | Добавлен 19.04.16 в 13:13 | +1 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1.

Теоретические аспекты формальных и неформальных отношений в хозяйственной организации 4

1.1 Формальные и неформальные группы в организации и их характеристика 4

1.2 Причины образования формальных и неформальных групп 9

1.3 Влияние неформальных групп на результаты деятельности организации 12

Глава 2. Исследование формальных и неформальных групп в организации ООО «Бекарт Липецк» 16

2.1 Организационная характеристика деятельности организации ООО «Бекарт Липецк» 16

2.2 Оценка влияния формальных и неформальных групп в организации ООО «Бекарт Липецк» 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ВВЕДЕНИЕ

Организация понимается не только как формальное предприятие, но и как социальный объект достижения целей руководства и персонала. В любых учреждениях возникает трудовой коллектив, в котором складываются многообразные отношения персонала друг с другом и создаются разного рода группы. Под группой понимаются двое или более взаимодействующих между собой людей. Группы могут носить как формальный, так и неформальный характер. В каждой организации существуют формальные группы, создаваемые руководством и неформальные группы, которые образуются вне воли руководителя. Часто происходит тесное переплетение этих двух групп, и неформальные группы вытесняют интересы формальной группы, однако грамотный руководитель обязан знать своих подчиненных и правильно взаимодействовать с ними.

Это обстоятельство определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работой является исследование формальных и неформальных отношений в хозяйственной организации и разработка мероприятий, направленных на улучшение организационной культуры в учреждении.

Для рассмотрения поставленной цели при написании курсовой работы решались следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты формальных и неформальных групп в организации;

Исследовать механизмы формирования формальных и неформальных отношений в организации ООО «Бекарт Липецк»;

Разработать мероприятия по совершенствованию управления группами в организации ООО «Бекарт Липецк».

При написании курсовой работы исследовались труды отечественных и зарубежных ученых: В. В. Козлов, В. В. Бондаренко, Элтон Мэйо и других.

Курсовая работа содержит 31 страницу, содержит 4 рисунка и 1 диаграмму.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Организационное поведение: учебное пособие/В. В. Козлов, Ю. Г. Одегов, В. Н. Сидорова; под ред. М. Н. Кулапова. – М. Н.: КНОРУС, 2013. – 232 с. – (Бакалавриат)

2. Организационное поведение: учебное пособие/ В. В. Бондаренко, С. М. Васин, А. В. Седлецкий – М.: КНОРУС, 2015. – 287 с. – (Бакалавриат)

3. Организационное поведение: учебник / К.Э. Оксинойд. — М. : КНОРУС, 2013. — 472 с.

4. Организационное поведение : учебное пособие / С.А. Шапиро. — М. : КНОРУС, 2012. — 352 с. — (Для бакалавров).

5. Теория менеджмента: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. М. : КНОРУС, 2015. — 316 с. — (Бакалавриат).

6. Теория менеджмента: учебное пособие / С.Т. Тодошева. — М.: КНОРУС, 2013. — 216 с. — (Бакалавриат).

7. Организационная культура: учебное пособие / В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова ; под ред. М.Н. Кулапова. — М. : КНОРУС, 2013. — 272 с. — (Бакалавриат).

8. Теория организации и организационного поведения: учебник / В. Р. Веснин – Москва: Проспект, 2014. – 472 с.

9. Теория организации: учебник / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко, Е.Ю. Шацкая. — 6-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2014. — 360 с. — (Бакалавриат).

10. Менеджмент организации: учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2015.

— 420 с.

11. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2015. — 476 с.

+1

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия со всеми ее уставами.

Неформальные – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

Таким образом:

— первичная социализация протекает в первичных группах, связанных неформальными отношениями

— вторичная – во вторичных группах, связанных формальными отношениями.

Формальные и неформальные агенты (институты) социализации по-разному влияют на человека на протяжении его жизненного цикла.

Неформальные институты, также как и формальные, действуют на протяжении всей жизни человека. Однако воздействие неформальных агентов и неформальных отношений достигает максимума в начале и в конце человеческой жизни, а действие формально-деловых отношений с наибольшей силой проявляется в середине жизни.

Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип социализации: чем разнообразнее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает.

Когда бизнесмен создает собственное предприятие, то в соратники он привлекает людей проверенных, тех, на кого можно положиться и кому стоит доверять. Кто они? Агенты первичной социализации – родственники, друзья, знакомые. А в кого нередко превращаются агенты вторичной социализации, то есть начальники и коллеги? В агентов первичной социализации – друзей и знакомых. Таков еще один закон или принцип социализации – кругооборот вещей в природе, закон взаимопревращения.

1. Неформальные отношения в организации

1. 1. Характеристики неформальных отношений в организации

2. Причины возникновения неформальных отношений в организации

3. Управление неформальной организацией

3.1 Проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями

Список литературы

1. Неформальные отношения в организации

Формальная организация создается менеджментом намеренно, но после этого становится также социальной средой, в которой люди взаимодействуют не по указке начальства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы, в результате чего возникает множество групп, основанных на дружбе, — неформальных групп, вместе представляющих неформальную организацию.

Неформальная организация— это спонтанно сформировавшаяся группа людей, регулярно взаимодействующих с какой-то определенной целью. Как и в случае с формальными организациями, именно эти цели являются причиной существования неформальных организаций. Мы опишем их позже. Дело в том, что в рамках большой организации существует множество неформальных групп, большинство которых произвольно объединяется в некую сеть. Рабочая среда очень способствует созданию неформальных групп. Формальная структура и задачи организации объединяют ежедневно людей, которые проводят вместе много времени, порой не один год. Люди, которые при других обстоятельствах вряд ли встречались бы так часто, проводят в обществе коллег больше времени, чем в кругу семьи. Более того, зачастую характер задач, которые они решают, заставляет их постоянно общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены организации зависят друг от друга во многих аспектах, и естественным следствием этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

Описывая процесс развития неформальной организации, Л. Сэйлес и Дж. Стросс утверждают: что сотрудники на основе контактов и общих интересов формируют дружеские группы, которые произрастают из самой организации. Но сформировавшись, они начинают жить своей жизнью, практически не связанной с трудовым процессом, на основе которого они возникли. Это динамичный, самогенерируемый процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом, что способствует возникновению благосклонных и приятельских отношений между людьми. Эти отношения, в свою очередь, становятся базой для самых разных видов деятельности, многие из которых не связаны с должностными обязанностями: совместные обеды, помощь в работе, борьба с аутсайдерами и т.д. Расширенные возможности для взаимодействия способствуют более крепким связям между членами группы, и она становится чем-то большим, чем простое объединение людей. В ней формируются свои правила действий — комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменениям. Группа становится организацией.

1.1 Характеристики неформальных отношений в организации

Неформальные организации и причины, по которым люди в них вступают, имеют характеристики, как сходные с формальными организациями, так и отличные от них. В неформальных организациях, как правило, имеются четкие нормы относительно стиля одежды, поведения, приемлемых типов работы и протокола. Чтобы обеспечить их выполнение, группа может применять довольно жесткие санкции. Тех, кто их нарушает, группа может подвергнуть остракизму. Это очень жестокое и эффективное наказание, если человек зависим от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей, что бывает очень часто.

Социальный контроль со стороны неформальной организации может повлиять на мотивацию людей стремиться к достижению целей формальной организации, а также на их отношение к менеджерам и к их решениям. Обсуждая групповые нормы, У. Скотт утверждает: «Эти стандарты могут не совпадать с ценностями формальной организации, в результате чего индивидуум может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются конфликтующие между собой требования».

Люди также используют неформальные отношения для обсуждения предполагающихся или фактических перемен в их подразделении или в организации. Неформальные организации, как правило, сопротивляются переменам, что частично объясняется тем, что перемены зачастую несут в себе угрозу дальнейшему ее существованию. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение, связанное с притоком большого числа новых работников, и т.д. могут привести к распаду неформальной группы или к уменьшению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных потребностей. Иногда эти перемены помогают укрепить статус и пасть конкурирующим неформальным группам.

Поскольку люди реагируют не на объективно происходящие, а на воспринимаемые ими события, предложенное изменение может быть воспринято группой как более угрожающее, чем оно есть на самом деле.

Если члены группы видят в переменах угрозу ее дальнейшему существованию, их совместному опыту, удовлетворению социальных потребностей, общим интересам или позитивным эмоциям, сопротивление переменам неизбежно.

2. Причины возникновения неформальных отношений в организации

Для вступления в группы и неформальные организации у людей всегда имеются причины, но они часто не осознают их. Как показали Хоторнские эксперименты, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем зарплата. Самыми важными причинами присоединения к неформальной группе являются чувство причастности, взаимопомощь, защита, общение, симпатия и общие интересы.

Основная причина вступления в неформальную группу — стремление удовлетворить потребность в причастности, которая является одной из сильнейших потребностей человека. Было обнаружено, что люди, работа которых не обеспечивает им возможности налаживать социальные контакты, как правило, ею не удовлетворены. Другие исследования показали, что причастность к группе и ее поддержка способствуют удовлетворению людей работой. Но, несмотря на то, что потребность в причастности сегодня признана всеми, большинство формальных организаций планомерно над усилением социальных контактов не работают, и работники зачастую просто вынуждены примыкать с этой целью к неформальным группам.

В идеальной ситуации подчиненные должны иметь возможность без ограничений обращаться к своему непосредственному начальству за советом либо для обсуждения своих проблем. В противном случае начальнику следует тщательно проанализировать свои взаимоотношения с подчиненными. Люди, ошибочно или верно, обычно думают, что начальник в формальной организации будет считать их плохими работниками, если они будут спрашивать его, как выполнить то или иное задание; многие просто боятся критики.

Далее, в любой организации существует множество неписаных правил, которые регулируют менее важные процедуры, например продолжительность перерыва на кофе, отношение начальника к посторонним разговорам и шуткам, стиль одежды. Понятно, что по таким вопросам работники обращаются к начальнику редко.

Обычно в таких случаях они предпочитают прибегнуть к помощи коллег. Например, рабочий-новичок, вернее всего, попросит объяснить, как выполнить ту или иную операцию, другого рабочего, т.е. он будет стараться примкнуть к уже сформировавшейся социальной группе, включающей опытных рабочих. И эта ситуация выгодна обоим: и получающему, и оказывающему. Первый получает нужный совет, а второй — престиж и самоуважение. Таким образом, потребность в помощи способствует возникновению неформальных групп сразу двумя способами.

Осознанная потребность в защите также является важной причиной присоединения людей к той или иной группе. Хотя в наши дни реальная физическая опасность в рабочей среде — явление крайне редкое, первые профсоюзы возникли именно на базе социальных групп людей, которые собирались в пабах и обсуждали неправомерные действия руководителей. И сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга, прикрывая тех, кто нарушает правила.

Одной из важных причин вступления людей в неформальные группы является также стремление получить доступ к каналу неформальных коммуникаций — каналу слухов. По ним распространяются слухи и другая информация, которая либо вовсе не доходит из официальных источников, либо доходит с большим опозданием. Эта информация способна удовлетворить потребность индивидуума в психологической защите и причастности, а также обеспечить быстрый доступ к связанной с его деятельностью информации.

3. Управление неформальной организацией

Менеджерам необходимо понимать, что неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто обратил внимание на этот фактор и занимался вопросами создания неформальных организаций, был Дж. Хоманс. Под видами деятельности Хоманс понимает задачи, выполняемые людьми. Выполняя эти задачи, люди взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие приводит к возникновению определенных чувств — позитивного или негативного отношения друг к другу и к менеджерам. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.

Поскольку эмоции группы влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут повлиять и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера эмоций — позитивные они или негативные — они способствуют либо повышению, либо снижению эффективности, а также прогулам, текучести кадров, жалобам и другим факторам, определяющим успех. Поэтому, хотя формальные группы создаются не менеджерами и не контролируются ими в полной мере, чтобы организация достигла своих целей, ими надо эффективно управлять.

3.1 Проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями

Добавить комментарий

Закрыть меню