Фонетическая система русского языка

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Фонетика как наука 5

Глава 2. Произношение звуков и их комбинации 8

Глава 3. Колебания в ударении 12

Глава 4. Стили произношения 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

ВВЕДЕНИЕ

Фонетика — наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово «фонетика» происходит от греч. phonetikos — «звуковой, голосовой» (phone — звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка, природа которых материальна. Материальным носителем звучащей речи являются специальным образом формируемые говорящим колебания воздуха. Слушающий получает информацию о смысле передаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слухового восприятия.

Различаются общая фонетика и фонетика конкретного языка. Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является основой для фонетического анализа системы любого конкретного языка. Русский язык, как и любой другой язык народов мира, имеет свои фонетические особенности, которые образуют фонетическую систему русского языка, именно ее изучает русская фонетика.

Русская экспериментально-фонетическая школа известна своими достижениями во всем мире. Основателем школы был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн де Куртене. Первое экспериментально-фонетическое исследование системы русского вокализма принадлежит главе и основателю Ленинградской фонетической школы Л. В. Щербе. Московская фонетика связана в первую очередь с именами А.А. Реформатского, Р.И. Аванесова, П.С. Кузнецова, В.Н. Сидорова. Мощный импульс для своего развития получила экспериментальная фонетика с развитием современной компьютерной техники, которая позволила фонетисту-исследователю иметь в своем распоряжении целую экспериментально-фонетическую лабораторию на одном персональном компьютере.

Русские языковеды внесли большой вклад и в изучение истории развития фонетической системы праславянского и древнерусского языков (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев), русской диалектологии и диалектной фонетики (Н.Н. Дурново, А.А. Шахматов, Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов). Результатом теоретических и практических изысканий лингвистов, в том числе фонетистов, XIX — XX вв. стала реформа орфографии 1917-1918 гг. Современное правописание в целом основано на правилах, закрепленных в документах Орфографической реформы 1917-1918 гг. (подготовлена Ф.Ф. Фортунатовым, А.А. Шахматовым, Д.Н. Ушаковым). Теоретические основы орфографии как раздела языкознания были заложены Г.О. Винокуром. После революции 1917 г. в СССР активно ведутся полевые исследования бесписьменных языков, теоретические и практические основы которых разрабатывал Е.Д. Поливанов — автор первых учебников для бесписьменных народов, создатель новых алфавитов.

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.

Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи — слов, их форм, словосочетаний и предложений.

Глава 1. Фонетика как наука

Фоне́тика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Предмет фонетики — тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно.

Три аспекта фонетики:

1) анатомо-физиологический (артикуляционный). Исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки. Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический).

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Основные фонетические единицы и средства.

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность — время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики.

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории.

Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).

Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Глава 2. Произношение звуков и их комбинации

Современный русский литературный язык отличается от жаргонов, внелитературного просторечия, местных говоров тем, что имеет систему норм произношения. Как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических позициях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов – всеми этими вопросами и занимается орфоэпия (от греч. слов orthos – правильный и epos – речь). Следовательно, орфоэпию можно определить, как совокупность правил, которые устанавливают литературное произношение.

Значение орфоэпических правил для общения огромно. Они способствуют более быстрому и более легкому взаимопониманию говорящих. Ошибки в произношении отвлекают от содержания речи и тем самым мешают языковому общению. Несмотря на большие успехи, достигнутые в области народного образования в целом и в повышении речевой культуры нашего населения, в частности, произношение до сих пор является в ней наиболее слабым звеном. В настоящее время в связи с расширением влияния средств массовой коммуникации (радио, телевидение), отражающих и передающих «живые голоса» большего, чем в недавнем прошлом, количества носителей языка в прямом эфире, вопрос о правильности произношения стоит особенно остро.

Еще в начале нынешнего века образцом служило московское произношение в том виде, как оно сложилось к концу XIX в. Многие его черты оказались устойчивыми и сохранились до настоящего времени в литературном языке. В произношении гласных, например, наиболее характерной чертой является изменение в зависимости от их положения (позиции) в ударном или безударных слогах. Так, для русского литературного языка свойственно аканье, т.е. произношение в безударном слоге, стоящем перед ударным, после твердых согласных как звука, близкого к , обозначаемого знаком α – альфа: кр ва–корова, сб ка– собака, ст – стою. В остальных безударных слогах, независимо от того, находятся ли они до или после ударного слога, заметно изменяется произношение не только , но и . Оба звука произносятся как неясный, в большей или меньшей степени сокращенный (по-научному – редуцированный) ы-образный звук, средний между и , условно обозначаемый знаком ер/ъ/ Например, пишем сковород , пр волока, а произносимскъвърада, про´вълъкъ, При произношении слов с неясными, по большей части сокращенными (редуцироваными) гласными, есть одна опасность, о которой надо постоянно помнить. Если мы будем слишком сокращать и , некоторые слова могут зазвучать так, как звучат слова с другими значениями. Тогда наши собеседники могут не все понять из сказанного нами. Так, слово голова может звучать как глава , пароход , – как проход , паровоз – как провоз , сторона – как страна .

При произнесении согласных по-прежнему характерно в литературном языке, например, оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухими и, наоборот, озвончение глухих перед звонкими. Приведем примеры возможного оглушения: дуб – ду, любовь — любо, круг — кру, площадь — площа, дорожка –дорока, алмаз – алма.

Однако некоторые говорящие при оглушении звонкого на конце слова используют не парный ему глухой что соответствовало бы орфоэпической норме, а согласный . Говорят, например, вра – враг, вдру – вдруг, сне – снег, фла– флаг, что соответствует просторечному или диалектному произношению.

Приведем примеры и озвончения глухих перед звонкими согласными: вокзал – воал, футбол – фуол, сдать — ать, которые стали нормативными.

Однако у московского произношения с середины XIX в. был сильный конкурент – петербургское произношение. Оно отличалось от московского большей близостью к письменной речи, т.е. произношением близким в некоторых случаях к написанию. Например, москвичи говорили мста, сладк, булоная. петербуржцы произносили, как писали – мста, сладк, булоная.

В 20-х гг. нынешнего века и в последующие десятилетия в русском литературном языке происходили большие изменения. Они были вызваны массовыми перемещениями населения в стране, изменением социального статуса людей, не владевших произносительными нормами, смешением, особенно в городах, выходцев из разных местностей, ликвидацией неграмотности, повышением общего культурного уровня народа под влиянием средств массовой информации, кино, а потом и телевидения. Да и само население Москвы и Ленинграда-Петербурга очень изменилось, поэтому в настоящее время трудно говорить о каких-то серьезных различиях в московском и петербургском произношении.

И все же старомосковское произношение до сих пор слышится в речи многих дикторов радио и телевидения, до сих пор культивируется на сцене многих театров, причем отнюдь не московских. Некоторыми оно и сейчас признается образцовым.

К наиболее заметным чертам старомосковского произношения обычно относят произношение: 1) окончаний 3-го л.мн.ч. глаголов II спряжения через =ут,=ют по аналогии с глаголами I спряжения:

в , н , слы’; ср. современное во’ , но’ , слы’ ; 2) окончаний И.п.ед.ч. прилагательных м.р. с основой на заднеязычные согласные г, к, х с редуцированным звуком на месте : стро’ , то’н, ти’ ; ср. современное стро’ , то’н, ти’ ; 3) суффиксов в инфинитиве, стоящих после заднеязычных г, к, х, также с редуцированным на месте : покри’тъ, перепры’тъ, сма’ть;ср. современное покри’тъ, перепры’ть, cма’mь; 4) гласного как среднего между и , т.е. , после шипящих ж и ш в 1-м предударном слоге: ра’, ги’, лу’н; ср. современное ра’, ги’, лу’н, 5) гласных после мягких согласных в 1-м предударном слоге как звука, близкого к : сы’, cта’ть; ср. современное сы, ста’ть 6) смягченных согласных перед последующими мягкими согласными: сча’ ъе, ср. современный вариант счаъе, 7) суффикса = ся (=сь) в возвратных глаголах как твердого ; ср. общеупотребительное; ста’рал, стара´я и сценическое стара´л, старая, 8) сочетание чн ак шн. ску’о, коне’о, 9) сочетаний зж, жж как долгого мягкого , виа´т´, дри ср. современное виать, др ы с твердым долгим .

Предисловие …. 3

Введение

§ 1. Предмет фонетики …. 5

§ 2. Значение фонетики …. 6
§ 3. Понятие фонемы …. 7
§ 4. Две задачи описательной фонетики …. 9
§ 5. Общая и экспериментальная фонетика …. 10
§ 6. Фонетическая и фонологическая транскрипция …. 10

Кратчайшая звуковая единица в составе слова и морфем

§ 7. О месте фонетической системы в структуре языка …. 13

§ 8. Фонетика и фонология …. 16
§ 9. Понятие кратчайшей звуковой единицы …. 18
§ 10. Кратчайшая звуковая единица и ударение …. 21
§ 11. Два типа позиционных чередований и обусловленный ими характер
фонетической системы …. 23
§ 12. Понятие сильной и слабой фонемы …. 28
§ 13. Понятие фонемного ряда …. 31
§ 14. Тождество и различие словоформ и морфем в их отношении к своим
звуковым оболочкам …. 33
§ 15. Фонетическая система в ее отношении к структуре языка в целом …. 35
§ 16. К вопросу о причинах разных точек зрения на фонему …. 36

О слогоразделе и строении слога в русском языке

§ 17. Постановка проблемы …. 41

§ 18. Основной закон слогораздела в русском языке …. 42
§ 19. Закрытые неконечные слоги …. 43
§ 20. Открытые неконечные слоги …. 44
§ 21. Несколько замечаний о теории слогораздела акад. Л. В. Щербы …. 46
§ 22. Особенности слогораздела, связанные с лексико-грамматическим
членением речи …. 47
§ 23. Особенности слогораздела на стыке предлога и следующего слова
и приставки и корня …. 50
§ 24. Слогораздел на стыке корня и суффикса …. 54
§ 25. Особенности начального и конечного слогов слова …. 56
§ 26. Некоторые итоги …. 58

Ударение

§ 27. Звуковое членение речи …. 60

§ 28. Ударение слова, речевого такта, фразы …. 61
§ 29. Ударение как признак слова …. 63
§ 30. Ударение слова и его свойства …. 64
§ 31. Долгота и краткость гласных …. 66
§ 32. Музыкальная сторона ударения …. 67
§ 33. Разноместность ударения …. 68
§ 34. Ударение подвижное и неподвижное …. 72
§ 35. Ударение и звуковое оформление слова …. 80
§ 36. Безударные и слабоударяемые слова …. 81
§ 37. Слова с побочным ударением …. 84

Вокализм

Ударные гласные

§ 38. Состав гласных фонем …. 88

§ 39. Классификация гласных …. 89
§ 40. Образование отдельных гласных …. 92
§ 41. Сильные гласные фонемы в разных фонетических условиях …. 95
§ 42. Основной вид и позиционные варианты сильных гласных фонем …. 103

Безударные гласные

§ 43. Редукция …. 105
§ 44. Слабые гласные фонемы …. 106
§ 45. Слабые гласные фонемы 1-го предударного слога …. 106
§ 46. Образование отдельных гласных в 1-м предударном слоге …. 113
§ 47. Слабые гласные фонемы 2-го предударного слога …. 115
§ 48. Гласные заударных слогов …. 120
§ 49. Фонемные ряды гласных …. 125

Консонантизм

Состав согласных фонем …. 134

Классификация согласных

§ 50. Принципы классификации …. 136
§ 51. Участие голоса и шума …. 137
§ 52. Место образования шума …. 139
§ 53. Способы образования шума …. 140
& 54. Отсутствие или наличие палатализации (твердость-мягкость) …. 143

Образование отдельных согласных фонем

§ 55. Губные …. 146
§ 56. Переднеязычные …. 148

Зубные …. 148

Нёбно-зубные …. 154

§ 57. Среднеязычные …. 156
§ 58. Заднеязычные …. 157

Система согласных фонем

§ 59. Общие сведения о системе согласных …. 159

Соотносительный ряд глухих и звонких согласных фонем

§ 60. Состав сильных согласных фонем в отношении глухости-звонкости …. 162
§ 61. Сильные по глухости-звонкости парные согласные фонемы …. 162
§ 62. Слабые по глухости-звонкости парные согласные фонемы …. 163
§ 63. О вариантах некоторых слабых по глухости-звонкости парных
согласных фонем …. 167
§ 64. О вариантах внепарных глухих согласных фонем …. 168
§ 65. О вариантах сонорных согласных фонем …. 169

Соотносительный ряд твердых и мягких согласных фонем

§ 66. Состав сильных согласных фонем в отношении к твердости-мягкости …. 170
§ 67. Сильные позиции согласных фонем по твердости-мягкости …. 170
§ 68. Слабые полиции согласных по твердости-мягкости …. 175
§ 69. О характере противопоставлений по твердости-мягкости и глухости-звонкости
в связи с историей русского консонантизма …. 182
§ 70. О вариантах внепарных по твердости-мягкости согласных фонем …. 184
§ 71. Фонема …. 186
§ 72. Система согласных фонем с учетом всех соотносительных рядов в их взаимосвязи …. 192
§ 73. Фонемные ряды согласных …. 203

Типы научно-лингвистической транскрипции

§ 74. Звуковая система и звуковое письмо …. 213

§ 75. О трех типах научно-лингвистической транскрипции. Фонетическая транскрипция …. 215
§ 76. Словофонематическая транскрипция …. 217
§ 77. Морфофонематическая транскрипция ….

221
§ 78. Сочетания согласных в словофонематической и морфофонематической транскрипциях …. 224
§ 79. Нулевые члены фонемных рядов в морфофонематической транскрипции 229
§ 80. Образец трех типов транскрипции …. 231
§ 81. Морфофонематическая транскрипция и орфографическое письмо …. 232

Опечатки …. 241

Поиск Лекций

ЗНАЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ. ЗВУКОВАЯ ПРИРОДА УСТНОЙ РЕЧИ. ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи — одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно и в виде устного слова. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли.

Рассматривая устную речь в качестве разновидности словесной речи, следует иметь в виду ее лексические, грамматические особенности и главным образом те материальные средства, которые используются в речи для выражения и различения смысла. Эти звуковые по своей природе средства в конечном счете сводятся к варьированию таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывность.

Все эти вариации звучания укладываются в некоторый определенный динамический и частотный диапазон.

Если говорить о динамическом диапазоне речи, имея в виду разную интенсивность ее звучания в зависимости от силы голоса, то разность между обычной громкой и шепотной речью составляет примерно 60 дБ. Если иметь в виду пределы изменения силы произносимых звуков речи при голосе нормальной интенсивности, динамический диапазон оказывается равным примерно 40 дБ (дБ (децибел) — логарифмическая единица, указывающая отношение данной силы звука к его силе, соответствующей порогу ощущения при нормальном слухе.).

Частотный диапазон речи, начиная с самых низких тонов мужского голоса и кончая самыми высокими составными компонентами, характерными для некоторых согласных, выходит за пределы частот, расположенных между 100 и 10 000 Гц (Гц (герц) — единица измерения частоты колебаний (один период в секунду), с помощью которой определяется высота звука.).

При этом для обеспечения разборчивости речи особенно существенна область частот от 300 до 3000 Гц.

Различные вариации звучания служат тем акустическим материалом, из которого построена фонетическая система языка.

Фонетическую систему языка составляют фонемы, словесное ударение и интонация. С их помощью в устной речи выражаются тончайшие оттенки мыслей, чувств, волевых устремлений. Рассмотрим каждый из этих компонентов в отдельности.

Фонемой называется наименьшая единица звучащей речи, способная служить для различения смысла.

Каждая фонема характеризуется определенными акустическими свойствами. Эти свойства претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных и позиционных условий (соседства с другими фонемами, местоположения в слове, степени ударности), в результате чего образуются различные варианты фонемы. В русском языке имеются 42 фонемы: а, и, о, у, ы, э, б, б’, в, в’, г, г’, д, д’, ж, з, з’, j (й), к, к , л, л , м, м , н, н’, п, п’, р, р’, с, с’, т, т’, ф, ф’, х, х’ ц, ч, ш, щ.

Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования знаменательных (т. е. облеченных значением) единиц речи — слов, морфем.

Но в некоторых случаях фонема совпадает с морфемой (например, в словоформе стула фонема а совпадает с окончанием) или даже со словом (например, с такими служебными словами, как союз и, предлог с, частица ж и др.). В этих случаях фонема сама облекается значением, становится знаменательной единицей речи.

Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы не могут служить для различения смысла: нет таких случаев, когда два слова или две формы слова различались бы за счет употребления разных вариантов фонемы. Замена в слове одного варианта фонемы другим воспринимается лишь как некоторое искажение нормального произношения.

Словесное ударение. Образуя слова, фонемы группируются в слоги. Так, слова рука, школа состоят из двух слогов (ру-ка, шко-ла), слова волосы, картина, карандаш — из трех слогов (во-ло-сы, кар-ти-на, ка-ран-даш). Слова могут состоять также из четырех, пяти и большего числа слогов. Многие слова состоят из одного слога (например, кот, сыр, сад и т. п.).

Членение слова на слоги обусловлено тем, что входящие в его состав фонемы произносятся с чередующимся нарастанием и падением мускульного напряжения, которому в большинстве случаев соответствует нарастание и падение силы звучания. В русском языке слогообразующими являются гласные фонемы.

Слоговое строение слов служит основой словесного ударения, которое в русском языке сводится к выделению одного из слогов посредством главным образом более громкого и обычно более длительного его произнесения. Каждое самостоятельное слово вместе с относящимся к нему служебным словом имеет свое ударение. Таким образом, число самостоятельных слов в произнесенной фразе определяется количеством словесных ударений, что в значительной мере способствует выделению слов из фразы в процессе ее восприятия.

Как известно, русское словесное ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. В разных словах оно может падать на различные по счету слоги от начала или конца слова (например, кошка, рука, паровоз, капуста, пуговица). При изменении формы слова или образовании от него другого слова ударение может переходить с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (например: рука — руки).

Разноместность и подвижность придают русскому ударению особую значимость. Ударение в сочетании с числом слогов создает определенный ритмический контур слова — неотъемлемый компонент его акустического облика.

Более громкое и длительное произнесение ударного слога сопряжено с большей четкостью и полнотой воспроизведения входящих в этот слог звуков. От места ударения зависит произношение гласных, которые в безударных слогах редуцируются.

В русском языке словесное ударение выполняет и смыслоразличительную функцию, дифференцируя слова и их формы (например: пили — пили, кружки — кружки, руки—руки, насыпать — насыпать).

Интонация. Третьим элементом фонетической системы языка, чрезвычайно сложным по своему строению и малоизученным, является интонация.

Если фонемы и словесное ударение представляют собой фонетические элементы, из которых построены слова и их формы, то интонация имеет отношение преимущественно к фонетической структуре фразы. Фраза, собственно, и определяется как смысловое единство, целостность и законченность которого выражается интонационными средствами.

В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых — изменение громкости и темпа произнесения, модуляция голоса и распределение пауз. Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы и фраз на синтагмы (синтагмой называют часть фразы, состоящую из группы слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. В некоторых случаях синтагма может состоять и из одного слова).

Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим.

Помимо синтагматического ударения, следует указать на логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяются слова, особо важные для передачи ее смысла.

Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических и тем самым усиливать его по сравнению с другими.

Поскольку и синтагматическое, и логическое ударения проявляются в рамках фразы, оба они могут рассматриваться как разновидность фразового ударения.

Особое значение имеет интонация для различения фраз повествовательного, вопросительного, побудительного (повелительного) и восклицательного характера, а также для выражения тончайших синтаксических отношений внутри сложного предложения.

Рекомендуемые страницы:

содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
Фонетика
Фонетика — наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч. phonē — звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи — слов, их форм, словосочетаний и предложений.
50.
Фонетические средства русского языка
К фонетическим средствам русского языка с разграничительной функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно или комбинированно.
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка — галька, бой — вой, рот — крот, нос — сон).
Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы — клубы, дыры — дыры, руки — руки).
Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).
Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).
Звуки и словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация — с синтаксисом.
51.
Фонетические единицы русского языка
Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Фраза — это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.
Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.
Слова членятся на собственно фонетические единицы — слоги, а последние — на звуки.
Слогораздел, типы слогов в русском языке. Ударение
52.
Понятие слога
С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.
53.
Основной закон слогораздела в русском языке
Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.
Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 — гласные, 2 — сонорные согласные, 7 — шумные согласные. Во-да: 1-3/1-3; ло-дка: 2-3/1-1-3; ма-сло: 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.
Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.
Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции — нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) — на-стур-ци-и.
Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже — на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит ; искусство ; расстаться ; с стены , поэтому чаще — .
54.
Ударение
В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.
Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: , , .
Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган — орган) и отдельных форм различных слов (мою — мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос — хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец — молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите — купите, ноги — ноги и т.п.).
В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: , , .
Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.
Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное — на втором, например: дрêвнерусский. К таким словам относятся слова:
1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),
2) сложносокращенные (гôстелецентр),
3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатлантический, послеоктябрьский),
4) некоторые иноязычные слова (пôстскриптум, пôстфактум).
Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта.

Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.).
Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.
Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.
Звуковой состав русского литературного языка

Система гласных фонем русского языка

Для гласных фонем русского языка постоянными, конститутивными признаками являются степень подъема языка и наличие/отсутствие лабиализации. Поэтому можно установить следующий состав гласных фонем, каждая из которых будет характеризоваться различной комбинацией этих двух признаков:

<и> верхнего подъёма, нелабиализованная

<у> верхнего подъёма, лабиализованная

<э> среднего подъёма, нелабиализованная

<о> среднего подъёма, лабиализованная

<а> нижнего подъёма, нелабиализованная

Признак степени подъёма языка является дифференциальным: по этому признаку каждая гласная фонема обязательно противопоставляется хотя бы одной другой; признак наличие/ отсутствие лабиализации также является дифференциальным, т.к. он противопоставляет <и> и <у> в зоне верхнего подъёма и <э> и <о> в зоне среднего подъёма; для <а> этот признак оказывается интегральным, т.к. в зоне нижнего подъёма нет лабиализованной гласной фонемы.

Система согласных фонем русского языка.

Для согласных фонем русского языка постоянными, конститутивными признаками являются: 1) степень участия голоса и шума: 2) место образования шума: 3) способ образования шума: 4) наличие/отсутствие палатализации (твёрдость – мягкость). Поэтому можно установить следующий состав согласных фонем русского литературного языка, в котором каждая фонема будет характеризоваться определённым набором четырёх перечисленных признаков.

сонорные губные (губно-губные) смычно-проходные (носовые) твёрдая <м> мягкая <м’>
переднеязычные ’’ ’’ <н> ’’ <н’>
’’ смычно-проходные (боковые) ’’ <л> ’’ <л’>
’’ дрожащие ’’ <р> ’’ <р’>
среднеязычные щелевые ’’ ’’ <j>
шумные глухие губные (губно-губные) смычные ’’ <п> ’’ <п’>
переднеязычные ’’ ’’ <т> ’’ <т’>
’’ аффриката ’’ <ц>
’’ ’’ ’’ <ч’>
(зубные) щелевые ’’ <с> ’’ <с’>
(нёбно-зубные) ’’ ’’ <ш> ’’ <ˉшۥ>
губные (губно-зубные) ’’ ’’ <ф> ’’ <ф’>
заднеязычные смычные ’’ <к> ’’ <к’>
’’ щелевые ’’ <х> ’’ <х’>
шумные звонкие губные (губно-губные) смычные ’’ <б> ’’ <бۥ>
(губно-зубные) щелевые ’’ <в> ’’ <вۥ>
переднеязычные (зубные) смычные ’’ <д> ’’ <дۥ>
’’ щелевые ’’ <з> ’’ <зۥ>
(нёбно-зубные) ’’ ’’ <ж> ’’ <ж‾>
заднеязычные смычные ’’ <г> ’’ <гۥ>

Таким образом, в современном русском литературном языке насчитывается 37 согласных фонем, каждая из которых отличается от всех других по совокупности четырех конститутивных признаков, определяющих эти согласные.

Русская фонологическая система носит ярко выраженный консонантный характер. Это значит, что в ней определяющую роль играют согласные, а гласные находятся к ним в подчиненных отношениях: 1.Сам состав согласных фонем (37) более чем в семь раз превышает состав гласных (5). Это означает еще и то, что для образования слов и их форм у согласных во много раз больше возможностей, чем у гласных. Информативность согласных русского языка во много раз выше информативности гласных. Совершенно ясно и то, что большой состав согласных фонем создает практически неограниченные возможности для образования слов и их форм и для различения слов по одной, двум и т.д. фонемам.

2. Определяющая роль согласных проявляется еще и в том, что в потоке речи согласные оказывают влияние на гласные, в результате чего обнаруживается варьирование аллофонов гласных фонем. Обратного влияния – гласных на согласные – в русском языке нет, вернее, оно очень незначительное, поэтому можно говорить, что согласные фонемы большей частью выступают в одном аллофоне, а гласные – в нескольких.

Законспектируйте важнейшую типологическую особенность русского языка в области согласных фонем. Отметьте также, что такое позиционная мена фонем и позиционные изменения, чем они отличаются.

Важнейшей типологической особенностью русского языка в области согласных является объединение большинства согласных фонем в два соотносительных ряда: парных твердых-мягких согласных и парных глухих – звонких фонем; вне этих двух рядов остаются только единичные фонемы.

Твердые-мягкие (15 пар фонем): <н – н’>, <б – б’>, <ф – ф’>, <в – в’>, <т – т’>, <д – д’>, <с – с’>, <з — з’>, <к – к’>, <г – г’>, <х – х’>, <м – м’ >, <н – н’ >, <р –р’ >, <л –л’>.

Эти фонемы сходны по всем присущим им конститутивным признакам, кроме твердости или мягкости.

Глухие – звонкие (12 пар фонем): <п – б>, <п’ — б’>, <ф – в>, <ф’ — в’>, <т — д>, <т’ — д’>, <с — з>, <с’ — з’>, <ш — ж>, <‾ш’ — ‾ж’>, <к — г>, <к’ — г’>. Они тоже сходны по всем признакам, кроме глухости или звонкости.

За пределами твердых — мягких пар находятся <ж>, <ш>, <ц>, <чۥ>, <шۥ>, <жۥ>.

За пределами глухих — звонких пар находятся <м — мۥ>, <н – нۥ>, <р – рۥ>, <л – лۥ>, <х – хۥ>, <ц>, <чۥ>. Фонема <ј> занимает особое положение: это щелевая, среднеязычная, звонкая, мягка согласная фонема; она имеет два аллофона: (гласный) и (согласный).

Синтагматическая ось образуется линейной последовательностью фонем и имеет свои законы, свои особенности, связанные с распределением, или дистрибуцией (лат. Distributus -распределенный), единиц звуковой системы, с возможностями и ограничениями в сочетаемости этих единиц друг с другом.

Распределение фонем на синтагматической оси системы определяет отличие позиционной мены фонем от позиционных изменений звуков речи как аллофонов фонем, которые одновременно противопоставляются чередованием единиц звуковой системы. Рассмотрим каждое из этих явлений.

Добавить комментарий

Закрыть меню