Фольклор устное народное творчество

Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах.

Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII-XIX веках, можно составить представление о былинах XI-XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500-600 лет назад.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

Фольклор как форма народного творчества. Календарно – обрядовые формы бытования фольклора.

Понятие фольклор означает – народная мудрость – это понятие используется для обозначения устного народного твор-ва.(поэзия, проза.) применительно к жанрам искусства.

Фольклор – это традиционное народное твор-во, которое зародилось в глубокой древности, и дошло до нас как уникальное свидетельство жизни и быта народа.

Календарно –обрядовые формы бытования фольклора.Основные моменты трудовой жизни крестьянства отмечали, празднествами. Они были приурочены к смене времен года(определяющих цикл работ земледельца в поле и в домашнем хозяйстве.) Празднества следовали друг за другом соответственно различным состояниям — природы: зимнему солнцевороту, первым признакам возрождения, оживлению природы, полному цветению, осеннему и зимнему замиранию. Народные празднества представляли собой как бы цепь приветствий возрождающейся природы с соответствующими обрядами. Они должны были способствовать плодородию земли, хорошему урожаю, приплоду скота, благополучию семьи. Через различные магические действия, обращения к высшим силам и к природе. Особенно значительными были земледельческие празднества в дни зимнего солнцестояния. После принятия христианства они стали называться «святками». святки, начинались с сочельника—кануна рождества (24 декабря) длились две недели — до крещения (6 января). В эти дни, когда начинался новый годовой цикл в природе. В это время гадали. Старики гадали об урожае, приплоде скота, о погоде во время посева, вызревании озимых и Яровых, сенокосе, жатве. Во время святок проводились различные игры, ряженья и другие действия, имеющие магический смысл. Одним из самых примечательных явлений было колядование — хождение по домам с пением новогодних песен-поздравлений, прославляющих хозяев и выражающих пожелания на новый год. Колядовщики вознаграждались подарками и праздничными угощениями. К числу старейших относятся весенние игрища, следующие за святками и названные «масленичными». — обряд встречи и приветствия первых признаков оживления природы, весны и проводов зимы. Весенние игрища состояли как бы из трех действий: встречи, чествования и проводов весны, Это был самый веселый самый разгульный народный праздник, который продолжался всю неделю и шел по строго расписанному порядку. Каждый день недели имел свое предназначение. Понедельник—»встреча», вторник—заигрыши», среда—»лакомка», четверг—»разгул», пятница—»тещины вечера», суббота—»золовкины посиделки», воскресенье —прощеное. Это было великое веселье для всех людей без различия пола и возраста, семейного и социального положения. Обрядово-ритуальным угощением были блины, ездили на лошадях, катались с гор на санках, играли в снежки, боролись, разжигали костры, сжигали чучела, звенели колокольчики и бубенцы, звучали пески и приговоры о том, как масленицу ожидали, встречали, величали и провожали.

В связи с введением христианства на Руси появились и утвердились церковные праздники (обряды) Самым большим праздником считалась Пасха была праздником прихода реальной весны, праздном возрождения и воскресения природы. Она давала начало с\х года, начало полевых работ. С этим связано много магических обрядов, цель которых — обеспечить благополучие посевов злаковых, плодовых и ягод. Размножение скота благополучие самого хозяина земли и его плодородия (яйцо, сыр или творог, высокий сдобный хлеб — кулич) Все это было все же принято церковниками ритуальной едой на пасху. Молодежь ходила по дворам христосоваться, с пасхальными яйца, проводилась азартная игра «яйца катать» — спускали их по лотку и смотрели, чье яйцо бьет другие яйца, Со второго дня пасхи начинались гулянья, хороводы, качанье на качелях, пение поздравительных песен в адрес друг друга. На седьмой неделе после пасхи, в четверг, праздновали «семик», а в воскресенье—»Троицу», Семицкие связан с приветствием первой зелени на деревьях, почитанием первого распустившегося дерева — березки и исполнением главного обряда «завивание венка», имевшего аграрное и магическое значение. «Семик» был девичьим праздником и проводился в лесу. Девушки тайно от парней уходили в лес, выбирали березу и совершали с ней магические обряды. Они украшали березу, пели ей песни, нашептывали желания, пригибали ее (ветви к земле, на концах веток завивали венки.) Затем начиналась трапеза, после чего водили хороводы, пели песни, девушки кумились — целовались, желая быть верными подругами. Через три дня, в Троицу, возвращались к березе, осматривали свои венки (если не распустились — желание исполнится). Затем бросали их в реку и смотрели, как плывут— гадали на женихов. Срубали березку и множество веток, приносили их в селение, украшали ветками дома, ставили берёзу в центре деревни и водили хороводы, где активное участие принимали и парни.

В дни летнего солнцестояния, которые приходились на 24 июня, народ праздновал Ивана Купалу, приветствуя солнце и цветения растительности на земле. Праздник Ивана Купалы утверждал приход лета, когда был самый длинный день и самая короткая ночь, а в деревнях начинали купаться. Считалось, что в эту ночь оживляется и старается себя проявить вся нечисть, поэтому особое место занимали обереги и гадания. Еще до восхода солнцу выходили в лес собирать травы, цветы и коренья (особенно папоротник), обладающие целительной силой и нужные для ворожбы. К вечеру топили бани и парились вениками. А с заходом солнца начиналось великое игрище и продолжалось всю ночь с 23-го на 24-ое. Разжигали костры, прыгали через них, водили хороводы, обливали друг друга водой, купались в реках и озерах и пели особые купальские песни. Цикл календарно-обрядовых праздников завершался праздником урожая. Он не был приурочен кой-то конкретной дате, время проведения зависело от созревания злаков и тех климатических условий, которые определяли жатву. Жатвенные обряды были связаны с благодарением «матушки-земли» за полученный урожай, желанием вернуть ей силы для нового урожая в будущем году. В обряды входили различные магические действия с первым и последним снопом. Первый сноп зажала старшая в семье. Его украшали цветами, несли с песнями в дом и ставили под икону. Последний сноп также несли в дом, воздавали ему почести, считали, что он обладает целительной силой. Последний пучок жнива оставляли на земле, притаптывали колосья, чтобы вернуть земле силы. Все это сопровождалось песнями. На празднике урожая в складчину варили пиво, резали барана, пеклись пироги. Было множество игрищ., звучали песни посвященные прошедшей жатве и о будущем урожае. Родильные обряды осуществлялись, чтобы обеспечить новорожденному здоровье и положительно повлиять на его будущую судьбу, уберечь от «порчи», «сглаза» и болезней, Чтобы жизнь была обеспеченной и счастливой, Новорожденного купали в бане и заговаривали, ему посвящали специальные песни. Свадебные празднества были самыми значительными и включали в себя множество обрядов, связанных со сватовством, сговором, девичником – мальчишником. Свадьбы в некоторых районах страны они длились до трех недель. В свадебной обрядности нашли отражение особенности крестьянского мировосприятия. Невесту выбирали умеющую работать, поэтому при сватовстве могли попросить ее показать свое умение прясть, шить, вышивать. Свадьба представляла собой замечательное явление различных жанров народного творчества. В нее входили пословицы, поговорки, загадки, причитания, приговоры и песни полной противоположностью по своей эмоциональной окраске были похоронные обряды. Они посвящены самым трагическим событиям в жизни человека и насыщены плачем, воплями и рыданиями.

Хотя не всегда были таковыми. Похоронным обрядам предшествовали в глубокой древности игрища в массовые поминки, которые были приурочены к весне и назывались «русалиями». Они состояли из четырех частей: отпевание «покойника», оплакивание его, прощание с ним и оживание. Здесь отчетливо выступали комические, сатирические возможности обыгрывания и пародирования.

Музыкально-песенный фольклор.Наиболее ярко представлен в хороводных песнях, они подразделяются на два вида: хоровод- игровые и собственно хороводные. Исполнение хороводно-игровых песен обязательно сопровождалось какими — нибудь действиями в соответствии с содержанием. хороводные песни исполнялись в хороводном движении с выражением симпатий. Довольно яркое отражение получила тема крестьянского труда.Специфика в том, что она неизменно преломлялась через тему любви и брака. Большинство хороводных песен исполнялось от имени девушки.в хороводных песнях отражались две тесно связанные темы семьи и брака и тема будущих удач, трудовых, хозяйственных делах. Хороводы изначально были с праздником весеннего обновления природы, песни исполнялись, начиная с пасхальной недели и до самых зимних святочных игр. Они были связаны с различными заклинаниями по поводу будущего урожая, успеха в трудовых действиях, величаниями природы. Кроме хороводных и хороводно-игровых песен , были распространены песни связанные с обрядами и составляющие их часть. Это песни-колядки; подблюдные; масленичные песни; это и «веснянки» и др. Календарно-обрядовые, семейно-бытовые и другие праздники, обряды и игры у древних людей не могли проходить без инструментального сопровождения. К XVII были известны: бубен, свирель, гудок, труба, рог, рожок, жалейка, волынка, гусли. Они сопровождали песни, пляски, театрализованные действия, трудовые процессы.Народные ремесла и декоративно-прикладное творчество.Начиная с родового общества и на протяжении всей истории человечества, жизнь и быт людей были связаны с изобразительным искусством. Оно не существовало самостоятельно и имело прикладной характер, отсюда и название народного изобразительного искусства др. руси декоративно-прикладное. Элементы его появились еще в родоплеменном обществе. Узоры на теле и лицах, украшения перьями и ракушками, ожерельями и браслетами отличали одни племена от других, были так­же амулетами, оберегами, талисманами. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, мебель, одежду и другие бытовые предметы, люди стремились при­дать им красивую форму, украсить орнаментом, что прида­вало обычным вещам черты произведений искусства. с развитием земледелия Крестьяне сами изготовляли нужные им вещи, начиная с одежды, разной утвари, орудий труда и кончая всем, что было необходимо земледельцу. Но были и такие виды производства, которые требовали особой выучки. кузнецы-ювелиры,занимались обработкой металла: ковкой, литьем, чеканкой. изготавливали изделия для быта, кузнецы-ювелиры сильно отличались от обычных мастеров. Изготавливали различные подвески с фигурами животных, либо простые орнаменты, затем появ. различные геометрические формы. Дерево в народном декоративно-прикладном творчестве.Крестьяне могли смастерить нехитрую мебель, изготовить орудия труда, вырезать посуду, выстругать прялку, детские игрушки. Все предметы домашнего обихода и орудия труда, выполненные из дерева, имели художественно-выразительную пластическую форму и были украшены орнаментальной резьбой или росписью. Позже появилось гончарное дело. ГлинаЛегко поддается обработке, можно вылепить все, что угодно. Наряду с сосудами изготовлялись лепные фигурки животных, птиц и людей, в которых отразились древние верования, суеверия, приметы. вышивка и кружевоплетение. Искусство вышивкибыло распространено очень широко. В прошлом умела вышивать каждая женщина. Располагалась по краю или вдоль соединительных швов и гармонично дополняла тканевый узор. В качестве материала для вышивки употребляли не только холст, лен, шерсть, но и более ценные тонкие цветные шелка, шитые жемчугом девичьи повязки, кокошники. Ажурные кружева пришивали к краям полотенец, покрывал, подолу, воротнику и рукавам одежды. Они были украшением избы и одежды.

Такое богатоеДекоративно-прикладное искусство, свидетельствует о художественном таланте народа. Дотеатральный фольклор — все народные празднества и обряды, а также хороводы хороводные игрища содержали в себе элементы драматического действия персонажей. Это были дотеатральные формы, или «предтеатр» (ряженье, обрядовые действа, народно-праздничные игрища, драматические игры), который подготовил появление собственно театральных форм, рассчитанных на зрителя. Все дотеатральные формы драматического творчества были видами коллективной игровой деятельности масс. К народному драматическому творчеству относится обрядовое действо, за которым закрепилось название «игрище». Игрища устраивались на всех празднествах. Игрища устраивались как в помещениях, так и на улице. Ярко выраженные драматические элементы содержались в свадебных и особенно в покойницких игрищах, которые были связаны с культом предков и превратились в комическую игру. Важным элементом игрищ карнавального типа было ряженье.Наиболее характерными были святочные, а в некоторых местностях и «масленичные» ряженья, а также свадебные, которые вносили в празднества элемент театрализации. Рядились различными животными — козой, медведем, конем. Наряду с игрищами карнавального типа, существовали игровые хороводы, в которых главным было драматическое действие. Исполнители разыгрывали содержание песни, с помощью различных художественно-выразительных средств создавали образы животных и природы, подражали их движениям, повадкам. Этот вид игрищ объединен вождением хороводов, при исполнении каких-либо обрядов, например «завивание березы», а также при обыгрывании песен. В отличие от карнавальных игрищ, которым свойственна яркость и многообразность худ-выразит. средств, хороводным игрищам была присуща однородность.

Разработать сценарный план танцевального дисковечера.

«Танцуй пока молодой»

Цель и задачи:

Организация досуга молодежи, пропаганда муз.искусства, общения вокруг музыки.

Место проведения: СДК с.Курчум

Время 1.Приветствие ведещего-диджея всех присутствующих, приглашение на танцпол 2.Разминка3. Танцевальный блок «…»4. Связующий блок- выступление шоу балета «…»5. Танцевальный блок «…»6. Связующий блок- выступление музыкальной группы «…7. Танцевальный блок по заявкам .Дисковечер закончен. Диджей прощается.

Задача № 10 Статья 213.

22% — страховые взносы в пенсионный фонд

2,9% — страховые взносы в фонд социального страхования

3.1% — страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования

2% — страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования

0,2% — фонд травматизма

Добавить комментарий

Закрыть меню