Физическое развитие ребенка

Нормы физического развития от 0 до 4 лет

Каждый ребенок развивается по индивидуальному графику. Но существуют усредненные нормы физической активности, которые помогают врачам и родителям исключить наличие грубых функциональных нарушений:

  • Новорожденный. Малыш появляется на свет с ростом 46-56 см, весом от 2,6 до 4 кг и обхватом грудной клетки 32-34 см. Он еще не умеет держать голову и менять положение своего тела. Мышцы находятся в гипертонусе, все движения спонтанные.
  • 3 месяца. Младенец может поворачиваться на бок, удерживать голову. Его движения становятся более плавными.
  • 6 месяцев. Грудничок легко хватает и удерживает в руках предметы, переворачивается со спины на живот. Умеет сидеть без поддержки.
  • 9 месяцев. Ребенок активно ползает, делает первые шаги, самостоятельно садится.

    Хлопает в ладоши. Умеет бросать предметы.

  • Год. Малыш уверенно ходит, собирает с пола предметы. Учится кидать и ловить мячик. Его примерный вес составляет к этому времени 10-10,5 кг, рост — 70-75 см, окружность груди — 45-48 см.
  • 2 года. Ребенок может бегать, бросать и ловить мяч. Однако центр тяжести у него пока приходится на нижнюю часть тела, поэтому малыш плохо удерживает равновесие, часто падает. Весит от 11 до 14 кг. В росте за год прибавляет до 15 см.
  • 3-4 года. Это пик физической активности ребенка. Он уже свободно ходит, не шаркая и не расставляя широко ноги. Бегает, легко разворачиваясь на ходу. Прыгает, отталкиваясь от поверхности двумя ногами. Может самостоятельно кататься на 3-4 колесном велосипеде, вставать на коньки или лыжи. К этому времени уже достаточно развивается и мелкая моторика: малыш умеет застегивать пуговицы, управляться с карандашами, пользоваться столовыми приборами.

К 6-7 годам двигательная активность немного снижается. У девочек этот процесс происходит чуть быстрее, именно поэтому в школе им бывает проще усидеть за партой.

Как повлиять на физическое развитие ребенка?

Стимулировать физическое развитие малыша можно, если с ранних лет приучать его к здоровому образу жизни. Что входит в это понятие?

1. Рациональное питание.

Для нормального развития мышечно-суставного аппарата ребенку необходимо достаточное количество белков, углеводов и витаминов. Если чадо начинает посещать спортивные секции, ему требуется обеспечить особый рацион с повышенном содержанием калорий и жидкости.

Новорожденные дети могут отставать он норм физического развития из-за плохого питания матери в период беременности. Такая ситуация часто наблюдается, если женщина сидит на низкокалорийной диете и недополучает необходимые для плода нутриенты.

Незаменимыми витаминами, влияющими на развитие зародыша, являются кислоты омега-3. Восполнить их дефицит будущая мама может, усиленно налегая на морепродукты или потребляя специальные пищевые добавки, например, АлвоГений. Этот препарат содержит докозагексаеновую кислоту, которая служит основным компонентом омега-3. Докозагексаеновая кислота при беременности стимулирует формирование нервных тканей малыша и повышает тонус его мускулатуры.

После появления на свет потребность в ценных элементах у ребенка меньше не становится. Находясь на грудном вскармливании, все необходимые вещества он получает от мамы. Поэтому кормящей матери следует повнимательнее отнестись к своему рациону, сделав его максимально сбалансированным и разнообразным. После перехода на обычные продукты имеет смысл периодически добавлять в рацион малыша витаминные комплексы.

Какие витамины пить детям? Любые, которые подходят по возрасту. Особое внимание нужно обратить на присутствии в препаратах:

  • йода,
  • железа,
  • омега-3 кислот.

По данным врачей, именно этих соединений часто не хватает современным детям. Дополнительную витаминизацию достаточно проводить 1-2 раза в год.

2. Воспитание физической культуры.

Приучать ребенка к двигательной активности нужно с младых ногтей. В раннем возрасте (до года) это могут быть простые упражнения на развитие мелкой моторики (игры со стаканчиками, кубиками), а также занятия с мячом.

После года можно приступать к ежедневному выполнению гимнастики. В этот период малыши уже вполне способны повторять простые упражнения за взрослыми. До 3-4 лет все уроки должны проводиться в игровой форме — только так ребенка удастся увлечь и привить ему любовь к спорту.

Основные показатели физического развития детей

Для оценки физического развития детей используются соматоскопические, соматометрические (антропометрические), физиометрические (функциональные) показатели.

При соматоскопии оценивается степень развития жирового, мышечного и костного компонентов, форма грудной клетки, живота, верхних и нижних конечностей.

Из соматометрических показателей чаще всего используются три основных – длина, масса тела и обхват грудной клетки. У детей раннего возраста важное значение придается показателям окружности головы, отмечается также число зубов, размеры родничков. Измерения толщины кожных складок, прежде всего над трицепсом, бицепсом, под лопаткой, над подвздошной костью, могут быть полезны в оценке количества жира в организме. Для этого используются специальные таблицы и номограммы, позволяющие по сумме толщины кожных складок достаточно точно рассчитать общее содержание жира и активную (обезжиренную) массу тела.

При физиометрической оценке обычно ограничиваются определением жизненной емкости легких и динамометрией.

При оценке физического развития ребенка необходимо также обращать внимание на эластичность кожных покровов, плотность(тургор) мягких тканей, мышечный тонус.

Нормальные показатели вышеперечисленных параметров в сочетании с нормальным нервно-психическим развитием, нормальным функционированием всех органов позволяют оценить физическое развитие как нормотрофическое (эйтрофия).

1. Показатели физического развития плода.Масса тела плода при сроке 30 недель составляет 1300 г. Для определения массы плода при сроке больше 30 недель на каждую последующую неделю нужно прибавить по 200 г, для определения массы плода при сроке меньше 30 недель на каждую недостающую неделю нужно вычесть по 100 г.

Длина плода при сроке 25-40 недель равна сроку гестации в неделях плюс 10 см.

Окружность головы плода при сроке 34 недели составляет 32 см; для определения окружности головы плода при сроке более 34 недели на каждую последующую неделю нужно прибавить по 0,5 см; для определения окружности головы плода при сроке менее 34 недели на каждую недостающую неделю нужно вычесть по 1 см.

Окружность грудной клетки плода при сроке 25-40 недель равна сроку гестации минус 7 см.

2. Показатели физического развития новорожденного. Масса тела в среднем для девочек составляет 3300 г, для мальчиков — 3500 г; длина тела – 48-53 см; окружность головы – 34-36 см; окружность грудной клетки – 32-34 см. Физиологическая убыль массы тела происходит к 3-5 дню жизни и достигает 5-6 % от первоначальной массы тела. Восстановление массы тела обычно наблюдается к 7-10 дню жизни.

3. Динамика показателей физического развития у детей первого года жизни.

В первом полугодии жизни ежемесячная прибавка массы тела составляет 700-800 г, во втором полугодии – по 400 г за каждый месяц. Первоначальная масса тела удваивается к 5-6 мес., а к году утраивается и достигает в среднем 10-11 кг.

Прибавка длины тела с 1 до 3 мес. составляет 3 – 3,5 см за каждый месяц, с 3 до 6 мес. – 2,5 см, с 6 до 9 мес. – 1,5 см, с 9 до 12 мес. – 1 см. К году длина тела в среднем составляет 75-77 см.

Окружность головы увеличивается в среднем по 1 см каждый месяц и к году составляет примерно 46-48 см.

Окружность грудной клетки увеличивается в среднем по 1,5 см каждый месяц и к году составляет примерно 50 см.

4. Динамика показателей физического развития у детей после года

Масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг. Для определения массы тела ребенка младше 5 лет, нужно на каждый недостающий год от 19 кг отнять 2 кг. Для определения массы тела ребенка старше 5 лет, нужно на каждый последующий год прибавить 3 кг. После 11 лет масса тела ребенка (кг) соответствует его утроенному возрасту.

Длина тела ребенка в 5 лет равна 110 см. Для определения длины тела ребенка младше 5 лет, нужно на каждый недостающий год от 110 см отнять 8 см.

Для определения длины тела ребенка старше 5 лет, нужно на каждый превышающий год к 110 см прибавить 6 см.

Окружность головы увеличивается за всю жизнь на 22 см. В возрасте 5 лет окружность головы составляет 50 см (ежегодная прибавка после года жизни равна в среднем 1 см). В последующем окружность головы у детей увеличивается в среднем по 0,6 см за каждый год.

Показатели физического развития детей

Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.

Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как:

  1. рост,
  2. вес,
  3. окружность грудной клетки,
  4. емкость легких,
  5. мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма:

  1. сердечно-сосудистой,
  2. дыхательной,
  3. пищеварительной,
  4. опорно-двигательной и др.

Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо. Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.

Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей.

В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.

Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности .

Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовой в медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже.

Периоды жизни ребенка

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:

  1. Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
  2. Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
  3. Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
  4. Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
  5. Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние .

Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам .

Физическое развитие – процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам.

Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка .

Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте .

Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его.

Оценка физического развития ребенка

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.

Методы оценки физического развития детей

Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:

  1. Сигмальный тип.
  2. Центильный тип.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже .

Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений.

Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире .

В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака .

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.

Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или «коридор», центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность «коридоров» между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 «коридора», развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:

  1. с предыдущим развитием ребёнка,
  2. с перенесёнными заболеваниями,
  3. с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.

Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.

Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.

Литература

  1. Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр «Академия», 2011
  2. Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
  3. Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
  4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
  5. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  6. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.
  7. Тяжелая О.В. Педиатрия. – Новая книга, 2010.

Одним из существенных этапов объективного исследования ребенка является оценка его общего физического развития. Для клинических целей представляет интерес определение веса и роста ребенка, длинников и периметров его тела, что позволяет вывести основные антропометрические индексы и оценить пропорции тела ребенка. Эти данные необходимы, чтобы установить, соответствует ли обследуемый ребенок по основным измерениям и пропорциям своему паспортному возрасту.

Вес. Взвешивание грудных детей производится на специальных детских весах (рис. 83) с максимально допускаемой нагрузкой до 20—25 кг. Ребенок, совершенно раздетый, кладется вместе с предварительно взвешенной пеленкой на специальный лоток или в корзинку, помещающуюся на верхней площадке весов. Такие весы допускают улавливать колебания веса до 10 г. Взвешивание грудных детей надо производить всегда в одно и то же время дня, лучше всего утром, после ночного интервала в кормлении. Старшие дети также взвешиваются без одежды обычно утром, до еды (рис. 84).

Рис. 83. Весы для взвешивания грудных детей.
Рис. 84. Взвешивание старших детей.

Рост. Измеряемый ребенок становится на площадку ростомера и прислоняется к вертикальной доске с делениями, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть опущены по швам, живот подобран, пятки — вместе, носки — врозь, голова в таком положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости (рис. 85). Планшетка, скользящая по вертикальной доске, прикладывается к голове без надавливания.

Рост сидя измеряется тем же ростомером, но ребенок садится на откидную или приставленную скамеечку с сидением, отстоящим от площадки ростомера на 25—40 см в зависимости от возраста ребенка. Ребенок касается вертикальной доски ягодицами, лопатками и затылком; голова — в таком же положении, как при измерении роста (рис. 86).

Рис. 85. Измерение роста стоя.
Рис. 86. Измерение роста сидя.
Рис. 87. Измерение длины тела у грудных детей.

Рост грудных детей измеряется в лежачем положении специальным ростомером в виде неглубокого ящика длиной около 100 см и шириной около 20 см. В середине такого
ящика имеется подвижная поперечная стенка. Ребенка кладут в ростомер на спину так, чтобы макушка головы прикасалась к неподвижной поперечной стенке, а к подошвам выпрямленных ног придвигают подвижную стенку (рис. 87); по имеющимся сбоку делениям отсчитывают расстояние между подвижной и неподвижной поперечными стенками ростомера.

При измерении роста сидя в раннем возрасте ребенок остается в таком же положении, как и при измерении всего роста, но бедра сгибаются под прямым углом в тазобедренных суставах, подвижная поперечная доска придвигается к ягодицам, а голени, согнутые под прямым углом в коленных суставах, перекидываются через нее.

Длина туловища измеряется сантиметровой лентой, прикладываемой плотно к спине; за длину туловища принимается расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и кончиком копчиковой кости. У старших детей это измерение делается в вертикальном положении, у маленьких — в лежачем положении на боку.

Измерение длины конечностей лучше всего делать антропометром Мартина, а за неимением такового — обыкновенной сантиметровой лентой.

За длину руки принимается расстояние от акромиона до конца III пальца руки, за длину плеча — расстояние между акромионом и верхушкой локтевого сустава, за длину предплечья — расстояние от локтевого сустава до конца III пальца.

За длину нижней конечности принимается расстояние от большого вертела бедра до уровня подошвы, за длину бедра — расстояние от большого вертела до коленного сустава, за длину голени — расстояние от коленного сустава до лодыжки.

Высота головы измеряется антропометром или штангенциркулем между макушкой головы и наиболее выдающейся частью подбородка.

Для измерения периметров пользуются сантиметровой лентой.

Окружность головы. Лента проводится сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди — по лбу над бровями.

Окружность груди. Лента проводится сзади под углами лопаток, а спереди по нижнему краю околососковых кружков; у девочек пубертатного периода с достаточно хорошо развитыми грудными железами спереди лента проводится по IV ребру. Измерение делается при опущенных руках, на высоте вдоха, выдоха и при спокойном дыхании.

Окружность живота измеряется на уровне пупка или в области наибольшего выпячивания живота.

Окружность плеча измеряется в верхней трети его, непосредственно около подмышечной впадины.

Окружность бедра измеряется в верхней наиболее широкой его части, причем лента проводится горизонтально приблизительно на уровне промежности.

Окружность голени измеряется на уровне наибольшего объема икроножных мышц.

Передне-задний и поперечный диаметры грудной клетки измеряются особым циркулем; при измерении первого одна ножка циркуля помещается у нижнего конца тела грудины, а другая — на этом же уровне на остистом отростке. При измерении поперечного диаметра ножки циркуля помещаются на ребрах приблизительно по средней подмышечной линии и на уровне нижнего края грудины, что соответствует в большинстве случаев наибольшему поперечнику грудной клетки.

Кроме этих основных измерений, для объективной оценки физического развития детей предложен целый ряд так называемых антропометрических индексов, основанных на сопоставлении двух или нескольких размеров тела. Чаще всего индекс есть процентное отношение меньшей из двух сопоставляемых величин к большей, например веса к росту, окружности грудной клетки к длине тела и т. д.

Практически наиболее распространенными являются только некоторые индексы, которые мы и приводим ниже (см. таблицу 16).

Таблица 16. Антропометрические индексы

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — рост. Этот показатель характеризует упитанность ребенка; у детей первых 2 лет он колеблется от 25 до 20 см и постепенно снижается до 6 см к 7—8-му году жизни. У детей истощенных он может выражаться отрицательной величиной; применим только в раннем и дошкольном возрастах.

Индекс Пирке (Pelidisi), так же как индекс Чулицкой, характеризует упитанность ребенка. Обычно определяется по специально исчисленным таблицам.

Второй индекс Чулицкой, так называемый «осевой», характеризует разницу между длиной ноги и длиной туловища. Уменьшение индекса указывает на отставание роста нижних конечностей, что часто отмечается у детей раннего возраста с явлениями задержки физического развития. Соотношение между длиной туловища и конечностей показывает также индекс Пирке (Bedusi).

Индекс Эрисмана: окружность груди — полурост. Характеризует развитие грудной клетки ребенка и отчасти его упитанность. Чем лучше физически развит ребенок, тем позже у него окружность груди сравнивается с полуростом. У крепких детей эта величина часто даже и в 13—14 лет не становится отрицательной.

Для этой же цели применяют индекс Бругша: (окружность грудной клетки X 100): рост. Этот показатель в грудном Возрасте равен 68—65, в дошкольном 63—53 и в школьном 53—49.

Антропометрические индексы, взятые без учета индивидуальных и социально-бытовых моментов, дают очень мало для правильной оценки развития ребенка. Каждый индекс в отдельности характеризует ребенка односторонне, а потому всегда необходимо пользоваться комбинацией индексов. В последнее время широко пользуются методом таблиц, в которых дана корреляция между ростом, возрастом и весом.

Таблица 17. Рост, вес, окружность груди и головы грудных детей (мальчиков)
(по Орлову, Москва, 1937 г.)

Эти показатели приобретают существенную ценность при повторном определении их у одного и того же ребенка в различные годы его жизни или у одного и того же ребенка, например, в процессе болезни и выздоровления. В этих случаях индексы позволяют объективно оценивать динамику возрастных или других изменений в развитии ребенка.

Весьма демонстративен метод антропометрического профиля Мартина, для пользования которым надо иметь цифровые таблицы, содержащие обработанные по методу вариационной статистики данные измерений довольно большого числа детей однородной во всех отношениях группы.

Для примера мы приводим сокращенную таблицу из работы Орлова, в которой указаны М — средние арифметические для каждого размера; м — средняя ошибка; σ — среднее квадратическое отклонение (таблица 17). Пределами нормы для каждого измерения берется величина, равная ±2σ, пределами средней нормы будут величины, лежащие между +0,5σ и — 0,5σ, ниже и выше среднего — величины от ± 0,5σ до ± 1,0σ, величины от + 1,0σ до + 2,0σ — большие и от — 1,0σ до —2,0σ — малые. Варианты, выходящие за пределы ± 2 а, рассматриваются как аномальные, Т. е. выходящие за пределы данного нормального вариационного ряда.

Например, мальчик в возрасте 6 месяцев имеет вес 5600 г, рост стоя 65 см, окружность груди 42 См и окружность головы 43 см.

Производим расчет: 1) вес: 7650 — 5600 = 2050; 2050:862,5 = 2,4; 2) рост: 66,27 — 65 = 1,27; 1,27:2,40 = — 0,5; 3) окружность груди: 43,195 — 42 = 1,195; 1,195:1,730 = —0,7; 4) окружность головы: 53,2 — 43 = = 0,2; 0,2:1,260 = —0,16 и т. д.

Таким образом, данный ребенок уклоняется от средней нормы в отношении веса — на 2,4σ, в отношении роста на — 0,5σ, окружности груди на — 0,7σ и окружности головы на — 0,16σ.

Полученные данные для большей наглядности наносят на специальную карточку (рис. 88), по которой отчетливо видно, что обследуемый ребенок уклоняется от нормы по весу за пределы возможных малых вариантов; по росту, длине конечности и окружности головы соответствует норме, а по окружности груди — ниже средней величины. Отсюда следует, что ребенок по основным размерам скелета находится в пределах нормы, но уклоняется от нее по окружности бедра, голени и особенно но весу, т.

е. речь идет о ребенке с ясно пониженным питанием.


Рис. 88. Антропометрический профиль Мартина.

Этих основных абсолютных и относительных измерений вполне достаточно для практических клинических целей, так как они позволяют уловить все уклонения от нормы в физическом развитии ребенка. Правильная оценка этих уклонений имеет большое практическое значение.

Значительное отставание длины тела может быть первичным и вторичным. К первичной задержке надо отнести случаи истинного карликового роста и гипопластического нанизма, при которых обычно не удается отметить какого-либо определенного поражения эндокринных желез. К этой же группе расстройств роста принадлежит нанизм тиреогенного и гипофизарного происхождений, выявляющийся в сравнительно раннем возрасте, и так называемый юношеский нанизм препубертатного периода.

Эндокринные формы нанизма лишь до некоторой степени приближаются к группе вторичных расстройств роста у детей. Вторичные задержки роста чаще всего являются результатом тяжелых расстройств питания (атрофия различной этиологии). Они наблюдаются у детей с врожденными пороками сердца (сердечный, митральный нанизм), при инфантилизме Гертера и при тяжелых формах рахита.

Кроме более или менее пропорционального (общего) расстройства нарастания всех основных длинников тела, малый рост ребенка может зависеть от задержки роста конечностей; это — различные виды так называемого непропорционального нанизма, к которому относятся случаи микромелии при хондродистрофии (рис. 89), при osteogenesis imperfecta, а также вторичная, кажущаяся отсталость роста, объясняемая сильным искривлением конечностей у детей больных рахитом.

Избыточный рост детей также, по-видимому, может быть различного происхождения. Большой рост может объясняться избыточно энергичным, но пропорциональным ростом всех длинников тела во внутриутробной и внеутробной жизни; к этой группе надо отнести также и детей-гигантов. Чаще приходится иметь дело с непропорциональным гигантизмом, обычно эндокринного происхождения; сюда относятся акромегалический гигантизм гипофизарного происхождения, евнухоидный гигантизм генитального происхождения и др.

Рис. 89. Хондродистрофия (ребенок 2 лет 1 месяца).

Добавить комментарий

Закрыть меню