Физические явления в литературе

Физические явления
в стихах русских
поэтов

Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях художественной литературы: писатели и поэты, ярко и образно воспевают родную природу, рассказывают о характерных природных явлениях.

Естественные источники света (их свечения не зависит от воли человека) издавна привлекали внимание людей; они вдохновляли поэтов, художников, композиторов, мыслителей. Вот как писал о звезде наш великий соотечественник М.В. Ломоносов:
… Открылась бездна звёзд полна.

Звёздам числа нет, бездне — дна.

А вот стихотворение В. Луговского:
Звезда, звезда, холодная звезда.

К холодным иглам ты всё ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь.

Твой дальний мир – крылатый вихрь огня,

Где ядра атомов сплавляются от жара.

Что ж ты глядишь так льдисто на меня,

Песчинку на коре земного шара.

А Ф.И. Тютчев посвятил одно из своих стихотворений радуге:
Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она пол неба отхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно давно нам на мгновенье,

Лови его – лови скорей!

Свет и тепло костра всегда притягивают к себе людей , создают лирическое настроение, так описанное, например, в стихотворении

И.С. Никитина:

Ярко звезд мерцанье

В синеве небес;

Месяца сиянье

Падает на лес.

Слышен меж кустами

Смех и разговор;

Жарко косарями

Разведён костер.

Звезды над полями,

Глушь да камыши…

Так и льются сами

Звуки из души.

Особая роль среди искусственных источников света принадлежит свече: она стала символом жизни, знаний, а также памяти об умерших, символом бессмертия человеческих душ. Благодаря этому в стихотворении Б.Пастернака образ свечи создает соответствующий лирико-филосовский подтекст:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.
Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Именно свеча послужила для русского электротехника П.Н.Яблочкова «отправной точкой» при создании лампы с электрической дугой –

«свечи Яблочкова».

Повсеместно, постоянно на земле совершается круговорот воды в природе.

Все жители нашей планеты – его свидетели, свидетели испарения, кипения и конденсации влаги. Обратимся к художественной литературе, где имеются описания этих явлений.

Ответим теперь на несколько физических вопросов, связанных с фрагментами из поэтических произведений.
3
М.Ю.Лермонтов «Два брата»:

Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших

С дворами грязными…

Вопрос: Почему туман чаще всего образуется в низинах?
( Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух.)
Русский писатель Иван Алексеевич Бунин.
«Холодная весна»:

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых

Ползет молочный дым: окуривают сад.

Все яблони в цвету – и вот, в зеленых травах

Огни, как языки, краснеют и дрожат.
Бесцветный запах чист – жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно- ярких звезд.

Вопросы: почему в ожидании заморозков окуривают цветущие яблони?

Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?

(Ответы. Окуривание садовых деревьев насыщает воздух мельчайшими частичками продуктов сгорания, на них и конденсируется пар из воздуха, выделяя при этом тепло, которое обогревает цветы. При безоблачном небе земля сильно охлаждается за счет излучения; дым задерживает это излучение.)
Русский писатель Николай Носов.
«Незнайка на Луне»:

Винтик и Шпунтик, находясь в состоянии невесомости, захотели вскипятить чайник. «Вначале все шло хорошо, но через несколько минут Винтик и Шпунтик увидели, как из носика чайника начала пузырем вылезать вода, словно ее кто- нибудь выталкивал изнутри. Шпунтик поскорей заткнул носик чайника пальцем, но вода тут же начала вылезать пузырем из – под крышки.

Этот пузырь становился все больше, наконец оторвался от крышки и, трясясь, словно был сделан из жидкого студня, поплыл по воздуху».
Вопросы: чем объяснить происшедшее?

Почему Винтик и Шпунтик не смогли вскипятить воду в чайнике?

(Ответы: Невесомостью. В невесомости невозможна конвекция.

Нижний слой воды в чайнике нагревается и превращается в пар.

Пар, расширяясь, вытесняет холодную воду из чайника.)

Из стихотворения русского поэта Ф. Тютчева «В небе тают облака…»:

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река…
Вопросы: узнали ли вы физическое явление, о котором здесь говорится? Назовите его. Почему искрится поверхность воды?

(Ответы. Описанное явление связано с отражением света. На поверхности воды всегда есть рябь, маленькие водовороты; её можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые «зеркала» фокусируют солнечные лучи, поэтому на воде появляются яркие искорки. Так как поверхностные волны-«зеркала» все время перемещаются, кажется, что искорки вспыхивают и гаснут.)

Поэтические образы различных естественных источников света.
Радуга: Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

С.Я.Маршак
Звёзды: Так много звёзд теснится в раме

Меж переплётами окна.

Они сверкают вечерами,

Как золотые письмена.

В оконном тесном полукруге

Припоминая, узнаёшь

Многоугольники и дуги-

Вселенный огненный чертёж.

С.Я.Маршак
Молнии: А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.

Меркла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

Б.Л.Пастернак

Огонь: Нет ничего грустней ночного

Костра, забытого в бору.

О, как дрожит он, потухая

И разгораясь на ветру!

Ночной холодный ветер с моря

Внезапно залетает в бор:

Он, бешено кружась, бросает

В костёр истлевший хвойный сор-

И пламя вспыхивает жадно,

И тьма, висевшая шатром,

Вдруг затрепещет, открывая

Стволы и ветви над костром.

И.А.Бунин
Конкурс загадок:
1. Как -то раз спросили розу, отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?
(острия шипа имеют очень малую площадь сечения).
2. Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту?
( Копыта лося раздвоены . Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно малое ).

3. Бортпроводница очень мило, перед отлетом попросила, из ручек вылить все чернила. Зачем ей это надо было?

(На большой высоте давление окружающего воздуха мало ,а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности земли .Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки).
4. Какая ошибка допущена в стихотворении поэта:
Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла?

(При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).

5. Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», — подумал он. Почему он сделал этот вывод.
(Ответ: Окна в квартире хозяйки замёрзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замёрз на нём. Следовательно, окна плохо утеплены. )
6. Придя в гости, Шерлок Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», — заметил он. Что позволило ему так сказать?
(Ответ: В окно он увидел, что дом каменный и стены его тонкие; кирпич же не очень хороший теплоизолятор.)
7. «Хотите чаю?» — спросил хозяин дома Шерлока Холмса. «Да»,- ответил гость. «Вот и хорошо, — сказал хозяин.- Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его»,- посоветовал Шерлок Холмс. Прав ли он?
(Ответ: Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизится, а чем она ниже, т. е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.)
8. «Блины вкусны тогда, когда горячие», — сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, — продолжала она, — я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас.» «Лучше их ставить на деревянную подставку», — посоветовал Холмс. На чем основан это совет?
(Ответ: Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)

9. Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная.» Как он это определил?

(Ответ: Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутке между ворсинками было больше воздуха – плохого проводника тепла.)
Загадки на тему «Природа и явления в ней».
К каждой отгадке ставят физический вопрос.

  1. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?

(ответ: лёд)
Вопрос: Когда чайник с кипятком остынет скорее: если его поставить на лёд или если лёд положить на крышку?

(Ответ: тогда, когда лёд положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз; возникнут конвекционные потоки)

  1. Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём речь?

( холод, тепло)
Вопрос: Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

(Ответ: у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции)

  1. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое?

(Тень)
Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?

(Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу)

  1. Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс.

И называюсь… (Паровоз)
Вопрос: Что служит рабочим телом у двигателя паровоза?
(Ответ: пар)

Текст. Пример из художественной литературы

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Комментарий. В этом тексте используются стратегия доминирования и стратегия сопротивления.

Затем наблюдается тактика сдачи позиций.

– Как всегда! – обрадовано заключила бабушка, заглянув в принесенную им сумку. – То ли глаз у тебя нет, то ли мозга! Что это за капуста? Ее свиньям только давать, а не ребенку! И, конечно же, три кочана! А картошка! Горох просто…

– Нин, хватит на сегодня, а… – попросил дедушка.

– Сколько талдычу одно и то же, – продолжала бабушка, не замечая его просьбы, – лучше купи меньше, но хорошего. Нет, как же, только наоборот! Кофточек купишь на три номера меньше, зато шесть. Груши – все как камень, зато десять кило. <…>

– Нин, хватит. Мне в овощном с сердцем плохо было, и устал я….

Комментарий. Стратегия доминирования обслуживается речевыми действиями, упреками в том, что продукты не свежие, что их качество плохое: Что это за капуста? Ее свиньям только давать, а не ребенку!
И, конечно же, три кочана! А картошка! Горох просто… А далее следуют язвительные замечания по поводу умственных способностей визави: То ли глаз у тебя нет, то ли мозга! Сюда же относятся обвинения в том, что визави не следует умным советам, все делает не лучшим образом: Сколько талдычу одно и то же, лучше купи меньше, но хорошего. Нет, как же, только наоборот! Дедушка оправдывается, не хочет продолжать ссору и говорит, что он чувствует себя плохо.

Текст

В приведенном ниже тексте представлен сценарий «Уговоры». Как вы думаете, зачем были сказаны слова этих персонажей?

Пример из художественной литературы. Отрывок из «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова

Бледная и скучающая гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла, там, где в зелени трельяжа было устроено входное отверстие. Перед нею на простом кухонном столе лежала толстая конторского типа книга, в которую гражданка, неизвестно для каких причин, записывала входящих в ресторан. Этой именно гражданкой и были остановлены Коровьев и Бегемот.

– Ваши удостоверения? – Она с удивлением глядела на пенсне
Коровьева, а также и на примус Бегемота и на разорванный Бегемотов локоть.

– Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.

– Вы – писатели? – в свою очередь спросила гражданка.

– Безусловно, – с достоинством ответил Коровьев.

– Ваши удостоверения? – повторила гражданка.

– Прелесть моя… – начал нежно Коровьев.

– Я не прелесть, – перебила его гражданка.

– О, как это жалко, – разочарованно сказал Коровьев и продолжал: – Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею.

– Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? – обратился Коровьев к Бегемоту.

– Пари держу, что не было, – ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу.

Прочитайте комментарии и сравните свои ответы с ними

Бледная и скучающая гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла, там, где в зелени трельяжа было устроено входное отверстие. Перед нею на простом кухонном столе лежала толстая конторского типа книга, в которую гражданка, неизвестно для каких причин, записывала входящих в ресторан. Этой именно гражданкой и были остановлены Коровьев и Бегемот.

– Ваши удостоверения? – Она с удивлением глядела на пенсне
Коровьева, а также и на примус Бегемота и на разорванный Бегемотов локоть.

Комментарий. Просьба показать документы (билеты, приглашения), дающие право на вход.

– Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.

Комментарий. Коровьев удивляется, переспрашивает (вежливо).

– Вы – писатели? – в свою очередь спросила гражданка.

– Безусловно, – с достоинством ответил Коровьев.

Комментарий. Уточняется, выясняется социальный статус и право посетителей на вход. Коровьев лжет и утверждает, что актанты действительно являются писателями.

– Ваши удостоверения? – повторила гражданка.

Комментарий. Повторное требование предъявить документы, сила воздействия слов увеличивается.

– Прелесть моя… – начал нежно Коровьев.

Комментарий. Звучит вежливое обращение-комплимент. К. пытается повлиять на визави.

– Я не прелесть, – перебила его гражданка.

Комментарий. Отказ переменить отношение к происходящему. Собеседник дает повод для ироничного поворота в разговоре.

– О, как это жалко, – разочарованно сказал Коровьев и продолжал: – Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма приятно, можете не быть ею.

Комментарий. Коровьев прибегает к иронии. Высказывается нарочитое сожаление. Ирония основывается на том, что отказ сотрудничать «Я не прелесть» обыгрывается и фраза толкуется в прямом значении.

– Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? – обратился Коровьев к Бегемоту.

Комментарий. Отвлечение внимания, рассуждения, не имеющие ничего общего с конкретной ситуацией. В разговорном языке эта тактика называется «заговаривать зубы». Обращение за помощью, поддержкой.

– Пари держу, что не было, – ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу.

Комментарий. Бегемот выражает поддержку.

Примеры: Составные части сценария. Действующие лица, сюжет, стратегии, тактики речевого воздействия, эмотивность.

Пример из художественной литературы. Эпизод из «Бесов» Ф.М.Достоевского

…Он кушал свою котлетку с полстаканом красного вина. Петр Степанович всегда заставал его за этой утренней котлеткой, которую он съедал в его присутствии, но ни разу его не потчевал.

Комментарий. Перед читателем показаны привычки писателя, подчиненное положение гостя. Но потом привычный ход событий был нарушен возмужавшим нигилистом, он требует подать ему завтрак.

…Не желаете ли завтракать? – спросил хозяин, на этот раз изменяя привычке, но с таким, разумеется, видом, которым явно подсказывался вежливый отрицательный ответ. Петр Степанович тотчас пожелал завтракать.

– Вам чего, котлетку или кофею? – осведомился он еще раз.

– И котлетку, и кофею, и вина прикажите еще прибавить…

Комментарий. Кармазинов изменил свое отношение к Верховенскому, секрет кроется в том, что он полагает, что Петр знает о начале революционных событий и пытается узнать, когда они произойдут. Итак, Кармазинов начинает издалека, пытаясь выведать о сроках волнений. Вначале он с ненавистью отзывается о Ставрогине:

– Этого волокиту, – сказал он, хихикая, если у вас осуществится когда-нибудь то, о чем проповедуете в прокламациях, вероятно, вздернут первого на сук.

– Может и раньше, – вдруг сказал Петр Степанович.

Комментарий. Затем разговор продолжается и Верховенский, чтобы разозлить Кармазинова, сообщает, что он передал это мнение Ставрогину, и прямо говорит, как тот относится к Верховенскому:

– Он сказал, что если его на сук, то вас довольно и высечь… больно, как мужика секут.

Комментарий. Скрытый смысл этих язвительных слов состоит в том, что дворянина и знаменитого писателя ставят на одну доску с неграмотным мужиком и секут так, как ранее сам помещик Кармазинов приказывал наказывать мужиков за проступки.

Далее Кармазинов хочет узнать о начале событий:

– Примерно, приблизительно? – еще слаще пропищал Кармазинов.

– Продать имение успеете и убраться тоже успеете.

…Произошла минута молчания.

– К началу будущего мая начнется, а к Покрову все кончится, – вдруг проговорил Петр Степанович.

– Благодарю вас искренне, – проникнутым голосом произнес Кармазинов…

Комментарий. Даже беглый взгляд обнаруживает в этом эпизоде речевые действия прямого и косвенного назначения. Все они соотносятся с главной целью автора – нарисовать неприглядный психологический и внешний портрет писателя.

Достоевский живописует манеры и внешний вид Кармазинова. Он с дальней родственницей, в доме которой он жил, «обращался сухо, и говорил с ней только по какой-нибудь надобности», гостей никогда не приглашал к столу, он, приказывая слуге, «брезгливо возвысил голос». Он одет был в жакеточку «с перламутровыми пуговками, но слишком уж коротенькой, что вовсе не шло к его довольно сытенькому брюшку и к плотно округленным частям начала его ног…». Сам Кармазинов прибегает к намекам и развернутой метафоре о тонущем корабле и крысах, пытаясь выведать о начале революционных событий.

…теперь перебираюсь за границу совсем; там и климат лучше, и строения каменные, и все крепче. На мой век Европы хватит, я думаю. Как вы думаете?

И далее:

Я понимаю слишком хорошо, почему русские с состоянием все хлынули за границу, и с каждым годом больше и больше. Тут просто инстинкт. Если кораблю потонуть, то крысы первые из него выселяются.

Комментарий. Наконец, даже отъявленный негодяй Верховенский, уходя, мысленно выносит свой вердикт Кармазинову:

«Успеешь, крыса, выселиться из корабля… Ну, коли уж этот “почти государственный ум” так уверенно осведомляется о дне и часе и так почтительно благодарит за полученные сведения, то уж нам-то в себе нельзя после того сомневаться…».

Сюжеты в сценариях

Они являются основными «гарантами» свободы речевого поведения. Сюжеты встроены в сценарии и вербализуются в конкретных сценарных речевых произведениях. Имеются в виду различные векторы развития сценарных событий. В зависимости от меняющихся условий общения говорящие меняют направление и способы словесноговозжействия.

Задание. Прочитайте текст А.П. Чехова, скажите какую стратегию и тактику избрал хозяин, чтобы выпроводить назойливого гостя. Что случилось бы, если бы хозяин ненашел выход из неприятного положения?

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 9810 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню