Финансовые группы России

,

,, ,,

Развитие корпоративного сектора экономики может сыграть весьма позитивную роль в обеспечении эффективного взаимодействия предприятий в различных странах.

Наметившиеся интеграционные процессы в СНГ, лучше начинать с восстановления разорванной цепочки производственной кооперации, рынков сырья и конечной продукции. Создание совместных ФПГ в различных отраслях – один из подготовительных этапов к более тесному сотрудничеству.

Интегрированный потенциал ФПГ в настоящее время ещё не реализован.

В основном, проблемы возникают не на региональном, а на межгосударственном уровне. Создать корпорацию между предприятиями СНГ, практически невозможно. И вот почему.

Во-первых, отсутствуют чёткие и соотносимые между национальными нормативными актами (единые) юридические и экономические формулировки основных понятий, регулирующих механизм образования и деятельность ФПГ. Так, предприятие Республики Казахстан теоретически может быть участником “российской” ФПГ. Но понятие “центральной компании” не предусмотрено гражданским кодексом Казахстана, что делает участие данного национального предприятия недопустимым.

Во-вторых, практически во всех национальных законодательных актах отсутствует описание механизма и условий вхождения участника-нерезидента в состав ФПГ с центральной компанией, зарегистрированной в данной стране.

В-третьих, ведение консолидированного баланса и единой бухгалтерской отчётности участников транснациональной ФПГ также не осуществимо. Не говоря уже о несоответствии фискальных систем государств, входящих в СНГ, невозможно организовать ведение консолидированной отчётности и в рамках экономического пространства самой России: отсутствует правовое регулирование.

Из всех этих проблем два очевидных вывода. Первый заключается в том, что участники транснациональной ФПГ в состоянии войти в неё только на основании межправительственных соглашений, урегулирующих те законодательные и практические препятствия, о которых говорилось выше. Второй, в унификации законодательства (что пока нереально) или в подписании межгосударственного соглашения о процедуре создания международных объединений, тем или иным образом решающего указанные проблемы.

Введение …………………………………………………………………………2

  1. Финансово-промышленные группы: специфика России………………3

  2. Основы функционирования ФПГ

    1. Цели и задачи ФПГ ……………………………………………………4

    2. Типы ФПГ ……………………………………………………………..5

    3. Функции ФПГ…………………………………………………………6

  3. ФПГ и перспективы развития российской экономики ………………….8

Заключение ………………………………………………………………………13
Список использованной литературы …………………………………………14

Введение

Процесс интеграции промышленного и банковского капитала стал заметным явлением уже в начале нынешнего века. Исходно преобладающими формами интеграции были концерны и семейные группы. Поиск эффективных форм организации межфирменных отношений, которые занимали бы некое промежуточное положение между чисто рыночной средой и внутрифирменной организацией, продолжается в течение всего столетия. Эти искания диктуются стремлением к оптимальному сочетанию преимуществ концентрации материальных и нематериальных ресурсов с преимуществами децентрализации управления и ответственности.

Перспективы развития финансово-промышленных групп в России — это создание не только федеральных, но и региональных, а также межрегиональных и субрегиональных групп. Следует усиленно продвигать идею создания транснациональных корпораций, большую роль в развитии которых призвана сыграть ассоциация групп. Новое российское «экономическое чудо» возможно лишь при наличии прочного союза сильного государства и крупного бизнеса, сознающих свою общую ответственность за судьбу нашей страны. Для выживания российской экономики необходим альянс мощных компаний, индустриальных наукоемких отраслей, крупных диверсифицированных финансово-промышленных групп. Необходимо мобилизовать имеющиеся ресурсы самой России, приступить к кардинальным структурным реформам всей хозяйственной системы.

В предложенной работе будут рассмотрены особенности развития народного хозяйства России на современном этапе через призму функционирования финансово-промышленных групп.

1. Финансово-промышленные группы: специфика России

Экономическая ситуация в народном хозяйстве России характеризуется инвестиционным кризисом, не очень успешной денежной приватизацией, кризисом фондового рынка. России также свойственны ограниченные рамки развития совместного предпринимательства и привлечения иностранного капитала, желание государственных органов удержать на плаву все производственно-хозяйственные единицы без учета эффективности их деятельности.

Экономический фундамент довольно отсталый. Сказывается возрастание роли торговли и услуг, ведущее к вымыванию промышленного капитала. На таком экономическом фундаменте пробивает себе дорогу идея создания финансово-промышленных групп (ФПГ). Нормативные документы об этих группах рождались в Госкомимуществе, подготовившем указ президента от 5.12.93г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». Поскольку ФПГ подрезали крылья еще в младенческом возрасте, то должного эффекта в структурной перестройке экономики так и не было достигнуто. Этому препятствовали ограничения, исключавшие слияние банковского капитала с промышленным, а значит, и перелив денег в сферу промышленного производства.

Следует отметить, что государство в последнее время хотя и медленно, но поворачивается к нуждам групп. Показательно, что на Западе рынки практически целиком контролируются аналогом финансово-промышленных групп — ТНК, которых насчитывается свыше 40 тыс. Располагая в 150 с лишним странах более чем 180 тыс. филиалами, они контролируют от 1/3 до 1/2 промышленного производства, половину внешней торговли, около 4/5 патентов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу хау.

2. Основы функционирования ФПГ

2.1 Цели и задачи ФПГ

Вступивший в конце 1993 г. в силу закон о группах определяет их как
«совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест».

Таким образом, группы представляют собой организационную форму соединения капитала с характерным для России промышленным производством крупного масштаба. Принципиальная особенность состоит в том, что в группах привлечение финансовых ресурсов совмещается с процессом их концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение собственной доли внутреннего рынка, а также активное продвижение на мировой рынок.

Важными целями создания финансово-промышленных групп являются:

  • управление и контроль за финансовыми потоками;

  • получение мощных источников финансирования расширенного производства;

  • повышение эффективности собственного производства;

  • ориентация производства на активное продвижение на внешний рынок;

  • подключение к товарообороту с внешним рынком не только отдельно взятых предприятий, но целых технологических связок.

Исходя из перечисленных целей перед группами стоят следующие задачи:

  • концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

  • финансирование промышленных НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;

  • повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

  • содействие демонополизации рынков промышленной продукции;

  • осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, конверсии оборонных предприятий;

  • формирование рациональных технологических и кооперативных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.

2.2 Типы ФПГ

Исходя из специфики российского рынка, группы можно подразделить на три основных типа:

  1. Группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора, образованная по распоряжению властей («официозные»);

  2. Холдинг, создающий банки («холдинговые»);

  3. Банк, создающий холдинг («банковские империи»).

Если первый и второй типы (где по сути банк является расчетно-кассовым центром) имеют один основной недостаток — финансовая составляющая является их ахиллесовой пятой, то третий тип претендует на то, чтобы оказаться потенциально ТНК.

Среди лидеров в этой области — «ОНЭКСИМ — МФК» (более 35), «Российский кредит» (свыше 30), «Мост-Банк» (42), «Альфа-банк» (около 26 юридических лиц), «Энергомашиностроительная корпорация (ЭМК)» ( около 30). Естественно, что их состав изменяется, в том числе и в сторону роста числа участников.

Финансово-промышленные группы условно можно разделить на две категории:

  • построенные по технологическому признаку (куда входят предприятия-смежники, связанные производственным процессом);

  • построенные по территориальному признаку (куда могут входить предприятия разных отраслей, но относительно компактно расположенные в пределах, к примеру, одной области).

Кроме того, создаются неформальные финансово-промышленные группы (отраслевой ориентации) — «ЛУКойл», «Юкос», «Сургутнефтегаз», лидеры среди вертикально-интегрированных групп нефтегазового комплекса.

По мнению ряда аналитиков, формирование прогрессивной структуры групп в значительной мере зависит от конкретного состава, критериев и принципов, заложенных при их основании. Подбор участников должен вестись по критерию их включенности в процесс создания и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

Немаловажным фактором является ядро групп — система финансовых инструментов и экономических отношений. Группа — это прежде всего инвестиционно-финансовый институт, а не производственно-технолоический комплекс.

Некоторые специалисты предпочитают смотреть на группы шире — как на объединения технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансовых предприятий. Однако в основе всех объединений лежат интересы тех или иных субъектов хозяйства, часто противоречивые и приводящие к частичной потере свободы принятия решений, распоряжения собственностью, доходами, иногда даже к подчинению этим субъектам интересов всей группы. Взаимоотношения на уровне «слабый — сильный» также несут в себе противоречия в плане сбалансированности интересов.

Нахождение разумного баланса должно способствовать успеху многих новых начинаний и развитию уже действующих групп. Немаловажен и фактор взаимоотношения членов группы с федеральными и другими ветвями власти в процессе формирования окончательного их состава.

Итак, подавляющее число финансово-промышленных групп создается по инициативе снизу на договорной основе, через рыночную консолидацию пакетов (перекрестное участие, скупка ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках, инвестиционные конкурсы, залоговые аукционы и т.д.); по решению органов власти (федеральных, республиканских, областных, муниципальных, отраслевых) и по межправительственным соглашениям.

2.3 Функции ФПГ

Финансово-промышленные группы могут выпускать в обращение векселя, облигации, имеющие весьма высокую привлекательность. Следует отметить, что огромное число акций приватизированных предприятий лежит мертвым грузом. Они не участвуют в обращении даже на внутреннем рынке, не говоря уже о мировом. Обменивая (конвертируя) их на акции групп, как правило, по номиналу, то есть без потерь, предприятия становятся активными участниками фондового рынка, поскольку ценные бумаги групп ориентированы именно на этот рынок. При этом весь эмиссионный доход не облагается налогом.

Группы также играют значительную роль в качестве специализированного инвестиционно-финансового института. Учитывая крайнюю привлекательность российского рынка, где, по оценкам экспертов Мирового банка, доходность может составлять до 1 долл. на цент за один-два года, ФПГ также способны стать своеобразным каналом для портфельных и прямых инвестиций Запада в экономику России.

На российском рынке иностранному бизнесмену порой трудно получить элементарную информацию о потенциальных объектах инвестиций и объемах средств для них, то есть отсутствует информационная инфраструктура. Финансово-промышленные группы представляют весьма значительный элемент этой инфраструктуре. «Система» обеспечивает и представляет объект вложения капитала, служит готовым финансовым механизмом вложения инвестиций в любой форме и расчетов по ним. И самое главное, чего требуют все инвесторы, — гарантирует надежность этих вложений (гарантии на государственном уровне, органов власти и управления регионов, залоговые гарантии имущественных прав, контрактные гарантии).

Что касается весьма наболевшей и специфичной для России проблемы неплатежей, то группы могут выполнять функцию финансового («клирингового») института для развязки взаиморасчетов внутри самой «системы» и вне её. В этой связи широкое применение могут получить инструменты финансового рынка: ГКО, корпоративные обязательства и другие формы вплоть до «электронных денег». Кроме того, в рамках групп получают развитие известные всему миру банковские технологии: траст, овердрафт, факторинг, форфейтинг, фьючерсные операции, андеррайтинг, клиринг и др.

Финансовая составляющая групп, предоставляя участникам свои депозитарные возможности, дает право говорить об ускорении в рамках
«системы» оборачиваемости денежных потоков. Широкое распространение получили так называемые «системные инвестиционные кредиты» на весьма льготных условиях. Группа имеет возможность оказывать существенное влияние на возврат долгов России в целом, а не только предприятиям в пределах отдельно взятой финансово-промышленной группы.

Вхождение в состав группы позволяет целенаправленно диверсифицировать производство, осуществлять технологический трансферт, в том числе двойного назначения, и обеспечивать экономическую эффективность производства.

Имеющиеся торговые предприятия также получают преимущества, являясь по сути авторизованными дилерами и дистрибьюторами предприятий группы. Благодаря согласованной политике цен удается также преодолевать ценовые диспропорции. Кроме того, «система» позволяет заранее организовать и завязать схемы организации товарооборота, что также уменьшает налогообложение предприятий группы.

Анализ статистических данных позволяет говорить о преобладании тенденции к объединению крупных предприятий с существенно более масштабными инвестиционными предложениями и объемами реализованной продукции.

Здоровой экономике России необходимо иметь не менее 50 консолидированных промышленных корпораций (финансово-промышленных групп), охватывающих не менее 40% производства в различных отраслях.

Особенности финансово-промышленных групп в России

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Регистрация ФПГ В Российской Федерации осуществляется с 1994 г. если в 1993 г. была только одна группа (к которую входило 20 промышленных предприятий и 1 кредитно-финансовое учреждение), то в 1994 г. их стало уже 7 (150 промышленных предприятий и 14 финансово-кредитных учреждений), в 1995 г. — 27 (соответственно 273 и 51), в 1996 г. — 46 (соответственно 710 и 95), в 1997 г. — 72 (соответственно1121 и 154). В их состав вошли на добровольной основе более 1600 промышленных предприятий и организаций, 146 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых в них превысила 3 млн. человек. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Из 100 крупнейших банков России 48 вошли в состав ФПГ или сами создали такие группы. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский, металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Челябинский трубопрокатный завод.

В зависимости от центра формирования группы 90% составляют производственные группы (сформированные вокруг одного или группы промышленных предприятий) и 8% — банковские.

По виду организационного строения 36% — вертикально интегрированные группы, 53% — горизонтально интегрированные, 6% — конгломераты.

По территории деятельности 14% — транснациональные (межгосударственные), 40% — межрегиональные, 46% — региональные.

В зависимости от размеров 50% — группы малого размера, 40% — среднего размера, 10% — крупного размера.

В зависимости от способа и формы внутригруппового строения и управления деятельностью наиболее привлекательной формой интеграции являются «мягкие» ассоциативные структуры, основанные на развитии внутренних договорных отношений: союз, ассоциация, консорциум (95%), что касается организационных объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока (5%).

В целом ФПГ охватывают более 100 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях народного хозяйства.

Большинство ФПГ созданы по отраслевому принципу и специализируются в конкретной отрасли. При этом они включают в свой состав организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы.

В первом случае в среднесрочной перспективе ФПГ будут носить четко выраженную промышленную направленность или стать «высоко диверсифицированным инвестиционным портфелем» крупного коммерческого банка. Во втором — это крупные промышленные группы с промышленно направленной стратегией или региональные конгломераты, направленные на развитие региональных рынков.

Все банковские ФПГ представляют собой высоко диверсифицированные конгломераты в худшем понимании слова (этому способствовали «ударные» приватизации, когда многие стремились урвать «кусок» побольше), которые долго существовать в таком виде не смогут. Входящие в них предприятия совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам, что может отрицательно сказаться на устойчивости их деятельности, а в некоторых случаях и привести к развалу.

Все это говорит о том, что уже сейчас банковским ФПГ необходимо заняться выработкой стратегии развития, а следовательно, выбрать одно из возможных направлений деятельности по финансированию промышленности:

· чисто коммерческая банковская деятельность;

· прямые инвестиции и приобретение контрольных пакетов акций;

· портфельные инвестиции (инвестиционная банковская деятельность).

Что касается промышленных ФПГ, можно предположить, что финансово-промышленные группы, сформированные на базе предприятий нефтегазовой, химической, металлургической промышленности (ядро данных групп составляют крупные производственно-технологические комплексы со сложившейся четкой вертикальной интеграцией производства) и отличающиеся до недавнего времени устойчивым платежеспособным спросом, высокой нормой прибыли, значительной экспортной составляющей, опирающиеся на крупные банки (которыми они зачастую владеют), по мере своего развития будут эволюционировать в сторону холдинговой организации бизнеса. Это в полной мере соответствует известному в мире опыту и связано в первую очередь с высокой концентрацией производства.

Перерастание ФПГ в холдинговые компании сможет оказать благотворное воздействие на экономическую политику металлургии и связанных с ней отраслей: горнодобывающей, металлопотребляющей. Это в свою очередь приведет к снижению внутренних цен на металлопродукцию и к ускорения развития машиностроения. Ценовая политика металлургической отрасли облегчит продвижение металлообрабатывающей промышленности на мировой рынок, сделает ее конкурентоспособной.

Что же касается ФПГ, у которых кооперационные связи между предприятиями являются долгосрочными и замыкаются главным образом на базовое предприятие, то они будут все более и более эволюционировать по направлению создания высокоинтегрированного концерна.

Из всех типов промышленных ФПГ в наиболее тяжелом положении окажутся ФПГ, включающие в свой состав предприятия одного вида, обладающие уровнем рентабельности недостаточным для самофинансирования и не имеющие в своем составе крупного банка.

Для большинства промышленных групп наиболее важным становится вопрос о государственной поддержке. Некоторые из них уже сейчас активно и эффективно сотрудничают с местными органами исполнительной власти, что позволило им не только выжить, но и начать реструктуризацию.

В результате финансового кризиса большинство банков, составляющих основу российских ФПГ, столкнулись с колоссальными финансовыми проблемами и в ближайшее время будут вынуждены сбросить часть своих активов. Это в свою очередь привело или приведет к усилению внутри территориальной кооперации предприятий, а следовательно, послужит новым стимулом к образованию ФПГ в рамках одного или нескольких соседних регионов.

Развитие региональных ФПГ, с одной стороны, можно рассматривать как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой — как средство решения региональных экономических и социальных задач. В настоящее время в работе ФПГ уже наметилась тенденция смещения акцентов с федерального на местный уровень.

Для современной рыночной экономики характерен переход к конкуренции олигопольного типа, и в этом плане формирование ФПГ соответствует общемировым экономическим реалиям. Вместе с тем ФПГ — это и лучшая форма экономической интеграции стран.

ФПГ как «мягкая» ассоциативная структура, основанная на развитии внутренних договорных отношений, становится наиболее привлекательной формой интеграции промышленного и банковского капитала. В первую очередь, это связано с тем, что ФПГ рассматриваются как наиболее быстрый и дешевый способ апробации возможностей совместной деятельности, регулируемой специальным законодательством в этой сфере.

Однако процесс формирования и становления ФПГ, являющийся одним из ключевых направлений выведения российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах, идет в исключительно сложных и противоречивых условиях. Замедленными темпами происходит создание транснациональных ФПГ, которые могли бы способствовать промышленному сотрудничеству России и других стран СНГ. Недостаточно конкурирующих структур на местном уровне. На формировании ФПГ сказываются и проблемы общеэкономического характера, связанные с производственным, инвестиционным и финансовым кризисом в стране. Кроме того, формирование российских ФПГ осложняется рядом обстоятельств организационного, правового, конъюнктурного и концептуального характера.

Решающим фактором, тормозящим формирование и развитие корпоративных структур, является отсутствие адекватной государственной поддержки ФПГ на фоне общеэкономического кризиса.

Государственная поддержка — основа становления любой ФПГ — особенно необходима после столь глубокого экономического спада, поразившего все без исключения отрасли народного хозяйства.

Однако на деле она не реализуется. В рамках Федерального закона о финансово-промышленных группах № 190-ФЗ от 30.11.1995 г. (ст. 15) предусматривается возможность для банков — участников ФПГ, осуществляющих в них инвестиционную деятельность, получения льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ. Но Центробанк не только не выполняет этого, но и вводит ограничения, направленные на сворачивание деятельности коммерческих банков в ФПГ.

Закон декларирует готовность властей передать Центральной компании ФПГ в доверительное управление госпакеты акций участников этой ФПГ. Госкомимущества прогнозировал данный пункт. Однако только четырем группам удалось получить их в доверительное управление.

ФПГ реально не участвуют в выработке федеральных программ, не получают в первую очередь заказы по целевым программам правительства.

ФПГ не получили право самостоятельно определять сроки амортизации и использования амортизационных отчислений. Им не дают льгот и государственных гарантий по инвестициям, а также при выпуске и размещении ценных бумаг. Дивиденды по акциям ФПГ не освобождают от налога, не снижают налога на прибыль банков при кредитовании ФПГ. Не разрешают списывать на себестоимость затраты на НИОКР.

Более того, анализирую деятельность российских ФПГ за последние годы, среди огромного количества внутренних проблем можно выделить следующие, наиболее присущие всем без исключения группам:

— отсутствие реального финансирования вследствие слабости внутреннего финансового института, неспособного привлекать внешние источники финансирования, или его незаинтересованности в реальной деятельности группы с учетом низкой рентабельности производства;

неадекватность организационной структуры ФПГ структуре собственности;

отсутствие единой стратегии развития группы и слабый менеджмент.

В целом подводя итог формирования и развития российских ФПГ в последние годы, можно отметить, что это — один из наиболее важных моментов происходящей в России экономической реформы, реально существующий пример удачной трансплантации организационных механизмов рынка в нашем государстве. ФПГ представляют одно из немногих позитивных следствий реформ в стране, являются одним из реальных способов повышения эффективности предпринимательства, преодоления депрессивной фазы конъюнктуры в рыночной экономике. Они создают базу для будущей стабилизации и развития промышленности.

Добавить комментарий

Закрыть меню