Финансовая политика предприятия

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полноеи эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.

Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить линию на выживание. Она выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и пр.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие основные звенья:

1) разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;

2) выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (декаду, месяц, квартал) и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности. Состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансово политики, стратегическими задачами которой являются:

а) максимизация прибыли как источника экономического роста;

б) оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

в) достижение финансовой открытости предприятия для инвесторов и кредиторов;

г) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;

д) разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.

Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегияразрабатывается в соответствии с глобальными задачами социально-экономической стратегии предприятия. Она представляет собой долгосрочную финансовую политику. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.).

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей.

С позиции стратегии формируются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся:

— анализ и оценка финансово-экономического состояния;

— разработка учетной и налоговой политики;

— выработка кредитной политики;

— управление основным капиталом и амортизационная политика;

— управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

— управление заемными средствами;

— управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

— ценовая политика;

— выбор дивидендной и инвестиционной политики;

— оценка достижений предприятия и его рыночной стоимости.

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии являются перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы – главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике организации.

Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности в оперативном финансовом учете, которая служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):

— бюджета доходов и расходов по предприятию в целом и по его филиалам, если они есть;

— бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);

— капитального бюджета.

Финансовый анализ включает следующие звенья:

1) оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;

2) распределение и оценку эффективности движения денежных потокам по сферам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) исходя из стратегии производства и продаж;

3) определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный кредит и т.д.);

4) трансформацию денежных ресурсов в форму, которая наглядно показывает финансовые возможности предприятия, что отражается в отчетности;

5) оценку эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности деловой и рыночной активности организации.

Финансовую политику предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства – совокупности мероприятий, направленных на аккумулирование финансов в целях решения общенациональных социально-экономических и политических задач. Внешняя, макроэкономическая среда организации всегда сильнее влияет на хозяйственную деятельность, чем внутренняя, микроэкономическая среда. Поэтому от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности в значительной степени зависит финансовая политика предприятия.

Государственная финансовая политика может создавать более или менее благоприятные условия для хозяйственного процесса.

В доперестроечный период в России финансовая политика предприятия не могла существенно повлиять на результаты его хозяйственной деятельности. Финансовая самостоятельность хозяйственного субъекта нередко была настолько мала, что основой финансового успеха предприятия являлись факторы, непосредственно не связанные с его производственной деятельностью.

Цели финансовой политики предприятия

Цель разработки финансовой политики предприятия – построение эффективной системы управленияфинансами, направленной на решение стратегических и тактических задач.

Цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации).

Одна из задач реорганизации предприятия – переход к управлению финансами на основе анализа финансово экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиск путей их достижения. Результаты деятельности любого предприятия интересуют как внешних (в первую очередь инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей и производителей), так и внутренних рыночных агентов (руководителей предприятия, работников административно управленческих структурных подразделений, работников производственных подразделений).

При проведении реорганизации предприятия стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

  • максимизация прибыли предприятия;
  • оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
  • достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • создание эффективного механизма управления предприятием;
  • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

В рамках этих задач рекомендуется выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами:

  • рыночная оценка активов;
  • реструктуризация задолженности по платежам в бюджет;
  • разработка программы мер по ликвидации задолженности по выплате заработной платы;
  • разработка мер по снижению неденежных форм расчетов;
  • анализ положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия;
  • инвентаризация имущества и реструктуризация имущественного комплекса предприятия.

Следует отметить, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия.

Тема 5. Финансовая политика предприятия

Управление финансами осуществляется не ради самого управления, а для достижения стратегических целей и выполнения текущих задач.

Стратегические цели и задачи предприятия, которые необходимо достичь в процессе управления финансами определяют финансовую политику предприятия.

Финансовая политика предприятия выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных в учредительных документах. Например, таких, как:

— усиление позиций на рынке товаров (услуг);

— достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала;

— сохранение платежеспособности и ликвидности баланса;

— увеличение благосостояния собственников.

Различают следующие виды финансовой политики предприятиятия:

— Внутренняя финансовая политика предприятия – это политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри предприятия.

— Внешняя финансовая политика – это политика, направленная на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках; на рынке ссудного капитала; в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).

— Конструктивная финансовая политика – политика, направленная на развитие предприятия и совершенствование его финансовых отношений.

— Деструктивная финансовая политика – полтика, реализация которой происходит в ущерб предприятия.

Финансовую политику предприятияопределяют учредители и собственники предприятия,проводит финансовое руководство предприятия (финансовый директор и менеджеры),исполняют финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники.

Основными направлениями разработки финансовой политики являются:

Ø Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности)

Ø Кредитная политика – совокупность мероприятий по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и определению оптимальных условий предоставления и получения коммерческих кредитов и кредитов кредитующих организаций.

Ø Политика управления денежными средствами заключается в оптимизации совокупного размера их остатка с целью обеспечения постоянной платежеспособности и ритмичности работы предприятия

Ø Амортизационная политика – это политика управления амортизационными отчислениями, которые образуются в процессе эксплуатации основных фондов и нематериальных активов.

Ø Политика управления расходами и прибылью – политика, направленная на минимизацию расходов и максимизацию прибыли.

Ø Ценовая политика – политика установления цен, с учетом конкурентоспособности товаров (работ, услуг).

Ø Дивидендная политика – политика акционерного общества в области распределения прибыли компании между акционерами (держателями акций). Важнейший аспект дивидендной политики предприятия заключается в нахождении оптимального соотношения распределения прибыли между дивидендными платежами и той ее частью, которая остается в рамках предприятия для его развития.

Перечисленные направления определяют долговременную финансовую стратегию — курс рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия.

Однако следует отметить, что выбор той или иной стратегии не гарантирует получения прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

В зависимости от сложившейся финансовой ситуации на предприятии финансовая политика может проводиться в рамках следующих направлений:

— реформирования финансовых отношений;

— стабилизация финансовых отношений;

— финансового оздоровления.

Политика реформирования финансовых отношений предусматривает достаточно серьезный круг изменений в организации финансов предприятия, а также принятие мер по изменению внешних взаимоотношений в области финансов и денежного обращения.

Стабилизация финансовых отношений предполагает не существенные изменения в составе и характере протекания финансовых отношений и процессов, а скорее поправление их с целью недопущения ухудшения количественных параметров производственной и хозяйственной деятельности. Эта политика считается консервативной, поскольку не предполагает резких изменений в организации финансов предприятия и его финансовых взаимоотношений с внешним миром.

Политика финансового оздоровления – политика управления финансовой деятельностью в условиях плохого финансового состояния, включая особые чрезвычайные ситуации типа резкого подрыва финансовой устойчивости и перспективы банкротства. Политика финансового оздоровления выступает вынужденной мерой и может проводиться:

— на базе существующей системы финансовых отношений для конкретного предприятия, т.е. без глубоких преобразований экономики и финансов;

— на новой организационной и финансовой базе, т.е. оздоровление происходит на базе ломки старых финансово-экономических отношений предприятия.

Такая политика предполагает не стабилизацию финансовых отношений, а стабилизацию и улучшение финансовой ситуации, в которой оказалось предприятие. Для этого часто меняется состав и характер протекания многих финансовых процессов и взаимоотношений.

Таким образом, содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:

1. разработку оптимальной концепции управления финансовыми потоками предприятия (корпорации), обеспечивающей сочетание высокой доходности бизнеса и защиты от коммерческих рисков;

2. выявление основных источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на текущий период и на ближайшую перспективу. При этом необходимо учитывать возможности развития производственно-торговой деятельности, а также состояние макроэкономической конъюнктуры, учётную ставку банковского процента, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды и др.

3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.).

Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач!

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия (корпорации) путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на товары и услуги, ресурсы и капитал).

Базой разработки финансовой политики (стратегии и тактики) является информация, полученная в ходе проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия:

— Анализ состояния и движения активов и пассивов бухгалтерского баланса

— Анализ ликвидности и платежеспособности

— Анализ деловой активности

— Анализ финансовой устойчивости и структуры капитала

— Анализ рентабельности

— Анализ кредитоспособности

Тема 6. Формирование доходов предприятия (корпорации) и их планирование.

В соответствии со стандартами бухгалтерского учета в России доходами предприятия (корпорации) признают повышение экономических выгод в результате как поступления активов (денежных средств, другого имущества), так и погашения обязательств, что приводит к увеличению его собственного капитала (при условии, что величина вкладов его участников в капитал остается неизменной).

Не приводят к росту собственного капитала и, следовательно, не признаются доходами поступления от других юридических и физических лиц сумм:

— налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных платежей в бюджетный фонд государства;

— по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорам в пользу комитента и пр.

(комитент- физическое или юридического лицо, по поручению которого комиссионер совершает сделки по купле-продаже товаров и ценных бумаг от своего имени, но в пользу и за счет комитентов);

— в порядке предварительной оплаты продукции (работ, услуг);

— авансов в счёт оплаты продукции (работ, услуг);

— задатка, предоставляющего денежную сумму, выдаваемую одной из договорившихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения;

— в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

— в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы предприятия, исходя из характера и направлений деятельности предприятия делятся на:

— доходы от обычных видов деятельности;

— прочие доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считают прочими поступлениями. Исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения, предприятие самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями.

Доходами от обычной деятельности считают выручку от реализации продукции (работ, услуг).

Предприятия могут в своей учетной политике использовать два метода определения выручки.

1. метод определения выручки от реализации по факту отгрузки (метод начислений).

2. по факту оплаты (кассовый метод). Сущность этого метода заключается в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег на счет фирмы в банке, либо наличными в ее кассу.

Однако следует учесть, что при взаимоотношениях с налоговыми органами (для обложения налогом на прибыль) все организации должны исчислять выручку по факту отгрузки (методом начислений).

Если организация признает выручку от реализации по факту отгрузки продукции, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов). В таком случае организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создается из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истёк. На основании п.п. 7 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса резерв по сомнительным долгам учитывается в составе прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Выбор метода признания выручки от реализации продукции имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия. При выборе метода начисления предприятие должно учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов еще до того, как будут получены денежные средства от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам.

На величину выручки от реализации оказывает влияние ряд факторов:

— ценовая политика предприятия;

— объем реализации произведенной продукции;

— уровень налогообложения валовой выручки от реализации (ставок косвенных налогов – НДС, акцизов и т.д.);

— ассортиментная политика предприятия изготовителя;

— емкость товарного рынка;

— уровень конкуренции между товаропроизводителями;

— формы расчетов за продукцию.

Планирование (прогнозирование) выручки от реализации продукции и направления ее использования

Планирование выручки от реализации необходимо для определения прибыли и составления оперативных финансовых планов (бюджета доходов и расходов, налогового бюджета, оценки стоимости компании при доходном подходе и т.д.).

Планирование выручки от реализации подчинено главной цели – управление прибылью, что обеспечивают системой мероприятий по расчету ее отдельных видов от текущей и финансовой деятельности.

Информационной базой для планирования выручки от реализации служат:

— разработанная производственная программа, которая определяет объем и состав производимой продукции (работ, услуг) на квартал, полугодие, год;

— разработанная ценовая политика;

— принятая ассортиментная политика;

— оценка и прогноз конъюнктуры товарного рынка;

— расчет плановой величины выручки от реализации;

— разработка мероприятий по выполнению запланированного объема выручки от реализации.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации.

В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. В такой ситуации более целесообразно поквартальное планирование

Планирование выручки от реализации осуществляется одним из следующих способов:

Метод прямого счета. Выручка от реализации определяется произведением цены (без налогов) на объем реализованной продукции (выполненных работ) в натуральном выражении:

Этот метод основан на прогнозе продаж и цен на продаваемую продукцию.

Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 2956;

Тема 1. Основы финансовой политики предприятия

Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие, во-первых, верно идентифицировать свою стратегию, и, во-вторых, мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.

Финансовая политика – наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие.Если рассматривать термин «политика» более широко – то это действия, направленные на достижение цели. Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками – а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

Финансовая политика – сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и даже не разрабатывает ни механизмы, ни методы регулирования и оптимизации доходов, расходов, денежных потоков, а использует существующие, рассматриваемые в курсе финансового менеджмента. Однако ее роль и значение не становится от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые, в конечном итоге, позволят предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.

В настоящее время для многих предприятий стратегические цели или отсутствуют, или четко не определены критерии и сроки их достижения. Основные ресурсы финансового менеджмента идут на согласование противоречивых задач и устремлений на разных уровнях управления. В этой связи невозможен следующий этап — выбор оптимальных механизмов, позволяющих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.

В результате отсутствия заданных стоимостных показателей и центров финансовой ответственности отвечающих за их достижение, нереализуема контрольная функция — сравнение фактического и планового параметров.

Основа финансовой политики– четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Финансовая политика дает ответы на вопросы:

  • Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?

  • Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?

  • Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?

  • Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия посредством использования финансовых инструментов?

  • Как и какими критериями возможно проконтролировать достижение поставленных целей?

Только с помощью разработанной финансовой политики можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применяется в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время на практике пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т.д. для того чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики предприятия, которая должна разрабатываться в комплексе и в рамках единых стратегических направлений.

1.2. Цели, задачи и направления формирования финансовой политики

Можно перечислить несколько задач, которые необходимо решить при организации долгосрочной финансовой политики:

  • Избежать финансовых трудностей и банкротства;

  • выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

  • Максимально увеличить объем продаж и сектор рынка;

  • Минимизировать расходы;

  • Максимизировать прибыль.

  • Максимизировать рыночную стоимость фирмы

Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса.

Наиболее распространенным является утверждение, что фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам. Обычно это ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов.

В рамках традиционной неоклассической экономической модели предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль. Однако мы имеем в виду прибыль этого года? Если имеется в виду прибыль текущего года, то да, такие действия, как откладывание на будущее технического обслуживания, невмешательство в постепенное сокращение товарно-материальных запасов и другие краткосрочные меры по сокращению расходов, приведут к увеличению прибыли в настоящем, но такая деятельность не обязательно является желательной.

Цель на максимизацию прибыли может подразумевать «конечную» или «среднюю» прибыль, но по-прежнему не ясно, что это значит. Во-первых, имеем ли мы в виду учет чистого дохода или прибыли на акцию? Во-вторых, что подразумевать под «конечной»?

Часто приводится понятие «нормальной» прибыли, т.е. прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. Действительно, прибыльность различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает тем не менее стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный. В основе такого подхода лежит и весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию — «себестоимость плюс некая устраивающая производителя надбавка».

Другие исследователи выдвигают предположение, что в основе деятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью.

В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, в частности, для оценки эффективности данной фирмы в целом очень распространенным является показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестиций» (ROI).

Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей не всегда очевидно.

Пример

Предположим, что некая фирма достигла значения показателя ROI = 30%. Означает ли это, что представившуюся возможность размещения капитала с ROI- 25%, но в гораздо менее рисковое предприятие следует безоговорочно отвергнуть? Выбор не так прост, как кажется. В частности, новое инвестирование следует осуществить, если

(а) затраты на поиск источников финансирования меньше, чем 25%;

(б) фирма имеет временно свободный капитал и не может более выгодно разместить его в предприятие с той же степенью риска.

Пример

Предположим, что финансовый менеджер компании А делает выбор между двумя альтернативными инвестиционными проектами Р1 иР2:

Ожидаемый доход на вложенный капитал (руб.)

Основываясь на критерии максимизации суммарного дохода на капитал, следует предпочесть проект Р2. Однако, безупречен ли такой вывод? Очевидно, что в этом случае не учтена временная ценность денег. Если последнее принять во внимание, первый проект может оказаться более привлекательным, поскольку обеспечивает значительно большее поступление денежных средств в первый год; эти средства могут быть реинвестированы и принести дополнительный доход.

Перечисленные выше цели отличаются, но имеют тенденцию принадлежать к двум классам.

Первый относится к прибыльности. Эта цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль над расходами, что относится, по крайней мере, потенциально, к различным способам получения или увеличения прибыли.

Вторая группа, включающая избежание банкротства, стабильность и безопасность, относится некоторым образом к контролированию риска.

К сожалению, эти два типа целей в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с некоторым элементом риска, таким образом, фактически невозможно максимизировать одновременно безопасность и прибыль. Поэтому нам нужна цель, одновременно включающая оба фактора.

Наибольшее распространение в последние годы получила «Теория максимизации богатства акционеров». Разрабатывая эту теорию, исходили из предпосылки, что ни один из существующих критериев — прибыль, рентабельность, объем производства и т.д. — не может рассматриваться в качестве обобщающего критерия эффективности принимаемых решений финансового характера. Такой критерий должен:

а) базироваться на прогнозировании доходов владельцев фирмы;

б) быть обоснованным, ясным и точным;

в) быть приемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих решений, включая поиск источников средств, собственно инвестирование, распределение доходов (дивидендов).

Считается, что этим условиям в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, т.е.

рыночной стоимости фирмы. Повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акций, должно приниматься владельцами и/или управленческим персоналом.

В состав финансовой политики на конкретном предприятии входят следующие элементы:

учётная политика;

2. кредитная политика;

3. политика управления денежными средствами;

4. политика управления издержками;

5. дивидендная политика.

Выбор варианта учётной политики предприятие должно осуществлять в соответствии с национальными стандартами бухучёта.

В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, определяется величина собственных оборотных средств и потребность в заёмных средствах. В случае крайне важно сти привлечения долгосрочного кредита изучается структура капитала и финансовая устойчивость.

Политика управления денежными средствами связана с оптимизацией необходимых остатков средств предприятия, минимизацией разрывов между поступлением и их использованием.

Применяются различные схемы расчётов, которые предусмотрены в договорах, и взыскивается дебиторская задолженность.

Политика управления издержками производства реализуется с помощью смет по всœем элементам затрат и осуществления эффективного контроля за их исполнением.

Дивидендная политикадолжна уравновешивать интересы собственников с интересами менеджеров и инвесторов с целью максимизации цены предприятия.

Финансовая политика тесно связана с финансовой стратегией.

Финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами, увеличению его рыночной цены и богатства акционеров.

Она включает:

— анализ финансового состояния;

— оптимизацию базовых и оборотных средств;

— распределœение чистой прибыли;

— налоговую и ценовую политику;

— политику в области ценных бумаᴦ.

Принято различать генеральную и оперативную финансовые стратегии.

Генеральнойназывают финансовую стратегию, которая определяет направление деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, банками, партнёрами, а также потребность в финансовых ресурсах и в источниках их формирования.

Оперативнаяфинансовая стратегия охватывает всœе денежные потоки в целях их сбалансированности.

Финансовая стратегия предприятия включает в себя различные способы и действия для достижения главной цели:

1) формирование финансовых ресурсов и стратегическое управление ими;

2) выявление решающих направлений финансовой деятельности и сосредоточение усилий на их выполнении;

3) маневренность в использовании финансовых ресурсов;

4) соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;

5) учёт экономических и финансовых возможностей конкурентов;

6) определœение главной угрозы со стороны конкурентов и мобилизация базовых сил по её устранению;

7) ранжирование и поэтапное достижение стратегической цели.

Задачи финансовой стратегии:

1) исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;

2) выработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния;

3) определœение финансовых взаимоотношений с поставщиками и потребителями, госбюджетом, банками и другими финансовыми институтами;

4) выявление резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее полного и рационального использования производственных мощностей, базовых и оборотных средств;

5) обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;

6) обеспечение эффективного вложения временно свободных денег с целью получения максимальной прибыли.

Добавить комментарий

Закрыть меню