Финансовая основа местного самоуправления

25 сентября 1997 года N 126-ФЗ
——
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ФИНАНСОВЫХ ОСНОВАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
10 сентября 1997 года
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 159-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 06.10.2003 N 131-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Утратила силу. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 159-ФЗ.
Статья 2. Местные финансы
1. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.
2. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.
3. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 3. Законодательная основа местных финансов
1.

Формирование и использование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все муниципальные образования. В отношении закрытых административно-территориальных образований настоящий Федеральный закон действует в части, не противоречащей Закону Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании».
Статья 4. Участие органов государственной власти в решении вопросов организации местных финансов
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В этих целях указанные органы соответственно:
1) регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами — в рамках федеральных целевых программ;
2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
4) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
6) осуществляют контроль за соблюде
Страницы: 1 23 … 678

Финансовая основа местного самоуправления

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 19Следующая ⇒

Финансовые ресурсы местных сообществ должны быть соразмерны полномочиям, предусмотренным Конституцией и законами. Как показывает опыт формирования местного самоуправления в России, реформирование всей системы местной жизни на принципах самоуправления предполагает активную работу по расширению сферы финансирования, поиску новых источников финансовой поддержки программ и планов на местном уровне. Бюджет был и остается финансовой базой местного самоуправления (64).

Финансовая основа местного самоуправления образуется за счет:

— средств местного бюджета;

— средств внебюджетных, валютных и иных фондов;

— кредитных ресурсов местных (муниципальных) банков.

Если рассматривать структуру доходов в местный бюджет, то можно выделить следующие поступления:

— поступления от местных налогов;

— отчисления от республиканских налогов;

— поступления от местных сборов, штрафов и иных платежей;

— платежи за право пользования недрами на территории района;

— арендная плата за землю, недвижимое и иное коммунальное имущество;

— квартплата за наем жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности;

— доходы от местных ценных бумаг, паев в акционерных обществах и товариществах, от процентных платежей за предоставление местными финансовыми организациями займа;

— доходы от муниципальных предприятий и других источников.

Важным условием финансовой основы местного самоуправления, учитывая различные источники поступления является прежде всего достаточность финансовых средств. Именно по данной причине Европейская Хартия местного самоуправления предлагает руководствоваться следующими положениями:

— органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

— финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией и законом полномочиям.

По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, установленных законом.

Финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов.

Защита более слабых в плане финансов органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания и эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления.

Предоставление местным органам местного самоуправления субсидий, по мере возможности, не должно предназначаться на финансирование определенных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.

Для финансирования расходов по капиталовложениям местные органы самоуправления должны, соблюдая законодательство, иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала (65).

Практика бюджетного регулирования (перераспределения средств), дает основание с определенной условностью утверждать, что существуют собственные доходы местных бюджетов. Если исходить из версии А.И. Худякова, то основу самостоятельности бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законодательством источники доходов у всех звеньев бюджетной системы и право использовать эти средства в соответствии с утвержденным бюджетом (66). Но при этом не следует забывать, что органы местного самоуправления не обладают бюджетным правом, позволяющим самостоятельно определять не только источники доходов, но и самостоятельно их использовать.

Так, по Закону Республики Казахстан «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Республики Казахстан» от 15 февраля 1991г. финансовую основу местного самоуправления составляли:

— финансовые ресурсы местного Совета народных депутатов, состоявшие из бюджетных и внебюджетный средств (размеры бюджета определялись на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, утвержденных вышестоящим Советом народных депутатов);

— финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления (образовались за счет добровольных взносов организаций, граждан, доходов от созданных его органами предприятий и проводимых мероприятий).

Если обратиться к характеристике источников наполнения местного бюджета, то на районном уровне это были следующие доходы:

— налог на прибыль и доходы предприятий, организаций, учреждений, относящихся к коммунальной собственности района;

— налог на прибыль предприятий и организаций потребительской кооперации;

— налог на прибыль коллективных хозяйств сельскохозяйственного профиля (колхозы, совхозы);

— государственная пошлина, районные налоги и сборы;

— дотации и субвенции из бюджета вышестоящего Совета;

— дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы, полученные за счет осуществления организованных Советом мероприятий по решению экономических и социальных проблем.

В районный бюджет по стабильным долговременным нормативам, утверждаемым вышестоящим Советом, поступали следующие доходы:

— подоходный налог с физических лиц (не менее 25 % общей суммы этого налога);

— налог на прибыль и доходы предприятий, организаций и учреждений, независимо от формы собственности (за исключением коммунальной), в том числе иностранных и совместных;

— земельный налог;

— налог с оборота;

— налог на транспортные средства.

Кроме бюджетных поступлений активно использовались внебюджетные фонды, которые находились на специальных счетах.

Внебюджетные фонды пополнялись за счет:

— штрафов, взимающихся за получение организациями необоснованной прибыли (доходов) в связи с завышением цен (штрафов) на продукцию (работы, услуги);

— штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, и другие нарушения природо-охранного законодательства, санитарных норм и правил;

— 50 процентов от суммы объема выявленных проверками скрытых и заниженных доходов предприятий и организаций, расположенных на территории района;

-доходов от реализации бесхозного и конфискованного имущества;

— добровольных взносов и пожертвований граждан, организаций;

— доходов от районных займов, районных денежно-вещевых лотерей и аукционов;

— иных внебюджетных средств.

Как и в прошлом, бюджетные и иные средства составляют финансовую основу органов местной власти.

В реальной практике более активно используются регулирующие доходы местных бюджетов, образуемые за счет установленных республиканскими органами государственного управления нормативов отчислений в местные бюджеты.

К регулируемым средствам следует отнести дотации местным бюджетам (средства, выделяемые местным бюджетам в абсолютной сумме из республиканского бюджета без целевого назначения). К соответствующим методам бюджетного регулирования относят:

а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

б) установление постоянно закрепленных доходов отдельных видов бюджетов;

в) установление регулирующих доходов отдельных видов бюджетов;

г) межбюджетная дотация;

д) межбюджетное кредитование (67).

Основную часть местных финансов составляют средства местных бюджетов. Принято считать, что каждое местное самоуправление имеет собственный бюджет и право на получение в порядке бюджетного регулирования средств из республиканского бюджета. Однако опыт учреждений муниципальных образований в Средней Азии и России свидетельствует о целом ряде проблем, которые связаны с разграничением финансовых полномочий государства, его органов и органов местного самоуправления.

Если придерживаться практики бюджетного регулирования (перераспределения средств), то можно с известной категоричностью утверждать, что собственных доходов местных бюджетов у органов местного самоуправления пока нет. Но имеются регулирующие доходы местных бюджетов.

В литературе высказывается суждение, которое вопреки распространенному мнению, субъектом установления налога выступает не определенный орган государства (например, Парламент), а государство в целом. Орган, чьим правовым актом вводится налог, лишь представляет собой государство. Поэтому субъектом налоговых отношений всегда выступает государство в целом, представленное в этом отношении своим уполномоченным на то органом (68). Данная точка зрения основана на административной модели отношений в этой сфере, где налог одностороннее установление государства. В качестве аргументов выступает сама практика, которая убедительно демонстрирует, что Парламент или Президент фактически выступают от имени государства. Но возникает единственное «но» в отношении местных (муниципальных) налогов и сборов могут ли они (местные образования) выступать субъектами налогового права? Конституция Республики Казахстан не дает ответа на данный вопрос. Будет ли муниципальная власть находиться вне государственной власти ответ на это будет содержаться в законах, но увы не в Конституции Республики Казахстан.

К местным налогам и сборам относят:

— земельный налог;

— налог на имущество юридических и физических лиц;

— налог на транспортные средства;

— сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц;

— сборы за право занятия отдельными видами деятельности;

— сбор с аукционных продаж;

— другие сборы, установленные законом, являющиеся доходными источниками местных бюджетов (69).

Таким образом, доходная часть местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законом, указом, имеющим силу закона. Данное юридическое положение имеет чрезвычайно важное значение, особенно в тех случаях, когда муниципальное образование образуется на соответствующей административно-территориальной единице, т.е. муниципальные и административные границы (района, микрорайона) совпадают.

Контрольные вопросы

Что составляет экономическую основу местного самоуправления?

Как и в каком порядке формируется экономическая основа местного самоуправления?

В каком порядке формируется финансовая основа местного самоуправления?

Литература

Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.

Европейская Хартия местного самоуправления // Народный депутат,1993, N 11.

«О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 24 апреля 1995 г., Алматы, 1998.

Овчинников И. Финансовые основы местного самоуправления // Хозяйство и право, 1996, N 4.

Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Алматы, 1995 г.

Худяков А.И. Основы теории финансового права.

Алматы, 1995 г.

Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1984.

Глава V. Понятие и содержание службы в местном самоуправлении

Рекомендуемые страницы:

3.1. Финансовая основа местного самоуправления

Статья 132 Конституции РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяют органы местного самоуправления правом самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты.
Местное самоуправление осуществляется в поселениях и территориях по статусу ниже уровня субъекта РФ, т. е. в городах, районах, поселках и других поселениях, именуемых муниципальными образованиями, в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставами конкретных муниципальных образований.
Предметы ведения местного самоуправления определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и включают вопросы местного значения, которые реализуются исключительно на местном уровне, и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Государственные полномочия закрепляются за местным уровнем только федеральным законом или законом субъекта РФ.
Муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселений или иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
1) государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
2) собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т. п.), местных налогов;
3) заемных средств или муниципального кредита.
Муниципальные финансы (местные финансы) — это система экономических (денежных) отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта посредством ее перераспределения и использования денежных средств в соответствии с функциями, возложенными на местные органы власти и управления.
В России в состав муниципальных финансов включаются финансы городов, районов, поселков и других населенных пунктов. В странах с федеративным устройством в состав муниципальных финансов могут включаться не только финансы местных органов самоуправления, но и финансы республиканских, краевых, окружных органов управления.
Муниципальные финансы имеют социально-экономическую сущность, идентичную общегосударственным финансам, и существуют не как параллельные, а соотносятся как часть и целое, так как муниципальные финансовые отношения имеют лишь более узкую сферу перераспределительных отношений. В связи с этим все основные сущностные характеристики более общей категории «финансы» характерны и для муниципальных финансов, которые являются частью финансовой системы государства.

Это также касается и выполняемых муниципальными финансами функций.
Муниципальные финансы, так же как и финансы в целом, выполняют следующие функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
От степени обеспеченности финансовыми ресурсами муниципального образования зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также инвестиций в производственную и социальную сферы.
Система муниципальных финансов включает в себя следующие звенья: местные бюджеты, внебюджетные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов власти, муниципальный кредит (рис. 3).

Рис. 3. Система муниципальных финансов

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Регулирующая функция местных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов муниципальной собственности.

Доходы местных бюджетов.

Доходы местных бюджетов регулируются Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 которого определяет доходную часть местных бюджетов, состоящую из:

1. Местные налоги и сборы. К ним относятся:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

налог на рекламу;

налог на наследование или дарение;

местные лицензионные сборы.

2. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

2) не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

3. В доходы местных бюджетов может включаться финансовая помощь, которая осуществляется в различных формах. Это:

> дотации, т. е. средства, предоставленные местным бюджетам из федерального бюджета и субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения;

> субвенции, т. е. денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджетов

Расходы местных бюджетов

Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет основные направления расходов местных бюджетов.

В соответствии со ст. 12 названного закона расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Рисунок 1

Список используемой литературы:

1. Свиридов О.Ю. финансы, денежное обращение, кредит — Москва 2006

2. Веретенко И.И. К вопросу о предмете финансового права. Актуальные вопросы административного и финансового права: Сборник научных трудов. — М.: МГИМО (У) МИД России, 2004.

3. Соколова Э.Д. Финансовая система России и право: Дискуссионные вопросы // Налоги. — 2007. — № 2.

4. Веретенко И.И. Государственный финансовый контроль. Вопросы теории и практики. — М.: ИД Финансовый контроль. 2005.

5. Терехова Е.В. Негосударственный финансовый контроль. — М.: Издательство московского университета, 2006.

Добавить комментарий

Закрыть меню