Философские идеи р декарта

Декарт Ренэ
(1596—1650)— знаменитый французский философ и учёный. На мировоззрение Декарта оказала влияние половинчатость буржуазной идеологии XVII в., отражавшей наряду с передовыми стремлениями французской буржуазии той эпохи её страх перед народными массами, её приспособленческую политику в отношении феодальной монархии.
В решении основного вопроса философии — вопроса об отношении мышления к бытию — Декарт был дуалистом. Он утверждал, что существуют две субстанции: субстанция тела, обладающая атрибутом протяжённости, и субстанция души, обладающая атрибутом мышления. Тем самым он признавал два независимых друг от друга начала—материальное и духовное. Существование тела и души, по Декарту, определяется третьей субстанцией — богом. В своей физике Декарт развивал материалистические идеи. Природа, утверждал он, представляет собой непрерывную совокупность материальных частиц; отличительным свойством материи является её протяжённость. Движение материального мира вечно и протекает согласно законам механики, т. е. сводится к простому перемещению частичек, атомов.
Маркс отмечал, что «в своей физике Декарт приписывает материи самостоятельную творческую силу и механическое движение рассматривает как проявление жизни материи… В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания».

Декарт выступал против средневековой философии и отвергал церковный авторитет. Глубоко веря в силу человеческого разума, он считал необходимым создать новый, научный метод познания мира, поставить на место слепой веры знание, разум.
Декарт прибегает к «сомнению», как к приёму, методу рассуждения, посредством которого можно избежать всяких предвзятых и привычных понятий и придти к установлению достоверных истин. Он заявляет, что сомневается как в правильности наших представлений о мире, так и в существовании самого мира. Но, сомневаясь во всём, он тем самым должен признать одно,— что он сомневается, т. е. мыслит. И Декарт делает свой известный идеалистический вывод: «Я мыслю, следовательно я существую». Отправляясь, таким образом, от факта существования собственного «я», Декарт приходит к заключению и о существовании всего остального мира. Это декартовское положение в дальнейшем было использовано субъективным идеализмом.
В теории познания Декарт является родоначальником рационализма (см.). Он считал, что чувства дают нам лишь смутное представление о вещах и тем самым вводят в заблуждение. Истина постигается непосредственно разумом, присущей ему интуицией, правильность же истины подтверждается не практикой и опытом, а ясностью я отчётливостью наших понятий. Поэтому критерий истины, с точки зрения Декарта, находится не вне разума, а в нём самом. Декарт создал идеалистическое учение о «врождённых», идеях. Так, например, он считал, что идеи бога, духовной и телесной субстанции — врождённые идеи. В своей философии Декарт стремился примирить науку и религию. Вместе с тем Декарт был выдающимся учёным своего времени — физиком и математиком. Энгельс указывал, что «поворотным пунктом в математике была декартова переменная величина.
Благодаря этому в математику вошли движение и диалектика» . Декарт — основатель аналитической геометрии. Своими материалистическими взглядами на природу Декарт содействовал развитию науки и философии, тогда как другая, идеалистическая, струя в его мировоззрении была направлена на защиту религии. Важнейшие произведения Декарта: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644), «Трактат о свете» (1664), «Правила для руководства ума» (1701)—см. Ренэ Декарт, Избранные произведения, 1950.

Философская система Р. Декарта.

  1. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  2. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  3. I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  4. II. Налоговая система.
  5. IV. Внешняя система
  6. IV. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
  7. V. Формы и методы контроля, система оценок
  8. V2: 1.1. Денежная система: понятие, структура и типы
  9. V2: 1.7. Современная банковская система Российской Федерации
  10. Автоматизированная система управления транспортным комплексом РФ (АСУ ТК РФ)

Р. Декарт пытается найти опору в безусловном знании. У Спинозы: сомнение есть помеха в познании, у Декарта: сомнение — опора всякого знания. Сомнение существует, чтобы убедиться в наличии несомненности. Если знание сомнительно, то существует несомненное знание, относительно которого выделяется сомнительное. Следовательно, основой познания является сомнение.

Основной тезис Декарта: «Я сомневаюсь, следовательно, существую».

В первую очередь подвергается сомнению истина: «Я существую». Возможность сомнения есть несомненное доказательство существования сомневающегося. Мое существование есть процесс сомнения, сомнение — процесс познания. Тезис: «Я мыслю, следовательно, Я существую» — первый искомый принцип философии по Декарту. Чтобы прийти к несомненному, нужно отбросить заведомо ложное.

«Знать» — состояние совершенное. «Не знать» — предельно не совершенное. Совершенство в человеке определяется существованием совершенного. Возможность знания определяется в человеке совершенным существом, т.е. Богом. Существовать лучше, чем не существовать = полное существование совершеннее неполного. Т.о. наличие в человеке несомненных истин полностью обусловлено полнотой или совершенством существования, т.е. Богом. Итак, «Я мыслю, следовательно, существую» = «Бог существует». Знание о существовании Бога – возможность рассматривать свои знания как не вполне истинные, но могущие стать таковыми.

Так как можно помыслить Бога, мы способны судить о его существовании, ибо быть и быть истинным одно и то же. Однако если мы способны помыслить хотя бы одну существующую вещь в ее существовании, то мы обладаем общей способностью мыслить вещи. Мы не можем судить о вещах вне наших мыслей. Всякая вещь есть только мыслимая вещь, поскольку сам он – вещь, мыслящая саму себя. Взаимоотношения человека и Бога в системе Декарта — все рассуждения начинаются с тезиса «Я существую», а завершаются тезисом «Бог существует». Логически Бог оказывается производным (в порядке логического рассуждения) по отношению к существованию «Я». Создается парадоксальная ситуация: Декарт, аксиоматически принимая существование «Я», затрачивает все усилия своего ума на доказательство существования Бога. Его доказательство в системе настолько незначимо для самой системы, что присутствие Бога необходимо только для того, чтобы показать наличное существование внешнего мира. Но в системе Декарта нет никакой необходимости рассуждать о наличных вещах, она рассуждает о мыслимых. Этот Бог существует только статусно и формально. Итак, в философии Декарта можно отметить ряд проблем, возникающих при ее анализе: 1) если тезис «Я существую» исходный, то неочевидным становится утверждение «Бог существует». Если же исходным оказывается «Бог существует», то «Я существую» не самоочевидно. Если самоочевидны оба тезиса, то они независимы друг от друга, и тогда система непоследовательна. 2) наличие двух независимых утверждений приводит к разбиению бытия на два независимых параллельных ряда: бытие субъективное и объективное. 3) дуализм (удвоение исходных оснований) заставляет вводить еще одно дополнительное основание, которое устанавливало бы взаимоотношение двух независимых субстанций. В системе Декарта эта роль принадлежит объективной реальности. Но тогда она тоже самодостоверна и, следовательно, не нуждается в предыдущем разбиении.
Итак, попытка Декарта первоначально построить систему на единственном исходном логическом самодостоверном основании, или принципе, не удалась. Однако сама возможность выстраивания системы на едином основании оказалась очень притягательной. Именно поэтому имя Декарта прочно вошло в историю мировой философии, а его система послужила основанием для новейших систем И. Канта, Г. Лейбница и Г. Гегеля.

Фотограф Andrea Effulge

Философия Декарта

Философ, математик, логик и выдающийся мыслитель своего времени Рене Декарт явился одним из основателей философии Нового времени, когда от религиозности, искусственно принесённой в науку, последняя старалась избавиться.

Так и Декарт, с отличием закончив иезуитский колледж, был неудовлетворён знаниями, там полученными. Мыслитель, как и большинство великих, обратился к самостоятельному поиску знания в окружающем его мире.
Усмотрев, в многом справедливо, в религиозной философии, например, схоластике спорность, Декарт подвергал её критике. Картезианская (по латинскому произношению Cartesius), читай Декартовская философия Нового времени искала знания твёрдого, достоверного, доказанного, то есть, Рене Декарт искал истины. А для достижения истинного знания, знания доказанного, достоверного мыслитель разработал собственные методы, подходы и принципы поиска, в этом заключается рационализм философии Декарта.
В основу философии Декарта легла математика как устойчивая к спекуляциям и своей неподкупной логикой изобличающая спорность из знания. Но, несмотря на рационализм философии Декарта, изображаемая им наука, которая должна была объять все грани мира и человеческого существования, в корне имела метафизику, развиваясь к физике и делясь на частные науки.
Выступая за развитие методологии науки как важнейшего инструмента исследования, Декарт критиковал философию прошлого в связи с тем, что в прошлом методу и его роли не уделялось должного внимания. В методологии прошлого зачастую использовалось лишь сложение подобного, отсутствовали поиск основ, источника, заявление тезисов и постулатов, а так же иерархия взаимосвязей. Последнее не позволяло выделять в научном поиске важное от несущественного, а критерий и признак от случайности, с этим рационалистическая философия Декарта мириться не могла.
В основах философии и методологии Декарта лежало раскрытие и преподнесение основ и следствий в их очевидной взаимосвязи, чья наглядность не позволяла подвергать утверждаемое сомнению, так как была очевидна. В ходе этих научных исследований и поиска Декарт создал свой первый выдающийся труд «Рассуждение о методе», в котором разбирал свой проект, так называемой «универсальной науки» (Mathesis universalis), имеющий свои корни в аристотелевской гипотезе главного органона (инструмента) познания. Несложно догадаться, что мыслитель этим инструментом называл методологию.
Проблема метода философии Декарта заключалась в подведении потенции разума к констатации, а точнее, восприятию основы любого явления или процесса в мире, чтобы воспринять очевидное. Потенцию разума к восприятию основы чего-либо в его очевидной простоте мыслитель называл интеллектуальной интуицией, а одним из принципов философии Декарта было утверждение её всеобъемлющей роли и универсальности. На последнем и базировалась методология так называемой «универсальной науки». Не обошлось и без сомнительных утверждений, которые воспринимаются таковыми только сейчас, например, заявляемый субъективизм окружающей действительности, то есть, согласно философии Декарта под сомнение ставился источник эмпирического (опытного) познания — объективный мир. Последнее зависимо от принципа философии Декарта, где в ходе познания интеллектуальной интуицией, к которой редуцируют все остальные виды познания, необходимо ставить под сомнение любое утверждение, ведя поиск очевидности, тогда исследователь не может говорить о истинности чего бы то ни было кроме самого факта сомнения. И это сомнение само в себе несомненно и очевидно, как форма мышления — это один из методов философии Декарта. В свою очередь несомненность сомнения как факта мышления делает очевидным существования самого мыслителя, следовательно, знаменитое высказывание философа: «Мыслю, значит, существую» (Cogito ergo sum), ничто иное, как финальная формулировка ранее описанного логического построения.
Две других выдающихся работы о философии Рене Декарта — это «Размышления о первой философии» и «Начала философии» (или «Принципы философии»), причём последняя книга явилась итоговой констатацией взглядов и умозаключений мыслителя. В своих началах философии Декарт делает попытку логически вывести начала или основы физического мира из начал метафизики. В-первых, мыслитель сформулировал основные гносеологические и метафизические идеи, то есть общие принципы своей философии кратко. В-вторых, размышления о натурфилософии как философские основы картезианской физики, где отходит от основных категорий физики вроде массы, количества, пространства и свойств к движению, сформулировав закон инерции.

В-третьих, мыслитель затрагивает космогонические вопросы, то есть рассуждает о происхождении мира и планеты Земля в частности.

Эти рассуждения, равно как и поиск Декарта на поприще методологии приводят к заявлению о доказательстве существования некоего бога или божественного как необходимого условия всякого эмпирического исследования и материального мира в целом.
Три упомянутых в этой статье произведения Декарта — не все его труды, а лишь основные и наиболее значительные. Например, последнее произведение является по самому признанию мыслителя компиляцией философии Декарта кратко. Важно также отметить, что переводя свой номинально финальный труд с оригинального латинского на родной французский, сам мыслитель переписал некоторые части произведения. Последнее не говорит о ошибках, а намекает на вечный поиск и всеобъемлющее проникновение метода Декарта — сомнения.
Рационалистическая философия Декарта оставляла место дуализму, например, телесного и разумного. Дуализм Декарта заявлял о пространственно протяжённой телесной субстанции и внепространственной метафизической мыслящей, если угодно – душе. А так же дуализм божественного и материального, где, сотворив мир и его организовав, божественное более не вмешивается в него, то есть не осуществляет управление миром. Это деистическая позиция философии Декарта, заявляющая полную независимость мира после акта его сотворения божественным, ставит некоторых исследователей в тупик, так как, в общем, мыслитель был сторонником рационализма и критиком религиозности.
Труды французского мыслителя объёмны и затрагивают обширные области знания, вследствие чего в одной статье трудно описать философию Декарта кратко, не говоря уже о детальном рассмотрении. Однако многие произведения этого философа сохранились и с его взглядами можно познакомиться из первоисточника, что я и советую, если тебя, читатель, заинтересовало то, о чём рассказано в этой статье.

Вопрос 13. Рационализм. Теория «врожденных идей» Р. Декарта РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный). 1. Учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений;они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и от него, с т. зр. Р., не зависящие усмотрения ума или априорные формы.

В этом смысле Р. противоположен эмпиризму. Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания. В предельной форме своего выражения Р. вылился в отождествление реальных и логических связей и отношений. Представители Р. в 17 в.—Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в.— Кант. Фихте, Шеллинг, Гегель. Ограниченность Р.— в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все большей и безусловной. Ограниченность Р. подвергнута критике марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика). Р. имеет многосторонние проявления в различных областях знания. В психологии Р. на первый план выдвигает интеллектуальные психические функции, сводя, напр., волю к разуму (Спиноза); в этике — рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности; в эстетике — рациональный (интеллектуальный) характер творчества. Во всех этих случаях Р. означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле Р. противостоит иррационализму. 2. В богословии Р.— направление, согласно к-рому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума.

Добавить комментарий

Закрыть меню