Философия средневековья и возрождения

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основные вопросы темы:

1.Общая характеристика эпохи и роль философии в средние века.

2. Патристика и схоластика как исторические формы философии.

· Учение Аврелия Августина.

· Фома Аквинский-систематизатор схоластики

3.Борьба реализма и номинализма.

Список рекомендуемой литературы:

1. Введение в философию. М., 1989. Ч. 1. Гл. 11. § 4.

2. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 4-22, 31-32, 51-84, 338-379.

3. Краткий очерк истории философии. М., 1981. Гл. IV. § 2.

4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Вопросы и творческие задания

1. Объясните, почему христианизация Рима была исторической необходимостью.

2. Какова разница в статусе философии и философа в античности и в средние века?

3. Найдите общие черты и отличия античной и средневековой философии.

4. Выберите имена философов, которые относятся к средневековью:

Платон, Августин, Фома Аквинский, Гераклит, Спиноза, Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Дамаскин, Боэций.

5. Напишите положительные и отрицательные стороны схоластики:

Положительные Отрицательные

6. В чем сходство и в чем различия в понимании материи и формы Аристотелем и Фомой Аквинским?

7. В средние века велись жаркие споры между реалистами и номиналистами о природе общих понятий. Вам предлагается два высказывания. Определите, какое из них относится к номинализму, а какое – к реализму.

– универсалии, т.е. всеобщие понятия, существуют реально и независимо от сознания;

– универсалии являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут.


1. Давая общую характеристику средневековой эпохи, следует особое внимание обратить на роль религии и церкви в этот исторический период. В IV веке Римская империя постепенно переходит от язычества к христианскому вероисповеданию: с 324 года христианство становится официальной государственной религией. Господство христианства в политической жизни приводит к его господству и в духовной жизни общества. Религиозное мировоззрение проникает в философию и подчиняет ее себе.

С новым летоисчислением в мир приходит христианство, которое уже в первых веках, после пережитых гонений, становится государственной религией, а затем монополизирует духовную жизнь общества. В 529 году «языческие» философские школы в Греции были закрыты.

В отличие от античного многобожия христианство, как и иудаизм (от которого оно отпочковалось), и возникший позже, в VII веке, ислам (мусульманство), религия монотеистическая. Бог есть Дух. Правда, вскоре в Христианстве оформляется представление о триедином Боге. Помимо Бога-Отца существуют Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Дух Святой, который в свою очередь является всепроникающим началом бытия. У православных считается, что он исходит от Бога-Отца, а у католиков – что и от Бога-Сына. В этом заключается главное различие внутри христианства.

Официальное казенное христианство свелось к ритуалам, стало средством освящения государственной власти и фактически частью государственного аппарата. Светлое воздействие на массы оказывали отдельные его подвижники, которые порой не уживались с церковной иерархией, становились изгоями или возглавляли ереси. Они всегда взывали к истокам и сути христовой веры: «Бог есть любовь». По словам же Иисуса Христа, вся суть его учения двуедина: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и Господа Бога своего больше, чем самого себя». Христос считал себя посланцем единого Бога, о чем напрямую говорит его молитва «Отче наш», завещанная миру в христианском Новом Завете (Ветхий Завет Библии создан в иудаизме).

Христианство преодолело где идеологически, а гдесилой власти «переходные», «синтетические» учения (гностицизм, герметизм и др.), в которых соединялись религиозные и философские идеи античности и Востока. Период его формирования получил название патристики(I – VI вв.) – «учение отцов» (ее самая ранняя стадия называется апологетикой). Задача патристики состояла ввоссоздании целостного мировоззрения, философии на основе Священного писания, библии (экзегеза – ее философское и общелогическое истолкование).

В итоге христианское учение о мире характеризуют: теоцентризм –Бог центр бытия; креационизм– сотворение мира Всевышним из ничего; провиденциализм– предопределенность спасения мира Богом; теодицея– «оправдание Бога» – неслучайность, оправданность зла в сотворенном Богом мире. Греховность мира, культ духовности, спасение души через веру и любовь к Богу являются основой христианского мировосприятия.

Нравственные идеалы христианства несомненно высоки и прекрасны. Но, как отмечал русский философ Николай Александрович Бердяев, религия не божественный, а богочеловеческий процесс. Поэтому человек в мире христианства, как и в другой монотеистической религии, мог спастись настолько, насколько его вера была искренна и пронизана любовью. Любовь занимает в исконной сути христианства совершенно исключительное место, как ни в какой другой религии. Отсюда нравственный пафос, морализм христианского вероучения и философии. Даже В.И. Ленин отмечал христианство – это «мораль, ставшая религией».

Примат веры над разумом определил особенности схоластики– этапа развития христианского вероучения, следующего за патристикой. Схоластика «доказывала» то, что уже принято за истину, поэтому приобрела нарицательный, негативный смысл. При ней закрепилось убеждение, что философия – служанка богословия.

Однако схоластика (от греческого – «школа») выходила за рамки «школьной философии». При систематизации христианского вероучения схоласты использовали идеи античности, Платона и особенно Аристотеля, не избегали чисто философских споров о природе общих понятий, «универсалий». Здесь схоласты разделились на реалистов и номиналистов. Первые признавали реальность универсалий, вторые – нет.

Но были и более существенные различия. Крайние реалисты(Эриугена) рассматривали понятия подобно эйдосам Платона, как самостоятельные духовные сущности. Умеренные реалисты(Фома Аквинский) – как общее в вещах, божественном и человеческом разуме. К ним приближались умеренные номиналисты(или концептуалисты, Абеляр), полагавшие, что универсалии являются общими понятиями, формами познания действительности. Их понимание полностью отвечало не формальному, а здравому реализму и логике. Крайние номиналисты(Оккам) считали общиe понятия чисто словесным обозначением, пустым звуком.

В схоластике положительное развитие получила логика, которая предвосхитила математическую логику.

В средневековье наряду с религиозными постепенно развивались и прикладные знания, естественные науки. В конце концов, это привело к торжеству теории двойственной истины: религиозная истина и философская (научная) истина независимы друг от друга. В философию, минуя религиозную схоластику, пошел набирающий силу живой и богатый поток знаний, духовных устремлений, который нуждался в более широком обосновании и осмыслении. Он требовал использования всего арсенала накопленных некогда ценностей, что и произошло позднее в эпоху Возрождения (Ренессанса).

Фактически решающий шаг к ней сделала философия. В XIIIв. Фома Аквинский напрямую соединил аристотелизм с богословием. Негативная реакция в официальных кругах была успешно преодолена. Постепенно в духовной практике официальный теоцентризм сменяется высоким антропоцентризмом – человек становится центром внимания и осмысления. «Греховный мир» вокруг него, мир природы снова прорастает яркими красками. Эстетический аспект жизни оказывается ведущим.

Бог не столько сходит со сцены, сколько заполняет собою живую суть мира. Рождается и все смелее утверждается пантеизм с его принципом безличной божественности бытия: «Все в Боге и Бог во всем».

Возрожденческий пантеизм существовал в двух разноводностях – мистической и натуралистической. В мистической версии (Парацельс – XV – XVI вв.; Я. Бёме) природа растворяется в Боге. Причем Бёме подчеркивает, что Бог не только в «природе», и «выше и вне природы», т.к. в нем «пребывает все.» В натуралистической версии (Дж. Бруно и др.) Бог растворяется в природе и мыслится как активная, духовная, движущая ее сила, заключенная в самих природных вещах. Второй человек церкви после папы римского Николаи Кузанский говорил, что Бог – это все: и бытие, и возможность становления бытия. Становление идет к бесконечному. Абсолютный максимум неделим, как и абсолютный минимум.

Диалектика Кузанского своеобразно идет к интегральному и дифференциальному исчислению: Бог – тот предел, который невозможно достичь, поэтому он не может быть постигнут рассудочно. Постижимым образом он может проявиться в единичном. Индивидуальное не противоположно общему, а есть его особое осуществление. В сущности Бога сходятся и разрешаются все противоречия.

Со всей полнотой и пафосом пантеистические идеи были заявлены Джордано Бруно, за что великий мыслитель поплатился жизнью. Через века он был причислен к лику святых. Согласно Бруно, Бог не источник, а самодвижущееся бытие. Всеобщие природа, душа и разум едины в живом материальном мире. Пантеизм тождествен гилозоизму(от греч. «гиле» – материя и «зое» – жизнь).

Средневековая культура и образ жизни вытесняются возрожденной моделью античного типа культуры. Отсюда и название эпохи – Возрождение (фр. Ренессанс). Конечно, античная культура не могла быть реставрирована в своем первозданном виде. Влияние предыдущего исторического этапа – Средневековья – оказалось значительным.

В области философии на первый план выходят учения Платона и неоплатоников. Переосмысливаются идеи Аристотеля, Эпикура и эпикурейцев, стоиков. Разумеется, не сразу преодолевается давление средневековой религиозной философии, как европейской, так и арабской. Но центром философской мысли уже становится не Бог, а человек. Антропоцентризм – важнейшая особенность философии Возрождения. В этот период она выступает в содружестве с гуманитарным знанием и искусством (в Средние века – с религией).

Антропоцентризм важнейшая особенность философии Возрождения, которая имеет свою периодизацию.

1. Ранний период Возрождения(XIV в.). В средневековой европейской культуре и философии появляются новые – антифеодальные и антисхоластические тенденции. В Италии возникает возрожденческий тип культуры.

2. Период расцвета Возрождения(XV – XVI вв.). В XV в. итальянское Возрождение достигает своего апогея. В философии доминирует гуманистическая проблематика. В XVI в. Возрождение становится общеевропейским явлением. На первый план в философии начинает выдвигаться натурфилософская проблематика.

3. Закат философии Возрождения – начало философии Нового времени (начало XVII в.).

Таким образом, если Возрождение рассматривать как общеевропейское явление, то оно охватывает XV – XVI века. Утверждение антропоцентризма и европейской культуре эпохи Возрождения связано с деятельностью гуманистов. Гуманизм и широком смысле – мировоззрение, в котором человек считаетсявысшей ценностью. Оно отстаивает идеи человечности и человеческого достоинства, свободу и справедливость. В узком смысле гуманизмом называется культурное движение в Европе XIV – XV вв., целью которого было изучение и популяризация античных языков, литературы и искусства, а также философии. Родина гуманизма – Италия, идейный центр — Флоренция. Видные представители: Данте Алигьери (XIII – XIV вв.), Франческо Петрарка (XIV в.), Лоренцо Валла (XV в.), Марсилио Фичино (XV в.), Пико делла Мирандолла (XV в.), Эразм Роттердамский (XV – XVI вв.) и др.

Уже Данте предшественник и вдохновитель гуманистов – в своих произведениях человеком интересуется больше, чем Богом. Человек, утверждает он, есть «величайшее чудо». Позже у гуманистов этот интерес выльется в определенный антропоцентризм. Философия Возрождения в понимании человека реабилитирует природное начало, переосмысливает его место в мире, но не отрывает человека от Бога, а сближает их.

Радикально, – нет Бога без человека, а человек есть «образ и подобие» Его. Происходит обожествление человека, как существа, поставленного властвовать над природным и социальным миром. (Фичино).

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда происходила христианизация Рима?

2. Каковы причины перехода от язычества к христианству?

3. Что такое патристика?

4. В чем состояли основные идеи физики Августина?

5. Гносеология Августина.

6. Этико-политическое учение Августина.

7. Августин об историческом процессе.

8. Что такое схоластика?

9. Назовите основные понятия онтологической концепции Фомы Аквинского.

10. Антропологические взгляды Аквинского.

11. Фома Аквинский о познании и соотношении воли и разума.

12. Социально-политические взгляды Фомы.

13. Номинализм и реализм – две противоположности средневековой схоластики.

14. Назовите отличительные черты европейского Возрождения.

15. Что такое пантеизм и какие разновидности его существуют.

Раздел III

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Форма проведения занятия – реферативно-докладная. Это объясняется тем, что философия Нового времени представлена большим разнообразием имен, направлений и школ:

1. Фрэнсис Бэкон

2. Рене Декарт

3. Томас Гоббс

4. Бенедикт Спиноза

5. Джон Локк

6. Джорж Беркли

7. Дэвид Юм

8. Готфрид Вильгельм Лейбниц

9. Шарль Монтескье

10. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)

11. Жан-Жак Руссо

12. Готхольд Эфраим Лессинг

13. Иоганн Вольфганг Гете

14. Жюльен Офре Ламетри

15. Поль Гольбах

16. Дэни Дидро

17. Клод-Адриан Гельвеций

18. Мартин Лютер

Данная форма занятия предполагает больший охват представителей эпохи, чем традиционная, а, значит, и наиболее полное знакомство с темой.

Основная цель занятия – формирование навыка реферирования и устного выступления у студентов.

План выступления:

1. Краткие биографические данные.

2. Общая характеристика взглядов.

3. Онтологическая концепция.

4. Учение о познании.

5. Социологические взгляды.

Вопросы и творческие задания:

1. Назовите характерные черты эпохи Нового времени. Как они повлияли на характер философских воззрений?

2. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить распространение деизма и пантеизма в Новое время?

3. Почему материалистические концепции Нового времени носили печать механицизма и метафизики?

4. В чем принципиальное отличие философии Нового времени от средневековой философии? Сравните философские парадигмы двух эпох и заполните таблицу:

Средние века Новое время
1. 2. 3. 4. Онтология Гносеология Философская антропология Социальная философия

Для того, чтобы понять особенности философии Нового времени (XV – XIX вв.), необходимо уяснить себе те глубочайшие изменения, которые происходят в обществе и влекут за собой кардинальные сдвиги в духовной жизни.

Переворот в области духовной жизни проявился в Новое время в трех характерных формах: в Возрождении, Реформации и в бурном развитии естественных наук.

Возрождение можно рассматривать как становление раннебуржуазной культуры, для которой характерна гуманистическая направленность. Гуманистическая культура открыто еще не порывала с господствующей тогда церковной идеологией и католической религией, но она ставила на первый план светские науки и образованность. Она подчеркивала свое отрицательное отношение к богословско-схоластической учености. Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в признании интересов и прав личности, в требовании всестороннего и гармоничного ее развития.

Другим ярким выражением нового мировоззрения было реформационное движение, которое нанесло мощный удар по средневековому католицизму и папству. Идеология реформизма XVI века – это протест против церковной организации и средневекового католицизма, в стремлении молодой буржуазии освободиться их опеки.

Третьей, и, вероятно, самой плодотворной формой борьбы против богословско-схоластической идеологии в эту эпоху явилось развитие естествознания. В центре тогдашнего естествознания стояла механика земных и небесных тел. Это была вторая после математики наука, которая приобрела в XVII веке научную форму. Оказавшись во главе развития других естественных наук, механика придала всему естествознанию механистический характер.

Все указанные изменения в духовной жизни общества не могли не повлиять на характер философских воззрений той эпохи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите хронологические рамки эпохи Нового времени.

2. Назовите три основные формы, которые отражали духовные изменения в жизни общества в Новое время.

3. Назовите условия, способствовавшие развитию естественных наук.

4. Охарактеризуйте уровень развития естествознания в XV – XVIII веках.

5. Назовите характерные черты философии Нового времени.

ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

1. Введение (актуальность) темы:

Философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века), своими корнями она уходит в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является Бог, а не природа. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов — от церкви.

Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, вошедшей в историю под именем Возрождения. Существенные перемены в умонастроениях были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Возрождение — эпоха художественно-эстетическая, в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

2. Цель:Познакомить студентов с основными особенностями и чертами философского мышления средних веков и эпохи Возрождения.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· основные концептуальные модели средневековой философии и философии эпохи Возрождения; основные элементы систем философского знания и их категории; основных представителей философии этого времени;

Студент должен уметь:

· характеризовать специфику философского знания данной эпохи в его целостности, внутренней расчлененности и многомерности;

Студент должен приобрести навыки и качества:

· уметь анализировать и интерпретировать рассматриваемые проблемы в контексте развития мировой цивилизации.

Основные учебные вопросы (план):

1. Христианство как основа средневековой философии. Основные религиозно-философские идеи христианства.

2. Патристика. Отцы церкви. Схоластика. Томизм.

3. Гуманизм в Италии и заальпийских европейских странах.

4. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.

5. Социальные теории.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. В чем состоит смысл следующих идей: “Верую, ибо абсурдно” (Тертуллиан), “Верить, чтобы понимать” (Августин), “Понимать, чтобы верить” (Фома Аквинский)?

2. Что такое “томизм” и каково его культурно-историческое значение?

3. Какой смысл имеет термин “схоластика”?

4. Почему средневековая философия и наука являлись служанкой теологии?

5. Гуманистично ли христианское понимание человека?

6. Почему Августин называет “Град земной” (государство) “великой разбойничьей организацией”? В чем состоит общность и различие “града земного” и “града божьего”?

7. Что такое гуманизм? Когда возникает гуманистическая идея и в чем состоит ее особенность в эпоху Возрождения?

8. Почему объектом религиозно-философской борьбы Ренессанса стала астрономия?

9. Что такое оккультизм? Какие науки относятся к числу оккультных?

10.Что представляют собой политические теории абсолютизма? Назовите их представителей.

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Религиозные истоки христианства.

2. Библия как священная книга христианства.

3. Символ веры.

4. Римская цивилизация и феномен раннего христианства.

5. Латинско-римское духовное наследие в культуре и философии средних веков.

6. Развитие философской мысли в Византии.

7. Арабская средневековая философия.

8. Астрология и алхимия в контексте средневековой культуры.

9. Народная карнавальная культура средневековья.

10.Философская система Фомы Аквинского.

11.Философско-эстетические идеалы итальянского гуманизма.

12.Идея гелиоцентризма в философии и науке Возрождения.

13.Европейская реформация и становление “гражданского общества”.

14.Социально-политическое учение Н.Макиавелли.

15.Социальная утопия Т.Мора.

16.Учение о “радости повседневной жизни” М.Монтеня.

7. Литература:

Основная:

1. История философии в кратком изложении. — М., 1991.

2. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. — М., 1997.

3. Рассел Б. История западной философии. — Кн. 1-2. — Новосибирск, 1994.

Дополнительная:

1. Абеляр П. История моих бедствий. — М., 1992.

2. Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984.

3. Антология мировой философии: В 4-х т. — Т. 1. — Ч. 2. — Т. 2. — М., 1969.

4. Антология средневековой мысли. Т.1, 2 /Под ред. С.С.Неретиной – СПб., 2002.

5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М., 1989.

6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.

7. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. — СПб., 1995.

8. Блаженный Августин. Исповедь. — М., 1992.

9. Бондуровский Н.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. // Вопросы философии, 1997, № 9.

10.Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1975.

11.Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вт. пол. XV века). — М., 1983.

12.Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. — М., 1954.

13.Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии, 1995, № 3.

14.Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. // Вопросы философии, 1994, № 1.

15.Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки, 2003, № 3,4.

16.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.

17.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972.

18.Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987.

19.Донини А. У истоков христианства. — М., 1989.

20.Дробжев М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии // Философские науки, 2003, № 6.

21.Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2002.

22.Клодель П. Введение к поэме о Данте А. // Вопросы философии, 1994, №№ 7-8.

23.Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте. // Вопросы философии, 1994, № 1.

24.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992.

25.Лейн Т. Христианские мыслители. — СПб., 1997.

26.Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. — 1994. — № 6.

27.Лосев А.Ф. Историческое значение Ареопагитик. // Вопросы философии, 2000, № 3. С. 71-83.

28.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

29.Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. — М., 1978.

30.Лосев А.Ф.Эллинистически-римская эстетика. I-II вв. н.э. — М., 1979.

31.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М., 1979.

32.Макиавелли Н. Избранные сочинения. — М., 1982.

33.Монтень М. Опыты. — М., 1981.

34.Мор Т. Утопия. — М., 1978.

35.Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. – С. 251-301.

36.Неретина С.С. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия // Вопросы философии, 1997, № 4.

37.Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и вера // Вопросы философии, 1998, № 10.

38.Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М., 1987.

39.Пружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии. — 1994. — № 2.

40.Рашковский Е.Б. Протоиерей Александр Мень: интеллектуальный облик. // Вопросы философии, 1994, № 2.

41.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. — Т. 2. — Средневековье. — СПб., 1997.

42.Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). – М., 1980.

43.Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. — М., 1988.

44.Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. — М., 1984.

45.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). – М., 1985.

46.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). — М., 1985.

47.Фридман И.Н. Карнавал в одиночку // Вопросы философии. — 1994. — № 12.

48.Хейзинга Й. Осень средневековья. — М., 1988.

49.Чанышев А.Н. Возрождение и Джордано Бруно // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2002, № 1.

50.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.

51.Шюон Ф. Понять ислам (предисловие Ю.Н. Стефанова). // Вопросы философии, 1994, №№ 7-8.

52.Эстетика Ренессанса. — Т. 1-2. — М., 1981.

Первоисточники:

1. Мишель Монтень. Об искусстве жить достойно. – М., 1975.

2. Оккам У. Избранное – М., 2002.

3. Августин. Исповедь. Кн.10,11 – М.,1998.

4. Альберти Л.Б. О семье. // Опыт тысячелетий. – М., 1996, –С.359-412.

5. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.265–284.

6. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.395–479.

7. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.569–672.

8. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность: письма и заметки из тюремной камеры. // Вопросы философии, 1989, №№ 10-11.

9. Боэций. Утешение философией. – М., 1990.

10.Бруно Дж. Избранное – Самара, 2000.

11.Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – М., 1953.

12.Гаврюшин Н.К. Христианство и экология // Вопросы философии, 1995, № 3.

13.Гвардини Р. Конец нового времени. // Вопросы философии, 1990, № 4.

14.Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб, 1995.

15.Данте А. Божественная комедия. (Любое издание).

16.Ибн Сина. Указания и наставления. // Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М., 1980.

17.Лоренцо Валла. О наслаждении. / В кн.: Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 – С.137–166.

18.Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.

19.Льюис К.С. Просто христианство – М., 1990.

20.Мень А. Сын человеческий. – М., 1995

21.Мирандола Пико. Речь о достоинстве человека. — В кн.: Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х т. – М., 1981, –Т.1.

22.Мишель Монтень. Опыты. в 3-х кн. – М., 1979.

23.Николай Кузанский. О достижении мудрости. Об ученом незнании. О возможности бытия. // Кузанский Н. Сочинения в 2 т., – М., 1980.

24.Николай Кузанский. О мире веры. // Вопросы философии, 1992, № 5.

25.Николай Кузанский. Об уме. // Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001. – С.110–127.

26.Пальмиери М. Гражданская жизнь. // Опыт тысячелетий. – М., 1996, – С. 412-433.

27.Папа Иоанн Павел II. Апостольское послание «Свет Востока» // Вопросы философии, 1996, № 4.

28.Петрарка Ф. Книга о делах повседневных. О средствах против счастливой и несчастливой судьбы. // Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001. – С.3–39

29.Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М., 1991

30.Слова на текст «Отпущайте и отпустят вам». // Опыт тысячелетий. – М., 1996, – С. 326-332.

31.Фичино М. О моральных добродетелях. // Опыт тысячелетий. – М., 1996. – С. 437-442.

32.Фома Аквинский. Сумма теологий. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии, 1997, № 9.

33.Эразм Роттердамский. Похвала глупости. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1987.

34.Якобс В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика // Вопросы философии, 1994, № 1.

Рекомендуемые понятия для изучения темы 5:

Религиозное мировоззрение, теология, теизм, монотеизм, теоцентризм, провиденциализм, креационизм, ортодоксия, патристика, схоластика, пантеизм, антропоцентризм, картина мира, проблема свободы в христианском мировидении, томизм, религиозно-философские учения в ХХ веке.

Философия средневековья и эпохи возрождения

Средневековье — хронологически большой и неоднород­ный период, охватывающий V — XV вв., а средневековая философия — это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося хри­стианства, а с другой — с античностью. У Августина Блаженного (354 — 430 гг.) философ, мудрец, богослов, пророк и учитель этики — одна фигура. Все остальные области, традиционно входящие в философию: онтология, гносео­логия, этика, эстетика — рассматривались под этим углом зрения. Но у философии были и свои, отличные от рели­гии, функции, связанные с сомнением не только в отно­шении истинности вероисповедных догматов, и со свой­ствами разума, призванного их побуждать и причащаться к высшей истине.

Предпосылки становления и развития философии в средние века связаны с социально-экономическими, по­литическими и идеологическими условиями эпохи Рим­ской империи: обезличивание рабского труда, падение его производительности, восстания рабов, появление таких со­циальных групп и прослоек как вольноотпущенные, сво­бодные люмпены, колоны, профессиональные солдаты и др. Варварские нашествия V — VI вв. вызывали экономи­ческий хаос и беспорядок. На смену официальной римс­кой религии, не могущей дать утешения массам, и восточ­ным культам шло христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином царстве. Христианство решало про­блему человека, возводя его до божества, предлагало профетическую церковь-общину, демократизм и всеобъемлю­щую религиозность, монотеизм, религию священных пи­саний.

Подход к средневековой философии — это подступы к исторически своеобразному способу философствования, сопряженного с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и единобожия. Антично-средневе­ковое христианство и культура были сплавом библейско-иудаистских и эллинских элементов. Переходная эпоха к Средневековью принципиально двумерна в культурно-философском плане. Античный мир поглощен и растворен миром варварским, этот «раствор» двумерен. Теологизация философии и философизация теологии происходят в патри­стике (II — VI вв.), которая представляет собой одновремен­но классику античного мира и начало философии Средне­вековья, сопрягающие ретроспективность и традициона­лизм. Последнее — всецело дело Библии, экзегет-философ трактует текст, выявляет смысл, шифры бытия. Происхо­дит отчуждение личности мыслителя, что проявляется в анонимном характере средневековой культуры. Средневе­ковая философия филологична, «любословна», литературна. Анализ возможностей слова становится проблемой, свя­занной с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII — Х вв.). Следующая ступень — спе­кулятивная, системотворческая и конструктивная экзеге­за. Ее средство — разум и философия, цель — вера и авто­ритет. Схоластика (XI — XIV вв.) и «диалектика» — ото тех­нические дисциплины, где мудрость и мировоззрение сопряжены. Дидактизм, назидательность, учительство — вот специфические черты (схолы) «гомилии», «этимоло­гии», «суммы», «исповеди». Мыслитель — это, прежде все­го, учитель с большой эрудицией, психологической само­углубленностью, с рациональным постижением мира.


В это время происходит перенесение в теологию фун­даментальных философских проблем диалектического синтеза: психофизического взаимодействия, сущности и существования, свободы и необходимости, причинности и целесообразности, пространства и времени и т. д. Но все­гда присутствовала и «мистическая» линия, требовавшая новых способов бытования души: умозрение и молитва, исповедь и наставление, обреченные существовать в дос­тупной форме притчи. Философия развивается в светских школах (с XI в.) и университетах (с XIII в.), но главным образом вначале в монастырях, религиозных орденах (францисканских — Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам; доминиканских —Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена мыслителей того времени были связаны с соборами и оби­телями (Гуго Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартские, Бернард Клервоский, Ансельм Кентерберийский).

Разработку библейского послания и философствование в вере начинает патристика: ранняя, доникейская (II -IV вв.), посленикейская (IV — VI вв.), греко-византийская (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.), латинская (Авгус­тин, Боэций и др.). Позднесхоластическая философия — это уже влияние арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля, что приводит к формированию идеи двух истин: разума и веры, в дальнейшем способствующей становлению эмпирико-рациональной парадигмы философствования.


К особенностям средневековой философии надо отнес­ти тот факт, что истина была открыта в откровении, в свя­щенном Писании. Истина стремилась проникнуть в него, а человек, постигая истину, причащался посредством ра­зума к Богу. Разум, таким образом, мистически ориенти­рован, а мистика была рационально организована. Средне­вековая мысль теоцентрична: реальность, определяющая все сущее, — не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат два принципа, чуждых религиозно-ми­фологическому сознанию: идея откровения и идея творе­ния (креационизм). Богооткровенность истины предпола­гает необходимость комментария, экзегезы сакральной или мирской. Слово — в основании творения и было общим для всего сотворенного, что оборачивается проблемой уни­версалий, которую пытались решить трояко. Концептуа­лизм предполагает существование общего вне и внутри конкретной вещи. Реализм видит существование общего вне и до вещи. Номинализм раскрывает существование общего после и вне вещи. Первичная связанность с антич­ной философской традицией как бы гарантировала истин­ность реализма в объяснении бытия. Номинализм говорил о распаде средневековых парадигм мышления, а концеп­туализм был умеренным сочетанием обоих направлений.

Становящаяся новоевропейская культура, суверен­ность общественной природы человека видела в универ­сально-словесном выражении тварного мира, который противостоит слову, ибо божественное бытие имманентно Слову и раскрывается в нем. Основой любого знания о мире, сотворенном Богом, является деятельная целеполагающая способность человека. В силу акта творения че­ловека по образу и подобию Бога, в силу дарованной ему способности разумного причащения Богу человек впер­вые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли, смысл которой связывался с оп­ределением поступков совестью и свободным выбором че­ловека.

Однако теология, или спекулятивная философия, все рациональные способы суждения, душевные порывы, аскетическое воспитание обращала к изначальному смыс­лу бытия, отвечая на вопросы религии. Истина была от­крыта, земной мир считался ее свидетельством, а человек в триединстве души, плоти и духа был врожденным в нее и причащенным ею. Опора на сверхразумное откровение Бога и на рациональный анализ откровения с помощью вы­работанных собственно христианством мыслительных приемов вела в конечном счете к доказательству того, что в правильность поиска Бога необходимо верить, а вера есть предел разума в душе.

Седьмой вселенский собор 787 г., в основном, заверша­ет систему догматики. Систематизатором недогматизиро­ванного христианского знания явился в III в. Ориген, а догматизированного в VIII в. — Иоанн Дамаскин. В XI в. теология занята объяснением догм и тончайших комментариев богословских текстов (Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109 гг.)). Пьер Абеляр (1079 — 1142 гг.) формулирует мысль об исторической ограниченности че­ловеческого знания и о необходимости ввода в него нового знания. Спекулятивная философия становится диалекти­ческой теологией, которая разделяется на «мирскую» и «божественную», воплощенную в книге природы и книге Библии.

Мощный импульс развитию западной философии в XI в. дает аристотелизм, который разрабатывается в арабской философии. Первый грандиозный спекулятивный синтез в рамках классической культуры Аристотеля дал Авиценна (Ибн Сина (980 — 1037 гг.)). Он отличил существо от сущности — первое конкретно, второе абстрактно. А Бог, интерпретированный по-аристотелевски, порождает необ­ходимым образом перворазум, интеллигибельное начало, от которого исходит второй, третий разум по нисходящей. Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 — 1198 гг.), убежденный в ис­тинности мудрости Аристотеля, показывает, что филосо­фия обладает привилегией на истину, поскольку теория Аристотеля совпадает с высшей истиной. Философия и религия учат истине, и в случае противоречия необходи­мо толковать религиозный текст в свете требований разу­ма: истина одна, и она разумна. Аверроэс подчеркивает вечность мироздания, что вписывается в аристотелевское понимание Бога как вечной и необходимой активности. Дополняет эти утверждения тезис об идеальном единстве интеллекта потенциального и слияния его с божествен­ным, вечно актуальным и совершенным. Аверроизм с опо­рой на Аристотеля доказывает совечность мира и Бога, что в дальнейшем способствовало развитию научного позна­ния и гносеологических проблем. Аверроизм способство­вал утверждению и доктрины двух истин: истины разума не соответствуют истинам веры, что разделяет религию и философию.

Крупнейший представитель схоластики, наследие ко­торого составляет основу официальной католической церкви (с 1879 г.), гений метафизики Фома Аквинский (1225 — 1274 гг.) выступил против аверроистов. Соотнося разум с верой и утверждая автономность философии, он делит догматы веры на рационально постижимые (Бог су­ществует) и непостижимые (троичность Бога). Первые — предмет философии и теологии, вторые — только теоло­гии. Он признает земную изменчивость и движение в ка­честве неустранимого признака универсума. Пути получе­ния истины — через откровение, разум или интуиции — далеко не равнозначны. Философия опирается на разум человека и продуцирует истины разума; теология, исходя из разума божественного, получает непосредственно от него истины откровения. Противоречия возникают от того, что истины откровения недоступны пониманию разума че­ловеческого, ибо они сверхразумны. Таким образом, он решительно отвергает попытки науки и разума критико­вать истины откровения. Ф. Аквинский приводит свои доводы о сущности и существовании Бога (Бог как перво­причина, как «перводвигатель», как абсолютная цель, как абсолютное совершенство, как абсолютная необходи­мость). Бог — бытие, конкретизирующееся через формы, он творец, он двигатель. Бог создал все для славы нашей, чтобы беседовать со своим творением. Ну а зло — в непод­чинении Богу, вот почему вера должна вести разум. Так утверждается философия веры, ибо верующий только и может уловить и удержать позитивность благословенного действия, из ничего создающего нечто. Однако вопрос о приложимости разума к теологии, предмет которой непо­дотчетен разуму, был спорным, что и отразилось в поле­мике. Уильям Оккам (1281 — 1348 гг.) перегородку меж­ду деятельностью божественной и человеческой делает проницаемой, а Реформация предметом теологии делает исключительно личностные отношения Бога и человека.

Средневековая философия выступала и в виде практи­ческой или моральной философии, занималась формиро­ванием этических начал, направляющих человека к Богу, наставляющих его на путь спасения, определяя способы причащения праведности (крещение, евхаристия, молит­ва, пост). Высшее благо и этика непосредственно связаны с воздействием на человека. Живущий в добродетели че­ловек — вот вывод, который подкрепляется доказатель­ством, что разумные существа возносятся ввысь не по при­роде, а по заслугам, которые они приобрели вследствие свободы (осознания греха и вины). В позднее Средневеко­вье Дунс Скот доказывал, что поступки совершаются на чувственных и интеллектуальных основаниях.

Рациональная философия Средневековья, или логика, занималась анализом проблем, связанных с понятиями «ничто», «начало», «сущее», «субстанция», онтологичес­кого единства Троицы, «сущности», познания возможно­стей слова, прояснения чудес, возможностей души, логи­ки бытия, доказательств бытия Бога, идеи двух истин — разума и веры и особенно проблемами универсалий. Но­минализм атаковал строгую рационализацию религиоз­ных догматов и, таким образом, опосредственно поставил под угрозу авторитетное положение церкви, подготовил почву для отделения теологии от философии и для пози­тивизма Нового времени. В средневековом теоретизирова­нии разделение философской рефлексии на позицию субъекта и его теоретическую деятельность осуществля­лось средствами античной философии и науки, чему в не­малой степени способствовал неоплатонизм. Крах аристотелизма означал и крушение перипатетического понима­ния опыта, эмпирии как некритически воспринятой обыденной реальности. Однако «система предвзятой аргу­ментации» (Б. Рассел) схоластики и попытка обосновать предмет веры авторитетом разума привели не только к про­тиворечию между разумом и верой, но и подготовили пред­посылки «самосознания разума», ведущего к новой фило­софии.

Возрождение (XV — XVI вв.) открыло заново свободу мыслить. Ренессанс был занят поиском индивидуальнос­ти, стремлением уяснить и обосновать независимо досто­инство особого индивидуального мнения, вкуса, дарова­ния, образа жизни. Ренессанс антифеодален. Антиплебей­ская его сторона ставит в центр рассуждений гуманиста с его антропоцентрическими и естественно-научными рас­суждениями. Ренессанс пробуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению многоликим богат­ством древней и современной философии. Начиная с XV в. происходит целый ряд изменений в социально-экономи­ческой и духовной жизни Западной Европы. Они были свя­заны и с освобождением от церкви и религии и наступлени­ем эпохи художественно-эстетической. Человек — творец себя и своего места в мире природы. В эпоху Возрождения размывается грань между наукой как постижением бытия, практически-технической деятельностью или искусством и художественной фантазией. Человек в творении Бога, т. е. в природных вещах, стремится увидеть закон их построе­ния. Это было открытием человека, открытием конструи­рующей и полагающей силы его внутреннего мира, а убеж­денность в релятивности человеческих проявлений, способ­ностей и мнений коренилась в ощущении абсолютности человека, не сводимого к чему-то конкретному. Возрождение исходит из античных и средневековых представлений, но при этом в корне меняется контекст их использо­вания. Философия стремилась понять действительность такой, как она есть, а углублялась в структуры познавае­мого мира, находила некие основоположения, которые выводили к конечным итогам.

Возросла ценность отдельного человека, его оригинальностъ и непохожесть. Усиливается интерес к натурфило­софии, происходит ее возрождение на новой основе. Нача­ло натурфилософии восходит к Бернардино Телезио (1509 — 1588 гг.), который изучает природу в соответствии с ее собственными началами, исключая божественное на­чало из природы. Причина движения — «собственная сущность» природы, а не Бог. У Франческа Патрици (1529 — 1597гг.) первоначало всех вещей — «простран­ство, свет, поток и тепло», а всеохватывающий и всепроникающий свет демонстрирует единство мира и Бога. Бог сливается с природой, природа обожествляется. Парацельс (1493 — 1541 гг.) видит в природе некое живое целое, про­низанное магическими силами. Николай Кузанский (1401 — 1464 гг.), решая проблему соотношения мира и Бога в философском дискурсе, считает, что Единое есть все, отождествляет единое и беспредельное, центр и окрестно­сти космоса — мир не имеет пределов. Учение о человеке в пантеистической космологии Кузанского устанавливает непосредственную связь с абсолютной природой Христа, которая есть свернутое состояние человеческой природы. Человек силой своего ума раскрывает Мир в его поняти­ях, только соприкасаясь с миром природы. Бесконечная сущность вещей указывает познанию процесс восхожде­ния от конечного, чувственного мира к постижению бес­конечной его сущности. Он считает, что путь разума не следует смешивать с путем веры.

Идейной основой всех форм духовной культуры стано­вится гуманизм. Он начинается с Данте Алигьери (1265 — 1321 гг.), который в философских трактатах «Пир» и «Мо­нархия» возвеличивает земное предназначение человека, его смертную и бессмертную природу, гражданское обще­ство и церковь. Франческо Петрарка (1304 — 1374 гг.) при­зывал возвратиться к себе и к собственной душе и открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук. Истинная мудрость есть знание пути достижения ее, которая заклю­чается в искусстве быть свободным.

Эти идеи развивали Леон БаттистаАльберти (1404 -1472 гг.), Лоренцо Валла (1407 — 1457 гг.), Пико делла Мирандола (1463 — 1494 гг.), Мишель Монтень (1533 -1592 гг.), Эразм Роттердамский (1469 — 1536 гг.). Фило­софия спускается с неба на землю, вопросы нравственно­сти и человеколюбия, обостренный интерес к собственно­му «я» становятся в центр рассуждения. Томас Мор (1478 — 1535 гг.) в своей «Утопии» выступает против эго­истического себялюбия за этический идеал всеобщности. Корень зла он усматривает в частной собственности и иде­альный общественный строй уничтожает ее, представляя производство как идеализированный средневековый руч­ной труд. Однако у него есть и идеи выборности должност­ных лиц, высокая оценка искусства, оптимистическая мо­раль. Политические воззрения Никколо Макиавелли (1469 — 1527 гг.) утверждали политический реализм, свя­занный с антропологическим пессимизмом, новую концеп­цию «добродетели» государя, противостоящего «судьбе» и управляющего эффективно государством. Идеалом Ма­киавелли является монархия в форме пожизненной, еди­ноличной и неограниченной диктатуры. Наконец, смелые направления и идеи духовного и рационального поиска облекались и в мистическую форму теологии Я. Беме (1575 — 1624 гг.), обсуждающего на основе библейских тек­стов романтизм и диалектику.

Новое естествознание и науки, подготовленные разви­тием философии гуманизма, обеспечивали обоснованную веру человека в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение в работах Леонардо да Винчи (1452 -1519 гг.), Николая Коперника (1473 — 1543 гг.), Иоганна Кеплера (1571 — 1630 гг.), Галилео Галилея (1564 -1642 гг.) и Джордано Бруно (1548- 1600 гг.), которые под­готовили научную революцию XVIII в. Пантеистическая натурфилософия Д. Бруно была высшей точкой развития философской мысли Возрождения, поскольку в ней были соединены материализм, стихийная диалектика, гума­низм, величие природы, совечной с Богом. Вселенная бес­конечна и развивается по своим собственным законам, из­меняется и гибнет. Множество миров, один из которых наша солнечная система, развиваются и гибнут. Человек в состоянии познать бесконечный изменяющийся мир, если единственным авторитетом будет для него разум и свободное исследование, когда чувственный опыт пройдет рациональную обработку. Высшей способностью челове­ческого разума является ум (дух, интуиция), проявление которого и есть непосредственное созерцание Бога как Природы и Природы как Материи во всеобъемлющем со­держании. Являясь новым историческим этапом в разви­тии философской мысли, эпоха Возрождения заложила основы для разработки материализма и диалектики Ново­го и Новейшего времени. Возрождение утверждает светс­кую и антисхоластическую философию, которая «реаби­литировала» человека, раскрывала его гуманистическую сущность.

Философия средневековья и эпохи Возрождения

Средневековая философия

Основной характеристикой средневековой философии Западной Европы является взаимосвязь религии и философии. Средневековая философия была христианской по своим интенциям (целям) и развивалась преимущественно клириками (церковнослужителями). Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику. Это не значит, что в средние века мышление было догматически унифицированным (единообразным). Наличие различных философских направлений, спор между ними, обсуждение их тезисов церковными авторитетами свидетельствуют, что мышление двигалось путями, культурно заданными христианством и независимыми от церкви.

В зависимости от задач, стоящих перед философской мыслью, а также основных вопросов и ответов на них, средневековую философию делят на два больших этапа: патристика (около II -VIII в.) и схоластика (VIII -XV вв.).

Несмотря на то, что первый период развития средневековой философии – патристика – хронологически совпадает с эпохой античности, по своей тематике он относится уже не к античной, а к средневековой культуре. Необходимость размежевания с античной традицией, стремление к защите христианского учения от язычества, укрепление его с помощью античной мысли задают пафос философствования этого времени. Отцы Церкви, чьи произведения позднее стали считаться концептуальной основой христианского учения, решали проблему соотношения христианства и античного философского наследия, используя язык неоплатоников. Последнее привело к тому, что в христианском учении они заметили и вывели на первый план такие идеи, как догмат о Троице, учение о примате души над телом и духовного над тварным.

Самым значительным и влиятельным представителем христианской философии эпохи патристики был Августин Аврелий (354-430 н. э.). Его пронизанные неоплатонизмом произведения являются одним из основных источников средневековой мысли. Кроме того, в его размышлениях об опыте, сознании и времени уже присутствуют подходы, во многом задающие тематику философствования Нового времени и современности.

Августин предлагает собственное решение значимого для всей средневековой традиции вопроса о соотношении веры и знания: в вере человек может развивать свои познавательные возможности, знание же подтверждает веру. Поиск предпосылок познания приводит Августина к убеждению в том, что знание обосновывается внутренней самодостоверностью сознания. В поисках знания не следует идти наружу. Углубившись в себя самого, человек найдет надындивидуальные и вневременные истины (например, идею единства, представление о равенстве, принципы логики), источником которых является не чувственный опыт, а божественное излучение (иллюминация).

Философия эпохи схоластики

Схоластика (от лат. schola — школа) возникает как рационализация христианского вероучения. Цель схоластики — упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми). Основным средством упорядочения христианской догматики по следующим причинам была признана философия:

• при помощи разума легче проникнуть в истины веры;

• используя философские аргументы, можно избежать критики святых истин;

• при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.

Античные источники схоластической мысли — это неоплатоническая традиция, Августин, Боэций. Позднее I нормативными стали «переоткрытые», вновь прочитанные сочинения Аристотеля.

Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов.

Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:

• отношения веры и знания;

• проблема универсалий;

• согласование аристотелевской логики и других форм познания;

• согласование мистики и религиозного опыта.

Наиболее известный мыслитель ранней схоластики — Ансельм, архиепископ Кентерберийский (1033-1109). Согласно Ансельму, истинное мышление не может противоречить вере. Истины веры обосновываются естественным разумом. Вера, тем не менее, должна предшествовать разуму. Ансельму принадлежит онтологическое доказательство бытия Божьего.

Интерес к работам Боэция вызвал спор об универсалиях. Соответствуют ли всеобщие определения, т. е. роды и виды, реальности самой по себе или они существуют только в мышлении? Этот спор вел к распространению схоластического метода и стал основной темой философствования на несколько столетий. В дискуссии было высказано в конечном счете три точки зрения:

• крайний реализм, который утверждал (продолжая тем самым платоновскую линию философствования), что универсалии, т. е. роды и виды, существуют до вещей, в качестве реальных сущностей;

• крайний номинализм (от лат. nomen — имя), который настаивал (восходя к стоической традиции), что роды и иды существуют после вещей, в качестве общих имен;

• умеренный реализм, который опирался на аристотелевскую традицию — роды и виды существуют в самих вещах.

Расцвет схоластики (XIII в.) связан с возникновением университетов. Создание и развитие этих высших учебных заведений, существование квалифицированных преподавателей обусловили появление крупных систематических сочинений.

Образ высокой схоластики формирует рецепция (заимствование и приспособление) трудов Аристотеля, произошедшая благодаря новому знакомству с его текстами по переводам с арабского, а затем и непосредственно с греческого. Труды Аристотеля вместе с арабскими сочинениями о самом философе, а также комментариями к его трудам входят в университетский обиход. Арабская неоплатоническая рецепция самого Аристотеля и неоплатонистские положения сочинений, приписанных Аристотелю, привели к пантеистическому восприятию ученого. Церковные авторитеты выступали против такого понимания Аристотеля, вплоть до запрещения чтения и комментирования его трудов. Но без основатель нового знания Аристотеля не мог обойтись уже ни один мыслитель. Таким образом, развитие высокой схоластики отмечено «спором об Аристотеле». В этом споре друг другу противостояли члены католических орденов францисканцы, ориентированные на августианство, и доминиканцы аристотелевской направленности. Помимо этого, в схоластической традиции следует отметить развитие неоплатонического, естественнонаучного и логического направлений.

Слитые воедино аристотелизм, неоплатонизм и августианство стали основой учения великого систематика средних веков Фомы Аквинского (1225-1274), предпринявшего влиятельную попытку упорядочения связи аристотелизма и христианской философия.

Фома дал собственный ответ на вопрос о соотношении веры и разума. Вера и разум не могут противоречить друг другу, поскольку и то, и другое исходит от Бога. Тео логия (богословие) и философия не могут прийти к различным выводам. Они отличаются, однако, подходами: философия идет к Богу от сотворенных вещей, теология от Бога к тварному миру. Откровение Божье сообщает людям лишь те истины, которые необходимы для их спасения. Следовательно, остается пространство для самостоятельного исследования вещей, которые не объясняются откровением. Это пространство и осваивает философия, обеспечивая и защищая основания веры.

Основной идеей томистской (от лат.

Thomas — Фома) онтологии является полный порядок всего бытия. Каждому сущему предоставлено Богом его положение и определена его цель в порядке бытия. Всему созданному присуща разница бытия и сущности. Только в Боге его бытие совпадает с его сущностью.

Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы в споре о природе общих понятий защищали позицию умеренного реализма. Они были представлены как поздними томистами (последователями учения Фомы Аквинского), так и школой Иоганна Дунса Скота (ок. 1266-1308). Номинализм пришел к идее снятия синтеза веры и знания. Английский философ и церковно-политический писатель Уильям Оккам (ок. 1285-1349) высказал предположение, что предметом реальных наук являются не сами вещи, но термины предложения в качестве представители вещей.

Развитие номинализма сопровождается расцветом естествознания, особенно в Париже и Оксфорде. Кроме того, необходимо отметить, что развитие схоластики на этом не прекращается. Несмотря на то что новоевропейская схоластика все в большей степени утрачивала непрерывность традиции, она продолжала разрабатываться в течение XVI и XVII вв., особенно в Испании и Италии, как реакция на Реформацию и Ренессанс. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика.

Философия эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения можно определить как переходную. Уходящая традиция средневековья сталкивается в это время с возникающей традицией Нового времени. В это время не создавались великие философские системы, характерные для более позднего времени, однако было предложено множество путей развития знания, оказавших влияние на последующую эпоху.

Философское переосмысление средневековой мысли происходило на фоне культурно-исторических преобразований, которые дают право характеризовать Возрождение как эпоху изобретений и открытий. Совершенствование навигационной техники привело к великим географическим открытиям. Эти открытия вызвали европейскую экспансию (расширение влияния) и, таким образом, привели к расширению знаний о других странах и народах. В это же время великий польский астроном и мыслитель Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (ок. 1394-1468) дало возможность в невиданных до сих пор масштабах и с неслыханной скоростью распространять все культурное богатство, накопленное человечеством. Итальянский живописец и теоретик искусства Леон Батиста Алъберти (1444-1472) открыл принцип перспективы в живописи, что привело к началу новой эпохи в истории искусства.

Изменения в области военной техники привели к гибели рыцарского сословия. В то время как средневековый мир определялся иерархией сословий и господством церкви, в эпоху Возрождения был осуществлен переход к новому динамичному обществу, началось формирование государств.

Ведущей тенденцией эпохи Возрождения был гуманизм – движение, ратовавшее за широкое литературное и художественного образование и апеллировавшее к античному понятиюhumanitas – «образованность», когда степень образованности являлась одновременно мерилом достоинства человека.

Гуманистическое движение, начатое в Италии в XIV в. Франческо Петраркой (1304-1374) и Джованни Боккачо (1313-1375), распространилось по всей Ев ропе. Итальянская философия эпохи Возрождения была неразрывно связана с гуманистическим движением и отмечена новым прочтением Платона и Плотина. Большую роль сыграло в этом открытие Козимо Медичи (1389-1464) Платоновской Академии (1459), душой которой был Марсилио Фичино (1433-1499). Фичино перевел на латинский язык корпус сочинений Платона и Плотина. Благодаря этим переводам и сочинениям самого Фичино платонизм распространился по всей Европе. Другим значительным представителем ренессансного платонизма является Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494).

Аристотелизм особенно активно возрождался в Падуанском университете. Его виднейшими представителями являются Пьетро Помпонацци (1462-1524) и Джакопо Дзабарелла (1589-?). В возрождении античного мышления большую роль сыграли идеи стоицизма, эпикуреизма и скептицизма.

Расцвет переживают также философия природы и новое естествознание. Следует отметить связь ренессансной натурфилософии с мистическими учениями. Большое влияние на развитие ренессансной философии природы и становление новой науки оказало знакомство с эзотерическими текстами, такими, как «Герметический корпус», приписываемый Гермесу Трисмегисту, трактат «Халдейские оракулы», автором которого считался Зороастр, «Орфические гимны» и т. д. Увлеченность этими сочинениями создавала особую атмосферу магического всемогущества.

Важнейшим достижением эпохи Возрождения является формирование основоположений современного естествознания на основании нового понятия науки и нового методического сознания, связанного с экспериментом и математическим доказательством. В области космологии трудились Н. Коперник, датский астроном Тихо Браге (1546-1601), немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630). Математизацию естествознания, при отказе от традиционных философских вопросов о сущности вещей, осуществил итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), согласно которому наука описывает квантитативные (исчисляемые) отношения.

Программу реформы прежней науки предложил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Цель науки он видел в том, чтобы заставить природу служить человеку, что должно было привести к прогрессу цивилизации, основанной на развитии науки и техники. Бэкону принадлежит также идея разделения науки и религии, хотя натурфилософского и естественнонаучного подходов он не разделял. Исходя из наблюдений и экспериментов, он разработал так называемую индуктивную логику.

В новой философии государства и права, появившейся в эпоху Возрождения, особое место занимает итальянский философ Никколо Макиавелли (1467-1527), обосновавший независимость политики от моральных и религиозных установок и указавший на фактическое разделение морали и политики в зарождающейся новоевропейской культуре.

В трудах французского ученого Жана Бодена (1530-1596) были обоснованы понятия: суверенитет, естественная религия и толерантность. Голландский ученый Гуго Гроций (1583-1645), классик естественного права, главную роль в своей концепции отводил понятиям: естественное право, политический договор и суверенитет.

Реформация (широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в.), начатая в Германии Мартином Лютером (1483-1546), нашла огромное число сторонников. Светское поведение пап, их чрезмерные притязания на власть, недостаточное теологическое образование нижнего слоя клириков, неудовлетворительное состояние морали и общий упадок нравов были причинами требования обновления церкви. Следствиями Реформации стали глубочайшие изменения как в духовно-религиозной сфере, так и на политической карте Европы. Кроме того, изменению подверглись экономическая и социальная структуры европейского общества. Большое влияние имели также разновидности Реформационного движения, начатые Ульрихом Цвингли (1484-1531) и Жаном Кальвином (1509-1564), обосновавшими учение об абсолютном предопределении человека и высоконравственном эпосе (характере) труда.

События Реформации и Контрреформации привели к росту индивидуализма в европейской культуре.

Добавить комментарий

Закрыть меню