Философия спинозы кратко и понятно

Настольную книгу молодым политикам можно читать здесь ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ

Там же приведён комментарий, дающей представление об исследуемой теме.

КОММЕНТАРИИ — «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ».

Это последнее произведение Спинозы, которое он писал предположительно в 1675-1677 гг. и которое осталось неоконченным ввиду смерти философа. Состоит оно из XI глав, разбитых на параграфы, а первая глава представлена в качестве введения. В работе есть частые ссылки на «Этику», и это дает основание полагать, что автор, видимо, думал опубликовать свой труд после «Этики» как ее своеобразное продолжение и дополнение.

О понимании Спинозой связи этики и политики можно судить из введения. Этическое касается природы человека как отдельно взятого индивида с точки зрения особенностей, темперамента, разума, чувства, воли и т.д., т. е, всего того комплекса, который и можно назвать характером или нравом (это и есть одно из значений латинского термина ethica, другое его значение — наука о нравах), определяющим линию поведения каждого индивида с естественной необходимостью. Особое место в комплексе человеческих качеств, именуемом «нрав», занимает разум, дающий возможность в какой-то мере управлять другими элементами комплекса. Так называемое «политическое» касается сферы совокупного, совместного бытия людей, когда общество и государство рассматриваются как единое коллективное тело. В таком случае политика — учение об успешном управлении обществом на началах разума.

Одну из причин неудач в деле создания приемлемой политической науки Спиноза усматривает в том, что философы не клали в основание политики реальную человеческую природу, они только высмеивали ее, а на место реальной ставили вымышленную природу человека, которой нигде и никогда не было. Поэтому без правильного этического учения не может быть и правильной политической теории

Оценка многих предшествующих учений как химерических или утопических приводит Спинозу к скептическому выводу относительно способности философов к управлению государством, что идет вразрез с известным положением Платона о целесообразности поручить философам бразды правления.

Принимая людей такими, какие они есть, и не строя никаких иллюзий относительно возможности прихода к власти неких праведников, Спиноза хочет рассмотреть в трактате общие условия, которые всегда способны обеспечить процветание государства, а также свободное и безопасное существование людей, независимо от того, руководствуется конкретный правитель разумом или аффектами, теми или иными мотивами.

Рассчитывая на возможность отдельной публикации трактата, Спиноза решил для удобства читателя привести некоторые принципиальные положения, развернутые более основательно в «Этике» и «Богословско-политическом трактате». Мы здесь только укажем на них. Это касается, прежде всего, его концепции естественного права, права верховной власти и свободы.

Естественное право зиждется на законах природы человека, а она такова, что люди скорее следуют слепым желаниям, чем разуму. Степень правомочности каждого определяется силой природы отдельной особи («каждый человек имеет столько права, сколько мощи»), однако не настолько, чтобы некто был целиком лишен естественного права. Люди сохраняют его как в том случае, когда мудрец опирается в своих поступках на разум, так и тогда, когда невежда подчиняет свое поведение аффектам. Нельзя не видеть в этой позиции проявления идей гуманизма и равенства людей. В некоторой базисной плоскости, в условном естественном состоянии люди равны, поступки каждого оправданы его природой. В этом состоянии не существует преступного поведения.

Ограничения правомочности деяний касаются перехода к общественному бытию и государству, но и они имеют пределы: что не может быть запрещено, то необходимо должно быть допущено, хотя бы от того часто и происходил бы вред — так, как мы помним, ставился вопрос в «Богословско-политическом трактате». Нельзя поэтому верховной власти возводить в закон такие требования, которые невыполнимы по своей сути.

Не могу же я, говорит Спиноза, добиться того, чтобы мой стол ел траву, хотя я и имею право располагать им. Точно так же и государство, требуя подчинения от граждан, не может доводить свое право до абсурда: заставлять, скажем, людей летать или обязывать больного быть здоровым. «Все то, — делает вывод автор, — к выполнению чего никто не может быть побужден ни наградами, ни угрозами, не относится к праву государства». К такого рода зонам, свободным от насилия властей, Спиноза относит область мышления, печатного и устного суждения: «Дух, поскольку он пользуется разумом, является своенравным, а не подчиненным праву верховной власти». А поскольку это так, то по отношению к государству тоже применимо понятие преступления, если власть грешит, бездействуя тогда, когда этого требуют «правила естественных вещей и прежде всего разума», или действуя вопреки им.

Начиная с этого момента, у нас могут созреть вполне уместные вопросы: как определить деяния государства как преступные, кто знает истинный ход «естественных вещей» и как поступать с государством, впавшим в грех «противоправности»? На первые два вопроса ответы сходны: любой нормальный человек, полагаясь на свой разум, здравый смысл, а то и просто на собственный опыт самосохранения, легко определит угрожающее поведение верховной власти относительно того, что люди полагают (на том же основании) ходом вещей по их природе. Да и само государство содержит в себе такой же инстинкт самосохранения, оно контролирует собственные деяния по праву естественному, которое перешло к государству с тех пор, как индивиды вступили в гражданское состояние. Разумеется, и верховная власть может допускать ошибки, когда она покидает почву разума, так же как и индивиды часто поступают во вред себе. Природа едина и обща всем, потому и пороки присущи и правителям и толпе. Но как же быть с государством, склонным к порочному деянию? Спиноза здесь крайне осторожен и больше склонен доверять государству («верховной власти»), чем мнению частных лиц. Лишь верховной власти принадлежит право судить о поступках каждого, она вообще не обязана считаться с кем-либо, кроме себя, не обязана и признавать что-либо за добро или зло, кроме того, что она сама для себя считает за таковое. В этом суть права государства по его природе.

И все же в трактате высказываются соображения автора относительно возможности профилактики пороков со стороны государства и даже борьбы с его недостатками. Как мы уже знаем, Спиноза отдает предпочтение демократической форме правления, но признает допустимыми монархию и аристократию, предлагая меры для их усовершенствования в направлении обеспечивания свободы граждан. Так, воля монарха ограничивается правом, при царе должен быть создан совет, в котором важное место занимают знатоки права. Предполагается сменяемость членов совета, порядок их выборов, отчетность чиновников перед советом. Судебная власть составляет самостоятельный совет, отделенный от совета при царе, число судей устанавливается достаточно большим и нечетным, в самих судебных заседаниях должна соблюдаться тайна голосования.

Говоря об аристократической форме правления, опирающейся на совет как верховный коллективный орган, Спиноза подчеркивает ее большую устойчивость, поскольку «цари смертны, советы, напротив, вечны». Автор не оставляет без внимания и вопросы собственности. Каждая форма правления опирается на наиболее адекватные ей отношения собственности. Например, при монархии имеет место государственная собственность на землю и недвижимость, со сдачей гражданам полей и домов за ежегодный оброк. При аристократии же поля надо не сдавать гражданам в аренду, а продавать. В незавершенной работе мы не найдем указаний по поводу совершенствования демократии, однако о ее достоинствах можно судить по «Богословско-политическому трактату».

У современного читателя несомненный интерес вызовут не столько устаревшие и во многом субъективные представления о путях совершенствования известных Спинозе форм правления, сколько его глубоко гуманистические идеи об устройстве общественной жизни, обоснование идеалов равенства и свободы.

И сегодня вызывают симпатию многие мысли Спинозы касательно способов управления, утверждения культа закона, уважения права. Он выступает за такой способ осуществления власти, когда людям кажется, что ими не руководят, а они просто живут по своему усмотрению и свободному решению. Для этого надо стремиться изыскивать меры, отвечающие народному характеру, природе места, где живет народ, нужно заботиться о том, чтобы подданные в большинстве случаев исполняли свой долг как бы добровольно, а не по принуждению закона, то есть, отдавать предпочтение не прямым, но косвенным методам управления. Можно, до известной степени, разделить и неприятие Спинозой излишнего увлечения привилегиями и почестями: «Рабам, а не свободным назначают награды за добродетель». Он убежден, что равенству и свободе наносится смертельный удар, как только кому-то, известному своими заслугами, государственными законами будут назначены особые почести.

Путь к прочности государства состоит в нерушимости однажды правильно установленных законов, а законы — это душа государства.



Федеральное агентство по образованию

Кафедра «Философия»

Реферат

Анализ произведения Б.Спинозы «Политический трактат»

Выполнила

студентка

Проверил преподаватель:

1.Введение…………………………………………………………………3

2.Жизнь и труды Б.Спинозы……………………………………………..4

3.История создания……………………………………………………….6

4.Естественное право……………………………………………………..7

5.О праве верховной власти………………………………………………10

6. О монархии…………………………………………………………….13

7.Об аристократии………………………………………………………..15

8.О демократии……………………………………………………………17

9. Заключение……………………………………………………………..19

Список используемой литературы……………………………………….20

1.Введение.

Бенедикт (Барух) Спиноза нидерландский философ еврейского происхождения. Один из главных представителей философии Нового времени, рационалист, пантеист.

Он жил в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении. Основными произведениями Б. Спинозы, посвящёнными политико-правовым идеям, являются «Богословско-политический трактат (1670г.) и «Политический трактат» (остался незавершённым).

Взгляды Спинозы актуальны в настоящее время, философ признавал всех людей равными от природы.

В данной работе я анализирую произведение Бенедкта Спинозы «Политический трактат», в котором доказывается, как должно быть устроено общество независимо от того, имеет ли место в нем монархическое правление, или там правят аристократы, чтобы ему не угрожала тирания и чтобы гражданский мир и свобода оставались нерушимыми. Далее в работе будут проанализированы основные политико-правовые взгляды и идеи Б. Спинозы, его отношения к праву, закону, основным формам правления.

2.Жизнь и труды Б.Спинозы.

Родился в семье состоятельного еврейского купца Михаэля Спинозы, бежавшего из Португалии от преследований инквизиции. Учился в еврейской школе, где изучал древнееврейский язык, Ветхий завет, Талмуд, их комментаторов и средневековых еврейских философов (Ибн Эзру, Маймонида и др.). Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста. На юного Баруха руководители еврейской общины возлагали большие надежды, видя в нем будущего раввина и еврейского богослова. Спиноза посещал школу Франциска ван ден Эндена, где изучал античную литературу и философию, латинский язык, естествознание и познакомился с трудами современных философов, став приверженцем Декарта и картезианской философии. Французский философ привлекал его своим свободомыслием и требованием сомневаться во всем общепринятом, проверять и обосновывать все собственным умом.

В 1654 после смерти отца некоторое время Спиноза продолжал его дело, но, выбрав своей стезей философию, отошел от коммерции и отказался от своей доли в наследстве.

Найдя противоречия между Ветхим Заветом и еврейским богословием, Спиноза выразил сомнения в догматах о сотворении мира, о душе и загробной жизни, о боговдохновенности Священного Писания. Ортодоксально настроенные руководители общины потребовали от Спинозы отречения от «еретического» образа мысли, но, столкнувшись с его непоколебимостью, попытались его подкупить, посулив в случае согласия и сохранения приверженности обрядам иудаизма крупную ежегодную пенсию. Но Спиноза оставался непреклонен, за что подвергся физическому нападению. В 1656 он был отлучен от иудаизма и изгнан из еврейской общины и из Амстердама.

Переселившись в сельскую местность, продолжал заниматься философией. Овладел ремеслом шлифовки оптического стекла (линз), чтобы зарабатывать им на жизнь, и одновременно преподавал в узком кругу единомышленников картезианскую философию. Для них Спиноза составил первое свое произведение «О боге, человеке и его разуме» (1658-60). За ним закрепилась слава вольнодумца и атеиста, он заслужил неприязнь и враждебность и со стороны протестантской голландской церкви.

Долгое время скитался по Нидерландам, переезжая с места на место, пока не осел в Гааге.

В 1663 было издано единственное сочинение, опубликованное под именем Спинозы, «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», которое представляло собой изложение принципов картезианской философии.

В 1670 в Гааге вышел в свет «Богословско-политический трактат», опубликованный анонимно и с обозначением ложного места издания. Это произведение, написанное по предложению покровительствовавшего Спинозе правителя Нидерландов Яна де Витта, было направлено против иудаистских и кальвинистских клерикалов. В своем трактате Спиноза отстаивал свободу слова и мышления, утверждал независимости философии от религии. Этот труд положил начало научному изучению Библии. Предприняв скрупулезный анализ ее текста, он, в частности, подверг систематической критике догмат о боговдохновенности Священного Писания. В этом труде Спиноза выступил решительным сторонником республиканского строя. Анонимность была раскрыта, Спиноза подвергся травле; в 1674 (после убийства покровителя Спинозы Де Витта в 1672) трактат был отнесен властями к числу запрещенных книг, как содержащий «много нечестивых, кощунственных и безбожных учений».

Основным философским произведением Спинозы является «Этика, доказанная в геометрическом порядке». Этот труд был закончен в 1675 (опубликован посмертно).

В последние годы жизни Спиноза трудился над «Политическим трактатом», который был задуман им как продолжение «Этики», однако труд не был завершен. Умер от туберкулеза, в 1677г.

3.История создания.

«Политический трактат» остался незаконченным, он менее знаменит, но, как утверждали в старину, «это не отнимает у него глубокого интереса» ни как источника понимания духовного мыслителя, ни как памятника раннебуржуазной политико-правовой мысли. Он состоит из XI глав, разбитых на параграфы, а первая глава представлена в качестве введения. В работе есть частые ссылки на «Этику».

История написания данного труда практически неизвестна, если не считать весьма скудных данных, которые можно почерпнуть из письма самого мыслителя от 17 февраля 1671г. к своему сподвижнику Яриху Иеллесу. Из письма следует, что, прочитав книгу анонимного автора под заглавием «Homo Politicus», Спиноза счел за необходимость ему публично возразить. «Мне пришла в голову мысль, — пишет он, — написать самому небольшое сочинение, направленное против этого автора, хотя и без упоминания о нем. В нем я должен был бы рассмотреть природу высшего блага, показать печальное положение тех, которые забывают все из-за почестей и богатств, и, наконец, доказать очевидными доводами, что государства гибли и гибнут из-за ненасытной жажды почестей и богатств».

Письмо, таким образом, дает некоторые основания предполагать, что мысль высказаться совершенно определенно по вопросам политики возникла на рубеже 70-х годов. Очевидно также, что глубоко потрясший философа государственный переворот 1672 г. только усилил это желание и направил его анализ на выяснение важнейших причин неустойчивости государственных форм и политических режимов. Вместе с тем постоянные ссылки в трактате на «Этику» делают вполне вероятным допущение, что к тому моменту, когда «Политический трактат» начал складываться в свою теперешнюю редакцию, главный труд уже был окончательно завершен, что произошло, как известно, в 1675г.

4.Естественное право.

Рассчитывая на возможность отдельной публикации трактата, Спиноза решил для удобства читателя привести некоторые принципиальные положения, развернутые более основательно в «Этике» и «Богословско-политическом трактате». Это касается, прежде всего, его концепции естественного права и права верховной власти.

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. «Закон, зависящий от естественной необходимости, есть тот, который необходимо следует из самой природы или определения вещи: закон же, зависящий от людского соизволения и называемый удачнее правом, есть тот, который люди предписывают себе и другим, чтобы безопаснее и удобнее жить, или по другим причинам».

При этом естественное право отождествлялось в учении Спинозы с «мощью», под которой понималась способность любой части природы к самосохранению.

«Под законом обыкновенно понимается не что иное, как распоряжение, которое люди могут и исполнить и отвергнуть на том именно основании, что он сдерживает человеческую мощь в известных пределах, за которые она стремится перейти, и не приказывает чего-нибудь сверх сил; поэтому закон, по-видимому, должно определить более узко, именно: что он есть образ жизни, предписываемый человеком себе или другим ради какой-нибудь цели».

Спиноза различал следующие виды законов.

Во-первых, законы в зависимости от воли:

 законы природной необходимости: их санкционирование зависит от воли человека;

 право – законы, которые произвольно созданы человеческой волей.

Во-вторых, законы в зависимости от сферы волеизъявления:

 человеческий закон – регулирует образ жизни, который служит для охраны жизни государства;

 природный божественный закон – неотчуждаемое право человека.

Его цель: высшее благо – познание Бога – разум и его усовершенствование. Разум Спиноза называет природным светом. «Итак, суть божественного закона и его главное правило заключаются в том, чтобы любить Бога как высшее благо».

Спиноза выделил основные черты, присущие природному божественному закону.

Во-первых, «он универсален, или общ всем людям: его ведь мы вывели из природы человека вообще». Во-вторых, «он не нуждается в вере в исторические рассказы». В-третьих, «этот естественный божественный закон не нуждается в религиозных обрядах, то есть, в действиях, которые сами по себе безразличны и называются хорошими только в силу установления или которые представляют какое-нибудь благо, необходимое для спасения, или, если угодно, в действиях, смысл которых превосходит человеческое разумение». В-четвёртых, «высшая награда за божественный закон есть сам закон, именно: познание Бога и совершенно свободная, постоянная и от всего сердца любовь к нему; наказание же состоит в лишении этого блага, в плотском рабстве или в душевном непостоянстве и колебании».

Под правом и установлением природы Спиноза подразумевает «не что иное, как правила природы каждого индивидуума, сообразно с которыми мы мыслим каждого человека естественно определенным к существованию и деятельности определенного рода. Например, рыбы определены природой к плаванию, большие — к пожиранию меньших, стало быть, рыбы по высшему, естественному праву владеют водой, и притом большие пожирают меньших. Ибо известно, что природа, рассматриваемая абсолютно, имеет верховное право на все, что в её власти, т. е. право природы простирается так далеко, как далеко простирается ее мощь. Ведь мощь природы есть сама мощь Бога, который имеет верховное право на все».

Право и установление природы, под которым все рождаются и большая часть живет, запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может.

Таким образом, можно сформулировать следующее:

 что не может быть запрещено, то должно быть допущено;

 чтобы закон был разумным, он должен быть принят большим количеством или собранием людей;

 действия и законы природы исходят от Бога. Природа есть целостность, определенный порядок, установленный Богом. Человек – часть природы, божественного мира, который подчиняется общему порядку. Всё, что против природы, – это против Бога. Глупцы требуют противоприродного чуда как доказательства божественного бытия, на самом же деле проявление Бога – в том, что всё совершается так, как он задумал, согласно природе.

Рассматривая естественное, природное состояние человека, Спиноза отмечал, что каждый индивид имеет верховное природное право на существование и деятельность согласно своей природе. Верховное право определяется не здравым смыслом (природным божественным законом), а желанием индивида и его мощью. В этом состоянии все равны – разумные и неразумные, это состояние небезопасности и своеволия, в нем не существует ни религии, ни закона. Естественное состояние – это «состояние борьбы всех против всех».

5.О праве верховной власти.

«…право верховной власти есть не что иное, как естественное право, но определяемое не мощью каждого в отдельности, а мощью народа, руководимого как бы единым духом, т.е. как отдельный человек в естественном состоянии, точно так же тало и дух всей верховной власти имеют столько права, сколько мощи».

Добавить комментарий

Закрыть меню