Философия о человеке

Философия в поисках сущности человека.

Человек является объектом изучения различных наук. Как биологическое существо он исследуется в медицине, генетике, анатомии, физиологии, как социальное — в социологии, социальной психологии, как духовное существо — в гуманитарных науках.

Важнейшую роль в ориентации этих исследований играет философия, которая изучает в целом проблему человека и его отношения к миру. Философию интересует наиболее устойчивое, фундаментальное в отношениях человека с миром. Для получения целостного представления о человеке философия переосмысливает данные конкретных наук, опыт художественного изображения человека, повседневный мир его общения.
Представление о человеке в философии складывалось на протяжении всей её истории. Так, в греческой философии человек космоцентричен, а в средневековой его образ теоцентричен. В философии нового времени образ человека смещает бога на периферию, выдвигаясь сам в центр. На место человека, верящего не в себя, а в бога в средневековой философии, приходит его понимание как мыслящей вещи. Затем на место антропоцентричной концепции человека пришла деятельностная парадигма, основы которой были заложены в классической немецкой философии и затем получили своё дальнейшее развитие в марксистской философии. В основе построения тех или иных учений о человеке всегда лежит то или иное понимание природы человека. При этом природу человека усматривали в различных факторах, что и определило суть этих учений.
К числу основных концепций природы человека относятся натуралистические, психологические, социологические и персоналистические учения.

Натуралистические концепции — это учения, которые рассматривают человека прежде всего как биологическое существо. Объяснение его поведения опирается нате же законы, что и объяснение животных вообще. При этом, естественно, учмтывается, что человек специфическое животное, но предполагается, что эта специфика определяется чисто билогическими особенностями человека. Возникновение натуралистических концепций связано с успехами биологии и, в частности, создание Дарвиным учения об естественном отборе и разработка Павловым физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что сами эти учёные не были сторонниками натуралистического понимания человека. А вот наиболее последовательно натуралистический подход к человеку нашёл в социологии Г.Спенсера, который рассматривал эволюцию общества по аналогии с эволюцией живой природы. Если на уровне общества Спенсер отождествлял закономерности эволюции живого организма и социума, то на уровне рассмотрения поведения отдельного человека он отождествлял социальные явления конкуренции, соперничества с борьбой за существование, имеющей место в живой природе. Такой подход получил название социал-дарвинизма. Многие идеи социал-дарвинизма получили впоследствие развитие в социобиологии. Представители этого направления, опираясь на достижения современной биологии стремятся объяснить человеческую жизнедеятельность, с одной стороны, генетической предрасположенностью человека, а сдругой — необходимостью его приспособления к внешним условиям. С этой точки зоения, например, нравственное поведение определяется прежде всего генетической предрасположенностью, а затем полезностью соблюдения моральных установлений общества.
В русле натуралистических учений получил широкое распространение и бихевиоризм, в котором человеческое поведение рассматривалось по схеме “стимул — реакция”, причём в качестве реакции бралось наблюдаемое действие человека, а не его мысли, переживания. Из бихевиористской схемы вытекало, что поведение человека формируется так же, как и поведение животных. Такие социальные процессы как, например, воспитание, в бихевиоризме напоминало дрессировку.
Противоположностью натуралистическим концепциям являются социологические концепции, суть которых заключается в абсолютизации процесса социализации человека. С точки зрения данного подхода индивид становится человеком в собственном смысле только в обществе, проходя через стадии социализации. Наиболее последовательно социологический подход к пониманию человека получил в марксизме, а также в работах выдающегося советского психолога Л.С.Выготского, который дал довольно подробное описание процесса социализации как процесса овладения культурными средствами регулирования человеческого поведения.
Вместе с тем в философии и науке существуют представления, имеющие весьма долгую историю, которое рассматривает человека как существо прежде всего духовное. Человек с этой точки зрения отличается не своей природной организацией и не участием в общественной жизни, а своей духовностью, т.е. способностью и стремлением к осуществлению ценностей, которые никак не заданы ни природой, ни обществом. В этом своём качестве он выступает как личность, т.е. как существо, стремящееся к осуществлению им же поставленных целей. Такие воззрения получили название “персонализм”. Персоналистические концепции получили в двадцатом веке широкое распространение и особенно в философском направлении — экзистенциализме. Экзистенциализм характеризует человека не как нечто данное, то, что он представляет из себя сейчас, а как возможность, то, чем он может стать. Человек как личность есть устремлённость к чему-то. Эта устремлённость, по мнению сторонников экзистенциализма, совершенно не вытекает из окружающей человека Среды. Она является результатом собственного решения человека, его выбора. Выбирая то, к чему он стремится, свои идеалы, ценности, человек тем самым выбирает себя, своё “Я”. Поскольку человек не обусловлен ни своим телом, ни своим социальным окружением, а полностью свободен в выборе своего “Я”, то экзистенциалисты отказывают науке в познании человеческого существования. Поэтому для описания его существования они применяют специфические методы, которые получили название феноменологических (феноменология — дисциплина, занимающаяся описанием феноменов сознания).
Наиболее полно на сегодняшний день проблема человека рассматривается в тех учениях, которые исходят из целостности человека, как существа биосоциального со сложным психическим миром явлений. Природа человека с точки данного подхода отличается разнообразием и непостоянством. Человек обладает одним уникальным свойством — открытостью, незавершённостью его как создания. В отличие от других существ он способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. В этой особенности самое существенное своеобразие человека.

1. Проблема человека в истории философии

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А. А. Богданов писал: «Для обывателя «человек» — это вовсе не загадка, не «проклятый вопрос», а просто живой факт его обывательского опыта: «человек» — это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними. . . Для философа-метафизика «человек» — великая загадка. . . — это существо, одаренное разумом, «нравственною свободою», «стремлением к абсолютному» и тому подобными возвышенными свойствами. . . «.

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественнонаучных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В. С. Барулин назвал «сопряженностью человека и философии».

Сопряженность человека и философии — это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель , сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом , и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.

Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования . Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек — центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Современный немецкий ученый Э. Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:

1) изучение человека метафизикой (античность).

2) изучение человека теологией (средневековье),

3) изучение человека математикой и механикой (Новое время).

4) изучение человека биологией.

Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии — в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь «младшего родственника» природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме — форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.

Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.

Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее «стертость» личностного начала, его «безликость» и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное «Я» превалирует над индивидуальным «Я». Если для древних латинян характрно выражение «я и ты» («ego et tu»), то в Индии и Китае предпочитали говорить «мы», ибо каждое «я» мыслилось как продолжение иного «я». Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего. «Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное (существо), узрев истинную (природу) атмана, становится единым, достигает цели и избавляется от печали» (Древнеиндийская философия. М. , 1972. С. 250. ).

Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей древневосточой философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни — требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.

Античнаяая философия сформировала основные западно- европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме.

Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н. э. ) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

Согласно взглядам Протагора (5 в. до н. э. ), человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).

И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность, говоря словами А. Ф. Лосева, «развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М. , 1979. С. 12. ), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего — Сократ.

Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики.

Его прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что «добродетель есть знание», поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа — та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует «иерархия душ», на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем — душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.

Что касается связанного с именем Платона определения человека, как двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.

Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: «Человек есть общественное животное. » Человек — такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.

Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более — на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении «служанки богословия» и обосновывала идею греховной сущности человека.

Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин Блаженный утверждал: «Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине. . . Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу» (Антология мировой философии: В 4-х т. Т. 1. Ч. 2. М. , 1969. С. 600. ). Из этой посылки с неизбежностью следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил «по человеку». Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу. В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом Святого Писания.

ФИЛОСОФИЯ: Общие понятия о человеке: кратко

14. Общие понятия о человеке
Постоянное расширение и углубление знаний о мире привело к обращению внимания на проблему человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты воедино. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос).
Аристотель считал, что человек (свободный, а не раб) есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. Аристотель давал типологию различных «уровней» души, выделив растительную, животную и разумную души.
Средневековая философия рассматривала человека как составную часть божественной упорядоченности в мире. В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он, владея божественным даром – свободной волей, одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений.
Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни человека провозгласила его величие, свободу, достоинство, могущество разума.
В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Человека затмил его собственный разум, человек стал познающим субъектом. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действующей) материальными и идеальными предметами.
Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека.
Гегель считал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, включаясь в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т. д.).
Русские философы XIX в. рассматривали человека в концепциях «философии тотальности» (целостности, коллективности) и «философии индивидуальности». Первое направление представляли славянофилы. Крестьянская община выступала у них как идеальный «нравственный мир», внутри которого только и возможен подлинно нравственный субъект, сочетающий личностное и коллективное начала. Западники ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, на личностное начало, критиковали православие.
К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею нравственного развития и роста человека объективной природной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена идеалистической идеей человеческой активности, деятельности. Марксизм связывает сущность человека с общественными условиями его развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается предпосылкой и продуктом истории.
Представители антропологической философии, особенно экзистенциалисты, выступали против «диктата» философских абстракций и материальных вещей. Основной темой их размышлений стала существование и духовный мир человека.
Экзистенциалисты считают, что гуманизм находится под угрозой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеобщность труда и техники.
>
>
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:
1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
2. Что такое философия
3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура философского знания
5. Бытие как всеохватывающая реальность
6. Познание
7. Виды познания
8. Субъект и объект познания
9. Общие представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство и время
14. Общие понятия о человеке
15. Человек в мире природы
16. Понятие общества
17. Социальная структура общества
18. Гражданское общество
19. Человек и культура
20. Массовая культура
21. Типы цивилизаций
22.

Основные положения эволюционной теории познания
23. Отражение как четвертое свойство материи
24. Истина как процесс
25. Критерии истины
26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность как категория
30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
33. Закон отрицания отрицания
34. Этапы истории философии
35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения
36. Философия и культура Древнего Востока
37. Античная философия
38. Средневековая философия
39. Философия Возрождения
40. Философия Нового времени
41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в
42. Философия эпохи Просвещения
43. Философия Канта
44. Философия Гегеля
45. Антропологический материализм Фейербаха
46. Философская концепция марксизма
47. Философия позитивизма: этапы развития
48. Философия прагматизма
49. Герменевтика как философское направление
50. Сциентизм и антисциентизм
51. Человек в «философии жизни»
52. Учения психоанализа и неофрейдизма
53. Проблема свободы в экзистенциализме
54. Значение творчества
55. Философские дискуссии западников и славянофилов
56. Философские идеи Достоевского и Толстого
57. Философская система Соловьева
58. Русский космизм
59. Диалектика. Структура диалектики
60. Особенности философской и религиозной картин мира
61. Понятие культуры в философии
62. Этапы исторического развития этических представлений
63. Эволюция эстетических идей
64. Категориальный аппарат эстетической теории
65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью
ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО
ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ

Добавить комментарий

Закрыть меню