Философия и общество

Министерство науки и образований Российской Федерации

Ставропольский Государственный Университет

Реферат

по дисциплине: Социология

на тему: Общество с точки зрения различных наук

Выполнил:

Студент 3 курса гр. А

спец. Менеджмент

Лапский С.В.

Ставрополь, 2004 г.

стр.

Введение

1. Общество с точки зрения социальной философии…………………………………

2. Общество с точки зрения социологии………………………………………………

3. Общество с точки зрения психологии………………………………………………

4. Общество с точки зрения политологии……………………………………………

5. Заключение……………………………………………………………………………

6. Список использованной литературы…………………………………………………

Введение

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Общество с точки зрения социальной философии

Социальная философия или, как ее еще называют, философия истории традиционно входит составной частью в общую философию, являясь органическим и непосредственным продолжением философии человека. Различие между философской антропологией и социальной философией состоит в том, что если философская антропология рассматривает человека под углом зрения его внутренних психофизических и духовных качеств, то социальная философия интересуется «совокупным человеком», человеком в его, так сказать, коллективной ипостаси, взаимной деятельностью людей, их общением между собой, обществом. Социальная философия призвана ответить на многие сложнейшие вопросы общественной жизни человека: что такое общество, для каких целей оно возникает, как развивается и что его ожидает в будущем, какова структура общественной жизни и механизм взаимодействия ее многообразных и непохожих друг на друга сфер, есть ли в обществе объективные законы, действующие независимо от сознания и воли людей и многое другое.

Над этими и другими вопросами социальной философии задумывались многие выдающиеся мыслители. Однако на большинство из них пока нет-окончательного ответа. Это вовсе не означает, что философия истории вообще не имеет каких-либо твердых, достаточно верных и общепризнанных высказываний относительно сущности общественной жизни, ее особенностей в сравнении с природой. Философия истории, опираясь на достижения конкретных наук, объектом изучения которых является общество, внесла свой вклад в понимание сущности общественной жизни, поставила и сформулировала целый ряд проблем, общезначимых для всего комплекса общественных наук

Социальная философия, как видно из самого ее названия, изучает общество, социум (так еще иногда его именуют в научной литературе), социальную жизнь, социальные, то есть общественные, связи и отношения между людьми. Но общество, как известно, «является объектом изучения многих других общественных наук: истории, целого комплекса экономических и юридических наук, политологии, этики, эстетики, социальной психологии и т. д.

Чем же отличается социальная философия от этих многочисленных и разонобразных наук об обществе? Различие между социальной философией и конкретными науками об обществе в принципе то же самое, что и различие между философией и наукой, между философией и отдельными науками, изучающими ту или иную сторону реальной действительности. Об этом подробно было сказано в первой главе. Поэтому ограничимся здесь лишь двумя самыми общими замечаниями о разграничительных линиях социальной философии и других наук об обществе.

Первое замечание сводится к тому, что в отличие, от других общественных наук социальная философия изучает не ту или другую сторону общественной жизни, скажем, не экономику, не право и не мораль, являющихся предметом изучения соответствующих наук об экономике, праве и морали, а все общество, как целостную систему, все сферы общественной жизни в их единстве и взаимодействии. Социальная философия стремится отыскать некоторые общие свойства и закономерности, характерные каждой отдельной сфере общества, а значит, и обществу в целом.

Другое замечание состоит в том, что социальная философия есть часть философии, один из наиболее существенных ее разделов и потому она, будучи философской дисциплиной, рассматривает общественную жизнь именно с позиций философии, проверяя «законность» и применимость своих общих выводов в такой специфической области, как человеческое общество, уточняя, корректируя, а -иногда и пересматривая эти выводы. Социальная философия по необходимости рассматривает общественную жизнь под углом зрения своих традиционных философских проблем — материального и идеального, причинности и закономерности, сознания и познания, возникновения и развития, целого и части и т. п., используя для этого весь мощный категориальный аппарат-философии, выработанный и наработанный в течение многих столетий.

Перейдем теперь к рассмотрению поставленного в

заголовке вопроса о том, то такое общество и каковы его основные характеристики.

Несмотря на все разнообразие ответов различных авторов на этот вопрос, вызванное мировоззренческими позициями и своеобразием подходов к его решению, они во многом совпадают, по крайней мере в них немало содержится общего. В этом можно легко убедиться, сравнивания определения, которые даются понятию общества-различными философами. Приведем некоторые из них.

Немецкий философ Г. Зиммель определяет общество, как взаимодействие индивидов. Другой немецкий философ Л. Гумплович усматривает характерное отличие общества от других материальных систем тоже во взаимодействии людей, но в качестве сторон этого взаимодействия берет не отдельных индивидов, а группы и общности людей. По мнению французского социолога Э. Дюркгейма, всякий агрегат индивидов, находящихся в постоянном соприкосновении и составляет общество.

Французский социальный философ и социальный психолог Г. Тард рассматривает общество как «интерментальный процесс», то есть взаимное общение людей в форме подражания, противоположения и приспособления. Знаменитый немецкий юрист и социолог Р. Штаммлер определяет общество, как внешним образом урегулированную совместную жизнь людей. Марксизм рассматривает общество как такое взаимодействие людей, в основе которого лежат материальные, производственные отношения. Современный американский исследователь общественной жизни Ч. Эллвуд определяет общество как группу индивидов, ведущих коллективную жизнь посредством умственного» взаимодействия.

Как видно, все приведенные высказывания крупнейших социальных философов прошлого и нынешнего века сходятся в одном: общество есть совокупность взаимодействующих — людей.

Жизнь человека немыслима вне общества. Недаром Аристотель называл человека политическим, то есть общественным, животным. Человек нуждается в общении для достижения своих многочисленных жизненных интересов и целей. Среди них есть и такие, которые одинаково важны всем. В их достижении и реализации заинтересован каждый человек. Это цели продолжения рода, а также материального и духовного поддержания жизни и цели, вызванные необходимостью регулирования самого процесса общения между людьми.

Самой первой потребностью человека является удовлетворение в пище, в одежде, в жилище. Одинокий человек не в состоянии без поддержки других людей обеспечить себя необходимыми материальными средствами жизни. Не объединяясь в общество, человек не в состоянии устроить для себя человеческую жизнь и вынужден либо погибнуть, либо превратиться в животное. То же самое можно сказать об удовлетворении духовных потребностей. Нужда в духовной пище сплачивает людей не менее, если не более, сильно, чем необходимость

Общество с философской точки зрения

Социальная философия начинается с уяснения общих характеристик общественной реальности и общественного человека (человека в его социальных качествах), для того чтобы в результате обрести конкретное знание своего предмета в его целостности и многообразии его определений. Первый шаг на этом пути связан с ответом на вопрос: что такое общество с философской точки зрения? Речь идет не о каком-то конкретном сообществе, некогда существовавшем в прошлом (в истории) или существующем ныне, а об «обществе вообще» («обществе как таковом»).

Разумеется, «общество вообще» есть абстрактное (теоретическое) понятие.

«Общества вообще» фактически не существовало и не существует. В действительности существовали и существуют вполне конкретные общества. За ними могут скрываться различные исторические формы общества — древние племена, греческие полисы, азиатские монархии, феодальные, средневековые и современные общества. Когда под обществом подразумевают конкретную организацию или группу людей, то обычно указывают на их формальные признаки. Например, говорят о семье (как элементарной «ячейке общества»), о разнообразных социальных, возрастных, этнических группах или объединениях. Или же понятие «общества» отождествляют с современным государством, а также с глобальным «мировым сообществом».

Универсальная абстракция типа «общество вообще» бедна по содержанию. Из нее нельзя логическим путем извлечь какие-то конкретные признаки различных «обществ», когда-либо существовавших в истории. Тем не менее, подобные абстракции не только допустимы, но и необходимы. Они являются основаниями, благодаря которым удается сравнивать самые различные общества, существовавшие в разных исторических эпохах, или различные сообщества людей, существующих в современном мире. Другими словами, философское понятие общества играет роль своего рода условий (ориентиров) познания любого конкретного общества, какого-либо социального явления, свойства или отношения.

Даже самые абстрактные философские понятия обретают смысл в соотнесении с нефилософскими представлениями обыденного повседневного сознания. Пока мы не задумываемся о том, что такое общество, представляется, будто бы нам это понятие хорошо известно. Мы используем слово «общество» совершенно свободно, не осознавая проблематичности его смысла и не боясь ошибиться; общество для нас — это все другие люди, как те, с кем мы непосредственно общаемся в нашей жизни от рождения до смерти, так и те, о существовании которых мы не знаем. Мы живем в обществе, и оно (наряду с природой) составляет среду и условие нашей жизни. Если для человека все «другие» люди — это общество, то и он сам для других и с точки зрения этих других, — также «часть общества», принадлежит к обществу. В большинстве языков слова, характеризующие общество и общественную жизнь, этимологически восходят к словам, обозначающим то, что характеризует не изолированного единичного человека, а является «общим» для некой совокупности, множества индивидов, принадлежит им всем и объединяет их.

Общество не существует и даже не может мыслиться без образующих его (входящих в него, составляющих его) индивидов.

Но не менее важно видеть, что любое общество — это не просто люди и отнюдь не только люди. Это люди, жившие в нашей стране и на Земле двести лет назад, тогда как российское общество и мировое сообщество продолжают существовать. Это не только «большие» общества, такие как человечество, народы и государства, но и «малые». Когда празднуют юбилеи университетов, театров, общественных организаций, существующих десятки и сотни лет, очевидно, что за многие годы состав студентов и преподавателей, актеров и зрителей, членов организаций многократно обновлялся. Общества характеризуют непрерывностью их существования, отличной от длительности жизни людей, и эта непрерывность существования не связана с жизнью и смертью входящих в их состав индивидов. Гибель и разложение обществ — это не физическая смерть составляющих их индивидов. Когда историки пишут об исчезнувших цивилизациях и ныне уже не существующих народах, они не имеют в виду, что некогда жившие в них люди не оставили после себя потомства, а фиксируют прерывность исторического существования конкретных обществ. Это означает, что общество не сводимо к совокупности (к множеству) составляющих его индивидов и обладает особым отличным от индивидуальной жизни людей надындивидуальным способом бытия.

Своеобразие общественной реальности в ее внешней определенности может быть зафиксировано в соотнесении с другими видами реальности. Каждый человек и все поколения людей, рождаясь, застают уже существующее общество в качестве данных им предпосылок, условий и среды собственной жизни. В этом смысле общество — это объективная реальность, то есть существующая независимо не только от представлений тех или иных индивидов, но и от их индивидуального бытия. Оттого, что кто-то усомнится в объективном существовании общества, оно не перестанет существовать.

Сказанное не означает, что в характеристике «общества» индивиды (люди) могут быть оставлены без внимания и что ими (их существованием в конкретной исторической и индивидуальной определенности) можно пренебречь. Правда, в истории социальной философии общество понималось и понимается по-разному. Под ним подразумевали и систему законодательства и форм правления, и нормативный социальный порядок, и совокупность ценностей, и совокупность общественных отношений и семиотических или коммуникативных систем. Обсуждая модели общества, исследователи порой считали возможным отвлечься от существования индивидов (с присущими им конкретными историческими, индивидуальными и тому подобными свойствами). Однако они вправе были абстрагироваться от существования именно данных индивидов, но не от существования людей вообще, образующих общество. Стремление философа в своем анализе общества пренебречь свойствами индивидов оправдано и допустимо лишь в определенных границах, за пределами которых оно утрачивает свою правомерность. Общество — это объективная реальность в том смысле, что оно существует независимо от каждого индивида и его сознания, но оно отнюдь не существует обособленно и независимо от существования всех людей. В той мере, в какой общество существует только благодаря живым людям, по способу своего бытия оно остается реальностью субъективной, хотя для каждого отдельного человека оно предстает как реальность объективная, существующая независимо от него. Отвлечение от конкретных качеств живых людей является лишь исследовательским приемом, фиксирующим различные измерения или аспекты общественной жизни с целью их изучения. Такие приемы составляют промежуточные шаги в познании общества. Они необходимы на пути к теоретическому осмыслению социальной реальности в ее многомерности и целостности.

Добавить комментарий

Закрыть меню