Фермерские хозяйства в России

СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ
(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И ИХ МЕСТО
В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Одним из главных направлений радикального реформирования аграрных отношений в России в начале девяностых годов определялось создание качественно нового сектора сельхозпроизводства — крестьянского (фермерского) хозяйства. Постоянно воспроизводимая информация об эффективности зарубежного фермерства, дополненная неблагоприятными процессами, вытекающими из самого характера колхозов и совхозов, сформировала мнение о том, что все дело в форме собственности: фермы тем и хороши, что они частные, а колхозы и совхозы тем и плохи, что они общественные. Именно это мнение оказалось превалирующим при определении путей аграрной реформы: надежды в основном возлагались на конструктивную силу частного интереса. Однако происходящие под флагом реформы процессы изменений в хозяйственном строе российской деревни пошли не в том направлении и, главное, не с теми результатами, на которые рассчитывали наши реформаторы. О том месте, которое спустя двенадцать лет занимает фермерский сектор в аграрной экономике России, и пойдет речь ниже.

Наряду с законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» принципиальное значение имело постановление правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (декабрь 1991 г.), по которому до марта 1993 г. предписывалось осуществить качественные преобразования в общественном секторе сельского хозяйства.

В 1994 г. в Российской Федерации прошли перерегистрацию 24,3 тыс. колхозов (95,0% их наличия); сохранили свой прежний статус 8,4 тыс. коллективных и государственных хозяйств, то есть 34% перерегистрированных. Большинство же прежних колхозов и совхозов (66%) подверглось радикальной реорганизации, которая состояла в их организационно-хозяйственном расчленении и создании на их базе товаропроизводящих хозяйств нового социального типа .

Незначительная часть совхозов (300 единиц) и других государственных хозяйств реорганизовалась в акционерные общества открытого типа с участием государства, предприятий перерабатывающей промышленности, строительства, техобслуживания, торговли, банков. В преобладающей же части крупные хозяйства были реорганизованы в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа. В 1994 г. общее число товаропроизводящих хозяйств этого типа достигло 11,5 тыс. Ряд крупных, но малоэффективных колхозов были расчленены на сельхозкооперативы, число которых составило 1,9 тыс. Сохранились и некоторые подсобные хозяйства промышленных предприятий — 0,4 тыс. . На фоне реорганизации колхозов и совхозов шло создание фермерских хозяйств. Значительное число фермеров — это люди, вышедшие из коллективных и государственных предприятий со своими земельными паями и долями производственных фондов и начавшие самостоятельную деятельность. Ныне доля хозяйств, созданных на такой основе, достигает 25%. Однако в процессе поиска путей и форм организации фермерских хозяйств в сельском хозяйстве России выявилось еще три практических способа их создания.

Первый способ — из личных подсобных хозяйств при постепенном или единовременном их расширении за счет накопления производственных фондов, расширения границ землевладения, увеличения поголовья животных и тем самым превращения из подсобного хозяйства в товарное производство.

Второй способ — путем образования новых хозяйств работниками сельского хозяйства, другими жителями данной местности, а также жителями городов, переселяющихся в сельскую местность на земли, выделенные земельными органами.

Третий способ — путем преобразования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий по решению трудовых коллективов в ассоциации фермерских хозяйств, в союзы крестьян — собственников и другие формы при выделении каждому фермеру имущественного и земельного пая .

К началу 1992 г. в России возникло 47 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, а на 1 января 1994 г. общее число хозяйств составило 270 тыс. .

В последние пять лет в стране и в крае произошло сокращение как сельхозпредприятий, так и крестьянских (фермерских) хозяйств. Количество вновь создаваемых фермерских хозяйств стало меньше количества хозяйств, прекративших свою деятельность. На 1 января 2002 г. число фермеров в крае составило 3543 единицы.

Таблица 7

Предприятия Россия Красноярский край
1996 г.,
ед.
% ко
всем
хозяй-
ствам
1990 г.,
ед.
1996 г.,
ед.
1996 г.,
% к 1990 г.
Всего предприятий 30521
в т.ч. колхозы 6025 19,7 146 76 52
совхозы 3592 11,7 225 17 7,5
АО закрытого типа 12862 42 300
сельхозкооперативы 2227 7,2 6 28 4,6 раза
подсобные сельхозпредприятия 115 89 77
крестьянские (фермерские) хозяйства 280100 75 4693 62,5 раза

Таблица 8

Категория хозяйств 1991 г. 1995 г. 1998 г. 2000 г.
Российская Федерация:

сельскохозяйственные предприятия

68,8 50,2 39,2 43,0
хозяйства населения 31,2 47,9 58,6 54,0
крестьянские (фермерские) хозяйства 1,0 2,2 3,0
Красноярский край:

сельскохозяйственные предприятия

71,5 46,8 36,2 38,9
хозяйства населения 28,5 51,8 62,6 59,6
крестьянские (фермерские) хозяйства 1,4 1,2 1,5

Количественные характеристики крестьянских (фермерских) хозяйств требуется дополнить качественными — определением места в производстве и реализации основных видов сельскохозяйственной продукции.

Таблица 9

Вид с.-х.продукции Сельско-
хозяйственные
предприятия
Хозяйства
населения
Крестьянские
(фермерские)
хозяйства
1990 г. 1995 г. 2000 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г.
Зерно (в весе после доработки) 99,7 94,4 90,7 0,3 0,9 0,9 0,01 4,7 8,4
Сахарная свекла 99,9 95,9 94,4 0,0 0,6 0,7 0,01 3,5 4,9
Семена подсолнечника 98,6 86,3 84,4 1,4 1,4 1,4 0,0 12,3 14,2
Картофель 33,9 9,2 6,5 66,1 89,9 92,4 0,0 0,9 1,1
Овощи 69,9 25,3 19,9 30,1 73,4 77,9 0,0 1,3 2,2
Мясо (в убойном весе) 75,2 49,9 40,3 24,8 48,6 57,9 0,01 1,5 1,8
Молоко 76,2 57,1 47,3 23,8 41,4 50,9 0,0 1,5 1,8
Яйца 78,4 69,4 70,9 21,6 30,2 28,7 0,4 0,4
Шерсть (в физичес-ком весе) 75,5 53,0 37,5 24,5 42,5 57,1 0,0 4,5 5,4
Мед 30,6 14,2 9,7 69,4 83,7 88,2 2,1 2,1

Из представленных выше таблиц видно, что с начала реформирования сельскохозяйственных предприятий их доля в производстве основных видов продукции существенно снизилась, однако они остались основными производителями зерна и продукции технических культур. Доля сельхозпредприятий в производстве зерна в 2001 г. составила 88,4%, сахарной свеклы — 93,6%, семян подсолнечника — 81,9%.

Крестьянские (фермерские) хозяйства в 2001 году произвели 10,8% общего количества зерна, 16,2% семян подсолнечника, 5,7% корнеплодов сахарной свеклы. Удельный вес фермеров Красноярского края в производстве зерна в 2000 г. составил 4,6%, что на 1,1% больше, чем в 1995 г. . Таким образом, наблюдается хотя и незначительный, но устойчивый рост доли фермеров в производстве продукции растениеводства. Однако по-прежнему определяющую роль в производстве картофеля, овощей, мяса, шерсти, меда играют личные подсобные хозяйства.

Существование общественных хозяйственных единиц и личных подсобных хозяйств на селе — это исторически сложившаяся система, которая в настоящее время включает взаимовыгодные связи, представляющие собой симбиоз общественных структур и личных подворий. В последнее десятилетие к этой системе присоединились крестьянские (фермерские) хозяйства.

В работе уже отмечались некоторые различия между семейной фермой в России и личным подсобным хозяйством. Как было показано, крестьянские (фермерские) хозяйства в большей степени, чем личные подсобные, включены в рыночные отношения. Они работают на себя, на рынок и нацелены на получение максимальной прибыли.

Труд в крестьянском хозяйстве — основная и чаще всего единственная сфера занятости членов семьи. В хозяйстве используется и наемный труд. Труд в личных подсобных хозяйствах, как правило, является вторичной формой занятости.

Существенны различия между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и ЛПХ в размерах обрабатываемой земли, характере взаимосвязей с коллективными сельскохозяйственными предприятиями, в правовом регулировании земельных отношений, налогообложении, социальном обеспечении и др. Как и сельхозпредприятия, фермерские хозяйства экономически обособлены друг от друга и других хозяйственных единиц.

Увеличение доли личных подсобных хозяйств в продовольственном фонде страны в пореформенный период объясняется кризисом коллективных предприятий, снижением заработной платы как основного источника дохода семьи, сужением сферы приложения труда на селе, снятием ограничений прав на землепользование, имущество и хозяйственную деятельность, введением налоговых льгот и других юридических свобод. К тому же при высокой трудоемкости продукции, но незначительном использовании дорогостоящих средств производства и при существенной поддержке (использовании ресурсов) коллективных предприятий продукты личных подсобных хозяйств имеют более низкую себестоимость, чем других хозяйственных единиц. Благоприятной можно считать их работу на местный (внутридеревенский и узкий городской) рынок, на котором невысокий уровень конкуренции.

Нельзя, однако, не заметить, в последние годы различия между личными подсобными хозяйствами и мелкими фермерскими хозяйствами постепенно стираются. С одной стороны, удельный вес хозяйств населения в общем объеме производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции возрастает, о чем свидетельствуют данные таблицы 9, с другой — растет рыночная реализация производимой ими продукции: мяса — около 37%, молока — 19%, овощей и картофеля — 10%. На этом фоне выделяется значительное число крестьянских (фермерских) хозяйств, которые не осуществляют продажу своей продукции.

Таблица 10

Группы
хозяйств
с товарностью
производства, %
Зерновые культуры Скот и птица
Число
хозяйств
В среднем
на одно
хозяйство
Число
хозяйств
В среднем
на одно
хозяйство
тыс. ед. % к
общему
числу
произ-
ведено,
тонн
реали-
зовано,
тонн
тыс. ед. % к
общему
числу
произ-
ведено,
тонн
реали-
зовано,
тонн
Не осуществляли продажу 25,0 31,2 22,6 33,3 50,2 0,5
До 25 5,5 7,0 85,7 11,0 1,3 1,9 23 0,3
26-45 8,1 10,1 74,0 26,7 3,7 5,6 2,1 0,8
Свыше 45 41,4 51,7 57,0 43,4 28,0 42,3 2,1 1,7

После снятия с ЛПХ ограничений по размерам земли они, естественно, расширили землевладение, и ныне изменилась не только земельная площадь, но и структура ее использования. В результате в 1990-1999 гг. удельный вес личных подсобных хозяйств в общей площади сельхозугодий возрос с 1,8% примерно до 5,6%, а средняя площадь земельного участка составила от 0,06 до 0,15 га, а нередко и более 1 га. В абсолютном значении это выглядит так: в 1990 г. личные подсобные хозяйства использовали 3,9 млн. га земли, а в 2000 г. — 11 млн. га.

Естественным источником формирования крестьянских (фермерских) хозяйств становится также повышение уровня специализации подсобных хозяйств.

Сближение идет по правовым условиям: для крестьянского хозяйства после принятия нового Гражданского кодекса не обязательна регистрация в качестве юридического лица.

Таким образом, трудности развития крупных коллективных и фермерских предприятий способствовали резкому усилению роли личных подсобных хозяйств населения, оказавшихся единственным быстро растущим сектором агросферы России. Надо полагать, что в перспективе при росте спроса на сельскохозяйственную продукцию и других благоприятных условиях наиболее жизнеспособная часть личных подсобных хозяйств станет базой становления фермерских хозяйств.

Несмотря на слабость российского фермерства, в самой фермерской системе заложен существенный потенциал прогресса, в чем нас убеждает зарубежный опыт. Если выявлять достоинства фермерского хозяйства, то они, очевидно, сводятся к преимуществам малого бизнеса. Это прежде всего борьба каждого за минимизацию издержек на производство единицы продукции, сопрягаемая с хозяйским отношением к земле и другим средствам производства, любовью к делу и безграничной самоэксплуатацией, стремление произвести качественный продукт и поставить его на рынок, дать покупателю более дешевую продукцию. Сами фермеры к достоинствам относят свободу предпринимательской деятельности и возможность реализовать свои предпринимательские способности. Значение фигуры фермера сегодня состоит в том, что он своей героической деятельностью показывает другим, как можно добиться успеха, а привлечение им наемной рабочей силы пусть незначительно, но увеличивает занятость на селе.

К недостаткам рассматриваемой формы предпринимательства следует отнести то, что при равных возможностях и простоте оформления фермерской деятельности последняя выражается в разных результатах финансово-хозяйственной деятельности. Многие фермеры постоянно испытывают недостаток финансовых ресурсов, необходимых для роста. В основной своей массе фермеры не могут сформировать стартовый капитал, достаточный для эффективного ведения сельского хозяйства. Отсутствуют финансовые источники авансирования сезонных затрат на производство сельскохозяйственной продукции и каналов ее безубыточной реализации.

Фермерству недоступны выгоды от специализации функционирования управления и сбыта. В то же время фермер, как правило, несет неограниченную ответственность за свою предпринимательскую деятельность.

Хотя все эти недостатки объективного характера и свойственны фермерскому хозяйству во всех странах, для российского фермера они существуют в более тяжелой форме. Отсюда — экономическая и социальная уязвимость и неустойчивость фермерского хозяйства даже в сравнении с ассоциированными формами хозяйствования на земле.

К тому же крестьянство нельзя рассматривать как некую однородную массу без четкого разграничения социально-профессиональной структуры, экономических интересов и ценностных ориентаций отдельных его групп.

Разрешение этих и других проблем в ближайшем будущем не просматривается, и это еще раз доказывает, что в России сейчас нет условий, позволяющих видеть в фермеризации магистральный путь развития отечественного сельского хозяйства.

Характеристика крестьянского хозяйства

1 Общая характеристика КФХ «Мирный» Раздольненского района

1.1 Основные сведения о хозяйстве

Крестьянское фермерское хозяйство «Мирный» находится в селе Сенокосное Раздольненского района. Хозяйство расположено в 4 км от транспортной магистрали и 45 км от железнодорожной станции г. Красноперекопск.

На территории хозяйства развиты процесс ветровой эрозии и эрозии почвы для данного района неустойчивая зима со значительными колебаниями температур, отсутствие снежного покрова, а также характерно жаркое лето. Самый холодные месяцы январь и февраль а самые жаркие июль и август. Температура в зимний период составляет от 0 до -18°С, летом 20-30˚С. Среднее количество осадков 300…340 мм/год. В общем природно-климатические условия хозяйства благоприятны для выращивания всех видов сельскохозяйственных культур, на которых оно специализируется.

Предприятие КФХ «Мирный» относится к хозяйствам не больших размеров. Общая земельная площадь составляет – 2643 га. Хозяйство занимается выращиванием зерновых культур и рапса.

1.2 Наличие земельных угодий и структура посевных площадей

Таблица 1.1 – Структура земельных угодий хозяйства

Название угодий

Площадь, га

%

Всего земли

Сельскохозяйственных угодий

Из них

Пашни

Из таблицы видно, что данное хозяйство по количеству занимаемой площади относится к мелким хозяйствам, так как его общая площадь составляет 2643 га.

Ниже приведём структуру посевных площадей хозяйства по культурам, площади и урожайности.

Таблица 1.2 – Размеры посевных площадей хозяйства

Название с.-х. культур

Площадь, га

Урожайность, ц/га

Валовой сбор, т

Озимая пшеница

Озимый ячмень

Яровой ячмень

Рапс

Пар

Из данной таблицы видно, что хозяйство занимается возделыванием зерновых культур, и рапса. Урожаи выращиваемых сельскохозяйственных культур низкие, что говорит о нехватке поливных земель а также о менее низких сортах с. х культур и технологии возделывания.

1.3 Обеспеченность хозяйства техникой

Составим таблицу для рассмотрения обеспеченности крестьянское фермерское хозяйство «Мирный» Раздольненского района тракторами и сельскохозяйственными машинами.

Таблица 1.3 – Состав МТП хозяйства КФХ «Мирный»

Название машин

Марка

Количество

Вт. ч

Исправ.

Коэффициент

Готовности

Трактора

МТЗ-82

МТЗ-80

Т-150К

ДТ-75

Т-40

Автомобили

ГАЗ-53А

КамАЗ-5511

Комбайны

Дон-1500Б

КЗС-9-1 «Славутич»

СК-5 «Нива»

Енисей-1200

Культиваторы

КПС-4

КРН-5,6

Плуги

ПЛН-5-35

ПЛН-4-35

Бороны

БЗСС-1,0

Сеялки

СЗ-3,6

Из таблицы видно, что хозяйство в не достаточной степени оснащено необходимыми сельскохозяйственными машинами и не может эффективно заниматься хозяйственной деятельностью. Поскольку нет машин для внесения удобрений, опрыскивателей и прицепов. Поэтому предлагаю недостающие сельскохозяйственные машины взять в аренду в соседних хозяйствах или приобрести новые .

Таблица 1.4 – Структура тракторного парка КФХ «Мирный»

Марка

Трактора

Кол. тр., шт.

Мощность, кВт

Коэф. перевода в ус. тр.

Количество ус. тр.

Трактора

Всего

ДТ-75

280,0

1,0

4,0

Гусеничных тр.:

280,0

4,0

МТЗ-82/80

58,9

176,7

0,7

2,1

Т-40

36,8

36,8

0,5

0,5

Т-150К

121,4

728,4

1,5

9,0

Колесных тр.:

941,9

11,6

Всего:

1221,9

15,6

Из данной таблицы видно, что в хозяйстве основную часть тракторного парка занимают колёсные трактора (71,4 %). По удельному весу в структуре парка по мощности 59,6 %, а по энергообеспеченности 74.3%.

Колёсные трактора в хозяйстве в целом являются более энергонасыщенными, чем гусеничные. Поэтому их следует больше загружать на протяжении года и этим самым увеличивать годовую выработку на 1 колёсный трактор. В хозяйстве имеются ремонтная мастерская где проводится технической обслуживание и ремонты. Все ремонты и ТО проводятся по план-графику.

Таблица 1.5-Показатели использования МТП

Название показателя

Единица измерения

Показатель

Тракторообеспеченность

эт. тр/100

Наработка на эталонный трактор

эт. га

1300 сезонное

Расход топлива на эталонный гектар

кг/эт. га

10…14

Среднедневной выработок на эт. га

эт. га

Коэффициент сменности

Коэффициент использования МТП

Делая вывод мы видим, что хозяйство обеспечено собственным машинотракторным парком для выполнения полевых работ. Так как её показатель тракторообеспеченности составил 15,6 эт. тр

Характеристика крестьянского хозяйства — 3.0 out of 5 based on 3 votes

1. Понятие и порядок создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, по использованию земли.

3. Состав и правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства

4. Правовое регулирование деятельности крестьянского хозяйства.

5. Трудовые отношения в крестьянских хозяйствах.

6. Прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства

7. Правовое положение личных подсобных хозяйств граждан.

1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства дается в ст.1 Закона » О крестьянском (фермерском) хозяйстве», согласно которой таковым является самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства имеет каждый дее­способный гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку.

При наличии нескольких претендентов, гласит Закон, преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Право выбора одного из нескольких претендентов принадлежит местной администрации, в ведении которой находится земельный участок. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского (фермерского) хозяйства рассматриваются в судебном порядке.

Значительные особенности в организации крестьянских (фермерских) хо­зяйств имеют место, когда они создаются членами колхозов, работниками совхо­зов и подсобных сельских хозяйств. Как предусмотрено п. 3 ст.

8 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его состава и создать крестьянское (фермерское) хозяйство без согласия на это трудового коллектива или администрации предприятия. Руководители хозяйств обязаны в течение одного месяца выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре. Одновременно с земельной долей должен быть выделен и имущественный пай.

Выдел земельной доли производится с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования. Право на выдел земельной доли в натуре не распространяется на работников сельскохозяйственных предприятий, приватизация и реорганизация которых производится в особом порядке (животноводческие комплексы, птицефабрики, парниково-тепличные комбинаты, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий и др.). Наделение имущественным паем лиц, выходящих из коллективных и других сельскохозяйственных предприятий для организации крестьянского хозяйства, производится в соответствии с действующим законодательством. В случае отказа коллектива выделить имущественный пай в натуре либо в связи с невозможностью обеспечить в натуре права на имущественный пай предприятия, обязаны выделить денежную компенсацию стоимости имущественного пая, ин­дексированную на коэффициент увеличения минимальной заработной платы с момента расчета этого пая.

Крестьянское (фермерское) хозяйство должно быть зарегистрировано местной администрацией после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка (ст. 9 Закона). Акт регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства имеет большое юридическое значение. После регистрации крестьянского хозяйства, как это предусмотрено ст. 23 ГК РФ, глава крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем со всеми вытекающими эконо­мическими и правовыми последствиями.

Некоторые особенности в порядке создания крестьянских хозяйств установлены для военнослужащих, уволенных в запас в связи с проведением военной реформы, переселенцев, эмигрантов. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 июля 1992 г. № 460 «О мерах по оказанию помощи лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, уволенным в запас в связи с сокращением вооруженных сил, в создании крестьянских (фермерских) хозяйств» были предоставлены указанным категориям военнослужащих определенные льготы при создании крестьянских хозяйств, в том числе передача в установленном порядке высвобождаемых земельных участков при ликвидации военных объектов.

2. Земля — главное средство сельскохозяйственного производства. Поэтому права и обязанности граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, по использованию земли имеют определяющее значение для их правового и экономического статуса.

Земельные участки предоставляются по заявлению гражданина, изъявившего желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство. Земля предоставляется ему по законодательству Российской Федерации в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, использование, в том числе аренду. Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства предоставляется местной администрацией в собственность бесплатно в пределах средней районной нормы, сложившейся в данном административном районе на одного работника сельского хозяйства, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере села. Кроме того, земельный участок для этих целей может приобретаться за плату у собственников в порядке, определенном действующим законодательством, сверх средней земельной доли до норм, установлен­ных в соответствии с земельным законодательством.

За гражданами, получившими земельный участок для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный земельный надел при доме.

Объем и характер земельных прав крестьянского хозяйства зависит оттого, на каком правовом титуле ему предоставлена земля. По Закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 10) гражданин, имеющий землю для ведения крестьянского хозяйства в собственности, обладает следующими правами:

· самостоятельно хозяйствовать на земле;

· имеет право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

· использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, замкнутые (непроточные) водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли;

· возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

· в установленном порядке проводить строительные, оросительные, осуши­тельные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

· участвовать в осуществлении мероприятий, влияющих на эффективность использования земель;

· обменивать земельный участок, передавать его по наследству, закладывать в земельный банк, продавать, а также совершать иные не противоречащие закону юридические действия

Граждане, которым предоставлены земельные участки для ведения крестьянского хозяйства в пользование, в том числе в аренду, также имеют достаточно широкие права по их рациональному использованию, хотя они и не обладают правами по их отчуждению и совершению других распорядительных сделок.

Среди обязанностей граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, значатся такие, как эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии; своевременно вносить земельный налог и арендную плату; не нарушать права других собственников, землевладельцев, арендаторов.

Среди обязанностей граждан, ведущих крестьянское хозяйство, значится и обязанность по возмещению в установленном порядке ущерба за снижение плодородия земель, происшедшего по вине собственника или арендатора, что имеет особо важное значение для сохранения этого главного качества земель сельскохозяйственного назначения. Право взыскания нанесенного ущерба было предоставлено Комитету по земельным ресурсах и землеустройству (ныне его функции переданы созданному Министерству по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации и его органам на местах).

Предусмотрено также, что в случае нарушения установленных обязанностей по использованию земель глава крестьянского хозяйства несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

3. В состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства входит прежде всего земельный участок, находящиеся на нем насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения. Это так называемое недвижимое имущество, составляющее основу материально-технической базы хозяйства.

Имуществом крестьянского хозяйства является также рабочий и продуктив­ный скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника, оборудование, транспортные средства, инвентарь, другие товарно-материальные ценности, необходимые для осуществления хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.

Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются прежде всего денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства, а также доходы, полученные от реализации произведенной продукции, выполненных работ, услуг и т. п.

Как и другие субъекты права, крестьянские хозяйства вправе получать дохо­ды от ценных бумаг, пользоваться кредитами банков, дотациями из бюджета и др. Имущество крестьянских хозяйств может пополняться также за счет различного рода благотворительных и безвозмездных взносов, пожертвований предприятий, организаций, граждан, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности (ст. 257 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором.

Действующим законодательством не допускается раздел земли и общего имущества в натуре при выходе из состава крестьянского хозяйства одного из его чле­нов. Это очень существенное нормативное пояснение, направленного на стабилизацию и укрепление крестьянских хозяйств, недопущение дробления их на мелкие, карликовые хозяйства, не дающие надлежащего экономического эффекта и роста производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому выдел имущества при выходе из состава хозяйства того или иного члена осуществляется лишь в денеж­ной форме.

Порядок денежной компенсации определяется в этих случаях по дого­воренности членов хозяйства.

Порядок пользования имуществом крестьянского хозяйства определяется его членами. Сделки по распоряжению этим имуществом совершаются главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной режим пользования имуществом может быть установлен при необходимости договором.

Крестьянское хозяйство вправе продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество, за исключением земли, право распоряжения которой имеет ряд ограничений, о чем уже говорилось выше.

4. Крестьянские хозяйства самостоятельно определяют направления своей дея­тельности, структуру и объем производства, исходя из собственных интересов. Они могут заниматься любым видом деятельности, при сохранении, однако, в качестве ведущих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Иначе говоря, сельскохозяйственный профиль хозяйства должен быть сохранен при любых условиях. Именно производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация являются главными и определяющими в деятельности любого крестьянского (фермерского) хозяйства.

Важную роль в становлении и стабилизации крестьянских хозяйств играет их материально-техническое обеспечение. Крестьянские хозяйства вправе приобретать материально-технические средства у любых предприятий и организаций, на колхозных рынках, у населения, а также в государственной, кооперативной, оптовой и розничной торговой сети.

Что же касается ремонта и технического обслуживания принадлежащих крестьянским хозяйствам тракторов, грузовых автомобилей и др., то они осуществляются соответствующими агросервисными предприятиями и организациями, в том числе и потребительскими кооперативами. Предусмотрена возможность ремонта и технического обслуживания указанных видов техники крестьянских хозяйств в мастерских сельскохозяйственных предприятий.

Особо урегулирован Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» порядок реализации продукции, произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством. Крестьянскому хозяйству принадлежит исключительное право распоряжаться произведенной продукцией. Оно вправе реализовать ее государственным заготовительным организациям, на колхозном рынке, через государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям. Для крестьянских хозяйств обязательно соблюдение действующих нормативов по качеству продукции, санитарным требованиям и другим параметрам. Цену реализации произведенной продукции крестьянские хозяйства определяют самостоятельно.

5.Крестьянским хозяйствам предоставлено право в случае необходимости использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством. Условия наемного труда могут регламентироваться договором. Оплата труда в этих случаях включается в состав текущих затрат, производится в первоочередном порядке и не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения. Оплата труда не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий на государственных предприятиях. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и наемных работников вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства. Трудовые споры, возникающие в крестьянском хозяйстве, решаются судом.

Вмешательство государственных органов в производственно-хозяйственную деятельность крестьянских хозяйств запрещено законом. Однако они вправе осуществлять контроль за деятельностью хозяйства в области землепользования, использования государственных кредитов, уплаты налогов, охраны труда, профилактики заболеваний животных, болезней и вредителей растений, соблюдения законодательства об охране природы.

6. Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что деятель­ность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращается в случаях не использования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года; решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности; истечения срока аренды; если не останется ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжить деятельность хозяйства; использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли; выкупа земельного участка в установленном порядке для государственных и общественных нужд; по решению суда в связи с банкротством.

Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимает местная администрация, а в случаях банкротства — суд. Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства разрешаются в судебном порядке.

7. Личное подсобное хозяйство граждан — важная составная часть нашего сельского хозяйства, отличающаяся завидной стабильностью и тенденцией к неуклонному возрастанию ее роли в производстве сельскохозяйственной продукции. Особенно заметна роль личных подсобных хозяйств в производстве животноводческой продукции.

В Указе Президента РФ от 7 июня 1996 г. «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» отмечается, что за последние годы в результате проведения земельной реформы число граждан, получивших земельные участки для садоводства, огородничества и ведения личного подсобного хозяйства, значительно увеличилось. Соответственно возросло и производство сельскохозяйственной продукции. Указывается также на возрастающую роль этих хозяйств в насыщении продовольственного рынка и их большая социальная значимость в создании условий для здорового образа жизни, а также недостаточная государственная поддержка таких хозяйств. В этой связи предлагается федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления организовать поддержку садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств. Предложено также применять в отношении указанных хозяйств меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и другими нормативными актами предусмотрено оказание необходимой помощи садоводам, огородникам, владельцам личных подсобных хозяйств через систему государственного племенного, ветеринарного, агротехнического обслуживания, а также поставка для таких хозяйств молодняка скота и птицы, сортовых семян овощных культур, картофеля, посадочного материала плодовых и ягодных культур, органических удобрений. Говорится также о создании сети машинно-технических станций и пунктов проката техники для обработки земельных участков граждан и создании необходимых условий для реализации излишков продукции растениеводства и животноводства, произведенной в этих хозяйствах. Органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить полное удовлетворение потребности населения в пастбищах и сенокосах для личного скота. На эти категории сельскохозяйственных товаропроизводителей будут распространены все формы государственной поддержки, расширено агрономическое и ветеринарное обслуживание, организована поставка племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования по лизингу, а также сеть машинно-технических станций и пунктов проката техники для обработки земельных участков граждан.

Под личным подсобным хозяйством граждан следует понимать подсобное сельскохозяйственное производство, основанное на личном труде и частной собственности граждан на земельный участок и другие средства производства. От крестьянского хозяйства оно отличается тем, что носит не основной и товарный, а подсобный в деятельности граждан в государственных и иных предприятиях и организациях характер.

Земля в личном подсобном хозяйстве — это и главное средство производства, и один из источников его благосостояния.

Согласно Закону РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам в частную собственность. Кроме того, гражданам предоставлено право продавать другим гражданам РФ земельные участки независимо от сроков приобретения на них права собственности; использование собственником приобретенного земельного участка не по целевому назначению, если иное не установлено законом, не допускается.

Произошло не только юридическое «раскрепощение» личных подсобных хозяйств граждан, реально расширился и круг объектов их собственности, появились новые виды имущества — мотоблоки и другая сельскохозяйственная техника, необходимая для обработки земельных участков и ведения подсобного хозяйства, а не только мелкий сельскохозяйственных инвентарь, как это предусматривалось ранее. Вместе с тем правовой статус личных подсобных хозяйств, в том числе и правовой режим их имущества, еще не получили должного правового регулирования.

Добавить комментарий

Закрыть меню