Фактор спроса и предложения

Содержание

Вопрос № 1. Рыночный спрос и предложение, и его факторы. Кривая спроса и предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение

Стр 1 из 3Следующая ⇒

РАЗДЕЛ 1.

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса Q — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Виды спроса: индивидуальный спрос, рыночный спрос, спрос на факторы производства (спрос производства), потребительский спрос

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от: использования рекламы, моды и вкусов, ожидания потребителей, изменений предпочтений окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены установленной на взаимозаменяемые товары, а также зависит от количества населения.

К неценовым факторам влияющим на спрос относят:

— Изменения в денежным доходах населения

— Изменения в структуре и количестве населения

-Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)

— Экономическая политика государства

— Изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.

— Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:

— С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).

— С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

Р — Цена

Q — Объем спроса

D — Кривая спроса

Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

К неценовым факторам предложения относят: изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства:

— Выход на рынок новых фирм.

— Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

— Природные катастрофы

— Политические действия и войны

— Перспективные экономические ожидания

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:

Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)

Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель

S — предложение

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

Изменение спроса под влиянием неценовых факторов

Рис. 3.5. Изменение спроса под влиянием неценовых факторов

Изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причиной такого перемещения является трансформация цены на рассматриваемый продукт. Сдвиг кривой 5 вправо или влево означает, что предложение меняется при сохраняющейся цене. Если же цена товара изменяется, то происходит перемещение по кривой 5 вверх или вниз, т.е. меняется величина предложения.

Иерархическая структура кредитной системы.

Банковская система — ключевое звено кредитной системы, выполняющее большинство кредитно-финансовых услуг. Специализированные кредитно-финансовые институты (СКФИ) отличает ориентация либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление одного-двух видов услуг. Разновидностью СКФИ являются кредитно-сберегательные учреждения, возникшие как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков.

Кредитная система в институциональном аспекте — совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих всю сферу кредитных отношений. Все кредитные учреждения взаимосвязаны и составляют определенную иерархическую структуру.

Иерархическая структура системы имеет свои национальные особенности. Наиболее развитой является кредитная система США, Западной Европы и Японии. Как видно из схемы, управляющим органом системы является ЦБ, который осуществляет надзор за функционированием кредитных учреждений, анализирует их деятельность и через имеющиеся рычаги воздействия направляет ее в нужное русло. Однако прямое и непосредственное воздействие ЦБ выполняет только по отношению к банковским учреждениям и другим институтам, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим лицензию ЦБ. На остальные звенья кредитной системы ЦБ воздействует опосредованно.
Для СКФИ характерна двойная подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться соответствующими требованиями ЦБ; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или иных операциях, СКФИ попадают под регулирующие мероприятия соответствующих ведомств. Тем самым низовые звенья кредитной системы могут находиться в двойном и даже тройном подчинении.
В зависимости от соподчиненности кредитных институтов, согласно банковскому законодательству и иерархической структуре кредитной системы, можно выделить два типа построения банковской системы:
1. Одноуровневая банковская система. Предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций.
2. Двухуровневая банковская система. Взаимоотношения между банками протекают в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.

Одноуровневая организация банковской системы существовала на ранних этапах развития банковского дела, когда еще не выделялись Центральные банки. На современном этапе такие системы существуют в странах с планово-централизованной экономикой.

В странах с рыночной экономикой современные банковские системы двухуровневые:

I уровень — Центральный банк;
II уровень — все виды коммерческих банков и другие кредитные организации, лицензированные Центральным банком.

Банковская система имеет следующие признаки:
1) включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;
2) имеет специфические свойства;
3) способна к взаимозаменяемости элементов;
4) является динамической системой;
5) выступает как система «закрытого» типа;
6) обладает характером саморегулирующейся системы;
7) является управляв мой системой.

Виды рынков ценных бумаг

Рынок ценных бумаг — это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.Имеются различные классификационные признаки рынка ценных бумаг.

1.По территориальному принципу рынок ценных бумаг делится на международный, региональный, национальный и местный.

2.Виды рынков ценных бумаг в зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг в оборот:

Первичный — это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный — это рынок, где производится обращение ранее выпущенных ценных бумаг, осуществляются купля-продажа или другие формы перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги. Здесь в процессе купли-продажи актива определяется его действительный курс, т.е. производится котировка курса ценных бумаг.

3.Виды рынков ценных бумаг в зависимости от степени организованности:

Организованный рынок — это обращение ценных бумаг на основе законодательно установленных правил между лицензированными профессиональными посредниками.

Неорганизованный рынок — это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил; это рынок, где правила заключения сделок, требования к ценным бумагам, к участникам и т.д. не установлены, торговля осуществляется произвольно, в частном контакте продавца и покупателя. Системы распространения информации о совершенных сделках не существует.

Виды рынков ценных бумаг в зависимости от места торговли:

Биржевой рынок — это рынок, организованный фондовой (фьючерсной, фондовыми секциями валютной и товарной) биржей и работающими на ней брокерскими (маклерскими) и дилерскими фирмами.

Внебиржевой рынок — сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах.

Внебиржевой рынок занимается обращением ценных бумаг тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже и быть допущенными к торгам на ней. Он может быть организованным и неорганизованным.

Организованный внебиржевой рынок образуется фондовыми магазинами, отделениями банков, а также дилерами, которое могут быть или не быть членами биржи, инвестиционными компаниями, инвестиционными фондами, отделениями банков и др.

4.По видам сделок рынок ценных бумаг разделяется на кассовый и срочный.

Кассовый рынок (кэш-рынок, спот-рынок) — это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней, не считая дня заключения сделки.

Срочный рынок (форвардный) — это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.

5.По способу торговли выделяют следующие виды рынков ценных бумаг:.

Торговля на компьютеризированном рынке ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников. Характерными чертами данного рынка являются:

§ отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, прямого контакта между ними;

§ полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу своих заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.

Торговля на традиционном рынке осуществляется непосредственно на самой бирже между продавцами и покупателями ценных бумаг.

По эмитентам и инвесторам рынок ценных бумаг делится на рынки: государственных ценных бумаг, муниципальных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг, ценных бумаг, выпущенных (купленных) физическими лицами. По конкретным видам ценных бумаг бывают рынки акций, облигаций, векселей и проч.Кроме того, рынок ценных бумаг делится по отраслевому, территориальному и другим критериям.

Похожие главы из других работ:

Анализ предложения товара на примере ООО «Афра Инк»

1.2 Ценовые и неценовые факторы измеряющие предложение

Ценовую эластичность предложения определяют следующие факторы 1. Изменение издержек по мере роста выпуска…

Закон спроса и предложения

2. Ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменения спроса

Неценовые факторы, которые оказывают в той или иной мере влияние на спрос: · Уровень доходов у населения; · Объем рынка; · Сезонность товаров и мода; · Наличие товаров-заменителей; · Инфляционные ожидания…

Предложение и его анализ в микроэкономике

1.5 Неценовые факторы предложения

Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят…

Проблема ограниченности ресурсов

2. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос

Термин «спрос» выражает желание и способность покупателя приобрести тот или иной товар. Поэтому под спросом всегда понимается платежеспособная потребность…

Проблема совокупного предложения. Денежная масса. Основные денежные агрегаты

1. Понятие совокупного предложения. Ценовые и неценовые детерминанты совокупного предложения

С 30-х до конца 60-х гг. макроэкономическая теория в основном ориентировалась на регулирование совокупного спроса. Однако в последние десятилетия основное внимание ученых и политиков уделяется проблематике совокупного предложения…

Совокупный спрос и его кривая

1.3 Неценовые факторы совокупного спроса

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 2)…

Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

2.2 Неценовые факторы совокупного спроса

Смещение кривой AD0, показанное на рисунке 3, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменение расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Рис. 3…

Спрос и предложение

1.2 Неценовые факторы спроса

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах. Неценовые факторы спроса: 1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило…

Спрос и предложение

2.2 Неценовые факторы предложения

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения): 1. Цены на ресурсы (чем они ниже, тем предложение больше)…

Спрос и предложение. Цена равновесия

1. Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Причины обратной зависимости величины спроса от цены. Изменение спроса. Неценовые факторы спроса

Спрос — представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей…

Спрос и предложение. Цена равновесия

2. Предложение. Зависимость величины предложения от цены. Предложение и издержки. Изменение предложения. Неценовые факторы предложения

Закон спроса является важнейшим регулятором рыночной экономики. Снижение спроса при росте цен защищает покупателя от произвола производителя и ставит последнего перед необходимостью выбирать самый эффективный режим хозяйствования…

Спрос и факторы его определяющие

3. Неценовые факторы спроса

Тем не менее, отмечалось, что на колебания спроса влияют и неценовые факторы. Под влиянием этих факторов (эффектов) изменение спроса будет происходить по границам кривой. Например, на рис. 1 величина спроса на бензин при цене 1 л 60 руб…

Экономическая теория и практика

10.1 Ценовые и неценовые факторы спроса

Спрос — это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут купить по определенной цене. Закон спроса выражает обратную зависимость спроса от цены…

Эластичность спроса на товары длительного пользования в условиях большого города

2.2 Ценовые и неценовые факторы регулирования спроса

Поскольку потребности людей взаимосвязаны между собой, то и блага, их удовлетворение, находятся в определенной зависимости друг от друга. Поэтому развитие общества…

Этапы развития экономической теории. Совокупный спрос

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см.

положения об авторской политике Yandex и Google).

Цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью данных ресурсов

Принимая решение о производстве и продаже данного товара, производитель выбирает между множеством альтернативных способов использования имеющихся у него ресурсов. Производитель выберет возможность произвести данный товар тогда, когда это будет для него эффективно, то есть когда он сможет произвести товар с минимальными альтернативными затратами (минимальными издержками упущенных возможностей оп производству другого товара). Например, владелец земли может выращивать на ней сельскохозяйственные культуры или заниматься коттеджным строительством. Когда цена коттеджей растет, это увеличивает стимулы строить и продавать коттеджи, а не выращивать и продавать картофель. Следовательно, если фермер наблюдает рост цены коттеджей, то для того, чтобы он по-прежнему выращивал картофель, ему нужно предложить компенсацию упущенных возможностей строительства коттеджей. Значит, он будет готов выращивать и продавать картофель по большей цене, чем прежде. Рост цены, по которой производитель готов предлагать товар на рынок, означает сокращение предложения.
При росте цены альтернативных товаров, которые могут произведены с помощью имеющихся у производителя ресурсов, предложение будет сокращаться. Как мы увидели, влияние данного фактора на предложение связано с альтернативными издержками.

Цены ресурсов

Производителю, для того чтобы произвести какой-либо товар, необходимо использовать экономические ресурсы. Как мы уже знаем, предложение отражает минимальную цену, за которую производитель готов поставить данный объем товара на рынок. И эта цена тесно связана с альтернативными затратами используемых ресурсов. Появление более эффективных альтернативных возможностей использования ресурсов увеличит цены экономических ресурсов. А это, при прочих равных условиях приведет к тому, что себестоимость производства данного товара вырастет.
Следовательно, при данном уровне цены производитель не получит ожидаемой прибыли или же вообще не покроет затраты на его производство. Таким образом, при повышении цен ресурсов производитель будет вынужден либо увеличить цену предложения при каждом из уровней количества товара, либо сократить объем предложения при каждом из возможных уровней цены. В любом случае переложение данного товара на рынке сокращается и кривая предложения сдвигается влево – вверх. Падение цен ресурсов сопровождается обратными последствиями.
Увеличение (левый график) и снижение (правый график) предложения в ответ на снижение и на увеличение цен на ресурсы

Основные неценовые факторы изменения спроса.

1.Изменения вкусов потребителя.

Пример: здоровый образ жизни (пропаганда) ведёт к увеличению спроса на спортивные товары и снижению спроса на табачные и алкогольные изделия. 2.Изменение числа покупателей.

Пример: сокращения рождаемости в стране снижает спрос на детские товары.

3. Изменение доходов потребителя.

Пример: при достижении высшего уровня доходов потребители могут заменить дешёвые товары более дорогими деликатесами.

4.Изменение цен на сопряжённые товары это: а) взаимозаменяемые, удовлетворяющие примерно одну и туже потребность:

Пример: снижение цен на говядину снижает спрос на свинину;

б)взаимодополняющие товары которые не могут существовать друг без друга.

Пример: машина и бензин, фотоаппарат и батарейки.

Если цена на магнитофон снизится, то спрос на кассеты возрастёт.

5.Изменения в ожиданиях потребителей: а) ожидания повышения цены или доходов побуждают потребителей увеличить свои покупки; б) ожидания снижения цены или доходов сокращает текущий спрос.

6.Степень удовлетворения потребностей. На основании закона «убывающей предельной полезности», полезность каждой следующей единицы продукта уменьшается.

Задание: построить график спроса в условиях действий неценовых факторов

Вывод: при увеличении спроса кривая (К2) смещается вверх и вправо. При снижении спроса (К3) смещается вниз и влево.

Предложение выражает количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене из возможных в течении определённого периода времени.

Объём предложения – это количество товаров, которое продавец желает продать в единицу времени.

«Закон предложения» состоит в том, что с повышение цены при прочих равных условиях соответственно возрастает и объём предложения, т.е. между ценой и объёмом предприятия существует прямая зависимость, т.к. растущие цены на товар заинтересовывают производителей в увеличении производства и продажи товаров.

Неценовые факторы изменения предложения.

1.Изменения цен на ресурсы (снижение цен на ресурсы снижает затраты на производство и делает его более выгодным, следовательно предложение возрастает и наоборот).

2.Изменение технологии направлено на снижение издержек и себестоимости, соответственно предложение увеличивается.

3.Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка), (снижение налогов – увеличение и наоборот) – в обратной зависимости, а субсидии и инвестиции находятся в прямой зависимости с объёмом предложения.

4.Изменения цен на другие товары (снижение цен на гречневую крупу может увеличить производство кукурузы).

5.Погодные условия только для сельского хозяйства.

6.Изменение числа производителей (открытие новых производств увеличивает предложения и наоборот).

Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной рыночной цены, при которой устанавливаются спрос и предложения товаров.

Задание: показать на графике влияние неценовых факторов на предложения:

Цена за товар (Р) у.е. Величина спроса (Q) у.е. Величина предложения Точки на графике
С1 П1
С2 П2
С3 П3
С4 П4
С5 П5

Добавить комментарий

Закрыть меню