Фактор силы

Содержание

Сила как этиологический фактор

Представления древних о силе как этиологическом, факторе касались не только внешних факторов природы (физических, биологических и т. п.), но и факторов внутренних, т. е. тех явлений, которые, имея известное отношение к этиологии, еще в большей мере касались патогенеза как учения о развитии процессов, возникших в силу воздействия внешних факторов.

Какое же реальное значение в этиологии болезней имеют факторы силы, т. е. агенты физического, химического воздействия, поддающиеся измерению в силовых единицах, а также агенты биологические, которые, как и психические воздействия, не поддаются такого рода измерению?

Каковы бы ни были внешние факторы, воздействуя на организм, они всегда освобождают то или иное количество энергии, механической, тепловой, электрической, за счет биогенетических ресурсов тела. Речь идет при этом о превращении одной формы энергии в другую, например, химической в тепловую или механическую. Эти превращения в конечном итоге и детерминируют наблюдаемые нами клинико-физиологические, иммунологические и морфологические явления.

Фактор силы не лишен, разумеется, известного значения. Одна сила создает лишь ушиб мягких тканей, другая ломает кость, есть ожог 1 степени, есть, ожог IV степени. Та же внешняя сила может решать и исход воздействия. Доза стронция 0,1 μс на 1 г веса очень редко дает остеосаркому, доза 0,4 μс вызывает эту опухоль, как правило, доза 0,8 μс — смертельна еще до развития опухоли. Дозирование канцерогенного действия можно осуществить в отношении метилхолантрена, уретана, ультрафиолетовых лучей и т.д.

И все же не «силовые нормы» и не «силовые пределы», не «энергетическая размеренность стимула», исходящего от раздражителя, а способность приспособительно реагировать будет так или иначе окрашивать реакцию на внешние воздействия.

При этом раздражитель может и не вносить какой-либо энергии в самую реакцию, он будет тогда не столько силой машины, «сколько ее смазкой» (А. А. Ухтомский). Здесь внешний фактор силы лишь освобождает внутренний механизм известной нормы (И. И. Шмальгаузен), будет ли это воспаление, формообразовательная реакция или какая-либо другая.

Качество реакции будет зависеть в основном от реагирующего субстрата. Этот субстрат, являясь «коллекцией специальных трансформаторов», превращает «в нервный процесс определенный вид энергии». «Физиологическая интерференция… определяет интенсивность и координацию ответных актов, постоянно зависящих к тому же от физического и химического свойств крови (автоматическое раздражение центров) и от взаимодействия разных рефлексов друг от друга» (И. П. Павлов).

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Микроорганизмы, населяющие кишечник, кожу, дыхательные, половые пути, когда-то бывшие чем-то внешним для организма, стали для него естественной средой обитания. В то же время извечная приспособленность животных организмов к внешней среде, их естественный иммунитет, являющийся адекватным отражением такой приспособляемости имеют немалое количество поводов для их испытания. Никакое взаимное приспособление видов не обеспечивает абсолютной гармонии в индивидуальных…

Крайне свободное, произвольное обращение с понятием «вид» может быть прослежено до нашего времени. Вероятно, это было реакцией, наступившей вслед за отвержением идеи сотворения видов «бесконечным существом» (К. Линней). Все последующие естествоиспытатели единодушно протестовали против «созерцательного созидания» видов в природе (Н. А. Холодовский, К. Ф. Рулье, Ламарк, Дарвин). По Ламарку, «вид» — вообще понятие «не реальное»,…

Идея вирулентности, агрессивности, патогенности, и т. д. отмирает не только в плане методологическом, клинико-эпидемиологическом, но и в плане экспериментальном. Оказалось, что заражение животных, например, культурами пневмококков, стрептококков, может быть смертельным, однако выделяемые из этих культур токсины вредного действия на животных часто не оказывают. Поиски связей между вирулентностью и гемолитической активностью (как равно и фибринолитической активностью)…

Как известно, и в группе экзогенных инфекций главная масса случаев заражения не вызывает заболеваний, так как внешний фактор, т. е. инфект, в какой-то, чаще в высокой, чем в малой мере, уже был «одомашнен» организмом или видом, что создало естественную или приобретенную невосприимчивость индивидуума или вида. Это часто и превращает заражение или в «глухую» инфекцию, или…

Без внутренней готовности к раздражению и к адаптации не может быть возбуждения. Это вытекает и из учения об условных рефлексах. Такова общая концепция, выраженная Клодом Бернаром в положении: «Условия, в которых развиваются болезни, не могут ни ввести в организм силы, не присущие ему до этих болезней, ни создать патологической физиологии, отличной от физиологии нормальной». Организм…

34. Исторические тенденции изменения роли насилия в международных отношениях

Насилие является одним из средств субъектов властных отношений — это средство, а не самоцель.

Насилие — это одно из средств принуждения, применяемых для решения вопроса о власти, поскольку власть — это <способность ее субъекта навязывать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами>.

Существует множество типологий, классифицирующих их по различным основаниям:

— по субъекту применения насилия: государственное и негосударственное. В сфере международных отношений этот аспект приобретает в последние годы все большую значимость в связи с увеличением роли в международных отношениях негосударственных акторов, появлением такой угрозы мировому сообществу, как международный терроризм.

— по сфере применения насилия: государственное и межгосударственное. Эти два вида насилия традиционно тесно связаны между собой, а в современных международных отношениях они зачастую и взаимопереплетены, учитывая такую особенность так называемых <конфликтов нового поколения>, как тенденцию к расширению своей сферы.

— по своему масштабу применяемое насилие может подразделяться на: единичное (отдельные акты насилия) и массовое (та или иная совокупность актов насилия).

— по количеству участников насилие может быть: индивидуальным, коллективным и массовым.

— по интенсивности: насилие высокого, среднего и низкого уровня интенсивности.

— по используемым средствам: вооруженное и невооруженное.

Инструментальность, отличающая насилие в целом, в полной мере относится и к войне, как одному из его видов. Это отмечал еще Карл фон Клаузевиц в своей знаменитой формуле: <Война — это продолжение политики иными средствами>. Война является высшей точкой проявления насилия. Вместе с тем, война — это и вид насилия, наиболее специфичный для сферы международных отношений. По выражению Ж.-Ж. Руссо, <война — это не отношения человека с человеком, но отношения государства с государством>.

Насилие является широко используемым средством в арсенале методов политики. Оценки этого факта крайне вариативны. Крайние позиции занимают милитаризм и пацифизм, между ними располагаются реализм и теория <справедливой войны>, в целом соответствующая либеральной традиции.

Милитаризм решает проблему оправдания насилия путем его освящения и превращения в культ. Насилие является не только возможным, но и жизненно необходимым для существования нации.

Насилие является высокоэффективным методом, но лишь на краткосрочную перспективу. При его длительном и постоянном использовании оно постепенно подменяет собой все прочие средства власти и вытесняет саму власть. В милитаристских обществах господствует, по выражению Йохана Гальтунга, структурное насилие.

Сторонники пацифизма придерживаются прямо противоположных взглядов. Насилие недопустимо ни при каких обстоятельствах, и даже вредно, поскольку ненасильственные методы гораздо более эффективны. Наиболее известным идеологом теории ненасилия является Махатма Ганди

Сторонники политического реализма занимают промежуточную позицию между двумя вышеназванными направлениями, считая применение насилия необходимым злом. Поскольку в реалистическом подходе центральным является понятие национально-государственного интереса, оправданность применения насилия также определяется исходя из него. Если интересы государства этого требуют, следует без сомнения начать войну или вступить в нее. Теоретики справедливой войны сходятся с реалистами в том, что война и применение насилия возможны, но лишь при определенных условиях. Однако условия эти в корне отличаются от понятий интереса и выгоды, которыми оперируют представители предыдущего подхода. Основы теории <справедливой войны> заложили еще христианские богословы раннего Средневековья: Августин Блаженный, Фома Аквинский. Теоретики справедливой войны доказывают, что необходимы критерии, с помощью которых государство может определять, когда морально оправдано вступать в войну и как морально вести войну

35. «Центры силы» в международных отношениях: понятие, роль, современность.

Центры силы — определенные центры влияния, на которые в значительной мере обращены взгляды и внимание миллионов людей в разных точках мира и которые, тем самым, имеют возможность оказывать воздействие на глобальную динамику.

Оценивая современный мир, было бы логично говорить о трех центрах силы (с эконом.т.зр). В первую очередь, это, безусловно, Соединенные Штаты Америки, затем я бы назвал Европейский Союз и на третьем месте азиатский центр силы, который, правда, за последние годы несколько изменился (сегодня Китай, затем следуют Япония, Южная Корея).

На сегодняшний день могущество и влияние центров силы распределены абсолютно диспропорционально: Соединенные Штаты обладают очень серьезным военным потенциалом, большой культурной экспансией, в то же время внутренне экономически слабы и имеют серьезные социальные проблемы и проблемы идентичности.

Европа в этой цепи представляется самым прочным звеном, в том плане, что здесь оптимальным образом соединены экономические, военные и социально-политические аспекты мощи. Европа самодостаточна и экономически пропорциональна, она является носителем единственной в мире социально-политической модели, которая предусматривает серьезную возможность к экспансии.

И, наконец, третий центр – это Юго-Восточная Азия, крайне противоречивый центр. Мы поговорим о китайской проблеме и о возвышении Азии, которое все-таки, на мой взгляд, достаточно вторично по отношению к Европе и США.

36. Баланс сил в международных отношениях — распределение мирового влияния между отдельными центрами силы — полюсами. Мировое устройство может быть трёх типов: однополярное, двуполярное и многополярное.

Главная цель баланса сил — предотвращение доминирования в международной системе одного или группы государств. Баланс сил зачастую играет решающую роль в дипломатии: так, Британская империя проводила политику «равновесия» в Европе, не считаясь ни со своими интересами, ни со справедливостью.

Отто фон Бисмарк: «Вся политика может быть сведена к формуле — постарайся быть среди троих в мире, где правит хрупкий баланс пяти держав. Это единственная подлинная защита против формирования враждебных коалиций».

Подходы к понятию: Гуманистический подход. основан на конкретно-историческом анализе баланса сил и выражается в том, что мир и война, несмотря на противополож.состояния общества, связаны между собой. Их связующим звеном выступает политика. Именно она реализует как мир, так и войну. Однако принцип.отличие мира от войны заключается в том, что мир по своей сущности есть продолжение политики ненасильственными средствами.

Пацифистский подход. признают возможность и необходимость баланса сил, но не раскрывают его политической сущности, выступают за баланс сил в мировой политике вообще, утверждая, что любая война есть только зло.

Консервативный (милитаристский) подход. Сторонники этого подхода утверждают, что баланс сил фактически не имеет самостоятельного значения для человечества, а представляет собой лишь состояние временной передышки между войнами (мировыми, локальными, религиозными и т. д.).

Однополярность — тип мирового устройства, при котором власть сосредоточена в той или иной степени в одном центре — гегемоне.

Такой расклад сил называется гегемонией.

Исторические гегемоны

Персидская империя (550—330 до н. э.)

Римская империя (I век до н. э. — V век н. э.)

Монгольская империя (XIII — XIV века)

Другой вид однополярности — это мир со всемирным правительством, в котором все граждане равноправны, то есть нет никакого гегемона.

Биполярность Глобальная двуполярность подразумевает разделение мира на сферы влияния между двумя полюсами силы, создание военно-политических блоков, иногда — строительство идеологического, религиозного, культурного барьеров. Наиболее известным историческим примером биполярного мирового устройства является Холодная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами (1946—1991, 1959). Вторая половина XX века была единственным периодом в истории человечества, когда абсолютно весь мир был разделен на два лагеря. Исключения из сфер влияния составляли лишь отдельные, чаще всего небольшие и малозначимые со стратегической точки зрения государства, объявившие о своем нейтралитете. Кроме того, биполярность в отдельных случаях может означать объединение двух противоборствующих лагерей на равноправных условиях, например противостояние Антигитлеровской коалиции (СССР — США — Великобритания) и Оси (Германия — Италия — Япония) во Второй мировой войне.

Арон считал, что биполярная система имеет тенденцию к нестабильности, так как основана на взаимном страхе и побуждает обе противостоящие стороны к жесткости в отношении друг друга, основанной на противоположности их интересов. С точки зрения К.Уолца, никакого качественного различия между биполярной и мультиполярной системами, фактически, не существует — кроме, может быть, того, что первая более стабильна, чем вторая.

Многополярность — система мирового устройства, при котором множество (по крайней мере, не менее трех) государств обладают приблизительно равным экономическим и военным потенциалом. В теории считается наименее стабильной из всех. На протяжении истории многополярность подразумевала скорее войну, чем мирное сосуществование примерно равных по могуществу государств. Однако, с другой стороны, многополярная система — наиболее устойчивая из всех существующих и может существовать неограниченный промежуток времени. В то же время в биполярной системе рано или поздно будет выигравший, а однополярная система неизбежно приходит к деградации и краху с течением времени.

После Беловежского разрушения СССР баланс сил в мире значительно изменился. Мир перестал быть биполярным. Запад, пользуясь этой ситуацией, навязывает России свои правила игры на мировой арене, пытается создать новый мировой порядок за счет России. Таким образом, была создана многополярная система при лидирующем положении США как единственной сохранившейся сверхдержавы. Россия в отличие от СССР подобный статус потеряла.

37. Место и роль России в современной системе международных отношений

Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. В конце XX века для россии возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.

После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.

Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств , Этноцивилизационное многообразие ее населения, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы. Большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотно заселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, — все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет.

В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.

Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.

Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:

1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения полит, эк и др внешних целей.

2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

Похожие главы из других работ:

«Гибкая сила» Джозефа С. Ная

Мировые “гибкие силы”

В течение долгого времени главным соперником в использовании “гибкой силы” для американцев был СССР, который запустил широкую программу по созданию благоприятного имиджа коммунистической идеологии. Утопические идеи коммунизма…

«Гибкая сила» Джозефа С. Ная

Использование “гибкой силы”

Правительства могут использовать военную силу и с определенной долей удачи победить в бою, и тем самым навязать своим условия. Правительства могут использовать экономические рычаги давление и заблокировать счета или подкупить кого-то…

Анализ экономического развития Китая

3. УЧАСТИЕ СТРАНЫ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ЧЛЕНСТВО В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых связей прежде всего между их компаниями. Сегодня в результате глобализации экономики…

Вооружение китая на современном этапе

Ядерные силы

Китай пытается также изменить в грядущие годы военно-стратегическое равновесие на глобальном уровне и поэтому сделал своей приоритетной целью наращивание ядерных сил…

Договор международной перевозки грузов

1.

Понятие и виды договоров международных перевозок грузов

Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

2. Основные центры силы в АТР

Международная миграция рабочей силы

1.1 Понятие миграции рабочей силы, ее экономическое значение

Со второй половины XX в. Наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара…

Международная миграция рабочей силы

1. Понятие международного рынка рабочей силы

Международное проектное финансирование

1.1 Понятие проектного финансирования и его место в международных экономических отношениях

Стратегия обеспечения финансовыми ресурсами инвестиционных проектов занимает одно из центральных тем в теории и практике финансового и инвестиционного менеджмента…

Мировой рынок труда и международная миграция

1.1 Понятие и структура мирового рынка рабочей силы

Мировой рынок рабочей силы — перемещение (миграция) трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустроиться на более выгодных условиях в другой стране…

Мировой рынок труда и международная миграция

1.2 Миграция как основная составляющая мирового рынка рабочей силы (виды и причины ее образования)

Миграция рабочей силы — это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера из одной страны в другую. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю…

Организация Объединенных Наций как инструмент организации нового миропорядка

4. Усиление эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях

Решимость государств отказаться от военной агрессии и угрозы ею в качестве средства урегулирования международных споров и инструмента национальной политики получила международно-правовое закрепление в подписанном 27 августа 1928 г…

Республика Беларусь в системе международной миграции рабочей силы

1.1 Понятие и виды миграции рабочей силы

миграция рабочий беларусь Рынок труда предполагает высокую мобильность рабочей силы, ее свободное перемещение из одних регионов в другие с целью поиска и получения работы. Данные процессы образуют миграцию трудовых ресурсов…

Рынок труда в Российской Федерации

1.2 Миграция рабочей силы: понятие, основные центры

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Их качество имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов…

Украина в процессах международного движения рабочей силы

1. Сущность международного движения рабочей силы. Виды

Проблема взаимоотношений между странами и народами своими корнями уходит в глубь истории, к моменту образования первых социально-классовых общностей — государств. Осуществляя экономическое и политическое господство внутри страны, господствующий класс проявлял интерес и к тому, что творится за ее пределами. Но, вторгаясь со своими интересами в сферу деятельности другого государства, он неизбежно сталкивался с противодействием, вызванным несовпадением этих самых интересов. Поэтому решение спорных вопросов в области международных отношений, начиная с древнейших времен, было возможно двумя путями.

Первый путь — это достижение некоторого баланса интересов, позволяющего в определенной степени учитывать потребности различных государств. Баланс интересов лежал в основе формирования союзов, соглашений о торговле и способствовал развитию политических, дипломатических, экономических и культурных связей, обеспечивающих сближение народов, формирование стабильной системы международных отношений. Вместе с тем баланс интересов, как правило, носил конечные пространственные и временные рамки.

Нарушение баланса интересов переводило отношения между государствами в другую плоскость: рушились договоры и на смену звону бокалов приходил звон мечей.

Стремление к достижению своих интересов в ущерб соседям толкало страны на разорительные войны, в ходе которых каждая сторона стремилась максимально подорвать военные, экономические и людские ресурсы своих противников, снижая тем самым вероятность ответных действий. При этом единственным средством реализация внешнеполитических интересов являлось наращивание собственной мощи, посредством которой решались все международные проблемы. Это и есть второй путь.

С древнейших времен сила становится не только постоянно действующим фактором международных отношений, но и находит теоретическое обоснование в трудах ее идеологов. Сила объявляется чуть ли не единственным средством, обеспечивающим развитие государств, основой международного права. Вполне приемлемым считается обеспечение своих интересов за счет других народов. В результате этого всемирная история стала не столько историей народов, сколько историей войн.

Системный подход к анализу международных отношений позволяет определить сущность и характер связей между государствами, а, следовательно, и закономерности функционирования государства в рамках этой системы. Будучи объективно включенным в систему международных отношений, которая, подобно любой системе, проявляет тенденцию к самосохранению и развитию, отдельное государство вынуждено так или иначе приспосабливать свои интересы и цели к ее состоянию. Следовательно, система международных отношений оказывает воздействие на внешнюю политику включенных в нее стран. То есть, внешнеполитическая деятельность государства является производной не только от интересов правящей элиты, но и от состояния системы международных отношений.

Основной закон функционирования системы международных отношений заложен в принципе гомеостазиса, свойственном любой системе, который проявляется в стремлении системы к самосохранению. Обеспечение самосохранения системы достигается путем поддержания в ней динамического равновесия между различными, зачастую противоположными устремлениями ее элементов — государств.

Система межгосударственных отношений принадлежит к числу систем со стихийным регуляционным механизмом, поскольку в ней отсутствует единый орган управления, позволяющий координировать и направлять действия отдельных структурных элементов. Состояние равновесия в системе международных отношений обеспечивается столкновением различных интересов и сопровождающих их действий государств на международной арене.

Стремясь максимально реализовать свои интересы, государство усиливает воздействие совокупной мощи на систему международных отношений или отдельные входящие в нее элементы и звенья. Степень и интенсивность этого воздействия определяется, с одной стороны, национально-государственными интересами, а с другой, объективным состоянием системы международных отношений. Иначе говоря, правомерно вести речь о внешнеполитической силе государства, которая представляет собой степень и интенсивность воздействия его совокупной мощи на систему международных отношений или ее отдельные элементы.*

Но сила государства в международных отношениях не эквивалентна его совокупной мощи, хотя от уровня ее непосредственно и зависит. В данном случае связь скорее генетическая — по своему происхождению внешнеполитическая сила вытекает из совокупной мощи государства, которая и определяет возможности силы. В то же время, с точки зрения функциональной, внешнеполитическая сила государства нацелена на решение экономических, политических, военных и других задач в системе международных отношений, тогда как совокупная мощь государства обеспечивает не только внешнеполитическое, но и прежде всего внутриполитическое развитие страны.

Необходимо также иметь в виду, что сила измеряется ее проявлением, т.е. способностью оказать определенное воздействие на систему международных отношений или отдельное государство, которое достигается не только привлечением в межгосударственные отношения определенной части совокупной мощи страны, но степенью и интенсивностью, с которой оно оперирует ею на международной арене. То есть внешнеполитическая сила зависит от уровня различия в интересах и готовности решительно действовать для их достижения.

Особенностью системы международных отношений является то, что она не только обеспечивает связь между государствами, но и является объектом их внешнеполитической деятельности. Каждое государство, преследуя свои специфические интересы на международной арене, оказывает на нее определеннное воздействие и является, тем самым, носителем, субъектом силы. Поэтому в системе международных имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, и из этого перекрещивания выходит один равнодействующий результат — историческое событие.

Наличие значительного количества субъектов силы в системе международных отношений приводит к тому, что каждое государство, преследуя на международной арене вполне определенные цели и осуществляя с их позиций воздействие на систему отношений или ее объекты, в итоге получает совсем не те результаты, на которые оно рассчитывало, В данном случае как раз и проявляется активная роль системы международных отношений, которая обеспечивает поддержание своего устойчивого состояния путем равновесия, баланса сил. Поэтому основополагающим фактором, обеспечивающим функционирование и развитие системы международных отношений, является не столько внешнеполитическая сила государства, сколько равнодействующая сил государств, включенных в систему международных отношений и оказывающих воздействие на эту систему на ее различных уровнях.

Динамическое равновесия системы международных отношений основывается на сбалансированности двух противоречивых моментов. С одной стороны, на изменчивости ее отдельных элементов, то есть государств, которые находятся в процессе непрерывного экономического, политического, социального развития, определяющего эволюцию его внешнеполитических интересов, а следовательно, и характер внешнеполитической деятельности. С другой стороны, на относительной устойчивости связей между государствами, структуры системы.

На практике поддержание баланса сил в системе международных отношений реализуется отнюдь не вследствие стремления государств к сохранению динамического равновесия системы. Напротив, большинство стран преследуют прямо противоположные цели, что особенно характерно для наиболее крупных из них. Тяга к гегемонии, к особому положению в системе международных отношений является отличительной чертой их политики. Но здесь уже речь идет не о силе государства, а о политике силы, которая представляет собой совокупность идеологических и организационных мероприятий, направленных на достижение гегемонии в системе международных отношений на различных ее уровнях насильственными методами. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что попытки государства или группы государств нарушить равновесие сил в свою пользу неминуемо встречает противодействие со стороны оппонентов, которые используют любые средства для восстановления утраченного баланса сил.

Заметим, что принцип гомеостазиса системы международных отношений со свойственным ей балансом сил отражает процесс функционирования системы. Однако система отношений между государствами находится и в развитии, которое проходит различные этапы, характеризуемые нарушением равновесия сил и последующим его восстановлением но уже на основе качественно иного принципа дифференциации. При этом мы вправе говорить о развитии только тогда, когда за доминантами этого баланса стоят социальные образования, определяющие основные тенденции мирового развития. Таким образом, рассматривая внешнеполитическую силу государства с позиций развития системы международных отношений, необходимо выделить и ее социальную направленность, определить, насколько действие силы государства соответствует вызовам времени.

В тесной связи с социальной направленностью внешнеполитической силы государства находятся и методы ее действия. В качестве основных обычно выделяют: метод убеждения, метод принуждения, метод подавления. Критерий, позволяющий проводить их дифференциацию — степень, интенсивность и структура задействованных элементов совокупной мощи государства для решения международных проблем.

Метод убеждения — это комплекс мероприятий, проводимых государством в отношении другого государства или группы стран с целью создания благоприятных внешнеполитических условий на основе совпадающих или близких интересов путем их максимального сближения.

Метод принуждения предполагает использование силы с целью реализации внешнеполитических целей в ущерб интересам другого государства или группы стран и характеризуется активным задействованием всех элементов совокупной мощи страны. Наиболее решительным и интенсивным методом действия силы является метод подавления, предполагающий полное лишение противника возможности к сопротивлению либо уничтожение его как субъекта системы международных отношений. В случае использования методов принуждения и подавления сила выступает в качестве насилия, выступающего в одной из форм применения силы, точнее-ее крайней форме.

Для определения характера действия силы государства в системе международных отношений представляется необходимым установить основные структурные элементы, которые, в свою очередь, являются производным совокупной мощи государства.

Совокупная мощь государства состоит из экономической, научной, военной, социальной мощи и морального духа. * Однако нельзя думать, что эти структурные элементы в «чистом» виде найдут свое проявление на международной арене. Взаимопереплетаясь и трансформируясь, они могут получить и нетрадиционное воплощение. Даже оружие может стать товаром, а продовольствие — оружием.

В качестве структурных элементов внешнеполитической силы государства как правило выделяются: экономическая, политическая, научно-техническая, морально-идеологическая и военная силы. Рассмотрим их подробнее.

Экономическая сила государства представляет собой степень и интенсивность воздействия экономической мощи государства на систему межгосударственных отношений или отдельные страны. Основными каналами действия экономической силы являются: вывоз капитала, государственные внешние займы и кредиты, внешняя торговля, включая различного рода таможенные и нетаможенные ограничения и поощрения, эмбарго, помощь и т.д., различные виды управленческой и организационной помощи, привлечение или отказ в участии в работе экономических сообществ, межгосударственных технических системах или программах, допуск или недопуск судов в прибрежные экономические зоны и т.д.

Политическая сила государства как фактор международных отношений представляет собой степень и интенсивность воздействия совокупной мощи государства на систему международных отношений или ее субъекты в основном через дипломатические каналы. Политическая сила является величиной интегрированной, поскольку посредством ее действуют и проявляют себя все элементы совокупной мощи государства.

Политическая сила государства в системе международных отношений действует главным образом двумя путями. Первый -это прямое наращивание собственных политических возможностей, которое возникает в результате умножения собственной мощи, образования каолиций, союзов, как следствие привлечения на свою сторону по тому или иному вопросу значительного числа государств, искусного использования в интересах проводимой политики существующих противоречий либо кризисных ситуаций в системе международных отношений. Второй путь — это ослабление политических возможностей своего соперника, которое достигается созданием невыгодного для него соотношения сил, разъединением и ослаблением его союзов и коалиций, подрывом его престижа в мире, втягиванием его в заведомо проигрышные или невыгодные ситуации и т.д. Как правило, правящая в стране группировка использует оба эти способа в попытках создать на своей стороне ситуацию, политической силы и, как следствие, добиться выгодного соотношения сил в системе международных отношений.

Одним из важнейших инструментов политической силы государства является дипломатия. При этом используются дипломатические каналы, возможности международных организаций, правительственных и общественных, правительственные заявления, официальные доктрины и внешнеполитические концепции. Заметим, что политическая сила государства в системе международных отношений не является простой проекцией его совокупной мощи. Она является производной от социально-политической мощи страны, социальной направленности ее политики, а также умения ими пользоваться во взаимоотношениях между государствами.

Развернувшаяся во второй половине нынешнего столетия научно-техническая революция не могла не оказать серьезного влияния на систему международных отношений. В условиях НТР особенность действий научно-технической силы государства как фактора международных отношений определяется тем, что значительно возросла доля наукоемких производств, увеличчлись затраты на НИОКР. Поэтому в мировой практике широкое распространение получил экспорт технологий, способствующий увеличению зависимости не только экономической, но и политической от государств — экспортеров технологии.

Однажды вступив на путь массированного импортирования технологии, государство должно приложить ччезвычайные усилия для того, чтобы сойти с него, поскольку этот путь исподволь, сначала не очень заметно, ведет к серьезным диспропорциям в отечественной экономической структуре (сначала в системе подготовки кадров, затем в развитии собственной материальной базы, в системе управления научными исследованиями и разработками и т.д.), даже если речь идет о развитой стране, не говоря уже о развивающейся. Ослабление перекоса в соотношении внутренних и внешних факторов научно-техниччского прогресса требует больших усилий, форсированных затрат. В силу этих обстоятельств научно-техническая ориентация на страну, занимающую лидирующие позиции, обладает большой и труднопреодолимой инерцией, чем и пользуютсяяразвитые страны для оказания давления на политику государств-импортеров.

Механизм действия морально-идеологической силы достаточно широко освещен в отечественной литературе. Однако подходы в духе психологической войны вряд ли могут удовлетворить. Бесспорно, что каждое государство через СМИ и другие источники пропаганды пытается навязать свою идеологию, систему ценностных ориентиров, мораль. Причем национальные СМИ нередко им в этом подыгрывают, пропагандируя нетипичную для своей страны идеологию. Но при этом следует иметь в виду, что эффективность этой пропаганды основывается не только на объеме эфирного времени и размерах тиражей печатных изданий, но и на реальных достижениях в обеспечении достойного образа жизни, выдержанных в традиционном стиле ценностных ориентирах, общечеловеческой морали. Иначе говоря, морально-идеологическая сила государства представляет собой обобщенную характеристику, раскрывающую степень и характер влияния доминирующей в нем идеологии, морали, образа жизни в целом на другие страны. И хотя эффективность ее действия невозможно замерить количественно, качественные показатели явно просматриваются в стремлении других стран, отдельных людей следовать привнесенным извне идеалам.

Военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи на другое государство, группу стран или систему международных отношений в целом. При этом степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются, в первую очередь, характером и направленностью внешнеполитических целей, то есть военная сила — это средство политики, точнее, исторически специализировавшейся ее части — военной политики государства.

Политика страны, наряду с военной силой, располагает и другими средствами, о которых речь шла ранее; для военной же политики военная сила представляет собой основное средство реализации поставленных целей. При этом во всех формах своего проявления военная сила оказывает воздействие на другие страны в форме вооруженного насилия.

Основная форма действия военной силы — война, агрессия, демонстрация силы и т.п. В данном случае военная сила выступает в своем явном виде. Однако существует целый ряд каналов, посредством которых военная сила способна оказать воздействие на другие государства или систему международных отношений в закамуфлированном виде. К ним можно отнести продажу оружия, оказание помощи в подготовке личного состава армии и помощь специалистами, развитие инфраструктуры и строительство предприятий военного назначения, формирование коллективных систем иди организаций обороны и др. Но при всем многообразии форм действия военной силы их отличительной особенностью является насильственный характер.

В заключении отметим, что, врываясь в систему международных отношений и оказывая самое активное влияние на процесс ее функционирования и развития, сила всегда выступает в единстве своих компонентов и способна привести к таким результатам, о которых даже не могли предлагать ее субъекты.

Добавить комментарий

Закрыть меню