Европа в 17 веке

Новое время 17-18 века

В 17-18 вв. генеральным направлением развития являлось разложение феодальных и становление буржуазных отношений. Наибольшего прогресса их развитие достигло в Голландии и Англии. На другом полюсе находится регион Восточной и Центральной Европы, где имеет место «второе издание крепостничества».

Основной формой государственного устройства является абсолютизм69.

Главе государства, а не сословно-представительским учреждениям, принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Монарх опирается на мощный бюрократический аппарат, постоянную армию, развитую фискальную систему, подчиняет своей политике церковь.

В 17-18 вв. продолжается процесс формирования наций. В Западной Европе создаются в основном национально-однородные государства (Англия, Франция), в Восточной — наоборот, многонациональные (Австрийская империя, Речь Посполитая). Политическая раздробленность характерна для Германии и Италии.

С конца 17 в. в Европе развернулось широкое культурное движение — Просвещение. Это сложный комплекс идей, теорий, явлений, объединенных своей антифеодальной, антиклерикальной направленностью, рационализмом: на смену мрачному Средневековью пришла пора разума, все должно предстать перед его судом. Просве-

69 Из крупных стран он не сложился только в Польше, где существовала, по сути, дворянская республика.

тители развивали теорию «естественного права» (прав, вытекающих из самой природы человека, — на жизнь, свободу и равенство) и «общественного договора» (государство — результат договора между людьми, и должно служить их благу). Особую роль в развитии человеческого общества они отводили воспитанию, распространению знаний, были сторонниками идеи общественного прогресса, этики индивидуализма.

Наступает эпоха мануфактурного капитализма, время его наибольшего расцвета. В этот период совершаются первые буржуазные революции: в Англии и в ее североамериканских колониях. В конце 18 в. Французская буржуазная революция знаменует собой начало нового периода — утверждения зрелого капитализма. «Образцовой капиталистической страной 17 столетия» (К. Маркс) являлась Голландия, не имевшая себе равных по уровню развития мануфактур, транспорта, обладавшая наибольшим в Европе торговым флотом, эффективнейшим судостроением. По экономическому развитию она далеко обогнала другие европейские страны, владела обширной колониальной империей, занимала господствующее положение в мировой торговле. До середины 17 в. Голландия была не только первым, но и единственным буржуазным государством.

В Англии в первой половине 17 в. различные социальные силы объединились в борьбе с абсолютизмом. В революционном движении важную роль играл религиозный фактор — пуританизм, ставший знаменем политической оппозиции. Революция началась в 1640 г. неповиновением приказу короля о роспуске парламента. Карл I бежал на север страны и объявил парламенту войну. В начавшейся гражданской войне сформировалась революционная армия нового образца; королевские войска «кавалеров» были разгромлены «круглоголовыми» Оливера Кромвеля. После казни короля в 1649 г. наступил новый этап — провозглашена индепендентская республика, позднее устанавлен протекторат О. Кромвеля (с 1653 по 1659 г.). После его смерти монархия была реставрирована, и Карл II Стюарт стремится вернуть власть католической церкви. В парламенте начинается борьба двух антикатолических сил: «вигов» — партии страны и «тори» — партии короля. Абсолютизм теряет свою социальную базу и в 1688-89 гг. происходит «Славная революция» — государственный бескровный переворот, утвердивший основы конституционной монархии70, в результате которого вся законодательная и частично исполнительная власть была передана парламенту. Пер-

70 После смерти королевы Анны Стюарт (1714) к власти приходит Ганноверская династия, правившая затем в Англии в течение двух столетий.

вая половина 18 в. — время расцвета английского Просвещения, для которого характерна практическая, научная направленность, умеренность и оптимизм. Крупнейший мыслитель того времени, выдающийся материалист — Джон Локк. Развитие научного знания, наряду с другими предпосылками, позволяет начать систематическое внедрение машин в мануфактурное производство. В 60-х годах 18 в. в Англии раньше, чем в других странах, начинается промышленный переворот. Ручной труд на мануфактурах заменяется машинным, окончательно формируется рабочий класс.

В первой половине 17 в. во Франции фактическим правителем страны при слабовольном Людовике XIII стал кардинал Ришелье. Кардинал Мазарини, управляя страной при малолетнем короле Людовике XIV (1638-1715), продолжил курс своего предшественника на упрочение центральной власти. Тем самым он вызвал широкое оппозиционное движение — Фронду. С 1661 г. Людовик XIV правил единолично, обладая «божественным правом» неограниченной власти. Он полностью подчинил себе парламент, в экономике проводилась политика вмешательства в хозяйственную сферу — так называемый «кольбертизм»71. Однако блестящий век Людовика XIV был отмечен целым рядом народных восстаний, а многочисленные войны истощили страну. После правления «короля-солнца» последовали годы кризиса и упадка. Его наследники в 18 в. не проявляли особого интереса к государственным делам, игнорируя рост общественного недовольства.

Мощный взлет французского Просвещения пришелся на середину 18 в. Совершившаяся благодаря ему «революция в умах» подготовила почву для буржуазной революции. Французских просветителей отличала четко выраженная антифеодальная направленность, резкое обличение феодальных порядков. Просвещение прошло ряд этапов: первый связан с именами Вольтера и Монтескье; второй — с «энциклопедистами»72 Дидро, Гельвецием, Гольбахом и др.; лидером третьего этапа был Руссо.

В начале 17 в. ведущие европейские страны оказались втянуты в Тридцатилетнюю войну (1618-48). Основой конфликта стало проти-

71 Названа по имени своего инициатора Ж.-Б. Кольбера, руководившего государственной политикой. Состояла в поощрении создания крупных мануфактур и расширении торговли.

72 Центральным событием второго этапа стало издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (35 томов), являвшейся величайшим литературным и научным достижением выдающихся умов своего времени.

востояние испанских и австрийских Габсбургов и Франции, стремившейся не допустить усиления Германии. Война распространилась на территорию Центральной Европы и втянула в свою орбиту множество государств, став, таким образом, первой войной общеевропейского масштаба. Она принесла Германии и Габсбургской империи невиданное разорение, затормозившее их развитие. В Европе происходит важная перегруппировка сил: Франция, Швеция, Испания переходят в разряд второстепенных держав, набирают мощь Англия и Россия. «Старые» колониальные державы, Испания и Португалия, уступают свое первенство новым — Англии и Голландии. Беспощадная эксплуатация колоний способствует накоплению огромных денежных богатств в странах-метрополиях.

В конце 18 в. во Франции резко обострился кризис феодально-абсолютистской системы: фактически все классы и социальные группы объединились против существующего режима. Народные массы взяли 14 июля 1789 г. Бастилию — символ самодержавия. Итогом восстания стало свержение абсолютизма и переход власти к буржуазии73. Развитие революции углубляет преобразования, Национальный конвент провозгласил Францию республикой (1792). (Он приговорил короля к смертной казни.) После нового восстания к власти приходят якобинцы, которые проводят жесткую политику террора -революционную диктатуру. Правительство якобинцев, приверженное идеям Робеспьера, в свою очередь было свергнуто в ходе термидорианского переворота 1794 г. Режим власти крупной буржуазии (Директория), колеблющейся между демократией и роялизмом, также не был способен установить порядок. На смену ему в результате государственного переворота 18 брюмера 1799 г. пришла военная диктатура Наполеона Бонапарта, прикрывавшаяся республиканскими лозунгами (Консульство).

19 век

В 19 в. в большинстве стран Европы утверждаются развитые буржуазные отношения, формируется индустриальная цивилизация Запада. Преобладающий тип государства в Европе — конституционная монархия. 19 век — эпоха буржуазно-демократических революций. Фор-

73 Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую свободу, равенство, неприкосновенность частной собственности. Принятая конституция установила буржуазно-конституционную монархию.

мируются государственные, политические буржуазные институты, идейные течения — либерализм и консерватизм. На историческую арену выходит рабочий класс, создаются профсоюзы.

Франция от Консульства переходит к имперскому режиму личной власти Наполеона Бонапарта (1804-14), постоянной, неотъемлемой составляющей которого стали беспрерывные войны. Высокопрофессиональная армия нового типа, жесткая централизация административного аппарата обеспечили успех экспансии, определив недолгую гегемонию Бонапарта в Европе. Потерпев поражение сначала в России, а затем в борьбе с европейской коалицией, Наполеон был низложен. Попытка взять реванш, поддержанная армией («100 дней» Наполеона) закончилась поражением при Ватерлоо (1815). Разгром Франции позволил странам-победительницам заняться дележом обширной наполеоновской империи и созданием новой системы международных отношений, оформленных на Венском конгрессе. Был заключен Священный союз, ставший оплотом политической реакции. Однако это не смогло предотвратить ряд революций 30-х годов (во Франции, Бельгии, Италии, Испании). А в 1848-49 гг. почти вся Европа оказалась охваченной революционным пожаром.

Во Франции революция завершилась падением буржуазной республики. После государственного переворота в 1851 г. Луи Наполеон был провозглашен императором. Политика, проводившаяся во Второй, так называемой «либеральной империи» (1852-70), способствовала обогащению буржуазии в целом. В 1870 г. там установилась Третья республика буржуазного характера.

Англия являлась классической капиталистической страной того времени. Она лидировала в финансах и торговле, обладала обширной колониальной империей. Раньше всех завершив промышленную революцию, совпавшую с индустриализацией, в середине века она превращается в «мастерскую мира». В обществе господствует либерализм. «Ошеломляющее увеличение богатства и мощи»74 Британии, ее процветание имело своей оборотной стороной эксплуатацию женского и детского труда, плохие условия жизни, безработицу.

Последняя треть 19 в. — время относительно мирного развития. К началу 70-х гг. в Западной Европе заканчивается формирование буржуазных национальных государств. Объединяется Италия, избавившись от австрийского господства: с освобождением Рима (1870) завершилось итальянское Рисорджименто, длившееся почти 80 лет. Огромную роль в нем сыграли гарибальдийцы. Государство стало конституционной монархией, возникшей на основе компромисса между крупной буржуазией и обуржуазившимся дворянством. В 1871 г. прусский король Вильгельм I провозглашен императором Германской империи, это положило конец раздробленности страны.

Искусство 17—18 веков. Западная Европа в 17—18 веках.

17—18 века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.
Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя . К середине 17 века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в 16 веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (Маркс). Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба» (Маркс). Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран.

Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.
К середине 18 века завершается в основном процесс так называемого первоначального накопления капитала. Разорение крестьянства, невиданный по масштабам и жестокости грабеж колоний содействовали накоплению крупных капиталов, обеспечивали капиталистические мануфактуры необходимой рабочей силой и сырьем. В 17—18 веках мануфактурная стадия развития капитализма в ряде европейских стран достигла полной зрелости. В Англии в середине 18 века начался промышленный переворот. Однако в большинстве европейских стран все еще господствовали феодальные отношения. Даже в Голландии и Англии буржуазия была вынуждена делить власть с земельной аристократией. Повсеместно сохранялась поземельная зависимость крестьян. Крупные землевладельцы приспосабливались к требованиям капиталистического рынка.
Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В 17 веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция 16 века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе — центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.
Однако могущество Голландии, основанное на колониальном грабеже и транзитной торговле, оказалось непрочным. В конце 17 века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.
Абсолютистская Испания — в 16 веке одно из могущественных государств Европы — в 17 веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной.
Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины 16 века частично утратившая свою национальную независимость.
Общей тенденцией эпохи было нарастание противоречий между новым, капиталистическим строем и разлагающимся феодализмом. Крестьянские восстания расшатывали феодально-крепостническую систему, но уничтожить ее могли только буржуазные революции. «…Движение буржуазии против феодально-абсолютистских сил» , — писал В. И. Ленин, — было «главной пружиной» исторического процесса. Это было время, когда буржуазия — носительница нового, прогрессивного способа производства — переживала самую героическую пору своей истории. Главной движущей силой буржуазных революций был трудовой народ, но идеологом и руководителем выступала буржуазия, решившаяся, наконец, по выражению Маркса, «действовать заодно с крестьянами» .
Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.
В. И. Ленин писал о французской буржуазной революции: «Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век… прошел под знаком французской революции» .
Но и эта революция, освободив народ от цепей феодализма и абсолютизма, наложила на него новые цепи — «цепи капитализма».
В конце 18 века в передовых странах Европы назревает рабочее движение. В основном это движение мануфактурных рабочих, но в Англии уже начинает борьбу рождающийся промышленный пролетариат.
Развитие буржуазных отношений в передовых странах Европы нашло свое отражение в идеологической и культурной жизни. С середины 17 века в Европе начинается широкое культурное движение, получившее название движения Просвещения. С одной стороны, оно было обусловлено успехами естественнонаучных и технических знаний, сопутствовавшими быстрому развитию производительных сил, с другой стороны, многообразной оппозицией феодально-абсолютистскому строю. Массовые народные движения будили передовую общественную мысль. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике… Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» .
Просветители выступали как идеологи буржуазии, но они не были однородны. Одни стояли близко к народу, составляли демократическое и революционное крыло движения, развивали идеи, выражавшие чаяния самых угнетенных слоев общества (Радищев, Мелье, Мабле, Морелли), другие же придерживались более умеренных, ограниченных взглядов (Вольтер, Монтескье). Родиной Просвещения стала Англия, где революция середины 17 века создала благоприятные условия для развития буржуазной идеологии.
Но английская буржуазная революция была последним крупным общественным движением, которое, подобно многим социальным движениям средневековья, проходило еще в религиозной оболочке. Английская буржуазия, одержавшая победу под знаменем пуританизма, использовала это знамя и в дальнейшем, открыв в религии средство для того, чтобы держать в узде своих «естественных подданных» (Маркс), оправдывая капиталистическую эксплуатацию «неисповедимым промыслом божьим». Ограниченность религиозного мировоззрения сковывала передовую общественную мысль. Атеизм и материализм иногда становились идейным оружием аристократии. В результате материалистическая философия (Гоббс, Джон Локк) часто сочеталась с робкими, а иногда и просто реакционными политическими теориями. И, несмотря на это, именно в Англии зародились многие идеи, получившие затем развитие в философии и политической мысли эпохи Просвещения. Одной из таких идей была идея «естественного человека», выдвинутая Гоббсом и затем развитая Локком. В ней нашел выражение растущий интерес к человеку, его внутреннему миру, его месту в обществе. Английская литература подняла на щит нового героя, простого «естественного человека», сбросившего оковы феодального мира (Робинзон Крузо Даниеля Дефо), и тут же развенчала этого героя и современную ему буржуазную цивилизацию в едкой сатире Джонатана Свифта. В середине 18 века ведущим жанром английской литературы становится реалистический роман. Летописцы буржуазной Англии (Филдинг, Смоллетт) в своей реалистической честности запечатлели не только прогрессивные, но и отрицательные черты нового строя. Обострение общественных противоречий в результате начавшейся промышленной революции породило, с одной стороны, остросатирическую драматургию Шеридана, а с другой — новое течение просветительской литературы — сентиментализм, в котором смутный протест против уродливых черт побеждающего капитализма выражался в сентиментальной грусти о «доброй, старой Англии», в обращении к природе, к чувству, но не к разуму (Лоуренс Стерн, Оливер Голдсмит). Передовые деятели английской культуры положили начало движению Просвещения, но высшего своего расцвета это движение достигло во Франции в период назревания буржуазно-демократической революции 18 века. Именно французские просветители Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, энциклопедисты стали «властителями дум XVIII века». Они обрушили на феодальный мир и его христианскую идеологию лавину научных фактов, едких сарказмов, разоблачений и философских опровержений. Созданная ими атеистическая литература до сих пор остается классическим образцом антирелигиозной пропаганды. А их политические теории и материалистическая философия, несмотря на всю историческую и классовую ограниченность, сыграли решающую роль в идеологической подготовке революции.
Старый мир боролся с наступлением нового разными средствами. Абсолютизм стремился подчинить своему влиянию и контролю самые яркие таланты, рожденные народом. Создавались специальные учреждения, руководившие научной деятельностью, литературой и искусством. Таланты покупались, контролировались. Двор абсолютного монарха пытался выступать в роли законодателя вкуса и идей для всего образованного общества. В этом ему помогала церковь — все еще грозная идеологическая сила. В середине 18 века популярной становится идея «союза государей и философов», идея «просвещенного абсолютизма», идея «католического возрождения». Особенно глубокий отпечаток в 17 и. 18 веках наложила католическая реакция на культурную жизнь Италии и Испании. На кострах и в застенках инквизиции погибли лучшие люди Италии — гордость ее науки, литературы и искусства. После того как церковь расправилась с Джордано Бруно, Кампанеллой, Антонио Палеарио, заставила Галилео Галилея публично отречься от своих взглядов, Италия потеряла ведущее положение в европейской науке и развитие прогрессивной мысли было приостановлено в ней больше чем на столетие. Победа невежества и мракобесия привела к тому, что в науке пытливую творческую мысль заменили педантизм и бесплодное умствование, в литературе распространились увлечение внешней формой, подражание старым образцам («петраркизм») и жеманный, вычурный стиль — так называемый «маринизм», по имени поэта Марине, использовавшего мифологические и пасторальные мотивы для прославления чувственной любви и легких радостей жизни. Только во второй половине 18 века Италия начинает выходить из состояния оцепенения, в которое ее погрузили иностранный гнет и церковное иго. Оживление экономики, подъем капиталистической промышленности в Ломбардии и Тоскане, проникновение капиталистических отношений в итальянскую деревню создают условия для начавшегося и в Италии движения Просвещения. В Милане образовался кружок философов, экономистов, литераторов, юристов, в который входили такие прогрессивные ученые, как братья Верри, известный юрист Беккария и другие. Итальянские просветители не только критиковали феодализм, но и ратовали за национальное объединение страны. Однако большинство из них возлагало все надежды на «просвещенный абсолютизм». Новые голоса зазвучали в литературе, обратившейся к злободневным проблемам повседневной жизни. До сих пор не сходят со сцен мирового театра комедии Карло Гольдони и Карло Гоцци. Большое влияние на современников оказали тираноборческие и патриотические трагедии Альфиери.
Мертвому не удалось задушить живое. В борьбе с религией и идеализмом набирала сил материалистическая философия, прошедшая сложный путь от Гоббса и Локка до французских материалистов-энциклопедистов. Выдающихся успехов достигла наука в творчестве Ньютона, Лейбница, Ломоносова, Лапласа, Линнея и других. Период блестящего и многообразного расцвета переживает в это время художественная культура многих европейских стран.

Добавить комментарий

Закрыть меню