Этика и эстетика

Сравнение

Если соотнести каждое из понятий с определенной сферой духовного мира человека, то этике будет соответствовать воля, а эстетике – чувства. Чтобы лучше разобраться, в чем состоит отличие этики от эстетики, обратимся к ключевым моментам, характеризующим эти области знания.

Так, для этики основополагающими терминами являются: мораль, нравственность, нормы поведения, добро и зло. Данное учение выдвигает принципы, руководствуясь которыми люди имеют возможность не только мирно сосуществовать, но и делать общение приятным и результативным. Этика гласит: «К другим следует относиться так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

Этические нормы призывают придерживаться во всем чувства меры, проявлять благоразумие, не нарушать заведенный порядок. Задача этики – заложить в человеке важные нравственные ценности и научить его самостоятельно находить правильные решения в следующих одна за другой жизненных ситуациях.

Слова, относящиеся к эстетике: красота, гармония, чувственность, искусство. Учение представляет человека как существо, способное через чувства постичь прекрасное и мир целиком. Мудрость хранится даже в предметах и явлениях, не приносящих практическую пользу.

Многое можно открыть для себя, к примеру, просто созерцая красивый цветок или закат на исходе дня.

Фундаментальным компонентом эстетики считается искусство. Человек – это еще и носитель творческого потенциала. Познавая явления действительности, он способен отражать их с помощью разных художественных средств. Произведения искусства помогают людям понять истины бытия.

В чем разница между этикой и эстетикой? Этика раскрывает принципы комфортного проживания людей в обществе друг друга, помогает разглядеть и развить в себе лучшие качества. Эстетика формирует художественный вкус, учит видеть и творить красоту. В совокупности две науки существуют для того, чтобы способствовать достижению гармонии как во внутреннем мире каждого человека, так и в обществе в целом.

1. Происхождение и содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность»

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них возникают свои определения. В русском с 18 в. таковым является термин «нравственность», этимология которого в принципе аналогична своим старшим прототипам. В современной общекультурной лексике все три слова обычно употребляются как синонимы. Например, можно сказать, что поступок этичный, а можно — что поступок нравственный. Однако в рамках научного знания эти слова имеют разный смысл. Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание (наука). Под понятиями «мораль» и «нравственность» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

«Этика». происходит он от древнегреческого слова «этос», понимаемого вначале как «место проживания», затем как «порядок», «обычай», еще позже как «нрав».

Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «мое» (mos) — смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе «мое» звучит как «морэ» (mores). В таком виде оно и было использовано римским оратором Цицероном (1 в. до н.э.) при переводе аристотелевских текстов.

2 Предмет этики

Предмет изучения этики — нравственность.

Нравственность можно определить как особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленную мировоззрением. Ведь именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений определяет поведение личности, делая его в высшей степени осмысленным.

Мировоззрение человека формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми.

Человек — существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения, что явилось причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.).

Будучи историческим явлением, нравственный регулятив продолжает развиваться, отражая прогрессивную динамику общественной жизни. К очевидным тенденциям в развитии морали можно отнести следующие.

Во-первых, усиление роли нравственности в системе общественных отношений, а следовательно, и в жизни отдельного человека. В этом можно убедиться, сравнивая современную эпоху с предыдущими, когда нравственность, как правило, являлась составной частью доминирующего в обществе политического, экономического, религиозного или иного регулятива. В настоящее время она выделяется в «чистом» виде как особая форма общественного сознания. Более того, рост ее влияния на другие сферы культуры (религию, политику, право и т.д.) неоспорим.

Во-вторых, изменение самого содержания нравственности. Оно гуманизируется. Если раньше ее законодателями являлись государство или

Бог и соответственно они же являлись целью нравственного требования, то теперь на их место приходит человек. Человек становится не средством, но целью нравственного процесса. В этом смысле прогрессивная эволюция нравственности очевидна, что прослеживается и в истории этики.

В-третьих, рост эффективности нравственных форм регулирования в обществе. Более того, эти формы представляются и наиболее перспективными. В отличие от правовых норм или религиозных догм, нивелирующих, ограничивающих поведение человека жесткими санкциями в этой или следующей жизни, нормы нравственности действуют на других основаниях. Исходя из аксиомы, что человек является не средством, но целью, нравственное сознание не может быть репрессивным. Оно апеллирует к достоинству личности, к сознательному выбору, сделанному уважающим себя человеком.

3 Структура этического знания

Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего рабовладения.

Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики.

Второй раздел этики сформировался вместе с возникновением самой науки. Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. Сюда входит:

. Осмысление профессиональной этики;

. Этика замкнутых идеологизированных систем;

. Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д.

Третий раздел этики – осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических учений.

Четвертая часть – раздел моральной прогностики. Почти с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться.

Однако сначала этот раздел не занимал существенного места в науке. Особую роль он начал играть уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с усилением социального бремени и с изменением динамики социальных процессов. Оказалось, что в этих условиях человек может не успевать за цивилизационными изменениями. Как следствие – значительно расширяются механизмы воздействия на нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире.

4.Взаимосвязь этики с другими науками, которые изучают мораль

Этика занимает важное место среди других наук и непосредственно связана с философией и с такими ее отраслями как: онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Этика занимается изучением многих проблем: определения сенса жизни, понимания природы существования человека как личности, сущности, структуры и функций морали, сущности безусловных ценностей, к которым принадлежит добро.

Также этика рассматривает и создает практические модели человеческих отношений и средства их реализации и предлагает определенные рекомендации.

Итак, по своей сути этика является практической частью философии, пребывает в органической связи с праксиологией, которая в свою очередь исследует активное, действующее, практическое отношение человека к миру, возможности, способы и границы его деятельности, в том числе, проблему свободы и необходимости, и различные способы ее развязки — фатализм (преобладание над человеком неотворотных сил); волютаризм (провозглашение воли как первоосновы и творца действительности), концепции, в которых перебарываются крайности фатализма и волюнтаризма.

Кроме всего прочего она непосредственно связана с эстетикой и другими науками, которые занимаются исследованием бытия человека, но координировать исследования морали может только этика.

5.Этические идеи Древнего мира

Этика Древнего Китая

Одним из определяющих специфику китайской философии качеств является ее универсальная этизированность, т.е. не просто превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение всех основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостного антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной «моральной метафизики».

В китайской философии этика имела не только социальный и антропологический, но также гносеологический и онтологический смысл. Основные виды знания различались по их моральной значимости, а фундаментальные параметры бытия трактовались в этических категориях, таких, как «добро» (шань), «благодать-добродетель» (дэ), «подлинность-искренность» (чэн), «гуманность» (жэнь) и пр. Поэтому некоторые современные исследователи и интерпретаторы конфуцианства видят его специфическую заслугу в выработке уникальной теории — «моральной метафизики».

Даосизм

Теоретическая аксиома первородного даосизма — равноценность жизни и смерти при онтологическом первенстве меонического небытия перед наличным бытием — на этом этапе его развития сменилась сотериологическим признанием высшей ценности жизни и ориентацией на различные виды соответствующей практики от диетики и гимнастики, фармацевтики и эротологии до психотехники и алхимии. В этой философско-религиозной форме проходила вся дальнейшая эволюция даосизма как особого, парадоксально-прагматического стиля жизни и мышления, оплодотворявшего своим влиянием науку и искусство в средневековом Китае и сопредельных странах.

Конфуцианство

Имя его создателя конфуцианства — Конфуций

Древнейшая философская система и одно из трех, наряду с даосизмом и буддизмом, Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, его положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно-натуралистичное, «судьбоносное» Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии.

Моизм

Моизм явился одной из первых теоретических реакций на конфуцианство в древнекитайской философии. Создатель и единственный крупный представитель школы, названной его именем, — Мо Ди. От других философских течений древнего Китая моизм отличают две специфические особенности: теологизированность и организационная оформленность, что вместе с повышенным интересом к логико-методологической проблематике окрашивало его в схоластические тона.

Главный пафос социально-этического ядра моистской философии — аскетическое народолюбие, предполагающее безусловный примат коллективного над индивидуальным и борьбу с частным эгоизмом во имя общественного альтруизма. Интересы народа в основном сводятся к удовлетворению элементарных материальных потребностей, определяющих его поведение

Логика, этика, эстетика речи

Правила построения ораторской речи

Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

• Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

• Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

• Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

• Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.

• Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т. п.

• В конце выступления обобщите сказанное и сделайте выводы.

Логические законы

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.

1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.

3. Закон исключенного третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.

4. Закон достаточного о с н о в а н и я. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности. Так, на основе закона непротиворечия может быть сфор­мулировано правило: не использовать противоречивые высказыва­ния. Поэтому говорят не просто о законах логики, а о законах и правилах логики (см. об этом: Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 1998).

Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь со­ставной частью более общей системы приемов, называемой систе­мой аргументации, которая используется в воздействующей, убеж­дающей речи. Система аргументации включает в себя «способы обо­снования и опровержения убеждений, зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в раз­ных областях мышления и деятельности, начиная с естественных и гуманитарных наук и кончая идеологией, пропагандой и искусством и др.»*. Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отноше­нии являются верными. Укажем на наиболее часто встречающиеся ошибки:

* Ивин А.А.Основы теории аргументации. М., 1992. С. 3.

а) Неполная аналогия. Приводя умозаключение по аналогии, по­мните, что аналогия не всегда бывает полной. Утверждение «про­цесс работы над текстом устного выступления аналогичен процессу написания статьи» верно лишь отчасти: есть много общего между написанием статьи и созданием текста устного выступления, но есть и существенные различия. Полной аналогии здесь нет.

б) Отождествление временной последовательности событий с их причинной связью: временная последовательность событийне всег­да подразумевает наличие между ними причинно-следственных от­ношений. Если предприятие оказалось банкротом после внесения изменений в налоговое законодательство, это не означает, что они оказались причиной банкротства: такая зависимость может быть, но может и отсутствовать.

• Квазилогические рассуждения: «Я не против, когда кто-то реша­ет служебные дела поличному телефону, значит, они тоже не должны быть против, когда я звоню им домой по служебному делу.

• Ошибки объединения: «Эта газета для бездомных, следователь­но, ее выпускают лица без определенного места жительства».

• Ошибки разъединения: «Совет директоров компании исчер­пал свои возможности, следовательно, люди, в него входящие, тоже исчерпали свои возможности.

Подробнее о логических ошибках см. в гл. 4

Взаимосвязь этического и эстетического

Стр 1 из 2Следующая ⇒

2Слово «эстетика» — одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.
ЭСТЕТИКА(от греч. aisthesis – чувство) – область философского знания, исследующая чувственные проявления бытия человека, прежде всего в контексте категорий «красота» и «прекрасное», которые наиболее полно выражаются вискусстве.

Поэтому эстетику часто называют наукой о сущности и формах творчества по законам красоты и гармонии.

Творчество по законам красоты порождает чувственную культуру; эстетику можно еще назвать наукой о чувственной культуре личности и общества. В обыденном мировоззрении эстетику часто путают с дизайном; но если дизайн – это гармонизация повседневного бытия человека, утилитарных предметов и интерьеров, то эстетика – это способ гармонизации не только внешнего, но и внутреннего мира; в этом смысле можно говорить не только об эстетике чувств, но и об эстетике жизни, эстетике мировоззрения и даже об эстетике судьбы

Термин «эстетика» был введен в 1735 г. А. Г. Баумгартеном в работе «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», где под эстетикой понималась наука о чувственном познании в противовес логике – науке о познании рассудочном. Однако эстетика как область знания зародилась намного раньше – не менее 2,5 тыс. лет назад она существовала в достаточно развитых формах в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

3 ЭТИКА–философскаянаука о добре и зле в человеческом бытии и всех связанных с ними категориях. Этика не просто отстраненно анализирует проявления добра и зла, а оценивает их как достойное (должное) и недостойное (недолжное). Поэтому этика – это наука о достойном и недостойном в человеческом отношении к себе, другому и миру. Регламентация взаимоотношений по поводу добра и зла, достойного и недостойного составляет мораль общества, а их практическая реализация – нравственность. Поэтому этику можно считать наукой о морали и нравственности.

Понятие «этика» ввел Аристотель, считающий ее учением о добродетелях, свободе воли, высшем благе и справедливости. Стоики понимают этику важнейшей составляющей философского знания – наряду с физикой и логикой. Эта точка зрения в европейской философии сохраняется до эпохи немецкой классической философии. И. Кант называет разделение философии на логику, физику и этику разделением на учение о методе, природе и свободе.

12Следующая ⇒

Date: 2016-05-14; view: 1271; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Закрыть меню