Этапы процесса социализации

Понятие социализации.

12Следующая ⇒

Структура процесса социализации и его возрастные стадии.

1. Понятие социализации в социальной психологии. Две стороны процесса социализации: формирование личности в процессе усвоения социального опыта и воспроизводство социальной системы.

2. Содержание процесса социализации и механизмы социализации.

3. Этапы (стадии) социализации личности. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Концепция Э. Эриксона.

4. Факторы и агенты (институты) социализации.

5. Ресоциализация.

Понятие социализации.

Социализация— процесс и результат социального развития человека. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева). Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976). Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Целенаправленные, социально-контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др.

Термин «социализация не имеет однозначной дефиниции среди различных представителей психологической науки. В отечественной психологии употребляются еще два термина, синонимы слова «социализация»: это «развитие личности» и «воспитание».

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

Содержание процесса социализации и механизмы социализации.

Социализация, это процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Др Орвиль Г. Бриммладший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия меж­ду социализацией детей и взрослых.

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. На основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

Социализацияпредполагаетрасширение и умножение социальных связей личностью с миром в трех основных сферах– деятельность, общение и самосознание. Общей характеристикой этих трех сфер является то, что они способствуют расширить и умножить социальные связи индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности.

При этом происходят три важных процесса:

1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е.

означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение.

2. Центрирование на определенном виде деятельности, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3. Это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Общение —Умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Расширение круга общения можно понимать как: постепенный выход ребенка за рамки семьи в широкий социум, начало общения с друзьями, приятелями, и способность к интимному общению (глубина общения), установлению психологической связи с партнером. + умение уединяться, быть наедине с собой.

Самосознание – развитие самосознания личности означает становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который. не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Важно определиться, что входит в «Я образ», какова его структура. Существует несколько разл. подходов. Один из них принадлежит Мерлину. Он выделяет в структуре самосознания 4 компонента:

Осознание собственной тождественности (отличие себя от остального мира);

осознание себя как активного начала, субъекта деятельности;

Осознание собственных психических свойств, психологических особенностей;

социально- нравственная самооценка, которая. формир. на основе накопления опыта общения и деятельности.

Самосознание относится к самым глубоким, интимным хар-кам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Механизмы социализации:

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации— способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизмы:

Идентификации — отождествление индивида с отдельными людьми или группой, позволяющая усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения, формы поведения.

Подражания- это сознательное или бессознательное восприятие индивидом модели поведения и опыта других людей. Человек часто, при этом неосознавая, усваивает большую часть социального опыта и модели поведения подражая окружающим.

Внушения- процесс неосознанного восприятия индивида внутреннего опыта, мыслей, чувств и психологических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

Полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С.Парсонс). Он работает на основе изученного 3. Фрейдом принципа удовольствия-страдания — чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других.

Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетам и идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.

Негативизм — это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.

Механизм проекция – приписывание собственных черт другим людям,

Механизм Инициация – Эта проблема исследована социальной антропологией и обозначает общественное признание чегото того, что уже отмирает или остоется в прошлом и на его место приходит новий статус индивида, как шаг вхождения в общество. (Напр.Выпускной бал, проводы в армию, свадьба).

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников — все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.Наиболее влиятельные институты социализации — семья, школа, производственная группа.

Этапы (стадии) социализации личности. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Концепция Э. Эриксона.

По вопросу о стадиях социализации существуют два подхода:

  1. Психологический (связан с признаком „возраст”). Стадии этого подхода:
  • Социализация в детском возрасте; первичная (стадия адаптации)-от рождения до 10-11лет. На этой стадии ребенок не критически усваивает соц. опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым.
  • Социализация в подростковом возрасте; 12-16/17лет

· Социализация в юношестве -Индивидуализация — от 17 до 22 лет. В этом возрасте доминирует желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения.

  • Социализация в молодости (до 35); интеграция- характерно желание найти своё место в обществе.
  • Социализация в среднем возрасте (35-55);
  • Социализация в зрелом возрасте (старше 55).

Цель такого разграничения – показать, что на каждом возрастном этапе, человек усваивает определенные, специфические нормы поведения, роли и ценности. Каждый период имеет свою относительную автономность.

2. Социологический подход. Этот подход широко разработан и в отечественной социальной психологии. Он расматривает понятие „социализация” как усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации служит отношение к трудовой деятельности. Можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу – период раннего детства (0-7 лет);

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (7-17 лет). К этому этапу относится все время обучения в школе. Обучение в ВУЗе/техникуме наход. на грани между дотрудовой и трудовой стадии.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия — пожилой возраст

12Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Стадии процесса социализации

1. Дотрудовая.

Охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Она разделяется на периоды:

а) Стадия адаптации, или первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

б) Стадия индивидуализации. б.1.) Промежуточная социализация. Появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. Характерна подростковому возрасту. б.2.) Устойчиво концептуальная социализация. Характеризуется вырабатыванием устойчивых свойств личности. Юношеский возраст (18-25 лет).

в) Стадия интеграции. Появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

2. Трудовая стадия.

Охватывает весь период зрелости человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

3. Послетрудовая стадия.

Рассматривает пожилой возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему – это нормы, ценности и знаки.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, называютсяинститутами социализации.

К механизмам социализации относят: импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, рефлексию.

Импритинг – это специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родители, братья и сестры, будущие половые партнёры, пищевые объекты, характерные признаки обычного места обитания.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Социальная установка

Процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и активно воспроизводит. А формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

У Узнадзе установка – это готовность субъекта к определенным действиям, к активности. Она больше касается физиологических потребностей человека.

В социальной психологии пользуются синонимом термина «социальная установка» аттитюдом.

Аттитюд– социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми.

После длительного изучения проблемы были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми последователями. Аттитюд понимался как:

а) определенное состояние сознания и нервной системы;

б) выражающее готовность к реакции;

в) организованное на основе предшествующего опыта,

г) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, установлена зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

В дальнейшем были выделены 4 функции аттитюдов:

1) приспособительная (называемая адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижением его целей;

2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить, потому что обладает сложной структурой.

Структура аттитюда (по М.Смиту)

1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки.

2. Аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему.

3. Поведенческий компонент – последовательное поведение по отношению к объекту.

Последующее изучение структуры аттитюда привело к появлению двух предположений:

1. М.Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно 2 аттитюда: на объект и на ситуацию. “Включаться” может то один, то другой аттитюд.

2. Д.Кац и Э.Стотленд предположили, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поведения, реакции, поэтому будет различным.

Все дальнейшие изучения аттитюда все больше и больше дробили его на части. И возникла опасность потерять целостность этого феномена. Попытка преодолеть эту проблему содержится в “диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности” (Ядов, 75). Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность.

Выделяется 4 уровня диспозиций:

1. Элементарные фиксированные установки, как их понимает Д.Н.Узнадзе. Этот уровень регулирует непосредственные реакции субъекта на ситуацию (“поведенческий акт”).

2. Социальные фиксированные установки или аттитюды. Этот уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях.

3. Базовые социальные установки. Этот уровень регулирует некоторые системы поступков или то, что мы называем поведением.

4. Система ценностных ориентаций личности. Это высший уровень диспозиций, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях. Этот уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности.

Личность в группе

Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. И здесь важна роль конкретной группы. Личностью не рождаются, поэтому для личности небезразлично, в каких именно группах осуществляется ее становление.

Докажем, что группа действительно “наделяет” личность определенными свойствами.

1) Любой продукт деятельности производится в группе и является результатом активности каждого. В результате деятельности личность как бы сопрягается с другими членами группы, и, следовательно, оценивается ими. Такая оценка предполагает существование некоторых нормативов. Значит, существуют такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы. И они каждой личностью осознаются и развиваются.

2) Всякая совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются определенные качества личности. Демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой через групповые критерии. Это также способствует наделению личности “нужными” группе качествами.

Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.

Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности. Примерами социальных ролей являются также половые роли, профессиональные, этнические. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно “правилам игры” ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Исполняя много разных ролей, человек может оказаться в ситуации ролевого конфликта, когда ему предъявляются противоположные социальные требования. В разных ситуациях человек исполняет различные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение – это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя.

Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному “Я”.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций называется статусом и предполагает определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто он обусловлен занимаемой должностью.

Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).

Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины; детство, старость…). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего является основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. И в ней он должен выполнять определенную совокупность действий, т.е. свою социальную роль. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих их данного статуса, называется ролевым набором.

Важнейшими характеристиками социально-психологического статуса выступают престиж и авторитет, выявляемые с помощью специальных методов – социометрии. Выявленный таким образом статус называют социометрическим.

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной — освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации- появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции — появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, в случае если свойства человека принимаются группой и обществом, в случае если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как всœе;

в) конформизм — внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5)послетрудовая(пенсионная) стадия — воспринимается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации — это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный» в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные — ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет. Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

Сущность социализации как двустороннего процесса.

Социализация – двусторонний процесс формирования личности, включающий в себя и усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в систему социальных взаимодействий с другими людьми, и процесс активного воспроизводства социального опыта за счет активной социальной деятельности и видоизменения социального опыта.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее с социальной средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной, технической и природной среде.

Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой — проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Содержание процесса социализации.Сферы социализации.

Выделяют три сферы социализации:

1)Деятельность как сфера социализации. Социализация в деятельности происходит в 3 этапа.

— Ориентировка в системе деятельности, позволяющая сделать выбор главного вида деятельности.

— Центрирование вокруг главного вида деятельности и подчинение ему всех остальных.

— Освоение новых ролей и видов деятельности после того, как человек станет профессионалом в избранном виде деятельности. В данной сфере человек усваивает практический опыт.

2)Общение как сфера социализации. В процессе социализации происходит расширение и углубление всех сторон общения индивида, т. е. увеличивается количество контактов и происходит переход от монологического общения к диалогическому с более точным восприятием партнера.в этой сфере человек усваивает теоретический опыт.

3)Самосознание как сфера социализации. Данная сфера социализации предполагает рефлексию, т.е. взгляд внутрь себя, а также становление в человеке образа его «Я». Этот образ не возникает сразу, а складывается на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Сфера самосознания помогает человеку осознать приобретенный опыт и преобразовать его в личностные установки и ценностные ориентации.


В процессе деятельности и общения происходит коррекция представлений о себе в соответствии с представлениями, складывающихся в глазах других людей.

Стадии процесса социализации

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

Первичная социализация — стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации — стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) — устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции — стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

— усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;

— отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;

— конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации — наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности — стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Институты социализации.

Институты социализации — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации — это семья и образовательные учреждения.

К ним относятсясемья, школа, трудовой коллектив, культура.

Семья – первичная группа, характеризующаяся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. В ней осуществляется опыт сопереживания и взаимного отождествления. Школа – институт социализации, осуществляющий передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального контакта родителей и детей. Агентами социализации выступают учителя, силами которых проводится обучение учеников. В системе обучения заложены единые для всех ценности и нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе. Трудовой коллектив – институт социализации, который специализирует и делает профессиональной социализацию личности. Культура – институт социализации, который способствует творческому развитию личности и является продуктом ее деятельности в виде норм, ценностей, правил и образцов поведения. Культура делает из индивида личность, обладающую собственным, неповторимым «Я».

43. Медицинская психология — раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактики и психокоррекции заболеваний.

Медицинская психология является как областью медицины, так и областью психологии. Медицинская психология изучает вопросы теории и практики медицины, которые связаны с пси­хологией, и вопросы психологии больных людей, имеющие отно­шение к задачам диагностики, лечения и профилактики болез­ней. Она разрабатывает вопросы о роли и месте психических особенностей личности в предупреждении, возникновении, тече­нии и лечении болезней, в деле укрепления и сохранения здо­ровья людей.

Основными общими разделами медицины, значимыми для всякого рода заболеваний, являются: а) проявления болезней; б) их причины и происхождение (этиология и патогенез); в) ле­чение и уход за больными; г) предупреждение болезней и тесно связанная с этим гигиена как наука об укреплении здоровья, развитии и укреплении сопротивляемости организма болезне­творным факторам.

Медицинская психология соответственно этому изучает:

а) психические проявления различных болезней в их динамике; б) роль психики в возникновении, течении и предупреждении болезней и в гигиенических мероприятиях; в) влияние различ­ных болезней на психику; г) нарушения развития психики; д) принципы и методы психологического исследования в клинике.

45. Патопсихологическая диагностика. Патопсихологические регистр-синдромы.

Патопсихологическая диагностика направлена на исследование особенностей психической деятельности.

Синдром– совокупность симптомов. В клинической психологии для сближения психиатра и клинического психолога были выделены основные патопсихологические регистр-синдромы, кот.указывают на особенности причин заболеваний, степень тяжести, особенности его течения и прогноз:

1. шизофренический(расщепление психики, двойственность ассоциаций) (смеется – плачет)

2. аффективно-эндогенный(депрессия, послеродовая депрессия)

3. олигофренический(соответствует врожденным и приобретенным в раннем детстве (до 3-х лет) вариант психического дефекта, складывается из низкого интеллектуального коэффициента IQ<70 – олигофрения. Хар-ся неспособностью к обучению, дефицитом общих сведений и знаний, примитивностью конкретного мышления, повышенная внушаемость.

4. экзогенно-органический(пораж. гол.мозга) – снижение интеллекта, памяти, внимания, мышления, неустойчивость эмоций.

5. эндогенно-органический- болезнь Альцгеймера , врожденная эпилепсия и др. первичные заб-ия (низкая переключаемость, инертность психических процессов)

6. личностно-аномальныйхар-ны: психопатические реакции, соц. дезадаптация. Критерий Ганнушкина (триада): — тотальность (все сферы личности изменены), — необратимость, — дезадаптация

7. психогенно-психотический(реактивные психозы, шоковые реакции (обездвиженность), реактивная депрессия, реактивный параноик)

8. психогенно-невротический (неврозы, невротические реакции). Причины: психогенный фактор в прошдом (даже в детстве)

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Закрыть меню