Этапы процесса обучения

Основные этапы процесса обучения

Обучение — планомерно развивающийся, организованный преподавателем процесс познания студентами учебного материала. Этот процесс можно разделить на составные части или этапы, представляющие собой этапы познания, через которые должен пройти студент, следуя по пути от незнания к знанию, от неумения к умению, к образованию навыков.

В процессе обучения выделяют четыре основных этапа:

восприятие учебного материала, подлежащего усвоению;

осмысливание учебного материала, образование понятий;

закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;

применение на практике полученных знаний, умений и навыков.

Организуя восприятие студентами изучаемого (или подлежащего изучению) материала, преподаватель с учетом их жизненного опыта и уровня подготовки предварительно объясняет и демонстрирует материал в целом, создавая о нем общее представление.

Подготовка к восприятию обеспечивается правильной постановкой познавательной задачи: что надо познать, для чего, с какой целью, в какой степени овладеть данным материалом.

Организуя восприятие, преподаватель преднамеренно подбирает источники знаний, организует наблюдение, направляет внимание студентов на наиболее существенные стороны изучаемого объекта.

На первом этапе познания стоит задача формирования представления об изучаемом объекте; на основе общего представления об изучаемом объекте идетпостепенно углубляющееся осмысливание, обесценивающее понимание.

Второй этап — это глубокое осмысливание изучаемого материала. Здесь используются все мыслительные операции: сравнение, сопоставление, выделение главного, отделение главного от второстепенного, обобщение, индукция, дедукция и т.п. Задача на этом этапе обучения — образование понятий, установление причин и следствий, раскрытие сущности изучаемых предметов и явлений, всесторонний анализ и синтез учебного материала.

С помощью этих операций формируются понятия (например, о философии и теории сестринского дела, о сестринском процессе, его целях и путях реализации, о дезинфекции и стерилизации и т.д.). При осмыслении этих понятий привлекаются знания смежных дисциплин: анатомии, психологии и др.

Питер Урс Бендер (Peter Urs Bender), профессор канадского университета Райерсона; почетный член Американской ассоциации ораторов.

Процесс обучения — это суть жизни. Благодаря ему мы растем. Так мы добиваемся успеха — осознавая, как устроен мир и используя полученные знания для устройства собственной жизни. Процесс обучения состоит из нескольких этапов.

1. Намерение и желание. Обучение начинается с намерения — интереса узнать больше. Оно растет с готовностью познавать новые идеи, мнения и навыки, подпитываясь желанием. Чем больше вы хотите узнать, тем больше вы узнаете. Я люблю говорить: «Если ты зеленый, ты растешь. Если ты созрел, ты гниешь». Согласитесь, всегда есть чему поучиться. Тот, кто считает, что знает все, зачастую не знает ничего.

2. Осознанность. Осознавать — значит отчетливо и ясно понимать. Видеть, что происходит вокруг. Слышать, что говорят и чувствуют другие люди. Постигать, что движет окружающим миром. Осознанность — это и восприимчивость к внешнему миру, и настроенность на мир внутренний. С осознанностью приходит и ощущение направления. Что еще вы хотите узнать? Что еще вам нужно узнать? Что хотят от вас или в чем нуждаются другие? На направление вашей жизни оказывают влияние многие факторы. Но главное — ценности, управляет им то, что возможно, — и сегодня, и в будущем.

3. Информация. Осознанность обеспечивает нам различные типы информации. Факты и цифры — для левого полушария. Образы, звуки и видение — для правого. Чувства — для сердца. Все это дает нам информацию об окружающей реальности.

4. Действие. Если вы хотите познавать, просто читать недостаточно — вам необходимо действовать. Применять полученные знания на практике. Внедрять их. Отрабатывать. Именно это обусловливает наш опыт. Только так вы извлечете максимум пользы.

5. Результаты. Познавая, вы получаете три типа результатов.

Первый — радость познания. Большинство из нас получают удовольствие, сумев по-иному взглянуть на вещи, поняв нечто важное, что ранее от них ускользало, почувствовав, что мы выросли.

Второй — обнаружение того, как можно использовать новые знания. Мы обретаем большую власть, позволяющую нам реализовать свои мечты и желания.

Третий — наша готовность поделиться знаниями. Обучение других и помощь им дарит ни с чем не сравнимое удовлетворение.

Упражнение — важнейшая составляющая обучения

Многим людям не нравится выполнение упражнений. Они ассоциируются с выполнением чего-то такого, что делать совершенно не хочется, но надо. Посмотрите на них с иной точки зрения.

Упражнение — это способ развить навыки и умения, которыми вы хотите владеть. Скажем, вы мечтаете стать предпринимателем. Тогда телевизионные передачи, рассказывающие об успешных бизнесменах, можно считать формой упражнения (попробуйте объяснить это своей супруге вечером!). Если вы хотите обрести большую уверенность и научиться рисковать — например, выступать с речью на собраниях, на которых вы раньше боялись вымолвить слово, — это тоже своего рода упражнение. Если вы хотите зарядиться энергией или изменить ход мыслей, вам поможет прогулка или пробежка.

Помните: достичь своих целей и почувствовать себя лучше вам поможет опыт, который приходит с практикой. Приложите все усилия, чтобы эти упражнения превратились в неотъемлемую часть вашей жизни. Чем больше вы вложите, тем больше получите.

Неоднократное повторение

Насколько хорошо вы удерживаете в памяти информацию? Помните ли вы дни рождения своих близких и друзей? Имена людей, с которыми встречаетесь и общаетесь? Телефонные номера? Что вы ели вчера на обед?

Многие люди не помнят большую часть из того, что слышат или читают. Поэтому отсроченное повторение так важно. Суть его в том, что, делая что-то больше одного раза, вы запоминаете лучше и больше.

Вот как надо этим пользоваться.

Если вы используете текст для обучения, сперва быстро прочтите его. Посмотрите, согласитесь ли вы со всеми идеями, изложенными в нем, и подумайте, находите ли вы их полезными. Держите наготове ручку. Пометьте на полях ключевые положения. Зачеркивайте те утверждения, с которыми вы категорически не согласны.

Затем прочтите текст еще раз. На этот раз уделите ему больше времени. Подумайте, как бы вы могли применить эти идеи в работе. Выделите цветом или подчеркните ключевую для вас информацию. Воспользуйтесь маркерами разных цветов. Делайте пометки. Вообще, не жалейте его, потому что так вы лучше усвоите и запомните изложенный материал — и извлечете из него максимум пользы!

Взаимосвязь между усилиями и отдачей

Многие из нас постоянно начинают какие-то проекты, но ни один не доводят до конца. Нас посещают гениальные идеи, но они так и остаются мечтами.

Причиной тому отчасти является недостаточно быстрое получение результатов. Мы трудимся в поте лица. Но прикладываемые нами усилия оказываются больше получаемых на выходе результатов — и мы останавливаемся.

Успех подкрепляет прогресс. Он подстегивает нас, заставляет идти вперед. Без него наша уверенность тает, мы начинаем сомневаться в себе, ставить под вопрос ценность того, что делаем. Нам кажется, что у нас ничего не выйдет, — и мы сдаемся, прежде чем что-то может получиться.

Осторожнее!

Здесь вас подстерегает опасность! Почему? Из-за принципа усилий и отдачи. К концу проекта вложенные усилия уменьшаются, а отдача увеличивается. Что же это означает? В любом проекте вам необходим «толчок», то есть вначале приходится вкладывать больше, чем получать. Награда, или отдача, приходит позже. И это истинная правда.

Как учатся играть на музыкальном инструменте? Вы тренируетесь целыми днями, с утра до ночи, а ваша «музыка» звучит как саундтрек к фильму ужасов. Но в какой-то момент все меняется. Из инструмента начинает литься чудесная мелодия. То же самое и с пением, обучением иностранному языку и новым хобби, овладением профессией и основанием бизнеса (вот уж на что точно уходит куча времени!).

Чем бы вы ни занимались, поначалу необходимы вложения. Вы вкладываете больше времени, энергии и, возможно, даже денег, чем получаете. Но если проект актуален и разумен — и вы, не сворачивая, идете к намеченной цели, — вы обязательно получите прибыль. Вы можете извлечь финансовую выгоду; приобрести опыт и новые контакты; усвоить такие жизненные уроки, как терпение и упорство. Не каждый проект окупается в материальном плане. Но если вы вложите в него все силы и душу, то сможете пожать множество иных плодов.

Подобное «инвестиционное отношение» поможет вам также набраться терпения. Если вы твердо усвоите, что получение результатов требует времени, то сможете настроиться на усилия, которые вам придется вложить. Помните об этом. Будьте готовы вкладывать в себя. Не ожидайте мгновенной награды. Но знайте, что так или иначе награда к вам придет.

Нет такой вещи, как «ни с того ни с сего».

Разве компания обанкротилась ни с того ни с сего? Маловероятно. А супружеская пара развелась тоже ни с того ни с сего? Не вздумайте утверждать, что до этого у них не было никаких проблем. А вот звезда, к которой успех пришел «в один прекрасный день». Совершенно верно, ни с того ни с сего — после долгих лет упорного труда.

Большинство перемен начинаются задолго до того, как их замечают. Не стремитесь к мгновенному успеху. Стремитесь добиться успеха сегодня — и каждый день. Работайте над этим. Не жалейте усилий — и отдача не заставит долго ждать.

Этапы учебного процесса (звенья)

Как известно, процесс обучения имеет циклический характер, осуществляется в виде отдельных отрезков (циклов). Обычно законченный отрезок обучения занимает один урок. Для достижения цели на каждом уроке учитель и учении проходят через последовательные этапы совместной деятельности.

Традиционная дидактика главную роль отводила учителю. Современная дидактика в центр ставит ученика. Учитель идет вместе с учеником по ступеням познания, опираясь на активность и самостоятельность самих учеников, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников.

Имея ту же структуру, что и процесс обучения, учебный процесс движется от этапа к этапу. У разных авторов их количество неодинаково – от трех до шести и более.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель их деятельности – общая. Сущность деятельности учителя – управление; учеников – учение: усвоение знаний, умений, способ деятельности и их практическое применение.

В их совместной деятельности можно выделить следующие этапы:

– мотивация;

– первичная диагностика, актуализация опорных знаний, умений и опыта учеников;

– постановка преподавателем целей и осознание учащимися познавательных задач;

– восприятие и изучение учащимися нового материала;

– закрепление и совершенствование изученного;

– применение;

– контроль качества усвоенных знаний и определение результативности;

– коррекция;

– обобщение.

Поясним каждый из этих этапов.

1. Мотивация учения необходима для того, чтобы вызвать интерес учеников к тому, что будет изучаться на уроке.

Уже на стадии мотивации формируются начальные продукты обучения – представления учеников.

2. Чтобы продуктивными были учебный процесс и ход учения, учитель в быстром темпе устанавливает контакт с учащимися, выясняет общую психологическую атмосферу в классе, уровень готовности к учению на данном конкретном уроке. Чтобы знать, как действовать, учитель активизирует чувственный опыт, знания детей. Сделать актуальными, т.е. действенными известные знания – главное назначение этого этапа.

3. Постановка целей и осознание учащимися познавательных задач: объявление темы, постановка вопросов, выполнение разных активизирующих заданий, задач проблемного и творческого характера.

4. Восприятие и изучение нового материала.

Восприятие – активный процесс.

Активным восприятие будет только тогда, когда учитель даст установку, скажет, на что обратить внимание, спросит учеников.

Восприятие может быть непосредственным – с помощью органов чувств, либо опосредованным – через слова учителя.

Ключевую роль играет понимание (осознание). Именно оно обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний.

Понимание (осознание) требует выполнения определенных действий:

– анализ, синтез;

– выделение главного (основная мысль, ключевые слова, заголовки, составление плана);

– сравнение, сопоставление, установление схожести и различия;

– абстрагирование и конкретизация;

– аргументация и доказательство;

– обобщение, т.е. объединение элементов в целое, определение общих признаков.

Процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к их увеличению и развития в количественном и качественном отношении. У учеников образуются суждения, понятия, отражающие сущность предметов.

5. Закрепление и совершенствование изученного.

На этом этапе с помощью всевозможных упражнений, проблемных и поисковых заданий, работы с опорными сигналами (конспектами) школьники учатся применять новые знания и умения во взаимосвязи с уже известными им знаниями, умениями, способами действий.

Для того, чтобы сохранить в памяти усвоенные знания на каждом уроке организуется повторение. Оно дает возможность уточнить, углубить, расширить усвоенное, систематизировать знаний, препятствует забыванию, помогает связать новый материал со старым.

6. Применение (М. А. Данилов, Н. А. Сорокин и др.). Предполагает связь теоретических знаний с практическими умениями и действиями. Это достигается через упражнения, решение задач, выполнение проблемных и эвристических заданий.

7. Контроль качества усвоения знаний, определение результативности. Это важное звено учебного процесса. Оно является способом обратной связи, выполняет диагностическую функцию. Дает возможность определить, насколько полно, осмысленно усвоен учебный материал, какие обнаружились пробелы в знаниях отдельных учащихся.

Цель обучения достигается тогда, когда результаты (продукты обучения) соответствуют заданному уровню.

8. Коррекция необходима, если по результатам диагностики обнаружились отклонения от намеченного результата познавательной деятельности. В данном случае учитель использует другие методики и средства обучения.

9. Обобщение завершает предыдущие звенья учебного процесса. Знания систематизируются по конкретному учебному предмету, устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи.

Таким образом, процесс обучения осуществляется в виде завершенных циклов. Каждый этап имеет свои задачи. В зависимости от цели учебного занятия и соответствующего типа обучения эти звенья проявляются не все и не всегда в строго перечисленной последовательности.

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 1187 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Добавить комментарий

Закрыть меню