Этапы европейской интеграции

Достижения и противоречия европейской интеграции

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Сближение стран Европы принесло им значительные выгоды. Компании и фирмы государств ЕЭС, зная, какое количество продукции они могут выпустить и продать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счет ускоренной модернизации производства. Перемещение рабочей силы в более богатые страны позволяло решать проблемы занятости в менее развитых государствах. Наиболее отсталым регионам оказывалась помощь в рамках общеевропейских программ развития.

Не все страны Западной Европы присоединились к европейской интеграции. Норвегия в 1972 и 1994 гг., по итогам проведенных в ней референдумов, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления отказалась Швейцария. Швеция, в 1995 г. вошедшая в Евросоюз, испытала значительные экономические трудности.

Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики, общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства, не соответствовавшие ей (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, другая социальная политика и т.д.), неизбежно сталкивались с большими проблемами. Так, после вступления Швеции в ЕС из страны начался отток капитала в другие страны Евросоюза, где налоги были ниже.

Проведение прежней особой социальной и экономической политики в отдельной стране, вступившей на путь интеграции, стало невозможным. Удачные решения незамедлительно заим- ствуются партнерами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает возможности осуществления социально-экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы вне зависимости от их идеологий и программ.

Развитие интеграционных процессов в Европе, дальнейшее развитие европейской интеграции шло по двум основным направлениям.

Во-первых, за счет дальнейшего углубления интеграции.

Был повышен статус Европейского парламента, который со времени создания ЕЭС был лишь форумом общения представителей национальных парламентов входивших в него стран. В 1979 г. прошли первые прямые выборы в Европарламент. В 1993 г., согласно Маастрихтским соглашениям (подписаны в 1992 г. в голландском городе Маастрихте), был образован Европейский союз (ЕС). В 1995 г. начали претворяться в жизнь Шенгенские соглашения, отменявшие визовый контроль на территории Евросоюза. Граждане стран ЕС получили право участвовать в выборах в местные органы власти в любой из них. Складывается единая европейская система правовых норм. В 1997 г. в Амстердаме страны ЕС договорились проводить согласованную политику в области безопасности и обороны. В 1998 г.

был учрежден Европейский центральный банк, а в 2002 г. введена общая валюта — евро. Исключением стали Дания, Швеция и Великобритания, сохранившие свои денежные единицы.

Во-вторых, за счет включения новых членов.

Для стран, которые по уровню и характеру экономического развития не готовы к полной интеграции, была введена система ассоциированного членства. Она подразумевает льготный режим в торгово-экономических отношениях со странами Европейского сообщества, поэтапное продвижение к полноправному членству. Статус ассоциированных членов получили Турция, многие бывшие колонии Франции в Северной Африке (Марокко, Тунис), восточноевропейские государства. В 2004 г. в Евросоюз было принято 10 новых государств — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. В 2007 г. в ЕС вступили Болгария и Румыния. Для всех этих стран установлен переходный период, в течение которого они должны привести свое законодательство, финансы и экономику в соответствие с требованиями единой Европы. Расширение ЕС за счет менее развитых государств привело к большим трудностям. Необходимость направить значительную помощь из бюджета ЕС на поддержку новых, экономически слабых участников интеграции вызвала тревогу у западноевропейцев. Они опасались падения уровня жизни и наплыва дешевой рабочей силы из Восточной Европы.

Возросшее влияние «евроскептиков», как называют противников дальнейшей интеграции, сказалось на итогах референдумов 2005 г. по Конституции Единой Европы. Большинство избирателей во Франции и Голландии отклонили предложенный проект. Однако ведущие политики стран ЕС полагают, что это временные трудности, которые будут преодолены.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1151 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


На современном этапе на территории Европы находится 43 государства. Эти государства, в различном составе, объединены или входят в такие организации как Европейский союз, Совет Европы, НАТО, Содружество Независимых Государств, ОБСЕ, Бенилюкс, ГУАМ, ЕврАзЭС и многое другое. Страны Европы объединены друг с другом многовековой историей войн и союзов, но интеграция всей Европы в единый союз стал воплощаться только со второй половины XX века, хоть сама идея существовала задол­го до этого.

Этот сложный процесс объединения различных и в то же время похожих стран, как принято считать, начался после окончания Второй Мировой войны, после которой, она стояла перед лицом краха, когда вся экономическая база, инфраструктура, основа производства была полностью, или частично разрушена. Страны старого света предстали перед новым миром, где каждая страна не могла существовать отдельно от остальных, где виднелись черты все больше растущей интернационализации производства и создание крупных хозяйственных комплексов, деятельность которых выходила за территорию одной страны.

Идейно-политической основой западноевропейской интеграции служили представления об общности исторических судеб Европы, единстве европейской и христианской цивилизации, однотипность общественно-политических режимов западноевропейских стран и в тоже время ослабить зависимость Западной Европы от США . Для восстановления производства, устранения торговых барьеров и модернизации индустрии 1950-х годах был реализован план Маршала, предложенный американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом, в котором участвовало 17 европейских стран (включая Западную Германию). Также он содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе.

Переход от простого международного европейского сотрудничества к настоящему наднационального сообщества начался 9 мая 1950, когда Роберт Шуман выступил с инициативой, обнародовав план разра­ботанный Жаном Монне по созданию отраслевого объединения шести стран (Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Эти страны должны были поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа и взаимно ликвидировать таможенные пошлины на эти товары. Он был подписан в 1951 году. Верховный орган, заседавший в Люксембурге, определял размеры производства, капиталовложения и уровень цен на сталь и уголь во всех странах объединения. Следующим шагом являлось создание Европейского Экономического Сообщества (с общим рынком, соглашение было подписано в мае 1957 года в Риме) и Европейского сообщества по атомной энергетике — ЕСАЕ, или «Евратом» .

ЕЭС — являлся ключевым моментом в истории Европы, так как члены обязались проводить общую экономическую и социальную политику, ввести единые цены на промышленную и сельскохозяйствен­ную продукцию, постепенно ликвидировать таможенные барьеры в торговле друг с другом и установить одинаковые таможенные тарифы в торговле с остальными странами. Создание ЕЭС способствует разви­тию национальных экономик. Условиями же вступления в ЕЭС является ликвидация убыточных предприятий и государственных дотаций.

Созданная в противовес ему Великобританией Европейская Ассоциация свободной торговли, куда входили Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия и Португалия, после ожесто­ченной борьбы потерпела сокрушительное поражение. Судьба ЕЭС в мировом производстве выросла с 26% до 32%, в то время, как судьба ЕАСТ уменьшилась с 16,5% до15%. В результате этого ЕАСТ распа­лась, а ее члены один за другим стали переходить в ЕЭС, и первой из них была сама Великобритания (1973 вместе с Ирландией и Данией).

Во второй половине 80-х, 90-х годах в процесс интеграции Европейских стран дается новый тол­чок в связи с окончанием «холодной войны», и в дальнейшем процесс был направлен на углубление интеграционных процессов и расширение ЕС за счет привлечения стран Центральной, Северной и Восточной Европы.

В 1987 г. члены ЕЭС ввели в действие «Единый европейский акт», по которому ликвидировали существующие препятствия в экономическом сотрудничестве, создали единую налоговую систему, отменили различия в своих законодательствах. Кроме того, страны ЕЭС в мае 1992 г. заключили соглаше­ние с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) об образовании Европейского экономиче­ского пространства (ЕЭП). Здесь свободно передвигаются капиталы, товары, услуги и рабочая сила. 6 февраля 1992 в г. Маастрихте (Нидерланды) страны-члены ЕЭС подписали соглашения, по которым с 1 января 1993 началось функционирование единого рынка. Тогда же вступил в силу договор о Европейский Союз (ЕС), на основе которого в 1999 г. завершилось создание единого валютного пространства — вместо национальных валют введена единая «Европейская валютная единица» — «евро». Сообщество планирует разработать общую оборонную политику и ввести единое европейское гражданство. Следовательно, должно образоваться Европейский дом, которым будут руководить Европейский совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент, Суд Европы .

Другой договор касается проблем углубления политического союза западноевропейских государств. Он предусматривает выработку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Новым положением в этом договоре является принцип «квалифицированного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, согла­шаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и военной политики. В политическом дого­воре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномочий ЕС в обла­сти социальной политики, охраны окружающей среды, промышленности, культуры, здравоохранения.

На встрече в Маастрихте подчеркивалось, что ЕС является открытой для других европейских стран, но для вступления в него предполагаются определенные условия: признание Парижской хартии, Хельсин-ских соглашений и других международных актов, касающихся разоружения, нераспространения ядерного оружия, нерушимости границ, соблюдения свобод и прав человека. В 1995 году ЕС пополнился такими странами как Швеция, Финляндия и Норвегия.

К началу нового века стало ясно, что ЕС впереди ждет самое масштабное вступление, в результате которого будет затруднительно дальнейшее использование «принципа большинства» для принятия реше­ния, что приведет к откладыванию и затягиванию процесса принятия самых важных и срочных решений. Для перестройки и подготовки ЕС к будущему возникла необходимость создания общеевропейской конституции. Работы начались в 2001 году, и проект, под руководством бывшего президента Франции Валери Жискар д’Эстен, был закончен за три года, и окончательный текст документа был одобрен на саммите в июне 2004 года. 29 октября 2004 главы всех 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20-ти языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропей-ского само­сознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка . Однако данный проект был опроверг-нут в неко-торых странах, где была мощная оппозиция общеевропейского единства.

Для его замены и внесения изменений в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управле­ния ЕС, был создан новый договор подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 года в Жеронимуше в Лиссабоне. После утверждения всех 27 стран ЕС договор вступил в силу с 1 декабря 2009 года.

Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов ЕС, придав последнему статус «супердержавы». Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор, 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, 1957 г. После подписа­ния и ратификации Договор о реформе перестаёт существовать как единый текст, а нововведения инкор­порируются в три перечисленные выше документа .

Экономические и политические успехи ЕС привлекли и другие страны. Свое жжение выразили практически все страны Европы, даже Турция и Марокко. На саммите ЕС в Афинах в апреле 2003 года было принято решение о принятии в Союз еще 10 новых членов, среди которых были и бывшие три советские республики. А в 2007 году в состав ЕС вступили Румыния и Болгария. Также было создано частичное членство в ЕС. Это те развивающиеся страны, на товары которых существуют низкие таможенные пошлины в странах ЕС. Это страны Южной Африки и Карибского Бассейна.

Сейчас на территории Европы мы имеем множество стран, объединенных в одну супердержаву, с интегрированной взаимодополняющей экономикой. Несмотря на все изменения в мире, Европейскиестраны до сих пор являются большой силой в мировой политике, которая имеет возможность влиять на нее самым непосредственным образом. Несмотря на это, было бы сложно и не правильно утверждать, что процесс интеграции окончен. Нынешнее ее положение это всего лишь еще один очень важный этап в истории, когда заканчиваются шаги к сближению разрозненных стран Европы, и начинаются новые процессы более тесного объединения, уже ассимилировавших друг к другу государств.

Основные этапы европейской интеграции

1 этап (1951г.- 1957г.). 18 апр 1951г. в Париже — Договор об учреждении ЕОУС( Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция).
У истоков интеграции — Робер Шуман и Жан Моннэ. Инициатором евр интегр — Фр. План Шумана – объед-я каменноуг-й, железорудной и металлург пром-ти ряда западноевроп гос-в (9 мая1950 мин ин дел Фр)
ЕОУС: отмена импортных и экспортных пошлин, количественные ограничения, дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. Единые пошлины на импорт данных товаров(для стран не входивших). Наднациональный Высший руководящий орган, -общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации. Его решения обязательны, но его д-ть координировалась прежде всего с Советом Министров, страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм.
Центр европейской тяжелой промышленности (в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии), перестал быть постоянным источником войн и конфликтов там стал развивался процесс сотрудничества и прогресса. Организация открыла путь для серии новых инициатив в области европ интеграции.
2 этап (к. 50-х – нач. 70-х гг(“золотой век”)). март1957г те же 6 стран – 2 Римских дог о созд ЕЭС и Евратома (создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность).
ЕЭС отличает идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка. Цели ЕЭС:
постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
унификация налоговых систем;

установление правил конкуренции “на общем рынке”;
сближение законодательств стран-участниц;
разработка принципов согласования экономической политики и др.
В окт 1956г. Лондон заявил, что UK предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. подписана Стокгольмская Декларация- Великобрит, Австрия, Дания, Норвегия, Португ, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Параллельно в Зап Европе стали развиваться 2 типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.
1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз (ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к 3им странам). Гармонизация стандартов и тех норм, координация хоз законодательства. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.
Единая сельскохозяйственная политика( принципы: единство рынка (единые правила и нормы), преференции в отношении товаров из Сообщества(общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам), финансовой солидарности (все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики). В 1962 создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА).
3 этап (с нач 70-х г до сер 80-х г), -противоречия и трудности в д-ти Сообщества. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.
янв 1973г. — 1 количественное расширение ЕС – Великобритании, Дании и Ирландии.
Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), осн на трех основных элементах: а) ЭКЮ; б)система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%); в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция- большой шаг в продвижении региональной интеграции и ступень к экономическому и валютному союзу.
В 1981г. в ЕС –Греция.
4 этап (с сер 80-х до нач 90-х г). Заверш создания единого внутреннего рынка. Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином Европейском Акте (ЕЕА) (1987). ЕВР должен был представлять собой “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его созд было предусмотрено к 31 дек 1992г. полное устранение физич, технич, налог и др барьеров в ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. На этом этапе в 1986 вступили Испания и Португалия
5 (современный) этап– переход к формированию Экономич, валютного и полит союза.
В дек 1991г. сессией Европейского совета одобрен текст Договора о ЕС (Маастрихтский Дог о ЕС).Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., новое название – Европейский Союз.
Единое европейское гражданство, полит союз, экономический и валютный союз.1 января 1999г. — вводится в безнал евро, с 1 июня 2002г. полностью заменит нац валюты.
В 1995 г. в ЕС вошли Финляндия, Австрия и Швеция.В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц.2007 — подписание Договора о реформировании в Лиссабоне2007 — шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии)19 ноября 2009 — избран первый постоянный председатель Европейского совета1 декабря 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным

Добавить комментарий

Закрыть меню