Естественная монополия в России

Естественные монополии России

Под общ. ред. Ю.З. Саакяна

Москва: ИПЕМ, 2007. – 408 с.

Книга представляет комплексное исследование естественно-монопольного сектора России. Рассмотрены различные аспекты идентификации и деятельности естественных монополий (экономические, технологические, социальные, стратегические, правовые), значение естественных монополий для российской экономики, проблемы их регулирования, реформирования и развития. Отдельными томами представлены приложения в виде статистического и картографического материалов, касающихся развития естественных монополий России. Работа предназначена для широкого круга читателей, представителей научных кругов, руководителей предприятий промышленности, общественных организаций, органов государственной исполнительной и законодательной власти.

Раздел 1. Что такое естественные монополии

Глава 1.1. Понятие естественной монополии: трансформация подходов и методов

  • Традиционный подход к определению естественной монополии
  • Новые подходы к организации отраслевых рынков в естественно-монопольных отраслях

Глава 1.2. Естественные монополии в российском правовом поле

  • Неточность определения субъекта естественной монополии
  • Применяемые методы регулирования естественных монополий
  • Реестр субъектов естественных монополий и его недостатки
  • Государственное регулирование деятельности естественных монополий

Глава 1.3. Границы рынка в инфраструктурных отраслях экономики России

  • Естественная монополия как объект государственного регулирования
  • Методология выделения границ рынка
  • Экономические границы рынка
  • Технологические границы рынка
  • Социальные (общественные) границы рынка
  • Стратегические границы рынка
  • Идентификация границ рынка как методология государственного регулирования естественных монополий Всегда ли хороша конкуренция?

Глава 1.4. Монополии в исторических судьбах России

  • Появление и развитие монопольных субъектов в России
  • Железнодорожное строительство и связанные с ним монопольные объединения
  • Первые монопольные объединения в сфере ТЭК
  • Формы монополий в России на рубеже XIX и XX веков
  • Наиболее характерные формы монополий для различных отраслей
  • Особенности монополизации российской промышленности перед Первой мировой войной.
  • Система участий как начальная стадия холдингизации
  • Советский период в жизни естественных монополий

Раздел 2. Роль естественных монополий для России

Глава 2.1. Экономическая роль естественных монополий

  • Газовая отрасль: ОАО «Газпром»
  • Электроэнергетика: РАО «ЕЭС России»
  • Железнодорожный транспорт: ОАО «РЖД»

Глава 2.2. Социальная роль естественных монополий

  • Социальное значение основной деятельности субъектов естественных монополий
  • Социальная роль субъектов естественных монополий на региональном и муниципальном уровнях
  • Реализация принципов социального партнерства в естественных монополиях

Глава 2.3. Роль естественных монополий в обеспечении национальной безопасности и территориальной целостности государства

  • Обороноспособность страны
  • Энергетическая безопасность
  • Экономическая безопасность
  • Транспортная безопасность
  • Территориальная целостность страны

Глава 2.4. Роль естественных монополий в обеспечении геополитических интересов России

  • Взаимоотношения России и стран СНГ и Балтии Взаимоотношения России и стран ЕС
  • Взаимоотношения России и стран АТР Роль российских естественных монополий в формировании международных энергетических союзов

Глава 2.5. Мировые тенденции развития энергетики

  • Эволюция мирового потребления энергии: смена энергетических укладов
  • Качественная трансформация потребления энергии на современном этапе экономического развития

Раздел 3. Текущее состояние естественных монополий

Глава 3.1. Электроэнергетика

  • Технологическая структура
  • Организационная структура
  • Топливный баланс
  • Состояние генерирующих мощностей
  • Состояние электросетевого хозяйства
  • Выработка и потребление электроэнергии
  • Выработка и потребление тепловой энергии
  • Экспорт и импорт электроэнергии
  • Вопросы экологии
  • Финансовое состояние отрасли
  • Ключевые проблемы

Глава 3.2. Газовая отрасль

  • Организационная структура
  • Состояние ресурсов и запасов газа в России
  • Состояние и ход геологоразведочных работ
  • Добыча газа
  • Транспортировка и хранение газа
  • Состояние газотранспортной инфраструктуры
  • Газораспределение и газификация
  • Внутреннее потребление газа в России
  • Особенности реализации газа на российском рынке
  • Экспорт российского природного газа
  • Инвестиции
  • Финансовое состояние
  • Ключевые проблемы

Глава 3.3. Нефтетрубопроводный транспорт

  • Организационная структура
  • Производственные показатели
  • Доступ к инфраструктуре и тарифообразование
  • Состояние основных фондов
  • Финансовое состояние
  • Инвестиции
  • Ключевые проблемы

Глава 3.4. Железнодорожный транспорт

  • Организационная структура
  • Основные участники процесса перевозок
  • Производственные показатели
  • Экономические показатели
  • Состояние основных фондов
  • Ключевые проблемы

Раздел 4. Реформирование естественных монополий России

Глава 4.1. Реформа электроэнергетики

  • Модели организации электроэнергетики
    • Вертикально-интегрированная компания
    • Модели конкурентного рынка
  • Реформа РАО «ЕЭС России»
    • Цели и задачи реформы
    • Модель реформирования электроэнергетики России
    • Основные этапы реформы
    • Риски реформирования электроэнергетики

Глава 4.2. Структурные преобразования в газовой отрасли

  • Структурные преобразования ОАО «Газпром» и либерализация акций компании
  • Реформа механизмов газораспределения и реализации газа на внутреннем рынке
  • Совершенствование корпоративной структуры
  • Избавление от непрофильных активов
  • Диверсификация производственной деятельности
  • Перспективы структурных преобразований

Глава 4.3. Структурные преобразования нефтетрубопроводного транспорта

Глава 4.4. Структурная реформа железнодорожного транспорта

  • Предпосылки реформы
  • Программа структурной реформы
  • Ход реформ
  • Результаты реформ
  • Трудности реформирования
  • Перспективы и риски реформ

Глава 4.5. Анализ моделей реформирования российских естественных монополий

Раздел 5.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий

Глава 5.1. Необходимость государственного регулирования естественных монополий

  • Злоупотребление монопольным положением
  • Стратегическая значимость естественных монополий Социальная значимость естественных монополий
  • Политическая значимость естественных монополий

Глава 5.2. Цели и задачи государственного регулирования естественных монополий

Глава 5.3. Антимонопольное регулирование естественных монополий в России

  • Возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства
  • Согласование гражданско-правовых сделок с участием или в отношении субъектов естественных монополий
  • Обращение в арбитражный суд с исками и заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства

Глава 5.4. Тарифное регулирование естественных монополий в России

  • Железнодорожный транспорт
  • Газовая отрасль
  • Электроэнергетика
  • Перекрестное субсидирование в естественных монополиях
  • Оценка необходимости повышения внутренних цен на услуги естественных монополий и возможных последствий для экономики России
  • Анализ перспектив тарифного регулирования естественных монополий в России

Глава 5.5. Прочие методы правового регулирования естественных монополий

  • Реформа технического регулирования
  • Особенности технического регулирования в естественных монополиях
  • Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен
  • Лицензирование деятельности субъектов естественных монополий
  • Банкротство субъектов естественных монополий
  • Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию естественными монополиями
  • Внешнеэкономическая деятельность субъектов естественных монополий

Глава 5.6. Мировой опыт регулирования деятельности естественных монополий в условиях их реформирования

  • Газовая отрасль
  • Железнодорожный транспорт

ЭлектроэнергетикаГлава 5.7. Контроль за деятельностью естественных монополий со стороны государства как собственника

  • Управление естественными монополиями как государственными компаниями
  • Конфликт интересов государства-регулятора и государства-собственника

Раздел 6. Российские естественные монополии — «локомотив» или «тормоз» национальной экономики?

Глава 6.1. Внутренние проблемы естественных монополий и их влияние на потребителей услуг естественных монополий

  • Износ основных фондов
  • Недостаток инвестиционных ресурсов
  • Изменение структуры спроса
  • Кадровые проблемы
  • Вопросы эффективности управления

Глава 6.2. Ограничения на российскую экономику со стороны естественных монополий

  • Ценовые ограничения экономического роста
  • Инфраструктурные ограничения в деятельности естественных монополий и их влияние на экономическое развитие России

Глава 6.3. Перспективы развития естественных монополий России

  • Газовая отрсль: ОАО «Газпром»
  • Электроэнергетика: РАО «ЕЭС России»
  • Железнодорожный транспорт: ОАО «РЖД»
  • Особенности планирования развития субъектов естественных монополий
  • Ресурсное обеспечение инвестиционных программ субъектов естественных монополий
  • Несоответствие между перспективными структурами производства и потребления продукции естественных монополий

Глава 6.4. Инвестиционные программы российских естественных монополий как стимул к резкому развитию смежных отраслей

  • Краткая характеристика инвестиционных программ естественных монополий
  • Снятие инфраструктурных ограничений экономического роста
  • Недостаток производственных мощностей в смежных отраслях
  • Состояние проектно-изыскательного комплекса
  • Состояние промышленности строительных материалов и строительно-монтажного комплекса
  • Кадровые проблемы смежных отраслей промышленности
  • Типовое проектирование — необходимость в условиях сжатых сроков
  • Системные проблемы привлечения инвестиций в развитие естественных монополий
  • Программы развития отраслей-поставщиков естественных монополий
  • Препятствия к увеличению производственных мощностей поставщиков и возможные пути их преодоления

Глава 6.5. И все-таки, «локомотив» или «тормоз»?

По вопросам приобретения книги обращайтесь по телефону +7 (495) 690-14-26 или по электронной почте ipem@ipem.ru.

Примеры естественных монополий в России

Сегодня естественные монополии во многом определяют конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении всей жизнедеятельности страны. Кроме того, субъекты естественных монополий являются ключевыми компонентами поддержания и развития экономической системы в целом.

Наиболее крупными предприятиями в России, содержащими естественно—монопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ПАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» и ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ПАО «ФСЕ ЕЭС»). Они играют важную роль в формировании бюджета России, роста инвестиций, темпов роста прибыли. Эти три монополии дают 13,5% ВВП; 20,6% инвестиций; 16,2% прибыли; 18,6% налоговых доходов . Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии типа водоканалов, аэропортов.

«Газпром» создан путем преобразования Государственного газового концерна, который в 1992 г. стал РАО «Газпром», а в 1998 г. ОАО «Газпром». Он включает в себя 8 газодобывающих объединений, 13 региональных газотранспортных предприятий, внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт», и располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских — 72%. На «Газпром» приходится 11% мировой и 66% российской добычи газа . По состоянию на 31 декабря 2015 г. запасы газа «Газпрома» оцениваются в 36,147 трлн. куб. м, нефти и конденсата – 3,6 млрд т., а годовой оборот компании составляет 6,07 трлн руб . На момент учреждения РАО «Газпром» все 100% акций компании принадлежали Российской Федерации. Реализация акций началась в 1993 году. Количество акционеров «Газпрома» в России и за рубежом составляет несколько сотен тысяч. На данный момент под контролем Российской Федерации находится свыше 50% акций компании .

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире (входит в тройку лидеров) железнодорожных компаний. ОАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год . В ОАО «РЖД» работают около 1 млн сотрудников . Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира — эксплуатационная длина — 85,2 тыс. км. ОАО «РЖД» занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий — 42,9 тыс. км., обеспечивает 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота . Учредителем ОАО «РЖД» является Российская Федерация. 100% акций ОАО «РЖД» принадлежат Российской Федерации .

ПАО «ФСЕ ЕЭС» было основано в 2002 г. На данный момент объекты электросетевого хозяйства компании расположены в 77 регионах общей площадью 15,1 млн кв. км . Половина совокупного энергопотребления России обеспечивается за счет электроэнергии, передаваемой по сетям ПАО «ФСК ЕЭС». В собственности ПАО «Россети» находятся 80,13% размещенных акций ПАО «ФСК ЕЭС», в собственности миноритарных акционеров – 19,28% акций Федеральной сетевой компании, Росимущество – 0,59% . Стоит отметить, что контролирующим акционером ПАО «Россети» является государство в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ, владеющее 85,3 % долей в уставном капитале .

Рассмотрим влияние естественной монополии на российскую экономику на примере ОАО «ФСК ЕЭС». Государству принадлежит контрольный пакет акций данной компании, составляющий 64 % . В субъектах Федерации образовано 74 акционерных общества энергетики и электрификации. ЕЭС обеспечивает электроэнергией 98 % потребителей страны. Однако более 40 % основного оборудования компании подошли к окончанию срока полезного использования, из-за плохого технического состояния большинство оборудования работает со значительной недогрузкой, что ведет к росту издержек и, соответственно, цен .

При сохранении нынешнего положения прогнозируется перспектива обвала производства электроэнергии. Социальные последствия такой ситуации вполне прогнозируемы. Использование затратного метода регулирования тарифов также не создает стимула к сокращению производственных затрат, так как все затраты энергоснабжающих организаций полностью переносятся на потребителей. Тарифы ОАО «ФСК ЕЭС» растут ежегодно. С 2003 по 2014 год наблюдается рост доли расходов на электроэнергию в структуре потребительских расходов домохозяйств в среднем в 1,5 раза. По состоянию на 2015 год, рост тарифов ОАО «ФСК ЕЭС» на передачу электроэнергии составил 7,5 % .

Таким образом, очевидно значительное влияние цен на услуги естественных монополий как на население страны, так и на экономику в целом.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Введение

1. Понятие естественной монополии

2. Естественные монополии в России

3. Негативные стороны монополизма

4. Влияние естественных монополий на национальную экономику

5. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

5.1 Методы антимонопольного регулирования

5.2 Закон РФ о регулировании естественных монополий

5.2.1 Сущность закона

5.2.2 Пример по России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.

В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду cнеблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

От того насколько прогрессивно будет развиваться законодательная база страны, зависит дальнейшее развитие экономики России и уровень ее благосостояния.

  1. Понятиеестественноймонополии

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.

  2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

  4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

2. Естественные монополии в России

Электроэнергетика.

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:

  • вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;

  • предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;

  • намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;

  • расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.

Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных — менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Главная проблема российской электроэнергетики — неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд.

кВтч электроэнергии.

По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко — «необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции — одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии».

Газовая промышленность.

Добавить комментарий

Закрыть меню