Эпоха просвещения в философии

Философия эпохи Просвещения. Основные идеи и представители

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Философы эпохи Просвещения: Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеци, Гольбах, Д’Аламбер, Локк, Толанд, Тиндаль.

В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

В частности, он утверждает, что материя объективна в своем существовании, что движение есть неотъемлемое свойство материи, что мышление наше связано с деятельностью мозга и т.д. И нет ничего удивительного в том, что в последующем через деизм и эти первые шаги в сторону материализма европейская философская мысль приходит к французскому материализму XVIII века как к достаточно целостной и последовательной философской системе.

Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. Вместе с тем, будучи тесно связанными с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела.

Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Природа представлялась им как царство одной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что и в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит.

Развитие материалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалось незамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ этого времени. Традиционные идеалистические школы, имеющие свои корни в средневековом христианстве, с трудом сдерживали этот дух новаторства, вступающего в прямое противоречие с основными догмами религии. Как следствие этого в философии появляются новые идеалистические школы, с новых позиций противостоящие материализму. Так появляется в Англии в начале XVIII века “субъективный идеализм” Д.Беркли (1684-1753).

Усматривая основную опору материализма в понятии материи как объективной реальности, стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д.Беркли развивает философию, в которой вообще нет понятия материи. Он всеми средствами доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеи и наши ощущения. Да, вокруг нас существует реально множество вещей, растений животных, но все они, утверждает Д.Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений.

Другой философской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себя материализму, является “философия здравого смысла”. Её родиной является Шотландия, а основатель её – Т.Рид. Согласно этой философии исходными основаниями и для науки, и для религии, и для морали являются “непреложные истины здравого смысла”. Эти истины отличаются, как правило, своей непосредственной внутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. На этом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективное существование природных вещей и явлений. Здесь они явно расходились с основным положением философии Дж.Беркли. В частности, они неоднократно подчеркивали, что человек непосредственно воспринимает не ощущения (твердости, протяженности и т.д.), а твердые, протяженные и т.д. вещи. Люди воспринимают не идею солнца, а само солнце. Отрицание материи, проводившееся в работах Дж.

Беркли, объявлялось ими противоестественным, на согласующимся с истинами здравого смысла.

Атеизм и материализм философии П. Гольбаха

Поль Анри Тири Гольбах (1723 – 1789): Карманное богословие, Священная зараза или Естественная история суеверия, О законах мира физического и мира духовного.

Гольбах признает, что человек является частью природы, а следовательно, подчиняется ее законам. Философия Гольбаха утверждает, что окружающий мир познаваем, и источником познания являются ощущения, как отражение действительности…, т.е. чтобы что – то познать, нужен некий контакт с этим. Материя и движение у Гольбаха не разделимы, более того материя без движения не может существовать, материя представляет собой совокупность всех существующих тел, которые состоят из элементарных частиц – неделимых и нерушимых атомов, которые находятся в постоянном движении. Движение, же является неотделимым атрибутом материи, и также, как материя является несотворимым, неуничтожимым и бесконечным.

И случайного ничего нет, в мире все работает по своим неизменным и несотворимым законам, люди применяют слово случайность, чтобы скрыть незнание настоящих причин. По меньшей степени глупо приписывать богу, что – то что пока не известно. Вера в бога идет от незнания человеком законов природы.

Все душевные качества человека сводятся к деятельности тела. Отрицание свободы воли и идеи совершенствования. Добродеятель – деятельность, направленная на пользу людей, как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения.

Материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Материя есть все то в объективной реальности, что воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.

Гносеология И. Канта

Субъективный идеализм считает, что мир конструируется нашим сознанием.
Крайний субъективный идеализм считает, что мир не существует. Умеренный субъективный идеализм признает существование объективной реальности, но считает, что она переменная Х.

Объективный идеализм считает, что мир сделал бог.

Вещь в себе — та реальность, которая нам не доступна.
Нам доступно:
1) процесс познания — процесс отражения сознанием собственного содержания;
Твердость — свойство вещи или ощущений
Математика отражает свойства действительности или свойства сознания

Ступени познания:
1) ощущение(то что познаём — феномен). Нам дан только хаос ощущений.
Альфа-Центавра и Земля, свет мертвых звезд.
2) рассудок
фотоны и китайский текст
Перцепция
Апперцепция — предвосприятия
Априорные принципы создающие опыт должны быть от рождения. Нет перцепции без апперцепции.
По Канту, опыт конструируется рассудком. Дана ли музыка в ощущениях или конструируется?
Трансцедентальный синтез — соединение текущего восприятия с прошлым опытом.
Кант считал, что пространство, время, причинность и движение — априорны, не даны в опыте, конструкция нашего сознания.
3) разум — способность мыслить априорные основания познания.
Разум приход к антиномии. Антиномия — неразрешимое противоречие между двумя равнодоказуемыми суждениями.
Мир конечен во времени и пространстве или бесконечен? У всего есть причина или есть что-то случайное? Аскет и гедонист?

Этика И. Канта

Кант предложил понятие категорический императив — это нравственные правила ради правил.
Гипотетический императив — правило ради пользы.
Автономная мораль — мораль ради морали. Гетерономная мораль — мораль ради средства.

“Что я должен делать?” Ответ в Этике канта — учение о категорическом императиве: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой общественного законодательства” — т.е. чтобы каждый твой поступок был примером для всех.

“Рассматривай другого человека только как цель, и никогда как средство”

От второго вопроса Кант переходит к третьему вопросу: “На что я могу надеяться?”

“Добродетель и счастье — вещи не совместимые, т.к. нравственный закон требует отказа от многих жизненных удовольствий”

На земле нет верховного судьи, который всем воздает по заслугам, таким судьей может быть бог, таким образом Кант приходит к мысли о боге.

Кант обращается к пяти доказательствам существования бога Фомы Аквинского и находит логическую ошибку Ф. Аквинского.

Он сформулировал 5 доказательств существования бога, исходя из существования бога, т.е. не проследил как понятие о боге появилось в человеческом сознании, он взял его в готовом виде. Разбив 5 доказательств существования Бога, Кант сформулировал 6 доказательство: Бог существует как нравственная идея, помогающая человеку примерится со злом. Бог у Канта это порождение морального сознания, т.е. религия выводится из морали, а не так как это было принято раньше — мораль из религии.

“Я вынужден был ограничить знание, чтобы освободить место вере”

Кант, так же, разработал теорию права. С одной стороны он разграничил право и этику, т.к. право касается внешней жизни человека, в мораль — внутренней. Мораль имеет дело с намерениями, а право с поступками. Намерения — всегда естественны.

Право возможно только внутри государства. Это возможно на условиях всеобщего договора.

Право связано со знаниями, имеющими принудительный характер. Вся политическая жизнь — это борьба людей за свободу, но поскольку человек по натуре зол, он превращает и превращает свою свободу в произвол. Но, свобода одного человека не должна противоречить свободе других людей, следовательно, в обществе свобода одного человека перекрывается общей свободой.

В конечном итоге: право должно сообразовываться с нравственными знаниями, т.е. моральными требованиями. Право предстает как совокупность условностей, при которых произвол одного человека подавляется общей волей в соответствии практическим (нравственным) разумом.

Гражданская свобода — это право лица повиноваться только тем законам, на которые оно изъявило согласие.

“Что же такое человек?” // Существо познающее. Существо моральное.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Основные черты и особенности философии Эпохи Просвещения.

Основные черты античной философии.

1) Синкретичность – нерасчлененность, нерезделенность важнейших философских проблем.

2) Космоцентричность – в центре мироздания весь космос и мир человека.

3) Пантеистичность – космос это чувственное и умопостижимое абсолютное божество.

Античная философия охватывает период с VI в до н.э. др. греки, затем др. римляне и заканчивается VI в н.э.

Содержание и достижения: Постановка вечных проблем человека: о начале всех вещей, о свободе и необходимости, о жизни и смерти, о месте и роли человека на земле и в космосе, о прекрасном и возвышенном, о дружбе, о любви, о счастье. У др. мыслителей основным «оружием» было наблюдение, анализ, тонкая умозрительность.

53. Философия общества. Общество – система взаимоотношений, условий жизни и деятельности людей. Общество объединяет людей в систему определенных взаимоотношений. Основные устойчивые общие объединения людей: 1.народ (это все население, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества); 2.нация (общность людей, объединенная единым языком, совместной территорией, общей системой духовных ценностей); 3.государство (политическая система, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни). Общество как единая система включает в себя следующие основные элементы: политическая, социальная, экономическая, производственная, духовная, культурная, природная, правовая. Главный смысловой элемент любого общества: человек.

В результате чего общество в отличие от природных систем взаимодействия обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития. Общество представляет собой общественные представления людей, объективную реальность, социальную материю, эволюцию биосферы, оно существует благодаря деятельности людей. Элементы общества: 1.человек – главный элемент общества, представляет собой целый и целостный микрокосмос. Этот микрокосмос является элементом сознательной деятельности и неделимым образованием, в основе кот 3 составляющие (тело, душа и дух). 2.объект социальной деятельности делится на 2 класс: 1)вещи – орудия, с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий мир. 2)символы и знаки – данные предметы (произведение искусства) служат непосредственному изменению реальности. Они воздействуют на человеческое сознании, стремления и цели и через них воздействую на реальность.


Основные черты и особенности философии Средневековья.

Начало V – XV вв. Феодализм, главная идеология – это христианство. Проблемы философии определяются следующими принципами: откровение, единобожие, монотеизм, теоцентризм.

Основные проблемы философии средневековья:

1) Мир сотворен Богом и существует вечно.

2) Постижимы ли для человека божья воля и сотворенный им (всевышним) мир.

3) Место человека в окружающем мире через призму спасения человеческой души.

4) Роль человека в истории через призму спасения человеческой души.

5) Каким образом в человеке сочетаются свобода и божественная необходимость.

6) Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.

7) Соотношение откровений библии и истин человеческого разума.

8) Если Бог – это истина, добро и красота, от куда в обществе берется зло, и почему Бог это зло терпит.

Особенности философии средневековья:

1) Библейский традиционализм – Библия книга самая древняя, самая истинная, это слово божье.

2) Экзегетика – это искусство объяснения, толкование ветхого завета.

3) Дидактизм – это назидательство, учительство. Общая установка на воспитание, на образование и на продвижение по жизни человека к спасению, к Богу, к всевышнему.

Этапы философии средневековья:

1) Патристика (I-VI в) – разработка и осмысление христианской догматики. Составной частью патристики являются элементы платонизма. Вершина Августин Блаженный (354-430), главные работы: «О граде божьем», «Исповедь», «О троице». Благодаря его философии определяются 2 новых направления: креационизм (мир создан Богом из нечего) и провиденциализм (всемирная история – это божественный план спасения человнчества).

2) Схоластика (XI-XV в) – окончательное рациональное оформление догм христианства. Схоластика включает определенные моменты государственного устройства (по Аристотелю). Главный идеолог схоластики Фома Аквинский (1223 — 1274), главные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычества».

3) Аквинский обосновал 5 доказательств бытия всевышнего.

4) Бог – это первопричина мироздания и конечная реальность мироздания.

5) Естественное бытие человека, его разум относительно самостоятельны.

6) Природа завершается для человека в благодати, в добре для человека. Высшее предназначение человеческого разума – это вера. Философские познания и теология, их предназначение в сверхъестественном откровении.

Основные черты и особенности философии Эпохи Возрождения.

В Эпоху Возрождения рассматривается следующий круг вопросов, связанных с общественной жизнью:

1) Развитие общественного бытия.

2) Развитие народной культуры.

3) Развитие искусства.

4) Развитие философской мысли.

Эпоха Ренессанса охватывает период с XIV в до начала XVII в. Данный период называют осенью средневековья. Представили эпохи Возрождения характеризовали весь период средневековья как период темноты и невежества. В эпоху Возрождения в первую очередь меняется система ценностей. Главной ценностью объявляется человек, соответственно в этот период развивается индивидуализм в сфере мировоззрения. Во всех сферах общественной жизни начинает проявляться индивидуальность. В период эпохи Возрождения окончательно закрепляется философское направление гуманизм. Гуманизм – это образ мышления человека, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития. Гуманизм с периода Эпохи Возрождения отстаивает ценность человека как личности.

Причины становления философской мысли в период эпохи Возрождения:

1) Античное культурное наследие.

2) Главное направление антисхоластическое, против религиозного присутствия в культуре, философии и в общественной жизни.

3) Создается новая картина мира, связанная с богом и с природой (человек – главная составляющая часть природы).

4) Если философия средневековья в целом теоцентризм, то философия эпохи Возрождения в целом – антропоцентризм (в центре человек). Человек является важнейшим объектом философского рассмотрения, центральным звеном космического бытия.

Эпоха Возрождения зародилась в Италии и в последствии становиться общеевропейским явлением. Мыслители: Франческа Петрарка, Леон Батист Альберта, Лоренса Вала, Джаванди Пико Мирандола.

Основные черты и особенности философии Эпохи Просвещения.

Главная черта Эпохи Просвещения – это рационализм. В данный период завершаются идеи Эпохи Возрождения. Эпоху Просвещения называют эпоху веры в человеческий прогресс. Особенности философии Эпохи Просвещения:

1) Как идейно-мировоззренческое движение достигает своего высшего рассвета во Франции. В последствии данные идеи распространяются по всем странам Европы.

2) Развивается научное знание. Этому способствуют буржуазные отношения, мануфактурные производства, новая экономическая формация развития человеческих отношений.

Во Франции Просвещение развивается в двух направлениях: материализм и атеизм. Именно материализм и атеизм подготовили почву для формирования социализма и его идей. Задачи идеологов эпохи Просвещения:

1) Просвещение народа.

2) Решение социо-культурных проблем.

3) Критическое отношение к религиозным вопросам и к вере.

4) Разработка новых научных теорий и философских проблем.

Французские мыслители: Вольтер, Монтескье, Жан Жак Руссо, Дибро, Гольбах, Ламерти, Гельвеций. Английские мыслители: Тойланд, Смит, Рид, Мандевиль. Немецкие мыслители: Вольф, Лессинг.

1) Главнейшая роль мыслителей уделяется роли знаний в обществе, науке и технике.

2) Уделяют большое внимание защите естественных прав человека и гражданина.

3) Критикуют религию и суеверие.

Роль человеческого разума в работах мыслителей:

1) человеческий разум не дает вечных и общеобязательных истин

2) человеческий разум – основа человеческой деятельности, он помогает устанавливать связи между различными событиями и фактами

3) основными свойствами человеческого разума являются: готовность искать истину и способность искать истину

4) ставили человеческий разум в зависимость от человеческого опыта. Человеческий опыт контролирует человеческий разум (по Гольбаху)

5) основой мироздания мыслители видели природу. Природа есть причина всего.

6) Материя – причина самой себя, которая состоит из частиц.

7) Согласно их мнения: Все что человек делает, думает, чувствует, во что он верит может и должно быть осмыслено разумом. Человек существо разумное и в нем не должно быть ничего неосмысленного.

8) Социальный прогресс мыслители видели в распространении знаний, науки и образования.

9) Особое внимание уделяли просвещению правителей.

ФИЛОСОФИЯ: эпохи Просвещения: кратко

42. Философия эпохи Просвещения
Просвещение – торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII–XVIII вв.
Просвещение – эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось по всей Европе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской метафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию. Во Франции Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам. Эти идеи развивали: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. де Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций во Франции; Дж. Тойланд, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.
Установкой «имей мужество пользоваться собственным умом» утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда – опора на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям. Отсюда – защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.
Реализация этих идей требовала своеобразной трактовки разума: он не дает вечных и общеобязательных истин, он – возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум – основа деятельности – помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основными свойствами человеческого разума являются готовность и способность искать истину.
Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемогущ.

«Природа есть причина всего» ( П. Гольбах), она всецело материальна и объективна. Материя – причина самой себя, состоящая из частиц. Трактовка разума основана не на философско-методологической установке, а на достижениях науки. Не может быть заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Исходные принципы зависимы от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к истине. Это поднимает статус науки и образования в культуре: они учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.
Вместе с тем философы понимали несводимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего неосмысленного. Социальный прогресс – в распространении знания, науки, образовании. Особое внимание – просвещению правителей, обладающих реальной властью.
>
>
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:
1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
2. Что такое философия
3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура философского знания
5. Бытие как всеохватывающая реальность
6. Познание
7. Виды познания
8. Субъект и объект познания
9. Общие представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство и время
14. Общие понятия о человеке
15. Человек в мире природы
16. Понятие общества
17. Социальная структура общества
18. Гражданское общество
19. Человек и культура
20. Массовая культура
21. Типы цивилизаций
22. Основные положения эволюционной теории познания
23. Отражение как четвертое свойство материи
24. Истина как процесс
25. Критерии истины
26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность как категория
30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
33. Закон отрицания отрицания
34. Этапы истории философии
35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения
36. Философия и культура Древнего Востока
37. Античная философия
38. Средневековая философия
39. Философия Возрождения
40. Философия Нового времени
41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в
42. Философия эпохи Просвещения
43. Философия Канта
44. Философия Гегеля
45. Антропологический материализм Фейербаха
46. Философская концепция марксизма
47. Философия позитивизма: этапы развития
48. Философия прагматизма
49. Герменевтика как философское направление
50. Сциентизм и антисциентизм
51. Человек в «философии жизни»
52. Учения психоанализа и неофрейдизма
53. Проблема свободы в экзистенциализме
54. Значение творчества
55. Философские дискуссии западников и славянофилов
56. Философские идеи Достоевского и Толстого
57. Философская система Соловьева
58. Русский космизм
59. Диалектика. Структура диалектики
60. Особенности философской и религиозной картин мира
61. Понятие культуры в философии
62. Этапы исторического развития этических представлений
63. Эволюция эстетических идей
64. Категориальный аппарат эстетической теории
65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью
ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО
ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ

XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.

Для философии Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм.

Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.

После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Круче всех была механика. Так, ее строгие математич. законы попытались обобщить уровень природы, упрощая естественные з-ны жизни. Так и появился механистический мат-зм, человечество старалось систематизировать полученные знания, выделяя в каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращая своего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться. В этом и состояла сущность ММ. После открытия Дарвином его эволюционной теории стало ясно, что каждый объект или природа в целом должны быть изучены в процессе их развития.

Представители ММ не учитывали и активности сознания, видя в нем лишь пассивное отражение матер. действительности. В виду этого они утверждая, что сознание человека, его поведение, образ жизни определяются устройством его тела, выдвигали и такой взгляд. Человек, говорили они,- часть природы, он материальное существо полностью от нее зависящее.

Осн. аспекты эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ : 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место — рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) Наука и прогресс — главный лозунг. Наука — ср-во, прогресс — цель; 5) просветительство (ликбез); 6) механистический мат-зм

Тема № 7 «Философия Просвещения XVIII века»

План.

  1. Общая характеристика эпохи Просвещения.
  2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм просвещения.
  3. Выдающиеся мыслители Просвещения: Франсуа Мари Вольтер.

  1. Общая характеристика эпохи Просвещения …………………стр. 3
  2. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения…………………………… стр. 9
  3. Специфический характер религиозности, идея «естественной религии»……………………………. стр. 12
  4. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения……………………………………………. стр. 14
  5. Гуманизм Просвещения……………………………………….. стр. 19
  6. Выдающийся мыслитель Просвещения: Вольтер………… стр. 22
  7. Заключение……………………………. стр. 25
  8. Список использованной литературы………………………… стр. 26

    1 .Общая характеристика эпохи Просвещения.

XVIII век вошел в контекст человеческой истории под названием «Эпоха Просвещения». Просветителями называли философов, труды и деятельность которых, во-первых, получали широкий общественный резонанс; во-вторых, удовлетворяли некоторым критериям: разумности, критике социально-религиозных традиций, социальному проектированию. Именно в эту эпоху Просвещения были выдвинуты основополагающие идеи развития человеческой истории в различных ее аспектах. Термин «Просвещение», введенный в научный оборот Вольтером в 1784 году, означает распространение подлинно научного знания, источником которого является человеческий разум. Отсюда происходит и современная вера в неограниченные возможности человеческого разума в познание сущности бытия мира, природного и человеческого, и уверенность в способности человеческого разума разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество. В «Ответе на вопрос: что такое Просвещение?» Кант писал: «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. Имей мужество пользоваться своим собственным рассудком!». Таков, следовательно, девиз Просвещения.

Просвещение — это идейное и общественное движение в Европе и Северной Америке конца XVII — XVIII вв., связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период между «славной революцией» 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике («просвещенный абсолютизм»), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.

При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления. Например, И. Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Ф. Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций. Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая — рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны с злободневными проблемами жизни. Они отнюдь не чуждались общественной деятельности, видя в ней способ, повлиять на мнение сограждан и политику правительств. Философы эпохи просвещения происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности, и, несмотря на это, как течение общественной мысли Просвещение, несомненно, представляло собой некое единство. За счет чего же это происходило?

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей. Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Просвещение – это форма разрешения проблем посредством теоретического анализа в целях изменения всего образа жизни. Наша задача состоит в рассмотрении философских аспектов Просвещения, которые в каждой из европейских стран имели свои особенности.

Франция шла навстречу буржуазной революции, насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей. Философия становится делом идеологов и политиков. В этих условиях простые и ясные рецепты бэконовско-локковской философии используются весьма эффективно. Во Франции Просвещение, одетое в материалистические одежды, обеспечивало буржуазные социально-политические революционные преобразования. В Англии просветители-философы в жестком противоборстве с религиозными консерваторами создали моральную традицию, которая имела немаловажное значение для будущего страны. По-другому обстоит дело в феодально-раздробленной Германии, где философией занимаются преимущественно университетские профессора в тиши и уединении своих рабочих кабинетов. Здесь разрабатываются рафинированные философско-рационалистические схемы. В Германии просветители обеспечили условия для грядущего романтического движения в искусствах, способствовавшего различного рода преобразованиям, наступившим в XIX веке.

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков. И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель. Философия для Х.Вольфа — это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке. Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы. Кстати у самого Х.Вольфа учились М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие учебу в Германии. И если деятельность Х.Вольфа не освещалась должным образом в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что, несомненно, предопределило в последующем и деизм М.В.Ломоносова.

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

  1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения.

Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм придает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт.

Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Для философов эпохи Просвещения характерно умонастроение рационализма. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф.Энгельс: «Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».1 На знамени просветителей написаны два главных лозунга – наука и прогресс. Просвещение — оптимистическая философия быстро крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу. Вольтер любил говорить: «Однажды все станет лучше — вот наша надежда». Без стараний просветителей эта надежда могла и не осуществиться, многое было бы

Вольтер (1694-1774)
«Философский словарь»
Основные идеи:
1. Основа развития мира — материя.
2. Критика религии «Бог — это не личность, а олицетворяющие высшего разума лежащего в основе мира гармонии и порядка.
3. Деизм. После создания мира Бог не вмешивается в его деятельность, все происходящее регулируется законами.

Ж.Ж. Руссо (1712-1778)
«Об общественном договоре»
Основные идеи:
1. теория суверенитета народов (независимость) — только народ обладает все полнотой законодательной власти. Государь является исполнительной властью, следящий за исполнением этих законов. Если это делается государем плохо народ имеет право избавится от государя.

Ж. Ламетри (1709-1751)
«Человек — машина»
Основные идеи: человек — это сложно устроенный механизм в основе поведения которого находятся воздействие внешней среды.

П. Гольбах (1723-1789)
«Сила природы»
Основные идеи:
1. Основа мира — материя. Характеристика материи:
— Она вечна
— она не сотворена
— способ её существования — движения
Основные виды движения материи:
— механическое
— химическое
— биологическое
Примечания: каждый последующий вид движения содержится в себе все предыдущие
2. Детермизм (причина) — случайность в мире отсутствует, все происходящее обусловлено своими причинами, которые может познать человек.

К. Гельвеций (1715-1771)
«Об уме»
Основные идеи:
1. Движущей силой человека является личный интерес (поис удовольствий и избегание страданий)
2.

Цель общества — достижение наибольшего счастья членов этого общества.
3. основа познания — ощущение. Память — это «длящиеся», но ослабленное ощущение.

Монтескье (1686-1755)
«О духе законов»
Основные идеи:
1. создал принцип разделения властей для достижения справедливости при управлении государством власть необходимо разделить на три части: Законодательную, исполнительную, Судебную. Во главе каждой ветви власти должен стоять отдельный человек.
2. Теория влияния. На способы управления государством оказывает влияние следующие факторы:
1. географическое положение государства — наличие/отсутствие выхода к морским торговым путям.
2. Демографические ресурсы.
3. наличие природных ископаемых
4. наличие/отсутствие с/х земель.
5. государства-соседи
6. Климатические условия

Добавить комментарий

Закрыть меню