Элементы внешней среды организации

Внешняя среда предприятия и ее элементы.

Характеристики внешней среды

В наше время внешняя среда изучается не менее тщательно, чем внутренняя. Менеджер знать состояние внешней среды и уметь реагировать на ее изменения, будь то действия конкурентов, изменения технологии и др.

Как и факторы внутренней среды факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней перемен­ной может сказываться на других, изменение одного фактора окруже­ния может обусловливать изменение других.

Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаклю­чение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, мно­гочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, поло­жим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, несколь­ких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, исполь­зующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспече­ния менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показате­лю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быст­рое развитие, чем организация, которой все это не касается.

Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указы­вали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоро­стью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, было обнаружено, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фар­мацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской про­мышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической про­мышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних под­разделений организации и ниже для других.

Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Среда прямого воздействия

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может бы выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Всех поставщиков можно разделить на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материа­лов, то есть здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмич­ности, качества и т.д. Причем зависимость эта в последнее время возрастает с углублением разделения труда и развитием коопера­ции. Фирмы все более ориентируются на преимущественное при­обретение комплектующих элементов у партнеров, а на самих фир­мах выполняются лишь определенные операции, причем это характерно как для производственных, так и для фирм, работаю­щих в сфере услуг. Поэтому можно говорить о возрастании усиле­ния их зависимости от поставщиков и в дальнейшем. Вместе с тем, в отношениях между фирмами-покупателями и фирмами-поставщиками происходят изменения, базирующиеся на японской систе­ме субподряда, организации эффективной системы поставок. При этом поставщикам передаются дополнительные полномочия и от­ветственность, как в области проектирования, так и области произ­водства продукции, что позволяет говорить уже об управлении по­ставщиками.

Капитал.

Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материа­лов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Небольшие, в особенно­сти венчурные, предприятия сегодня испытывают большие трудности с получением необходимых средств.

Трудовые ресурсы.

Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специаль­ностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т. е. Для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, все перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каж­дый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем.

Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантли­вых менеджеров. Джордж Стейнер в своем исследовании попросил руководителей ряда фирм проранжировать по степени важности для них 71 фактор применительно к последним пяти годам. В число факторов вошли: общее руководство, финансы, мар­кетинг, материалы, производство и готовая продукция. По трудовым ресурсам выше других котировались два фактора: привлечение высококвалифицированных менед­жеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фир­мы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акци­онерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в орга­низацию. Поддержка талантливых управляющих — это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагаются достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников.

Подписывая договор с профсоюзом, фирма по сути дела, договаривается с постав­щиком рабочей силы. Распространение профсоюзов — еще одно подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов. При­чем в различных странах взаимоотношения фирмы и профсоюза проявляются по-разному. Так, в США руководство фирм традиционно конфлик­товало с профсоюзами, а в Японии они, как правило, успешно сотрудничают.

Законы и государственные органы

Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпора­цией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относи­лось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинав плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.

Как известно, госу­дарство в рыночной экономике оказывает на организации как кос­венное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты. Так, например, высокие ставки налогов су­щественно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Наоборот, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской деятельности. И таким образом, с помощью налогов государство может осуществлять управление развитием нужных направлений в экономике.

Государственные органы.

Организации обязаны соблюдать не только феде­ральные и штатные законы, но и требования органов государственного регулирова­ния. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требова­ния, зачастую также имеющие силу закона. Неопределенность сегодняшнего правового поля проистекает из того факта, что требования одних учреждений вступают в противоречие с требованиями других, и в то же время за каждым стоит авторитет федерального правительства, позволяющий принудительно обеспечивать выполнение таких требований.

Законотворчество местных органов управления.

До­полнительно усложняют дело регулирующие постановления местных орга­нов власти, число которых также множится. Почти все местные сообщества требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возмож­ности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет об энергетике, системах телефонной связи внутри штата и страховании, то и устанавливают цены. Некоторые местные законы модифицируют или усиливают федеральные нормы.

Потребители

Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само вы­живание и оправдание существования организации зависит от ее способности нахо­дить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Однако некоммерческие и государст­венные организации также имеют потребителей в друкеровском смысле.

Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

Важное значение приобретают в современных условиях и различные ассо­циации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкуренты

Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельно­сти можно продать и какую цену можно запросить.

Недооценка конку­рентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресур­сы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведе­ния. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Современное развитие науки и техники в условиях НТР сущест­венно обострило конкурентную борьбу между фирмами. Важней­шим условием процветания фирмы является ее постоянное совер­шенствование и, прежде всего на базе современных достижений науки и техники. Научное открытие или принципиально новый товар или услуга могут вознести фирму на вершину успеха.

Вместе с тем, нужно отметить, что конкуренция иногда тол­кает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

Среда косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследо­вании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 817;

Элементы внешней среды организации

в теории менеджмента представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов прошлого века. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури считают, что Это стало одним из значительных вкладов системного подхода в науку управления: подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, имеющих связи с внешним миром, внешним окружением.

Ситуационный подход позволил развить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данный ситуации метод воздействия определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющим на нее соответствующим образом (рис. 5.1).

Системный и ситуационный взгляды в менеджменте выступают как реакция на изменения, в возрастающей мере влияющие на эффективность действий организации. Элвар Эльбинг утверждает, что внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. Они вынуждены сосредотачивать внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации, чтобы выжить и сохранить эффективность

Руководителям приходится учитывать окружающую среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, а также потребителей.

Руководство должно ограничить внешнее окружение только теми факторами, от которых решающим образом зависит успех организации. Пустой тратой сил будет попытка учесть все аспекты окружающей среды. Имеется высказывание Джералда Белла, что внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, существенные по отношению к организации.

Факторы внешней среды взаимосвязаны. Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказаться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других

Взаимосвязанность различных факторов внешней среды может превратить внутреннюю среду современных организаций в бурно изменяющуюся совокупность факторов.

Схема влияния внешней среды на внутреннюю среду организации приведена на рисунке 3.2.

Внешняя среда организации
Среда прямого воздействия
Поставщики Трудовые ресурсы Законы и учреждения государственного регулирования
Потребители Конкуренты
Среда косвенного воздействия
Состояние экономики. Научно-технический прогресс
Социокультурные и политические факторы
Влияние групповых интересов
Существенные для организации события в других странах

Рисунок 3.2. Схема влияния внешней среды на внутреннюю среду организации

Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолировано.

Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны и изменяются. Выживание организации критически связано с уровнем знаний об окружении организации.

Для организации внешняя среда может быть довольно сложна или не быть таковой. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Если на организацию оказывают сильное давление государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, то можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем организация, озабоченная действиями всего нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.

Подобным образом, когда говорится о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая отношения всего с несколькими предприятиями, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.

По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, к которой все это не относится.

Организации, работающие в несложной окружающей среде, обладают следующим преимуществом: им приходится иметь дело всего с несколькими категориями данных, необходимых для принятия решений.

В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура. Поскольку разные организации функционируют в разных средах, ситуационный подход позволяет утверждать, что не существует и наилучшей организационной структуры.

Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Эта тенденция является общей. Однако есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Быстрые изменения происходят в аэрокосмической промышленности, производстве компьютеров, сфере телекоммуникаций. Менее заметные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов.

Подвижность внешней среды может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Например, на предприятиях, где имеется отдел исследований и разработок, он сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. Если же производственные мощности разбросаны по разным странам или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды.

Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие управленческих решений более трудным процессом.

Одной из характеристик внешней среды является ее неопределенность. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация или менеджер по поводу конкретного явления или вещи, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, окружающая среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Для организаций, где предпринимательство становится глобальным занятием, требуется все больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение организации, тем труднее принимать эффективные управленческие решения.

Приведенное позволяет отметить, что взаимосвязь факторов, сложность внешней среды организации, ее подвижность и неопределенность являются одними из основных характеристик внешней среды.

Внешняя среда организации прямого воздействия

Внешняя среда организации может быть прямого и косвенного воздействия. Внешняя среда организации прямого воздействия включает в себя поставщиков, государство, профсоюз, конкурентов, покупателей.

Внешняя среда организации прямого воздействия представляет собой непосредственное деловое окружение, состоящее из субъектов среды, оказывающих прямое влияние на ее деятельность.

Поставщики организации как элемент внешней среды – это источник ввода ресурсов, таких как материалы, оборудование, энергия, капитал (банки, акционеры и частные лица) и рабочая сила.

Государство может оказывать влияние на организацию посредством налоговой системы, государственной собственности и бюджета, законодательных актов. Любое предприятие должно соблюдать требования государственных органов, в числе которых комиссии в области торговли, лицензирования, квотирования, ценных бумаг, управления по надзору за качеством и охраной труда, а также окружающей среды.

Потребителями или покупателями могут быть физические и юридические лица, приобретающие товар (продукцию, услугу), произведенный (продаваемый) организацией.

Конкуренты предлагают на рынок аналогичную продукцию или товар часто лучшего качества. Внешняя среда организации в лице конкурентов способствует новаторству и эффективности.

Внешняя среда организации косвенного воздействия

Существует также внешняя среда косвенного воздействия, элементы которой оказывают влияние на компанию не сразу, а, например, по истечению времени.

В число элементов внешней среды организации косвенного воздействия включены международное окружение, научно-технический прогресс, политические факторы, социокультурные факторы и состояние экономики.

Внешняя среда организации косвенного воздействия намного сложнее, чем среда прямого воздействия, поскольку информация по ней в большинстве случаев отсутствует, и руководство компании чаще всего опирается на собственные предположения.

С помощью научно-технического прогресса происходит отражение уровня научно-технического развития, воздействующего на компанию (эффективность производства продукции, введение новых продуктов и скорость их устаревания).

Политические факторы могут заключаться в намерении органов государственной власти по отношению к развитию общества и средства, при помощи которых государство приводить в жизнь свою политику (налогообложение и установление налоговых режимов и льгот, защита потребителей, контроль цен и заработной платы, идеология политики правительства и др.).

Социокультурные факторы представлены установками, жизненными ценностями и традициями общества, а также демографической обстановкой, отношениями компании с местным населением, ростом населения, уровнем образования и др.

Состояние экономики может оказывать воздействие на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителя приобретать определенную продукцию.

Общие понятия и основные элементы внешней среды организации.

123Следующая ⇒

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при: ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СИУ РАНХиГС

Факультет государственного и муниципального управления

КАФЕДРАГосударственного и муниципального управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Деловые коммуникации»

Тема: «Внешняя среда организации: взаимодействие с прямым и косвенным окружением на примере поликлиники города Бердска – ГБУЗ НСО БЦГБ «.

Выполнила: студентка гр. 14501

Кравченко Эсмира

Проверила:

Старший преподаватель кафедры

государственного и муниципального

управления

Кравец Анна Анатольевна

Новосибирск 2017

Введение: 3

Глава 1. 4

1.1 Общие понятия и основные элементы внешней среды организации. 4

1.2 Среда прямого и косвенного воздействия на организацию (микросреда и макросреда). 6

Глава2. 10

2.1 Существующие методы анализа среды организации. 10

2.2 Анализ внешней среды организации поликлиники города Бердска – ГБУЗ НСО БЦГБ : взаимодействие с прямым и косвенным окружением. 13

Глава3. 14

3.1 Разработка рекомендаций, методы совершенствования. 17

Выводы.. 18

Список литературы.. 19

Введение:

На сегодняшний день изменения во всем мире оказывают большое влияние как на одного человека, так и на крупные организации. Организация – это большая система, напрямую зависящая от того, что происходит во всем мире: поставки ресурсов, кадров, энергии и потребителей.

Руководитель в свою очередь должен уметь выявить существенные факторы в окружении, непосредственно влияющие на его организацию, т.к. от него зависит «жизнь» организации. Также на плечах руководителя лежит ответственность, за то, как его организация будет реагировать на внешние факторы.

Анализ внешней и внутренней среды является одним из процессов стратегического управления. Существует устойчивая обратная связь , а также обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Анализ среды обычно считают исходным, поскольку он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, которая помогает фирме осуществлять свою миссию и достигать своих целей.

Цель контрольной работы: провести анализ внешней среды организации ГБУЗ НСО БЦГБ, рассмотреть взаимодействия с прямым и косвенным окружением с целью дать рекомендации по улучшению взаимодействия с внешней средой.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. Познакомиться с общими понятиями внешней среды

2. Провести анализ организации ГБУЗ НСО БЦГБ на предмет взаимодействия с внешней средой

3. Разработка рекомендаций по улучшению взаимодействия с внешней средой.

Глава 1.

Общие понятия и основные элементы внешней среды организации.

Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, природных и общественных условий, национальных и межгосударственных структур и иных внешних условий и факторов, которые действуют в окружении предприятия и влияют на различные сферы его деятельности. Внешняя среда включает в себя всю макросферу и небольшую часть микросферы. Также внешняя среда обусловлена внешними факторами.

Внешние факторы влияния – это неизменные условия организации, которые она должна учитывать в своей работе. Включает в себя правительство, экономические условия, потребителей и т.п.

Большое влияние состояние внешней среды оказывает на бизнес, т.к. она независимо существует, и является необходимой при учете в своей деятельности. От правильного учета зависит эффект и результат продуктивного производства организации.

Составляющие внешней среды организации:

правительственные учреждения, конкуренты, потребители, финансовые организации, поставщики, источники трудовых ресурсов, оказывающие значимое влияние по отношению к операциям организации.

Характеризуется внешняя среда как правило ростом сложности, многокомпонентностью, подвижностью, нарастающей взаимосвязанностью факторов и неопределенностью. Изменение хотя бы одной характеристики влечет изменения множества других факторов.

Сложность задается числом и вариацией факторов, на которые организация реагирует. Факторы характеризуются множеством данных, принимающимися во внимание при выработке управленческих решений.

Скорость, с которой меняются факторы окружающей среды, задаются подвижностью. Основные изменения происходят в области НТП.

Неопределенность внешней среды можно объяснить недостатком информации о факторах, а также низкой достоверностью. Сложнее всего принимать эффективные управленческие решения, когда данные, характеризующие факторы внешней среды, максимально неопределенные.

Добавить комментарий

Закрыть меню