Элемент политической системы

Государственная власть с ее ветвями, Политические партии,Общественно-политические движения,Временные или постоянные ассоциации, учатвующие в политическом процессе.

Важнейшая задача политической системы – формирование легитимной власти, признание обязательности ее решений, обеспечение живого единства власти и подвластных

Институциональный компонент, к которому относятся различные социально-политические институты.

Базисным институтом в данном структурном элементе является государство, власть которого распространяется на все его население и на всей его территории. Основным политическим институтом являются партии – организованные группы людей, преследующих единую цель (цели) в отношении использования власти. Так же к данному структурному элементу относятся общественные движения и иные социально-политические институты.

Функциональный компонент включает в себя методы и способы осуществления власти в интересах общества, т.е. это то, как правящие круги используют свое положение по отношению к вверенным им функциям.

Регулятивный компонент – совокупность средств и правовых норм регулирования отношений между различными институтами. К ним относятся политические принципы (например, принципы правящей партии), различного рода политические традиции и т.д.

Коммуникативный компонент – отношения, возникающие между субъектами этой системы, касающиеся вопроса власти в связи с выработкой определенной политики. Так же к данному структурному подразделению относятся отношения между различными компонентами данной системы и между политическими системами государств.

Культурно-идеологический компонент:

Политическая идеология – структурно оформленные представления о политической жизни, отражающей интересы, взгляды общества и существующих в нем групп (партий и пр.).

Политическая культура включает в себя политические ценности, навыки, тенденции, оказывающие влияние на поведение отдельного человека и/или всего общества.

Политическая психология – совокупность эмоций, чувств, мыслей людей по отношению к определенному процессу или явлению.

Структура политического режима

Политический режим представляет собой комплекс взаимодействующих компонентов осуществления политической власти. Носителем связей и отношений, т.е. показатель того, как, в какой политической парадигме работает власть, являются компоненты и их взаимодействие, атрибутивные, характерные свойства того или иного политического режима.


Политический режим — совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, доминирующих форм идеологии, состояния политической культуры. Классификация политических режимов достаточно разнообразна. Например, политические режимы можно классифицировать:
1. по уровню демократичности (народный — антинародный)
2. по степени развитости политической системы (авторитарно-демократический, открытый и закрытый, легитимный и нелегитимный)
3. с точки зрения форм правления (режим парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские и др.);
4. по кланово-групповыми критериями (режим «белого меньшинства», «черных полковников», «Красных кхмеров» и др.).

Формы государственного правления

Демократия– народовластие, власть всего народа,

широких слоев общества,

Охлократия– власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям,

Монархия– власть одного правителя – монарха, шаха, султана, царя, короля,

Олигархия– власть немногих, небольшой группы людей– богачей, политиков, военных,

Полиархия– власть многих, власть в руках трех или

более лиц или форма демократии, при кт на действияправительства заметно влияют различные общественныеорганизации – профсоюзы, союзы предпринимателей ит.д.

Анархия– отсутствие власти, безвластие, вызывающеедезорганизованность в обществе,

Диктатура– неограниченная власть одного лица

(диктатора), группы лиц, политической партии и т.д.,

􀀀Бюрократия –чрезмерная власть чиновников в

обществе.

Политическая система — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих политическую власть, а также взаимосвязь граждан и государства.

Основными разработчиками концепции полит.системы общества считаются Парсонс, Д.Истон, который выделил пять разновидностей действий, которые являются необходимыми элементами любой полит.системы. Это законодательство, управление, правосудие, требование, поддержка (солидарность).

В отечественной литературе выделяют следующие элементы политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные объединения.

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны полит власти и полит.системы.

3) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу полит. власти

4) политическая практика, состоящая из полит. деятельности и совокупности полит. опыта.

Функции политической системы общества:

1) Контроль за сферой распределения ценностей.

2) интеграция общества, разрешение или смягчение общественных противоречий.

3) упорядочение политических процессов с целью полит.обновления либо стабилизации. 4) вовлечение граждан в политическую жизнь (полит. рекрутирование)

5) извлечение из гражданского общества его ресурсов для достижения целей и задач.

6) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества.

Субъектами политической системы общества являются: государство, партии, политические движения, общественные объединения и т.п.

Функции политической системы.

Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются:

1) определение целей, задач и путей развития общества;

2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);

4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;

7) разработка правил и законов поведения людей и групп

в обществе;

8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

9) распределение материальных и духовных ценностей.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

Структурные элементы политической системы

1) политические институты- государство, политические партии, общественные организации и т.п.;

2) политическое сознание– политическая идеология и психология;

3) политические нормы–правовые и неправовые;

4) политические отношения –взаимодействие институтов по поводу политической власти.

Функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества,

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей,

3) представительство интересов различных субъектов политических отношений,

4) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры.

Государство – основной элемент политической системы, т.к.: выступает в качестве единственного официального представителя всего народа; является единственным носителем суверенитета; обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры; обладает монополией на правотворчеством.

Полномочия государства по отношению к другим элементам полит.

системы: устанавливает правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики; регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах; может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения.

Роль права в политической системе- служит одним из средств связи между обществом и его политической системой; интегрирует общество, делает политическую систему стабильной; устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы; легализует в правовых актах субъектов политической организации — государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п.

Негосударственные субъекты политической системы: местное самоуправление; политические партии; социальные движения; общественные организации; трудовые коллективы (корпорации).

Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы, выражающая её интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. В настоящее время в РФ зарегистрировано 7 партий, из них 4 представлены в Гос. Думе

Социальное движение — это массовое общественное объединение, как правило организационно не оформленное и не имеющее постоянного членства.

В отличие от партий, соц. движения: не стремятся к власти, а пытаются воздействовать на нее в своих интересах; имеют одну цель, а не комплекс целей.

Характеристика основных элементов политической системы

Понятие и структура политической системы общества

Политическая система – это система принципов политических отношений в государстве, которые возникают между всеми государственными и негосударственными образованиями в процессе политической жизни общества, а именно: в формировании органов государственной власти, выработке политических программ и текущего управления общественными программами.

Структура политической системы общества:

– субъекты политических отношений – это непосредственные участники политики, которые участвуют в выборах в местные и государственные органы власти или осуществляющие влияние на государственную политику;

– политические отношения – являются видом общественных отношений, которые возникают в государстве по поводу получения и реализации государственной власти;

– политические нормы – вид социальных норм, которые регулируют политические отношения, устанавливая политические права и обязанности субъектов политики;

– избирательная система – это понятие характеризует принцы организации выборов в представительные органы государства, выборы президента, выборы депутатов парламента или депутатов органов местного самоуправления;

– политический режим – это характер политических отношений в государстве, который определяется принципами отношений между государственными органами власти, гражданским обществом и гражданином.

Характеристика основных элементов политической системы

Субъекты политических отношений – это непосредственные участники политики, которые участвуют в выборах в местные и государственные органы власти или осуществляющие влияние на государственную политику. Субъектами политических отношений являются граждане, политические партии и движения, территориальные общины, трудовые коллективы, органы местного самоуправления и государственной власти.

Одним из важнейших субъектов политических отношений является политическая партия. Политическая партия – это зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан – сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, которое имеет своей целью формирование и выражение политической воли граждан, участвует в выборах и других политических мероприятиях. Политические партии должны иметь свою программу и устав.

Программа политической партии является изложением целей и задач этой партии, а также путей их достижения. Устав политической партии должен содержать такие сведения:

– название политической партии;

– перечень уставных органов политической партии, порядок их образования, их полномочия и срок этих полномочий;

– порядок вступления в политическую партию, приостановления и прекращение членства в ней;

– права и обязанности членов политической партии, основания прекращения и приостановления членства в политической партии;

– порядок создания, общую структуру и полномочия областных, городских, районных организаций политической партии и ее первичных ячеек;

– порядок внесения изменений и дополнений в устав и программы политической партии;

– порядок созыва и проведения партийных съездов, конференций, собраний и других представительных органов политической партии;

– источники материальных, в том числе финансовых, поступлений и порядок осуществления расходов политической партии;

– порядок ликвидации (самороспуска), реорганизации политической партии, использования ее средств и другого имущества, которое осталось после ее ликвидации (самороспуска).

Политические отношения являются видом общественных отношений, возникающих в государстве по поводу получения и реализации государственной власти. Примерами таких отношений могут быть отношения между политическими партиями (соглашения о создании политических блоков), отношения, возникающие между гражданами, политическими партиями и органами государственной власти в избирательном процессе, в формировании правительства, участие в международных организациях и тому подобное.

Политические нормы – вид социальных норм, которые регулируют политические отношения, устанавливая политические права и обязанности субъектов политики. Система политических норм общества состоит из широкого круга социальных норм, а именно:

– правовые политические нормы;

– корпоративные политические нормы;

– политическая этика;

– политические обычаи и традиции.

Главную роль в регулировании политических отношений современных государств играют правовые политические нормы, то есть те, которые получили закрепление в действующем национальном законодательстве.

Избирательная система – является понятием, которое характеризует принципы организации выборов в представительные органы государства, выборы президента, выборы депутатов парламента или депутатов органов местного самоуправления.

Выделяют три основных избирательных системы: мажоритарную, пропорциональную и смешанную. По мажоритарной системе выборы проводятся по территориальным мажоритарным округам, которых организуется в государстве столько, сколько депутатских мест в парламенте (имеется в виду однопалатный парламент, или в нижней палате двухпалатного парламента). Голосование осуществляется за отдельного кандидата в депутаты.

По пропорциональной системе избирается партия, а не личность кандидата. Партия формирует список своих членов, которые и рассматриваются как кандидаты в депутаты.

По этой модели партия получает количество депутатских мандатов, пропорционально тому, сколько она получает процентов голосов граждан на выборах. Смешанная избирательная система – избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

Политический режим – это характер политических отношений в государстве, который определяется принципами отношений между государственными органами власти, гражданским обществом и гражданином. Основным критерием политического режима является признание и соблюдение государством политических права и свобод гражданина. На основе этого критерия различают демократический и антидемократический политические режимы, которые в свою очередь имеют подвиды. Более подробно данный вопрос был рассмотрен в теме № 3 «Форма государства».

Добавить комментарий

Закрыть меню