Эластичность предложения

Анализ эластичности

Выделяют три значения показателя эластичности:

  • Больше одного (ЕDР> 1), при этом спрос (предложение) можно определить как эластичный (чем больше показатель, тем спрос эластичнее).
  • Меньше единицы (ЕDР< 1), при этом спрос (предложение) считают неэластичным.
  • При равенстве эластичности единице можно говорить о единичной эластичности, то есть уменьшение цены на 1 % приводит к росту объема спроса тоже на 1 %.

Существуют также крайние случаи эластичности, среди которых выделим:

  • абсолютно эластичный спрос с одной существующей ценой, при этом коэффициентстремится к бесконечности, а изменения в цене ведут к полному отказу от приобретения товара (при росте цены) или к неограниченному увеличению спроса (при уменьшении цены);
  • абсолютно неэластичный спрос, при котором вне зависимости от изменений цены спрос на продукцию остается постоянным (одинаковым), при этом показатель эластичности по цене равен нулю.

Аналогично понятию «эластичность спроса» выделяют понятие «эластичность предложения». Эластичность предложения по
цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Рассмотрим следующие три случая, соответствующие графи­кам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представ­лено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара ос­тается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложе­ние, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необхо­димо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто ис­портится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения.

Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.

Ценовую эластичность предложения можно оценить количественно, с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения ESP рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:

где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:

• неэластичное предложение (график S1): значительное про­центное изменение цены приводит к незначительному про­центному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;

• эластичное предложение (график S2): незначительное про­центное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эла­стичности предложения больше 1;

• предложение с единичной эластичностью (график S3): из­менение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предло­жения равен 1;

• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эла­стичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства то­вара (если цена понижается), либо к неограниченному уве­личению предложения (если цена повышается);

• абсолютно неэластичное предложение (гра­фик S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном слу­чае его предложение будет постоянным (одинаковым); ко­эффициент эластичности равен нулю.

Эластичность предложения по цене определяется рядом фак­торов, наиболее весомые из которых следующие:

1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше воз­можности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.

2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объе­мы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство ка­кой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъ­юнктуры и снижения цены товара.

3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособить­ся» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения.

Как мы помним, от цены зависит не только спрос, но и предложение данного товара. Эластичность предложения по цене (

) показывает, на сколько процентов изменяется предложение товара (s), при изменении цены этого товара (p) на 1%.

Формула расчета коэффициента эластичности:

Соответственно эластичность предложения по цене в данной точке исчисляется по формуле:


,

где P и q – значения цены и предложения в данной точке, ∆P и ∆q –абсолютные изменения цены и предложения.

Если Вы не понимаете, откуда взялась приведенная формула, Вам следует вернуться к п. Б первого вопроса данной темы.

Если задана функция предложения от цены, то для точного нахождения коэффициента эластичности в данной точке используется формула:

Обоснование формулы найти в п. Ж первого вопроса этой темы.

Поскольку кривая предложения обычно имеет положительный наклон (величина предложения растет по мере роста цены и снижается вместе с ее падением), эластичность предложения по цене положительна:

Подобно эластичности спроса, эластичность предложения по цене бывает не только прямой, но и перекрестной. Последняя показывает, на сколько процентов изменяется предложение одного товара при изменении цены другого товара на 1%. Например, на сколько процентов вырастет предложение природного газа (добываемого попутно с нефтью) при возрастании цены нефти на 1%.

В отношении прямой эластичности предложения по цене возможны три случая:

1. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в большей степени, чем цена, то предложение эластично по цене. В этом случае:

.

2. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в меньшей степени, чем цена, то предложение неэластично по цене. В этом случае:

.

3. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в той же степени, что и цена, то предложение характеризуется единичной эластичностью по цене. В этом случае:

.

Пусть функция предложения линейна: q=a+bp. Рассчитаем эластичность предложения по цене:

Выводы:

— Если параметр «а» равен нулю, то эластичность во всех точках функции равна 1.

— Если параметр «а» больше нуля, то эластичность во всех точках функции меньше 1.

— Если параметр «а» меньше нуля, то эластичность во всех точках функции больше 1.

Графически это выглядит так (рис. 4-6):

Рис. 4-6. Эластичность предложения по цене

Факторы прямой эластичности предложения по цене:

1. Возможности хранения продукции. Чем они хуже, тем эластичность ниже, поскольку продавцы не имеют возможности придержать товар в ответ на снижение его цены. Пример – клубника.

2. Фактор времени. Чем короче временной отрезок с момента изменения цены, тем ниже эластичность предложения.

В этой связи различают мгновенный, короткий и длительный периоды.

В мгновенном периоде все производственные ресурсы являются неизменными. В связи с этим производители не имеют возможности ответить ростом выпуска на рост цены, и эластичность предложения равна нулю.

В коротком периоде одни ресурсы являются постоянными, а другие переменными. Возможность привлечения дополнительных ресурсов позволяет увеличить выпуск в связи с ростом цены, и эластичность предложения возрастает.

В длительном периоде использование всех ресурсов может быть пересмотрено. Поэтому эластичность предложения по цене максимальна.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.

Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложения называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара.Чем более полога кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара. Аналогично эластичности спроса.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения;

2. способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения;

3. фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения;

4. уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены;

5. степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;

6. технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение)

Говоря об эластичности предложения мы должны иметь в ввиду, что эти изменения происходят во времени, и следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен должен пройти определенный промежуток времени.

Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.). (Рис.________ .)

Рис. ______

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

Измерив, эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 ,- цены до и после изменения; «S» в индексе означает эластичность предложения.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемыx им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Применение теории эластичности

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг’.

‘ См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 19.

Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.

Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 9.3. При арендной плате 1 тыс. .руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 9.3, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится.

Рис. 9.3, Эластичность спроса (а) и изменение валовой выручки (б): Р — плата за аренду квартиры;Q — количество квартир:R — доход (выручка) фирмы от сдачи квартир в аренду

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика.

При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). На рис. 9.4 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.

График спроса D на рис. 9.4,а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рис. 9.4,б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно P0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.

Эластичность предложения

Эластичность предложения – это степень изменения величины предложения под влиянием воздействия различных факторов.

Важнейшими факторами эластичности предложения выступают цена данного товара и цены других товаров, поэтому различают следующие ее виды:

1. Эластичность предложения по цене, которая характеризует степень изменения величины предложения (ΔQs) в зависимости от изменения цены (ΔP). Она измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности:

(4.4)

Различают эластичное предложение, неэластичное предложение и предложение с единичной эластичностью. Предложение считается эластичным, если незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение его величины (коэффициент эластичности в этом случае больше 1). Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения его величины (коэффициент эластичности меньше 1). При единичной эластичности предложения имеет место одинаковое изменение цены и количества предлагаемых товаров (коэффициент эластичности равен 1).

3. Перекрестная эластичность предложения, которая характеризует степень изменения предложения товара А в зависимости от степени изменения цены на товар Б. Ее измеряют с помощью коэффициента перекрестной эластичности (kпэп) следующим образом:

(4.5)

где ΔQA – процентное изменение величины предложения товара А;

ΔРБ – процентное изменение цены на товар Б.

На эластичность предложения влияют следующие основные факторы: отсутствие товаров-заменителей, уровень товарных запасов, резервы производственных мощностей, уровень конкуренции, фактор времени. Особо существенным из них является фактор времени, в соответствии с которым выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде у производителя нет времени, чтобы изменить предложение: оно будет неэластичным.
В среднесрочный период производитель имеет возможность использовать резервы производства и увеличить предложение: его эластичность возрастает. В долгосрочный период производитель имеет возможность расширить производство и увеличить выпуск продукции.

Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Цена –количество денег, выплачиваемое за единицу товара; выраженная в деньгах стоимость единицы товара.

Спрос –это желание и способность потребителей покупать товары и услуги.

Предложение –это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке.

Закон спроса –чем дороже товар, тем меньше спрос на него, и наоборот, чем товар дешевле, тем охотнее его покупают. Следовательно, зависимость между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональная.

Закон предложения –чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, если цена товара снижается, предложение уменьшается. Таким образом, зависимость между ценой товара и его предложением прямо пропорциональная.

Эластичность спроса –понятие, характеризующее изменение спроса в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на спрос.

Эластичность предложения –понятие, характеризующее изменение предложения в зависимости от степени изменения фактора, влияющего на предложение

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором величина спроса совпадает с величиной предложения при цене, называемой равновесной.

Равновесная цена – это цена, при которой наступает рыночное равновесие.

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

8.6 Эластичность предложения

Мы уже познакомились с эластичностью спроса в предыдущей главе. Эластичность предложения ничем принципиально не отличается от эластичности спроса.
Напомним базовое определение эластичности: это отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой величины.
В случае эластичности предложения базовая формула эластичности приобретает вид
Также, как и для спроса, мы можем посчитать точечную и дуговую эластичности по цене:

При небольших изменениях (обычно меньше 10%) можно обойтись точечной эластичностью, а при больших изменениях (больше 10%) корректнее воспользоваться дуговой
В ряде задач необходимо посчитать эластичность в конкретной точке, лежащей на кривой спроса. В этом случае считать нужно определенно точечную эластичность.
Обратим внимание, что, поскольку предложение является функцией от множества факторов (неценовых факторов предложения), то можно рассчитать эластичность предложения по любому фактору. Например, можно рассчитать эластичность предложения по цене ресурсов (например, эластичность предложения по заработной плате). Принципы расчёта эластичности в данных случаях будут такими же, как и для эластичности по цене. Соответственно, все формулы будут похожи на формулы эластичности предложения по цене, необходимо лишь фактор «цена» заменить на соответствующий другой фактор, например «заработная плата работников».

Все формулы эластичности являются следствием наиболее общей формулы:
эластичность предложения по фактору =
Эластичность предложения по цене
эластичность предложения по цене =
Эластичность предложения по цене показывает, как реагирует величина предложения на изменение цены. Как мы знаем, закон предложения устанавливает, что величина предложения и цена изменяются в одном направлении (не будем забывать про существование исключения из закона предложения). Поэтому, при сохранении закона предложения. эластичность предложения по цене является неотрицательной величиной.
еPQ ≥ 0
Предложение является эластичным по цене, когда еPQ ≥ 1
В этом случае ≥ 1, то есть ΔQ% ≥ ΔP%. Величина предложения меняется больше, чем цена (в процентном отношении). То есть величина предложения сильно реагирует на изменение цены.
Предложение является эластичным по цене, когда еPQ ≤ 1
В этом случае ≤ 1, то есть ΔQ% ≤ ΔP%. Величина предложения меняется меньше, чем цена (в процентном отношении). То есть величина предложения слабо реагирует на изменение цены.
Предложение имеет единичную эластичность по цене, когда еPQ = 1 В этом случае = 1, то есть ΔQ% = ΔP%. Величина предложения меняется также, как и цена (в процентном отношении).

8.6.1. Крайние случаи эластичности предложения по цене

Рассмотрим два крайних случая:

  1. Предложение абсолютно эластично по цене. еPQ = ∞
    Эластичность предложения по цене в данном случае равна бесконечности. Величина предложения реагирует очень сильно на малейшие изменения цены. Это означает, что при заданной цене (и цене выше) производители готовы предложить сколько угодно много товара, но откажутся предлагать товар вообще при малейшем снижении цены. Как правило, такая ситуация характерна для высококонкурентных рынков со множеством покупателей. Например, если рассматривать рынки биржевых товаров (commodities), то с точки зрения отдельного покупателя картина рынка выглядит так: продавцы готовы продать бесконечно много товара по данной рыночной равновесной цене, однако покупатель не сможет купить ничего по цене даже чуть ниже равновесной.
  2. Предложение абсолютно неэластично по цене. еPQ = 0
    Эластичность предложения по цене в данном случае равна нулю. Величина предложения реагирует очень слабо даже на большое изменение цены. Продавцы готовы предложить определённый объем товара по какой-угодно высокой или низкой цене.
    Такая ситуация может быть характерна для товаров, которые необходимо продать достаточно срочно. Возьмем, например, рыбные ярмарки в некоторых южноевропейских странах. В начале дня продавцы предлагают рыбу по нормальным рыночным ценам. Однако к вечеру, к моменту завершения торгового дня, те продавцы, у которых остался непроданный излишек рыбы, готовы продать его по ценам в разы ниже стандартных, а иногда даже вообще отдать рыбу бесплатно. (В самом деле, не везти же ее обратно домой?). В этом случае кривая предложения продавцов рыбы очень близка к вертикальной линии

Факторы эластичности предложения

Как было определено ранее, эластичность предложение по цене показывает, насколько сильно реагирует величина предложения на изменение цены. Другими словами, насколько продавцы увеличат свое желание продать данный товар при росте его цены (или же насколько они захотят уменьшить продажу данного товара при снижении его цены). Данная реакция продавца на цену может зависеть от следующих факторов:

  1. Уникальность ресурсов, имеющихся у продавца.
    Чем более уникальны ресурсы, тем меньше возможности их альтернативного использования. Фирма, обладающая этими ресурсами, вынуждена производить данный товар, и поэтому не будет сильно реагировать на изменение цены товара. Чем более уникальны ресурсы, имеющиеся у фирмы, тем менее эластично предложение по цене.
  2. Временной отрезок
    Чем больше у производителя времени на то, чтобы принять решение о выпуске и продаже данного товара, тем выше эластичность предложения по цене. В более длительном периоде производители имеют возможность для поиска других возможностей использования своих ресурсов. Например, при падении цен на яблоки производители в краткосрочном периоде уже не могут отреагировать на это снижением величины предложения, поскольку яблоки уже были выращены. Однако в более длительном периоде производители подумают о том, чтобы использовать имеющуюся землю для выращивания других фруктов, например груш, или же вообще для строительства на этой земле коттеджей. То есть в более длительном периоде предложение будет сильнее реагировать на изменение цены.

Добавить комментарий

Закрыть меню