Экспресс диагностика готовности к школе

Введение……………………………………………………………………2

Глава 1. Психологическая диагностика…………………………………4

    1. Понятие психологической диагностики…………………………..4

    2. Основные методы психологической диагностики……………….7

Глава 2. Проблема готовности детей к школе………………………….11

2.1. Понятие готовности к школьному обучению………………………11

2.2. Формы готовности к школе…………………………………………13

2.3. Методы диагностики готовности детей к школе……………….….16

Глава 3. Экспериментальная часть.

3.1. Экспериментальное применение методов психологической диагностики готовности детей к школе на примере детей подготовительной группы ДОУ…………………………………………21

Заключение……………………………………………………………….25

Глоссарий…………………………………………………………………27

Библиографический список………………………………………………29

Приложение А. Схема «Классификация психодиагностических методов»………………………………………………………………..….30

Приложение Б. Методика «Рисование мужской фигуры по представлению»………………………………………………………………….31

Приложение В. Методика «Подражание письменным буквам»……….32

Приложение Г. Методика «Срисовывание группы точек»………….…33

Приложение Д. Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Ярослава Йирасика………………………………………………………….…..34

Приложение Е. Методика «Графический диктант»……………………36

ПриложениеЖ. «Отношение ребенка к обучению в школе»……….….38

Приложение З. Таблица «Результаты психологической диагностики детей к школе»………………………………………………………..…………39

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Поступление в школу знаменует собой начало нового периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий для того, чтобы сделать школьное обучение ребенка не только эффективным, но и полезным, приятным и желанным для детей. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской медицинской психологии.

Адекватное и своевременное определение уровня психологической готовности к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной неуспеваемости. Поэтому изучение данной проблемы актуально.

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением. Л.И. Божович расширила понятие личностной готовности, которая выражается в отношении ребенка к школьному обучению, учителю, учению как деятельности1.

От степени подготовленности ребенка к обучению зависят его дальнейшее развитие и успешность в усвоении школьной программы. По мнению И.Ю. Кулагиной «психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства».1

Проблема готовности ребенка к обучению в школе стоит перед педагогами, психологами, медиками и родителями достаточно остро.

Цель исследования: рассмотреть применение методов психологической диагностики готовности детей к школе, проанализировать полученные результаты.

Объект курсовой работы: психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению.

Предмет курсовой работы: методы психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить основные методы психологической диагностики.

  2. Раскрыть основные формы психологической готовности к школе.

  3. Изучить методы психологической диагностики детей к школе.

  4. Продемонстрировать на примере детей подготовительной группы детского сада экспериментальное применение методов психологической диагностики готовности детей к школе.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования данного материала практическим психологом в ДОУ при диагностике готовности к школьному обучению, а также при подготовке детей к школе.

Глава 1. Психологическая диагностика

    1. . Понятие психологической диагностики

Психодиагностика – это область психологической науки и важнейшая

форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей)1

Психодиагностику в практическом смысле можно определить как установление психологического диагноза – описания состояния объектов, которыми могут выступать отдельная личность, группа или организация. Психологическая диагностика осуществляется на основе специальных методов, может быть составной частью эксперимента или выступать самостоятельно как метод исследования, либо как область деятельности практического психолога.

Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов. И тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере, в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека.

Психологическая диагностика понимается двояко:

1. В широком смысле — сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств.

2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

1. Сбор данных.

2. Переработка и интерпретация данных.

3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психологическая диагностика с одной стороны — это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

Психологическая диагностика решает следующие задачи:

1.Установление наличия у человека того лили иного психологического свойства или особенности поведения.

2.Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3.Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4.Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования.

Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

1. Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности.

2. Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений.

3. Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности.

4. Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой.

5. Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Таким образом, психодиагностика – это область психологической культуры и важнейшая форма психологической практики, цель которой – постановка психологического диагноза, то есть оценка психологического состояния человека.

Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее включены задания для фронтального обследования детей, инструкции к их выполнению, анализ результатов, описание поведенческих особенностей детей и их оценка.

ВВЕДЕНИЕ

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С.

Выготского Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению.

Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Сегодня обучение проникает уже в дошкольные учреждения в виде формирования навыков чтения, письма, устного (и не только устного) счета. Педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный с «готовностью», вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования. Интерес к проблеме подогревается всем известным фактом фактической инфантилизации детской популяции (об акселерации уже забыли даже ярые адепты этого феномена).

Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н.И. Гуткиной (1996) и «Справочник для практического психолога…» (1998).

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» (И.В. Дубровина, 1995, 1998).

Добавить комментарий

Закрыть меню