Экспозиция музея

Тематико – экспозиционный план школьного краеведческого музея «Преданья старины глубокой»

МОУ Хохол – Тростянская ООШ

ЭКСПОЗИЦИЯ 1.

«Помним, гордимся, чтим»

Данная экспозиция посвящена военной тематике. В ней представлены следующие темы.

  1. «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Этот раздел повествует о днях оккупации г. Острогожска и с. Хохол – Тростянка немецко-фашистскими захватчиками в 1942-1943гг. Рассказывается о мемориальном памятнике экипажу самолёта ПЕ-2, погибшему на территории села в июне 1943 года.

  2. «Вечная слава героям». В этом разделе представлены фотографии памятника воинам – землякам, погибшим в годы войны. На отдельных фотографиях памятника помещены фамилии земляков, которые не должны быть забыты потомками.

Обе темы объединены одной мыслью: «Без памяти нет истории».

  1. «Война прошла сквозь жизнь мою». Тема о воине-интернационалисте села Воробьёве Александре Ильиче, проходившем службу в Афганистане с 1987 по 1989 гг. Материал для папки – раскладушки взят из семейного архива афганца, а также из исследовательской работы активистки школьного музея Воробьёвой Екатерины.

  2. Книга вечной памяти. Сведения о воинах, погибших на фронтах войны и ветеранах Великой Отечественной войны села Хохол – Тростянка.

  3. Альбом «Благодарная память народа ваши хранит имена». Оформлен активистами музея. Собрана информация из воспоминаний очевидцев событий села в годы ВОВ, составлена Живая летопись войны о ветеранах войны.

В данной экспозиции также представлены:

  • Гильзы времён ВОВ;

  • Солдатская ложка;

  • Походная фляжка;

  • Полевой телефон;

  • Красноармейская книжка солдата;

  • Извещение о гибели красноармейца.

ЭКСПОЗИЦИЯ 2.

«Волшебная нить»

В этой экспозиции представлены кружевные работы мастерицы села Болховитиновой Марии Захаровны.

ЭКСПОЗИЦИЯ 3.

«История села»

Экспозиция оформлена на двух стендах.

  1. «Страна Хохляндия». Повествует о народе с шутливым прозвищем «хохлы». Откуда взялось это слово? Чем занимаются хохлы? Что любят и как говорят? – на эти вопросы можно найти ответы в информации стенда.

  2. «Из истории села». Сведения об основании села Хохол – Тростянка в 1652 году, о его названии, количестве жителей в разные времена, культурном развитии села в 19-20 вв.

ЭКСПОЗИЦИЯ 4.

«Народный костюм Воронежской губернии»

  1. На стенде представлены иллюстрации мужской и женской одежды подвенечного, понёвного и сарафанного типа.

  2. Манекены со свадебным и праздничным костюмом женщин села конца 19 начала 20 веков.

ЭКСПОЗИЦИЯ 5.

«Интерьер русской избы»

В данной экспозиции раскрыты следующие темы.

1. «Утюги конца 18 начала 19 веков». Представлены утюги разных видов: деревянный рубель, утюг-лодочка, утюг на углях. Есть чугунная подставка для утюга.

2. «Как рубашка в поле выросла». Знакомство с разновидностями прялок: ручной и механической, элементами ткацкого станка: челноком и «бэрдом». Отдельно указаны виды гребней: малого и большого.

3. «Крестьянка у прялки». Манекен крестьянки в хохол — тростянском повседневном костюме за механической прялкой. Рядом висит люлька для ребёнка.

4. «Бабий кут». Около печи находится «бабий кут» с предметами кухонной утвари: кувшинами, рогачами, деревянной лопатой, макитрой, самоваром, чугунами, кочергой, коромыслом.

5. «Красный угол». В самом почётном месте интерьера русской избы находится угол со старинной иконой 19 века, убранной вышитым льняным набожником.

Предметы быта: маслобойка, станок для изготовления кизяков, щётка для укладки камыша, ступа с товкачом, деревянное корыто, цэп.

ЭКСПОЗИЦИЯ 6.

«Предметы старины»

Оформлена полочка, на которой представлены виды денежных купюр 20 века, кованые гвозди 19 в., фрагменты глиняной игрушки 19 в., фрагмент керамической курительной трубки 19 в., наконечник скифского копья 10 в., лезвие ножа, элемент конской упряжи начала 20 века.

ЭКСПОЗИЦИЯ 7.

«Школа вчера, сегодня, завтра».

В экспозиции представлен манекен со школьной формой для девочек. Стоит школьная деревянная парта середины 20 века. На полочке расположены предметы, которые использовались в учебном процессе середины 20 века: арифмометр «Феликс», печатная машинка, швейная машинка «Белка».

Лекция 39. Музейная экспозиция: основы

Проектирования

Формы музейной коммуникации. Экспозиция и выставка – это публикация музейных предметов, которые можно рассматривать как:

· стационарная, постоянно-действующая демонстрация музейных экспонатов – экспозиция;

· временная демонстрация экспонатов – тематические, фондовые, отчетные выставки.

Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений (А. Б. Закс, 1988). В музейной энциклопедии (А. Б. Закс, 2001) дается следующее определении музейной экспозиции – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Музейная экспозиция органично связана с социальными функциями музея, используется в просветительных целях через эмоциональное воздействие на посетителя.

Музейная экспозиция рассматривается как информационно-коммуникативная музейная система, основанная на знаковой сущности музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, научным, художественным свойствам модель объективного мира, адекватно воспринимаемую посетителями музея.

Основные понятия экспозиционной деятельности: экспозиция; выставка, реэкспозиция, монтаж, демонтаж, наблюдение за состоянием экспозиции после ее открытия, музейные экспонаты, тексты и этикетаж и др.

Сущность. Особенности музейной экспозиции состоит в представлении разнообразной информации, предоставлении модели реального мира для посетителя, на основе научности, предметности (музейные экспонаты), коммуникативности.

Коммуникативная функция (коммуникативность экспозиции) раскрывается через ее доходчивость, универсальность, способность передавать информацию.Коммуникативная функция открывается через язык музейной экспозиции, который основывается на музейных предметах и специфических правилах семантического прочтения, которые не просто документируют, но и раскрывают содержание музейного предмета. Подлинные музейные предметы являются основой формирования музейной коммуникации. Вещественные памятники дополняются изобразительными памятниками, письменными, фото- и фономатериалами, создавая модель реального мира. Музейный предмет по своей природе информативный, экспрессивный способен привлекать внимание. Музейный предмет играет решающую роль при экспонировании.

Научная концепция. Музейная экспозиция формируется на основе научной концепции, определяющей содержании, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение. Экспозиционеры должны обладать профильными музею знаниями, иметь понятия об основных принципах музееведения, педагогики и психологии, современного дизайна. Это позволяет создавать экспозиции, отвечающие требованиям научности, познавательности, эмоциональности.

Музейный экспонат. Основой экспозиции является музейный предмет-экспонат, создавая особую знаковую систему экспозиции. В. П. Арзамасцев (1989) определяет роль музейного предмета в экспозиции как: Музейная экспозиция – особая информационная система, отражающая явления исторического процесса через музейные предметы-экспонаты как знаковые компоненты в расчете на определенное понимание ее воспринимающим субъектом. Своеобразие экспозиции как информационной системы заключается в том, что она анализирует и обобщает процесс или явление в форме самих вещественных, предметных частей исследуемого процесса или явления. Экспозиция может рассматриваться и как часть действительности, фрагмент природы и материального мира человека, как отраженная картина действительности. Из музейных предметов – главных экспонатов – формируются музейные комплексы, связанные по содержанию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство (тематические, мемориальные, коллекционные).

Экспозиция как текст и как вид искусства. Проектирование экспозиции включает разработку основных идей и содержания, архитектурно-художественных принципов построения и решения. Проектирование экспозиции начинается с определения темы экспозиции, выявления обеспеченности выбранной темы фондовыми материалами, экспозиционными помещениями, материально-технической базы. Эта работа проводится в содружестве научных сотрудников музея (экспозиционеров), хранителей и музейных художников / дизайнеров. Главной целью художника-дизайнера является перевод научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный, что решается через конкретизацию следующих задач:

· обеспечение единства формы и содержания экспозиции, образного выражения концептуального замысла;

· создание условий, благоприятствующих сохранению экспонатов и удобству эксплуатации экспозиции, обеспечению ее высоких утилитарных качеств;

· формирование высокого уровня коммуникации «экспозиция-зритель».

Художник-дизайнер выступает как автор архитектурно-художественного решения экспозиции, под которой понимается художественное проектирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. Экспозиционный ансамбль – это пространственная среда внутри здания или под открытым небом, структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической композицией образно раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и использует современные технологии. В единстве художественного и образного, функционального, конструктивно-технологического и экономического начал создается так называемый музейных спектакль – музейная экспозиция.

Экспозиционный материал. В основе экспозиций и выставок находятся экспозиционные материалы. К ним относятся:

· музейные предметы – подлинные экспонаты, хранящиеся в основном фонде музея;

· воспроизведения музейных предметов, копии, репродукции, модели, муляжи, слепки, голограммы, реконструкции, новоделы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде музеев;

· научно-вспомогательные материалы, карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, таблицы, выполняемые для конкретной экспозиции;

· тексты и аннотации, составляемые для конкретной экспозиции.

Подходы построения экспозиций. Особенности экспозиций разных типов музея. Типология музейная экспозиции формируется в соответствии с основным замыслом: научная, научно-просветительная, учебно-образовательная, образовательно-воспитательная, рекреационная. Раскрытие экспозиционного замысла происходит через использование ряда подходов и принципов: принцип историзма (рассмотрение всех вопросов в процессе развития), принцип всесторонности и комплексности (оценка вариативных особенностей объекта), принцип социально-политической нейтральности, системный, информационный, культурологический, педагогический подходы. Раскрытие целей, задач экспозиции осуществляется через методы построения экспозиции: коллекционный, иллюстративный (тематический), ансамблевый, музейно-образный, осуществляемые через определенный порядок группировки и организации экспозиционных материалов:

· систематическая экспозиция (академический ряд) строится в соответствии с классификацией конкретной научной дисциплины или отрасли производства. В ее основе – системный, типологический ряд музейных предметов, отражающих эволюционные процессы в природе и человеческой деятельности;

· ансамблевая экспозиция реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни. В ее основе – жизненный, бытовой комплекс, в котором экспонаты находятся в среде максимально приближенной к подлинной среде бытования;

· ландшафтная экспозиция использует взаимосочетание натуральных природных компонентов и бытовых комплексов. В природно-ландшафтной композиции, располагаемой в экспозиционном помещении обязательно наличие панорам, диорам, биогрупп, интерактивных зон;

· тематическая экспозиция строится по определенному сюжету, проблеме через тематические комплексы, т. е. группу связанных по содержанию или иным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство;

· тематико-хронолическая экспозиция раскрывает хронологию событий через включение в непрерывный ход исторического развития тематических комплексов;

· комплексная экспозиция использует вариативные методы и принципы построения экспозиционных комплексов.

Выбор методов экспозиционного показа зависит от типа музея, профиля музея, целевых установок экспозиции, специфики коллекции, размеров экспозиционных площадей.

Воспроизведение музейных предметов и внемузейных объектов. Основой экспозиции являются подлинные музейные предметы. Но они поддерживаются дополнительными средствами показа. Воспроизведение музейных предметов необходимо для замены в экспозиции подлинных материалов, которые по разным причинам невозможно использовать в экспозиции. Новоделы, реплики используются в экспозиции осторожно, так, чтобы не подменить или затемнить подлинные экспонаты. В качестве замены подлинного предмета используют слепки, голограммы, наиболее приближенные к оригиналу воспроизведения подлинника. Использование голограмм или иных воспроизведений предметов требует особого технического оборудования.

Научно-вспомогательные материалы в экспозиции несут дополнительную информацию. Как правило, они обобщают данные, которые не могут быть представлены другими материалами: карты, схемы, цифровые таблицы. Но научно-вспомогательные материалы не должны перегружать экспозицию, превращать экспозицию в сплошной текст, книгу, плакат.

Тексты и фонокомментарии в музее. Тексты и этикетаж в музее способствуют раскрытию содержания экспонатов. Тексты могут быть ведущими, определяющими содержание всей экспозиции, ее отдельных частей. Тексты могут быть оглавительными (оглавляющими разделы экспозиции), объяснительными (объясняющими содержание экспозиции в целом и отдельных экспонатов). Особое значение имеют указатели, облегчающие ориентацию в экспозиции (планы залов, названия и нумерация экспозиционных комплексов, стрелки маршрута на стенах и на полу). Экспонаты сопровождаются этикетажем (этикетками): название предмета, материал, авторство, место изготовления, дата изготовления, происхождение, способ изготовления и среда бытования, значение предмета. Современные музеи дополнительно к текстам и этикеткам используются фоно-, фотокомментарии, электронные каталоги музейных коллекции с более подробными информативными данными. Но перегружать экспозицию текстами и этикетками не рекомендуется, т. к. музей – это встреча с подлинными историко-художественными реликвиями.

Проектирование музейной экспозиции

Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, ди- зайнеров, музейных педагогов, инженеров. В связи с этим составны- ми частями проектирования экспозиции являются: 1) научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; 2) художественное проекти- рование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; 3) техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств. Научное проектирование включает 3 этапа: разработка научной концепции, тематической структуры и тематико-экспозиционного плана.

1) Научная концепция – первый и важнейший этап проектирова- ния, раскрывающий экспозиционный замысел и дающий общее пред- ставление о будущей экспозиции. В научной концепции выбирается и обосновывается тема и главная идея экспозиции, общая тематиче- ская структура и принципы построения крупных разделов и комплексов. Научная концепция включает: 1. Определение ведущих идей современных направлений науки, отбор которых должен явиться стержнем предстоящей экспози- ции и составить основные разделы тематической структуры.
2. Обоснование данной работы, постановка ее целей и задач, опре- деление условий и реальных возможностей ее осуществления (площадь экспозиции, финансовые затраты). 3. Краткий обзор существующих в стране и за рубежом экспозиций по данной или сходной тематике, их структуры и принципы построения.

4. Анализ и характеристика предметной базы экспозиции: наличие фондовых материалов, коллекций по теме, привлечение материа- ла из других музеев, реальные возможности комплектования ос- новного и научно-вспомогательного фондов для проектируемой экспозиции. 5. Обоснование принципов построения экспозиции с точки зрения удовлетворения запросов и интересов различных групп посети- телей, предполагаемая эффективность создаваемой экспозиции, возможность проведения экскурсионной и лекционной работы в экспозиции. 6. Выбор метода проектирования, предложения и рекомендации к художественному проектированию. Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных раз- делов и крупно габаритных экспонатов – диорам, образцов техники, макетов и т.д.

2) Тематическая структура (тематико-структурный план – ТСП). Следующий этап научного проектирования состоит в разра- ботке тематической структуры. Тематическая структура – документ, который служит основанием для определения последовательности экспозиционных разделов, тем и комплексов и установления маршру- та по экспозиции. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов. Тема- тическая структура оформляется в тематико-структурный план (ТСП) – документ, который составляется одновременно с подбором экспози- ционного материала и определяет содержание и тематическую струк- туру проектируемой экспозиции. ТСП включает 3 пункта: ведущие тексты, обобщенный перечень экспонатов или их групп с краткой характеристикой, указания на дополнительное комплектование (например, в процессе полевой практики, изыскания в других хранилищах и др.). В зарубежной практике тематико-структурному плану соответ- ствует краткий план-проспект экспозиции – экспозиционный (выставочный) бриф, который разрабатывает сформированная проектная группа. Такая группа включает представителей разных му- зейных подразделений: фондов (хранителя, консерватора); подразде- ления программ, адресованных публике (сотрудников, курирующих подготовку экспозиции, дизайн, образование, издания, маркетинг); администрации (сотрудников, занимающихся финансами, безопасно- стью, обслуживаем посетителей). Смысл проектных команд состоит в их направленности на разработку и воплощение конкретного проекта (бюджет и график работы, бриф).

Бриф – это важный документ, который направляет весь процесс организации экспозиции до ее открытия.

План-проспект (экспозиционный бриф) определяет цели создания экспозиции; ожи- даемые впечатления посетителя; поэлементное описание экспозиции, включающее 1) коммуникативные задачи каждого элемента экспози- ции, 2) возможные коммуникативные средства решения этих задач, 3) матрицы движения потока посетителей, 4) эскизы будущей экспо- зиции, рисующие «атмосферу» экспозиции. После одобрения плана-проспекта руководством каждый член проектной группы начи- нает заниматься своей специальной областью: подготовкой сопрово- дительного текста, отбором экспонатов и подготовкой их для показа, планами маркетинга, мерами безопасности, переговорами о предоставлении экспонатов на временное хранение.

3) Тематико-экспозиционный план (ТЭП). На третьем этапе научного проектирования разрабатывается на основе тематико- структурного плана и отобранного экспозиционного материала про- изводится составление основного документа, завершающего процесс научного проектирования – тематико-экспозиционного плана. Этот план представляет собой творческий исследовательский труд, в котором в соответствии с тематикой особо выделяются экспозици- онные комплексы, состоящие из конкретных музейных экспонатов со всеми присущими им научными характеристиками. ТЭП включает следующие пункты: наименования разделов, тем, подием, комплек- сов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспозиционных материа- лов, входящих в комплекс; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размеры; указание мест хранения материалов и их шифра; примечания по художествен- ному проектированию экспозиции. В итоге создается электронный вариант экспозиции, учитывающий все требования тематической структуры и музейного дизайна (См. приложение). Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая «пробная» экспози- ция, или раскладка. Она состоит в том, что предназначенные для экспонирования материалы раскладываются, развешиваются, расставляются в заданном пространстве в соответствии с тематиче- ской структурой. Это позволяет выяснить зрительную совместимость экспонатов, уточнить композицию комплекса, оптимальную нагрузку стен, витрин. В настоящее время широко внедрено в музейную прак- тику компьютерное моделирование экспозиционных комплексов, тем, разделов, залов. Современный тематико-экспозиционный план экспозиции зачас- тую сопровождает сценарий – литературное изложение содержания экспозиции с усиленным эмоциональным воздействием на посетите- лей. Целесообразным считается применение сценария при проекти- ровании экспозиций с нетрадиционной тематикой, а также особенно в детских музеях.

Методические рекомендации

В этой главе особое внимание необходимо уделить изучению концепции и тематико-экспозиционного плана музея истории Томского государственного педагогического университета, данных в приложении.

Контрольные вопросы:

1. Определение научной концепции. 2. Определение тематико-структурного и тематико- экспозиционного планов. 3. Какова структура тематико-экспозиционного плана? 4. Что такое бриф? 5. Чем обусловлена необходимость введения сценария?

Рекомендуемая литература

1. Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М. 1996. 2. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческих музеев в свете современных теорий научного познания // Музей в совре- менном мире: традиционализм и новаторство. Труды ГИМ. М., 1999. Вые. 104. 3. Юхневич М.Ю. Текст в экспозиции. Опыт экспериментального исследова- ния // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев историче- ского профиля. М., 1980.

Тема 3. Музейные экспозиции и выставки.

Их проектирование. Постоянная и временная экспозиция музея. Две стратегии музея.

Понятие «экспозиция» и «выставка». Общее и различное. Принципы их проектирования: научность, предметность, коммуникативность.

Методы проектирования: системный, ансамблевый, тематический, музейно-образный, образно-сюжетный.

Проектирование экспозиции: разработка документации, авторский надзор за реализацией замысла.

Этапы проектирования. Различие в стратегиях проектированная и реализации временной и постоянной экспозиций

Под выставкой понимают собрание тех или иных предметов, произведений искусства, расположенных где-либо для обозрения, а также место такого обозрения. Для сферы туризма актуальны два рода выставок: выставка как художественное явление, где для публичного показа выставляются художественные произведения, и выставка как коммерческое мероприятие, связанное с демонстрацией туроператорами нового туристского продукта. В данном учебном пособии нас будет интересовать первый род выставок – выставка как художественное явление.

Выставки, как и музеи, имеют свою классификацию. Они классифицируются по нескольким признакам:

• по месту проведения: стационарные, передвижные, выездные;
• по частоте проведения: периодические, ежегодные;
• по составу участников: городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные;
• по характеру представленных экспонатов: тематические (современного искусства, декоративно-прикладного искусства, произведений живописи, скульптуры, исторические, литературные, смешанные), коллекционно-представительные (по признаку редкостей и шедевров), тематико-дидактические (с демонстрацией результатов работы с каким-либо материалом, например «Живая глина», «Послушное стекло»), концептуальные (отличаются от тематических тем, что содержат в себе концептуальную идею – новый взгляд на известное, ввод в научно-художественный оборот новых явлений искусства, авторскую разработку выставки и способы ее воплощения).

Музейная и выставочная экспозиция (далее просто экспозиция) – это особая информационная система, отражающая явление культурно-исторического, художественного, творческого процесса. Своеобразие экспозиции заключается в том, что этот процесс или явление показывается и исследуется через предмет и с его помощью.

Работа над экспозицией включает определение ее темы и идеи, целевой установки будущей экспозиции, отбор предметов для экспозиции, их интерпретация и группировка, кроме этого, автор экспозиции должен знать примерный размер и характер экспозиционной площади.

Первое и обязательное условие начала работы над экспозицией – это определение темы и идеи экспозиции. Тема – это то, чему посвящена экспозиция, о чем она несет информацию; идея – то, что хотели «сказать» авторы данной экспозицией, это их концептуальный замысел. Приступая к работе над экспозиционной темой, следует учесть, что ее нельзя разрабатывать изолированно от других экспозиционных тем, так или иначе связанных с ней, если таковые имеются. Поэтому автор любой экспозиционной темы, входящей в более крупный тематический раздел, должен знать его основное содержание и место в нем данной экспозиционной темы. Последнее является особенно актуальным при разработке музейной экспозиции. Тема должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было раскрыть через музейные или выставочные предметы, таким образом, именно материальная сторона процесса, события или явления должна быть представлена наиболее полно.

Определив тему, идею, целевую установку будущей экспозиции, ее взаимосвязь с другими экспозиционными темами (если такие имеются), площадь, которую она будет занимать, можно приступать к разработке тематической структуры экспозиции. Под последней понимается ее членение на разделы путем выделения отдельных подтем, отражающих взаимосвязь событий и явлений. Четкая структура дает посетителю возможность увидеть этапы какого-либо процесса, выделить значимые моменты на каждом этапе. Поэтому при всем многообразии материала в музеях разных видов или на выставках общие принципы структуры экспозиции могут быть сходны.

Тема или подтема состоит, как правило, из нескольких экспозиционных комплексов, формирование которых происходит чуть позже, на стадии отбора материала. Основными принципами формирования тематической структуры экспозиции является хронологический и проблемный (идейный) принципы.

Следующий этап в подготовке экспозиции – отбор необходимых экспозиционных материалов. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экспозиции. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники и предметы, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон процесса, события или явления; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую деятельность музея. Для того чтобы наиболее точно выявить и отобрать предметы для экспозиции, ее автор должен уметь критически к ним подходить, раскрывать их содержание, делать на основе их изучения обобщения и выводы.

Добавить комментарий

Закрыть меню