Экспертиза трудоспособности

Медицинская сестра как участница медико-социальной экспертизы.

Медицинская сестра, как и все участники процесса медико-социальной экспертизы, находится в трудном положении: ей нередко приходится иметь дело с больными, наладить контакт с которыми довольно сложно, чьи особенности личности мало располагают к общению, затрудняют его.

К таким особенностям относятся: невысокий уровень образования; дефекты мыслительной деятельности, обусловленные болезнью; неблагоприятные личностные черты (эмоциональная неустойчивость, ранимость, обидчивость, взрывчатость, низкая самооценка), которые в ситуации экспертизы (являющейся стрессовой для большинства больных) усугубляются. И все же даже в работе с самым тяжелым контингентом освидетельствуемых, соблюдение принципа партнерства, отношение к человеку без предубеждений, как к равной личности, — залог эффективности процесса общения.

Следует подчеркнуть, что оптимизация процесса общения возможна лишь в том случае, когда человек действительно хочет этого добиться.

Простое заучивание приемов и техник общения малоэффективно.

Успех зависит от того, насколько медицинский работник тяготеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к лицам, пришедшим на освидетельствование. Устойчивость такого стремления у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным делом, может оказаться одним из важнейших условий успеха их деятельности. Коммуникативная компетентность включает мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий компоненты. Это способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять психологические особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать и реализовывать адекватные способы взаимодействия.

Коммуникативные навыки включают в себя: навыки активного слушания, способность выражать свои мысли с учетом уровня понимания партнера, рефлексивное отслеживание процесса коммуникации, сознательный контроль над эмоциями. Коммуникативная компетентность медицинского работника проявляется в милосердии, толерантности, стрессоустойчивости, профессиональной эмпатии, способствующих облегчению страданий, реабилитации, восстановлению здоровья пациента .

Таким образом, требования к личности медицинской сестры учреждения МСЭ достаточно высокие, необходимо помнить, что мы работаем для больного и на больного.

Особенностью общения в ситуации освидетельствования является его кратковременность. За 10-15 мин общения медицинская сестра и освидетельствуемый составляют впечатление друг о друге.

Необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя допускать эскалации конфликта. С больным нужно вести себя спокойно, доброжелательно.

Люди с заболеваниями чрезвычайно чувствительны к эмоциональному климату в окружении. Поэтому нужно обращать внимание на свое поведение и жесты. Необходимо быть уважительными, стараться быть последовательными и прямыми, сохранять дружелюбную дистанцию, учитывать, что человек болен, и относить симптомы не к нему, а к болезни. Такая тактика обусловлена элементарным здравым смыслом.

Стоит отдельно отметить особенности общения с психически больными людьми . Единственно правильной линии поведения в общении с психическими больными не существует. Все зависит от конкретной ситуации, обстановки и личности собеседников.

Хотя обычный человек не в состоянии точно определить степень опасности, исходящей от душевнобольного, он может распознать некоторые симптомы заболевания и вести себя соответствующим образом. Если собеседник испытывает трудности концентрации внимания, необходимо стараться быть кратким, при необходимости повторить сказанное. Если же он перевозбужден, разговора с ним не получится. Следует ограничить информацию, ничего не пытаться объяснить, говорить коротко, не обострять дискуссию. «Угу», «да», «до свидания» — вот тактика медицинской сестры.

Необходимо в общении с больными быть спокойными и открытыми. В разговоре сохранять спокойствие, четкость и прямоту. Помнить, что пациент может слышать странные голоса и видеть странные вещи, мысли его скачут, одновременно он испытывает самые разнообразные чувства. Так что многословные эмоциональные фразы, скорее всего, поставят его в тупик, а более понятными будут короткие фразы и спокойная речь.

Допустим, вы возмутились его поведением и выразили это очень эмоционально, — вероятнее всего он просто вас не услышит или не запомнит о чем шла речь. И вполне вероятно, в другой раз поведет себя точно так же.

Психическая болезнь серьезно влияет на то, как человек думает и ведет себя и что он способен делать. Вместе с тем для тех из нас, кто общается с такими людьми и любит их, жизненно важно всегда помнить, что это не только «душевнобольные». Они по-прежнему остаются ЛЮДЬМИ со своими чувствами, очень ранимы, легко теряют индивидуальность и поэтому особенно нуждаются в тех, кто их любит и понимает. Не осознавая, как много можно было бы им дать, окружающие просто вешают на них ярлык психически больного. Друзья и семьи должны противостоять этой тенденции, помня, что нужно отделять человека от болезни .

Медицинские сестры не должны:

— смеяться над больным и его ощущениями;

— пугаться его переживаний;

— убеждать больного в нереальности или незначительности того, что он воспринимает;

— вступать в подробное обсуждение галлюцинаций или того, от кого, по его мнению, они исходят;

— спорить с больным категорически запрещено.

Следует обратить внимание на собственное эмоциональное состояние. Нужно помнить, что обычно за внешним гневом скрываются страх и обида. Ситуацию легче взять в свои руки при условии спокойного и четкого поведения. Часто успокаивающий, уверенный голос дает возможность довольно быстро устранить переполняющие больного иррациональные гнев и страх.

Необходимо избегать всякого физического контакта и не устраивать около больного толчею. При общении с больным важно даже само физическое присутствие. Больной может выйти из себя, если ему кажется, что он загнан в угол или в ловушку. Поэтому бывает неплохо оставить ему свободным выход из кабинета или самому расположиться так, чтобы иметь возможность отойти, если эмоции слишком накалятся.

Стоит быть как можно внимательнее к причинам тревоги больного. Не преуменьшать и не игнорировать тот факт, что у больного могут быть сильные переживания. Во время приступа гнева самое важное — это помочь больному сосредоточиться на том, что может его успокоить. Изучать причины его гнева надо в более спокойный период.

Необходимо помнить о границах приемлемого поведения. Если в гневе больной кричит, бросается предметами, беспокоя других освидетельствуемых и сотрудников учреждения МСЭ, необходимо спокойно, но твердо сделать замечание. Например, сказать, что если он не прекратит, то вы вынуждены будете доложить о сложившейся ситуации руководителю бюро (экспертного состава).

Если освидетельствуемый в процессе общения оценил медицинскую сестру как человека формального, торопливого, безразличного к его ситуации, то в случае неудовлетворения ожиданий освидетельствования вероятность обращения с жалобой в вышестоящие инстанции на грубость и некомпетентность врачей, медицинских сестер (даже при отсутствии непосредственного повода к таким обвинениям) возрастает, и наоборот, если освидетельствуемый проникся к сотрудникам учреждения доверием, увидел людей неравнодушных, пытающихся разобраться в его проблеме и сделать все, чтобы помочь ему, то решение не в свою пользу он примет спокойнее, так как почувствует объективность.

Правильный стиль общения поможет снизить конфликтность процедуры освидетельствования . В социальной психологии выделяют целый ряд причин, провоцирующий межличностные конфликты.

Личностные особенности сторон.

Личностными предпосылками к конфликтности

могут служить такие черты как нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, несдержанность в чувствах, а также склонность к агрессивному поведению, властность, корыстолюбие, эгоизм. Поведение медицинской сестры учреждения МСЭ не должно быть направлено на подчеркивание своего авторитета, значимости в решении судьбы другого человека. Авторитарный стиль общения обычно усиливает агрессивность конфликтного больного. Не стоит рассматривать больного с субъективных позиций, т. е. в каждом больном видеть либо черты знакомого или родственника и вести себя соразмерно этому.

Медицинская сестра должна быть достаточно уверенной в себе, но не надменной; быстрой и настойчивой, но не суетливой; решительной и твердой, но не упрямой; эмоционально отзывчивой, но рассудительной. Она должна сохранять хладнокровие и искреннее участие, оптимизм с определенной долей скептицизма. Уравновешенная гармоничная личность медицинской сестры является важным фактом установления оптимального контакта с освидетельствуемым.

2. Барьер отрицательных эмоций.

Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая неприязнь, гнев, брезгливость, трудно рассчитывать, что удастся правильно оценить и понять партнера по общению.

Барьер восприятия.

Существует целый ряд поз и жестов, вызывающих негативное отношение собеседника. Так, скрещенные руки на груди говорят об отчуждении, некоторой агрессивности, закрытости для общения. Руки, сжатые в кулаки — откровенно агрессивная поза и т. д. Первое впечатление о человеке создает соответствующую установку на взаимоотношения, оно может быть отрицательным или положительным.

Следует различать виды конфликтов . Реалистические (предметные) конфликты. Они вызываются неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных целей. Поводом для конфронтации может служить поведение медицинского персонала (грубость, неучтивость), характер проведения процедуры записи больного (халатность), санитарно-гигиенические условия медицинского учреждения (фязь, шум, запах), ошибки в оформлении экспертной документации.

Беспредметные (нереалистические) конфликты. Они имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Этот тип конфликта нередко обусловлен предвзятым отношением освидетельствуемого к медицинской службе в целом и конкретному медику в частности.

Удачность контакта иногда определяется, на первый взгляд, несущественными моментами. Например, излишне богатая, модная одежда, изобилие украшений, косметики может создать негативное впечатление.

Открытость для общения можно показать визуальным контактом, легкой улыбкой, приветливостью, мягкостью манер и интонации. Возможен небольшой наклон корпуса, головы в сторону собеседника, заинтересованное и внимательное выражение лица и т. п.

Темп речи должен быть небыстрым, спокойным, слова четкими. Для эффективной работы медицинской сестры бюро МСЭ и экспертных составов Главного бюро необходимо умение слушать собеседника.

Следующий этап общения — выход из контакта. Умение выйти из контакта также важно, как и войти в него. Роль последнего впечатления также важна, как и первого. Неумение сдержать свою неприязнь ведет к обиде, негативному впечатлению от процедуры освидетельствования, чувству неудовлетворенности.

Хороший способ завершения контакта — техника «перефразирования» (т.е. переформулирования мысли собеседника — «как я понял Вас…», «другими словами, Вы говорите.,,») и резюмирование — подытоживание основных идей и чувств больного. Больной, убедившись, что его правильно поняли, уходит с чувством удовлетворенности и даже отрицательное для него решение воспримет спокойнее.

В каждом бюро необходимо создать такую обстановку, которая щадила бы психику больных и порождала атмосферу доверия. Достигнуть этого можно правильной организацией режима труда и отдыха, высокой культурой сотрудников и четкой трудовой и профессиональной дисциплиной.

Уже первая встреча в регистратуре должна создать атмосферу положительной настроенности больного, атмосферу доброжелательности.

В зале ожидания необходимо поддерживать порядок и чистоту, в должном виде должен быть стенд с указанием графика работы бюро, перечня документов, необходимых при освидетельствовании, порядок обжалования решения бюро МСЭ, информация о льготах для инвалидов и другие сведения, касающиеся освидетельствуемых.

Запись больного на освидетельствование должна проходить индивидуально. Обращение с больным при записи должно быть доброжелательным и терпеливым, так как с первого момента у больного начинает складываться мнение о правильности, качестве проведения экспертизы.

При отсутствии необходимых документов следует терпеливо разъяснить необходимость их предоставления, возникающие вопросы (находящиеся не в компетенции медицинской сестры) решать с руководителем бюро. После записи больного сведения о нем предоставляются руководителю бюро, который определяет очередность процедуры освидетельствования.

Социальные вопросы (жилищно-бытовые, семейные отношения, трудовая деятельность и т. д.) следует выяснять деликатно.

Недопустимо в присутствии больных обращаться друг к другу на «ты», по имени. Если специалист, собирающий анамнез, вынужден отвлечься, следует извиниться перед больным.

Обобщая вышесказанное, следует, что при заболевании с относительно редкими припадками и незначительными изменениями личности трудоспособность практически не страдает.

Больные трудоспособны в основном с легкими (абсансы, простые парциальные и др.) и редкими припадками, без отчетливых психических нарушений, с умеренно выраженными характерологическими особенностями, имеющие возможность продолжать работу по специальности с ограничениями или изменением профиля деятельности (в основном лица гуманитарных профессий, педагоги и т. п.). Больные с длительной ремиссией припадков на фоне поддерживающей терапии, без значительных изменений личности — при возможности трудоустройства в доступных профессиях.

Показаниями для направления на БМСЭ являются противопоказанные виды и условия труда, прогрессирующее течение эпилептического процесса (частые, резистентные к терапии припадки, психические нарушения, изменения личности), после недостаточно эффективного оперативного лечения.

Также следует заметить, что ситуация освидетельствования в учреждении МСЭ относится к числу потенциально конфликтогенных. Если работа проведена убедительно, грамотно, с соблюдением всех нормативных документов и этических норм выполнения профессиональных обязанностей, конфликтные ситуации не будут возникать.

Таким образом, рассмотрев принципы организации, задачи, функции медико – социальной экспертизы, а так же характеристику ограничения жизнедеятельности при эпилепсии и участие медсестры непосредственно в экспертизе, можно сделать вывод, что диагноз эпилепсия необязательно означает инвалидность, при относительно редких припадках и незначительных изменениях личности трудоспособность практически не страдает.

Трудоспособность – социально-правовая категория, отражающая способность человека к труду, определяемого уровнем его физического и духовного развития, а также состояния здоровья, профессиональными знаниями, умением и опытом.различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность – это способность человека к неквалифицированному труду в обычных условиях. Профессиональная трудоспособность – способность работника к труду по своей профессии( специальности) и квалификации, либо по другой адекватной ей профессии. Различают полную( общая и профессиональная) и частичную трудоспособность.

Полная общая трудоспособность – способность выполнять неквалифицированную работу в нормальных условиях. Полная профессиональная труд-ть — способность работника выполнять все трудовые функции по

Имеющейся у него профессии или занимаемой должности в тех произвдственных условиях,в которых он работал. Частичная трудоспособность – способность к профессиональному или неквалифицированному труду, сохраняющаяся у лиц перенесших заболевание или увечье. При частичной профессиональной трудоспособности работник может выполнять лишь часть трудовых функций по своей или равной ей квалификации, либо все трудовые функции, но в облегченных условиях. Частичная общая труд-ть – это способность работника выполнять в ограниченном объеме или в облеченных условиях неквалифицированную работу. Нетрудоспособность – это состояние организма, обусловленное заболеванием, травмой и их последствиями или другими причинами, когда выполнение профессионального труда полностью или частично, в течение ограниченного времени или постоянно невозможно. Виды нетрудоспособности: — временная( полная, чатичная), — стойкая( полная,частичная). Временная нетруд-ть – состояние организма, обусловленное заболеванем или травмой, при котором нарушения функций сопровождаются невозможностью выполнения профессионального труда в обычных условиях в течение ограниченного времени ( полная- невозможность выполнения любого труда на определенный срок, необходимомть специального режима и лечения; частичная- временная нетруд-ть в отношении своей профессии при сохранении способности выполнять другую работу с облегченным режимом или уменьшенным объемом). Временная нетруд-ть чаще возникает при острых заболеваниях( грипп, ангина) и травмах,а также при обострениях хронических заболеваний. Причины временной нетруд-ти: заболевание, травма, санат-курортное лечение и медицинская реабилитация, уход за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом., карантин, протезирование, беременность ироды. Стойкое нарушение трудоспособности( инвалидность) – состояние организма, при котором функциональные или органически енарушения, обусловленные заболеванием, увечьем или анатомическим дефектом, носят устойчивый или постоянный характер и препятствуют выполнению работы по основной профессии на длительный срок или постоянно. Основным критерием оценки трудоспособности должно быть соответствие требований, предъявляемых профессией, возможностям организма при наличии конкретного заболевания, травмы или увечья. При определении трудоспособности следует оценивать две группы факторов – медицинские и социальные. Медицинские критерии: своевременно поставленный, точный, полный клинический диагноз с учетом выраженности морфологических изменений, степени функциональных нарушений, тяжести и хар-ра течения заболевания, осложнений.

Социальные критерии: отражают все то,что связано с профессиональной деятельностью больного( характер физического или нервно-психического напряжения, преиодичность и ритм работы). Медицинский критерий является ведущим в определении нетрудоспособности.

44. Инвалидность — понятие медицинское, социальное и юридическое

(приобретение определенного права и статуса: право ограничить или прекра­тить профессиональную деятельность; право на пенсионное обеспечение; пра­во на полное государственное обеспечение и т.д.). Установление группы инвалидности является одной из главных задач медико-социальной экспертизы. Объективная оценка состояния трудоспособности осуществляется ком­плексом методов, включающих клиническое обследование, изучение характе­ра и усло Право направлять граждан на медико-социальную экспертизу имеют ле­чащие врачи амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений раз­личных уровней и форм собственности с утверждением направления на МСЭ клинико-экспертной комиссией учреждения При установлении группы инвалидности, срок временной нетрудоспо­собности завершается датой регистрации направления на МСЭ бюро медико-социальной экспертизы. Лицам, не признанным инвалидами, листок нетрудоспособности про­длевается лечебно-профилактическим учреждением до восстановления трудо­способности или повторного направления на медико-социальную экспертизу.

При отказе больного от направления на медико-социальную экспертизу по неуважительной причине, листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа или дня регистрации документов бюро медико-социальной экспер­тизы. Отказ или неявка указывается в листке нетрудоспособности.

>1. Экспертиза трудоспособности.Роль медицинской
сестры.

11.

При стойкой утрате трудоспособности устанавливают

группу инвалидности:
1 группу инвалидности назначают больным при
полной стойкой утрате трудоспособности с
необходимостью постоянного ухода и надзора за
больным.
2 группу инвалидности определяют при полной
стойкой утрате профессиональной
трудоспособности, однако больные могут выполнять
простую неквалифицированную работу и
обслуживать себя.
3 группу инвалидности назначают лицам, частично
утратившим трудоспособность. Они нуждаются в
сокращении рабочего дня, уменьшении объема
трудовой деятельности, переведении на работу
более низкой квалификации.

Под трудоспособностью понимают такое состояние человека, при котором совокупность его физических, духовных способностей позволяет ему выполнять определенного качества и объема профессиональную работу.

Одной из основных обязанностей участкового терапевта (врача общей практики) является проведение медицинской экспертизы трудоспособности пациента.

Экспертиза трудоспособности – вид экспертной работы, заключающийся в определении длительности и степени нетрудоспособности человека в связи с заболеванием или увечьем, в выявлении причин утраты трудоспособности, установление группы инвалидности.

Все положения в медицинской экспертизе разрабатываются и утверждаются на основе Конституции РФ и «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Разделы медицинской экспертизы:

· Экспертиза временной нетрудоспособности.

· Медико-социальная экспертиза (определение стойкой утраты трудоспособности).

· Военно-врачебная экспертиза

· Судебно-медицинская экспертиза и судебно-психиатрическая экспертиза

· Независимая медицинская экспертиза.

Экспертиза временной нетрудоспособности – вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента с точки зрения возможности осуществления им профессиональной деятельности, определение степени и сроков временной нетрудоспособности.

Временная нетрудоспособность – состояние организма человека, обусловленное заболеванием или травмой, при котором нарушения функции организма сопровождаются невозможностью выполнения профессионального труда в течение ограниченного промежутка времени, т.е носят обратимый характер.

Причины временной нетрудоспособности:

· Заболевание

· Травма

· Медицинская реабилитация

· Уход за больным членом семьи

· Уход за здоровым ребенком и ребенком инвалидом

· Карантин

· Временный перевод на другую работу (профессиональные заболевания, туберкулез)

· Беременность и роды

· Протезирование в условиях протезно-ортопедического стационара

Временная нетрудоспособность устанавливается на весь период болезни при благоприятном прогнозе и до выявления стойкой нетрудоспособности при неблагоприятном прогнозе.

Экспертиза временной нетрудоспособности является многоэтапным процессом, но ведущая роль принадлежит лечащему врачу.

Задачи экспертизы временной нетрудоспособности:

· Обеспечение и определение правильного медицинского и трудового прогноза.

· Оценка эффективности лечения

· Контроль соблюдения назначенного лечебно-охранительного режима.

· Выявление стойкой утраты трудоспособности и своевременное направление на МСЭ

· Диспансеризация, определение группы часто и длительно болеющих (имеющих 4 и более утрат трудоспособности в год по одному заболеванию или более 40 дней нетрудоспособности по разным заболеваниям).


Документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы) является:

· листок нетрудоспособности (выдается работающим пациентам)

· справка о временной нетрудоспособности (выдается студентам, учащимся, военнослужащим и т.д.)

При заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевает его единолично до 30 календарных дней, с учетом утвержденных ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах. Средний медицинский работник, имеющий право выдавать листки нетрудоспособности, единолично и единовременно выдает его на срок до 5 дней и продлевает до 10 дней.

При сроках временной нетрудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляет КЭК, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

Добавить комментарий

Закрыть меню